Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
166
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АПК / ДЕХКАНСКИЕ ХОЗЯЙСТВА / ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА / НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Эргардт О.И., Неъматов Х.Т.

В данной работе рассматривается актуальные проблемы, связанные с сельским хозяйством, выявление конкурентных преимуществ, и специфических товаров характерных только для этого региона, возможности и пути, направленные на обеспечение роста и достижение новых показателей для аграрной отрасли Республики Таджикистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН»

УДК 1

Эргардт О.И.

канд. экон. наук, доцент Алтайский государственный университет (г. Барнаул, Россия)

Неъматов Х.Т.

магистрант, Алтайский государственный университет (г. Барнаул, Россия)

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

Аннотация: в данной работе рассматривается актуальные проблемы, связанные с сельским хозяйством, выявление конкурентных преимуществ, и специфических товаров характерных только для этого региона, возможности и пути, направленные на обеспечение роста и достижение новых показателей для аграрной отрасли Республики Таджикистан.

Ключевые слова: сельское хозяйство, АПК, дехканские хозяйства, земельная реформа, национальная стратегия.

В первые годы независимости Республики Таджикистан молодое государство столкнулось с рядом вызовов доставшейся ей в наследство от советского времени. В число таких вызовов входили такие проблемы как изношенность производственных мощностей, устарение материальной базы и инфраструктуры, разрыв экономических связей с другими странами и в следствии этого утрата многих рынков сбыта. После распада СССР, как и на всем пространстве СНГ начались процессы, направленные на пересмотр всей системы перераспределения, где акцент ставился не на государство, а на частного

собственника, как на главного участника строящийся рыночной экономики. Однако процесс приватизации, коллективных хозяйств и совхозов из-за нехватки средств у широких масс населения, оказался в основном в руках узкого круга лиц, и обошло стороной тех людей, которые бы намного лучше справились с управлением хозяйств. Также сложность ведения сельскохозяйственных работ вызвано объективными природно-климатическими условиями, так как большая часть территории республики находится в горной, труднодоступной и непригодной для ведения сельского хозяйства.

Следует отметить что один из основных отраслей экономики республики является сельское хозяйство. Модернизация и улучшение инфраструктуры сельского хозяйства, производительность и занятость в этом секторе, финансирование и освоение новых земель входит в программу «Стратегия развития сельского хозяйства в Республике Тажикистан» и «Программа реформирования сельского хозяйства Республики Таджикистан на 2012-2020 годы».

Природа Таджикистана субтропическая и ее регионы отличаются по климату, производительности, вегетационном периоде, химический состав почвы, разнообразие зерновых и овощных культур. 74% населения страны живет в сельской местности, это говорит о благоприятных условиях для развития сельского хозяйства, и о возможности снижения уровня безработицы.

Общая площадь сельхозугодий республики в 2016 году составило 3638,5 тыс.га, из них 594,5 тыс.га орошаемой. Из этих земель 54 тыс.га являются непригодными для дальнейшего пользования. При этом отметим тот факт, что положение с использованием орошаемых земель с каждым годом ухудшается. Поэтому на повестке дня должны стоять такие важные проблемы, как скорейшее улучшение ситуации в восстановлении орошаемых земель.

В связи с географическими условиями нашей республики, где более 93% ее территории составляют горы и более 2 млн. гектаров сельхозугодий расположены в высокогорной, горной и межгорной территории, отсутствие

финансовых средств для приобретения сельскохозяйственной техники, для работы в условиях горного земледелия приводит к тому, что сотни тысяч гектаров земель обрабатываются ручным способом с применением обычных орудий и живой тяги. Поэтому в процессе создания новой технической базы сельского хозяйства, в том числе дехканских (фермерских) хозяйств, требуется решение ряда проблем, среди которых остро стоит проблема механизации сельского хозяйства, в том числе и механизации предгорного и горного земледелия.

Развитие форм хозяйствования и землепользования в нынешних условиях в Республике Таджикистан совершенствовалось по мере необходимости в ходе поэтапного правового регулирования аграрно-земельных отношений, которое осуществлялось с учетом условий и процесса перехода других отраслей производства к рыночной экономике. Для реализации указанных целей создавались правовые основы и были приняты законодательные и нормативно-правовые акты, как законы о земельной реформе, о дехканских (фермерских) хозяйствах, об аренде земли (1992г.), президентские указы (1995 и 1997гг.) о предоставлении 75 тыс. га земли населению, земельный кодекс (1995г.), указ президента о реорганизации сельскохозяйственных предприятий (1996г.) и др. которые создавали организационно-правовые основы формирования системы аграрно-земельных отношений и меры по перераспределения и эффективного использования земельных и других ресурсов в сельском хозяйстве. Однако незавершенность земельных преобразований и половинчатый характер решения многих организационно-экономических и управленческих задач в сфере землепользования в Таджикистане усугубили кризис в сельском хозяйстве. Это препятствует осуществлению главной цели земельной реформы в сельском хозяйстве республики, а именно созданию условий для развития новых земельных отношений, формирования многоукладности в аграрном секторе, для эффективной организации деятельности сельхозпредприятий во всех формах хозяйствования.

В свою очередь, становление рыночных отношений в сфере сельского хозяйства требует активизации предпринимательской деятельности и. Главное здесь - вопрос о земельной собственности, правильное решение которого сделает аграрную реформу в сфере землепользования необратимой и особенно действенной. Основу аграрных отношений составляют отношения между людьми по поводу земли и других ресурсов живой природы, используемых в земледелии. В сельском хозяйстве земля функционирует в качестве предмета труда, которая возделывается и обрабатывается человеком для производства необходимой продукции. В этом процессе для получения сельскохозяйственной продукции также используются механические, физические и биологические свойства почвы, и здесь земля является орудием труда. Таким образом, земля -это главное средство производства, колоссальная часть материально-технической базы сельского хозяйства.

Как приводится в Национальной стратегии развития Таджикистана на период до 2020 года слабостью государственной политики в производственных отраслях связано с отставанием в проведении коренных экономических и институциональных реформ, недостаточной обработанностью механизмов привлечения инвестиции внедрения инноваций, снижением уровня производственного и человеческого потенциала, ухудшением качества услуг общей инфраструктуры

Существующие проблемы в отрасли:

•Некомпетентность подведомственных органов власти ответственных за регулирование политики сельского хозяйства

• Вмешательство государства в деятельность в дехканских хозяйств государственное планирование по отношению к каждому региону, предприятию, дехканскому хозяйству по определенным видам агрокультуры неспецифических для некоторых регионов);

• Рост долгов в хлопковых хозяйствах, и технологии обработки хлопка не соответствует стандартам;

• Недостаточность кормов из-за сокращения посевов кормовых культур;

• Многозатратный ремонт на восстановление ирригационных насосов и технологий, большой износ производственных мощностей и устаревший парк сельскохозяйственной техники;

• Слабый интерес внешних инвесторов к сельскому хозяйству.

• Миграция трудовых кадров, в том числе специалистов, и наиболее трудоспособных граждан так необходимых на работах в этих хозяйствах и что приводит к острой нехватке рабочих рук, вся тяжесть которой ложится на женщин и пенсионеров;

• Слишком большая фискальная нагрузка на производство, что приводит к бессмысленности этого производства;

• Нехватка финансовых ресурсов на приобретение химических удобрений, для почвы и зерновых, а также ядов и отравляющих средств для борьбы с насекомыми и прочими вредителями;

Доля хозяйств в общем объеме производства 2018 год

■ Декханские хозяйства

■ Хозяйство населения

■ Общественные хозяйства

В дехканских (фермерских) хозяйствах, занятых производством сельскохозяйственной продукции, процесс производства пространственно размещен на земельных территориях, что требует использования мобильных передвижных агрегатов, вызывает необходимость грузоперевозок (семян, кормов, продукции, удобрений и т.д.). В конечном счете это ведет к дополнительным затратам и приобретению необходимых различных видов

техники, которая из-за небольших размеров дехканских (фермерских) хозяйств и к снижению экономической эффективности их деятельности.

Отметим, что Таджикистан является аграрно-индустриальной страной: доля сельского хозяйства в структуре ВВП страны составляет более 20%, в то время как удельный вес промышленности составляет 17,7%.

Объем валовой продукции сельского хозяйства в январе-сентябре этого года составил свыше 19 млрд сомони (около $2 млрд), что на 7,1% больше по сравнению с аналогичным периодом 2018 год

Львиная доля экспорта в этом году сельскохозяйственной продукции пришлась на Казахстан (45,6% от общего объема) и Россию (20%).

Также таджикскую сельхозпродукцию вывозили в Кыргызстан (9%), Турцию (5,4%), Афганистан (3,7%), Украину (3%), Германию (1,8%), Беларусь (1,7%), Китай (1,6%), Пакистан (1,5%), США (1,2%), Узбекистан (0,6%) и другие страны (4,3%).

Реа^изацля на в-чутрен^ем рынке (тыс. тонн) мясо и мзсо птщы, гищевые субпрэдукты

549,1

1 213.8 213.1 223,7 229,

1111

„у« л" о4 «У1 о4

-{у -р4 -е> -р4

202,4 2ПЯ.1

I I

Расчеты РапЫпд кг т основе данных КС МЧЭ РК

продукты готозые и кэнгервирсванные из мяса

19,1

20,9

22,3

2.5.Ь

22.4

¿5 Ь

22.4

I I

<■> л* л4 «у> л4 л4 <\>

У -V- -{У

Производство сельскохозяйственной продукции, 2000-2018

1111

в тысячах сомони; в постоянных ценах 2000 г.

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Производство -всего: 7 755 9 054 9 893 10 985 11 206 11 831 12 260 12 995 14 370

Растениеводство 5 575 6 545 6 990 7 864 7 769 8 274 8 465 9 083 10 227

Животноводство 2 180 2 509 2 903 3 121 3 436 3 557 3 795 3 913 4 143

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Производство -всего: 15 344 16 549 18 260 19 642 20472,2 21 126 22 234 24 576,0 26 370,4

Растениеводство 10 882 11 774 13 022 14 012 14137,6 14 336 15 067 16 977,8 18 229,2

Животноводство 4 462 4 775 5 238 5 631 6334,6 6 791 7 167 7 598,2 8 141,1

Исходя из данных таблицы можно проследить в целом растущую динамику показателей сельского хозяйства. Так в целом рост всего производства сельскохозяйственной продукции за 17 лет с 2001 по 2018 выросло в совокупности на 30%.

Следует отметить что Правительство Таджикистана и региональные власти тесно сотрудничают с целым рядом иностранных среди которых есть как всемирные, так и европейские организации и финансовые учреждения как Европейский Банк Реконструкции и Развития, Азиатский Банк Развития, Всемирный Банк, которые финансируют наиболее перспективные и инновационные проекты в сельском хозяйстве.

Занятость в сельском хозяйстве в тыс.чел. в

год

1600 1550 1500

1450 -

1400 -

2011

2012 2013

2014

2015

2016

2017

2018

Причиной снижения занятости в сельскохозяйственной отрасли в первую очередь связано с рабочей миграции наиболее трудоспособного населения сельской местности в РФ и другие страны, а также неравномерного распределения земельных участков между дехканскими хозяйствами и т д.

Единственной опорой дальнейшего развития сельского хозяйства Республики является дехканские хозяйства (фермерское хозяйство), именно этот институт призван стать точкой роста для всей отрасли. Однако дехканские хозяйства испытывают на себе огромное количество всевозможных издержек и давлений, главным образом со стороны государства и его финансовых институтов и неэффективная система распределения финансовых ресурсов, которые зачастую не в полном объеме доходят до конкретного хозяйства. Именно это явление тормозит весь прогресс в этой отрасли, что неизбежно приводит к целому комплексу связанных с этих проблем (демографические, социальные, экономические).

В заключение необходимо отметить, что несмотря на большие усилия на создание и планирование разнообразных стратегий, реальная роль государства сводится лишь к регулятивной и фискальной функции, которые неспособны к стимулированию роста, занятости, привлечение инвестиции, освоение труднодоступных угодий и их инфраструктурное обеспечение и созданию на этом фундаменте узнаваемых национальных брендов сельскохозяйственных товаров. Так как на сегодняшний день сельское хозяйство имеет большой весь во всей структуре экономики страны, именно это сфера призвана стать локомотивом дальнейшего экономического прогресса. В противном случае перед страной и ее народом нависнет угрозы продовольственного кризиса, который ударит по другим отраслям и может перерасти вплоть до экономического кризиса.

Тем не менее есть недооцененные возможности и перспективы выхода из этой ситуации на динамику положительного роста при условии проведения реформ направленных на:

• Преобразование нескольких дехканских хозяйств в ассоциации, что позволит членам этих объединений сложив усилия приобрести необходимую технику, усовершенствовать инфраструктуру и наладить производство.

• Пересмотр налоговой и кредитно-денежной политики направленные на смягчение фискальной нагрузки и удешевлению кредитов и снижение процентных ставок для агропромышленного сектора, как перспективного в будущем двигателя экономики.

• Просвещение представителей дехканских хозяйств и повышение их квалификации в смежных областях, повышение финансовой грамотности населения относительно их предприятия.

• Повышение инвестиционной привлекательности, путем грамотного маркетингового хода, и продвижению национальных брендов на международных площадках.

• Активное внедрение достижения научно технического прогресса в таких областях как генетика, селекция, органическая химия, новые способы переработки сырья, которые способствуют к повышению качества производимого продукта.

• Ориентированность на внутренние и что важно на внешние рынки сбыта, используя выгодное географическое расположение для экспорта продукции на огромные азиатские и другие рынки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Сельское хозяйство республики Таджикистан //Статистический сборник: Агентство по статистике при Президенте РТ.- Душанбе, 2010.-С.35-39.

Приоритеты для устойчивого роста: Стратегия развития сельскохозяйственного сектора в Таджикистане

Внешнеэкономическая деятельность Республики Таджикистан/ (стат. сборник). - Душанбе, 2012.

Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан Министерство Сельского Хозяйства Республика Таджикистан http://moa.ti/rus/ НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА Утверждено постановлением Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 1 декабря 2016 года, №636

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.