Научная статья на тему 'Тенденции развития промышленных комплексов в современном городе'

Тенденции развития промышленных комплексов в современном городе Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
202
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / ПРОМЫШЛЕННАЯ АРХИТЕКТУРА / КОМПОЗИЦИЯ / ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / АГЛОМЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Занина Екатерина Андреевна

Современный город сложная планировочная структура, в которой каждое отдельно стоящее здание требует тщательной архитектурной проработки, независимо от того, к какой категории оно относится: жилой или промышленной категории. Однако, внедрение индустриального комплекса требует тщательной проработки каждого компонента: от планировочной структуры до органично вписанного фасада в окружающую современную или историческую среду города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития промышленных комплексов в современном городе»

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ В СОВРЕМЕННОМ ГОРОДЕ Занина Е.А.

Занина Екатерина Андреевна - магистрант, кафедра городского строительства и архитектуры, Тульский государственный университет, г. Тула

Аннотация: современный город - сложная планировочная структура, в которой каждое отдельно стоящее здание требует тщательной архитектурной проработки, независимо от того, к какой категории оно относится: жилой или промышленной категории. Однако, внедрение индустриального комплекса требует тщательной проработки каждого компонента: от планировочной структуры до органично вписанного фасада в окружающую современную или историческую среду города. Ключевые слова: промышленный комплекс, постиндустриальное общество, промышленная архитектура, композиция, индустриальный комплекс, агломерация.

Современный город остро нуждается в проектировании и планировании промышленных территорий. Цель эта оправдана - каждая страна хочет выделиться и стать промышленной мировой державой, ведь от этого зависит экономика страны, а соответственно уровень жизни населения.

В настоящее время взгляды постиндустриального общества, получившие широкую популярность в XX века, подвергаются все большей критике.

Размещение и реконструкция уже существующих промышленных территорий требует изучения и поиска решений современного подхода к ним. Таким образом, размещение промышленных комплексов в современной застройке города находит свое отображение и в архитектуре, так как при решении облика комплекса необходимо следовать сохранению образа города.

Проблема «новой» промышленной архитектуры заключается в преобразовании уже имеющейся промышленной базы и поиске усовершенствованной формы комфортного соседства производства с человеком.

Глобальная проблема, связанная с изменением промышленного наследия, заключается в незамедлительном поиске равномерного баланса между сохранением и созданием новых функций промышленной архитектуры.

Важной атрибутикой в территориальном планировании промышленного комплекса является композиция, которая зависит от градостроительной ситуации и положения территории, на которой требуется разместить тот или иной объект.

Как наиболее распространенное композиционное решение застройки применяется рядовое, угловое или островное расположение зданий. При рядовом размещении, застройка воспринимается фронтально, со стороны главного фасада, и может иметь нейтральную или симметричную композицию. При угловом расположении главный фасад раскрывает свою объемность, за счет этого появляется проблема в согласовании углового и бокового фасадов, проявляется ассиметричная композиция. При островном - здание воспринимается со всех сторон, тем самым раскрывая свое объемно-планировочное решение.

Формирование архитектуры промышленного комплекса, как и пространственная композиция, относится к творческому процессу, в котором помимо законов проектирования, отражается индивидуальность автора. Промышленной архитектуре присущи такие основные характерные черты, как крупномасштабность, значительная подчиненность технологическим, конструктивным и санитарно-техническим условиям, а также простота художественного образа. Архитектура здания должна в первую очередь отражать специфику производства, а также иметь связь с внешней средой. Связать сложный образ промышленного здания с окружающей средой один

из важных задач проектировщика. Архитектура промышленного здания должна отражать тектонику здания, конструктивное решение, а также о функциях, происходящих внутри здания.

Рис. 1. Главный фасад МПЗ в Хиросиме

Примером органичного взаимодействия окружающей среды с комплексом может служить мусоросжигающий завод в Хиросиме, образ которого и его архитектурное решение полностью взаимодействует не только со средой, но и с населением города (рис. 1). Завод поставлен перпендикулярно к главной магистрали города, которая тянется от мемориала музея Мира к парку, потоки людей идут в парк проходят непосредственно через завод, наблюдая весь процесс переработки. Проектировщики попытались решить несколько социальных задач, связанных с отношением к труду, к технологии, к новым возможностям интеграции с городом, жители которого начинают иначе воспринимать проблему отходов, наблюдая, как предприятие вписано в социокультурную среду города в новом качественном контексте [2, с. 25].

Этот контекст затрагивает проблему включения в городскую среду внедрения промышленных предприятий.

К индустриальным комплексам идет все более ответственное взаимодействие с структурой эстетического социокультурного городского показателя, оказывающего влияние на развитие агломерации, а также архитектуру и планировочную структуру. Важное значение следует отнести также к зрелищности архитектуры промздания, где процесс труда будет использоваться не только в собственных интересах, но и для рекламы и поддержания авторитета предприятия. В градообразовании промышленных групп в современности следует уделять особое внимание планировочным приемам, которые будут обеспечивать социокультурные условия в городе.

Список литературы

1. Фоменко Н.С. Две архитектурные концепции архитекторов Хундерсвассера и Танигучи в создании промышленных предприятий. Тез. докл. Межд. научно-практической конф. «Наука, образование и экспериментальное проектирование». Том 1. М. «Арх-С», 2011. С. 164-165.

2. Черкасов Г.Н., Кабаева М.М. Социокультурные аспекты развития промышленной архитектуры // Архитектура, 2011. № 4. С. 18-30.

3. Banham R. A concrete Atlantis: U.S. industrial building and European modern architecture, 1900-1925 / R. Banham. Cambridge, Mass.: MIT Press, 1986. 266 p.

ВИДЕОЭКОЛОГИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ БУДУЩЕГО Оводкова А.И.

Оводкова Анна Игоревна - магистрант, кафедра городского строительства и архитектуры, Тульский государственный университет, г. Тула

Аннотация: качество визуальной среды ухудшается вследствие повышения высотного уровня застройки, нарушения масштабности зданий и окружающего ландшафта, уменьшения озелененных пространств и т.д. В связи с этим приобретает все большую актуальность новое научное направление - видеоэкология. В данной статье рассматриваются его основные положения, предпосылки возникновения и роль в формировании современной архитектурной среды. Ключевые слова: визуальная среда, архитектурная среда видеоэкология, саккады, агрессивное поле, гомогенное поле.

На сегодняшний день проблемы экологии очень актуальны. По всему миру активно обсуждаются проблемы загрязнения окружающей среды, глобального потепления, снижение биологического разнообразия и т.д. Предпринимаются первые попытки решения данных проблем, над этим трудятся целые научные институты. Человечество медленно, но верно начинает двигаться по пути экологического мышления.

Однако помимо широко известных экологических проблем имеется и множество малоизученных. Мне хотелось бы заострить внимание на проблеме визуальной среды.

Наукой, занимающейся проблематикой визуальной среды, является видеоэкология. Сформировалась она в 1989 году в России. Ее основоположником является доктор биологических наук В.А. Филин. Теоретической базой для его работы стала концепция автоматии саккад. Рассмотрим подробнее это понятие.

Саккады - это быстрые, строго согласованные движения глаз, происходящие одновременно и в одном направлении. Саккады совершаются постоянно и часто, однако человек их совершенно не ощущает. Автоматия саккад означает, что «в преобладающем большинстве саккада является первичной, а то, что глаз увидит после саккады-вторичным. При этом после саккады глазу непременно нужно остановиться на каком-то элементе, иными словами, глаз должен за что -то «зацепиться». Как только это происходит, глаз успокаивается, и амплитуда его саккад уменьшается до минимальных значений, число же саккад остается прежним. Через 2-3 секунды глаз еще раз сканирует окружающую среду несколькими саккадами и вновь останавливается на какой-либо детали, минимализируя амплитуду саккад» [1]. Проще говоря, наш глаз видит отдельными кадрами, мозг же соединяет их в единое целое. После каждого такого микродвижения глазу необходимо «зацепиться» за что-нибудь - за интересную деталь архитектуры, благоустройства, ландшафта или цветовое пятно. Если же мы постоянно находимся в среде, в которой глазу остановиться не на чем, это постепенно приводит к развитию различных психических и физиологических расстройств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.