Научная статья на тему 'Восточные и западные мотивы в архитектуре и их влияние на визуальную среду'

Восточные и западные мотивы в архитектуре и их влияние на визуальную среду Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
457
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА / ВИДЕОЭКОЛОГИЯ / ВОСТОЧНЫЕ И ЗАПАДНЫЕ МОТИВЫ / ГОМОГЕННАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Талыбова Айсель Афик

Статья посвящена анализу архитектуры с точки зрения ее визуальной выразительности и рассматривает теорию «экологического восприятия» и сравнительный анализ восточных и западных мотивов в архитектуре и их влияние на визуальную среду города на основе последней работы Дж. Гибсона, «Экологический подход к зрительному восприятию».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Восточные и западные мотивы в архитектуре и их влияние на визуальную среду»

АРХИТЕКТУРА

ВОСТОЧНЫЕ И ЗАПАДНЫЕ МОТИВЫ В АРХИТЕКТУРЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ВИЗУАЛЬНУЮ СРЕДУ Талыбова Т.А.

Талыбова Айсель Афик - научный сотрудник, отдел истории и теории архитектуры, Институт архитектуры и искусства Национальная Академия наук Азербайджана, г. Баку, Азербайджанская Республика

Аннотация: статья посвящена анализу архитектуры с точки зрения ее визуальной выразительности и рассматривает теорию «экологического восприятия» и сравнительный анализ восточных и западных мотивов в архитектуре и их влияние на визуальную среду города на основе последней работы Дж. Гибсона, «Экологический подход к зрительному восприятию».

Ключевые слова: визуальная архитектура, видеоэкология, восточные и западные мотивы, гомогенная среда.

"...Город! Это символ борьбы человека с природой, символ его победы над ней. Это рукотворный организм, призванный защищать человека и создавать ему условия для работы. Это плод человеческого творчества." Слова представителя архитектуры интернационального стиля, художника и дизайнера, Ле Корбюзье, никогда не теряющие своей актуальности.

Еще в глубокой древности было известно, что окружающая видимая среда оказывает большое воздействие на жизнь и поведение людей. Бодрость и оптимизм жителей южных берегов благоприятных уголков Земли, таких как Италия, Испания, Греция и других стран, в значительной степени объясняются комфортной визуальной средой. Следует отметить, что человек большую часть своей истории жил в полном согласии с природой. Его окружала естественная визуальная среда, которая является наиболее комфортной, отвечающей всем нормам зрительного восприятия. Архитектура прошлых столетий положительно влияла на визуальную среду города. Следуя стилевым направлениям в искусстве, каждое архитектурное сооружение было неповторимо. Богатый декор фасада, различная форма окон, затейливый силуэт крыши, все это создавало видимые акценты, за которые глаз мог зацепиться. В мозг поступала при каждой саккаде новая информация, что позволяло всем рецепторам работать в режиме, установленной природой. В результате человек не чувствовал утомления и раздражения [1]. Однако такого преимущества лишены жители многих современных городов, где нормой стали большие плоскости, прямые линии и углы, однообразная окраска, а также статичность большей части зданий и сооружений. Все это влияет на человека и, в частности, на его орган зрения.

Сегодня в современных городах идет процесс урбанизации, который снижает художественную выразительность зданий, способствующую решению градостроительных проблем, на основе массовой застройки районов. При строительстве зданий во многом доминирует экономика. Из-за этого здания проектируют как прямоугольные «серые коробки», которые полностью лишены индивидуальности. В современных городах идет масштабная застройка «спальных» жилых районов, где люди чувствуют на себе давление от густо застроенных микрорайонов. Все это составляет неблагоприятную среду в местах проживания человека.

Впервые термин «видеоэкология» был разработан доктором биологических наук Филином В. А. - родоначальником этого нового научного направления, где вся окружающая видимая среда рассматривается как экологический фактор. Она имеет большое значение для человека, где около 80 % информации человек получает

через органы зрения, т. к. глаз - самый активный из органов чувств, он никогда не стоит на месте и постоянно перемещается [3].

Во все времена, архитектура была долговечным пластом культуры, в котором материализованы физические и интеллектуальные усилия цивилизованного общества, где объекты архитектуры, прежде всего, должны радовать глаз. Они должны положительно воздействовать как в эмоциональном, так и в нравственном отношении на человека, который находится под их влиянием всю жизнь и, конечно, они не должны наносить ущерб здоровью горожанина.

Сегодня архитектура диктует новые тенденции и полна гомогенной среды. Применяемые современным строительством материалы, так широко и часто используемые сегодня, во многих случаях могут быть губительными для психоэмоционального состояния человека. Гигантское здание, полностью выполненное из однородного материала, также отрицательно влияет на зрение. Человек, по мере приближения к нему, оказывается в окружении гомогенных полей, фиксации взгляда на каком-либо элементе не происходит. К примеру, само по себе стекло, безусловно, может применяться в качестве строительного материала, но увлечение большими стеклянными поверхностями и другими однородными фасадными панелями наносит вред облику города [4]. Таким образом, мы наблюдаем, что важнейшее значение имеет декор, то есть наличие зрительных элементов, способствующих улучшению вида зданий и делающих его более экологичным для глаза. К примеру, дом Хундертвассера в Вене, без сравнений, выглядит значительно экологичнее конкурсного здания в Берлине поскольку, при взгляде на него завораживает его необычная эклектичность, с элементами, взятыми из разных стилистических направлений.

При рассмотрении проектов храмов модернизма и постмодернизма, в России можно наблюдать новые архитектурные объемно-планировочные решения, отказ от «архитектурных излишеств». Такие храмы в русской культуре сразу ассоциируются с «новоделом». Каждый архитектурный элемент храма помимо конструктивной функции так же имеет очень глубокий символический смысл. Авторы многих научных трудов посвятили свои исследования символики храмовой архитектуры. Например, в крестово-куполных храмах столпы (колонны), которые поддерживают купол, с одной стороны выполняют несущую функцию, с другой стороны, на них изображают тех, кто проповедовал христианскую веру, в духовном смысле они символизируют собой подвижников, которые были «столпами» церкви. Новизна в храмах возможна, но в рамках традиций. В архитектуре храмов издавна выражалась красота и гармония [2].

Также в восточно-европейской стилистике выполнено здание Исмаилия - ныне здание президиума Академии наук Азербайджана, которое по всем традициям видеоэкологии может считаться экологически правильным. К тому же ряду можно отнести и великолепие одного их самых красивых зданий Баку, исполненное в стиле французской неоготики - здание дворца М. Мухтарова (рис. 1), основанное в 19111912 гг. архитектором И. Плошко. Особняк И. Гаджинского, и многие другие здания Баку того периода, имеют полное право называться визуально экологическими зданиями (рис. 2).

Рис. 1. Элементы декора здания дворца Рис. 2. Особняк Гаджинского

М. Мухтарова в (Баку, 1911-1912 гг.) (Элемент декора, архитектор

И. Эдель, Баку, 1910-1912 гг.)

Позже, в современном мире, в среде обитания человека произошло ухудшение визуальной среды, являющейся одним из важных компонентов его жизни. Были «загрязнены» города, жилые и производственные помещения, транспорт, производственные процессы. «Загрязнителями» визуальной среды являются гомогенные и агрессивные визуальные поля, а также изобилие прямых линий, прямых углов и больших плоскостей. Все это составляет неблагоприятную среду в местах обитания человека и приводит к росту числа психических заболеваний, к увеличению количества людей, страдающих близорукостью и т. п.

С конца 1950-ых годов возникает широкий интерес к объектам «нелинейной» пластики, как к округлым сферическим формам, так и к объектам складчатой геометрии. На волне этого интереса начали появляться принципиально новые концепции пространственного формообразования, подчас полностью исключающие использование прямых углов и параллельных плоскостей. Черты нелинейного подхода к формообразованию стали характерными для творческого почерка таких мастеров, как Пьетро-Луиджи Нерви, Ээро Сааринен, Оскар Нимейер, Заха Хадид [5].

Очередной «виток» обострённого интереса к экологическому мироощущению был обозначен на рубеже XX и XXI веков, когда ряд крупных мастеров средового дизайна и архитектуры, вслед за природными стилизациями эпохи модерн, вновь обратился к поиску органических истоков формообразования. Одним из ориентиров нового периода служил стиль А. Гауди, поражающий оригинальностью пластики и разнообразием использования ритмических основ природного формообразования.

Современные архитекторы при строительстве новомодных высоток без каких либо украшающих элементов, школ и детских садов в виде коробок должны учитывать не только экономическую сторону проекта, но и воздействие здания на окружающую среду с точки зрения видеоэкологии. Она призвана обеспечить эстетическую привлекательность, комфортное восприятие человеком различных архитектурных сооружений. Видеоэкология как наука имеет перспективы дальнейшего развития и впоследствии станет определяющим критерием при строительстве современных городов.

Ну и напоследок, хотелось бы закончить фразой такого незаурядного архитектора, как Кензо Танге: «Архитекторы должны помнить, что города грядущего закладываются уже сегодня, и стремиться к восстановлению утраченного во многих поселениях союза человека с природой».

Список литературы

1. Известия МГТУ «МАМИ» №1 (15), 2013, т. 4, с. 199-201.

2. Шумейко В.И., Левшеков С. Храмовая архитектура как элемент видеоэкологии населенных пунктов // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9. № 4, 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/10TVN417/ (дата обращения: 06.12.2018).

3. ФилинВА. Автоматия саккад. М.: Московский Университет, 2001. С. 263.

4. Филин В.А. Визуальная среда города // «Вестник Международной академии наук. Русская секция», 2006. Выпуск № 2. С. 43.

5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/printsipy-vzaimodeistviya-strukturnogo-formoobrazovaniya-i-vizualnoi-ekologii-v-sredovom-diz/ (дата обращения: 06.12.2018).

ТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО В СТРОИТЕЛЬСТВЕ: 3D-ПЕЧАТЬ

ЗДАНИЙ

1 2 3

Володченко В.С. , Ланцова Д.С. , Ивлев О.Ю. , Метельницкая Т.А.4, Бышок К.А.5, Романов Э.В.6

1Володченко Виктория Сергеевна - студент;

2Ланцова Дарья Сергеевна - студент; 3Ивлев Олег Юрьевич - студент; 4Метельницкая Татьяна Алексеевна - студент, кафедра сервиса;

5Бышок Ксения Александровна - студент, кафедра туризма и гостиничного дела, факультет технологии, предпринимательства и сервиса;

6Романов Эдуард Викторович - студент, кафедра английского языка, Институт иностранных языков Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, г. Орёл

Аннотация: в настоящее время актуальной темой является применение в строительстве экологичных, энергосберегающих, надежных, экономичных технологий. В строительстве они позволяют обеспечивать все современные требования. Одна из перспективных и малоосвоенных в настоящее время технологий - это 3Б-печать зданий.

Ключевые слова: инновационные технологии, строительство, 3Б-печать, 3D-принтер.

Современные технологии в строительстве активно развиваются. Связь строительной отрасли с компьютерными технологиями формируется годами и в наши дни польза от нее очевидна для специалистов разных направлений. Главным образом используются средства виртуального моделирования, позволяющие с высокой точностью разрабатывать архитектурные и дизайнерские проекты. Но этим не ограничиваются возможности новых технологий.

Не так давно началось рекламирование принтеров с трехмерной печатью, которые работают на основе тех же проектных решений с виртуальными компонентами. Продолжением замысла стал строительный 3D-принтер.

В России данную идею осваивает инженер-изобретатель Андрей Руденко, предлагая быстрый способ возведения стен и некоторых инженерных сооружений с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.