Научная статья на тему 'Тенденции развития предпринимательства в овцепродуктовом подкомплексе региона'

Тенденции развития предпринимательства в овцепродуктовом подкомплексе региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Русановский Е.В.

В статье рассмотрены и выявлены тенденции развития овцеводства россии со времен зарождения мануфактурного производства. Представлен анализ показателей, характеризующих современное состояние овцеводства и тенденции его развития на современном этапе. Автор предлагает создать на территории Ставропольского края одного из крупнейших овцеводческих районов страны, интегрированные объединения в виде стратегического альянса. Модель взаимодействия предпринимательских структур, являющихся звеньями в цепочке хозяйственных связей, в форме альянса при образовании двух ассоциаций, отражает взаимодействие производства и переработки шерсти, получение готовой продукции путем согласования экономических интересов предпринимательских структур, действующих в рыночном пространстве. Также автором предложены концептуальные подходы к системе государственной поддержки, основанные на субсидировании конечной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития предпринимательства в овцепродуктовом подкомплексе региона»

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ОВЦЕПРОДУКТОВОМ ПОДКОМПЛЕКСЕ РЕГИОНА

Е.В. РУСАНОВСКИй Ставропольский государственный аграрный университет

Овцеводство в нашей стране с давних пор занимает особое место среди отраслей животноводства, являясь поставщиком баранины и шерсти. Для некоторых территорий это зачастую основной вид деятельности населения. Шерсть благодаря ценным техническим свойствам: прочности, растяжимости, гигроскопичности, валкоспособности и другим качествам — представляет собой лучшее сырье для производства тканей, трикотажа, ковров, валяных изделий, а также является основным видом продукции отечественного овцеводства.

Начало развития отечественного овцеводства в соответствии с товарной культурой производства было положено в первой половине XVIII в. До этого разведение овец было частью мелкого натурального хозяйства. В стране утверждалось мануфактурное производство, в особенности текстильная индустрия, армии Петра Великого требовалось обмундирование. Так, к середине XXVIII в. в России работали уже 504 мануфактуры, из которых половина — текстильные.

Недостаточную обеспеченность промышленности в сырье — шерсти было решено преодолеть за счет развития овцеводства на юге страны путем ввоза племенных животных из-за границы для разведения овец с приспособлением к местным условиям и повышением шерстной продуктивности. В землях Малороссии и на Северном Кавказе распространялись овчарные заводы [6]. В результате, за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, независимая от импорта и способная полностью обеспечить военные и государственные нужды.

В последующем, в начале XIX в. Россия стала производителем тонкорунной (мериносовой) шерсти, наиболее ценных по сей день сортов. Овцы соответствующей продуктивности пород были завезены французом М. Рувье за счет предоставленных ему правительством денег для разведения животных на также предоставленных землях.

К концу XIX столетия Российская империя стала одной из ведущих держав мира по количеству

поголовья овец и производству продукции отрасли. Однако ситуация к началу XX в. стала сильно меняться из-за возросшего на мировом рынке спроса на зерно. Земли, отводимые под пастбища овец, стали распахиваться для выращивания зерновых и масличных культур. Большие пространства целинных земель быстро освободились от овцеводства. Арендная плата и цена земли увеличивались, что ставило отрасль в невыгодное положение, сказываясь на себестоимости. Поэтому в 1908 г. на Всероссийском съезде овцеводов, проходившем в Санкт-Петербурге, пришли к выводу о том, что единственным решением по сохранению овцеводства является переселение овцеводов в Юго-Восточную Сибирь, земли которой были еще не столь освоены и располагали своими условиями к ведению отрасли. Большая часть поголовья перекочевала из степей Северного Кавказа за Урал и на Алтай. Лишь особо крупные хозяйства остались на Юге страны.

Ситуация с овцеводством продолжала ухудшаться, стала резко снижаться доля тонкорунных овец, велось в основном малопродуктивное грубошерстное овцеводство, которое было направлено на удовлетворение личных нужд крестьян. Описанные тенденции укрепились в период Первой мировой войны.

Новая веха в истории отечественного овцеводства была связана с Декретом СНК «Об охране и развитии тонкорунного овцеводства» 1919 г. и созданием в 1926 г. общества «Овцевод», которое объединило все государственные овцеводческие хозяйства. С тех пор у отрасли овцеводства появилась и научная основа, и стал формироваться механизм государственной поддержки в форме госзаказа и субсидий [4].

За годы Советской власти эта отрасль обновилась и получила мощное устойчивое развитие, превратилась в одну из основных отраслей сельского хозяйства в некоторых регионах. О темпах развития говорят данные о поголовье. Так, если в 1915 г. поголовье насчитывало 47 млн голов разного по породному составу животных, то уже к 1941 г.

51 млн голов, достигнув максимума в 1963 г. — 70 млн голов. Рост поголовья сопровождался его качественным улучшением. Если до революции преобладали грубошерстные овцы, а мериносы имели низкую продуктивность, то к 1960-м гг. тонкорунные овцы составляли уже более 60 % поголовья, а средний настриг шерсти увеличился с 2,8 до 4,6 кг. По данным государственного реестра селекционных достижений, в настоящее время в сельхозпредприятиях Российской Федерации разводят 35 пород овец; из них 15 — тонкорунных, 8 — полутонкорунных и 12 — грубошерстных. Большинство пород было выведено в советское время в результате крупномасштабной селекции, проводившейся с начала 1920-х гг.

До начала 1960-х гг. животноводство в целом, уровень его индустриализации не отвечали требованиям времени. Слабыми оставались концентрация и специализация отрасли. К 1960 г. она базировалась на мелких фермах, что тормозило применение сложной техники, инженерного оборудования, комплексной механизации, не была создана система машин с учетом специфики отрасли, отсутствовала промышленность, производящая технику для животноводства и кормопроизводства, на фермах не было доильных агрегатов, не хватало другой техники и оборудования. Неудовлетворительной была электровооруженность труда в животноводстве. О его низком уровне индустриализации свидетельствуют показатели механизации трудовых операций на фермах колхозов и совхозов в 1960 г. (в % к поголовью скота): механизация подачи воды на фермах крупного рогатого скота — 33 %; на свиноводческих фермах — 44 %; раздача кормов — соответственно 4 % и 10 %; очистка помещении от навоза — 8 % и 13 %; доение коров - 10 % [4].

Особенно слабо внедрялась индустриальная технология в кормопроизводство и кормоприго-товление, не было системы кормоцехов и кормокухонь, в общем балансе кормов отсутствовали кормовые добавки [5].

Период 1961-1985 гг. характеризовался проведением перевода животноводства на индустриальную основу: внедрением современных методов и технологий содержания и более полноценного кормления животных.

Вплоть до 1990-х гг. поголовье изменялось в диапазоне 58-69 млн голов. В 1990 г. поголовье овец насчитывало 58,2 млн голов. На тот момент был создан овцепродуктовый подкомплекс, включавший в себя производство, переработку и реализацию баранины, шерсти, овчин, обслуживающие предприятия, заготовительные конторы, которые

были связаны между собой, образуя цепочку хозяйственных связей.

Последовавшие экономические преобразования по реструктуризации экономики при переходе к рыночной экономической системе народного хозяйства страны, осуществляемые институционально-правовыми методами, а также распад СССР, нанесли впоследствии сильный удар по сфере сельскохозяйственного производства в целом и по овцеводству в частности. При проведении реформ отсутствовала дифференциация условий перехода к рыночным отношениям отдельных отраслей с учетом их специфики. Элементы структуры ов-цепродуктового подкомплекса были не готовы и не приспособлены к рыночным отношениям, изначально ориентированные на государственную, централизованную систему закупок, снабжения и ценообразования. Такое положение повлекло создание критической ситуации в овцеводстве.

С переходом к новым экономическим условиям было положено начало аграрной реформе, также направленной на формирование соответствующего рыночного механизма. Но вследствие своей непродуманности и отсутствия системного и дифференцированного характера, без учета специфики сельскохозяйственного производства реформа нанесла сильнейший удар по отечественному сельскому хозяйству и отрасли овцеводства в частности. Централизованная система закупок продукции была разрушена, а соответствующие необходимые элементы рыночной инфраструктуры так и не были созданы. Предприятия заранее знали, куда сбывать свою продукцию и по каким ценам. Застрахованные от убытков, разведением овец занимались даже те хозяйства, в которых отрасль не являлась основной. Отмена государственных закупок повлекла за собой нарушение цепочки хозяйственных связей, объединявшей производителей, переработчиков и потребителей продукции овцеводства.

Наряду с неблагоприятными макроэкономическими условиями перехода к рыночным отношениям, были допущены серьезные ошибки в сфере аграрной политики, приведшие аграрный сектор к кризисной ситуации.

Отмена в 1992 г. государственного заказа на сельскохозяйственную продукцию, которая закупалась по гарантированным ценам, покрывавшим ее себестоимость, способствовала разрушению цепочки хозяйственных связей между сельхозтоваропроизводителями и основными потребителями в виде предприятий перерабатывающей промышленности. В нашем случае в качестве потребителей

РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика

75

основного вида продукции отечественного овцеводства — шерсти выступают фабрики первичной обработки шерсти и текстильные предприятия.

Недостаток в сложившейся ситуации собственных оборотных средств у потребителей не позволил им закупить сырье в достаточном количестве. Отсутствие альтернативных каналов сбыта продукции и отсутствие опыта в данной сфере привели к затовариванию складов сельхозпредприятий невостребованной шерстью. Описанные моменты вынудили сельхозпроизводителей сокращать поголовье овец, а в меньшей степени специализированные хозяйства — отказаться от ведения отрасли, пустив животных «под нож».

Правительством страны по ходу возникшей ситуации предпринимались меры поддержки путем применения прямых субсидий, но они носили фрагментарный, необдуманный и не адекватный обстановке характер, не выполнялись в полной мере и положительного эффекта не дали.

В 1991 г. изменилась конъюнктура мирового рынка текстильных волокон. Резко увеличился спрос на искусственные волокна, которым стали отдавать предпочтение крупнейшие текстильщики. Искусственные волокна стали альтернативой натуральным ввиду их меньшей стоимости с аналогичным набором качеств и свойств. Наряду с изменением предпочтений основных потребителей шерсти, на ситуацию на рынке шерсти повлияла потеря крупного рынка сбыта — СССР.

В 1993 г. с целью воссоздания единой цепочки связей — от сырьевой базы до продажи готового продукта была учреждена ассоциация, объединившая крупные овцеводческие хозяйства, фабрики первичной обработки шерсти, текстильные предприятия и отраслевой научно-исследовательский институт. По первоначальному замыслу, предполагалось, что овцеводческие хозяйства будут поставлять шерсть переработчикам, а те, в свою

Рис. 1. Динамика поголовья овец в России

очередь, производителям текстиля. Последние, после реализации конечной продукции в виде тканей и одежды, должны были произвести расчеты с остальными участниками цепочки. Существование данной схемы было недолгим. В силу затруднений со сбытом предприятия легкой промышленности расплачивались с производителями шерсти не «живыми» деньгами, а готовой продукцией, которую они не смогли реализовать. В скором времени отечественные текстильные фабрики вышли из цепочки. В 1994 г. внесенными изменениями в законодательство был открыт доступ на внешний рынок. С тех пор большая часть реализуемой ассоциацией шерсти реализовывалась на экспорт.

С 1990 по 2006 гг. поголовье овец с 58,2 млн голов снизилось до 19,7 млн голов, или в 2,9 раза (рис. 1).

В указанный период заявлялись разнообразные меры по поддержке отечественного овцеводства, которые не были реализованы. Сохранялось традиционное предоставление субсидий в расчете на единицу маточного поголовья. Размеры субсидий не покрывали затрат на производство, не способствовали установлению паритетности цен на продукцию овцеводства и средства производства. Снижение производства продукции овцеводства было связано не только с сокращением поголовья, но и уменьшением продуктивности.

Показатель среднего настрига шерсти в физическом весе с одной овцы снизился с 3,9 кг в 1990 г. до 2,9 кг в 2006 г. (табл. 1). Выход приплода в расчете на 100 овцематок во всех категориях хозяйств, начиная с 1990 г., резко снижался до 1996 г. (56 голов). В дальнейшем проявилась тенденция к увеличению данного показателя, которая сохранилась по настоящее время. Данное обстоятельство связано с тем, что к 1996 г. в стране в основном осталось лишь наиболее продуктивное поголовье.

С 2000 г. прекратился спад и просматривается тенденция стабилизации поголовья овец. С 2002 г.

наблюдается незначительный рост производства шерсти. Так, прирост производства шерсти в 2006 г. по сравнению с 2005 г. составил 1 264 т.

Тем не менее ситуация в отрасли овцеводства остается достаточно сложной, чему способствовали: недостаток кредитных ресурсов, хрони-

Таблица 1

Показатели продуктивности овцеводства в РФ

Показатели 1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Средний годовой настриг шерсти, кг 3,8 2,7 3,2 3,1 3,1 3,2 3,2 2,9 2,9

Выход приплода в расчете на 100 маток, гол. 82 56 74 77 79 79 75 77 79

ческая убыточность производства продукции, отсутствие сбытовой инфраструктуры, опережающие темпы роста цен на энергетические и материально-технические ресурсы по сравнению с темпами роста цен реализации на продукцию овцеводства.

Сокращается поголовье овец в сельскохозяйственных организациях и увеличивается в хозяйствах населения и крестьянских (фермерских) хозяйствах. За период с 1990 по 2006 г. поголовье овец сократилось в сельскохозяйственных организациях в 12 раз (а в общественном секторе Северо-Западного округа овцеводство вообще уничтожено), и по состоянию на 1 января 2007 г. в этой категории хозяйств было сосредоточено 21,2 % поголовья овец. В хозяйствах населения — в 2 раза, где в настоящее время содержится 53,1 % поголовья. Однако, несмотря на отмеченные тенденции, которые присутствуют и в Ставропольском крае, ряд крупных хозяйств в настоящее время занимаются производством продукции овцеводства эффективно. По результатам рейтинга 50 наиболее эффективных овцеводческих хозяйств страны, 12 представленных в нем — хозяйства Ставропольского края (табл. 2).

Основными производителями продукции овцеводства в настоящее время являются хозяйства населения, доля которых в общем объеме производства шерсти увеличилась с 25 % в 1990 г. до 57 % к настоящему времени. Удельный вес хозяйств с коллективными формами за этот же период сократился с 75 до 31 %. С 1991 г. на рынке шерсти появились крестьянские (фермерские) хозяйства,

производство шерсти в которых выросло по сравнению с 1991 г. в 25 раз. Ими произведено в 2006 г.

12 % годового объема шерсти.

Производство шерсти остается убыточным. Издержки на производство одного килограмма шерсти в физическом весе в 2005 г. в среднем по Российской Федерации составили 56,31 руб. и выросли с учетом деноминации по сравнению с 1990 г. в 5,1 раз, выручка от реализации шерсти на внутреннем рынке равна 24,26 руб. и выросла за тот же период в 2,7 раз, а цены на промышленную продукцию и услуги, необходимые в сельхозпро-изводстве, выросли в 17,5 раз.

Также продолжает увеличиваться дефицит мытой шерсти в обеспечении потребности населения страны. Минимальная потребность в мытой шерсти для нашей страны составляет 0,725 кг на одного человека. В 1990 г. производство мытой шерсти превышало минимальную потребность на 24 %, в 1995 г. она была обеспечена на 33 %, а к 2004 — на

13 %. До распада Советскому Союзу не хватало своей шерсти и для удовлетворения потребностей легкой промышленности производились закупки шерсти за рубежом. Например, в 1989 г., из Австралии было завезено 75 тыс. т мытой шерсти.

Вследствие сокращения сельскохозяйственного производства произошел спад в так называемом шерстяном комплексе, включающем в себя первичную обработку и переработку шерсти.

Главными причинами этого спада являются: невостребованность шерсти из-за отсутствия

Таблица 2

Наиболее эффективные овцеводческие хозяйства Ставропольского края

Место в рейтинге 50 лучших хозяйств России в 2005 г. Наименование хозяйства (край, республика, область) Численность, тыс. гол. Средний настриг шерсти, кг Ср. жив. масса реал. на убой (кг) Получено ягнят на 100 овцематок Плем. продажа, тыс. гол.

5 СПК ПЗ «Восток» 20,9 5,1 34 106 11,7

10 ЗАО ПЗ им. Калягина 11,2 4,3 34 76 1,8

13 СПК к/з ПЗ «Путь Ленина» 21,3 4,5 33 104 1,1

15 КПЗ «Маныч» 21,5 4,3 35 100 0,9

18 СПК КПЗ «Красный октябрь» 14,2 6,3 31 112 0,5

20 СПК «Дружба» 7,8 4,5 32 107 1,2

21 ООО СП «Гвардеец» 19,7 4,8 31 100 0,6

22 СПК «Овцевод» 30 3,5 28 73 -

24 СПК к/з «Иргаклинский» 18,2 4,2 32 110 0

25 К/з им. Ворошилова 10,2 3,4 35 108 29

36 СПК к/з «Культурный» 5,3 6,5 41 105 -

39 ЗАО «Каменнобалковское» 7,8 5,5 35 95 3

оборотных средств у предприятий переработки, снизившееся в пореформенный период качество шерсти и влияние импорта шерсти, объемы которого очень велики (рис. 2).

Механизм обеспечения ускоренного развития овцеводства на основе выявленных тенденций может быть обоснован с использованием системного подхода. Сущность системного подхода в наиболее общем виде заключается в изучении объекта как совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

Экономический механизм развития овцеводства предполагает совокупность методов, форм воздействия, которые необходимы для реализации целей функционирования овцеводства — устойчивого снабжения населения необходимым количеством и ассортиментом овцеводческой продукции.

На наш взгляд, организационно-экономический механизм обеспечения ускоренного развития овцеводства представляет собой совокупность мер государственного регулирования отрасли, направленных на совершенствование системы хозяйствования различных предпринимательских структур в условиях рынка. В основе этого механизма лежат мотивация производственной, инвестиционной, финансовой деятельности и насыщение рынка овцеводческой продукцией.

Таким образом, следует выделить два важнейших структурных элемента, определяющих сущность и особенности механизма обеспечения ускоренного развития овцеводства: рыночный механизм и систему государственного регулирования. Его объективной компонентой является рыночный механизм, который предполагает определенные условия — наличие товарной массы, самостоятельность взаимодействия предпринимательских структур, формирование спроса и предложения в рыночном пространстве.

14 000 12 000 10 000 8 000 6 000 4 000 2 000

0

1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Рис. 2. Экспорт-импорт шерсти в Российской Федерации

Важнейшим направлением развития предпринимательства в овцепродуктовом подкомплексе является формирование организационного механизма взаимодействия участников рынка шерсти.

В реальной действительности предпринимательские структуры агропромышленного комплекса — замкнутые на себя хозяйства. Так, производитель видит свою задачу в увеличении объема производимой продукции, не принимая во внимание желания потребителя, сфера же торговли имеет своей целью не снабжение конкретным видом продукции населения, а создание возможно большего товарооборота.

Переработка продукции овцеводства также имеет свои, во многом противоположные, интересы, как к производителю, так и к потребителю. Каждый из предпринимателей, производящих и перерабатывающих продукцию овцеводства, можно рассматривать как звенья, объединенные экономическими отношениями, складывающимися под влиянием экономического механизма.

На рынке шерсти отдельные предприниматели взаимодействуют между собой через систему хозяйственных связей. Производители шерсти продают ее по цене, предлагаемой посредниками, переработчиками или производителями текстиля. В сложившихся условиях открытого доступа импорта продукции овцеводства на отечественный рынок лишь малое число субъектов может функционировать самостоятельно.

Для решения этой проблемы в отрасли овцеводства нами предлагается модель взаимодействия субъектов рынка шерсти на основе стратегического альянса. В отличие от обычного долговременного сотрудничества, основанного на соглашениях, стратегические альянсы являются более гибкими структурами. Суть альянсов заключается в добровольном объединении субъектов рынка шерсти в зависимости от наличия интереса. На основе такой структуры нами предлагается создание двух типов ассоциаций предпринимателей, работающих на рынке шерсти, объединенных по схожести экономических интересов и направленности деятельности.

Один из типов ассоциаций (производственная) направлен на взаимодействие производителей, коммерческих структур, переработчиков шерсти и конечных потребителей —

□ Импорт ■ Эспорт

текстильных фабрик. Такого типа ассоциация способствует согласованию цен на шерсть, повышению эффективности связей между производителями и потребителями, минимизации затрат на поиск покупателей и продавцов.

Другой тип ассоциации (научно-производственная) представляет собой объединение производителей шерсти, племенных хозяйств, занятых поставкой племенных животных производителям, лабораторий, определяющих качество шерсти, специализированных научно-исследовательских учреждений и органа сертификации шерсти.

Главной целью предпринимательской деятельности ассоциаций является осуществление взаимодействия производства и потребления шерсти на стадии производства готовой продукции путем согласования экономических интересов предпринимательских структур, действующих в рыночном пространстве.

Субъекты рынка шерсти, действующие разрозненно, устанавливают связи прямого и обратного типа с другими отдельными субъектами. Возникающие в рамках альянса связи должны стать устойчивыми и способствовать укреплению независимости

и конкурентоспособности партнеров и тем самым обеспечить новые возможности роста.

Совершенствование механизма регулирования рынка шерсти предполагает как активное воздействие государства на рыночные процессы в овцеводстве путем формирования политики цен, дотаций, льготного кредитования и налогообложения, так и административного воздействия на процессы продажи шерсти со стороны государства.

Анализ состояния проблем отрасли овцеводства в пореформенный период свидетельствует о том, что овцеводство не может развиваться в современных условиях без активного государственного регулирования всей системы экономических отношений и организации механизма взаимодействия предпринимательских структур на стадиях производства, переработки и реализации овцеводческой продукции.

На первом этапе в 2006 г. развитие овцеводства не стало приоритетом государственной политики. С 2007 г. овцеводство включено в Проект, средства в размере 300 млн руб., выделяемые из федерального бюджета, идут на предоставление субсидий бюджетам регионов традиционного овцеводства на поддержку отрасли. Главной целью стало увеличение

Рыночное пространство

Государственное регулирование (законы, субсидии, налоги, кредитование)

Субъекты рынка шерсти

Рис. 3. Модель взаимодействия субъектов рынка шерсти на основе стратегического альянса

поголовья. Также для выполнения мероприятий по племенному животноводству из федерального бюджета выделены средства, которые получат племенные овцеводческие хозяйства из расчета 3 000 руб. на одну условную голову скота или 390 руб. на одну овцематку или ярку старше года, которые составляют перспективное маточное поголовье [1].

По Проекту определен размер субсидий на одну овцематку и ярку старше одного года — 55 руб. на голову. Не остаются в стороне бюджеты регионов. Так, например, на Ставрополье выделено по 50 руб. на единицу маточного поголовья. Также из федерального бюджета выделяются субсидии на поддержку племенного овцеводства в размере 390 руб. на одну овцематку [1].

Ожидаемым результатом реализации мероприятий в рамках Проекта является увеличение поголовья на 3 % к уровню 2006 г. С учетом того, что при меньших объемах поддержки и без включения в Проект отрасли овцепоголовье в 2006 г. выросло на 8 %, а также оценки Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ, согласно которой за 2007 г. поголовье увеличилось на 6 %, думается, что 3 %-ный рубеж преодолен [3].

Увеличение поголовья, которое является целевой установкой государственного регулирования в рамках приоритетного национального проекта, не окажет существенного воздействия на экономическую эффективность производства, потому что основная проблема отрасли на сегодняшний день — низкая цена на продукцию отечественного овцеводства как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Поэтому более рационально, по нашему мнению, следует использовать иную методику государственной поддержки, ориентированную на увеличение объемов реализации продукции, повышение продуктивности, производство продукции в расчете на душу населения.

Мы предлагаем субсидии рассчитывать на единицу произведенной продукции (на 1 ц привеса и на 1 кг шерсти). Считаем также, что необходимо сформировать систему государственного заказа. По нашему мнению, также необходимо оказывать параллельно поддержку предприятиям первичной обработки шерсти — основным потребителям шерсти с целью стимулирования спроса с их стороны на отечественное сырье в условиях высокой доли импорта. Таким образом, предлагаемые методические подходы к формированию системы государственной поддержки овцеводства в рамках приоритетного национального проекта будут способствовать не только сохранению поголовья, но и повышению эффективности продукции овцеводства

и увеличению темпов ее производства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основе проведенного анализа тенденций развития предпринимательства в овцепродуктовом подкомплексе можно сделать следующие выводы. С 2000 г. прекратился спад и просматривается тенденция стабилизации поголовья овец. С 2002 г. наблюдается незначительный рост производства шерсти. Так, прирост производства шерсти в 2005 г. по сравнению с 2004 г. составил 1264 т. Отмечается значительный диспаритет цен на овцеводческую продукцию и продукцию смежных отраслей. Цена на шерсть выросла за последние пятнадцать лет в 2,7 раз, а цены на промышленную продукцию и услуги — в 17,5 раз. В процессе реализации ПНП «Развитие АПК» необходимо использовать методику выделения финансовых средств, ориентированную на конечный продукт отрасли, а не на голову овец. Невостребованность шерсти отечественных производителей требует формирования рыночной инфраструктуры, облегчающей процесс реализации шерсти. Воздействие государственного регулирования в разных формах отражается в аграрной политике и способствует развитию овцеводства в рамках АПК.

Применение модели взаимодействия, предложенной нами, будет наиболее эффективно на территории Ставропольского края, потому что именно здесь условия соответствуют в наибольшей степени развитию овцеводства, а также имеются производственные мощности предприятий первичной обработки шерсти.

ЛИТЕРАТУРА

1. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 880 «Об утверждении Правил предоставления в 2007 году из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства, овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства» // — М.: СПС-Гарант [Электронный ресурс]. — Электрон. дан., 2007.

2. Закон Ставропольского края от 29 декабря 2006 г. № 97-кз «О бюджете Ставропольского края на 2007 год» // — М.: СПС-Гарант [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. 2007.

3. Анализ текущего состояния животноводства и прогноз поголовья основных видов скота и производства животноводческой продукции на 2007 г. в разрезе федеральных округов Российской Федерации [Электронный ресурс]. — М.: Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ, cop. 2007. — Режим доступа: http://cea. gov. ru

4. Жиряков А. М, Егоров М. В. Овцеводство России // Зоотехния. 2003. № 11. С. 23 - 28.

5. Ивашкин С. С. Из истории перевода животноводства в СССР на индустриальную основу / С. С. Ивашкин // Вопросы истории. 1986. № 10. С. 21.

6. Игнатенко А. О выгоде овцеводства в России // Легпром-бизнес [Электронный ресурс]. — Электрон. журн. 2004. № 11 (119). Режим доступа: http://www. textile-press. ru/?id=2647

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.