УДК 636.32/38. СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ РОССИЙСКОГО ОВЦЕВОДСТВА
Х.А. Амерханов, академик РАН, директор Департамента животноводства и племенного дела Министерства сельского хозяйства Российской Федерации
В статье представлен анализ динамики численности поголовья овец в России, проанализированы причины, вызывающие спад численности овец. Рассмотрены пути дальнейшего развития овцеводства, как подотрасли животноводства и роль государства в стабилизации и дальнейшем развитии подотрасли в современных экономических условиях.
Ключевые слова: овцеводство, генофонд, племенные ресурсы, государственная поддержка, субсидия, шерсть, баранина
UDC 686.32/.38.
MODERN REALITIES OF
THE RUSSIAN SHEEP BREEDING
Amerkhanov H.A., Academician of RAS, Director of Livestock and Stud Breeding Department of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation
The article presents an analysis of the dynamics of the number of sheep in Russia, analyzes the reasons for the decline in the number of sheep. The ways of the further development of sheep breeding as the subsector of animal breeding and the role of the government in the stabilization and further development of the subsector in the current economic conditions are considered.
Key words: sheep breeding, gene pool, breeding resources, state support, subsidies, wool, mutton
На сегодняшний день в агропромышленном комплексе Российской Федерации, когда большой интерес для бизнеса представляют интенсивные отрасли животноводства, овцеводство переживает свое второе рождение. Уже на протяжении 16 лет в подотрасли наблюдается стабильная положительная динамика. За этот период поголовье овец в Российской Федерации увеличилось в 1,7 раза и составило на начало 2017 года 24,8 млн голов. Большая часть поголовья овец (46,2 процента) сосредоточена в хозяйствах населения и остается стабильной. Растет поголовье овец и в крестьянских (фермерских) хозяйствах, где сосредоточено уже более 9,1 млн голов.
Неоднозначная ситуация складывается в крупных овцеводческих регионах. Например, лидеры по численности овец Республика Дагестан и Республика Калмыкия за 2016 год увеличили поголовье овец на 72,7 и 41,2 тыс. голов соответственно. Увеличилось поголовье овец в Краснодарском крае (на16,1 тыс. голов), Волгоградской области (на 104,9 гол.), Республике Алтай (на 25,3 тыс. гол.)
Растет интерес к овцеводству в Центральном Федеральном округе, здесь сегодня востребованы мясные и мясо-шерстные породы овец. За последние 5 лет поголовье овец в округе увеличилось на 191,4 тыс. голов и на начало 2017 года составило 1135,5 тыс. голов.
В то же время в Ставропольском крае поголовье уменьшилось на 86,9 тыс. голов. Сократилось поголовье овец в Карачаево-Черкесской Республике (на 144,5 тыс. гол.), Чеченской Республике (на 17,0 тыс. гол.), Астраханской области (на 37,1 тыс. гол.), Республике Тыва (на 35,4 тыс. гол.) и Забайкальском крае (на 5,8 тыс. гол.)
Уже в течение 5 лет сокращается поголовье овец в сельскохозяйственных организациях Российской Федерации, хотя именно они являются основными получателями государственной поддержки в области овцеводства. На начало 2017 года в них насчитывалось 4,2 млн голов, или 16,9 процента от общей численности. Одной из причин сокращения поголовья овец в сельскохозяйственных организациях стало изъятие земельных долей из оборота, так как хозяйства работают на земле, находящейся в долевой собственности. Сокращение земельных площадей ведёт не только к снижению поголовья овец, но и подрывает экономическую стабильность хозяйств.
Есть примеры сокращения поголовья овец или полной ликвидации овцеводства в пользу зернового производства как более экономически эффективного. По такому пути идут не только отдельные хозяйства, но и целые районы, занимавшиеся разведением овец. Сокращению поголовья овец в сельхозорганизациях, в том числе и племенных хозяйствах, способствует нехватка специалистов. Упадок престижа труда животноводов, особенно чабанов, является огромной государственной проблемой, которую необходимо решать в самое ближайшее время.
Но несмотря на сложности, сопровождающие подотрасль уже многие годы, овцеводам России удается сохранить лучшие племенные ресурсы отечественного овцеводства. Для этих целей созданы четыре селекционно-генетических центра, каждый из которых располагает стадом высококлассных чистопородных животных. Основная их задача -сохранение богатейшего генофонда овец как основы для дальнейшего его развития. В 2012 году этот статус был присвоен СПК племзаводу «Восток» Ставропольского края, а в 2014 году - СПК «Племзавод Вторая Пятилетка», колхозу-племзаводу «Маныч» Ставропольского края и ООО «Волгорад-Эдильбай» Волгоградской области. Таких центров нет в других отраслях. Название «селекционно-генетический центр» не означает получать дополнительные средства и не выполнять свою работу. Это прежде всего большая ответственность для специалистов.
Огромную роль в стабилизации российского овцеводства и выведении его на качественно новый уровень сыграл Всероссийский научно-исследовательский институт овцеводства и козоводства (ВНИИОК), призванный осуществлять научное сопровождение отрасли. Овцеводство России и ВНИИОК - два неотъемлемых понятия. Именно отраслевой институт стоял у истоков создания отечественного тонкорунного овцеводства. Благодаря масштабной работе, проводимой сотрудниками института, многие десятки лет наше овцеводство стоит на
одном уровне с мировым. Даже перемены в стране в 90-х годах, коснувшиеся ВНИИОК, не лишили его сотрудников энтузиазма и трудолюбия. В результате продолжают совершенствоваться технологии и создаваться новые породы овец и коз. Только за 2016 год с участием учёных ВНИИОК были утверждены белая пуховая порода коз, марийский тип зааненской породы коз и российский мясной меринос. У отраслевого НИИ остается еще много нерешенных задач, в том числе и расширение географии своей деятельности вплоть до Дальнего Востока. В специалистах института нуждаются и овцеводы других стран, таких как Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Украина и др.
Недостаточные темпы развития овцеводства в России в первую очередь обусловлены убыточностью или низкой доходностью производства овцеводческой продукции. Министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев сказал, что животноводство, растениеводство и все виды отраслей должны быть рентабельны, поэтому качество не менее значимо, чем количество, это касается и шерсти, и баранины.
В настоящее время развитие отечественного овцеводства находится под постоянным вниманием руководства Минсельхоза России, оно внесено отдельным подразделом в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Для ускоренного развития отрасли реализуется отраслевая целевая программа «Развитие овцеводства и козоводства в Российской Федерации в 2012-2013 гг. и на плановый период до 2020 года».
Ежегодно российские овцеводы получают государственную поддержку из федеральных и региональных бюджетов на развитие отрасли. В 2017 году общий объем федеральных субсидий, предоставляемых на софинансирование затрат, связанных с наращиванием маточного поголовья, составит в общей сложности 750 млн рублей, на поддержку племенного овцеводства и козоводства будет направлено 312 млн рублей, а на субсидирование производства тонкой и полутонкой шерсти - 138 млн рублей. Таким образом, для отрасли будет выделено из федерального бюджета 1,2 млрд рублей.
На сегодняшний день вопрос производства шерсти находится на контроле не только у министра сельского хозяйства России, но и в Правительстве Российской Федерации. Российские
сельхозтоваропроизводители способны производить крупные партии качественной однотипной шерсти, их не так много - около сорока, но они остаются ядром тонкорунного овцеводства и точкой роста отрасли в целом. Государственная поддержка позволяет
сельхозтоваропроизводителям, занимающимся производством шерсти, вывести овцеводство из убыточного состояния и обеспечить предприятия текстильной и легкой промышленности собственным сырьем, что особенно важно при нынешнем курсе валют и экономических санкций. Следующий шаг в этом направлении - сблизить
переработчиков с сельхозтоваропроизводителями настолько, чтобы они смогли увидеть друг в друге не соперников в борьбе за финансы, а партнеров для взаимовыгодного сотрудничества.
Государственная поддержка овцеводства в какой-то мере решает и социальные вопросы в регионах с низкой занятостью населения, сохраняя существующие и создавая новые рабочие места.
Российский рынок шерсти еще недостаточно развит, продажа осуществляется по частным соглашениям. Сертификация, как основной инструмент управления качеством шерсти, в рыночной экономике используется недостаточно, что приводит к снижению стоимости шерсти и реальным потерям товаропроизводителей. Объем сертифицируемой шерсти в Системе сертификации ГОСТ Р составил в 2015 году 4,2 тыс. тонн, или 7,3 процента объема производства.
Для совершенствования существующего рынка шерсти в стране необходимо широко использовать ее сертификацию в практике хозяйствования, для чего необходимы лаборатории по испытанию и сертификации шерсти. Планируется в самое ближайшее время создать две таких лаборатории на средства, которые будут выделены в рамках реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Таки образом, российский овцеводы смогут иметь объективную, признаваемую во всем мире оценку шерсти.
Несмотря на то, что овцеводство в Российской Федерации всегда ассоциировалось с производством шерсти, в настоящее время приоритетным для подотрасли становится разведение овец для производства баранины. Современный рынок мяса в России в первую очередь ориентирован на птицу, свинину, говядину. Баранина не является ни диетическим, ни общедоступным по цене, а потому и социально значимым видом мяса. Однако, по данным разного рода маркетинговых исследований, спрос на баранину в России, в том числе и в крупных городах, растет.
Производство баранины уже давно стало бизнесом для крестьянских (фермерских) хозяйств, которые производят до 30,0 процентов баранины в стране. Основную выручку от производства овцеводческой продукции им дает именно баранина. С этим также связан растущий интерес фермеров к импортным мясным породам овец. В последние годы на фермерских подворьях появились породы, ранее не знакомые российским овцеводам, такие как дорпер, уилтшир рогатый, вандейская, цвартблес, блюд у мейн, белый бергсчаф и другие.
В наши дни производство баранины как бизнес рассматривают не только крестьянские (фермерские) хозяйства, но и крупные агрохолдинги. Так Мираторг, занимающий по итогам 2015 года третье место в составленном «Агроинвестором» рейтинге крупнейших российских производителей мяса, в 2017 году намерен приступить к
реализации крупного проекта в промышленном овцеводстве. В случае успешной реализации пилотного проекта планируется построить еще 10 ферм, общий объем инвестиций в это направление составит около 20 млрд руб. Этот проект станет уникальным для России, да и для Европы в целом по масштабу. Минимальная мощность линии по переработке составит 1,5 млн голов в год. Наиболее правильно реализовывать подобный проект поэтапно, чтобы была возможность оценить спрос на предложенные объемы и сократить риск слабой востребованности нового продукта.
«Агрокомплекс» им. Н. И. Ткачева рассматривал возможность реализации проекта на 100 тыс. овцематок, однако позднее предполагаемая мощность была сокращена до 30 тыс. голов. Сейчас этот проект находится в стадии проработки.
Вариантов может быть много, и каждый из них имеет право на существование, поскольку главная задача, в соответствии с требованиями Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, - насытить рынок мясом и мясопродуктами отечественного производства, как минимум, на 85,0 процентов. Индикаторы Государственной программы развития сельского хозяйства также предусматривают повышение удельного веса российских продовольственных товаров, в том числе увеличение объемов производства продукции животноводства, направленное на ускоренное импортозамещение.
Благодаря проэмбарго в России делает первые шаги молочное овцеводство. Если раньше этот вид бизнеса казался экзотикой и ограничивался фермерскими подворьями с домашним производством продуктов из молока овец, то сейчас появились проекты промышленного доения овец с последующей переработкой молока в сыры премиум-класса. Так, в Краснодарском крае ГК «Лефкадия» уже более 2 лет занимается производством овечьего молока и его переработкой. Начали развивать это направление в Марийской Республике.
На сегодняшний день российское овцеводство остается единственным направлением в животноводстве, которое не исчерпало еще все резервы. Возможность производить различную животноводческую продукцию позволит отрасли пережить все экономические и политические невзгоды и продолжить свое развитие. В целом, конечно, предстоит сделать еще немало: повысить численность общего поголовья, мясную, шерстную и молочную продуктивность овец и коз, найти и усовершенствовать методы сохранения генетического материала в виде животных (овец и коз), работать над селекционными достижениями пород и качеством животных.