Научная статья на тему 'Тенденции развития ОСАГО в России'

Тенденции развития ОСАГО в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1657
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ОСАГО / ТАРИФНАЯ СТАВКА / УРОВЕНЬ ВЫПЛАТ / СТРАХОВАЯ ПРЕМИЯ / СТРАХОВАЯ ВЫПЛАТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егорова А. А., Дергунова Е. Е.

В статье отмечается, что в связи с ускоренным ростом количества автомобилей на дорогах и увеличением числа дорожно-транспортных происшествий в настоящее время является весьма актуальным исследование рынка ОСАГО, так как именно страховые компании способны качественно и оперативно помочь своим клиентам получить средства на восстановление здоровья после аварии или на ремонт поврежденного автомобиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития ОСАГО в России»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

более тщательное изучение основных условий, возможностей и перспективных направлений развития жилищной сферы Санкт-Петербурга.

Список использованной литературы:

1. Селютина Л.Г., Васильева Н.В. Развитие форм воспроизводства жилищного фонда: терминологический аспект проблемы // Известия высших учебных заведений. Строительство. 2003. №1. С. 114-118.

2. Терпугова А.В. Особенности российского рынка жилья и методов его оценки // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9 (49). С. 241-243.

3. Селютина Л.Г., Волков А.С., Казиева А.К., Ракова В.А., Чаленко А.В., Шереметьев А.В. Участие государства в решении жилищной проблемы граждан в современных условиях // Фундаментальные исследования. 2015. № 12-4. С. 823-827.

4. Боженова Г.Б. Финансирование с использованием прямых инвестиций // Инновационная наука. 2015. № 9(9). С. 139-142.

5. Гаделия Д.Г., Селютина Л.Г. Методические основы определения структуры жилищного строительства крупного города в современных условиях. // Экономические проблемы предприятий строительного комплекса. Сб. научн. трудов. Иркутск, 2001. С. 107-112.

6. Селютина Л.Г. Подходы к реализации программ реконструкции градостроительных комплексов в российской практике // Управление городом и городским хозяйством. Сборник научных трудов. СПб.: Изд-во СПбГЭУ. 2014. С. 46-50.

7. Авдеева С.Ю. Авдеева С.Ю. Проблема воспроизводства жилищного фонда в России // Kant: Экономика и управление. 2015. № 1 (4). С. 59-60.

8. Елохова Т.А. Проблемы урбанизации и рационального использования материальных активов города // Инновационная наука. 2015. № 9(9). С. 152-156.

9. Селютина Л.Г. Анализ основных социально-экономических показателей потребности в жилье // Экономические проблемы развития строительства в регионе в современных условиях: сб. научных трудов. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ. 2002. С. 57-66.

10.Селютина Л.Г. Развитие инвестиционно-строительного комплекса России: проблемы и решения // Актуальные проблемы управления экономикой региона. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2010. С. 26-29.

© Евсеева Е.И., Шитова А.Д., 2016

УДК 368

А.А. Егорова, Е.Е. Дергунова

Финансовый университет при Правительстве РФ (Уфимский филиал) ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОСАГО В РОССИИ Аннотация

В статье отмечается, что в связи с ускоренным ростом количества автомобилей на дорогах и увеличением числа дорожно-транспортных происшествий в настоящее время является весьма актуальным исследование рынка ОСАГО, так как именно страховые компании способны качественно и оперативно помочь своим клиентам получить средства на восстановление здоровья после аварии или на ремонт поврежденного автомобиля.

Ключевые слова

ОСАГО, тарифная ставка, уровень выплат, страховая премия, страховая выплата.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

Самым распространенным видом страхования гражданской ответственности является обязательное страхование автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). Во всем мире в течение года в ДТП погибают более 1,2 млн чел., и 50 млн получают травмы. Общий ущерб, причиняемый нашей стране вследствие ДТП, составляет 2,5% ВВП, что соразмерно с вкладом в валовой продукт отдельных отраслей экономики.

Значимость ОСАГО высока для государства, что доказывается принятием Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО). Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортныхсредств является важным сегментом страхового рынка России.

Экономический смысл действия договора ОСАГО — гарантия для владельца автотранспортного средства, пострадавшего в аварии, в осуществлении выплаты компенсаций страховой компанией на возмещение убытков, лечение или возможные потери заработка. Таким образом, под действие полиса попадает не автомобиль страхователя, а транспортное средство третьего лица, которому первый нанес ущерб. Но, с другой стороны, страхователь тоже находится под защитой полиса ОСАГО, если третье лицо виновно в столкновении.

По состоянию на январь 2015 г. в государственном реестре субъектов страхового дела было зарегистрировано 393 страховых организации 101 из которых имеет лицензию на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, что составляет 25,7% от общего количества страховых организаций. За период с 01.07.2003 по 31.12.2014 было заключено более 405 млн договоров ОСАГО, более 20 млн потерпевших получили возмещение причиненного им в результате ДТП вреда. Общая сумма страховых выплат потерпевшим составила более 533 млрд. руб За весь рассматриваемый период страховые выплаты в России увеличились в 1,7 раза. Но это не решает проблемы возмещения вреда потерпевшим, так как при общем увеличении объема выплат размер этих платежей все равно остается недостаточным. Не надо забывать, что необходимость полного возмещения причиненного вреда потерпевшему основывается на принципе «гарантированность возмещения вреда» и является базой экономической эффективности, на которой основывается вся система страхования.

Существенное влияние на состояние рынка обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств оказывает изменение таких показателей, как численность парка транспортных средств и число дорожно-транспортных происшествий.

За последние годы в Российской Федерации численность автопарка продолжала расти. В 2014 г. наблюдалось увеличение численности автопарка на 1,2% относительно 2010 г. при снижении количества пострадавших в ДТП на 5%

Рост численности автопарка в период до 2014 г. сопровождался ростом договоров ОСАГО. В 2014 г. число заключенных договоров ОСАГО составило 43,6 млн, что на 2% больше, чем в 2013 г. За анализируемый период произошло увеличение количества заключенных договоров на 17,5%.

В 2011-2013 гг. наблюдалась тенденция повышения аварийности на дорогах Российской Федерации, следовательно, росло и число нуждающихся в возмещении вреда по ОСАГО.

Несмотря на незначительное увеличение числа ДТП, в которых был причинен вред жизни и здоровью физических лиц, количество заявленных страховых случаев по ОСАГО продолжает расти более высокими темпами. Данный факт свидетельствует, в первую очередь, о росте числа ДТП, в которых вред причинен только имуществу, а также о повышении активности лиц, пострадавших в ДТП, по обращению к страховщикам за возмещением вреда по ОСАГО.

Вместе с увеличением суммы страховых выплат в 2014 г. произошел рост количества страховых случаев. За этот год страховщиками было получено и урегулировано более 2,6 млн требований о возмещении вреда в результате страхового случая. Сумма страховых выплат составила 90,3 млрд руб., что на 16% больше, чем в 2013 г. Размер страховой суммы по ОСАГО и нежелание страховщиков осуществлять выплаты в полном объеме относятся к ключевым вопросам страхового рынка.

Отношение страховых выплат к страховым премиям по обязательному страхованию гражданской

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

ответственности владельцев транспортных средств в целом по России в 2014 г. составило 59,8%, что является его максимумом за исследуемый период времени. Таким образом, может сложиться впечатление, что страховые организации получают достаточно хороший результат от проведения ОСАГО. Однако неверное толкование статистических данных о сборах и выплатах по данному виду страхования может ввести в заблуждение.Страховщики утверждают, что за последние годы значительно возросли издержки по ОСАГО, которые невозможно учитывать в возросших выплатах. Если учесть все расходы, которые страховщик несет по проведению данного вида страхования, то остается гораздо меньше, чем те 5% прибыли, которые были обозначены в Законе об ОСАГО. Анализ данных рис. 5 показывает, что, средняя выплата по ОСАГО снижалась до 2012 г., но уже в 2013 г. выросла на 21%, а к 2014 г. общий прирост составил 41% (9,8 тыс. руб.).

Средняя стоимость полиса ОСАГО еще в 2014 г. составляла 3 461 руб. За пять рассматриваемых лет рост средней премии был практически аналогичен росту средней выплаты (40%), однако страховые компании несли убытки по полисам ОСАГО. Также, за десять месяцев 2015 года заключено 32,8 млн договоров ОСАГО, что на 7% меньше, чем за аналогичный период 2014-го (35,4 млн). Средняя выплата по полису за январь-октябрь 2015 года выросла на 61% в годовом выражении, до 5,4 тыс. рублей (против 3,3 тыс. рублей), за октябрь — на 66%, до 6,1 тыс. рублей.

В 2014 г. в рамках прямого возмещения убытков страховыми организациями были осуществлены выплаты потерпевшим на сумму более 31 853 млн руб. Всего за период действия системы прямого возмещения убытков — с 01.03.2009 по 31.12.2013 потерпевшим было выплачено более 78 млрд руб. Прирост общего объема выплат по сравнению с 2012 г. составил 51,88%. При этом в 2013 г. наблюдался поквартальный рост значений объема выплат в рамках прямого возмещения убытков (табл. 3).

Среднегодовое значение выплаты потерпевшему к началу 2015 г. возросло по сравнению с 2010 г. (19,4 тыс. руб.) и составило 26,3 тыс. руб. Средняя сумма выплаты сократилась в 2011-2012 гг. на 14%, несмотря на общее увеличение числа потерпевших (количество обращений в рамках прямого возмещения убытков) и суммарных объемов выплат за эти годы на 46 и 51% соответственно, что говорит о снижении размера единичных выплат. В связи с этим решением президиума Российского союза автостраховщиков (РСА) от 24.10.2013 были внесены изменения в таблицу средних сумм страховых выплат, которые использовались при расчетах между членами РСА в рамках прямого возмещения убытков.

Совершенствование сферы обязательного страхования автогражданской ответственности должно быть нацелено на улучшение качества обслуживания, привлечение лояльных клиентов, доверяющих компании. Это в конечном итоге позволит минимизировать проблемы, являющиеся препятствием на пути развития рынка ОСАГО. В связи с этим можно предложить следующие меры:

— повышение безопасности дорожного движения за счет более слаженной и гибкой работы органов ГИБДД, ведущей к уменьшению возможных столкновений автотранспорта на дорогах и снижению возможных объемов страховых выплат для страховщиков;

— введение контроля за компетентностью и профессионализмом деятельности автошкол по подготовке будущих водителей, проведение периодической аттестации данных фирм, регулирование процесса сдачи экзаменов по вождению;

— применение более жесткого наказания и повышение размера штрафа за повторные нарушения правил дорожного движения для недобросовестных водителей;

— организация интеграционной системы связи между номерами водительского удостоверения, системой управления дорожного движения, автоматическим уведомлением экстренных служб, защитой кражи автомобиля и использованием электронных записей при урегулировании ДТП;

— использование страховщиками в процессе урегулирования страховых случаев и определения размера убытка (помимо бумажной документации)

данных, предоставленных техническими системами;

— применение для автотранспорта, а особенно для обладающих повышенным риском грузовиков и автобусов, средств спутниковой навигации (телематики);

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

— использование данных телематической системы в процессе разбирательств дел по ДТП и страховым возмещениям судом, способствующее экономии времени на рассмотрение дела и предупреждение случаев мошенничества;

— введение электронного полиса, который упрощает и делает удобным процесс оформления данного документа для страхователя, а также позволяет сэкономить страховщику на посредниках, так как полис можно будет получить по Интернету;

— передача части прибыли в региональные бюджеты, что позволит аккумулировать дополнительные денежные средства в региональном филиале и их дальнейшее использование в интересах развития компании на данном страховом рынке;

— мотивирование водителей к соблюдению правил дорожного движения за счет раскрытия преимуществ использования франшизы, уменьшающей стоимость полиса для страхователя и размер возможных выплат для страховой компании.

Реализация предложенных мер принесет положительный социально-экономический эффект для государства, страховщиков и страхователей в виде повышения безопасности дорожного движения за счет снижения числа дорожных происшествий, уменьшения стоимости страхования, упрощения процесса урегулирования убытков и повышения доходности для страховщиков Список использованной литературы:

1. Акжитова Л.Н. Проблемы автострахования в России//Закон и право. 2014.№6.С. 66-69.

2. Бушев К. Изобретая автострахование заново//Современные страховые технологии. 2014.№6.С. 83-89.

3. Вавилова И.А. Об изменениях в законодательстве об ОСАГО//Страховое дело. 2014.№10.С. 61-65.

4. Шавалеева Ч.М. Перспективы развития рынка ОСАГО в России // Вестник экономики, права и социологии. 2014. № 3. С. 106-109.

5. Шарифьянова З.Ф., Выдрина А.Я. Страхование ОСАГО // Инновационная наука: международный научный журнал. - № 12/2015 в 3 частях. Ч. 1.- Уфа: ООО АЭТЕРНА - 2015. - С.84-86

© Егорова А.А., Дергунова Е.Е., 2016

УДК 331.5

Ефремова Анжелика Александровна

канд. экон. наук, доцент кафедры ЭП Горда Глеб, Бошкова Валерия

студенты-магистранты ФГАОУВО «Крымский федеральный университет

им. В.И. Вернадского », Республика Крым, г. Симферополь, РФ E-mail: [email protected]

ИНСТИТУТЫ РЫНКА ТРУДА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Аннотация

Данное исследование посвящено рассмотрению проблематики экономических институтов регулирования рынка труда. Под определением «экономические институты» понимают совокупность созданных людьми формальных и неформальных норм и правил, выступающих в виде ограничения для экономических агентов, а также соответствующих механизмов контроля по их соблюдению и защите. Объектами экономических институтов выступают: домашнее хозяйство, предприятия (фирмы), банки (финансово-кредитные учреждения), государство (правительство) и прочее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.