_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-1/2017 ISSN 2410-6070_
тех, кто уже работает. Однако, компаниям следует позаботиться о профессиональном обучении или повышении квалификации не отвечающих требованиям профстандартов работников либо провести аттестацию для обоснования их увольнений.
Таким образом, регулирование трудовых отношений с работниками на основе профессиональных стандартов позволит повысить качество труда, что в свою очередь повлияет на его оплату. Работники с более высокой квалификацией получают более высокую оплату труда.
Применение профессиональных стандартов предполагает проведение серьезной работы по внедрению в практику субъектов стандартов обязательного и не обязательного характера с учетом требований законодательства, работодателей и интересов работников.
Важной темой для регулирования трудовых отношений и расчетов по оплате труда ввиду множества спорных вопросов является аутсорсинг. Стремление к эффективной организации трудовых отношений в последние годы стало причиной подмены трудовых отношений, незаконного сокращения отчислений в социальные и пенсионный фонды, нелегальной оптимизации налогообложения, ущемления интересов работников в социальных гарантиях, снижением ответственности работодателей.
Трудовым кодексом с 01.01.2017 года установлено запрещение заемного труда (статья 56.1. «Запрещение заемного труда»). Временно направлять работников труда работников, к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала) могут частные агентства занятости, руководствуясь нормами статьи 341.2 Трудового кодекса [1].
Особенности регулирования труда работников, направляемых временно к другим юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала), работодателем, не являющимся частным агентством занятости, устанавливаются федеральным законом, который до сего дня не разработан.
Таким образом, на сегодняшний день можно говорить о существовании ряда актуальных вопросов в сфере регулирования трудовых отношений, значительно влияющих на оплату труда. Наиболее перспективным из них выступает применение профессиональных стандартов и эффективных форм организации трудовых отношений.
Список использованной литературы 1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base= LAW&n=201079&dst=0&profile=0&mb=LAW&div=LAW&BASENODE=&SORTTYPE=0&md=244973.4133 30451&ts=107497861809971468362143683&SEAROTPLUS=%F2%F0%F3%E4%EE%E2%EE%E9%20%EA% EE%E4%E5%EA%F1&SRD=true#0 (дата обращения: 13.03.2017).
© Пересыпкина Н.Н., Гриднева И.А., 2017
УДК 336
Пономарева Л.Н.,
канд.экон.наук, доцент ИНЭФБ БашГУ, г.Уфа, РФ E-mail: [email protected] Мухамадеева З.Ф., канд. соц.наук, доцент ИНЭФБ БашГУ, г.Уфа, РФ E-mail: [email protected] Масалимова К.Р. студентка 5 курса ИНЭФБ БашГУ E-mail: [email protected]
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РЫНКА СТРАХОВАНИЯ В ОБЛАСТИ АВТОГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Аннотация
Обязательное страхование автогражданской ответственности является важнейшей составляющей
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-1/2017 ISSN 2410-6070_
рынка страхования России. Однако существующие сложности в данном виде страхования препятствуют его развитию и влияют на состояние экономики страны в целом. В этой связи становится невозможным не обратить внимание на "наболевшие" проблемы в сфере страхования автогражданской ответственности.
Ключевые слова
Обязательное страхование автогражданской ответственности, страховая премия; страховая выплата; страховой случай; страхователь; страховщик; страховые компании.
Цель обязательного страхования автогражданской ответственности (далее ОСАГО) заключается в защите интересов граждан, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (далее ДТП) и признанных невиновными в случившемся. В соответствии с действующим законодательством каждый владелец автотранспортного средства должен застраховать риск своей гражданской ответственности перед третьими лицами за возможный вред, который может быть нанесен их жизни, здоровью или имуществу. В последствии при наступлении страхового случая потерпевший получит компенсацию своего ущерба не с виновника аварии, а со страховой компании, в которой тот застрахован [1, ст.4].
Федеральный закон №40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее по тексту ФЗ №40 "Об ОСАГО") дает следующее определение страховому случаю: «... - это наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховую выплату...» [1].
Сложившиеся кризисные явления в экономике Российской Федерации повлияли на рынок страховых услуг. Так в период с конца 2013 наблюдается сложная ситуация в этой сфере страхования.
Таким образом, ОСАГО представляющее собой основной фактор роста страхового рынка, превратилось в основной источник проблем для многих страховых компаний Российской Федерации. В связи с этим страховые компании с большой долей ОСАГО в страховом портфеле и убыточностью данного вида претерпели банкротство. По данным экспертов РСА обанкротились такие компании как: ЗАО «ГСК «Скиф-Тверь» (2012 год), САО «Россия» (2013год), ООО «СК «Метротон» (2016 год) [3].
Рассмотрим состояние рынка страховых услуг в области автогражданской ответственности на цифрах.
По данным ЦБ РФ объем собранных страховых премий рынка в целом (без учета обязательного медицинского страхования) за 2015 год вырос на 3,6% или 36,0 млрд. рублей и достиг 1 023,8 млрд. рублей (рис.1) [4].
1050 1000 950 900 850 800
Рисунок 1 - Собранные страховые премии рынка (без учета ОМС) за период 2013-2015гг., млрд. руб. Источник: составлено авторами по данным годовых отчетов РСА за 2013-2015гг.
В едином государственном реестре субъектов страхового дела по состоянию на 31.12.2015 было зарегистрировано 336 страховщиков, из них 326 страховых организаций и 10 обществ взаимного страхования. За 2015 год рынок покинули 65 страховых организаций, в результате чего количество страховщиков сократилось на 17% по сравнению с 2014 годом [3].
Среди российских страховщиков 29 компаний имеют уставный капитал более 1 млрд. рублей, из них только у трех компаний уставный капитал превышает 10 млрд. рублей: Ингосстрах - 17,5 млрд. рублей;
1023,8
987,8
904,9
2013 год 2014 год 2015 год
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-1/2017 ISSN 2410-6070_
СОГАЗ - 15,1 млрд. рублей; РЕСО-Гарантия - 10,85 млрд. рублей [3]. Совокупный уставный капитал российских страховщиков сократился за 2015 год на 13% и составил 194 млрд. рублей.
Необходимо отметить, что рост рынка в 2015 году связан с увеличением сборов по ОСАГО на 45% или на 67,8 млрд. руб., а также ростом премий по страхованию жизни на 20% или на 21,2 млрд. руб. и имуществу физических лиц на 14% или на 5,3 млрд. руб. Наибольшее падение сборов премий рынка в 2015 году наблюдалось по КАСКО на 14% или на 31,3 млрд. руб., страхованию от несчастных случаев и болезней на 15% или на 14,6 млрд. руб., страхованию имущества юридических лиц на 11% или на 12,2 млрд. руб.
Росгосстрах СОГАЗ РЕСО-Гарантия Ингосстрах Альфастрахование ВСК
ВТБ Страхование Сбербанк Жизнь Согласие РГС-Жизнь Ренессанс Альфастрах.-Ж ЖАСО Ренессанс Жизнь УралСиб Альянс Энергогарант Макс Капитал СГ МСК
= I
Э 149010
Э 123217
3) 78461
Ü 73573
U 54008
48085 47505 44042
30756
23870 20808
13423 12984 12958 12801 12165 10567 10443 7995 7425
Рисунок 2 - Сборы премий первой двадцатки страховых организаций всего (без ОМС), за 2015 год, млрд. руб. Источник: составлено авторами по данным Департамента страхового рынка Банка России
Лидеры российского страхового рынка по обязательному страхованию автогражданской ответственности по итогам 2015 года представлены на рисунке 3. Среди них: ПАО «Росгосстрах»; СПАО «РЕСО-Гарантия»; САО «ВСК»; СПАО «Ингосстрах»; ОАО «АльфаСтрахование» [3].
СПАО «Ингосстрах»: 7,10%
САО «ВСК»: 8,30%
СПАО «РЕСО-Гарантия»; 12,60%
ОАО «АльфаСтраховани е»; 4,90%
ПАО «Росгосстрах»; 35,20%
Рисунок 3 - Лидеры страхового рынка по ОСАГО за 2015 год Источник: составлено авторами по данным Банка России
Ниже нами представлен рейтинг страховых компаний, проведенный по уровню надежности (табл.1).
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-1/2017 ISSN 2410-6070_
Таблица 1
Экспертный рейтинг страховых компаний
Класс Обозначение Страховые компании
А++ Исключительно высокий уровень надёжности «АльфаСтрахование», «Альянс» (бывш. «РОСНО»), «ВСК», «ВТБ Страхование», «Ингосстрах», «МАКС», «РЕСО-Гарантия», «Росгосстрах», «РСХБ-Страхование», «СОГАЗ», «ЭРГО», «АИГ» (бывш. «Чартис») и «Энергогарант»
А+ Очень высокий уровень надёжности «Абсолют Страхование» (бывш. ИСК «Евро-Полис»), «Гелиос», «Д2 Страхование», «Зетта-Страхование» (бывш. «Цюрих»), «Либерти Страхование», «Надежда», «НАСКО», «ПАРИ», «Спасские ворота» (бывш. «Межрегионгарант»), «Сургутнефтегаз», «Чулпан», «Интач», «Ренессанс Страхование» и «Согласие»
А Высокий уровне надёжности «Адонис», «Ангара», «АСКО», «Астро-Волга», «Геополис», «Проминстрах», «ОСК», «Сервисрезерв», «Тинькофф Страхование», «Югория» и «Южурал-АСКО»
В++ Удовлетворительный уровень надёжности «Армеец» (бывш. «Итиль Армеец»), «Поволжский Страховой Альянс», «Британский Страховой Дом», «Московия», «Подмосковье», «УралСиб»
В Низкий уровень надёжности «Помощь»
Источник: составлено авторами на основе данных авторитетного рейтингового агентства «Эксперт РА»
Экспертный рейтинг страховых компаний (или рейтинг надёжности страховых компаний) составляется на основе данных авторитетного рейтингового агентства «Эксперт РА». При определении рейтинга оцениваются финансовые показатели страховщиков.
Высокая оценка (А или выше) - это признание надёжности компании со стороны экспертного сообщества.
Анализ российского страхового рынка по ОСАГО показывает, что лидерами по данному виду страхования являются такие компании, как: ПАО «Росгосстрах»; СПАО «РЕСО-Гарантия»; САО «ВСК»; СПАО «Ингосстрах»; ОАО «АльфаСтрахование». При этом, организации-лидеры имеют исключительно высокий уровень надежности. Рост рынка страховых услуг в 2015 году связан с ростом сборов по ОСАГО, ростом премий по страхованию жизни и имуществу физических лиц. При этом наибольшее падение сборов премий в 2015 году наблюдалось по КАСКО, страхованию от несчастных случаев и болезней, а также страхованию имущества юридических лиц.
Проведенное исследование позволило нам обозначить основные причины кризисных явлений в области страхования автогражданской ответственности: неизменность страховых тарифов на протяжении длительного времени; страховое мошенничество; недобросовестные страховщики; рост количества страховых случаев; уклонение от обязательств по страхованию; кризисные влияния на экономику России.
Остановимся на рассмотрении указанных выше причин. Рост страховых выплат был обоснован несколькими факторами. Среди которых: во-первых, рост числа зарегистрированных автотранспортных средств (за 2015 год более чем на 1,5%, число зарегистрированных автотранспортных средств составило 56,6 млн.); во-вторых, страхователи стали чаще обращаться за страховыми выплатами.
Рассмотрим прирост числа транспортных средств и ДТП за период с 2013 по 2015гг (рис. 4).
-10 -8 -6 -4 -2 0 2 4 6 8
■ Прирост числа ТС (в % к предыдущему году)
■ Прирост числа ДТП (в % к предыдущему году)
Рисунок 4 - Сравнительная оценка прироста числа ДТП и транспортных средств, 2013-2015гг. Источник: составлено авторами по данным ГУОБДД МВД России
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-1/2017 ISSN 2410-6070_
Рисунок 4 иллюстрирует сокращение прироста как числа зарегистрированных транспортных средств, так и дорожно-транспортных происшествий. Прирост числа ДТП можно констатировать только в 2013 году по сравнению с 2012 годом число ДТП (0,2%).
В 2014 году по сравнению с 2013 годом вместе со снижением числа ДТП наблюдается снижение числа заявленных страховых случаев по ОСАГО. При этом в 2015 году, по сравнению с 2014 годом, число ДТП снизилось на 7,9%, а количество заявленных страховых случаев увеличилось на 1,2% (рис.5).
2015
-9
2014
2013
-10 -5 0 5 10
■ Прирост числа заявленных страховых случаев,% ■ Прирост числа ДТП, %
Рисунок 5 - Сравнение прироста числа ДТП и заявленных страховых случаев, 2013-2015 гг.
Источник: составлено автором по данным ГУОБДД МВД России
За период с 31 декабря 2013 года по 31 декабря 2015 года было заключено более 83 млн. договоров ОСАГО, около 5 млн. потерпевших получили возмещение причиненного им в результате ДТП вреда.
В 2013 году заключено 42,7 млн. договоров, при этом получено страховых премий в размере 135,1 млрд. рублей. Заявлено 2,75 млн. требований о возмещении вреда. При этом урегулировано 2,70 млн. страховых случаев. Также в 2013 году осуществлено страховых выплат на сумму 78,1 млрд. рублей.
2014 год характеризуется следующими цифровыми значениями. Заключено 42,6 млн. договоров, получено страховых премий на сумму 150,37 млрд. рублей. Заявлено 2,5 млн. требований о возмещении вреда. Урегулировано 2,49 млн. страховых случаев. Осуществлено страховых выплат на сумму - 89,08 млрд. рублей.
В 2015 году соответственно: заключено 39,8 млн. договоров; получено страховых премий в размере 220,2 млрд. рублей; заявлено 2,53 млн. требований о возмещении вреда; урегулировано страховых случаев -2,47 млн.; осуществлено страховых выплат на сумму - 122 млрд. рублей.
За каждый из анализируемых годов видно, значительное превышение страховых премий, над выполненными страховыми выплатами. Процент урегулирования страховых случаев колеблется в следующих пределах: 2013 год - 98%; 2014 год - 99,6%; 2015 год - 97,63%. На наш взгляд к причинам неполного урегулирования страховых случаев можно отнести намеренное умалчивание или сокрытие страховщиками от клиента существенной информации об условиях страхования, а также необоснованные отказы в выплатах.
Одной из причин кризисных явлений ОСАГО, обозначенных нами, это - страховое мошенничество, которое проявлялось в виде приписок после ДТП, сознательного нанесения повреждений, завышения сумм ущерба, неверного оформления договоров страхования, оформления фиктивных договоров или договоров страховых компаний, уже ушедших со страхового рынка, искажения информации об аварийности за прошедшее время при определении величины соответствующего коэффициента при переходе из одной страховой компании в другую. Последний аспект был распространен до введения в действие единой автоматизированной информационной системы.
Значительный ущерб страховому рынку нанесли фирмы-однодневки [2], которые привлекали клиентов, низкими тарифами. Данные компании в начале своей деятельности проводили выплаты за счет полученных страховых взносов, а положенные отчисления в компенсационный фонд Российского союза автостраховщиков (РСА) не производили. «По расчетам страховых аналитиков, от 30 до 40% средств рынка ОСАГО были уведены именно такими мошенниками» [3].
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-1/2017 ISSN 2410-6070_
Как и любой вид экономической деятельности - страхование находится в зоне влияния кризисных явлений, происходящих в экономике Российской Федерации. Необходимо отметить, что в целом страховая премия, собранная за 2015 год выросла на 3,6% и достигла 1023,8 млрд. руб. Однако расчеты показывают, что инфляционные явления оказали влияние в сторону сокращения страховых премий на 2,9%. Как отмечают специалисты РСА: «В последний раз такое явление отмечалось на страховом рынке в 2010 году, на фоне предыдущей волны экономического кризиса, по уровню сборов в реальном исчислении страховой рынок вернулся на уровень 2007 года» [3].
Экономический кризис сказался и на месте, которое занимало страхование в экономике России и на структуру собираемой страховой премии.
Как показывают статистические исследования в области социально-экономических показателей за 2015 год произошли сокращения уровней заработной платы и реальных доходов населения (9,5% и 4% соответственно). Следствием этих изменений явилось сокращение продаж новых легковых транспортных средств на 36% в 2015 против 2014 года. Снижение инвестиций в основной капитал предприятий и организаций в 2015 году на 8,4% повлекло за собой сокращение активности населения и предпринимательской деятельности на страховом рынке.
Небезынтересна тенденция роста доли премии, собираемой страховщиками с населения, которая наблюдается с 2010 года. По итогам 2015 года доля страховой премии собираемой с населения достигла 57% (например данный показатель в 2007 году составлял 46%). Специалисты РСА отмечают что: «доля расходов населения на страхование в 2015 году достигла 1,3% - это наивысший показатель за последние 7 лет. При этом отношение общей страховой премии к ВВП осталось на уровне 1,27%, что соответствует показателям двух предшествующих лет» [3].
Существенное влияние на состояние рынка обязательного страхования оказывает изменение таких показателей, как численность парка транспортных средств и число дорожно-транспортных происшествий.
Многие специалисты отмечают рост численности автопарка в Российской Федерации в последние годы. За анализируемый период 2013-2015гг. наблюдается увеличение численности автопарка при снижении количества пострадавших в ДТП.
Динамика транспортного парка в РФ в 2013-2015 годах приведены в таблице 2 и на рисунке 6.
Таблица 2
Автопарк в Российской Федерации за период 2013-2015 гг.
Показатель 2013 2014 2015
Численность транспортного парка, млн. 53,3 55,7 56,6
Прирост к предыдущему году, млн. 2,8 2,4 0,9
Прирост к предыдущему году, % - 4,5 1,6
Источник: составлено авторами по данным ГУОБДД МВД России
По данным таблицы 2 и рисунка 6 видно, что в 2013 году прирост составил 5,6%, а в 2014-2015 годах темп прироста автопарка продемонстрировал тенденции снижения.
Одной из описанных выше проблем страхования в области автогражданской ответственности является уклонение от обязательств по его исполнению.
2015
2014
2013
10
20
30
40
50
60
2013 2014 2015
■ Число ТС на начало года 50,5 53,3 55,7
■ Прирост числа ТС за год 2,8 2,4 0,9
0
Рисунок 6 - Динамика автопарка в Российской Федерации, 2013-2015 гг., млн. Источник: составлено авторами по данным ГУОБДД МВД России
Нами были проанализированы числовые значения соотношения численности автопарка и числа договоров ОСАГО в период с 2013 по 2015 года, что представлено на рисунке 7. В 2013 году отклонение числа договоров ОСАГО от числа зарегистрированных транспортных средств составило 19,89%, в 2014 году - 23,52%, в 2015 году - 29,68%.
Рисунок 7 - Сравнение численности автопарка и числа заключенных договоров ОСАГО, 2013-2015 гг. Источник: составлено авторами по данным ГУОБДД МВД России
Динамика прироста числа договоров и прироста числа транспортных средств также не совпадает, что подтверждается данными ГУОБДД МВД России (рис. 9). В 2015 году число заключенных договоров ОСАГО составило 39,8 млн., что на 6,5% меньше, чем в 2014 году.
2015
2014
2013
0
2
4
■ Прирост числа договоров ОСАГО (в % к предыдущему году)
■ Прирост числа ТС (в % к предыдущему году)
Рисунок 8 - Сравнение прироста числа договоров ОСАГО и числа ТС, 2013-2015гг.
Источник: составлено авторами по данным ГУОБДД МВД России
Следует отметить, что в 2013 году наблюдается значительное повышение темпа роста страховых выплат до 25,7%, в то время как темп роста страховых премий снизился до 11,4%, в 2014 году темп прироста страховых выплат составил 13,9%, в то время как темп прироста страховых премий составил 11,2%. Отношение страховых выплат к страховым премиям по обязательному страхованию в целом по России в 2015 году составило 55,4%. Динамика и прирост собранных страховых премий и произведенных страховых выплат по годам представлены на рисунке 9 и в таблице 3.
■ Страховые выплаты, млн. руб. ■ Страховые премии, млн. руб.
2015
2014
2013
220,2
Рисунок 9 - Страховые премии и выплаты по ОСАГО, 2013-2015 гг. Источник: составлено авторами по данным ГУОБДД МВД России
6
8
Таблица 3
Динамика прироста страховых премий и страховых выплат за период 2013-2015гг.
Годы Прирост страховых премий, % Прирост страховых выплат, %
2013 к 2012 11,5 25,8
2014 к 2013 11,2 13,9
2015 к 2014 46,4 37,0
Источник: составлено авторами по данным ГУОБДД МВД России
Увеличение суммы страховых выплат в 2013 и 2014 годах, рост которых обусловлен, в том числе и судебной практикой, в частности, распространением на ОСАГО Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», происходил за счет роста количества страховых случаев. Так, в 2013 году к страховщикам обратились 2,7 млн. потерпевших, что на 5,5% больше, чем в 2012 году. Количество заключенных договоров при этом увеличилось на 4,5%.
Увеличение общего размера страховых выплат в 2015 году обусловлено увеличением страховых сумм с 120 до 400 тыс. руб. в связи с причинением вреда имуществу потерпевших по договорам ОСАГО, заключенным с 1 октября 2014 года, и с 160 до 500 тыс. рублей в связи с причинением вреда жизни и здоровью потерпевших по договорам ОСАГО, заключенным с 1 апреля 2015 года.
При этом для договоров ОСАГО, заключенных начиная с 1 апреля 2015 года, страховая сумма в связи с причинением вреда жизни и здоровью потерпевших определена в отношении каждого потерпевшего, в то время как для договоров, заключенных до указанной даты, действовал принцип, согласно которому страховая сумма являлась совокупной для всех потерпевших. Кроме того, снижение курса российского рубля по отношению к основным мировым валютам привело к увеличению стоимости деталей и расходных материалов, необходимых для ремонта транспортных средств, а также стоимости соответствующих работ, что повлекло изменение справочников средней стоимости запасных частей, материалов и нормо-часа работ для определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства.
Определенная стабилизация в сфере страхования автогражданской ответственности была достигнута путем принятия ряда мер по ужесточению контроля за данным видом страхования, а также редакции нормативно-законодательной базы. Однако для решения выделенных нами проблемных аспектов также следует отметить следующее.
Устранение или сокращение уклонений от обязательств по страхованию возможно добиться путем:
- стимулирования граждан и хозяйствующих субъектов к заключению договоров страхования;
- повышения уровня информированности о предоставляемых страховых услугах;
- развития специальных страховых услуг, ориентированных на потребителей с невысокими доходами;
- мотивации со стороны государства к страхованию гражданской ответственности;
- мотивация водителей к соблюдению правил дорожного движения за счет раскрытия преимуществ использования франшизы, уменьшающей стоимость полиса для страхователя и размер возможных выплат для страховой компании;
- пересмотра административных штрафных санкций за отсутствие ОСАГО.
С целью сокращения числа страховых случаев, необходима реализация следующих мероприятий:
- повышение безопасности дорожного движения за счет более слаженной и гибкой работы органов ГИБДД, ведущей к уменьшению возможных столкновений автотранспорта на дорогах и снижению возможных объемов страховых выплат для страховщиков;
- введение контроля за профессионализмом деятельности автошкол по подготовке будущих водителей, проведение периодической аттестации данных фирм, регулирование процесса сдачи экзаменов по вождению;
- применение более жесткого наказания и повышение размера штрафа за повторные нарушения правил дорожного движения для недобросовестных водителей.
В заключении, хотелось бы отметить, что совершенствование сферы обязательного страхования автогражданской ответственности должно быть нацелено на улучшение качества обслуживания, привлечения лояльных клиентов, что в конечном итоге позволит минимизировать проблемы являющиеся
препятствием на пути развития рынка ОСАГО. Список использованной литературы:
1. Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" // [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/onHne.cgi?req=doc;base=LAW;n=200265#0 (дата обращения 20.01.2017).
2. Шавалеева Ч.М. Перспективы развития рынка ОСАГО в России/ Ч.М. Шавалеева // Вестник экономики, права и социологии, 2014, №3. С.106-109.
3. Официальный сайт Российского союза автостраховщиков // [Электронный ресурс] URL: http: //www.autoins.ru/ru/index .wbp.
4. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации // [Электронный ресурс] URL: http://www.cbr.ru.
© Пономарева Л.Н., З.Ф. Мухамадеева, К.Р. Масалимова, 2017
УДК 331.108.26:658
И.В. Роздольская
д. э. н., профессор кафедра маркетинга и менеджмента Белгородский университет кооперации, экономики и права
г. Белгород, Российская Федерация И.С. Болотова соискатель
кафедра маркетинга и менеджмента Белгородский университет кооперации, экономики и права
г. Белгород, Российская Федерация Д. Н. Черкасова магистрант
кафедра маркетинга и менеджмента Белгородский университет кооперации, экономики и права
г. Белгород, Российская Федерация
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ КАДРОВОГО СКОРИНГА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
ПОДБОРА ПЕРСОНАЛА В КОМПАНИИ
Аннотация
В статье рассмотрена сущностная характеристика кадрового скоринга, являющегося одним из направлений инновационного формата в развитии рекрутмента и приобретающего все большую популярность в современных условиях. Отмечены очевидность пользы и достоинства исследуемой кадровой технологии. Выявлены проблемы, связанные с введением технологии кадрового скоринга. Обращено внимание на создание скоринговых карт, лежащих в основе скоринговой системы.
Ключевые слова
Рекрутмент, скоринг, кадровый скоринг, скоринг - карты, технологии кадрового скоринга
В современных условиях особую значимость и актуальность приобретает стратегическое управление персоналом организации[ 1,2,6,7,9].
Одной из популярных форм научно-практического направления кадрового менеджмента выступает рекрутмент [4], отличительной особенностью которого является ориентация на клиента, заказчика.
В общем виде под рекрутментом понимается квалифицированный подбор персонала, используя услуги