Научная статья на тему 'Тенденции развития образования в области социальной работы'

Тенденции развития образования в области социальной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
813
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРЕПОДАВАНИЕ / УЧЕНИЕ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КУЛЬТУРОЦЕНТРИЧНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION / SOCIAL EDUCATION / VOCATIONAL TRAINING / EDUCATIONAL PROCESS / TEACHING / THE DOCTRINE / THE QUALIFYING APPROACH / THE COMPETENCE APPROACH / THE CULTURE-FOCUSED APPROACH / THE MODERNIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шмелева Н. Б., Шмелева М. В.

Осмысление особенностей образования в области социальной работы в России связано с поиском наиболее оптимальных форм подготовки специалистов в высшей школе. В нашей стране университеты осуществляют подготовку специалистов по социальной работе с 90-х годов. Принимая во внимание данный факт, а также специфику Российской ситуации, следует иметь в виду неоднозначность данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The comprehension of features of the education in the field of social work in Russia is connected with the search of optimal forms of preparation the specialists at the higher school. In our country universities carry out the preparation of experts in social work since 1990th. Taking into consideration the given fact, and also the specificity of the situation in Russia, it is necessary to bear in mind the polysemy of the given process.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития образования в области социальной работы»

УДК 378

Н. Б. Шмелева, М. В. Шмелева ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Ключевые слова: образование, социальное образование, профессиональное образование, образовательный процесс, преподавание, учение, квалификационный подход, компетентностный подход, культуроцентрично-ориентированный подход, модернизация образования.

Осмысление особенностей образования в области социальной работы в России связано с поиском наиболее оптимальных форм подготовки специалистов в высшей школе. В нашей стране университеты осуществляют подготовку специалистов по социальной работе с 90-х годов. Принимая во внимание данный факт, а также специфику Российской ситуации, следует иметь в виду неоднозначность данного процесса.

Keywords: education, social education, vocational training, educational process, teaching, the doctrine, the qualifying approach, the competence approach, the culture-focused approach, the modernization of education.

The comprehension offeatures of the education in the field of social work in Russia is connected with the search of optimal forms of preparation the specialists at the higher school. In our country universities carry out the preparation of experts in social work since 1990th. Taking into consideration the given fact, and also the specificity of the situation in Russia, it is necessary to bear in mind the polysemy of the given process.

Развитие и совершенствование социальной работы в России является одной из фундаментальных проблем современной науки и практики. В настоящее время создаются ее базовые концепции, идет осмысление ее положения и воздействия на общество в его кризисных условиях. За истекшей период сложился определенный опыт высшего образования социальных работников, определились методологические подходы, отбор эффективных форм и методов профессиональной подготовки специалистов данного профиля. Социальная работа как сфера профессиональной деятельности обладает немалым динамизмом, и в этих условиях становится важным выявить тенденции развития образования в данной области.

Достойный статус профессии в современном мире позволит обрести такая система образования, которая сможет реализовать функцию сохранения и воспроизводства гуманистических традиций отечественной и мировой культуры. Она должна включать гибкую, открытую, вариативную систему учебных образовательных заведений, учитывать современные модели зарубежных стран, в то же время, развивая и приумножая опыт русского просветительства, опыт высшей школы. И эта глобальная задача - обращение к образованию -актуальна и значима.

Понятие «образование» (аналогичное немецкому «bi Idling») происходит от слова «образ» и имеет различное толкование. Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность). В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов. Поэтому оно есть, прежде всего, социальное явление.

Образование как социальное явление - это, прежде всего, объективная общественная ценность. Интеллектуальный, нравственный, духовно-культурный и экономический, научнотехнический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. Однако образование, имея общественную природу и исторический характер, в свою очередь, обусловлено историкографическим типом развития общества, которое реализует эту социальную функцию. Оно отражает задачи социального развития,

уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок, так как и педагоги, и воспитанники являются субъектами общественных отношений.

Понятие «образование» отечественные исследователи определяют различно: «...Под образованием надо понимать все то, что способствует формированию миросозерцания; сюда входит приобретение известной суммы знаний, определенная их увязка»; «...под образованием понимается процесс и результат усвоения систематизированных знаний и способов познавательной деятельности. К образованию относят и формирование мировоззрения...». В Законе Российской Федерации «Об образовании» под образованием понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Это свидетельствует о том, что понятие «образование» находится в диалектическом движении. Оно изменяется, развивается и совершенствуется в историческом и социальном плане. При этом необходимо иметь в виду, что основными целевыми компонентами понятия «образование» являются также: усвоение и использование духовного наследия; развитие творческих потенций личности; установка творческой личности на созидание и создание условий для этого.

B.C. Леднев рассматривает образование весьма широко, используя этот термин «для обозначения совокупного целостного процесса становления личности» [6]. А.В, Петровский и Б.М. Бим-Бад образование определяют «как процесс и результат целеполагаемой, педагогически организованной и планомерной социализации человека» [1]. Некоторые зарубежные исследователи считают образование процессом, включающим «организованные, обдуманные, систематические усилия по передаче, выявлению или приобретению знаний, позиций, ценностей или умений», по созданию условий для учения и осуществления деятельности, посредством которой может происходить учение [11]. С этой точки зрения, образование является целенаправленным (обдуманным), организованным (систематическим), последовательным, длительным (поддерживаемым) и многосторонним процессом.

Из этих определений следует, что образование, строго говоря, не может быть неформальным, ведущую роль в нем играют преподаватель, обучающийся (студент) и учебное заведение, т. е. учитываются условия его организации и проведения, а также его участники.

В связи с рассматриваемой проблемой, полагаем, актуально обратиться и к такому феномену, как «социальное образование». Данное понятие в последние годы вызывает научно-общественные дискуссии. Мы позитивно относимся к новому понятию, которое дополняет смысловое и содержательно-тактическое направление в широком термине «образование».

Термин «социальное образование» впервые появляется в начале 90-х годов прошлого столетия в работах В.И. Жукова, С.И. Григорьева и др., в настоящее время достаточно широко используется и в научной литературе, и в деловых дискуссиях в сфере образования. Мы сегодня говорим об институционализации социальной работы как профессии. Но и социальное образование распространяется на весь цивилизованный мир, что позволяет говорить о его глобализации.

Однако мы делаем только первые шаги, как в обосновании теории, так и в осуществлении практики социального образования в России, включая как фундаментальные, так и прикладные науки в области знания о человеке, обществе. Социальное образование как одно из органичных звеньев современной системы образования также подлежит целенаправленной трансформации (а во многом и переформированию, имея в виду относительную новизну этого звена), которая, на наш взгляд, должна иметь следующую особенность.

Прежде всего, следует исходить из двух важнейших, с нашей точки зрения, функциональных направлений современного социального образования. Первое направление

достаточно полно охарактеризовано академиком В.И. Жуковым, который подчеркивает, что «социальное образование наиболее приемлемо для формирования активной творческой личности, обладающей энергичной гражданской позицией, сориентированной на защиту интересов человека труда, соблюдение конституционных прав и гражданских свобод и способной активно влиять на общественное согласие, политическую стабильность и устойчивое социальное развитие системы» [3].

Иными словами, социальное образование, по своему определению, должно быть подлинно социальным как в смысле подготовки и воспитания социально зрелого человека, способного профессионально и эффективно служить интересам общества в целом, так и в смысле подготовки специалистов - социальных работников, ориентированных преимущественно на социальную сферу общества, на проблемы защиты, помощи и поддержки наиболее социально уязвимых слоев населения и отдельных индивидов.

Что касается второго направления социального образования, то его сущность видится нам в том, чтобы все его структурно-содержательные элементы и характеристики должны быть нацелены на максимальную социальную адаптируемость всех субъектов социального образования (а значит, образования вообще), начиная с начальной и средней школы и заканчивая школой высшей.

Учет специфики этих двух сущностных направлений социального образования будет способствовать наиболее адекватной и эффективной трансформации данной образовательной структуры в условиях современного образования специалистов социальной сферы.

Как было отмечено выше, понятийные характеристики этой категории образования вызывает сегодня различные толкования. Так, В.И. Жуков указывает, что «социальное образование по своей сущности и содержанию направлено на обучение и воспитание личности, сориентированной на профессиональную деятельность в социальной сфере» [3]. При этом он отмечает, что социальное образование включает в себя четыре аспекта: научно исследовательский, прикладной, нравственный и духовный [4]. Значимость первых двух аспектов очевидна. Раскроем более подробно третий и четвертый аспекты. В частности, В.И. Жуков подчеркивает, что социальное образование имеет своей целью не только формирование профессиональных качеств: речь идет о подготовке специалиста с таким типом нравственного поведения, которое обеспечивает ему авторитет и доверие населения. Четвертый аспект отражает смысл того, что вне духовного измерения можно дать знания, но нельзя подготовить специалиста, способного понять сущность явлений, влияющих на социальное положение и состояние человека. В процессе обучения (с профессиональной точки зрения, социальная работа - это служение людям) духовность становится важной составной частью и нравственной основой формирования гуманной ответственности работников социальных служб за отношение к делу и результатам своего труда [4].

Вместе с тем, не выходя за рамки профессионального образования, В.А. Сластенин трактует социальное образование как «стратегию развития и саморазвития личности специалиста, способного свободно ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах, ответственно и профессионально действовать в условиях реформируемого общества» [8]. В.А. Никитин указывает, что «до недавнего времени под высшим социальным образованием понимали только изучение обществоведческих наук и подготовку специалистов, называющихся обществоведами», отмечает, что сегодня оно «все больше отождествляется также с теорией и практикой того, что называется социальной работой».

По мнению П.Д. Павленка, «можно говорить о социальном образовании как в широком плане (общественное образование в целом) так и в узком смысле (процесс получения знаний и умений в области социальной сферы) и что «социальное образование» имеет (должно иметь) свою структуру. Одной из таких структур (видов) социального образования является образование в области социальной работы. То есть подчеркивается, что понятие социального образования шире, чем образование в области социальной работы.

Нам представляется, что понятие «социальное образование» может быть рассмотрено в двух конкретных направлениях. Первое связано с общим и профессиональным образованием специалистов социальной сферы, которые в будущем будут претворять свои знания и профессиональные умения в социальной практике. Второе направление понятия «социальное образование» рассматривается нами как социализация личности в современных условиях, как её социальная, духовно-нравственная и культурная адаптация в непростых условиях жизни и деятельности нашего общества.

Это определенный базис духовного и нравственного потенциала личности, помогающий ей не только выстоять, но и достойно себя чувствовать, реализуя свои потребности, интересы и возможности в жизни. Это своего рода формирование и воспитание у личности ее адаптивных способностей и возможностей. Эти рассматриваемые нами направления понятия «социальное образование» взаимодополняют друг друга, как бы интегрируют, с одной стороны, профессиональное образование, обучение и воспитание специалистов, работающих с человеком: социальных работников, психологов, социологов, социальных педагогов, реабилитологов. А с другой стороны, встает задача формирования и воспитания человека, его качеств, способностей, которые помогут в самостоятельном преодолении личностью возникающих препятствии, трудностей, проблем, сложных жизненных ситуаций. В этом плане комплексное масштабное понимание социального образования видится не только в подготовке кадров, но и в качественном улучшении жизнедеятельности каждого отдельного человека, который должен уметь преодолевать трудности, препятствия, включая его саморазвитие, реализацию самоценности, самосовершенствование и т. д.

Важный акцент в образовании в ХХ-ХХ1 вв. приобретает понятие характеристик «оценки качества образования», его базовых критериев; ведутся научные дискуссии, рассматривающие аспекты «компетенции», В настоящее время некоторые исследователи (В.И. Жуков, Л.Д. Гуслякова, Л.Г. Лаптев) предлагают использовать различные подходы как базовые критерии оценки качества образования, выделяя при этом компетентностный подход:

1) Квалификационный подход, ориентирующий образовательный процесс, оценку его качества через определения уровня квалификации специалистов определенного профиля;

2) Компетентностный подход расширяет и углубляет оценку качества образования до формата системы совокупности ряда компетенций специалиста данного профиля, характера профессиональной деятельности;

3) Культуроцентрично-ориентированный подход к оценке качества образования акцентирует внимание на интеграции квалификаций и компетенций в контексте формирования и деятельности специалиста как субъекта всех сфер общественных отношений, национально-государственного и социокультурно-ориентированной личности, обладающей устойчивой системой ценностей, мотивации профессиональной активности, ее согласования с деятельностью во всех других сферах развития общества и человека [2].

И вместе с тем, мы поддерживаем точку зрения Л. В. Топчего, который отмечает: «Реформируя отечественное образование (это неизбежный процесс) и интегрируясь в европейское вузовское сообщество, мы не должны забывать о необходимости защиты фундаментальных ценностей социального образования Российской Федерации на всех ее уровнях (федеральном, региональном и местном). Причем это нужно делать не только вузовской общественности, но и всем тем гражданам, кому понятна реальная угроза национальной безопасности, кто гордится и радеет за такое отечественное достояние, как социальное образование в его традиционном и инновационном понимании» [9].

Основной отличительной чертой обучения является обязательное наличие двух основных участников данного процесса: обучающегося, воспринимающего,

перерабатывающего, усваивающего, реализующего определенную информацию, и обучающего, передающего в том или ином виде данную информацию. Деятельность по обучению отличается от других видов деятельности (творческой, даже трудовой) наличием

именно этим двух взаимосвязанных и взаимозависимых элементов процесса. При этом обучающий не обязательно является реальным и присутствующим при процессе обучения лицом. Он может выступать в своей роли и опосредованно, в виде учебника, книги, фильма и т. п.

Обучающая деятельность, по существу, включает в себя два вида разнонаправленной деятельности: деятельность обучающего по передаче информации (преподавание) и

деятельность обучающегося по приему, освоению и применению информации (учение).

В любом процессе обучения присутствуют и находятся во взаимодействии, по крайней мере, пять элементов: обучающийся, обучающий, содержание обучения, источники и средства обучения, формы и методы обучения. В зависимости от того, как эти элементы взаимодействуют между собой, учебный процесс происходит в той или иной форме, с большим или меньшим успехом.

В отличие от образования, которое продолжается как сознательно, так и подсознательно и после того, когда знания трансформируются в убеждения, обучение в высшей школе - специально организованный педагогический процесс, который для будущего специалиста начинается при формировании конкретных знаний, умений и навыков, усвоении способов профессионально-творческой деятельности.

Базовые понятия, связанные с этим понятием, следующие:

- преподавание - деятельность тех, кто обучает. Здесь предметом является управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых в рамках того содержания образования, которое предопределяется задачами подготовки специалиста соответствующего профиля и гражданина [7]. В вузе - это деятельность преподавателя (ученого, специалиста производства), которая осуществляется на основе отбора, систематизации и предъявления учебно-научной информации студентам, аспирантам;

- учение - деятельность тех, кто обучается. В вузе это деятельность студентов, аспирантов, докторантов, в содержании которой выступает, прежде всего, ее предметность (будущая профессиональная деятельность) и самостоятельность. Предметом деятельности учения являются действия студента, выполняемые им для достижения предполагаемого результата деятельности, побуждаемой тем или иным мотивом. Такими же главными понятиями-категориями следует считать самообразование, воспитание, самовоспитание.

Одной из самых актуальных проблем в высшей школе в настоящее время становится проблема повышения качества обучения. По мнению ученых, одной из приоритетных стратегий повышения качества вузовского образования является его фундаментализация [5]. Она обеспечивает условия для подготовки социально защищенного, конкурентоспособного специалиста с такими качественными характеристиками, как развитый интеллект, культура деятельности, научное мышление, способность к диалогу, толерантность, устойчивая ориентация на самореализацию и саморазвитие в выбранной профессиональной сфере. Для получения такого результата в учебном познании студенты должны целенаправленно и системно осмысливать его фундаментальные философские, ценностно-мировоззренческие, культурологические основания. К сожалению, в образовательной теории и практике обнаруживается острый мировоззренческий кризис. Как указывают С.Я. и Л.А. Казанцевы, «стратегическое направление совершенствования обучения - это его построение на основе ведущих современных дидактических принципов - аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, интегративного». Интеграция в данном случае рассматривается не как эмпирическое объединение произвольного множества элементов процесса обучения. Это внутренняя взаимосвязь и взаимообусловленность целей, содержания, методов и форм процесса обучения, это открытие новых связей и отношений между компонентами путем включения в новые системы связей.

В русле современных стратегий обучения необходимо обеспечивать развитие личности студента как субъекта познания и самопознания, развития и саморазвития, как субъекта творческой деятельности, как участника продуктивного диалога, как исследователя собственной учебной и научной деятельности.

Особое значение в связи с фундаментализацией обучения приобретает феномен приращивания опыта человечества, а не только его усвоения. Ибо личность только носитель даже самого современного фундаментального знания - не может быть конкурентоспособной в современных социокультурных условиях. В связи с этим тезисом возрастает роль креативности учебного познания, что обеспечивает устойчивую динамику творческой самореализации студента.

Следовательно, образовательный процесс необходимо строить так, чтобы будущие специалисты социальной работы в учебно-научном процессе вуза учились приобретать знания, умения и опыт познавательно-творческой самостоятельности, формируя у себя психологическую, теоретическую и практическую готовность к интеллектуально-творческой и самообразовательной деятельности . Весьма значимой является и тенденция, связанная с возрастающей ролью креативности учебного познания, что обеспечивает устойчивую динамику творческой самореализации будущих специалистов [7].

Литература

1. Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации // Педагогика 1996.№1.С.З.

2. Григорьев СИ. Вестник Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы при Минобрнауки РФ. М, 2006. Вып. 1. С.58-59.

3. Жуков В.И. Российское образование: истоки, традиции, проблемы. М: Изд-во МГСУ «Союз», 2001. С.560.

4. Жуков В. И, Сущность и функции социального образования // Понятийный аппарат педагогики и образования. Екатеринбург. №4.

5. Казанцев С.Я., Казанцева Л. А. Фундаментализация обучения в вузе как основа повышения его качества // Педагогическое образование и наука. 2002. № 2. С. 12-14.

6. Леднев B.C. Понятийно-терминологические проблемы педагогики // Понятийный аппарат педагогики и образования. Вып.2. Екатеринбург, 1996. С.31.

7. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М, 1995.

8. Сластенин В.А. О моделировании содержания высшего социального образования // Социальная работа: теория, технология, образование. 1997. №1. С. 10.

9. Топчий Л. В. Вестник Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы при Минобрнауки РФ. М., 2006. Вып.1. С. 113.

10. DarkenwaldG.G., MerriamS.B. Adult Education: Foundations of Practice. N.Y., 1982. P.6.

11. Smith R.M. Learning How to Learn. Applied Theory for Adults. Milton Keynes, 1983. P.37.

© Н. Б. Шмелева - д-р пед. наук, проф.; М. В. Шмелева - канд. пед. наук, доц. каф. педагогики

профессионального образования и социальной деятельности УлГУ, svetlanagoryunova@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.