Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НОВЫХ МЕДИА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ЗАПРОСА'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НОВЫХ МЕДИА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ЗАПРОСА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
681
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
новые медиа / трансформация запроса / массовая коммуникация / журналистские жанры / рынок информации / социальные сети / блогосфера / LiveJournal / Twitter / Telegram / new media / query transformation / mass communication / journalistic genres / information market / social networks / blogosphere / LiveJournal / Twitter / Telegram

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ю.В. Шуйская, К.С. Смекалина, А.В. Платицын

Tема настоящей статьи – понятие трансформации социального запроса в области медиапотребления и закономерности развития новых медиа в контексте общественной динамики. Актуальность означенной тематики связана с глобальным и непрерывным характером информационного процесса. Рассматриваются проблемы дефиниции новых медиа и определения степени влияния социальных трансформаций на структурные состояния массовой коммуникации. Отмечается всестороннее и постоянное свойство воздействия рассмотренных процессов на современную журналистскую практику. Прогнозируются перспективы дальнейшего сокращения коммуникативной дистанции между производителем и потребителем медийного продукта, а также становления более передовых форм распространения массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF NEW MEDIA IN THE CONTEXT OF THE TRANSFORMATION OF SOCIAL DEMAND

The topic of the article is a concept of transformation of social demand in the field of media consumption and the patterns of development of new media in the context of social dynamics. The relevance of this topic is related to the global and continuous nature of the information process. Problems of defining new media and determining the degree of influence of social transformations on the structural states of mass communication are considered. Comprehensive and permanent property of the impact of the considered processes on modern journalistic practice is noted. Prospects of further reduction of the communicative distance between the producer and the consumer of a media product, as well as the formation of more advanced forms of mass media dissemination are predicted.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НОВЫХ МЕДИА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ЗАПРОСА»

References

1. Zhdanova A.A., Berkov V.P. Voprosy dvuyazychnojleksikografii (Slovnik). Leningrad: Izdatel'stvo Leningradskogo universiteta, 1973.

2. Arutyunova N.D. Faktor adresata. Izvestiya AN SSSR. Seriya literatury i yazyka. 1981; T. 40, № 4: 356-367.

3. Gu B. K voprosu ob otbore leksiki i formirovanii slovnik kitajsko-russkogo slovarya. Novoe v zarubezhnoj lingvistike. Yazykoznanie v Kitae. Moskva: «Progress», 1989; Vypusk XXII: 191-201.

4. Shmelev D.N. Sovremennyjrusskijyazyk: leksika. Moskva: Prosveschenie, 1977.

5. Kuznecova 'E.V. Leksikologiya russkogo yazyka. Moskva: Vysshaya shkola, 1989.

6. Shanskij N.M. Leksikologiya sovremennogo russkogo yazyka: uchebnoe posobie. Moskva: Knizhnyj dom «LIBROKOM», 2009.

7. Gorelov V.I. Leksikologiya kitajskogo yazyka: uchebnoe posobie. Moskva: Prosveschenie, 1984.

8. п#АйЖЮ±, 1957 (Sun' Ch. Leksika kitajskogo yazyka. Chanchun': Czilin' zh'en'min' chuban'sh'e, 1957).

9. 5.ШШ. ЩЗДЯ. ШШ: ШШЙЖЮ, 1983 (Van D. Leksikologicheskie issledovaniya. Czinan': Shan'dun czyaoyuj chuban'sh'e, 1983).

10. йШ. Л»: Й&ЯШ, 1990 (Lyu Sh. Opisatel'naya leksikologiya kitajskogo yazyka. Pekin: Shan'u in'shuguan', 1990).

11. Berkov V.P. Dvuyazychnaya leksikografiya: uchebnik dlya studentov vuzov. Minsk: Astrel', 2004.

12. Bol'shoj kitajsko-russkijslovar'po russkoj graficheskojsisteme: v 4 t. Moskva: Nauka, Glavnaya redakciya vostochnoj literatury, 1983-1984.

13. ЛМ8Щ. S#:S#A5№i±, 1992 (Bol'shoj kitajsko-russkij slovar'. Czilin': Czilin' Zh'en'min' Chuban'sh'e, 1992).

14. ЯШЛШ. ±Ж:±Ш®Й#ЖЮ±. 2009. (Bol'shoj kitajsko-russkij slovar'. Shanhaj: Shanhaj Vajyujczyaoyuj, 2009.)

15. Zav'yalova O.I. Bol'shoj mir kitajskogo yazyka. Moskva: Vostochnaya kniga, 2014.

16. Baranova Z.I., Gladikov V.E., Zhavoronikov V.A., Mudrov B.G. Bol'shoj kitajsko-russkij slovar'. Moskva: Zhivoj yazyk, 2006.

Статья поступила в редакцию 07.12.22

УДК 811

Shuiskaya Yu.V, Doctor of Sciences (Philology), Professor, Dean of Faculty of Journalism, Moscow University n.a. A.S. Griboyedov (Moscow, Russia),

E-mail: shujskaya@yandex.ru

Smekalina K.S., postgraduate, teacher, Department of Journalism, Media Communications and Advertising, Moscow University n.a. A.S. Griboyedov

(Moscow, Russia), E-mail: kristinamiheeva1996@gmail.com

Platitsyn A.V., student, Moscow University n.a. A.S. Griboyedov (Moscow, Russia), E-mail: alexanderplatitsyn@gmail.com

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF NEW MEDIA IN THE CONTEXT OF THE TRANSFORMATION OF SOCIAL DEMAND. The topic of the article is a concept of transformation of social demand in the field of media consumption and the patterns of development of new media in the context of social dynamics. The relevance of this topic is related to the global and continuous nature of the information process. Problems of defining new media and determining the degree of influence of social transformations on the structural states of mass communication are considered. Comprehensive and permanent property of the impact of the considered processes on modern journalistic practice is noted. Prospects of further reduction of the communicative distance between the producer and the consumer of a media product, as well as the formation of more advanced forms of mass media dissemination are predicted.

Key words: new media, query transformation, mass communication, journalistic genres, information market, social networks, blogosphere, LiveJournal, Twitter, Telegram.

Ю.В. Шуйская, д-р филол. наук проф., декан факультета журналистики Московского университета имени А.С. Грибоедова, г. Москва,

E-mail: shujskaya@yandex.ru

К.С. Смекалина, аспирант, преп., Московский университет имени А.С. Грибоедова, г. Москва, E-mail: kristinamiheeva1996@gmail.com

А.В. Платицын, студент, Московский университет имени А.С. Грибоедова, г. Москва, E-mail: alexanderplatitsyn@gmail.com

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НОВЫХ МЕДИА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ЗАПРОСА

Тема настоящей статьи - понятие трансформации социального запроса в области медиапотребления и закономерности развития новых медиа в контексте общественной динамики. Актуальность означенной тематики связана с глобальным и непрерывным характером информационного процесса. Рассматриваются проблемы дефиниции новых медиа и определения степени влияния социальных трансформаций на структурные состояния массовой коммуникации. Отмечается всестороннее и постоянное свойство воздействия рассмотренных процессов на современную журналистскую практику. Прогнозируются перспективы дальнейшего сокращения коммуникативной дистанции между производителем и потребителем медийного продукта, а также становления более передовых форм распространения массовой информации.

Ключевые слова: новые медиа, трансформация запроса, массовая коммуникация, журналистские жанры, рынок информации, социальные сети, блогосфера, LiveJournal, Twitter, Telegram.

На исходе нулевых годов тематика новых медиа начала поступательно захватывать академическую среду и становиться одним из центральных элементов информационного процесса. Современные исследователи неожиданно столкнулись с новой медийной реальностью, опередившей текущую научную парадигму. Актуальность настоящей статьи заключается в переоценке значимости категории новых медиа в границах русскоязычного информационного пространства. Выделенные тенденции утверждают текущее состояние традиционных журналистских жанров и вектор развития новых направлений.

Итоговая цель нашего исследования - зафиксировать актуальное положение медиасферы и выдвинуть прогноз относительно будущего новых медиа. Обосновать взаимообратимость социологических данных и актуальных передовых форм массовой коммуникации.

Задачи исследования

- сформулировать определение понятия «новые медиа»;

- привести наиболее выразительные признаки трансформации социального запроса;

- проанализировать частные проявления выделенных тенденций в системе средств массовой информации;

- выстроить хронологию и продемонстрировать логику эволюции передовых коммуникативных форм на материале ведущих соцмедиа;

- оценить дальнейшую перспективу и вклад каждой социальной сети в формирование глобального информационного тренда.

Новизна настоящего исследования заключается в описании логики развития новостных жанров сквозь призму сокращения коммуникативных интервалов. Категория интерактива рассматривается в качестве катализатора эволюции новых медиа.

Теоретическая значимость нашего исследования заключается в структуризации имеющихся знаний в сфере передовых средств массовой коммуникации. Практическая значимость заключается в активизации адаптивных ресурсов информационных центров и в раскрытии их интегративного потенциала.

Ключевыми источниками настоящей статьи стали академические тексты исследователей теории массовых коммуникаций и феномена новых медиа, а также данные социологических служб и материалы периодических изданий.

Когда мы говорим о жанрах журналистского творчества, стоит отметить, что интерес к изучению трансформации жанров из традиционных форм в мультимедийные в России зародился еще в 1990-х годах. Именно тогда начался постепенный переход традиционных медиа в электронную среду. Исследователи пришли к мнению, что необходимо адаптировать жанры для сетевой среды, поскольку возникало все больше фундаментальных различий. Поясним, что эти отличия начали проявляться не только в интерпретации, но и в восприятии аудитории. Планомерно стало формироваться фрагментарное или «клиповое» мышление, позволяющее запоминать и усваивать материал частями. Иллюстративные элементы стали в большей степени привлекать аудиторию, поскольку этот вид

журналистской информации: 1) упрощает восприятие; 2) предотвращает наличие «лишней» информации; 3) экономит время.

Этот факт трансформации сознания и восприятия и лег в основу представления о необходимости адаптации традиционных жанров в соответствии с текущей социальной тенденцией. Также стоит отметить различие в возможностях журналистов относительно реализации и раскрытия тематики. Например, с переходом в сетевое пространство журналисты частично «освободились» от таких понятий, как объем публикации и ее хронометраж.

Кроме перехода традиционных СМИ в сетевое пространство, ключевую роль после 2010 года играет возможность просмотра медиаконтента из любой точки земного шара благодаря смартфонам и планшетам. Они также диктуют новые форматы публикации. Кроме того, начинают активно развиваться социальные сети, которые не только позволили практически полностью стереть принципиальную границу между профессиональными журналистами, блогерами и любителями, но и внесли особый вклад в то, каким образом должен подаваться журналистский материал. Именно благодаря активному развитию передовых платформ такого рода и закрепилось «клиповое» мышление. Среди ключевых особенностей сетевой среды необходимо выделить следующие характеристики:

- мультимедийность (сочетание текста и различных форм мультимедиа);

- гипертекстуальность (отсылки на другие общедоступные материалы);

- интерактивность (прямое взаимодействие аудитории с материалом);

- интерфейс передовых устройств и программного обеспечения;

- размытие границ между журналистикой и блогосферой [1].

Новые медиа - это синтетическая общность, объединяющая интерактивные формы оперативного распространения массовой информации в аналоговых онлайн-источниках и самостоятельных сетевых платформах. Как следует из определения, особенностями новых медиа являются наличие прямого и непосредственного диалога между производителем и потребителем информационного контента, а также качественно более высокая скорость распространения актуальных сообщений по сравнению с классическими журналистскими жанрами. Понятие новых медиа возникает на стыке интернет-аналогов традиционных изданий и различных частных проявлений массовой информации в блогосфере [2].

Позднее блоги обретают сопоставимую независимость на информационном рынке и становятся самостоятельными игроками, постепенно вытесняя более консервативные ресурсы. Явление роста совокупного охвата аудитории новых медиа, а также высокий уровень вовлеченности постоянных читателей обусловлены коренным изменением структуры спроса на рынке массовой информации. Этот процесс, в свою очередь, связан с историческим аспектом означенной тематики. Ниже рассмотрим его более подробно.

На волне развития рыночных отношений в 1990-х годах модели экспекта-ции массовой аудитории претерпели кардинальные изменения. Убежденность в советской политической утопии привела к возникновению искаженной картины общественного мнения. Новая Россия обнаружила себя в поиске независимых авторитетов, готовых принять на себя освободившиеся роли моральных камертонов и стать опорой нового социального консенсуса.

Стабилизация 2000-х годов отнюдь не остановила этот процесс, но отчасти даже выступила его катализатором. Уже к началу 2010-х годов в общественно-политическом дискурсе возникает заметный образ отдельного человека, формирующего событийную повестку посредством собственного информационного ресурса. Этот образ находит выражение прежде всего в фигуре Джулиана Ассанжа и скандале вокруг его портала WikiLeaks, который активно освещался в российской прессе. Интернет как площадка предстает в относительно новом амплуа ньюсмейкера, параллельно обретая репутацию авторитетного международного источника [3].

Развиваются и сетевые формы социальной коммуникации. Уже в том же 2010 году в социальной сети «ВКонтакте» регистрируется 100-миллионный пользователь, а двумя месяцами ранее открывается бесплатная регистрация на портале «Одноклассники». Впоследствии именно социальные сети оказали решающее влияние на механику диалога между различными субъектами коммуникативного процесса. Возможность мгновенной публикации оригинальных материалов с фоновой функцией внешнего отклика поспособствовала непрерывной вовлеченности аудитории в глобальные информационные потоки [4].

Как следствие, реальность социальных сетей неизбежно отражается на повседневной практике постоянных пользователей. Возникает целое множество новых коммуникативных связей, появляются многочисленные микроблоги, которые в свою очередь образуют автономные аудитории, пересекающиеся в точках взаимных интересов; формируются дополнительные социальные общности, происходит процесс планомерной виртуализации коллективных увлечений. Эти практические преобразования в своей логике продолжают направление тотальной глобализации, которая проникает во все сферы общественной жизни. Таким образом, массовая аудитория получает доступ к неограниченным ресурсам международного рынка информации, наделяя отдельного человека публичной субъектностью и динамичным сетевым статусом [5]. Исходя из совокупности обозначенных тенденций, необходимо выделить нижеследующие признаки трансформации социального запроса:

- персонализация субъектов информационного процесса;

- капитализация авторских проектов в социальных медиа;

- сокращение и преобразование коммуникативных цепей;

- интерактивный характер информационных потоков;

- возникновение новых «горизонтальных» редакций.

Сумма этих признаков может служить фундаментом для переоценки функциональных характеристик новых медиа в современной системе СМИ. Представленные факторы оказывают прямое воздействие на каждодневную профессиональную практику журналистов, маркетологов и специалистов по связям с общественностью. Трансформация социального запроса влияет и на межличностную коммуникацию посредством реконструкции общепринятых паттернов социального поведения.

Новые медиа в русскоязычном сегменте СМИ прошли длительную эволюцию на пути к становлению в качестве полноправного измерения российской медиасреды. Во второй половине 2000-х годов определяющей платформой авторских блогов в Рунете был «Живой Журнал» (равнозначные наименования: UveJoumal или ЖЖ) - довольно хаотически устроенный примитивный прототип современных российских соцсетей. Пользователи ЖЖ могут публиковать собственные записи в формате интернет-дневника, комментировать чужие публикации, «френдить» (добавлять в друзья, отслеживать) интересующие их аккаунты, редактировать свои профили и размещать в них «юзерпики» (заглавные изображения учетной записи). По состоянию на декабрь 2007 года аудиторный охват «Живого Журнала» составлял 14,3 миллионов зарегистрированных пользователей по всему миру, при этом 1,3 миллиона - на русском языке (из них 523 тысячи постоянно пишущих русскоязычных блогеров) [6].

Специфическая авторская среда, сформированная юзерами «Живого Журнала», стала плацдармом для эффективной аккумуляции первоначального медийного капитала в распоряжении независимых профессиональных журналистов. Например, именно на портале LiveJoumal началась карьера журналиста Ильи Варламова. Изначально его блог представлял собой плохо организованный фотоальбом из произвольно отобранных изображений и собственных фотоснимков. Начиная с 2008 года, Илья Варламов публикует сравнительно структурированные фотоотчеты из различных локаций на территории России и других стран мира. Уже на заре 2010-х блог Варламова становится первоисточником мультимедийных материалов для ведущих федеральных новостных изданий [7].

Публикации Ильи Варламова сыграли существенную роль в субъективации гражданской журналистики как частного производителя информационного контента в разветвленной сетевой структуре индустрии медиа. Благодаря развитию «Живого Журнала» центральным фигурантом событийной матрицы становится отдельный человек, который собирает и распространяет оперативные данные, наблюдая за резонансным действием изнутри, а иногда - непосредственно принимая в нем участие. Жанр гонзо-журналистики вновь занимает лидирующие роли. Таким образом, блогосфера отвечает на трансформацию социального запроса, возводя персону автора на передний план новостной повестки и возвращая авторское слово в публичное пространство. Вместе с тем блоги в значительной степени усилили роль читателей в формировании этой повестки, мобилизовав аудиторию на осуществление расширенного поиска специальных заметок [8]. Резюмируя сказанное, следует отметить, что развитие блогосферы в целом заметно сократило коммуникативную дистанцию между автором и его аудиторией. Блоги также сблизили различные стороны политической полемики, оказав тем самым качественное влияние на текущее состояние диалоговой формы.

Однако уже в начале 2010-х годов российский медиарынок вступает в следующий знаковый этап своего развития. «Живой Журнал» теряет регалии первооткрывателя и остается наедине с ожесточенной экономической конкуренцией. Во второй половине 2011 года количество пользователей русскоязычного сегмента LiveJoumal снизилось на 3,9 миллиона человек, что составляло 25% от числа всех российских юзеров [9]. Динамика социального контекста требовала появления более оперативной платформы, которая обеспечит всестороннее и непосредственное участие активных пользователей в формировании новостной среды.

Весной 2011 года сеть микроблогов «Твиттер» запустила свой интерфейс на русском языке. Новая для российского пользователя площадка оказалась идеальной находкой своего времени. Именно она привнесла в сетевое пространство искомые легкость, оперативность и лаконизм. Механика «Тветтера» была начисто лишена той устаревшей иерархичности, которой славился тот же «Живой Журнал». Теперь каждый отдельный пользователь получил возможность лично опробовать обширные функциональные свойства «глобальной деревни» [10]. Владельцы твиттер-аккаунтов примеряют на себя статус корпоративных лидеров мнений, распространяя свои материалы для группы «читателей», добровольно «отслеживающих» своих визави.

Глобальная утопия «Твиттер» отличается от сходных сетевых измерений специальной ролью «хэштегов» - так называют слова или фразы, записываемые в интерактивную лексическую единицу, которая сегментирует различные публикации в общедоступные тематические контейнеры. Моментальное обновление тегов позволяет отслеживать хронологию и характер обсуждения информационных поводов. Если рейтинги «Живого Журнала» выстроены на основе суммарного охвата конкретных блогов, то в основе сети «Твиттер» лежит множество «актуальных тем», которые обновляются в реальном времени. Заходя на главную страницу, пользователь моментально узнает, что обсуждают в его круге общения или регионе [11].

После официальной русификации «Твиттер» довольно скоро занял свою нишу в системе российского медиарынка. По состоянию на август 2011 года сер-

висом в России пользовались более миллиона человек, а количество публикаций на русском языке составляло 370 тысяч записей в сутки. При этом только 7% внешних ссылок направляли читателей на новостные порталы [12], что говорит о довольно высоком уровне вовлеченности. Популяризации ресурса также поспособствовал и российский президент Дмитрий Медведев, который зарегистрировал свой аккаунт на этой платформе еще в июне 2010 года, когда клиент функционировал на английском языке. По официальным данным, ее суммарная аудитория в период с 2010 по 2012 годы в процентном соотношении от всех пользователей российских соцсетей выросла в 4,5 раза [13].

Середина 2010-х годов могла оказаться по-настоящему переломным периодом в контексте развития новых медиа. Оценивая этот этап с точки зрения исторической перспективы, можно с уверенностью сказать, что он был своего рода окном возможностей для традиционных изданий. Синхронный рост популярности целого спектра альтернативных форм журналистского творчества мог ознаменовать волну системных реформ на радио, телевидении и в печати. Однако в действительности никакого тектонического сдвига не произошло: консервативные редакции предприняли ряд удачных попыток добровольно встроиться в новую реальность. Пресса стала подключать свои информационные потоки к мобильным интерфейсам внешних сетевых порталов в «Твиттере». Например, телеканал НТВ завел свой твиттер-аккаунт в феврале 2009 года, медиахолдинг РБК сделал это в марте 2011 года, газета «Коммерсантъ» - в октябре 2012 года.

Между тем онлайн-площадки продолжали интенсивное усиление своих позиций посредством расширения производственного потенциала. Летом 2013 года предприниматель и основатель соцсети «ВКонтакте» Павел Дуров представил первый клиент кроссплатформенного мессенджера Telegram для устройств, функционирующих на операционной системе iOS. Дуров презентовал свой продукт как «быстрый и безопасный». По его словам, «сообщения, отправленные через Telegram, не могут быть прослушаны третьими лицами» [14]. Именно это достоинство нового мессенджера и стало решающим фактором его успеха на российском медиарынке.

Платформа «Телеграм» сегодня представляется самым перспективным направлением эволюции новых медиа в русскоязычном сегменте СМИ. Именно этот мессенджер в среднесрочной перспективе оказался наиболее конкурентоспособным оппонентом классических форм журналистского творчества. Менее чем через три года после запуска приложения число его пользователей превысило 100 миллионов человек по всему миру. По состоянию на февраль 2016 года

приложение передавало около 15 миллиардов сообщений в сутки, а объем ежедневных операций к тому моменту вырос на 20% за полгода [15]. На сегодняшний день телеграм-каналы представляют собой статистически значимое ответвление российских медиаресурсов.

Весной 2017 года российский журналист Никита Могутин при поддержке руководителя холдинга News Media Арама Габрелянова открыл на платформе «Телеграмм» онлайн-издание Mash. По словам Могутина, уже к концу года проект стал приносить прибыль. Редакция Mash состояла из 27 человек, большинство из которых занимались поиском информации для материалов. Канал преодолел отметку в 100 тысяч постоянных читателей в октябре 2017 года [16].

Mash специализируется на общественно-политической тематике, однако нередко прибегает к использованию «кричащих» заголовков в духе желтой прессы. Ресурс с промежуточной периодичностью задействует расхожие эмоциональные манипуляции, спекулируя скандальными образами или инфоповодами [17]. Согласно данным «Медиалогии», по состоянию на ноябрь 2021 года Mash представлял собой крупнейшее СМИ среди российских телеграм-каналов по числу подписчиков (1017,1 тыс. чел.) и среднему количеству просмотров на публикации (404,5 тыс. просмотров). По этим параметрам Mash опередил аккаунты телеканала «Дождь» (192 тыс. чел.; 30,8 тыс. просмотров) и федерального агентства РИА Новости (281 тыс. чел.; 46,8 тыс. просмотров) [18].

Анализ конкретных примеров наглядно демонстрирует, что феномен новых медиа в русскоязычном сегменте СМИ коренным образом изменил текущую информационную конъюнктуру. Это явление привнесло в медиасреду обновленный спектр инструментов и подходов к реализации ключевой цели журналистской профессии - правдивого и всестороннего отображения резонансных событий.

Новые медиа стали недвусмысленным ответом журналистских и гражданских сообществ на трансформацию социального запроса. Настоящим исследованием были очерчены границы этих явлений и намечены контуры следующей информационно-коммуникативной формации. Следует сказать, что означенные тенденции не исчерпывают своего влияния и продолжат воздействовать на реалии медиарынка.

Рассмотренные передовые формы в будущем могут быть дополнены качественно новыми методами распространения периодических материалов. По нашему мнению, в условиях дальнейшего сокращения коммуникативных цепей следующим доминантным элементом информационного процесса могут оказаться интерактивные формы сетевого подкастинга.

Библиографический список

1. Современная журналистика: теория и практика в условиях цифровизации. Москва: Факультет журналистики МГУ, 2021.

2. Подставко Е.Н. Офлайн и онлайн: единство и борьба противоположностей. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2011; № 12 (107): 221-225.

3. Володенков С.В. Информационно-коммуникационная революция и ее влияние на современный политический процесс. ПОЛИТЭКС. 2011; № 4: 159-167.

4. Карякина К.А. Актуальные формы и типологические модели новых медиа. Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2010; № 3: 128-137.

5. Сергеев Е.Ю. Средства массовой коммуникации в условиях глобализации. Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2009; № 1: 117-126.

6. «СУП» приобрела известный интернет-сервис LiveJournal. РИА Новости. 2008. Available at: https://ria.ru/20071203/90592311.html

7. Беспорядки на Манежной площади. Эхо Москвы. 2010. Available at: https://echo.msk.ru/blog/echomsk/733331-echo

8. Панюшева М.М. Блогосфера: традиционные СМИ vs нетрадиционные. Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2010; № 4: 106-122.

9. Кодачигов В. ЖЖ теряет аудиторию. Ведомости. 2011. Available at: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2011/10/12/poluzhivoj_zhurn al

10. Гаков В. Рыцарь медийного образа. Коммерсантъ Деньги. 2001; № 28 (332): 33.

11. Хэштег «#законПодлецов» вышел в мировые тренды Twitter. Lenta.ru. 2012. Available at: https://lenta.ru/news/2012/12/19/thatlaw

12. «Яндекс» подсчитал русскоязычных пользователей твиттера. Lenta.ru. 2011. Available at: https://lenta.ru/news/2011/08/04/rustwitter

13. Россияне «в сети»: рейтинг популярности социальных медиа. ВЦИОМ. 2012. Available at: https://web.archive.org/web/20130118024459/http://wciom.ru/index.php?id =459&uid=112476

14. Russia's Zuckerberg launches Telegram, a new instant messenger service. Reuters. 2013. Available at: https://www.reuters.com/article/idUS74722569420130830

15. Число пользователей Telegram превысило 100 миллионов человек. РИА Новости. 2016. Available at: https://ria.ru/20160224/1379417965.html

16. Никита Могутин: планирую выкупить проект Mash у Арама Габрелянова. «Новые русские медиа». 2017. Available at: https://www.newrusmedia.ru/nikita-mogutin-planiruyu-vykupit-proekt mash-u-arama-gabrelyanova

17. Mash: Денис Глушаков заявил на допросе, что «Спартак» всегда готовится к матчам в бане и с девушками. Eurosport. 2018. Available at: https://www.eurosport.ru/football/ russian-premier-league/2018- 2019/story_sto7057116.shtml

18. Топ-50 Telegram-каналов СМИ по просмотрам - ноябрь 2021. Медиалогия. 2021. Available at: https://www.mlg.ru/ratings/socmedia/telegram/10695

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Sovremennaya zhurnalistika: teoriya i praktika v usloviyah cifrovizacii. Moskva: Fakul'tet zhurnalistiki MGU, 2021.

2. Podstavko E.N. Oflajn i onlajn: edinstvo i bor'ba protivopolozhnostej. Voprosyzhurnalistiki, pedagogiki, yazykoznaniya. 2011; № 12 (107): 221-225.

3. Volodenkov S.V. Informacionno-kommunikacionnaya revolyuciya i ee vliyanie na sovremennyj politicheskij process. POLIT'EKS. 2011; № 4: 159-167.

4. Karyakina K.A. Aktual'nye formy i tipologicheskie modeli novyh media. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10: Zhurnalistika. 2010; № 3: 128-137.

5. Sergeev E.Yu. Sredstva massovoj kommunikacii v usloviyah globalizacii. Obschestvo. Sreda. Razvitie (Terra Humana). 2009; № 1: 117-126.

6. «SUP» priobrela izvestnyj internet-servis LiveJournal. RIA Novosti. 2008. Available at: https://ria.ru/20071203/90592311.html

7. Besporyadki na Manezhnoj ploschadi. 'Eho Moskvy. 2010. Available at: https://echo.msk.ru/blog/echomsk/733331-echo

8. Panyusheva M.M. Blogosfera: tradicionnye SMI vs netradicionnye. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10: Zhurnalistika. 2010; № 4: 106-122.

9. Kodachigov V. ZhZh teryaet auditoriyu. Vedomosti. 2011. Available at: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2011/10/12/poluzhivoj_zhurn al

10. Gakov V. Rycar' medijnogo obraza. Kommersant' Den'gi. 2001; № 28 (332): 33.

11. H'eshteg «#zakonPodlecov» vyshel v mirovye trendy Twitter. Lenta.ru. 2012. Available at: https://lenta.ru/news/2012/12/19/thatlaw

12. «Yandeks» podschital russkoyazychnyh pol'zovatelej tvittera. Lenta.ru. 2011. Available at: https://lenta.ru/news/2011/08/04/rustwitter

13. Rossiyane «v seti»: rejting populyarnosti social'nyh media. VCIOM. 2012. Available at: https://web.archive.org/web/20130118024459/http://wciom.ru/index.php?id =459&uid=112476

14. Russia's Zuckerberg launches Telegram, a new instant messenger service. Reuters. 2013. Available at: https://www.reuters.com/article/idUS74722569420130830

15. Chislo pol'zovatelej Telegram prevysilo 100 millionov chelovek. RIA Novosti. 2016. Available at: https://ria.ru/20160224/1379417965.html

16. Nikita Mogutin: planiruyu vykupif proekt Mash u Arama Gabrelyanova. «Novye russkie media». 2017. Available at: https://www.newrusmedia.ru/nikita-mogutin-planiruyu-vykupit-proekt mash-u-arama-gabrelyanova

17. Mash: Denis Glushakov zayavil na doprose, chto «Spartak» vsegda gotovitsya k matcham v bane i s devushkami. Eurosport. 2018. Available at: https://www.eurosport.ru/football/ russian-premier-league/2018- 2019/story_sto7057116.shtml

18. Top-50 Telegram-kanalov SMI po prosmotram - noyabr' 2021. Medialogiya. 2021. Available at: https://www.mlg.ru/ratings/socmedia/telegram/10695

Статья поступила в редакцию 21.12.22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.