Тенденции развития нефтегазового машиностроения РФ в условиях реализации политики импортозамещения
Лебедева Наталия Евгеньевна
к.э.н., старший преподаватель кафедры «Экономика организации», Финансовый университет при Правительстве РФ, [email protected]
Научная статья посвящена современным проблемам развития нефтегазового машиностроения РФ в условиях реализации государственной политики импортозамещения. В работе проанализированы ведущие факторы, формирующие тенденции выделены тенденции развития отрасли нефтегазового машиностроения РФ с учетом современной ситуации на рынке, в том числе связанных с технологическими особенностями разработки трудноизвлекаемых запасов нефтегазовых ресурсов, современной социально-экономической и геополитической ситуацией. Проанализирована эффективность деятельности ведущих российских компаний нефтегазового машиностроения на основе финансовых показателей их деятельности и позиций в корпоративных рейтингах. Дана оценка эффективности реализации мер государственной поддержки импортозамещения в отрасли в 2014-2017 гг. на основе анализа программ развития Министерства промышленности и торговли РФ. Особое внимание уделено инновационным формами развития нефтегазового машиностроения: кластерами, технологическим платформам, технологическим партнерствам. Определена необходимость развития отечественного нефтесервиса как одного из ключевых факторов повышения конкурентоспособности как предприятий нефтегазового машиностроения, так и добычи нефти и газа.
Ключевые слова: нефтегазовое машиностроение, импортоза-мещение, государственная поддержка, экономическая эффективность, технологические партнерства, нефтесервис
Факторы развития нефтегазового машиностроения РФ на современном этапе. Нефтегазовое, энергетическое машиностроение является флагманом научно-технического развития каждой нефтедобывающей страны. Именно разнообразные отрасли машиностроения обеспечивают необходимым оборудованием и современными технологиями все стадии добычи и переработки углеводородного сырья. Высокоразвитое машиностроение позволяет существенно повысить конкурентоспособность страны на мировом рынке, сформировать экономическую и энергетическую безопасность, укрепить обороноспособность государства. Оборудование для нефтегазовой отрасли - одна из наиболее динамичных товарных групп в мировой торговле, на долю которой приходится 5-7 % торговли всех отраслей машиностроительного комплекса. [11]
К началу второго десятилетия XXI века в нефтегазовом машиностроении сложилось несколько факторов, определивших негативные тенденции развития отрасли:
1. Рост доли низкодебетных и высокообводненных скважин в технологической структуре добыче привел к повышению требований компаний, осуществляющих добычу нефти и газа, к надежности и техническим характеристикам оборудования, которые не могли удовлетворить отечественные производители.
2. Значительные рост издержек производства на фоне роста стоимости сырья, материалов, цен на тарифы естественных монополий, что в конечном итоге заметно снизило и ценовую конкурентоспособность российских предприятий по производству нефтегазового оборудования.
3. Сокращение в среднем на 30% спроса на оборудования для нефтегазового комплекса, вызванный свертыванием некоторых инвестиционных проектов компаниями в связи с падением на мировом рынке стоимости барреля нефти. на мировом рынке нефтепродуктов. [9]
4. Несоответствие промышленных стандартов изготовления нефтегазопромыслового оборудования в России мировым аналогам.
5. Сложившаяся в России налоговая политика (таможенные пошлины на ввоз нефтегазового оборудования составляли 5-10%), неблагоприятный инвестиционный климат для локализации производства иностранными компаниями на территории страны, стимулировали не само производство, а импорт нефтегазового оборудования нефте-газо-добывающими компаниями РФ.
6. Негативный опыт работы предприятий нефтегазового машиностроения России в условиях полной предоплаты и отсутствия развитой системы сервисного обслуживания в результате слабого развитие финансовой инфраструктуры в рамках государственной поддержки.
X X
о
го А с.
X
го т
о
м о
о
CS
О Ш
m
X
<
m о x
X
7. Продолжающееся усиление технико-технологической отсталости большинства предприятий по производству нефтегазового оборудования. Несмотря на создание новых предприятий нефтегазового машиностроения иностранными компаниями основными лицензиарами в условиях отсутствия перехода на новый технологический уклад российскими предприятиями выступают иностранные компании.
8. Низкий уровень инновационной активности предприятий нефтегазового машиностроения, слабая заинтересованность внедрения передовых технологий.
9. Неустойчивое финансово-экономическое состояние машиностроительных предприятий. [9]
Методика исследования. Методика данного исследования основана на анализе статистических и финансовых показателей работы ведущих предприятий нефтегазового машиностроения, анализа документов стратегического планирования федерального уровня, определяющих ключевые направления развития отрасли, в том числе в вопросах, касающихся политики импортозамещения, а также показателей экономической эффективности реализации мероприятий основных программ развития отрасли Министерства промышленности и торговли РФ, а также Министерства экономического развития РФ.
Ведущие игроки на рынке производства нефтегазового оборудования России
В 2017 году объем российского рынка нефтегазового оборудования составил 485 млрд руб., увеличившись по сравнению с 2016 г. на 1% (480 млрд руб.) и на 6,6% выше, чем в 2014 году, — 450 млрд руб. Объем внутреннего производства вырос на 3,5% и составил 259 млрд руб., из которых почти 22% пришлось на производство оборудования для бурения и эксплуатации скважин. Объем экспорта продукции нефтегазового машиностроения в 2017 году составил 27,08 млрд руб., (темп прироста по отношению к сопоставимому периоду прошлого года 12,5 %, что значительно ниже прошлогодних показателей, в 2016 г. объем экспорта продукции нефтегазового машиностроения вырос на 20% в сравнении с 2015 г.). В долларовом эквиваленте (за счет изменения валютных курсов) рост еще более значительный - более 23 % по отношению к 2016 г.
Основными видами продукции, поставляемые на внешние рынки являются насосное и компрессорное оборудование, трубопроводная арматура, оборудование для добычи углеводородного сырья, буровое оборудование и другие.
Анализ финансовых показателей ведущих производителей оборудования для нефтегазовой отрасли (ООО ПК «БОРЕЦ», АО ГМС «Нефтемаш», ОАО «Казаньком-прессормаш», АО «Новомет-Пермь», ООО НПП «Бурин-тех») показывает, основной всплеск доходов ключевых игроков российского нефтегазового машиностроения произошел в 2015 году, сразу после девальвации рубля. С этого же периода начинает расти и рентабельность их производства. Если в 2013 и 2014 гг. крупнейшая компания нефтегазового машиностроения закрывала с убытком (1,3 и 0,237 млрд. руб. соответственно), то в 2015 и в 2016 гг. чистая прибыль превысила 1,6 и 3 млрд. руб. соответственно. По результатам финансового года в 2014 г. 4 из 13 крупнейших производителей завершили с чистым убытком, то по итогам уже 2016 года все крупнейшие предприятия отрасли получили чистую прибыль. Рентабельность (доля чистой прибыли в выручке)
некоторых ведущих компаний нефтегазового машиностроения в 2016 году находилась в диапазоне 10-15%, а у одного из игроков, компании «Радиус-Сервис», составила почти 22%. (таблица 1).
Таблица 1.
Динамика рентабельности ведущих компаний
Компания 2013 2014 2015 2016
ООО ПК "Борец" -7,26 -1,18 6,92 11,92
АО ГМС "Нефтемаш" (Группа ГМС) 0,36 10,29 10,82 8,92
ОАО "Казанькомпроссормаш" (Группа ГМС) 8,50 -18,71 1,42 2,92
АО "Новомет-Пермь 7,54 8,16 5,35 0,16
ООО НПП "Буринтех" 14,68 10,20 6,08 4,32
АО АК "Озна" 2,97 4,50 7,64 5,01
ООО "Алнас" (ГК "Римера") 3,23 -17,95 -9,79 7,30
ООО Фирма "Радиус-Сервис" 8,95 2,74 13,58 21,60
АО "Сибнефтемаш" 14,32 12,37 -1,93 4,06
ООО НПО "Курганхиммаш" 3,55 0,38 0,70 0,71
ООО "Бентек Дриллинг энд Ойлфилд Системс" -2,28 -9,54 2,48 15,50
ООО "Челябинский компрессорный завод" 8,72 5,31 12,71 9,15
АО "Димитровградхиммаш" 17,13 13,02 12,30 7,09
Источник: рассчитано автором на основе данных [6]
Финансовая устойчивость ООО Фирма "Радиус-Сервис" не в последнюю очередь определяется вхождением в Американскую группу компаний «Шлюмберже» (Schlumberger): в 2012 г. американская компания приобрела 60,1 % доли в уставном капитале фирмы. Интерес к предприятиям нефтегазового машиностроение огромен. Доля иностранных акционеров в российских компаниях по производству оборудования высока: в компании ОАО «АК ОЗНА» 25,99% принадлежит голландской компании Urals Holding B.V., материнской структурой холдинга (84,8% акций) является компания HMS HYDRAULIC MACHINES & SYSTEMS GROUP PLC (Республика Кипр).
На основе анализа данных по заключенным контрактам 2017 г., можно предположить, что и по результатам 2018 г. финансовые показатели компаний будут достаточно успешными. Так, группа компаний «Борец» заключила серию контрактов почти на 12,8 млрд руб. с «РН-Юганскнефтегазом».
Компания «Борец» - одна из крупнейших компаний нефтяного машиностроения и единственная в мире вертикально-интегрированная компания нефтяного машиностроения, специализирующаяся на разработке, производстве и сервисном обслуживании оборудования для добычи нефти. Компания является постоянным участником нескольких рейтингов, ежегодно проводимых Рейтинговым центром поставок ТЭК: рейтинга поставщиков нефтегазового комплекса, рейтинга производителей оборудования для НПЗ, рейтинга нефтесервис-ных компаний, рейтинга «Импортозамещение на российском шельфе», рейтинга поставщиков оборудования и материалов для электроэнергетики. Особенностью составления данных рейтингов - прямой опрос потребителя, по результат которого выставляется итоговая оценка. По результатам опросов можно отметить постепенно выбывание из рейтинга зарубежных компания-производителей оборудования для нефтегазовой промышленности и упрочнение в нем позиций российских компаний.
В 2017 г. из иностранных участников в рейтинге поставщиков нефтегазового комплекса присутствует американская компания Schlumberger (производство электроцентробежных погружных насосов и нефтепо-гружного кабеля) и британская TechnipFMC (производство фонтанной арматуры). [18]
Направления государственной политики в области развития нефтегазового машиностроения РФ на современном этапе
Государственная поддержка предприятий по производству оборудования для нефтяной и газовой промышленности осуществляется в двух главных направлениях: в рамках поддержки создания и развития промышленных производств на территории России и в рамках реализации мероприятий отраслевой программы импорто-замещения, с самого начала реализации которой российское нефтегазовое машиностроение оказалось под пристальным вниманием государственных органов власти.
Из более 200 предприятий отрасли, входящих в Реестр Минпромторгом были отобраны 32 организации, оказывающие существенное влияние на отрасли промышленности и торговли, под кураторством двух департаментов министерства: Департаментом металлургии, станкостроения и тяжелого машиностроения (10 предприятий в 7 регионах РФ) и Департаментом станкостроения и инвестиционного машиностроения (22 предприятия в 15 регионах РФ).
В результате реализации проектов локализации в России были созданы не имеющие аналогов производства как в России, так и за рубежом: первое в России производство роторных систем нефтегазодобывающего оборудования (ЦНИИ «Электроприбор»), производство насосов для нефтепереработки и энергетики (АО «ГМС Ливгидромаш»), создание не имеющей аналогов в мире роторной управляемой системы бурения скважин (НПП «Буринтех»), производство шаровых кранов специального и стандартного назначения для нефтегазовой промышленности (Уральский завод специального армату-ростроения).
Общий объем государственной поддержки, реализуемой Министерством промышленности и торговли РФ предприятиям нефтегазового машиностроения за 20142017 гг. составил почти 9 млрд руб. (таблица 2).
Таблица 2.
Меры государственной поддержки, реализуемые Министерством промышленности и торговли РФ в 2014-
Инструмент поддержки 2014 2015 2016 2017
Фонда развития промышленности 1820 1064,9 350
ППРФ№ 3 42,28
ППРФ №214 312,8 79,8
ППРФ №1143 (ППРФ №634) 111,38 619,2
ППРФ № 1312 100 285 366,8 437,2
ГП РФ «Развитие
судостроения и техники для освоения шельфовых 869,5 408,5 2031
месторождений на 20132030 гг.»
Всего 100 3329,6 2031,4 3437,4
Составлено автором на основе данных Министерства промышленности и торговли РФ. [17]
Начиная с 2016 г. в отрасли заключаются специальные инвестиционные контракты с целью развития производства оборудования для нефтегазового машиностроения, в том числе на территории Орловской, Томской и Тюменской областей. [4]
Государственная поддержка развития нефтегазового машиностроения последних 2 лет также обеспечивает расширение ассортимента производимой продукции для добычи нефти и газа в шельфовой зоне, в том числе в рамках реализации подпрограммы импортоза-мещения оборудования и технологий нефтегазового и горнопромышленного машиностроения для освоения арктической зоны в объеме 35 млрд руб. [1]
Несмотря на то, что отдельные мероприятия по замене импортного оборудования высококачественными российскими аналогами осуществляются на протяжении последних 10 лет, поддержка таких проектов была эпизодической и несистемной, а статус государственной политики импортозамещение приобрело только в 2014 г. после введения западными странами финансово-экономических санкций против России. [5] Государственная программа по импортозамещению была составлена с учетом 3 временных периодов: краткосрочный (20152016 гг.), среднесрочный (2017-2018 гг.) и долгосрочный (2019-2020 гг.). Для каждого периода были запланированы свои приоритетные технологии, которым должно было быть уделено особое внимание: в краткосрочном периоде - технологии гидравлического разрыва пласта, системы заканчивания скважин, технологии сопровождения спуска оборудования в скважину. В среднесрочном периоде должна быть решена проблема интегрированного сервиса строительства скважин. В долгосрочном - планируется провести полное освоение технологии и оборудования для разработки нефтяных и газовых месторождений на морском шельфе, в первую очередь Арктической зоны РФ. [13]
В реализуемом с 2015 г. Правительством РФ плане по импортозамещению в нефтегазовом машиностроении были поставлены амбициозные задачи по выходу на объемы производства, позволяющего закрыть 70-80% внутреннего спроса на нефтегазовое оборудование в стране. Предполагалось, что более 50% видов нефтегазового оборудования (26 наименований), производство которых планировалось организовать в рамках реализации отраслевого плана по импортозамещению, смогут заместить в течение 2-3 лет. [7] В результате, за анализируемый период доля импорта в закупках продукции нефтегазового машиностроения существенно сократилась, но продолжает составлять по данным информационно-аналитического издания «Нефтегаз» (совместный проект национального нефтегазового форума и выставки «Нефтегаз») около 50%.
Инновационные формы организации производства нефтегазового машиностроения.
Повышение эффективности производства оборудования нефтегазового машиностроения России связано с развитием новых форм организации производства: инновационно-территориальных кластеров, технологических платформ, технологических партнерств и т.д. Ядром, вокруг которого может быть выстроены наиболее успешные формы взаимодействия бизнеса, науки и государства в интересах развития отрасли нефтегазового машиностроения являются технологии. [14]
Кластерные формы организации производства позволяют существенно сократить издержки за счет геогра-
X X
о
го А с.
X
го т
о
м о
о
сч
О Ш
m
X
<
m о х
X
фической близости предприятий, способствующей расширению масштабов производства, и снижению расходов за счет развития нескольких отраслей (эффект охвата). [2] Именно кластеры становятся практическим инструментом реализации теории «тройной спирали» (Triple Helix) (Г. Ицковиц и Л. Лейдесдорф), последовательным механизмом взаимодействия между властью, бизнесом и наукой (университетами). [10, 16] Первым кластером нефтегазового машиностроения (как и первым промышленным кластером) в России был созданный в 2009 г. Воронежский областной кластер производителей нефтегазового и химического оборудования. По итогам работы 2015 г. на предприятиях кластера (в том числе за счет 3000 функционирующих высокопроизводительных рабочих мест) было произведено продукции на сумму более 12,5 млн руб. В бюджеты всех уровней было перечислено около 800 млн руб. Одним из перспективных проектов работы кластера является разработка и организация импортозамещающего производства модуля автоматизированной технологической обвязки скважины, оборудованной длинномерными лифтовыми колоннами, с использованием устьевого источника энергосбережения (аналог поставляемой на российский рынок продукции компании Zedi (Канада).
Успешное развитие кластерной формы организации нефтегазового машиностроения в регионе стало фактором дальнейшего развития кластерных инициатив в регионе. В 2017 г. на базе научно-производственного объединения «ЭННА» был создан межрегиональный насо-состроительный кластер, включающий 9 производителей насосного оборудования и комплектующих деталей к ним Воронежской и Липецкой областей. В настоящее время в состав кластера входят 13 компаний и организаций, обеспечивающих потребителей высококачественным нефтяным насосным, химическим насосным, шламовым насосным оборудованием, а также автоматизированными насосными системами. Высокая эффективность деятельности промышленного кластера на территории Воронежской области позволила тиражировать данный опыт и в других регионах. В декабре 2015 г. было подписано Соглашение о создании Кластера нефтегазового машиностроения в Республике Башкортостан, а в декабре 2016 - Удмуртский промышленный кластер производства нефтегазового оборудования. В реестре кластеров Российской кластерной обсерватории находится только один, специализирующийся на производстве машин и оборудования для нефте- и газодобычи, кластер - Западно-Сибирский нефтетехнологи-ческий, созданный в 2015 г. и находящийся на начальной стадии своего развития.
Достаточно невысокая эффективность реализации кластерной политики в России связана с институциональными, техническими, финансово-экономическими, управленческими особенностями ее развития. [15] В большинстве европейских стран основной акцент государственной политики инновационного развития смещен в сторону стимулирования развития связей между научно-исследовательскими, образовательными учреждениями, компаниями и представителями государственных органов власти в вопросах технологического развития. Основным инструментом такого взаимодействия выступают европейские технологические платформы. В рамках работы технологической платформы возможно разрабатывать стратегические направления разных отраслей. [3] По аналогии с опытом стран Евро-
союза в России также в 2010 были созданы 28 технологических платформ. Но в отличии от европейской практики российские технологические платформы рассматриваются в большей степени как инструмент коммуникации и их деятельность очень слабая.
Особый интерес в развитии механизмов взаимодействия науки, бизнеса и власти представляют собой технологические партнерства. Единого подхода к понятию «технологические партнерства» ни в мировой, ни в отечественной науке и практике не сложилось. Часть экспертов рассматривают технологические партнерства как форму соглашения о сотрудничестве в сфере продвижения своих технологических интересов. С другой точки зрения, их рассматривают как непосредственные мероприятия, в рамках которых каждый участник вносит свой вклад. Ряд исследователей считают технологические партнерства формой взаимодействия всех участников, при которой каждый получает в ходе реализации инвестиционного проекта соизмеримую собственному вкладу часть дохода, существенно сократить время выхода на рынок, получив доступ и к новым рынкам.
По мнению экспертов Московской школы управления Сколково, технологические партнерства - форма кооперации, подразумевающая передачу технологий, обмен знаниями, рисками, ресурсами для решения технологических задач, которые экономически целесообразно решать сообща. [8] Они всегда создаются для преодоления внешних и внутренних вызовов для нефтегазовых компаний (ухудшение качества ресурсов, рост капиталоемкости проектов, монополизм со стороны производителей оборудования, политические ограничения и т.д.). Каждый из участников такого механизма получает возможность для разработки новых видов техники и технологий, что впоследствии становится конкурентным преимуществом компании.
Самой заинтересованной стороной в покупке и дальнейшей адаптации отечественных технологий должно выступать государство. Именно государственные органы власти должны инициировать процесс партнерства, при котором нефте-газодобывающие компании будут стимулировать развитие технологий на отечественных предприятиях нефтегазового машиностроения, включая в него заинтересованные проектные организации. Разработка механизма данного процесса, включая нормативно-правовое его обеспечение - одна из главных задач развития отрасли.
Перспективы развития нефтегазового машиностроения в России
Развитие нефтегазового машиностроения на современном этапе тесно связано со стратегическими задачами социально-экономического развития страны. Несмотря на целый ряд документов, утверждающих приоритет в развитии отраслей экономики, связанных с производством современных, отвечающих российским и международным стандартам средств производства, единого стратегического ориентира в развитии нефтегазового машиностроения пока не предложено.
Важным направлением развития отрасли становится формирование полного пакета нефтесервисных услуг, предоставляемые компаниями- производителями нефтегазового оборудования (доля сервисных услуг в конечно цене нефти может достигать 70 %, а серьезных отечественных исследовании и разработок по данному направлению пока нет). Для этого необходимо ввести в широкую практику долгосрочные контракты, учитывающие перспективы развития поставщиков и заказчиков. В
этих условиях немаловажно сформировать закрепить на законодательном уровне обязательные условия участий и преференции российских компаний в работах по созданию, производству и обслуживанию нефтегазового оборудования (по опыту европейских стран, Китая, Канады) и обеспечить соблюдение условий локализации не менее 50% производства зарубежными сервисными компаниями. Необходимо изменить условия получения требуемых заемных средств со стороны банков: банки не рассматривают оборудование нефтегазовых компаний в качестве залога под кредит, так как рассматривают его как низколиквидный актив. Если же у компании нет земли или недвижимости, то кредиты недоступны.
Решение существующих технических проблем может быть связано и с возможностью более активного использования соглашений о разделе продукции (СРП). Это также должно простимулировать создание сборочных производств на территории России, поскольку в законе об СРП должно быть в обязательном порядке прописано обременение для иностранного инвестора: все работы, в том числе разведку, разработку и бурение, он должен делать с 70% долей российского участия. [12]
Таким образом, несмотря на то, что отрасль нефтегазового машиностроения в России насчитывает уже около 90 лет, уровень обеспечения российских потребителей отечественным оборудованием для добычи нефти и газа очень низкий. Это связано, в том числе и с тем, что базовые проблемы развития отрасли сформировались еще в советский период, но так и не нашли своего решения на современном этапе: значительный уровень износа основных производственных фондов не позволяет производить предприятиям продукцию высокого качества. В результате они производят низкоконкурентную продукцию, что приводит к незначительному сбыту продукции и недостатку оборотных средств, при котором выделить инвестиции на модернизацию оборудования и технологий в необходимом количестве становится затруднительно. Получение заемных средств российскими компаниями без государственной поддержки практически невозможно (особенно компаниями малого и среднего бизнеса). А инвесторы неохотно вкладываются в проекты без государственного участия в силу их долгой окупаемости и высокой материало- и капиталоемкости. Как результат - отсутствие возможностей не только для инновационного развития, но и хотя бы для сохранения существующих темпов роста производства. Отсутствие достаточного опыта коммерциализации технологий как со стороны проектных организаций, так и со стороны самого бизнеса еще больше тормозит развитие отрасли: нет возможностей для анализа, учета особенностей внедрения тех или иных технологий при разработке бизнес-стратегий компаний и их реализации на практике
Литератруа
1. Бажанов В.А., Амосенок Э.П. Оценка возможностей развития отечественного производства продукции нефтегазового машиностроения// Мир экономики и управления. 2018, том 18, №1, с. 30-41
2. Богачев И.И., Крейденко Т.Ф., Родионова И.А. Эффективность деятельности предприятий в условиях кластеризации в регионах РФ. М:ИД Университетская книга, 2017
3. Дежина И.Г. Технологические платформы и инновационные кластеры в России - вместе и порознь?//Ин-новации, № 2 (172), 2013
4. Евстафьева Юлия Валерьевна Инструменты реализации государственного стратегического планирования. Специальный инвестиционный контракт // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. №65. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/instrumenty-realizatsii-gosudarstvennogo-strategicheskogo-planirovaniya-spetsialnyy-investitsionnyy-kontrakt.
5. Кротова М.В. Институциональные проблемы им-портозамещения в нефтяной и газовой промышленности России // Научный журнал Российского газового общества. 2015. № 1.
6. Кувырко М. Мейджоры вкусили от импортозаме-щения. // Нефть и капитал URL: https://nangs.org/news/technologies/mejdzhory-vkusili-ot-importozameshcheniya.
7. Марюнина Ирина Николаевна Анализ эффективности государственных мер в реализации политики им-портозамещения в нефтегазовой отрасли России // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2017. №4 (196). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-effektivnosti-gosudarstvennyh-mer-v-realizatsii-politiki-importozamescheniya-v-neftegazovoy-otrasli-rossii.
8. Митрова Т. Грушевенко Е. Технологические партнерства в нефтегазовом секторе: применим ли мировой опыт кооперации в России. https://energy.skolkovo.ru/ru/senec/research/transformatio n/
9. Овсянкина Н.В. Проблемы развития нефтегазового машиностроения в контексте модернизации экономики страны. // Вестник УрФУ. Серия «Экономика и управление». 2011 г., № 2, с.74-82
10. Пахомова И.Ю. Модель «Тройной спирали» как механизм инновационного развития региона // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика, 2012. - № 7-1 (126). Т. 22. URL.: http://cyberleninka.ru/article/n/model-troynoy-spirali-kak-mehanizm-innovatsionnogo-razvitiya-regiona
11. Савинов Ю.А., Хвалевич А.В., Скурова А.В. Развитие международной кооперации на рынке оборудования и услуг по добыче нефти и газа // Российский внешнеэкономический вестник. 2017. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-mezhdunarodnoy-kooperatsii-na-rynke-oborudovaniya-i-uslug-po-dobyche-nefti-i-gaza.
12. Савинов Юрий Анатольевич, Хвальневич Александр Владиславович Развитие российского рынка услуг по добыче нефти и газа в условиях санкций // Российский внешнеэкономический вестник. 2016. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rossiyskogo-rynka-uslug-po-dobyche-nefti-i-gaza-v-usloviyah-sanktsiy.
13. Саркисов А.С., Сайлаонов Т.И. Импортозамеще-ние в нефтегазовых предприятиях России // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XVI междунар. науч.-практ. конф. — № 4(16). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 51-57.
14. Шаркова А.В. Государственное регулирование инновационного предпринимательства // Предпринимательство, 2013. - № 7. С. 106-113
15. Шаркова А.В. Развитие инновационно-технологического бизнеса и факторы, его определяющие // В книге: Предпринимательство и бизнес: финансово-экономические, управленческие и правовые аспекты устойчивого развития Коллективная монография. Москва, 2016. С. 370-382.
X X
о го А с.
X
го m
о
м о
о
es
16. Шаркова А.В. Роль высших учебных заведений в развитии инновационного предпринимательства в Российской Федерации // Экономика и предпринимательство, 2014. -№ 6 (47). С. 791-794.
17. http://minpromtorg.gov.ru/ - официальный сайт Министерства промышленности и торговли РФ
18. http://www.tek-r.ru/ - официальный сайт рейтингового центра поставщиков ТЭК РФ.
Trends in the development of oil and gas engineering in the Russian Federation in the context of the implementation of the import substitution policy. Lebedeva N.E.
Financial University under the Government of the Russian Federation
The scientific article is devoted to modern problems of the development of oil and gas engineering in the Russian Federation in the context of the implementation of the state policy of import substitution. The paper analyzes the leading factors that shape the trends highlighted the development trends of the oil and gas engineering industry of the Russian Federation taking into account the current market situation, including those related to technological features of the development of hard-to-recover oil and gas resources, the current socio-economic and geopolitical situation. The effectiveness of the activities of leading Russian oil and gas engineering companies on the basis of financial performance indicators and positions in corporate ratings is analyzed. An assessment of the effectiveness of the implementation of measures of state support for import substitution in the industry in 2014-2017 is given. based on an analysis of development programs of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation. Particular attention is paid to innovative forms of development of oil and gas engineering: clusters, technology platforms, technology partnerships. The need for the development of a domestic oilfield service as one of the key factors for increasing the competitiveness of both oil and gas engineering enterprises and oil and gas production is determined.
Keywords: oil and gas engineering, import substitution, economic efficiency, government support, technological partnerships, oilfield services
References
1. Bazhanov V.A., Amosenok E.P. Assessment of the development
opportunities for domestic production of oil and gas engineering // World of Economics and Management. 2018, Volume 18, No 1, p. 30-41
2. Bogachev I.I., Kreidenko T.F., Rodionova I.A. The effectiveness
of enterprises in clustering in the regions of the Russian Federation. M: University Book Publishing House, 2017
3. Dezhina I.G. Technological platforms and innovation clusters in
Russia - together and separately? // Innovations, No. 2 (172), 2013
4. Evstafieva Julia Valeryevna Tools for the implementation of state
strategic planning. Special investment contract // Public Administration. Electronic bulletin. 2017. No65. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/instrumenty-realizatsii-gosudarstvennogo-strategicheskogo-planirovaniya-spetsialnyy-investitsionnyy-kontrakt.
5. Krotova M.V. Institutional problems of import substitution in the
oil and gas industry of Russia // Scientific journal of the Russian Gas Society. 2015. No. 1.
6. Kuvyrko M. Majors ate from import substitution. // Oil and capital
uRL: https://nangs.org/news/technologies/mejjory-vkusili-ot-importozameshcheniya.
7. Maryunina Irina Nikolaevna Analysis of the effectiveness of government measures in implementing the policy of import substitution in the oil and gas industry of Russia // University proceedings. North Caucasus region. Series: Social Sciences. 2017. No4 (196). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-effektivnosti-gosudarstvennyh-mer-v-realizatsii-politiki-importozamescheniya-v-neftegazovoy-otrasli-rossii.
8. Mitrova T. Grushevenko E. Technological partnerships in the oil
and gas sector: is the world experience of cooperation applicable in Russia.
https://energy.skolkovo.ru/ru/senec/research/transformation/
9. Ovsyankina N.V. Problems of development of oil and gas engineering in the context of modernization of the country's economy. // Bulletin of UrFU. Series "Economics and Management". 2011, No. 2, p. 74-82
10. Pakhomova I.Yu. The Triple Helix model as a mechanism for the innovative development of a region // Scientific reports of Belgorod State University. Series: Economics. Informatics, 2012. - No. 7-1 (126). T. 22. URL .: http://cyberleninka.ru/article/n/model-troynoy-spirali-kak-mehanizm-innovatsionnogo-razvitiya-regiona
11. Savinov Yu.A., Khvalevich A.V., Skurova A.V. The development of international cooperation in the market of equipment and services for oil and gas production // Russian Foreign Economic Bulletin. 2017. No8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-mezhdunarodnoy-kooperatsii-na-rynke-oborudovaniya-i-uslug-po-dobyche-nefti-i-gaza.
12. Savinov Yuri Anatolyevich, Khvalnevich Alexander Vladislavovich Development of the Russian market of oil and gas production services under sanctions // Russian Foreign Economic Bulletin. 2016. No8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rossiyskogo-rynka-uslug-po-dobyche-nefti-i-gaza-v-usloviyah-sanktsiy.
13. Sarkisov A.S., Saylaonov T.I. Import substitution in the oil and gas enterprises of Russia // Scientific forum: Economics and management: Sat. Art. based on the materials of the XVI int. scientific-practical conf. - No. 4 (16). - M., Ed. "ICNO", 2018. -S. 51-57.
14. Sharkova A.V. State regulation of innovative entrepreneurship // Entrepreneurship, 2013. - No. 7. P. 106-113
15. Sharkova A.V. The development of innovative technological business and the factors that determine it // In the book: Entrepreneurship and business: financial and economic, managerial and legal aspects of sustainable development Collective monograph. Moscow, 2016.S. 370-382.
16. Sharkova A.V. The role of higher education institutions in the development of innovative entrepreneurship in the Russian Federation // Economics and Entrepreneurship, 2014. No. 6 (47). S. 791-794.
17. http://minpromtorg.gov.ru/ - the official website of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation
18. http://www.tek-r.ru/ - the official site of the rating center of suppliers of the fuel and energy complex of the Russian Federation.
О Ш
m x
<
m о x
X