А.В. ВАСИЛЬЕВА студент 4 курса кафедры журналистики и медиакоммуникаций МПГУ, Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования'
О.С. МОНАКО магистрант 2 курса кафедры медиаобразования МПГУ, Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования''
Тенденции развития научно-популярной телевизионной журналистики
В данной статье рассматриваются наиболее актуальные сегодня тенденции в развитии научно-популярной телевизионной журналистике, связанные с изменением особенностей восприятия видеоконтента аудиторией, а также всеобщей тенденцией перехода любого типа контента в Интернет-пространство. Авторы проводят сопоставительный анализ наиболее востребованных научно-популярных программ на отечественном телевидении, а также в современном Интернет-пространстве на You-Tube-платформе.
Ключевые слова: научно-популярная журналистика, телевидение, тенденции, интернет, научно-популярные программы, видео.
Vasilieva A.V., Monako O.S. Trends in the development of popular science television journalism. This article discusses the most relevant trends in the development of popular science television journalism today, related to a change in the perception of video content by the audience, as well as the general trend of the transition of any type of content to the Internet. The authors conduct a comparative analysis of the most popular science programs on domestic television, as well as in the modern Internet space on the YouTube.
Keywords: popular science journalism, television, trends, the Internet, popular science programs, video.
Наука в современном мире играет одну из передовых ролей. Для её понимания среднестатистическим челове-
* Васильева Анастасия Вадимовна, e-mail: [email protected] ** Монако Ольга Сергеевна, e-mail: [email protected]
ком, не имеющим дополнительной подготовки в научной сфере, существует научно-популярная журналистика. В соответствии с психологическими особенностями восприятия человеком любой информации в принципе многие теоретики, среди которых А.А. Тертычный1, В.В. Егоров2, Э.А. Лазаревич3, С.П. Суворова4, в вопросе популяризации науки делают особый акцент на телевизионных форматах, поскольку данный формат способствует более эффективному вовлечению аудитории в материал. Также важную роль играет Интернет как средство наиболее быстрого сегодня распространения информации, характеризующийся прежде всего её доступностью - это позволяет создавать научно-популярный видеоконтент на различных платформах внутри всемирной сети. В эпоху тотального перехода телевидения в Интернет само собой разумеется, что и научно-популярная телевизионная журналистика станет мигрировать и, соответственно, видоизменяться.
Несмотря на значимость науки и научно-популярной журналистики в целом, а также распространённости сегодня видеоформатов контента исследований, посвящённых изучению данного вопроса, в современном научном дискурсе недостаточно. В связи с этим мы считаем необходимым исследовать современные тенденции развития научно-популярной телевизионной журналистики, в том числе в цифровом пространстве.
Многие исследователи, среди которых и И.Ю. Лапина, выделяют три основных этапа становления телевизионной научно-популярной журналистики в России5. Первый этап характеризуется появлением научно-популярных и учебных программ на Первом и Втором каналах. На втором этапе -80-е гг. прошлого века - исследователи6 отмечают появле-
1 Тертычный А.А. Быть ли научно-популярной журналистике? // Вестник ВГУ, 2013, №2.
2 Егоров В.В. Телевидение: теория и практика, М., 2002.
3 Лазаревич Э.А. Искусство популяризации науки // Наука, 2002.
4 Суворова С.П. Журналистика научная и научно-популярная: особенности предметной области, функций, задач // Вестник Московского университета. Серия Журналистика, №6, 2009.
5 Лапина И.Ю. Основные тенденции функционирования научно-популярного телевидения. М., 2005.
6 Гегелова Н.С. Научно-популярное телевидение на российских телеканалах: реалии и проблемы // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика, 2017, №3.
ние частных научно-популярных передач, не получивших должную аудиторию из-за отсутствия финансовой поддержки. Так, на телеканалах появляются отдельные рубрики, посвященные научной сфере, - это такие программы, как «Очевидное-невероятное», «Наука сегодня», «Человек. Земля. Вселенная» и др. Третий этап называют «современным». Условия для него были сформированы порядка 15 лет назад, что позволило журналистам активно заняться популяризацией научного знания. Данный период характеризуется продвижением научно-популярных программ в местные, региональные и центральные телеканалы, появлением новых научно-популярных программ и телеканалов, Это, например, телеканал «Наука 2.0», существующий и сегодня и ставящий перед собой цель не просто заниматься популяризацией научных достижений, а сделать увлечение ею модным.
Изменения в требованиях аудитории, воспринимающей медиаконтент, обусловлено, в первую очередь, её возможностью самостоятельно создавать медиапродукт. Широкая доступность техники (фото- и видеокамеры, микрофоны, смартфоны, не уступающие по качеству многим камерам, и т.д.) и желание делиться своими мыслями, идеями стали драйвером для создания и быстрого расширения видеохос-тинговой платформы YouTube (первое видео появилось на платформе 23 апреля 2005 г.; уже к июлю 2006 г. сайт насчитывал 65000 видеороликов1). В настоящее время YouTube уже стал конкурентом телевидению в целом. Это можно объяснить разнообразием контента на платформе, наличием оперативной обратной связи с автором, постоянно обновляемым разделом «рекомендованных» видео, что свидетельствует о персонализации, а также, самое главное, отсутствием привязки ко времени и месту просмотра. Важно отметить и возможность заработка на платформе YouTube. Видеохос-тинговый сайт устанавливает свои требования для монетизации видеозаписей, а также предлагает пользователям различные пути получения прибыли: рекламу, спонсорство и т.д. Серьёзную роль в этой области сыграли стремительное и непрерывное развитие и популяризация Интернет-сети, а также устойчивая тенденция перехода СМИ и отдельных
1 История ¥(31^1168: от несостоявшегося сервиса знакомств до № 2 по посещаемости в мире [Электронный ресурс] 11Р1_: https://ru.epic-stars.com/chronicl8s_of_youtub8/. Дата обращения: 26.09.19.
журналистов в онлайн-пространство. Кроме того, большую популярность сегодня приобретают тематические видеобло-ги, в том числе - научно-популярные, функции которых аналогичны функциям журналистики: информирующая, развле-
1
кательная, просветительская и т.д. .
Так, например, канал «GaШeoRU», созданный в 2012 г., на данный момент имеет 1,6 млн подписчиков. Описание канала на YouTube следующее: «Шоу "Галилео" - программа, которая поможет тебе понять, как устроен этот мир, покажет массу научных экспериментов (некоторые из них лучше дома не повторять) и в простой и понятной форме объяснит то, что всегда казалось тебе сложным и непостижимым». На канал выкладывают контент, который уже был показан на телеэкранах в период с 2007 по 2015 гг. Основной причиной закрытия научно-популярной передачи на телевидении указывают падение рейтингов2. Однако рейтинг YouTube-канала с тем же содержанием демонстрирует, что его популярность растёт3. Длительность передачи на YouTube от 4 до 10 минут, в то время как телепередача «Галилео» имела хронометраж в 48 минут. Таким образом, можем сделать вывод о том, что сокращение хронометража материалов - одна из составляющих увеличения рейтингов, поскольку в связи с психологическими особенностями восприятия человеком информации короткий видеоконтент эффективнее воспринимается аудиторией, нежели полноформатный телевизионный. Каждая серия состоит из студийной части и тематических видеосюжетов. Отдельно стоит выделить включенность ведущего - Александра Пушного, который своей лёгкой подачей, шутками интересно рассказывает о любой теме. В рамках данного исследования стоит обратить внимание на то, что Вячеслав Муругов, генеральный директор СТС - телеканала, который транслировал телепередачу «Галилео», делает акцент в первую очередь на развлекательной функции передачи и только во вторую - на образовательной. Т.е. удержание аудитории, по его мнению, происходит преиму-
1 Текутьева И.А. Жанрово-тематическая классификация видеоблогинга // Медиасреда, 2016.
2 Рамблер/кино. Почему закрыли программу «Галилео» [Электронный ресурс] URL: https://kino.rambler.ru/tv/42403228-pochemu-zakryli-programmu-galileo/?updated. Дата обращения: 26.09.19.
3 Статистика YouTube канала GalileoRU [Электронный ресурс] URL: http://tuberank.ru/channel/galileoru. Дата обращения: 26.09.19.
щественно благодаря развлечению, а получение информации является «побочным эффектом»1.
В 2013-м г. на YouTube-платформе появился видеоблог натуралиста Евгении Тимоновой «Все как у зверей». На сегодняшний день у канала 242 000 подписчиков. Описание канала следующее: «"Всё как у зверей" - программа о том, в кого люди такие». В среднем длительность передачи от 4 до 15 минут. Подача материала в первых выпусках проходила следующим образом: натуралист, находясь в кадре, представляет ведущего для конкретного выпуска. Ведущими оказывались мелкие животные: неразлучник, саламандра, скорпион, таракан, змея и т.д. Такие выпуски сопровождались сменой кадров позади ведущей, соответствующих теме передачи, а также полноэкранным режимом этих кадров. С тринадцатого выпуска формат подачи информации начинает меняться: ведущая находится уже не в студии, соведущего-животного больше нет. Остались полноэкранные вставки с кадрами из жизни обсуждаемых животных. Темами выпусков обычно становятся не пространные темы о животных в целом, а конкретные, интересные факты из их жизни.
Статистика подписчиков канала демонстрирует спад активности. Об этом же свидетельствует уменьшающаяся цифра просмотров видео: по сравнению с первыми выпусками, набиравшими в среднем от 200 тыс. до 1,2 млн просмотров, новые выпуски - за редким исключением - набирают от 12 до 70 тыс. Мы считаем, что данный эффект связан с изменением формата подачи информации.
Один из наиболее успешных сегодня научно-популярных каналов в Интернет-пространстве - «Научпок». На данный момент канал имеет 1,94 млн подписчиков. Описание канала следующее: «Распрекрасный канал о всяких научных штуках». Длительность каждого выпуска - от 2-х до 6-ти минут. Подача информации производится посредством озвучивания ведущим какого-либо факта, темы, вопроса и дальнейшей лекции о причинах вышеописанного. Аудиальная часть сопровождается визуальной, которая представляет собой нарисованные в «режиме онлайн» иллюстрации. Темы выпусков в основном посвящены вопросам физиологии человека, однако иногда авторы затрагивают и социальные
1 Нестров В. Все телеканалы ищут бабочку [Электронный ресурс] URL: https://www.kommersant.ru/doc/2109757. Дата обращения: 26.09.19.
темы. Рейтинг канала растёт, стабильное количество просмотров под каждым видео - от 200 тыс.
Таким образом, проведенный анализ демонстрирует прежде всего тенденцию перехода в Интернет-пространство и научно-популярных передач. Исследование современных научно-популярных YouTube-каналов свидетельствует о тенденции авторов к сокращению хронометража их материалов. Помимо того, что позитивнее воспринимается максимально краткая, сжатая информация, она также должна объясняться понятными, доступными и простыми средствами. Ещё одной значимой тенденцией современной научно-популярной телевизионной журналистики оказывается всё большее усложнение визуальной составляющей: так, наибольшей популярностью пользуется канал «Научпок», отличительной особенностью которого является наличие не просто визуальной компоненты, а дополнительные затраты ресурса на аними-рование читаемых в передаче лекций. Также важно отметить значимость игровых элементов, за счёт которых происходит более полное погружение зрителя в материал. В передаче «Всё как у зверей» такими элементами являются риторические вопросы и восклицания. В «GaШeoRU» на YouTube и, соответственно, в «Галилео» на телевидении - это включенность ведущего передачи, его манера подачи материала. В передачах канала «Научпок» данные элементы тоже включены в анимирование лекций, а также проявляются посредством частых шуток и аллегорий.
Помимо этого, стоит отметить, что на данном этапе развития научно-популярной журналистики в работе над соответствующими материалами нельзя использовать только одну функцию журналистики - образовательную. Отсутствие сочетания её, например, с развлекательной функцией приведёт к неэффективности восприятия материала зрителем, его игнорированию и, как следствие, падению просмотров, рейтингов канала в целом.
Таким образом, мы считаем необходимым проведение новых исследований научно-популярной телевизионной журналистики, в частности, в Интернет-пространстве с целью выявления новых тенденций развития, а также поиска технологий, которые позволят вывести научно-популярную журналистику в формате видео на новый уровень, охватывая всё большее число зрителей.