Научная статья на тему 'Тенденции развития международного сотрудничества и международного контроля в области прав человека'

Тенденции развития международного сотрудничества и международного контроля в области прав человека Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1993
384
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / INTERNATIONAL COOPERATION / INTERNATIONAL CONTROL / INTERNATIONAL TREATY / HUMAN RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Спрыгина Екатерина Александровна

В статье рассматривается проблема международного сотрудничества в области поощрения и защиты прав и свобод человека в (и в равной степени сопряженный с ней вопрос о международном контроле в правозащитной сфере). Пожалуй, ни одна другая дискуссия не характеризуется таким накалом страстей, такой степенью политизации, как полемика по правозащитным вопросам. Для того чтобы убедиться в справедливости данного тезиса, достаточно взглянуть на деятельность Совета ООН по правам человека, а также так называемых «договорных органов по правам человека» специальных контрольных механизмов, созданных в целях проведения мониторинга соблюдения государствами своих обязательств по основным универсальным международным правозащитным договорам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends in the Development of International Cooperation and International Monitoring of Human Rights

The article considers the problem of international cooperation in the promotion and protection of human rights and freedoms in (and equally mated with her the question of international control in the field of human rights). Perhaps no other discussion is not characterized by such passions, the degree of politicization, as the debate on human rights issues. In order to prove the validity of this statement, just look at the activities of the UN Council on human rights, as well as the so-called «Treaty bodies on human rights» a special control mechanisms established to monitor States “ compliance with their obligations under the universal international human rights treaties.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития международного сотрудничества и международного контроля в области прав человека»

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Тенденции развития международного сотрудничества и международного контроля в области прав человека

Спрыгина

Екатерина Александровна

Преподаватель кафедры гражданского права Балаковского филиала РАНХиГС

e-mail: Katerina-0305@mail.ru

Ekaterina A. Sprygina

A leacture of the Department of the Civil Law of Balakovo branch of the RANEPA

e-mail: Katerina-0305@mail.ru

УДК 341

Trends in the Development of International Cooperation and International Monitoring of Human Rights

В статье рассматривается проблема международного сотрудничества в области поощрения и защиты прав и свобод человека в (и в равной степени сопряженный с ней вопрос о международном контроле в правозащитной сфере). Пожалуй, ни одна другая дискуссия не характеризуется таким накалом страстей, такой степенью политизации, как полемика по правозащитным вопросам. Для того чтобы убедиться в справедливости данного тезиса, достаточно взглянуть на деятельность Совета ООН по правам человека, а также так называемых «договорных органов по правам человека» -специальных контрольных механизмов, созданных в целях проведения мониторинга соблюдения государствами своих обязательств по основным универсальным международным правозащитным договорам.

Ключевые слова и словосочетания: международное сотрудничество, международный контроль, международный договор, права человека.

The article considers the problem of international cooperation in the promotion and protection of human rights and freedoms in (and equally mated with her the question of international control in the field of human rights). Perhaps no other discussion is not characterized by such passions, the degree of politicization, as the debate on human rights issues. In order to prove the validity of this statement, just look at the activities of the UN Council on human rights, as well as the so-called «Treaty bodies on human rights» - a special control mechanisms established to monitor States " compliance with their obligations under the universal international human rights treaties.

Key words and word combinations: international cooperation, international control, international treaty, human rights

По сути, ни один из основных международных договоров в сфере прав человека не является подлинно универсальным по количеству участвующих в нем государств. Следовательно, не являются универсальными и созданные в соответствии с такими договорами контрольные механизмы. Более того, согласно большинству указанных договоров отдельные контрольные функции соответствующих механизмов являются факультативными. В частности, согласно Международному пакту о гражданских и политических правах [ 1] .Полномочия Комитета по правам человека получать и рассматривать индивидуальные петиции регулируются

положениями Факультативного протокола к данному Пакту. Согласно Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания такой же факультативной является функция Комитета против пыток проводить расследование на территории государства - участника Конвенции.

Таким образом, международная система в области поощрения и защиты прав человека носит во многом «мягкий» характер. Многие наблюдатели, в частности представители неправительственных правозащитных организаций (НПО), аналогичную мягкость ассоциируют с неэффективностью этой системы. Даже, скорее, говорят о «мягкости» в качестве синонима неэффективности. Но такая характеристика, с точки зрения автора, является преувеличенной.

Ведь в условиях, когда тема прав и свобод человека активно используется в политических целях, в том числе в качестве рычага давления в международных отношениях, иная ситуация просто невозможна.

При анализе современного состояния международного сотрудничества в правозащитной сфере, следует выделить несколько общих тенденций.

Во-первых, взаимодействие государств в области поощрения и защиты прав человека осуществляется на двух основных уровнях: универсальном и региональном. В первом случае речь идет, прежде всего, об Организации Объединенных Наций. Во втором - о различных региональных организациях, таких, как Совет Европы, Организация американских государств, Африканский Союз (ранее - Организация африканского единства), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе и др.

Во-вторых, даже на универсальном уровне степень сотрудничества и его эффективность по отдельным аспектам имеют ярко выраженную специфику. Во многом это детерминировано тем, что определенные проблемы всегда считались более «деликатными», «чувствительными», чем другие. Поэтому и координировать свои действия, договариваться о контроле по данным вопросам и для правительств соответствующих государств было куда сложнее, чем по другим.

К настоящему моменту международное сообщество выработало значительный массив нормативных документов в области поощрения и защиты прав человека.

Необходимо подчеркнуть, что проблема международного контроля в целом и тема контроля в области поощрения и защиты прав и свобод человека в частности являются одними из наиболее актуальных в международном праве. Известно, что одним из общепризнанных принципов международного права является принцип добросовестного выполнения международных договоров. В этой связи международный контроль следует рассматривать в качестве одного из основных способов применения, реализации данного принципа на практике.

Любой международный договор, в том числе касающийся проблематики прав и свобод человека, останется не более чем декларацией о намерениях, если не будет предусмотрен механизм мониторинга выполнения положений первого участвующими в таком договоре государствами. О возрастающем значении института контроля для достижения эффективности международно-правовых норм свидетельствует тот факт, что практика заключения международных договоров, в особенности многосторонних, стала в последние десятилетия всецело развиваться путем закрепления в них норм соответствующих положений о контроле за их соблюдением. Это же отмечает, в частности, известный юрист-международник Р.М. Валеев в своем всеобъемлющем исследовании, посвященном теме осуществления и создания действенных механизмов контроля в современном международном праве [2, с. 8].

Ни один современный договор в области поощрения и защиты прав и свобод человека не обходится без закрепления в нем соответствующих статей и разделов. Данная черта характерна и для упомянутых ранее семи правозащитных договоров, которые принято квалифицировать в качестве основных.

Не являются исключением из этого правила и региональные системы защиты прав человека, создание которых предусмотрено Уставом ООН. Даже в том случае, если создание контрольных институтов не было предусмотрено при принятии того или иного регионального договора в сфере прав человека, тем не менее механизм контроля учреждался уже на последующем этапе функционирования такого договора (post-factum).

По мнению большинства исследователей в области международного права в области прав человека, наиболее эффективная система международного контроля была создана именно на региональном уровне - в рамках Совета Европы. Следует в полной мере согласиться с бывшим председателем Европейского Суда по правам человека Ролвом Рисдалом в том, что «в настоящее время невозможно создать европейскую систему защиты прав человека более эффективную, нежели та, которая была создана... в Страсбурге». Основополагающая

роль региональных механизмов в поощрении и защите прав человека была особо отмечена в итоговом документе Всемирной конференции по правам человека (1993 г.).

Подтверждение такой оценки можно найти в работах отечественных и зарубежных специалистов в области прав человека. В этом отношении европейский регион представляет для Российской Федерации (вступившей в феврале 1996 г. в Совет Европы) особый практический интерес, требующий тщательного анализа опыта функционирования механизма защиты прав человека в рамках указанной Организации.

Необходимо подчеркнуть, что рассмотрение проблемы международного контроля исключительно в аспекте развития и эволюции договорного права было бы намеренным сужением предмета. В частности, речь идет о том, что международное сообщество движется по пути параллельного развития договорных (комитеты по правам человека) и внедоговорных (Совет ООН по правам человека и ее специальные процедуры, Подкомиссия по поощрению и защите прав человека и т.д.) институтов контроля в области поощрения и защиты прав человека.

Всемирная конференция по правам человека, состоявшаяся в Вене в 1993 г., отметила, что «поощрение и защита всех прав человека являются предметом законной обеспокоенности международного сообщества». Кроме того, в Венской декларации и Программе действий содержится крайне важное признание того, что «права человека и основные свободы являются правами, данными с рождения каждому человеку».

Как подчеркивает Т. Бекназар - Юзбашев, «права человека имеют внегосударственную природу: они могут декларироваться или позитивироваться государством, то есть закрепляться им в действующем праве, но они не порождаются и не создаются государством. В этом смысле они являются прирожденными правами, которыми обладает личность как таковая, вне зависимости от государства и нередко вопреки ему» [4, с. 15].

Особого внимания и дополнительного анализа требует вопрос о принципе невмешательства во внутренние дела государств и о межгосударственном сотрудничестве в области поощрения и защиты прав человека.

Данный вопрос приобретает особую актуальность в связи с повышением роли ООН и региональных организаций в деле защиты прав человека. Согласно п. 7 ст. 2 своего Устава ООН не имеет права «на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства», то есть не только членов ООН. Кроме того, с точки зрения авторов фундаментального «Курса международного права», термин «вмешательство» в Уставе ООН используется в широком значении. Речь идет о любых мерах, «препятствующих государству свободно и беспрепятственно решать дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства».

Тесное международное сотрудничество в области обеспечения политических, экономических и гражданских прав человека, в том числе и на региональном уровне, в настоящий момент стало важным фактором международных отношений. Некоторые авторы даже полагают, что не существует «задачи более важной для современной демократии или правосудия, чем стремление защищать в рамках закона основные права человека от нарушений со стороны других граждан или самого государства».

Ранее любые попытки активизировать международное сотрудничество в области поощрения и защиты прав человека, в частности путем усиления международного контроля и развития соответствующих институтов, неизбежно «натыкались» на ссылки о приоритете принципа невмешательства во внутренние дела государств. Говоря о сочетании данного принципа с указанным аспектом межгосударственного сотрудничества, Э.И. Шустин отмечал, что «ни одна из... форм сотрудничества, составляющих международный аспект проблемы защиты основных свобод и прав человека, в свете требований статьи 2 (7) Устава, не должна приобретать характера вмешательства во внутренние дела государств и затрагивать их суверенные прерогативы. Поэтому никакая деятельность в рамках ООН не может подменять или дополнять юрисдикцию государств. Она может лишь способствовать тому, чтобы их юрисдикция в данной области осуществлялась должным образом в соответствии с положениями Устава ООН и других международных документов относительно защиты основных свобод и прав человека» [3, с. 12-18].

В данный момент все большее количество стран, в том числе и Россия, заявляют о стремлении построить правовое демократическое государство, одним из основных принципов которого должно стать неукоснительное соблюдение прав и свобод человека. Более того, в Конституции РФ (1993 г.) [6] предусматривается возможность при соблюдении определенных условий обращения в международные органы по защите прав человека, а само наше государство является участником значительного числа универсальных и региональных договоров в правозащитной области. Таким образом, в настоящее время Россия на практике признает важность международного контроля в сфере поощрения и защиты прав и свобод человека.Особо приоритетным направлением в контексте сказанного, выступает необходимость контроля за правами молодежи. Это объясняется следующими факторами:

оптимизации потоков информационного обмена с использованием командных методов взаимодействия и методологии сетевой экспертизы. На основании эмерджентности средств возможно выделение среди агентов контроля групповых форм - «коалиционных», «ассоциативных», «командных» и в форме «альянса». В настоящее время преобладают ассоциативные формы межгруппового сотрудничества в виде формируемых сверху консультативных советов при государственных органах. Разработка, апробация и классификация моделей общественного контроля представляется перспективной тематикой дальнейших исследований.

- во-первых, молодежь - это социально-демографическая группа людей в возрасте от 14 до 30 лет, обладающая огромным скрытым потенциалом, который она может реализовать в различных сферах общественной жизни и представляющая собой стратегический ресурс для инновационного развития любого государства мирового сообщества;

- во-вторых, нельзя забывать, что молодые люди сегодня это будущие родители в скором времени, способные решить демографическую многих государств мирового сообщества;

- в-третьих, молодежь является наиболее активным слоем населения многих государств мирового сообщества [5, с. 35].

Система контроля в современном международном праве прав человека (в силу своей природы и выполняемых функций) является весомой гарантией соблюдения государствами своих обязательств по основным международным правозащитным договорам. В определенной степени она играет роль фактора стабильности в межгосударственном сотрудничестве в гуманитарной сфере.

С учетом того, что нормативную базу в международном праве прав человека можно считать в основном сформировавшейся, акцент в межгосударственном сотрудничестве будет со временем все больше смещаться в сферу обеспечения выполнения государствами своих обязательств в правозащитной области. В этой связи следует ожидать повышения важности контрольного аспекта в функционировании основных международных систем и договоров в сфере прав человека. В частности, нельзя исключать активизации разработки новых договоров, основной целью которых будет не дополнение нормативного содержания уже закрепленных прав и свобод человека, а создание дополнительных органов контроля либо расширение функций уже имеющихся контрольных механизмов.

Современная система контроля в области прав человека находится в значительной степени в кризисном состоянии. Ее функционирование связано с тем, что государства-участники основных международных правозащитных договоров не соблюдают свои обязательства по своевременному представлению периодических докладов о выполнении положений указанных договоров. Такую ситуацию следует признать однозначно неприемлемой, поскольку система должна функционировать не вопреки, а в силу заложенных в нее принципов.

В то же время следует ожидать, что постепенно будет расти количество контрольных органов, выполняющих схожие либо дублирующие функции, или же контрольных органов, занимающихся анализом аналогичных групп прав и свобод человека. В этой связи возрастет значение деятельности, направленной на максимальное снижение дублирования и параллелизма в функционировании таких контрольных механизмов. Достижение и утверждение общего понимания, единообразного применения и толкования соглашений в гуманитарной области должно предотвращать неэффективность действующих международно-правовых норм по обеспечению и защите прав и свобод человека в условиях глобализации.

Одним из способов развития подходов в этой связи может послужить выделение и последовательное воплощение в правоприменительной практике наиболее важных принципов международного права прав человека, составляющих базис нормативной основы решения гуманитарных проблем.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. В условиях существенного ослабления политической и идеологической конфронтации между государствами создаются объективные предпосылки для повышения эффективности международного гуманитарного сотрудничества, главной составляющей которого является сотрудничество государств по обеспечению и защите прав и свобод человека. Наличие большого количества международно-правовых документов по обеспечению и защите прав и свобод, посвященных регулированию одних и тех же проблем, может иметь следствием снижение эффективности единообразного применения соответствующих норм.

2. В международном праве сформировались и продолжают развиваться специальные принципы, лежащие в основе международной защиты прав человека, влияющие на толкование и применение соответствующих норм международного права. Они сформированы и закреплены в ряде международных соглашений, при этом их действие не ограничивается кругом тех вопросов, которые регулируются каждым из таких соглашений, а имеет значение для всего комплекса норм, относящихся к гуманитарной области.

ACTUAL ISSUES OF MODERN SCIENCE AND SOCIETY - 1/2015

-25-

3. Организация Объединенных Наций является центром решения проблем, с которыми сталкивается все человечество. Эта деятельность осуществляется совместными усилиями более 30 связанных с ней организаций, составляющих систему Организации Объединенных Наций. Изо дня в день Организация Объединенных Наций и другие организации ее системы ведут работу по содействию соблюдению прав человека, охране окружающей среды, борьбе с болезнями и сокращению масштабов нищеты.

4. Создание ООН стало эпохальным событием, как в истории международных отношений, так и в истории международного права. Устав ООН, отразивший волю всего прогрессивного человечества, установил основные цели и принципы, сформировавшие основу той системы, которую мы называем современным международным правом.

Библиографический список

1. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 года) // ВВС СССР. 1976. № 17. Ст. 291.

2. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года: в ред. законов о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 декаб.2008 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ, 21.07.2014 № 11-ФКЗ // Рос. газета. - 1993. -25 декабря.

3. Бекназар - Юзбашев Т. Права человека и международное право. М., 2003.

4. Валеев Р.М. Контроль в современном международном праве. Казань, 2007.

5. Самохвалов Н.А. Федеральный закон «О государственной молодежной политике в Российской Федерации» как основополагающий фактор повышения эффективности практической реализации российской государственной молодежной политики// Актуальные проблемы современности: наука и общество.- 2014.-№ 4 (5).- С. 34-38.

6. Шустин Э.И. Международная защита прав человека и принцип невмешательства во внутренние дела государств. // Сфера.- 2008.- №8. - С.12-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.