Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2016. т. 2. № 2 (6)
УДК 341.215.4
актуальные проблемы международного сотрудничества
в области защиты прав граждан
С. В. Москвина
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
actual problems of international cooperation in the field of protection of citizens' rights
S. V. Moskvina
Mari State University, Yoshkar-Ola
В настоящее время права и свободы человека и гражданина являются приоритетным направлением в политике и отношениях на международном уровне. В статье рассматривается понятие «международная защита прав населения», а также признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина на международном уровне. Рассматривается всесторонняя политика ООН в данной области. Выделяются несколько тенденций по состоянию сотрудничества между странами на международном уровне в области защиты прав человека, такие как: защита прав и свобод человека странами на международном уровне регулируется на универсальном и региональном уровнях; уровень сотрудничества между странами имеет особую специфику. Исследуется контроль в области защиты прав человека для стран на международном уровне. Уделяется внимание принципу невмешательства во внутреннюю политику стран и сотрудничеству на международном уровне в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. Рассматривается существенный фактор отношений на международном уровне - международное сотрудничество в сфере соблюдения и реализации защиты права и свобод человека и гражданина. Российская Федерация признает важность контроля на международном уровне в области защиты прав и свобод человека и гражданина. Предлагается разработка предпосылок для повышения эффективности сотрудничества на международном уровне в области защиты прав и свобод человека и гражданина.
Ключевые слова: гражданин, защита прав и свобод, международное сотрудничество, международное право, муниципальное право, международный контроль
Currently, the rights and freedoms of man and citizen are a priority in politics and relationships at the international level. The article discusses the concept of "international protection of the rights of the population", as well as the recognition, observance and protection of the rights and freedoms of man and citizen on an international level. A comprehensive UN policy is considered in this area. There are several trends as cooperation between countries at the international level in the field of human rights protection such as: protection of the rights and freedoms of the individual countries at the international level is regulated at the universal and regional levels; the level of cooperation between the two countries is very specific. It is difficult to investigate the control in the field of protection of human rights for countries at the international level. Special attention is paid in the article to the principle of non-interference in the internal politics of the countries and cooperation at the international level in the sphere of protection of the rights and freedoms of man and citizen. The study considers a significant factor in relationships at the international level - international cooperation in the sphere of observance and implementation of the protection of the rights and freedoms of man and citizen. The Russian Federation recognizes the importance of monitoring at the international level in the field of protection of the rights and freedoms of man and citizen. It is proposed to develop the preconditions for more effective cooperation at the international level in the field of protection of the rights and freedoms of man and citizen.
Keywords: citizen, protection of rights and freedoms, international cooperation, international law, municipal law, international control
Как справедливо отмечает Т. Н. Михеева, «Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя, одной из форм осуществления народовластия, позволяющей населению, проживающему на локальной территории и объединенному общими интересами, самостоятельно и под свою ответственность решать с использованием материальных и финансовых ресурсов определенный круг вопросов» [5, с. 58-59].
В этой связи население муниципального образования выступает главным субъектом местного самоуправления, ему отводят приоритетное место в муниципальных правоотношениях [6].
Понятие «международная защита прав населения» имеет в виду сотрудничество на международном уровне стран, стремление и критерии ООН по поддержке и соблюдению прав гражданина и основных свобод для всех без отличия национальности, пола, религии и языка [8].
© Москвина С. В., 2016
Вестник Марийского государственного университета
На международном уровне права и свобода человека стали регулироваться совсем недавно. Ранее защита прав и свобод человека и гражданина относились ко внутренней политике страны вплоть до середины XX века. В истории отношений на международном уровне Устав ООН стал первым договором между странами, регулирующим основные принципы и границы сотрудничества между странами в области защиты прав и свобод человека. В этой сфере начало новому этапу развития отношений на международном уровне положило создание Организации Объединенных Наций и принятие ее Устава [3].
Всесторонняя политика ООН в этой сфере представляет, что защита прав и свобод человека на международном уровне заключается в следующем [8]:
а) разработка существенных назначений, которые создаются для человека и основные свободы для всех, без различия национальности, пола, религии и языка, должны уважаться и соблюдаться;
б) создание соглашений между странами о правах и свободах человека, обязывающих страны признавать, соблюдать и защищать по их законодательству все права и свободы человека, которые закреплены в соглашениях на международном уровне, и разработке механизма по контролю соблюдения странами обязательств по защите прав и свобод человека на международном уровне.
По количеству принимающих участие стран в договорах на международном уровне в области защиты прав и свобод человека не является универсальным. Из этого можно сделать вывод, что те устройства и меры в области защиты прав человека также не являются универсальными и закрепляют главные принципы механизма, которые являются обязательными. В частности, согласно Международному пакту о гражданских и политических правах [4].
Комитет по правам человека вправе получать и рассматривать личные петиции, которые регулируются факультативным протоколом к данному пакту.
Если обратиться к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания, главной функцией Комитета является право проводить расследование на территории страны - участника Конвенции.
Таким образом, можно сделать вывод, что международный механизм в сфере защиты прав человека и гражданина имеет достаточно «мягкий» нрав.
Некоторые неправительственные правозащитные организации (НПО) такую мягкость объясня-
ют с неэффективностью международной системы. С мнением НПО следует не согласиться.
В настоящее время права и свободы человека и гражданина являются приоритетным направлением в политике и отношениях на международном уровне.
Таким образом, можно выделить несколько тенденций по состоянию сотрудничества между странами на международном уровне в области защиты прав человека:
1. Защита прав и свобод человека странами на международном уровне регулируется на универсальном и региональном уровнях.
2. Уровень сотрудничества между странами имеет особую специфику, в связи с чем установить контроль в области защиты прав человека для стран сложно.
В настоящее время сообщество на международном уровне выработало перечень нормативных документов в сфере защиты прав человека.
Таким образом, можно сделать вывод, что проблема контроля на международном уровне в области защиты прав человека является актуальной.
В международном праве главными принципами являются принципы добросовестного признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина при выполнении договоров на международном уровне, в связи с чем контроль отношений на международном уровне является основным способом реализации на практике. Проблема прав человека и гражданина будет оставаться нерешенной, до того момента пока не будет соблюдаться странами механизм выполнения положений в международном договоре. В данном случае контроль имеет особое значение для достижения эффективности международно-правовых норм, так как в настоящее время договоры на международном уровне закрепляют нормы положений о контроле за их соблюдением. Каждый договор на международном уровне в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина состоит из глав и статей. В том случае если контроль не был предусмотрен договором, он реализовывался на последующем этапе действия договора. Большинство ученых считают, что контроль в сфере защиты права и свобод человека и гражданина наиболее эффективно был создан на региональном уровне - в рамках Совета Европы. Можно согласиться с Ролвом Рисда-лом, который говорил, что «в настоящее время невозможно создать европейскую систему защиты прав человека более эффективную, нежели та, которая была создана... в Страсбурге». Данный факт подтверждается в работах отечественных
Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2016. т. 2. № 2 (6)
и зарубежных специалистов в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.
Т. Бекназар-Юзбашев особо отмечает «права человека имеют внегосударственную природу: они могут декларироваться или позитивировать-ся государством, то есть закрепляться им в действующем праве, но они не порождаются и не создаются государством. В этом смысле они являются прирожденными правами, которыми обладает личность как таковая, вне зависимости от государства и нередко вопреки ему» [1, с. 15].
Следует уделить внимание принципу невмешательства во внутреннюю политику стран и сотрудничеству на международном уровне в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. Данная норма закреплена в п. 7 ст. 2 Устава ООН не имеет права «на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства», то есть не только членов ООН. Здесь говорится о любых мерах, которые будут препятствовать государству свободно и беспрепятственно решать дела, относящиеся ко внутренней политике страны.
Существенным фактором отношений на международном уровне является международное сотрудничество в сфере соблюдения и реализации защиты права и свобод человека и гражданина.
Можно согласиться с мнением Э. И. Шустина, что «ни одна из. форм сотрудничества, составляющих международный аспект проблемы защиты прав основных свобод и прав человека, в свете требований статьи 2 (7) Устава, не должна» приобретать характер вмешательства во внутренние дела государств и затрагивать их суверенные прерогативы, поэтому никакая деятельность в рамках ООН не может подменять или дополнять юрисдикцию государств. Она может лишь способствовать тому, чтобы их юрисдикция в данной области осуществлялась должным образом в соответствии с положениями Устава ООН и других международным документов относительно защиты основных свобод и прав человека» [7, с. 12-18].
Таким образом, можно сделать вывод, что Российская Федерация признает важность контроля на международном уровне в области защиты прав и свобод человека и гражданина. Также в настоящее время, когда существует угроза населению, необходимо создавать предпосылки для повышения эффективности сотрудничества на международном уровне в области защиты прав и свобод человека и гражданина. Организация Объединенных Наций является центром решения проблем на международном уровне по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.
Литература
1. Бекназар-Юзбашев Т. Права человека и международное право. М., 2003.
2. Валеев Р. М. Контроль в современном международном праве. Казань, 2007.
3. Карташкин В. А. Международная защита прав человека и универсальные ценности. Актуальные проблемы современного международного права: материалы XI ежегодной международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора И. П. Блищенко: в 2 ч. / отв. ред. А. Х. Абашидзе. Москва, 12-13 апреля 2013 г. М.: РУДН, 2014.
4. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 года) // ВВС СССР. 1976. № 17. Ст. 291.
5. Михеева Т. Н. Особенности современного института местного самоуправления в Российской Федерации // Евразийский журнал. 2012. № 2. С. 58-59.
6. Москвина С. В. К вопросу о принципе организации местного самоуправления в интересах населения // Пробелы в Российском законодательстве. 2015. № 6.
7. Самохвалов Н. А. Федеральный закон «О государственной молодежной политике в Российской Федерации» как основополагающий фактор повышения эффективности практической реализации российской государственной молодежной политики // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2014. № 4 (5). С. 34-38.
6. Шустин Э. И. Международная защита прав человека и принцип невмешательства во внутренние дела государств // Сфера. 2008. № 8. С. 12-18.
8. http://bip-ip.com/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo-v-oblasti-prav-cheloveka-rol-oon-v-mezhdunarodnoy-zashhite-prav-cheloveka/ (дата обращения: 10.03.2016).
References
1. Beknazar-Juzbashev T. Prava cheloveka i mezhdunarodnoe pravo. M., 2003.
2. Valeev R. M. Kontrol' v sovremennom mezhdunarodnom prave. Kazan', 2007.
3. Kartashkin V. A. Mezhdunarodnaja zashhita prav cheloveka i universal'nye cennosti. Aktual'nye problemy sovremennogo mezh-dunarodnogo prava: materialy XI ezhegodnoj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashhennoj pamjati professora I. P. Blishhenko: v 2 ch., otv. red. A. H. Abashidze. Moskva, 12-13 aprelja 2013 g. M.: RUDN, 2014.
Вестник Марийского государственного университета
4. Mezhdunarodnyj pakt o grazhdanskih i politicheskih pravah (Nju-Jork, 19 dekabrja 1966 goda). VVS SSSR. 1976, no. 17, st. 291.
5. Miheeva T. N. Osobennosti sovremennogo instituta mestnogo samoupravlenija v Rossijskoj Federacii. Evrazijskij zhurnal. 2012, no. 2, pp. 58-59.
6. Moskvina S. V. K voprosu o principe organizacii mestnogo samoupravlenija v interesah naselenija. Probely v Rossijskom za-konodatel'stve. 2015, no. 6.
7. Samohvalov N. A. Federal'nyj zakon «O gosudarstvennoj molodezhnoj politike v Rossijskoj Federacii» kak osnovopolagajushhij faktor povyshenija jeffektivnosti prakticheskoj realizacii rossijskoj gosudarstvennoj molodezhnoj politiki. Aktual'nye problemy sov-remennosti: nauka i obshhestvo. 2014, no. 4 (5), pp. 34-38.
6. Shustin Je. I. Mezhdunarodnaja zashhita prav cheloveka i princip nevmeshatel'stva vo vnutrennie dela gosudarstv. Sfera. 2008, no. 8, pp. 12-18.
8. Jelektronnyj resurs: URL: http://bip-ip.com/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo-v-oblasti-prav-cheloveka-rol-oon-v-mezhdunarodnoy-zashhite-prav-cheloveka/
Статья поступила в редакцию 19.03.2016 г.
Submitted 19.03.2016.
Для цитирования: Москвина С. В. Актуальные проблемы международного сотрудничества в области защиты прав граждан // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2016. № 2 (6). С. 85-88.
Citation for an article: Moskvina S. V. Actual problems of international cooperation in the field of protection of citizens' rights. Vestnikof theMariState University. Chapter "History. Law". 2016, no. 2 (6), pp. 85-88.
Москвина Светлана Владимировна,
аспирантка, старший преподаватель, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, [email protected]
Moskvina Svetlana Vladimirovna,
postgraduate student, senior teacher, Mari State University, Yoshkar-Ola,
justicmier@mail ru