Научная статья на тему 'Тенденции развития малых инновационных предприятий, созданных на базе высших учебных заведений, на примере Ярославской области'

Тенденции развития малых инновационных предприятий, созданных на базе высших учебных заведений, на примере Ярославской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
малое инновационное предприятие / инвестиции / результат интеллектуальной деятельности / кластер. / Innovate SME / investment / results of intellectual activity / cluster.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щебалев П. Е.

В данной статье рассматриваются основные тенденции развития малых инновационных предприятий. Выявляются первопричины возникающих проблем исходя из анализа текущего состояния рынка на примере конкретного региона и даются предложения их разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF INNOVATIVE SMEs CREATED ON THE BASIS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE YAROSLAVL REGION

Current article gives an overview of essential trends of development innovative SMEs. Identifies the root cause of problems and their solutions are proposals in particular region and provides suggestions for their resolution.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития малых инновационных предприятий, созданных на базе высших учебных заведений, на примере Ярославской области»

«C@yL@qyiym-J©yrMaL»#3î27),2©19 / ИШПВДК

One of the key functions of innovation is the realization of the interrelated (intermediary) role of the scientific, technical and industrial sectors. The functioning of innovative entrepreneurship will reduce the costs associated with the creation of innovative products that scientific and technical organizations and business entities are forced to offer new scientific and technical solutions for their commercial use [6, p.63].

The main directions of development of Kazakhstan are the creation of a society that provides the best standards of life, allowing people to realize their talents and abilities. As a result, to create an innovative type of economy. The main direction of the industrial-innovative strategy of the Republic of Kazakhstan is, in our opinion, the development of high-tech, scientific and export-oriented products and industries. At the present time, Kazakhstan has a high level of managing large corporations, national companies, second-tier banks, and financial-industrial groups, mainly with foreign capital. At the same time, there is no institute of professional innovation managers - professionals who can master the technologies, theories and practices of legal protection and business principles for the commercialization of intellectual property, management innovations and high-tech projects. Since the main risk of an investor in any country and business is associated with poor management, minimization of this risk can be achieved by increasing managerial and business culture, providing quality training and retraining at all levels and providing them with the necessary support (consulting and information) [7, p.9].

The transition to the innovation fund of the national economy cannot be achieved without the whole society of introducing innovations and having a sufficient number of personnel who are capable of managing innovation processes and introducing innovations [8, p.69]. Despite the existing scientific and technical potential, one of the reasons for low level of innovative activity in the country is lack of entrepreneurship which provides basic types of innovative services, such as the creation of innovative products and the introduction of

УДК 334.021

45

intermediary services related to the promotion of innovative products. The main directions of enlarging mechanisms for the development of venture are concession, leasing and franchising businesses in the promotion of innovative entrepreneurship [9, p. 85].

To achieve this goal, the following measures are expected: the creation and development of innovation business support centers, business incubators, technology parks, industrial regions and other private enterprise development facilities. Indirect government support for innovative entrepreneurship involves the creation of an innovation infrastructure, which, in turn, includes consulting and engineering firms, business incubators, technology parks, information centers, leasing operations, and venture capital. In general, to improve the innovation business environment in Kazakhstan we should create a qualified personnel and training system. Innovation strategy is based on market conditions, economic indicators and business results [10, p.214].

References:

1. President of the Republic of Kazakhstan N.A. Nazarbayev, President's Message to the People of Kazakhstan // Egemendi Kazakhstan, 7 February 2008.

2. Fathuthinov R.L. Production management. Moscow 2013, pp. 32-34.

3. Kiriakov A.G., Maksimov V.A. Fundamentals of Innovation. Phoenix. Rostov 2012. pp. 46-47.

4. Akhmetov K.G. Fundamentals of Management. Almaty 2013. pp. 103-105.

5. Meyrbekov A. K., Alimbekov K.E. Economics of the enterprise. Almaty 2011. pp. 97-98.

6. Zaytsev N.A. «Economics, organization and management of production», Moscow 2010. pp. 63-65.

7. Drucker P.F. Business & Innovations. Harper Collins Publishers. New York 2011. pp.7-9.

8. Khomkin K.N. «Innovative project»^ Vladivostok, 2011. p. 69.

9. Khomutskiy I.D. Innovation management in companies. Moscow 2010 pp. 84-86.

10. Mutaliyeva L.M. Innovative Business Marketing. Almaty 2013. Economics, pp. 214-215.

Щебалев П.Е.

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10035 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, СОЗДАННЫХ НА БАЗЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, НА ПРИМЕРЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Shchebalev P.E.

P. G. Demidov Yaroslavl State University

TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF INNOVATIVE SMEs CREATED ON THE BASIS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE YAROSLAVL REGION

Аннотация

В данной статье рассматриваются основные тенденции развития малых инновационных предприятий. Выявляются первопричины возникающих проблем исходя из анализа текущего состояния рынка на примере конкретного региона и даются предложения их разрешения. Abstracts

Current article gives an overview of essential trends of development innovative SMEs. Identifies the root

46 иштамш / «€©yL©qyiym=j®yrMaL^»#3î27),2©i9

cause of problems and their solutions are proposals in particular region and provides suggestions for their resolution.

Ключевые слова: малое инновационное предприятие, инвестиции, результат интеллектуальной деятельности, кластер.

Key words: Innovate SME, investment, results of intellectual activity, cluster.

Развитие малого инновационного предпринимательства при бюджетных научных и образовательных учреждениях стало возможным благодаря принятию Федерального закона от 2 августа 2009 года N 217-ФЗ. Данный закон закрепил их право на открытие малых инновационных предприятий без обязанности получения разрешения от собственника их имущества - лишь с уведомлением о создании.

К 2009 году накопилось значительное количество результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежали вузам и НИИ которые до этого момента не имели законодательно закрепленной возможности быть коммерциализированными с целью извлечения прибыли.

Данный Федеральный закон создал своего рода «бум» создания подобного рода предприятий, пришедшийся на 2010 - 2012 годы (в этот период создавалось примерно по 500 предприятий в год). Разработанные за почти 20-и летний период результаты интеллектуальной деятельности: программы для ЭВМ, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, ноу-хау - все это легло в качестве взноса в уставные капиталы со стороны вузов и НИИ в созданные малые инновационные предприятия.

Данные «бум» создания подобных предприятий, помимо желания начать зарабатывать собственные средства, обуславливался рядом других факторов, сопровождавших данных закон. Предприятиям на тот момент предоставлялось значительное количество преференций: возможность бесплатного использования имеющегося в распоряжении вузов и НИИ оборудования, аренда площадей без проведения конкурса с льготами по сумме аренды (40% от размера аренды в первый год, 60% - во второй год, 80% - в третий год), освобождение от налога на добавленную стоимость, упрощенный учет расходов с наличием повышающего коэффициента, возможность ускоренной амортизации имущества, освобождение от налога на прибыль со всех целевых средств и др.

Параллельно с этим, в 2010 году была запущена программа поддержки развития инновационной инфраструктуры (Постановление Правитель-

ства РФ от 9 апреля 2010 г. N 219), которая, в частности, была направлена и на поддержку малого инновационного предпринимательства. Данная программа была ориентирована на развитие объектов инновационной инфраструктуры, на правовую охрану и оценку РИД, на реализацию и разработку программ подготовки и повышения квалификации кадров в сфере малого инновационного предпринимательства, на консалтинговые услуги в сфере трансфера технологий, создание и развитие малых инновационных предприятий. Данный конкурс подразумевал разработку вузами программ на срок до 3 лет и объемом финансирования до 50 млн.

Таким образом, государство создало как внутренние (для самих МИП), так и внешние факторы поддержки создания вузами и НИИ малых инновационных предприятий. Этим и объяснялась тенденция к коммерциализации всех имеющихся у вузов и НИИ наработок.

После же 2012 года ситуация стала меняться в другую сторону. Льготы, сопутствовавшие данные предприятия на первых этапах создания и развития либо закончились, либо были отменены. Завершилась программа поддержки развития инновационной инфраструктуры. Предприятия столкнулись с теми проблемами, о которых на момент создания не подозревали: у ученых-создателей РИД, зачастую отсутствуют предпринимательские компетенции; срок выхода и закрепления на рынке высокотехнологичной продукции оказался весьма продолжительным и капиталоемким; уровень заработной платы в учреждениях данного типа ниже средней по субъекту, что создавало дефицит кадров; отсутствие у крупных коммерческих фирм намерений осуществлять значительные финансовые вложения для внедрения разработок и т.п.

Все эти факторы, неучтенные на первых этапах после принятия в 2009 году Федерального закона, позволившего вузам и НИИ (а с 2013 года и автономным учреждениям) создавать малые инновационные предприятия привели к тому, что за период с 2013 по 2019 год было создано 1153 малых инновационных предприятия, тогда как с момента принятия 217-ФЗ по 2012 год включительно было создано 1524 таких предприятия. То есть за три первых года было создано 57% предприятий. За последующие же 6 лет - 47%. Поквартальная динамика создания предприятий отражена на рис. 1 настоящей статьи.

«ш^шетим-^шгмаьотжш©^ / ишташ

47

Рис. 1. Динамика создания хозяйственных обществ [2]

Для рассмотрения более детальных сложностей взглянем на ситуацию с малыми инновационными предприятиями в Ярославской области. За период с 2009 по 2019 год на территории региона было создано 71 малое инновационное предприятие. Их учредителями выступили 5 высших образовательных учреждений:

Ярославский государственный технический университет - 24 предприятия;

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова - 28 предприятий;

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского - 4 предприятия;

Ярославская государственная сельскохозяйственная академия - 4 предприятия;

Рыбинский государственный авиационный технический университет им. П.А. Соловьева - 11 предприятий.

На текущий момент из 71 в реестре числится 61 предприятие. 10 предприятий выбили из реестра (ЯрГУ - 1; РГАТУ - 1; ЯГТУ - 8), причем 8 предприятий прекратили свою деятельность в период 2015 - 2018 годов, а 2 предприятия продолжают свою деятельность, однако, уже в рамках субъекта малого предпринимательства, а не малого инновационного предприятия (2 предприятия ЯГТУ - вуз вышел из состава учредителей общества).

Если проанализировать данные этих 10 предприятий, то можно отметить одну общую для всех них особенность - они занимались схожими видами деятельности. Это 24, 61,62,63 и 73 группы ОКВЭД. То есть можно заключить, что основными сферами для них были научные исследования и разработки в

области естественных и технических наук: химическая продукция, фармацевтика, связь, интернет, ГГ-сегмент.

С одной стороны, кажется странным, что компании, занимающиеся столь приоритетными направлениями для современной российской экономики не смогли выжить в конкурентной борьбе и закрылись. Однако, если посмотреть глубже, все становится достаточно очевидно. Разберем данную ситуацию.

Ярославская область - один из наиболее привлекательных для инвестирования регион Российской Федерации в виду высокого инвестиционного потенциала и низкого инвестиционного риска. Регион с высоким промышленным потенциалом, на протяжении уже более 10 лет старающийся стать центром высокотехнологичного производства в центральном федеральном округе. За эти годы властями региона было заключено множество соглашений с международными компаниями, создавшими здесь анклавы своего производства. С течением времени данная политика была систематизирована и сформировала региональную кластерную политику. Именно кластерность в экономике Правительство региона рассматривает как альтернативный путь и один механизмов развития новой экономики на базе уже сложившихся экономических традиций и связей.

На текущий момент можно выделить 7 кластеров в Ярославском регионе:

1. Кластер фармацевтической промышленности и инновационной медицины;

2. Кластер газотурбостроения и энергомашиностроения

Ештамш / «c@yL®qyiym-j®yrMaL^»#3i27),2©i9

48

3. Кластер машиностроения и автокомпонентов;

4. Туристско-рекреационный кластер;

5. Кластер логистики и транспорта

6. Кластер агропромышленного комплекса;

7. Кластер информационных технологий (ГГ-кластер).

В данные кластеры, в первую очередь, региональные власти привлекают крупнейших игроков рынка - международные корпорации, фирмы, крупные российские компании. Регион заинтересован именно в крупных игроках с целью создания на своей территории крупнейших промышленных зон, создающих значительное количество рабочих мест, а также приносящих региону значительные налоговые поступления и инвестиционные вливания.

Возвращаясь же к малым инновационным предприятиям, которые не смогли выжить в конкурентной борьбе, становится ясно, что они как раз таки относятся к первому и седьмому кластерам: фармацевтической промышленности и инновационной медицины, и кластер информационных технологий.

Таким образом, что практически все условия были против данных предприятий:

1. Механизмы федеральной поддержки малых инновационных предприятий практически исчерпали себя;

2. Политика региона направлена не на развитие малого бизнеса, а на формирование кластеров с промышленными гигантами в данных областях;

3. Соперничество малых инновационных предприятий научно-образовательной сферы в условиях ограниченного доступа к финансовым, производственным, технологическим и др. ресурсам с крупнейшими мировыми игроками в данных сферах.

Все эти условия не губят малые инновационные предприятия, однако создают непреодолимый барьер для их развития и заставляют находится в состоянии стагнации, что неприемлемо для субъектов малого бизнеса и неминуемо ведет к их исчезновению.

При таких экономических реалиях, вероятно, есть лишь 3 возможных пути развития данной сферы:

1. Значительная федеральная поддержка данной сферы посредством качественных изменений (изменение законодательства, разработка целевых программ, субсидий, льгот и т.п.);

2. Создание особых экономических зон, направленных на развитие определенных сфер и

направлений для наукоемких и инновационных субъектов малого предпринимательства;

3. Разделение рынка производства товаров, работ, услуг и рынка создания и внедрения инноваций. Следование принципу международного разделения труда в части разработки и внедрения качественных улучшений: одни должны производить благо для потребителя, а другие должны производить и внедрять улучшения для производства благ.

Несомненно, все данные механизмы не являются идеальными для современной экономики, поэтому ответ на вопрос о необходимости развития вузов и НИИ как самостоятельных экономически рентабельных единиц современной экономики, обладающими полным циклом от разработки до внедрения инноваций лежит на государстве.

Список литературы

1. Инвестиционный портал Ярославской области. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.yarinvestportal.ru/

2. Учет и мониторинг малых инновационных предприятий научно-образовательной сферы ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ. [Электронный ресурс]. -URL: https://mip.extech.ru

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2008/03/24/gk1-dok.html

4. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ (ХО), в целях практического применения результатов интеллектуальной деятельности» от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ [Электронный ресурс]. -URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 165811/

5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 140174/

6. Инвестиционная стратегия Ярославской области на период до 2025 года. Постановление Правительства Ярославкой области от 24 июля 2014 г. № 712-п [Электронный ресурс]. - URL: http://pravo. gov. ru/proxy/ips/?doc_itself=&backlink= 1&nd= 119090917&page= 1&rdk= 1#I0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.