Научная статья на тему 'Мотивация и стимулирование труда работников в сфере инновационной деятельности'

Мотивация и стимулирование труда работников в сфере инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
801
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
инновации / мотивация / нововведения / управление / стимул / innovation / motivation / innovation / management / incentive

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елисеенко В. А., Мухина В. И., Литвиненко Г. Н.

В данной статье рассмотрены проблемы инновационного развития и повышение эффективности функционирования руководителей и персонала с помощью методов материального и нематериального стимулирования. Выявлена и обоснована необходимость стимулирования персонала с целью улучшения и увеличения производства инновационных организаций. На основе проведенного исследования выделяются определенные методы и подходы к стимулированию персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION AND STIMULATION OF EMPLOYEES IN THE FIELD OF INNOVATION

This article deals with the problems of innovative development and improving the efficiency of managers and staff using the methods of material and intangible incentives. Identified and justified the need to stimulate staff to improve and increase the production of the innovation organization. On the basis of the study it is proposed to identify certain methods and approaches to staff incentives.

Текст научной работы на тему «Мотивация и стимулирование труда работников в сфере инновационной деятельности»

4

Ештамш / «c@yL®qyiym-j®yrMaL^»#3î27),2©i9

ЕСОТОЖЮБ

УДК 331.101.3

Елисеенко В. А., Мухина В. И., Литвиненко Г. Н.

Кубанский государственный аграрный университет

имени И. Т. Трубилина

МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ В СФЕРЕ ИННОВАЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Eliseenko V. A., Mukhina V.I., Litvinenko G.

Kuban State Agrarian University named after ITTrubilin MOTIVATION AND STIMULATION OF EMPLOYEES IN THE FIELD OF INNOVATION

Аннотация

В данной статье рассмотрены проблемы инновационного развития и повышение эффективности функционирования руководителей и персонала с помощью методов материального и нематериального стимулирования. Выявлена и обоснована необходимость стимулирования персонала с целью улучшения и увеличения производства инновационных организаций. На основе проведенного исследования выделяются определенные методы и подходы к стимулированию персонала.

Abstract

This article deals with the problems of innovative development and improving the efficiency of managers and staff using the methods of material and intangible incentives. Identified and justified the need to stimulate staff to improve and increase the production of the innovation organization. On the basis of the study it is proposed to identify certain methods and approaches to staff incentives.

Ключевые слова: инновации, мотивация, нововведения, управление, стимул Keywords: innovation, motivation, innovation, management, incentive

В современном мире успешное, функционирующее производство строится за счет инновационного развития и повышения эффективности. Вопросы стимулирования инновационных процессов являются очень важными и противоречивыми. Но существует множество механизмов государственного стимулирования инновационной деятельности предприятий, существуют разновидности механизмов стимулирования предпринимателей и работников в осуществлении инновационной деятельности [4]. В связи с этим, мы можем сказать, что успех работы предприятия зависит не только от активизации инновационной деятельности, но и от заинтересованности работников.

Успех инновационной деятельности в первую очередь определяется ее уровнем управления и мо-тивационным поведением сотрудников. Один лишь план не может гарантировать достижения инновационного проекта. Помимо этого, обязательна мотивация персонала. Контроль и анализ - это только основа деятельности, в инновационной сфере успех в большей степени зависит от самого человека [2].

Мотивация - основная функция управления, побуждающая людей к деятельности, в результате которой достигаются цели организации. Важнейшим критерием мотивации является мотив. Огромное значение в формировании мотивов играет вероятность достижения цели. Если же желаемое благо

требует много усилий, то труд чаще всего не формируется. И наоборот, если благо сформировано мотивом труда, оно является стимулом. Стимулы вызывают действие мотивов.

В России длительный период основой являлись официальные распоряжения и производственные планы [5]. Этим самым работодатели привели к снижению трудовой мотивации и к падению заинтересованности работников, а также к очень низкой производительности.

Организационные и технические решения, которые раньше были привычны, стали проявлять дисфункциональные симптомы. Менеджменту пришлось принимать меры после того, как почувствовали трудности. Были сделаны выводы, что в основе потенциального руководство лежит труд и его содержание. И это поспособствовало обращению особого внимания к активизации человеческого фактора, такого как: психический и эмоциональный потенциал работника, а также не только исполнительских, но и творческих, организаторских способностей работника.

Материальное стимулирование - это комплекс поощрений, которые сотрудники получают за свое прямое участие в повышении производства, увеличении прибыли, улучшении результативности работы организации за счет своего профессиона-

«C@yL@qyiym-J©yrMaL»#3î27),2©19 / ИШПВДК

лизма, творческого подхода и соблюдения всех правил и указаний. Главная задача стимулирования состоит в совмещении материальных интересов сотрудников с стратегическими задачами организации. Этот комплекс поощрений нацелен на получение определенного результата организацией. Методы, используемые при стимулировании работников организации напрямую связаны с мотивацией персонала.

Инновации представляют собой качественные нововведения, связанные с организационными изменениями в финансовой сфере, сфере услуг и высоких технологий. Основой инноваций является развитие и целенаправленный поиск нового, реализация нововведения, которая поможет повысить функционирование общественного производства, а также улучшить жизнь обществу [1].

Выделяют на сегодняшний день группу инно-ваторов - это особая социальная группа, изучающая проблемы, мотивацию, ценностные ориентации, которые на данный момент актуальны. Вопросами мотивационных процессов в области труда занимались: Г. Зайцев, Е. Кузьмин, В. Маневич и другие [3].

Существует система «Положительного подкрепления», и она является наиболее эффективной в инновационной сфере, основанная на усилении вознаграждения за отлично выполненную работу. Этот метод наиболее важен, и он включает в себя следующие элементы: метод должен быть конкретен и опираться на количество информации, которое может быть доступным; подкрепление требует немедленного выполнения; система должна вознаграждать даже за малые победы; контроль осуществляется со стороны высшего руководства фирмы; непредсказуемые подкрепления работают гораздо лучше. В связи с этим руководители инновационных организаций должны отдавать предпочтение сочетанию методов подкрепляющего стимулирования и прямой мотивации, основой которой будет вознаграждение инноваторов за конкретные проекты и идеи.

Эффективность деятельности инноваторов оценивается по ряду показателей, к которым относятся инициативность, профессионализм, новизна и качество работы. Эти показатели позволяют выделять активных и творческих работников, при распределении заработной платы и премий учитывать

5

их достижения, при этом исключается принцип уравнительности. Такое распределение будет стимулировать остальных, менее активных работников, к плодотворной творческой деятельности, повышать уровень организационной культуры и трудовой потенциал организации. В свою очередь, это будет способствовать скорейшему переходу организаций на инновационный путь развития.

Список литературы:

1. Литвиненко Г. Н. Совершенствование инновационного менеджмента на предприятии / Г. Н. Литвиненко, Д. И. Чикаева // Гуманитарные и социально-экономические науки., 2013. № 6. - С. 154-158.

2. Литвиненко Г. Н. Кадровый маркетинг как эффективный инструмент взаимодействия внутреннего и внешнего рынков труда / Г. Н. Литви-ненко, М. И. Берестнева // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ). - Краснодар: КубГАУ, 2017. № 129. - С. 943-954. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2017/05/pdf/67.pdf

3. Мухамедьяров А. М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / А. М. Мухамедьяров. - 3-е изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 191 с.

4. Соколова А. П. Инновационная деятельность в сельском хозяйстве: проблемы и пути их решения / А. П. Соколова, В. Е. Гориславская // Научное обеспечение агропромышленного комплекса: сб. ст. по материалам IX Всерос. конф. молодых ученых, посвящ. 75-летию В. М. Шевцова. - Краснодар : КубГАУ, 2016. - С. 756-757.

5. Соколова А. П. Инновации в системе институциональных преобразований в АПК России / А. П. Соколова, К. Р. Джанунц // Институциональные преобразования в экономике России. Материалы международной научной конференции - [Электронный ресурс]. - Электрон, текстовые дан. -Краснодар, Издательство: Краснодарский ЦНТИ -филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго РФ, 2018. - С. 244-252.

6. Sukhareva, O. A. Relevance and perspective directions for development infrastructure of plant growing branch in the conditions of the south of Russia / O. A. Sukhareva, V. V. Novikova // Modern European Researches. - 2017. - № 2. - p. 137-144.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.