Научная статья на тему 'Тенденции развития логистики аграрнопромышленного комплекса республики Дагестан'

Тенденции развития логистики аграрнопромышленного комплекса республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / РЕГИОН / ЭКОНОМИКА / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ / ОТРАСЛИ / ОБЩЕСТВО / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / LOGISTICS / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / REGION / AGRICULTURE DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE INDUSTRY / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ECO-MIKA / GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бейбалаева Джамиля Куберовна, Амирханова Аида Шамильевна

В статье рассматриваются основные тенденции развития логистики АПК Республики Дагестан. В ней подробно анализируются особенности развития структуры логистики сельскохозяйственного комплекса республики. Предлагаются наиболее важные направления развития этой отрасли экономики, которые дадут возможность развивать ее инфраструктуру для устойчивого и динамического развития с учетом региональных особенностей и закономерностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TENDENCIES OF LOGISTICS DEVELOPMENT OF THE AGRARIAN-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

The article considers the main tendencies of development of the logistics of agroindustrial complex of the Republic of Dagestan. In it the author analyses the peculiarities of the development of the structure of the logistics of the agricultural complex of the Republic. Offers the most important directions of the development of this sector of the economy, which will give the opportunity to develop its infrastructure for sustainable and dynamic development, taking into account the regional peculiarities and regularities.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития логистики аграрнопромышленного комплекса республики Дагестан»

БЕЙБАЛАЕВАД.К., АМИРХАНОВА А.Ш.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

В статье рассматриваются основные тенденции развития логистики АПК Республики Дагестан. В ней подробно анализируются особенности развития структуры логистики сельскохозяйственного комплекса республики. Предлагаются наиболее важные направления развития этой отрасли экономики, которые дадут возможность развивать ее инфраструктуру для устойчивого и динамического развития с учетом региональных особенностей и закономерностей.

БЕЙБАЛАЕВА D.K., AMIRKHANOVA.SK

TENDENCIES OF LOGISTICS DEVELOPMENT OF THE AGRARIAN-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

The article considers the main tendencies of development of the logistics of agro-industrial complex of the Republic of Dagestan. In it the author analyses the peculiarities of the development of the structure of the logistics of the agricultural complex of the Republic. Offers the most important directions of the development of this sector of the economy, which will give the opportunity to develop its infrastructure for sustainable and dynamic development, taking into account the regional peculiarities and regularities.

Ключевые слова: логистика, агропромышленный комплекс, регион, экономика, сельское хозяйство направления развития организации, отрасли, общество, устойчивое развитие.

Keywords: logistics, the agro-industrial complex, the region, eco-Mika, agriculture directions of development of the industry, the government, sustainable development.

B современных условиях устойчивое и динамичное развитие агропромышленного комплекса и формирование сельхоз рынков требует учитывать, что эта отрасль экономики выступает как наиболее сложная организационно -аналитическая система, которая нуждается в логистических подходах, что невозможно представить вне системного подхода, который является основополагающим принципом логистики. Для развития агропромышленного комплекса с точки зрения логистики необходимо иметь в виду, что:

❖ логистическая структура АПК является сложной системой, состоящей их нескольких составляющих подсистем;

❖ все подсистемы агропромышленного комплекса несут свое функциональное назначение, которое отражает только внутренние интересы;

❖ функционирование логистической системы АПК представляет собой процесс взаимодействия всех составляющих подсистем, с целью наиболее оптимального сочетания интересов как отдельных подсистем, так и системы в целом.

В существующих условиях логистика агропромышленного комплекса необходима в управлении экономическими потоками в сферах производства, распределения, обмена и потребления продукции сельского хозяйства, включая ресурсное обеспечение этой важной отрасли экономики и сбыт готовой продукции комплекса с целью наиболее полного удовлетворения нужд и потребностей населения и народного хозяйства в сельскохозяйственном сырье и продуктах его переработки, что достигается при:

❖ взаимосвязи и учете экономических интересов всех участников логистических цепей и систем;

❖ объединении усилий всех отраслей и подразделений сельского хозяйства в достижении общесистемных целей;

❖ преобладании общесистемной оптимизации над отраслевой, региональной и локальной субоптимизацией.

Все это создаст условия для эффективного и результативного функционирования всего комплекса, что решает такие задачи, как:

❖ способствование оптимизации и рационализации ресурсного обеспечения всех отраслей АПК;

❖ ориентирование товаропроизводителей на формирование оптимальных каналов товародвижения готового продукта.

При этом эффективность производственно-коммерческой деятельности в значительной степени определяется качеством решений, в связи с чем большое значение приобретают задачи совершенствования процессов принятия логистических решений.

После спада сельхозпроизводства, произошедшего за время кризисных явлений с 2008г. восстановление масштабов производства сельскохозяйственной продукции, как в стране, так и в регионах, усиление интенсификации и укрепление экономики предприятий АПК в условиях нарастающей конкуренции сельхозпродуктов на отечественном аграрном рынке требует увеличения объемов деловых связей, отношений и взаимодействий, усложняющих координацию, кооперацию, интеграцию и коммуникацию. Однако это может привести к резкому росту проблем для регионального продвижения продукции, товарно-материальных ценностей и информационных потоков в рыночном пространстве. Эффективное решение возникших проблем возможно с помощью системы логистики, актуальной для таких крупных субъектов современного аграрного рынка, как агрокомбинаты, агрохолдинги и других интегрированных структур. При этом будет реализована ее основная цель -объединение в единый интегрированный технологический процесс всех стадий производства (получение сырья, материалов, изготовление товарной продукции), транспортировки и сбыта, трансформации и движения продукта труда, связанной с ними информации.

Создание и развитие службы логистики в АПК должно решать следующие задачи:

❖ выбор поставщиков и потребителей;

❖ планирование запасов;

❖ управление транспортом и организация перевозок;

❖ организация складского хозяйства;

❖ выполнение заказов;

❖ рационализация складских операций на региональных складах;

❖ исследование в области логистики;

❖ совершенствование логистических систем;

❖ организация процесса снабжения и сбыта;

❖ установление производственно-хозяйственных и коммерческих связей;

❖ управление информационными потоками.

В действующих условиях агропромышленный комплекс является народнохозяйственным комплексом [4], имеющем тесные экономические и производственные взаимосвязи, который представляет собой трехсекторную модель:

I сектор включает в себя отрасли, производящие средства производства для сельского хозяйства (тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для животноводства и кормопроизводства, производство мелиоративной техники, минеральных удобрений, сельское производственное строительство, комбикормовая и микробиологическая промышленность, отрасли, обслуживающие сельскохозяйственное производство, включая материально-техническое обеспечение сельхозпроизводителей);

II сектор представляет собой непосредственно само сельское хозяйство (земледелие, животноводство и лесное хозяйство);

III сектор объединяет отрасли, занимающиеся переработкой сельхозпродукции (пищевая промышленность, отрасли легкой промышленности, связанные с первичной переработкой сельскохозяйственного сырья, а также отрасли, обеспечивающие заготовку, хранение, транспортировку и реализацию продукции АПК).

Товарный обмен между секторами (сферами) АПК осуществляется следующими основными материальными потоками:

❖ из сектора I в сектор II, включает поставки техники, машин, оборудования, горюче-смазочных материалов (ГСМ), минеральных удобрений и других материально-технических ресурсов (МТР) для удовлетворения нужд и потребностей сельхозпроизводителей. В силу специфики материально-технического обеспечения (МТО) сельского хозяйства данный материальный поток, как правило, организуется с участием коммерческих посредников (преимущественно через систему Агроснабов);

❖ из сектора II в сектор I, включает поставки первичного сельхозсы-рья, используемого в I секторе (заготовки сельхозпродукции для систем общественного питания предприятий и организаций I секто-

ра), а также поставки сельхозпродукции в порядке бартерного обмена;

❖ из сектора II в сектор III, включает поставки сельскохозяйственного сырья (продукции сельхозпроизводителей) предприятиям перерабатывающей промышленности для последующей переработки в пищевые продукты и прочие товары. Специфичным для АПК является широкое развитие системы заготовок продукции сельхозпроизводителей, включая заготовительные организации системы потребительской кооперации;

❖ из сектора III в сектор II, включает поставки продовольствия и других товаров сельскохозяйственного происхождения сельхозпроизводителям, а также бартерный обмен между данными секторами;

❖ из сектора I в сектор III, включает поставки МТР для перерабатывающей промышленности. Отсутствие явно выраженной специфики МТО предприятий и организаций III сектора АПК позволяет строить его по традиционной для всей промышленности схеме, т.е. как с участием, так и без участия коммерческих посредников;

❖ из сектора III в сектор I, включает поставки продуктов питания и других товаров, полученных в результате переработки сельхозсы-рья, для удовлетворения нужд и потребностей работников, занятых в I секторе, а также поставки этих товаров в порядке бартерного обмена.

Эти материальные потоки, в сочетании с финансовыми ресурсами и информацией, образуют основной объект логистики АПК, который представляет собой сквозной материальный поток, начиная с поставок МТР и заканчивая первичной переработкой сельскохозяйственной продукции. Сквозной материальный поток включает следующие звенья логистической цепи:

❖ материально-техническое обеспечение сельского хозяйства (МТОСХ), которое осуществляется преимущественно через систему агроснаба;

❖ заготовки сельскохозяйственного сырья (ССХ), которые в значительной мере осуществляются заготовительными - организациями потребительской кооперации и специализированными организациями по закупкам СХС для государственных нужд;

❖ хранение и переработка СХС, которые предполагают наличие сети специализированных хранилищ СХС (например, элеватора) и специализированных предприятий по первичной переработке СХС;

❖ поставки сельскохозяйственной продукции (СХП) на открытый рынок и для государственных нужд, что требует организации системы закупок СХМ, включая создание сети организационных рынков по продаже СХС и СХП. Материальные потоки и связанные с ними потоки финансовых ресурсов и информации в сфере АПК представляют собой совокупность экономических потоков.

Современная ситуация в управлении экономическими потоками АПК далека от логистического оптимума, что отражается в структуре и диспари-

тете в обмене между отраслями АПК, а также нерациональном использовании ресурсов в процессе производства и потребление.

Слабое развитие инфраструктурного комплекса АПК, предприятия и организации которого являются звеньями логистических систем товародвижения в процессе МТО сельхозпроизводителей и сбыта СХП, неизбежно ведет к значительным потерям (потери составляют почти 30 % зерна, 40-45 % картофеля и овощей и т.д.). И это притом, что производственные мощности большинства предприятий сельхозмашиностроения не загружены и на треть, природно-климатический потенциал позволяет производить практически все виды сельхозпродукции в объемах, вполне достаточных для удовлетворения потребностей страны. Неудачи рыночных преобразований в АПК обернулись негативными последствиями для всех секторов комплекса [1].

Из-за несопряженности экономических интересов участников логистических цепей товародвижения в сфере АПК страдают все: и предприятия по производству и поставкам МТР для сельского хозяйства (падение деловой активности), и сельхозпроизводители (сокращение платежеспособного спроса), и предприятия перерабатывающей промышленности (сужение сырьевой базы и сокращение объемов производства), и конечные потребители (недопотребление). Сам по себе факт превалирования эшелонированных логистических цепей в нефтепродуктообеспечении сельского хозяйства нельзя оценивать ни позитивно, ни негативно. Но в условиях резкого диспаритета цен любое дополнительное звено в цепи товародвижения неизбежно порождает дополнительные затраты, а значит и дальнейшее увеличение разрыва (вилки) цен на нефтепродукты и продукцию сельхозпроизводителей. Поэтому помимо мер регулирования и стимулирования относительного снижения цен на нефтепродукты, необходимы меры по оптимизации и рационализации поставок нефтепродуктов сельскому хозяйству, т.е. меры по логистизации системы нефтепродуктообеспечения сельхозпроизводителей. Сокращение количества и снижение качества ресурсного обеспечения АПК сопровождается деградацией всей системы агроснабжения и агросервиса [2].

Все выше указанное привело к тому, что 16 сентября 2011г. в рамках работы X Международного инвестиционного форума «Сочи - 2011» было подписано соглашение о строительстве в Дагестане комплексного логистического центра. Документ скрепили подписями директор ООО «Агрико» Владимир Бовин и председатель Северо-Кавказского банка Сбербанка России Виктор Гаврилов. Уникальность данного проекта заключается в том, что он ресурсоёмкий, большой, стоимостью 11 млрд. рублей. Это говорит само за себя. В нем очень много заложено механизмов, которые значительно улучшат экономику республики. Это связано с заготовками, переработкой сельхозпродукции. Сегодня отсутствие соответствующих условий - главная причина, по которой между производителем и реализатором встает много посредников. Данный проект посредников не предполагает, появится возможность напрямую реализовывать продукцию. В этом уникальность данного проекта и, наверное, его оценят люди, которые будут производить продукцию сельского хозяйства в Дагестане [5].

С момента строительства до момента его окончания пройдет не больше двух лет. К строительству приступим тогда, когда согласуем полностью финансовые схемы, наработаем пакет документов проектно-сметной документации. Перспективность проекта нам уже ясна.

Это один из крупных проектов в АПК Дагестана. Развитие этого направления способствовало развитию такого проекта, как «Дагстанагроком-плекс». Действуют совместные проекты с итальянцами, «Агрико» - один из самых первых проектов, наиболее реальный, потому что уже ведутся проектные работы. Под него выделены земли инициаторам проекта, определили источник финансирования через инструмент государственной поддержки в виде государственных гарантий. Поэтому данный проект имеет очень хорошую перспективу, и он очень важен для Дагестана, и включает в себя создание крупного комплексного логистического центра, где будет храниться и перерабатываться продукция со всей нашей республики, как овощно-плодовая, так и мясная. Это будет многоотраслевой комплекс, и еще плюс к нему рисо-перерабатывающий завод. На территории республики есть незавершенный завод, который в свое время начали строительством, а потом он превратился в долгострой. Компания «Агрико» будет его достраивать, а это значит, что наши рисовые поля в Кизлярском районе будут востребованы. Два года - это небольшой срок для реализации проекта. У компании «Агрико» хорошая репутация, они уже реализовали подобные проекты в Ставропольском крае и других регионах. Кроме того, когда есть такой надежный финансовый партнер, как Сбербанк России, проект имеет шанс быть воплощенным в жизнь. Мы будем его поддерживать всеми возможными республиканскими механизмами. Он является приоритетным, и мы обязательно будем держать его на контроле [5].

Для Дагестана, традиционно аграрной республики, где больше половины населения живет в сельской местности и почти 30% экономически активного населения занято в сельском хозяйстве, безусловно, такие проекты являются приоритетными. Тем более, когда задействована такая известная, хорошо зарекомендовавшая себя на российском и международном рынках компания, как «АГРИКО», входящая в десятку ведущих агропромышленных предприятий России. Очень важно довести проект до его реализации, что даст толчок развитию агропромышленного сектора республики в целом[5].

Мы вырабатываем много сельхозпродукции: являемся лидерами в стране по производству мяса, овощей, винограда. Главная проблема - это доведение продукции до конечного потребителя. Со строительством крупного логистического центра фирмой «АГРИКО», думаю, многие наши сельхозтоваропроизводители получат новый импульс к развитию. Компания «Агрико» планирует реализацию нескольких крупных инвестиционных проектов в аг-ропромышленном комплексе Дагестана общей инвестиционной стоимостью более 11 млрд. рублей [5].

Президент РД также подчеркнул, что проекту уже придан статус приоритетного, то есть к нему в полной мере будут применены все существующие инструменты господдержки, в том числе и государственные гарантии

РФ. Решены и все земельные вопросы: под строительство логистического центра отведено 100 га на территории Карабудахкентского района. Таким образом, все необходимые условия для реализации проекта имеются, можно приступать к началу строительных работ: «Проект высокоэффективный, имеющий социальную значимость для Дагестана. Еще раз хочу отметить, что масштабность этого проекта предполагает активное участие всего Правительства РД, а я как руководитель республики держу под непосредственным контролем вопросы его реализации», - сказал М.Магомедов [5].

Г.Богомолов сообщил Президенту РД о том, что работа ведется согласно плану, без осложнений: «В республике действительно есть все необходимые условия для реализации данного проекта. Чтобы довезти продукцию от земли до магазинных полок, необходимо иметь развитую транспортную систему, места для хранения, сортировки, фасовки. Над всем этим мы будем работать, и я уверен, что наш дагестанский комплекс будет самым лучшим не только в России. Совместными усилиями мы сможем многого добиться, а у нас в отношении республики еще немало планов» [5].

Подписанные контракты работают. На дагестанском форуме подписано около 200 контрактов. К сожалению, в действительности из-за различных объективных причин не все будут реализованы. Но даже если какая-то часть из них будет реализована, дойдет до создания конкретных предприятий и рабочих мест, это уже большой плюс. Форумы являются площадками, где подписываются соглашения о намерениях, интересных идеях. Потом что-то из них становится конкретным проектом. Чем больше их, тем лучше.

_Литература_

1. Астапов К. Стратегический выбор развития национальной экономики // Экономист, 2001. №2.

2. Бабкин A.B. Инвестиции и формирование инновационной стратегии развития России. - СПб., Изд-во. СПбГПУ, 2006.

3. Гаврилов А.И. Государственное регулирование и управление. - М. ЮНИТИ, 2004.

4. Григорьев Л. Нерешенные проблемы на фоне экономического роста // Общество и экономика, 2003, №9.

5. Материалы X. Международного инвестиционного форума «Сочи-1011». Социально-экономические проекты Республики Дагестан 2011 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.