Научная статья на тему 'Совершенствование системы господдержки АПК региона'

Совершенствование системы господдержки АПК региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
157
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ ПОТОК / РЕГИОН / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ЦЕПЬ / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / АПК / ГОСПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомедов Али Магомедович

В статье рассматриваются проблемы оптимизации финансовых потоков агропромышленного комплекса региона. Анализируется эффективность финансовых институтов государственной поддержки развития сельскохозяйственного производства, хранения и переработки продукции. Предложены меры по совершенствованию финансирования АПК региона с позиций логистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы господдержки АПК региона»

Магомедов Али

Магомедович

К.э.н, профессор ДГИНХ Г. Махачкала ali1955@mail.ru

Совершенствование системы господдержки АПК региона.

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы оптимизации финансовых потоков агропромышленного комплекса региона. Анализируется эффективность финансовых институтов государственной поддержки развития сельскохозяйственного производства, хранения и переработки продукции. Предложены меры по совершенствованию финансирования АПК региона с позиций логистики.

Ключевые слова: финансовый поток, регион, логистическая цепь, логистический центр, АПК, господдержка. Magomedov A.M. IMPROVEMENT OF SYSTEM OF STATE SUPPORT OF AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX OF THE REGION

Abstract: This article discusses the optimization of financial flows agriculture in the region. Analyzes the efficiency of financial institutions of state support for agricultural production, storage and processing. Proposed measures to improve the financing agribusiness in the region from the standpoint of logistics.

Key words: financial flow, the region, the logistics chain, logistics center, agribusiness, government support.

Агропромышленный комплекс Республики Дагестан является одним из крупных и важных секторов сферы экономики, в котором сосредоточены 12 % основных производственных фондов и создается около 20 % валового регионального продукта. В сельской местности проживают около 60 % населения республики. Таким образом, развитие агропромышленного комплекса в значительной мере определяет уклад жизни более половины населения, проживающего в сельской местности, и оказывает существенное влияние на экономику республики.

Таблица 1.

Динамика развития сельского хозяйства РД (млн. руб.)

2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2012 г. в % к 2006 г.

Продукция сельского хозяйства 25196,9 33544,7 40306,1 45502,4 48700,5 57182 64896 257,6

Продукция растениеводства 12874,3 16685,9 19507,4 22782,8 24618,2 26454,7 27036,3 210,0

Продукция животноводства 12322,6 16858,8 20798,7 22719,6 24082,3 30727,3 37859,7 307,2

Как видно из таблицы 1, за период 2006 - 2012 гг. валовый объем производства сельскохозяйственной продукции в фактических ценах вырос в 2,6 раза, продукции растениеводства более чем в 2 раза и животноводства более чем в 3 раза. Однако если учесть объем производства в долларах США динамика развития не выглядит такой внушительной: весь объем продукции сельского хозяйства увеличился на 123 %, продукция растениеводства - на 82%, а продукция животноводства на - 166%. Индекс роста цен на сельхозпродукцию составил 1,72. В натуральном выражении объем производства сельхозпродукции за семь лет вырос лишь в 1,5 раза. Тем не менее, следует признать, что аграрная политика государства приносит определенные плоды.

В структуре производства сельскохозяйственной продукции республики наблюдается тенденция увеличения доли продукции животноводства. Так, за анализируемый период она возросла примерно на 10% и в итоге на долю животноводства приходится 58,3 % от общего объема производства сельхозпродукции.

Объем реализованной продукции сельского хозяйства характеризует его входной валовый финансовый поток. Финансовый результат или чистый финансовый поток определяется как разницу между входными и выходными финансовыми потоками.

По результатам хозяйственной деятельности за 2012 год из 682 предприятий сельскохозяйственных предприятий республики 454 (66,6 %) имеют прибыль в сумме 171,7 млн руб., а 228 предприятий (33,4 %) - убытки в сумме 337,9 млн руб. Сальдированный финансовый результат составил 166,2 млн руб. убытка. Уровень убыточности предприятий сельского хозяйства республики составил 6,8 %.

Убыточность сельскохозяйственного производства во многом определяется высокой себестоимостью продукции, ее высокой материалоемкостью, а также низкой производительностью труда. Входные материальные потоки для АПК в стоимостном отношении с каждым годом растут. Так, цены на технику, энергоносители, удобрения и прочие услуги для сельского хозяйства растут быстрее, чем реализационные цены на сельхозпродукцию. За 2005-2010 гг. цены на промышленные товары в республике выросли на 82 %, а на сельхозпродукцию - на 40%. Лишь в последние два года наблюдается более быстрый рост цен сельхозпроизводителей, нежели цен производителей промышленных товаров.

В тоже время наблюдается резкий разброс реализационных цен на продукцию. Так, цены на 1 кг мяса живого веса скота и птицы колеблются от 17 до 100 руб. В хозяйствах Левашинского района мясо реализовывалось в среднем за 35,1 рублей за 1 кг живого веса, Чародинского -58,5 руб. Средняя реализационная цена на плоды в хозяйствах Лакского района составила 5,2 руб. за 1 кг, Шамиль-ского -8,4. По низким ценам реализовывалось молоко в хозяйствах Буйнакского района - 4,6 руб. за 1 л, Гумбетовского - 4,9 руб.

Примеров такого рода можно привести по каждому району и по каждому виду сельхозпродукции. Практически такого в реальности не может быть. Значит, кому то выгодно продавать по таким низким ценам или, скорее всего, отражать в отчетности низкие цены. Отражая убыточность, предприятия уходят от налогов или имеются хищения средств. Налоговые органы должны настораживаться, когда цены существенно ниже среднерыночных. Также убыточные предприятия не должны поддерживаться государством подряд несколько лет.

Несмотря на финансовые трудности, во многих хозяйствах допускается отвлечение собственных средств в дебиторскую задолженность. Так, в хозяйствах Карабудахкентского района сумма дебиторской задолженности на 1 января 2013 г. составляет 21,0 млн руб., Шамильского - 18,6; Левашинского - 13,4; Новолакского - 10,7; Кайтагского - 9,7млн руб.

Огромные суммы кредиторской задолженности, превышающие годовые объемы выручки, имеют хозяйства Карабудахкентского района, которые составили 204,1 млн руб., Чародинского -105,9 Магарамкентского - 91,3 млн руб. и т.д.

Сельскохозяйственные предприятия ряда районов предпочитают сдавать земли в аренду гражданам, вообще не обрабатывая ее самими. К таковым относятся хозяйства Табасаранского, Агульского, Буйнакского, Ногайского и Докузпаринского районов. Арендаторы вкладывают средства лишь на улучшение краткосрочного плодородия земли. Одна треть всей пашни в Дагестане в принципе не обрабатывается. Поэтому назрела земельная реформа, которая определит крестьянина как истинного хозяина земли [12].

Трудное финансовое положение сказывается и на кадровом обеспечении АПК. В Дагестане один агроном приходится на три хозяйства, а один зоотехник на шесть хозяйств. Разумеется, это снижает возможности сельхозтоваропроизводителей совершенствовать технологии ведения производства.

В силу названной выше специфики, развитию аграрной сферы необходима государственная поддержка. По уровню государственной поддержки АПК наша страна намного отстает от развитых стран. Субсидии в странах ЕС достигают половины стоимости товарной продукции фермеров. Расходы федерального бюджета на развитие сельского хозяйства на 1 руб. выручки в 2012 г. составили лишь 12,5 коп.

Таблица 2

Финансирование развития АПК РД из федерального и республиканского бюджетов

Направления расходо-

вания средств гос- 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

поддержки

Животноводство 22088 168844 282910 553358 836268 1111077 693206

Пищевая и перерабатывающая промышленность 66796 90971

Растениеводство 483517 520286 666164 640177 1306341 731104 1195445

ФЦП «Социальное развитие села» 92800 231200 717200 586800 1304000 520699 1031185

Начинающие фермеры 141984

Семейные животн. фермы 56461

Лизинг 20000 20000 20000 60000 80000 50000 50000

ИТОГО 618405 940330 1686274 1840335 3526610 2479676 3259252

Сумма господдержки на 1 руб. выручки с/х, коп 2,4 2,8 4,2 4,0 7,2 4,3 5,0

Как видно из табл. 2, по республике в 2012 г. сумма поддержки АПК из федерального и республиканского бюджетов составила 3259 млн руб., что в 5,3 раза больше чем в 2006 г. Однако относительно выручки сельского хозяйства сумма господдержки ничтожно мала - 5 копеек на 1 рубль продукции.

Обоснование мер государственной поддержки в сфере АПК следует осуществлять с помощью мультипликативного эффекта. Суть мультипликативного эффекта заключается в том, что вложения в некоторой сфере хозяйствования оказывают стимулирующее воздействие на развитие производства и занятости в других сферах хозяйствования. По оценкам специалистов, государственные вложения в сельское хозяйство дают общий мультипликативный эффект в 4 - 5 раз превышающий первоначальные вложения [14, с. 41].

Общая сумма государственной поддержки АПК Дагестана за период 2006 -2012 годы составила 14350,9 млн руб. Структура господдержки имеет следующий вид.

Основная часть субсидий на развитие АПК была направлена на растениеводство, что составляет более 5543 млн. руб. На развитие виноградарства согласно ФЦП было направлено 1253,7 млрд. руб. Виноградарство - это приоритетное направление развития сельского хозяйства Дагестана. В 2012 г. из-за аномальных заморозков отрасль понесла значительный ущерб, но в 2013 г. было собрано 136,3 тыс. тонн винограда. Потенциал виноградарства только начинается использовать. Ведь еще в дореформенные годы республика собирала 400 тыс. т винограда.на приобретение техники всего лишь 39 млн. руб.

Развитие растениеводства сдерживается из-за сокращения орошаемых площадей. Значительная часть продукции сельского хозяйства республики (около 80%) производится на орошаемых землях. По причине засоления земель не используются 33,2 тыс. га, а из-за заиления и засорения оросительной и коллекторно-дренажной системы около 22 тыс. га орошаемых земель. Земли нуждаются в мелиоративном улучшении, ежегодных ремонтно-восстановительных работах на гидромелиоративных системах [6]. В этой связи направление значительной части средств, а именно 1060 млн. руб. на развитие мелиорации оправдано. Однако если учесть, что мелиоративные мероприятия проводятся в основном только за счет бюджетных средств - этого недостаточно.

На развитие животноводства из федерального и республиканского бюджетов были за 2006 -2012 гг. направлены средства на 3667, 7 млн. руб. или 25,6 % всей суммы. Помимо этого отдельно выделены средства на поддержку семейных животноводческих ферм и молодых фермеров. Больше всего средств за этот период направлено на развитие овцеводства - 1131 млн. руб. На поддержание молочного скотоводства израсходовано 688,5 млн. руб.

Республика занимает первое место в России по количеству овец и коз - более 5 млн. голов. Баранина занимает одну треть в общем потреблении мяса населения. Однако спросом пользуется лишь тонкорунная шерсть и низкие закупочные цены на шерсть сдерживают развитие овцеводства. В этой связи необходимы усилия по переориентации пород овец.

Что касается племенной поддержки животноводства, то она адресная и получают ее лишь те сельхозпредприятия, которые соответствуют «Основным требованиям, предъявляемым к сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам по племенному животновод-

46

ству». Субсидии на поддержку племенного дела в животноводстве республики в анализируемом периоде составили 688,6 млн. руб.

На поддержку пищевой и перерабатывающей промышленности за анализируемый период направлено чуть более одного процента от общей суммы. Лишь в последние два года стали финансировать этот важнейший подкомплекс АПК Дагестана. До рыночных реформ перерабатывающая промышленность производила в год 350 млн усл. банок. В 2012 г. было выпущено консервными предприятиями лишь 44,7 муб. Между тем, данный подкомплекс является наиболее эффективным в мультипликативном отношении. Так, на поддержку отдельных отраслей АПК республики в 2012 году было выделено из федерального и республиканского бюджетов 2516,9 млн руб., а для пищевой и перерабатывающей промышленности лишь 90,9 млн руб., т.е. 3,6 % всей помощи. При острой нехватке средства должны быть направлены именно на самые важные участки. Для перерабатывающей промышленности - это приобретение современного технологического оборудования, и данное направление следует поддержать, а не распылять средства на разные направления. Из предусмотренных программой развития перерабатывающей промышленности РД субсидий из республиканского бюджета на покупку технологического оборудования планируют расходовать лишь 530,4 млн руб., а на пополнение оборотных средств 873,4 млн руб. Перекос явно не в пользу технического перевооружения [6].

Значительную сумму финансируемых средств на господдержку АПК занимают субсидии на возмещение процентных ставок по кредитам, полученным предприятиями АПК. За период 20062012 гг. были выданы субсидии на эти цели на общую сумму 1376 млн руб.

В 2012 году Дагестанским филиалом «Россельхозбанк» сельскохозяйственным товаропроизводителям выделены кредитные средства на общую сумму 2991,7 млн руб., в том числе инвестиционных - 370,7 млн руб.

Незначительные кредитные средства направляются на приобретение племенного скота (38,4 млн. руб.), техники и технологическую модернизацию (73 млн. руб.). Основная часть кредитных ресурсов - 2368,6 млн руб. (около 80 %) идет на развитие малых форм хозяйствования. При этом немало случаев получения кредитов и субсидий гражданами, не занимающимися сельским хозяйством вообще. Высокая коррупционная составляющая в сумме господдержки АПК влияет на снижение эффективности финансовых потоков направляемых государством на развитие данной сферы.

Пока не будет качественного развития инфраструктуры села (дорожная сеть, транспорт, электроснабжение, газоснабжение и т.д.) ожидать роста товарности продукции сельского хозяйства и не следует. Примерно одну треть средств направляемых на поддержку АПК республики составляют средства, направляемые по ФЦП «Социальное развитие села». В рамках реализации данной программы в 2012 г. улучшили свои жилищные условия 329 семей участников программы, проложено 225,0 км распределительных газовых сетей и 104,0 км локальных водопроводов. Однако наиболее уязвимым элементом инфраструктуры села является дорожная сеть. На сегодня протяженность автомобильных дорог в Республике Дагестан составляет 26974,5 км., в том числе дороги с твердым покрытием общего пользования 19739,8, а из них дороги твердого покрытия с улучшенным покрытие 9494, 8 км. Примерно лишь каждый третий километр дороги является асфальтированным. Доля автомобильных дорог общего пользования с усовершенствованным покрытием в протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием общего пользования по республике составляет 48,1%, это на 6,1% ниже, чем по СКФО и на 17,7% ниже, чем в РФ [9]. Разумеется, бездорожье и все плохие дороги приходятся на сельскую местность.

Мультипликативный эффект открытый величайшим экономистом Дж. М. Кейнсом был впервые применен президентом США Ф. Рузвельтом при организации системы государственных работ, а именно строительства дорог. Новый курс Рузвельта вывела страну из глубокого кризиса. Строительство дорог на селе приведет к развитию всего агропромышленного комплекса России. Тем более это не будет противоречить правилам ВТО.

В логистической интеграции территорий и отраслей хозяйствования решающее значение имеет именно развитие транспортной подсистемы. «Транспорт нанизывает на логистическую цепь места производства и потребления, склады хранения и распределения, грузополучателей и грузоотправителей» [3, с. 231].

Таким образом, с целью повышения эффективности финансовых потоков в агропромышленном комплексе региона необходимо:

направить средства в сферы хозяйствования с большим мультипликативным эффектом, а именно на развитие социальной и логистической инфраструктуры, в особенности, на развитие дорожной сети;

необходимо увязать субсидирование АПК с налогообложением сельхозпроизводителей. Субсидии могут предоставляться как налоговые вычеты или вовсе не предоставляться тем сельхозпроизводителям, не увеличивающим налоговую базу;

с помощью средств государственной поддержки следует стимулировать развитие вертикальной интеграции в АПК региона;

- государству следует расширить инновационную составляющую господдержки АПК, больше направлять средства на техническое перевооружение АПК, развитие племенного дела, приобретение элитных семян и саженцев.

- повысить качество целевых программ развития отраслей АПК, провести общественный мониторинг эффективности финансирования программных мероприятий и обеспечить открытость расходования средств господдержки.

Список литературы

1. Абакарова П.М., Магомедов А.М. Институциональные препоны на пути социально-экономического развития Дагестана // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 54 (6). С. 17.

2. Адамов Н.А. Логистическое управление финансовыми потоками организации // Сибирская финансовая школа. 2011. № 6. С. 144-147.

3. Магомедов А.М., Бучаев А.Г. Логистика агропромышленного комплекса региона // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 10 (58). С. 74.

4. Магомедов А.М., Бучаев А.Г. Использование земельных ресурсов региона на основе логистики // Экономика сельского хозяйства России. 2013. № 5. С. 076-082.

5. Магомедов А. М. Транспортная подсистема в логистической системе региона // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 11 (59). С. 15.

6. Магомедов А.М. Транспорт и логистическая интеграция региональной экономики // Экономика и предпринимательство. 2014. № 1-2. С. 231-235.

7. Магомедов А.М. Сельскохозяйственное производство и перерабатывающая промышленность Дагестана: проблемы и подходы логистической интеграции // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2; URL: www.science-education.ru/116-12452 (дата обращения: 28.03.2014).

8. Магомедов А.М.Природопользование региона на основе логистики (на примере Республики Дагестан) // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 17. С. 20-26.

9. Магомедов A.M. Оценка развития транспортной инфраструктуры региона // Управленческий учет. 2014. № 4. С. 57 - 62.

10. Магомедов А.М. Институциональная среда как фактор развития региональной экономики // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 53 (5). С. 50.

11. Магомедов А.М. Учет совокупных затрат в логистике природопользования региона // Управленческий учет. 2013. № 6. С. 25-32.

12. Магомедов А.М. Логистика рационального землепользования // Экономика и предпринимательство. 2013. № 6 (35). С. 221-224.

13. Основы логистики: Учебное пособие / Под ред. Л.Б. Миротина и В.И. Сергеева. - М.: ИНФРА-М. 2000. - 200 с.

14. Экономика АПК: учебное пособие для системы дополнительного профессионального образования / В. А. Кундиус. - М. Кнорус, 2010.

15. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия РД. - URL: http://mcxrd.ru/data/docs/progs/1292448509.html (дата обращения: 15.04.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.