Научная статья на тему 'Тенденции развития краудфандинга как альтернативного механизма привлечения инвестиций МСП'

Тенденции развития краудфандинга как альтернативного механизма привлечения инвестиций МСП Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КРАУДФАНДИНГ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ИННОВАЦИОННЫЕ БИЗНЕС-ПРОЕКТЫ / СТАРТАПЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корнышев О.О.

В статье рассмотрены актуальные вопросы и задачи развития рынка краудфандинга, как альтернативного механизма привлечения инвестиций субъектами малого и среднего бизнеса. В первую очередь, краудфандинг является альтернативной заменой банковского кредитования для бизнеспроектов (стартапов), которые занимаются наукоемким производством инновационной продукции, однако, не имеют для этого финансовых возможностей. В рамках научного исследования рассмотрена теоретическая сущность краудфандинга. Выделены его функции, задачи и особенности функционирования. Проанализированы масштабы развития рынка краудфандинга. Выделены основные проблемы краудфандинга в России, влияющие на экономическую целесообразность его использования малым и средним бизнесом. В рамках решения данных проблем, предложены мероприятия, применение которых может стимулировать тенденции развития краудфадинга, как альтернативного инструмента привлечения финансовых ресурсов и инвестиций субъектами инновационного малого и среднего бизнеса в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Корнышев О.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития краудфандинга как альтернативного механизма привлечения инвестиций МСП»

Тенденции развития краудфандинга как альтернативного механизма привлечения инвестиций МСП

<35

сэ

сч

£

б

а

2 о

Корнышев Олег Олегович,

аспирант, НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет „Синергия"», okornyshev@nes.ru.

В статье рассмотрены актуальные вопросы и задачи развития рынка краудфандинга, как альтернативного механизма привлечения инвестиций субъектами малого и среднего бизнеса. В первую очередь, краудфандинг является альтернативной заменой банковского кредитования для бизнес-проектов (стартапов), которые занимаются наукоемким производством инновационной продукции, однако, не имеют для этого финансовых возможностей. В рамках научного исследования рассмотрена теоретическая сущность краудфандинга. Выделены его функции, задачи и особенности функционирования. Проанализированы масштабы развития рынка крауд-фандинга. Выделены основные проблемы кра-удфандинга в России, влияющие на экономическую целесообразность его использования малым и средним бизнесом. В рамках решения данных проблем, предложены мероприятия, применение которых может стимулировать тенденции развития краудфадинга, как альтернативного инструмента привлечения финансовых ресурсов и инвестиций субъектами инновационного малого и среднего бизнеса в России. Ключевые слова: краудфандинг; финансирование; привлечение инвестиций; малый и средний бизнес; инновационные бизнес-проекты; стартапы.

Современная мировая экономика характеризуется процессами интеграции хозяйствующих субъектов и внедрения научно-технических разработок в бизнес-процессы компаний разных отраслей. Особую роль в социально-экономическом развитии каждой страны играют инновационные проекты, авторами которых являются молодые предприниматели, а практическим результатом - внедрение инноваций в процессе производства крупных предприятий.

В виду высокой наукоемкости такого производства, необходимы значительные объемы ресурсов. По этой простой причине, большое количество потенциальных инновационных проектов сталкиваются с недостатком ограниченного бюджета, решением чего выступают следующие меры, как поиск венчурного инвестора и государственной программы по поддержке инновационных предприятий или малого/среднего бизнеса. Эти инструменты, на сегодняшний день, являются актуальными и распространенными по всему миру, но, помимо них существуют и менее известные, но не менее эффектинвые инструменты финансирования капитала, к которым относится краудфандинг.

Развитие краудфандинга как альтернативного механизма привлечения инвестиций малым и средним бизнесом началось не так давно и связано со следующими тенденция:

- рост производства инновационной продукции малыми фирмами (формирование среды стартапов);

- рост уровня долговой нагрузки и процентных ставок на рынке банковского кредитования в России (по причине денежно-кредитной политики ЦБ РФ);

- ужесточение условий и требований по барьеру выдачи кредитов при финансировании бизнес-проектов инновационного характера (стартапы, как правило, не имеют достаточной истории своей бизнес-деятельности или имущества, подпадающего под объекты залогового актива).

Целью научной статьи является анализ краудфандинга, как альтернативного механизма финансирования развития отечественной сферы малого и среднего бизнеса. Для этого необходимо решение следующих задач:

- рассмотреть теоретическую сущность краудфандинга;

- выделить его функции, задачи и особенности функционирования;

- проанализировать масштабы развития рынка краудфандинга;

- выделить основные проблемы, функционирующие при краудфандинге в России, влияющие на экономическую целесообразность его использования малым и средним бизнесом.

Краудфандинг является словосочетанием на английском языке, которое в переводе означает финансирование толпой [3].

Основными функциями краудфандинга являются:

- финансирование стартапов;

- создание PR-инструмента для привлечения новой аудитории, что связано с продвижением проекта на краудфандинговых платформах, где вокруг него собираются тысячи людей, распространяющие и промотирующие проект в своих социальных сетях;

- предпродажи будущей продукции проекта;

- тестирование идеи, ведь в случае невыполнения цели по сбору определенной суммы - это сигнал для авторов проекта, что его продукт не востребован рынком.

Краудфандинг - это возможность привлечения финансирования в свой проект без особых обязанностей и взаимной ответственности. Но, несмотря на такую «легкость», данный процесс невозможен без соблюдения отдельных принципов/правил:

- необходимо обозначать четкие цели бизнес-проекта и сроки его реализации;

- нельзя привлечь меньше денег, чем изначально обозначено, что требует от малых предприятий точность в финансовом планировании. При невыполнение изначальной цели в оговоренный срок, все сборы возвращаются инвесторам и проект не получает финансирования;

- категория бизнес-проектов может быть различной, но зачастую каждая площадка создана под отдельный характер/ индустрию проектов;

В виду развития и внедрения Интернета во все сферы жизни, краудфандинг получил весомый импульс своего развития, что привело и к росту объема его рынка. Так, в 2013 году он составлял лишь 2,7 млрд. долларов, в 2014 году -6,1 млрд. долларов, а уже в 2015 году достиг отметки 10 млрд. долларов и даже ее превысил до 16,2 млрд. долларов. Таким образом, рост рынка за 2014 год составил в процентном соотношение +226%, а за 2015 год +267% [1].

В 2016 году данная тенденция сохранилась и продемонстрировала рост объема рынка до нового максимального значения -34,4 млрд. долларов. Согласно прогнозам от Международного Банка, объем всего рынка краудфандинга до 2020 года достигнет отметки - 90 млрд долларов [4].

Практически единственными посредниками выступают краудфандинговые площадки. Их географическое расположение по всему миру зависит от уровня социально-экономического развития регионов и стран (рисунок 1).

Как видим, наибольшее количество платформ сосредоточено в Европе и Северной Америке. В сумме, общее количество платформ 1250 единиц.

Интересно рассмотреть статистику распределения финансового капитала по сферам, в которые инвестируют спонсоры свои денежные средства (рисунок 2).

Так, немалую роль краудфандинг играет при финансировании социальных проектов, однако доля бизнеса и предпринимательства занимает ключевое место - 41,4%.

Необходимо заметить, что хотя краудфандинг почти всегда представляет собой сделку по приобретению продукта в будущем (обмен денег на материальное благо), в краудфандинге выделяют также отдельное направления краудинвестинга. Краудинвестинг делает возможным финансовое вознаграждение в виде, например, доли от прибыли проекта или получение части имущества в виде акций и прав принимать участие в управление компанией.

При этом, несмотря на очевидные преимущества и положительные стороны краудфандинга, существуют недостатки и проблемы развития данного направления, как в России, так и в ряде других странах. К ним относят:

- высокие финансовые риски и потери из-за не реализации многих бизнес-проектов;

Рисунок 1. - Количество краудфандинговых платформ в регионах мира [1].

Рисунок 2. - Проекты по категориям и сфер, которые получили финансирование с помощью платформы краудфандинга во всем мире [1].

- отсутствие контроля в руках инвесторов за денежными средствами, которые они передали на реализацию бизнес-проекта;

- минимальный уровень проверки документов и достоверности бизнес-проектов способствует наличию среди проектов большого количества мошенников, проектов изначально не планировавших реализовываться. менее 50% бизнес-проектов после привлечения средств путем краудфандинга реализуются [2];

- низкий уровень проникновения кра-удфандинга и как следствия низкий уровень доверия к нему у населения в России;

- отсутствие целевой аудитории среди потенциальных спонсоров на крауд-фандинговых площадках.

Для их решения можно предложить следующие мероприятия:

- внедрение сложного процесса верификации бизнес-проектов с целью собрания всех документов, сведений, опыта, прошлого, уровня образования учас-

тников команды и т.д.;

- повышение уровня компетентности модераторов краудфандинговых площадок за счет разработки документов, регламентирующих сроки работы и выполнения функций работников;

- разработка краудфандингового законодательства, где будут действовать правовые статьи, касаемо обязанностей сторон, срока реализации бизнес-проекта, максимальной суммы при сборе средств и т.д. Данное решение позволит снизить уровень инвестиционных рисков, количества мошенников и повысить степень доверия со стороны населения, как основного субъекта финансирования;

- «социальная реклама» краудфан-динговых платформ, с помощью которой будет изменена модель поведения инвесторов и привлечено внимание к проблеме слабого уровня развития данной отрасли;

- создание фондов привлеченных средств, откуда предприниматели и бизнес-проекты будут заимствовать инвес-

О £

ю

9

2 е

9

тиционные ресурсы для целевого назначения.

Таким образом, краудфандинг на сегодняшний день имеет стремительное развитие и способствует росту количества венчурных и инновационных проек-тов/стартапов. Несмотря на это, существует большое число проблем, которые препятствуют росту популярности и развития масштабов краудфандинга. С целью их решения необходимо принятие мер, в том числе со стороны общества и государства по урегулированию рынка и отрасли краудифандинга.

Литература

1. Овчинникова А. Ю. Краудфандинг как популярный способ финансирования // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - № 02 (56). -С. 37-40.

2. Мелешенко Е.Г., Воронцова Е.А. Существующие проблемы и перспективы развития краудфандинга в России // Прорывные научные исследования: пробле-

мы, закономерности, перспективы. -2017. - С. 117-119.

3. ДжеффХау. Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса. - М.: «АльпинаПаблишер», 2012. - 288с.

4. Crowdfunding grows up as vc activity declines // TechBullion. URL: http:// www.techbullion.com/crowdfunding-grows-vc-activity-declines/ (дата обращения 25.03.2019).

Tendencies of development of crowdfanding as an alternative mechanism of attracting SME investments Kornyshev O.O.

Moscow financial and industrial University «Synergy"»

The article discusses current issues and objectives of the development of the crowdfunding market as an alternative mechanism for attracting investments by small and medium-sized businesses. First of all, crowdfunding is an alternative substitute for bank lending for business projects (start-ups), which are engaged in high-tech production of innovative products, however, they do not have financial resources for this. In the framework of scientific research, the theoretical essence of

crowdfunding is considered. Its functions, tasks and features of functioning are highlighted. Analysis is focused on the scale of development of the crowdfunding market. There are highlighted main problems of crowdfunding in Russia that affect the economic feasibility of its use by small and medium-sized businesses. As part of solving these problems, there are proposed activities, the use of which can stimulate the development trends of crowdfunding, as an alternative tool to attract financial resources and investments by the subjects of innovative small and medium-sized businesses in Russia. Keywords: crowdfunding; financing; investment attraction; small and medium businesses; innovative business projects; startups. References

1. Ovchinnikova A. Yu. Crowdfunding as a popular

financing method // International Scientific Research Journal. - 2017. - № 02 (56). - p. 37-40.

2. Meleshenko E.G., Vorontsova E.A. Existing

problems and prospects for the development of crowdfunding in Russia // Breakthrough scientific research: problems, patterns, prospects. - 2017. - pp. 117-119.

3. JeffHow. Crowdsourcing Collective intelligence

as a business development tool. - M .: AlpinaPablisher, 2012. - 288c.

4. Crowdfunding grows up as vc activity declines /

/ TechBullion. URL: http:// www.techbullion.com/crowdfunding-grows-vc-activity-declines/ (appeal date 03/25/2019).

сэ

CM £

6 a

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.