Экономические вопросы управления
Гамбеева Ю.Н., Кожухова Н.Н.
Краудфандинг как инновационный финансовый инструмент цифровой экономики: национальные модели
Гамбеева Юлия Николаевна — старший преподаватель, кафедра управления, филиал МГУ имени М.В. Ломоносова в городе Севастополе, Севастополь, РФ. E-mail: j [email protected] SPIN-код РИНЦ: 5742-3148
Кожухова Надежда Николаевна — старший преподаватель, кафедра управления, филиал МГУ имени М.В. Ломоносова в городе Севастополе, Севастополь, РФ. E-mail: nade gda.red@gmail. com SPIN-код РИНЦ: 4603-2098
Аннотация
В статье рассматривается влияние информационно-компьютерных технологий на развитие и трансформацию финансовых отношений в цифровой экономике. Теоретической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов в области изучения особенностей финансового поведения, финансирования инноваций. Методологическая база исследования основана на применении общенаучных методов в рамках сравнительного, логического и статистического анализа Цель исследования — выявление тенденций и особенностей развития краудфандинга как инновационного финансового инструмента инвестирования населением сбережений в реальный сектор в эпоху цифровизации экономики. Представлены основные этапы становления механизма народного финансирования, динамика развития мирового рынка краудфандинга, охарактеризованы особенности государственного регулирования. Показывается, что с момента появления в 2007 году мировой рынок коллективного финансирования стремительно растет, изменяя роль финансовых институтов во всем мире, влияя на государственную политику и рыночные тенденции. Сделаны выводы, что по мере развития краудфандинга в цифровом пространстве сформировались его национальные особенности и модели: англосаксонская, европейская, азиатская и восточно-европейская, а также, что степень развития национального краудфандинга зависит от сформированности цифровой инфраструктуры и нормативного регулирования. Авторы считают, что краудфандинг способен поменять мотивацию и правила игры в области финансирования инноваций в цифровой экономике.
Ключевые слова
Цифровая экономика, краудфандинг, краудфандинговые проекты, краудфандинговые платформы, рынок краудфандинга, финансовый инструмент.
DOI: 10.24411/2070-1381-2019-10016 Введение
Понятие «цифровая экономика» было введено американским ученым
Н. Негропонте сравнительно недавно, в середине 1990-х гг., для описания преимуществ
нового типа экономики, которая формируется в связи с интенсивным развитием
информационно-коммуникационных технологий, однако его содержание до сих пор
нуждается в конкретизации.
Благодаря развитию цифровых технологий потребитель финансовых услуг
может экономить на выплате комиссионных (агентских) вознаграждений, обходиться
без длинных цепочек посредников, ускоряя проведение различных сделок и операций
6
(купля-продажа, оформление кредита, уплата налогов, взносов и других платежей) в интернет-пространстве по более низким ценам. Цифровая экономика — экономика инноваций, непосредственно связанная с эффективным внедрением новых компьютерных технологий, основными элементами которой являются сервисы по предоставлению онлайн-услуг, интернет-банкинг, интернет-коммерция и прочее. Число пользователей Интернета в такой экономике растет в геометрической прогрессии и в настоящее время (конец 2019 г.) составляет 4,39 млрд человек (на 9% больше, чем в 2018 году)1. Информационно-компьютерные технологии растворяются в нашей жизни, происходит цифровая революция. При помощи Интернет-технологий совершенствуются финансовые отношения. Развивается добровольное сетевое финансовое сотрудничество людей для решения социально-экономических проблем. Такое направление в сфере движения денег получило название краудфандинг (crowdfunding (англ.), от crowd — «толпа» и funding — «финансирование»), или, по-другому, народное финансирование.
Изучение явления краудфандинга находится на стадии формирования, единого общепринятого определения для него не сформировано. Вот почему в рамках данного исследования под краудфандингом будут пониматься взаимоотношения субъектов экономического пространства по поводу привлечения денежных средств посредством цифровых технологий для реализации различных проектов.
Благодаря развитию цифровой экономики краудфандинг стал реальной возможностью беспрепятственного привлечения денежных средств, минуя традиционные кредитные организации. Можно предположить, что в ближайшем будущем он станет одним из основных финансовых механизмов инвестирования населением сбережений в реальный сектор. Краудфандинг позволяет широкому кругу непрофессиональных инвесторов участвовать в инновационном и венчурном финансировании, являясь реальной альтернативой микрофинансированию, поскольку в отличие от последнего имеет принципиально иную философию. В основе краудфандинга лежит не привлечение ресурсов для немедленного потребления, а их аккумуляция для развития инвестиционного проекта, который будет иметь отдачу в будущем. Для малого и среднего бизнеса это удобный и дешевый способ привлечения средств.
1 Вся статистика интернета на 2019 год — в мире и России // Web Canape [Электронный ресурс] URL: https://www.web-canape.ru/business/vsya-statistika-interneta-na-2019-god-v-mire-i-v-rossii/ (дата
обращения: 17.09.2019).
Степень разработанности проблемы
Как одно из интересных массовых явлений краудфандинг не мог не стать предметом исследования и публикаций как в России, так и за рубежом. Одно из первых определений и ранних описаний краудфандинга предложили А. Швейнбаркер и В. Ларралде [Schwienbacher, Larralde 2010]. В этой работе ее авторы предприняли попытку построить теоретическую модель принятия решений о спонсорстве. В. Каппусвами изучал изменение уровня поддержки спонсоров проектов на платформе Kickstarter в зависимости от его успешности и периода финансирования [Kappuswamy, Bayus 2015]. А. Агравал исследовал музыкальный рынок краудфандинга и влияние географического фактора на сбор средств [Agrawaletal 2010]. В последнее время предпринимаются попытки анализа краудтехнологий применительно к финансированию инвестиций [Bradford 2012; Lehner 2013; Хау 2012 и др.]. Среди отечественных исследователей можно отметить работы Е. Глуховой, И. Калининой, Л. Плюсниной, Е. Хайрутдиновой [Калинина, Бармашов 2017; Плюснина 2017; Глухова, Хайрутдинова 2013] и др. В настоящее время исследования технологий краудфандинга в России находится на этапе сбора информации, накопления данных, их анализа и систематизации. Как правило, результаты изучения технологий краудфандинга представлены статьями в региональных научных изданиях и не являются комплексными. Подобные работы не содержат сущностного определение краудфандинга, в основном, используя перевод англоязычного термина при характеристике деятельности основных крауфандинговых платформ. В научной литературе не получили должного развития вопросы изучения национальных моделей краудфандинговых практик, а также опыт государственного регулирования данного направления, что предопределяет необходимость дальнейших исследований этого явления.
Постановка задачи
Целью настоящего исследования является выявление национальных особенностей развития краудфандинга.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
- выявление тенденций и особенностей развития краудфандинга как инновационного финансового механизма инвестирования сбережений населения в реальный сектор;
- анализ динамики развития мирового рынка краудфандинга;
- характеристика особенностей государственного регулирования практики краудфандинга.
Результаты исследования
История появления краудфандинга
Сам термин «краудфандинг» появился в 2006 году, и мы привыкли связывать крауд-практики с развитием информационно-коммуникационных технологий. Впрочем, идея народного финансирования каких-либо проектов — далеко не нова. Краудфандинг применялся в том или ином виде за сотни лет до того, как получил определение в современном словаре и стал модным способом сбора средств. Так, еще в XVIII веке литературный и гуманитарный краудфандинг возникает в Европе. В 1713 году в Великобритании поэт А. Поуп занимался переводом «Илиады». Для публикации труда потребовалась немалая сумма, и поэт обратился к обществу для сбора необходимых средств для выпуска первого тома. Спонсоры получали одними из первых готовый экземпляр. Таким способом он выпустил пять томов этой поэмы и взялся за перевод «Одиссеи». Аналогичную модель впоследствии использовали другие авторы и издательства. Такой известный писатель, как Д. Свифт, основал в Ирландии организацию IrishLoanFund, с помощью которой каждый желающий мог перечислить денежные средства для поддержки бедных семей.
В 1802 году в России был подготовлен проект памятника, посвященный подвигу героев-ополченцев Кузьмы Минину и Дмитрия Пожарского, однако финансовых возможностей на его возведение у государства не было. В 1809 по указу Александра I объявили сбор средств, который проводился по всей стране. За два года сумма собранных средств составила 136 тыс. руб, а имена спонсоров были публикованы в прессе. В 1884-1885 годах Франция потрясла амбиционным проектом по сбору средств для создания пьедестала для Статуи Свободы, которую готовила в подарок к столетию США. Издатель The New York World, Дж. Пулитцер, призвал к сбору средств. Участие спонсоров вознаграждалось миниатюрой Статуи Свободы. В сборе средств приняли участие 120 тыс. человек со всего мира, а вырученная сумма составила $102 тыс.2
Развитие рынка краудфандинга
В привычном для нас виде интернет-краудфандинг появился в 1997 году. Фанаты группы Marillion для организации гастролей по городам США провели интернет-компанию и собрали $60 тыс. [Санин 2015]. Впоследствии группа
2 Виноградов Р. История краудфандинга в примерах: от Троянской войны до высадки на Марс // Planeta.Ru [Электронный ресурс] URL: https://planeta. ru/planeta/news !post87646 (дата обращения: 20.08.2019).
использовала эту финансовую модель сбора средств для записи альбомов. Можно привести пример Б. Обамы, отказавшегося от государственного финансирования предвыборной кампании и собравшего для своего переизбрания на второй срок более $200 млн, при этом только за один месяц пожертвования поступили более чем от 1,8 млн человек. Средняя сумма одного пожертвования составила $533.
По мере развития механизма народного финансирования им стали пользоваться изобретатели, политики, музыканты, художники, бизнесмены, благотворительные организации, поскольку сфера применения краудфандинга представлялась практически безграничной.
Понять и с точностью ответить на вопрос о том, что именно превратило способ финансирования гуманитарных идей в эффективный инструмент финансирования стартапов, сложно. Несмотря на кажущуюся простоту, краудфандинг — это не просто еще один способ получить инвестиции в бизнес-проекты, а новое прорывное решение проблемы эффективности экономики как отдельных компаний, так и целых стран. Известно, что как эффективность бизнеса, так и эффективность экономики страны, в первую очередь зависит от инноваций [Антипенко, Шевцова 2012]. Существует несколько основных способов финансирования инноваций: мобилизация собственных или привлечение заемных средств, а также использование венчурного капитала [Гаунова 2012]. Эффективность указанных способов финансирования инноваций различна. Как считает Джош Лернер, профессор Гарвардской школы бизнеса, каждый доллар венчурного капитала в 3 раза эффективней доллара, инвестируемого самими компаниями [Лернер и др.2016].
Впрочем, и у венчурного капитала есть недостатки: особенности позиции венчурных капиталодержателей, которые вкладывают средства только в самые модные и популярные направления; циклы роста и спада готовности венчурных инвесторов рисковать. Этан Моллик, профессор Пенсильванского университета, считает, что финансовым механизмом, который лишен недостатков венчурного финансирования и отлично подходит для небольших проектов, не требующих многомиллионных вложений, но нуждающихся в разовых инвестициях, является краудфандинг4.
3 Президент Обама собрал в 2011 году 222 млн долларов в предвыборный фонд // Суть Событий [Электронный ресурс]. URL: https://argumentiru.com/society/2012/01/149475 (дата обращения: 10.08.2019).
4 Mollick Ethan R. Swept Away by the Crowd? Crowdfunding, Venture Capital, and the Selection of Entrepreneurs // SSRN [Электронный ресурс]. URL: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2239204 (дата обращения: 22.06.2019).
В ходе исследования 48500 проектов, размещенных на платформе Kickstarte с
2009 по 2014 год Э. Моллик выявил следующее [Mollick 2014]:
- проекты, размещенные на платформе, предоставили рабочие места для 283 000 сотрудников на неполный рабочий день;
- создано 8 800 новых компаний и некоммерческих организаций с 29 600 новых рабочих мест на полный рабочий день;
- каждый доллар, вложенный в проект, принес его авторам $2,46, составив, в общей сложности, более $5,3 млрд дополнительного дохода;
- 37% респондентов опроса заявили, что их проекты помогли им в карьерном росте;
- 21% респондентов считают, что стали зарабатывать больше после проведения успешной кампании.
Таким образом, краудфандинг способен менять мотивацию и правила игры в области финансирования инноваций в цифровой экономике.
С момента появления в 2007 году мировой рынок коллективного фондирования стремительно растет, изменяя роль финансовых институтов во всем мире и влияя, как это уже было отмечено, на государственную политику и рыночные тенденции. В
2010 г. рынок краудфандинга только формировался и составлял около $900 млн. Начиная с 2012 года, наблюдался бурный рост рынка. С помощью краудфандинговых платформ в 2013 году было собрано $6,1 млрд (рост 225% по сравнению с 2012 годом). В 2014 году рост составил 265% по сравнению с предыдущим годом. В 2015 году общий объем средств, привлеченных через платформы, составил $34 млрд. К 2018 году объем мирового рынка краудфандинга увеличился уже до $59,2 млрд (Рисунок 1). Прогнозируется, что к 2025 году объем крауд-индустрии может составить уже $96 млрд, а по данным экспертов краудфандинговой платформы Fundly мировой рынок может достичь $300 млрд. За период с 2011 по 2017 гг. средний темп роста составил примерно 80% в США, 85% — в Европе и 557% — в Азии, хотя, значительное его торможение отмечалось для 2016 и 2017 гг. [Chervyakov, Rocholl 2019, 2].
70
59,2
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2017
Рисунок 1. Развитие мирового рынка краудфандинга в 2010-2017 гг., $ млрд5
Количество мировых краудфандинговых платформ растет экспоненциально. В 2012 году в мире их насчитывалось около 700, 191 из которых были созданы на территории США. На январь 2018 года общее количество платформ достигло 2 948. Большая их часть расположена на территории Европейского Союза (1 231 платформа), в США — 900 платформ, в Азии — 431 платформа. В Европе чуть более четверти всех платформ работают в Великобритании, во Франция имеется 160 платформ, в Нидерландах —149, в Германия —148, в Италии — 107 и в Испании — 1006.
Платформы США с суммарным объемом в $29 млрд доминируют на глобальном рынке, доли Европейского Союза и Азии составляют на нем $19,1 млрд и $6,2 млрд соответственно. Эти три региона обеспечивают около 92% глобальной деятельности краудфандинга. Платформы, базирующиеся в Великобритании, собрали в Евросоюзе 88% всех средств за период с 2010 года и являются доминирующими игроками на европейском рынке краудфандинга [Ibid., 3]. Данные об общем количестве платформ представлены на Рисунке 2.
5 Составлено автором по данным: Crowdfunding Statistics // FUNDLY [Электронный ресурс]. URL: https://blog.fundly.com/crowdfunding-statistics/ (дата обращения: 13.07.2019).
6 Crowdfunding Statistics // FUNDLY [Электронный ресурс]. URL: https://blog.fundly.com/crowdfunding-statistics/ (дата обращения: 13.07.2019).
Испания Италия Германия Нидерланды Франция Великобритания Азия США ЕС
100 107 | 148 | 149 160
1231
800 1000 1200 1400
Рисунок 2. Количество краудфандинговых платформ7
Еще более примечательным фактом является объем средств, мобилизованных во всем мире посредством краудфандинга по регионам. На Рисунке 3 представлены данные на конец 2017 года. Лидирует Северная Америка с суммарным объемом доходов $17,2 млрд8. Таким образом, статистические данные позволяют говорить о краудфандинге как о явлении, которое, без сомнения, стремительно завоевывает экономику.
Рисунок 3.Объем средств, привлеченных при помощи краудфандинга по
континентам9
Мировая практика выработала различные виды и формы краудфандинга, которые можно классифицировать по различным критериям: по целям создания проектов, по условиям вывода средств, виду вознаграждения спонсора, что подробно рассмотрено в различных исследованиях [Санин 2015; Спиридонова и др. 2016;
7 Источник: составлено автором по данным [Chervyakov, Rocholl 2019, 3].
8 Crowdfunding Statistics // FUNDLY [Электронный ресурс]. URL: https://blog.fundly.com/crowdfunding-
statistics/ (дата обращения: 13.07.2019).
9 Составлено по данным: Crowdfunding Statistics // FUNDLY [Электронный ресурс]. URL: https://blog.fundly.com/crowdfunding-statistics/ (дата обращения: 11.07.2019).
0
200
400
600
Мотовилов 2018]. Особого интереса заслуживает такой критерий как национальная специфика краудфандинга.
Национальные особенности краудфандинга
По мере развития идеи «народного финансирования» в цифровом пространстве сформировались его особенности, характерные для англосаксонского мира, Евросоюза, азиатских стран и для Восточной Европы, где наиболее активно краудфандинг начал развиваться в России и Украине. В ходе настоящего исследования было установлено, что степень развития национального краудфандинга зависит от зрелости цифровой инфраструктуры, нормативного регулирования, а также особенностей менталитета.
Основные характеристики национальных моделей представлены в Таблице 1.
Таблица 1.Классификация краудфандинга в зависимости от национальных
особенностей развития10
Национальная модель Характеристика
Англосаксонская модель (США, Великобритания) Механизм краудфандинга нормативно вписан в региональную бизнес-среду. Специализация площадок: кредитный, акционерный, криптовалютный краудфандинг, платформы для развития музыкальных или научных проектов. Существование бирж, на которых можно торговать паями участия в различных проектах.
Европейская модель (страны ЕС) Площадки ориентированы только на национальных клиентов (ограничения по резидентству и языку). Наличие собственного законодательства, определяющего направление развития краудфандинга (Австрия, Италия, Германия, Франция). Ориентация на финансирование социально-гуманитарных областей (археологические исследования и исследования в области окружающей среды, социальное кредитование незащищенных семей)
Азиатская модель (Китай, Япония) Монополизация рынка краудфандинга крупными корпорациями и социально-культурная направленность Кредитная форма финансирования Отсутствие национального законодательства (Китай)
Восточно-европейская модель (Украина, Россия) Объем инвестиций растет очень медленно, преобладает гуманитарное направление. Монополизация рынка крупными площадками, которые предлагают только два формата: безвозмездный краудфандинг или предпродажи. Возможности для кредитного или акционерного краудинвестинга не предусмотрены, либо только начинают формироваться Отсутствие инфраструктуры не дает участвовать в проектах заинтересованному капиталу. Начата работа над пакетом законодательных актов
Наиболее интересными представляются особенности англо-саксонской модели
краудфандинга. Пионерами в развитии специфических бизнес-направлений в краудфандинге являются США и Великобритания. В США в соответствии с действующим до 2012 года законодательством непубличные частные компании могли
10 Составлено автором.
получать инвестиции только от квалифицированных инвесторов, обладающих активами не меньше $1 млн или годовыми доходами в размере $200 тыс.
В течение нескольких лет сторонники стартапов призывали государственные органы США расширить сферу применения механизмов краудфандинга, чтобы удовлетворить возрастающие потребности в финансировании малого бизнеса. Начиная с 2012 г., Конгрессом США была принята серия нормативных документов, вписавших механизм народного инвестирования в национальную бизнес-среду.
Одним из таких законов стал Jumpstart Our Business Startups Act (JOBS), который упростил процедуру привлечения инвестиций компаниям на начальном этапе их развития. Узаконенный краудфандинг стал прорывом в мире инвестиций, сделав высокорисковые инвестиций доступными. С его принятием предприниматели могли размещать описания своих проектов на краудфандинговых онлайн-платформах и привлекать реальное финансирование — иногда до нескольких миллионов США — по всему миру.
JOBS установил, что принять участие в краудфандинге может любой гражданин США при лимите максимальной суммы инвестиций в 5% размера его годового дохода. Изменения коснулись и компаний: сумма привлеченных инвестиций не должна превышать $1 млн; перед началом краудфандинговой кампании фирма должна была опубликовать подробный бизнес-план проекта, сведения о своих учредителях и их финансовом состоянии. По завершению проекта компания обязывалась отчитаться перед инвесторами и Комиссией по ценным бумагам и биржам о расходовании средств11. Несоблюдение требований вело к уголовной и административной ответственности владельцев и менеджеров компании.
Трудно оценить влияние краудфандинга на американские законы о ценных бумагах и практику привлечения капитала в целом. Сторонники краудфандинга считают, что он оживит рынок первичных публичных размещений (IPO) и удовлетворит потребность в капитале на ранней стадии, что в настоящее время недоступно для малого бизнеса.
11 Ефимчик И. Что несет стартапам и инвесторам Jumpstart Our Business Startups Act? // FIRRMA [Электронный ресурс]. URL: http://www.firrma.ru/data/articles/1802/ (дата обращения: 08.09.2019).
15
Среди форм бизнес-краудфандинга в США можно выделить три самостоятельных направления:
- кредитный краудфандинг;
- акционерный краудфандинг;
- криптовалютный краудфандинг.
Первые два регулируются законодательством страны, третий — пока находится практически вне контроля, при том в сфере последнего обращаются значительные средства.
Интенсивному развитию технологии «народного финансирования» в США способствовало появление площадок, специализирующихся на кредитном и акционерном краудфандинге. Среди площадок, предлагающих акционерный краудфандинг, можно назвать Огс1еир и RockThePost. Примером платформы, которая занимается кредитным финансирование, является американская платформа LendingСlub.
Криптовалютный краудфандинг в США реализуется в двух направлениях:
- привлечение криптовалютных ресурсов для развития производственных или информационных проектов;
- привлечение ресурсов для создания новых криптовалют или инфраструктуры для них.
В качестве платежного средства в данном виде краудфандинге используется такая криптовалюта, как эфириум. В настоящее время американский криптокраудфандинг выбрал в качестве направления своей экспансии Восточную Европу, стремясь вывести на американские рынки новые интересные продукты.
В США существуют специализированные платформы для развития культурных (музыкальных) или научных проектов, например, ArtistShare, PledgeMusic, Benefunder и др.
Основные черты краудфандинговых платформ США:
- невысокие сборы;
- использование разных стратегий инвестирования;
- относительно высокий порог инвестиций;
- ориентация на американских инвесторов
В начале 2016 года в США появились биржи, на которых стало возможным торговать паями участия в различных проектах, то есть американский рынок краудфандинга начал обрастать инфраструктурой, упрощающей доступ частных инвесторов к операциям с его инструментами.
Так, чикагский финтех-стартап CFX Markets в январе 2016 года запустил площадку, на которой можно было продавать и покупать доли в инвестиционных проектах. Компания заключила договоры с несколькими крупными краудфандинговыми ресурсами. Инвесторы, купившие доли в том или ином проекте, могли выставлять их на продажу на CFX Markets. Принцип работы краудфандинговой биржи основан на том, что собственники паев предлагают их к торгу по определенной цене, а потенциальные приобретатели либо соглашаются с предложенными условиями продажи, либо предлагают свои собственные. В случае повышенного спроса на тот или иной объект торги на площадке проходят в форме своеобразного аукциона. В случае достижения положительной договоренности между продавцом актива и его покупателем сделка заключается непосредственно на сайте, а на оформление всех бумаг уходит порядка 3 дней. Размер комиссионного платежа CFX Markets составляет 2,5% от стоимости актива, которые уплачивает каждая из сторон сделки. В настоящее время уже появляются и специализированные инвестиционные фонды, которые занимаются вложением средств неквалифицированных инвесторов через краудфандинговый рынок12.
Таким образом, ключевыми факторами развития американской рынка краудфандинга являются:
- нормативно-правовая база, способствующая прозрачности, масштабу и прогрессу в области краудфандинговых технологий
- развитая инфраструктура, упрощающая доступ к операциям со стороны частных инвесторов.
Стремительное развитие британского сектора краудфандинга также во многом было обязано поддержке, которую оказало ему правительство страны. Альтернативное финансирование получило широкое распространение в Великобритании благодаря
12 Ziegler T., Shneor R., Wenzlaff K., Odorovic F., Johanson D., Hao R., Ryll L. Shifting Paradigms. The 4th European alternative finance benchmarking report: Hitting Stride, Cambridge Centre for Alternative Finance, 2017 [Электронный ресурс]. URL:
https://www.jbs.cam.ac.uk/fileadmin/user upload/research/centres/ahernative-finance/downloads/2019-05-4th-european-alternative-finance-benchmarking-industry-report-shifting-paradigms.pdf (дата обращения: 08.08.2019).
концепции, внедренной платформой Zopa13 еще десятилетие назад. Народное кредитование сегодня становится привычным, а краудинвестинг обретает все большую популярность благодаря новым правовым нормам, гарантирующим безопасность инвесторов [Gilinskyetal 2016].
К основным чертам британских краудфандинговых платформ относятся:
- относительно высокие сборы;
- фокус на арендном бизнесе;
- низкий порог инвестиций.
Европейская модель
Первые европейские краудфандинговые платформы появились в Германии в 2006 году и во Франции в 2007-2008 годах [Недзвецкий 2017]. С 2012 в Европе наблюдался значительный рост краудфандинговой индустрии (Рисунок 4). На Рисунке 4 показана динамика роста рынка краудфандинга по странам Европы. Франция, Нидерланды, Германия и Италия — крупнейшие краудфандинговые рынки — на их долю приходится 10% средств, привлеченных в ЕС. Совокупный объем мобилизованных средств в этих странах рос в среднем на 120% в год в период с 2011 по 2017 год. Замедление роста в 2017 году произошло преимущественно за счет итальянских платформ, где привлеченная сумма упала с €268 млн до €10 млн [Вылегжанина и др. 2018].
900 800 700 600 S00 400 300 200 100 о
2010 2011 2012 2013 2014 201S 2016 201?
Рисунок 4. Общий объем рынка краудфандинга в Европе, топ-10 стран участников, за исключением Великобритании, € млн14
13 Краудинвестинговая платформа ZOPA // Портал крауд-сервисов [Электронный ресурс]. URL: http://crowdsourcing.ru/sites/105 (дата обращения: 08.08.2019).
14 Составлено автором на основе [Chervyakov, Rocholl 2019, 3].
Низкие показатели роста краудфандинга в 2017 году можно также отметить во Франции, в Германии и Нидерландах. Французские платформы увеличили объемы финансирования всего на €8,7 млн (рост на 5%), немецкие платформы привлекли дополнительные €7,3 млн (плюс 9%), краудфандинговая активность в Нидерландах сократились на €19,5 млн (минус 13,3%). Между тем, значительные позитивные изменения происходили на эстонском и шведском рынках: краудфандинг в Швеции вырос на €22,8 млн (88 %), эстонский рынок также продолжил свой рост, увеличившись на €6,4 млн (22%) в 2017 году15.
Популярность и рост рынка краудфандинга в Европе можно объяснить тем, что несмотря на тот факт, что объем внутреннего валового продукта Еврозоны на €2 трлн. (на 12%) превышает объем ВВП США, доля европейского рынка частных инвестиций на 80% меньше, нежели в Соединенных Штатах ($5 млрд против $20 млрд). Данное обстоятельство, а также нежелание венчурных фондов осуществлять инвестиции менее €1 млн, создают трудности для финансирования малого и среднего бизнеса в Старом Свете. Следует отметить, что средние и мелкие компании составляют более 90% европейского бизнеса и являются основой создания новых рабочих мест, внедрения инноваций и развития экономики региона. С макроэкономической точки зрения это указывает на актуальность стартового малообъемного финансирования и объясняет, почему краудфандинг заполнил данную нишу.
Развитию краудфандинга способствовало и появление его нормативно-правового обеспечения. Принятая 4 ноября 2003 года Директива 2003/71/EC Европейского парламента и Совета Европы «О публикации проспекта при размещении ценных бумаг среди публичных инвесторов или при допуске ценных бумаг к торгам и об изменении Директивы 2001/34/ЕС» способствовала упрощению процедуры выпуска ценных бумаг. Создание условий для внедрения модели незарегистрированных предложений, в том числе краудфандинга, были направлены на увеличение объемов международного фондирования и притоку капитала, что упрощало процесс привлечения финансирования и активизировало развитие малого и среднего бизнеса16.
15 Ziegler T., Shneor R., Wenzlaff K., Odorovic F., Johanson D., Hao R., Ryll L. Shifting Paradigms. The 4th European alternative finance benchmarking report: Hitting Stride, Cambridge Centre for Alternative Finance, 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://www.jbs.cam.ac.uk/fileadmin/user upload/research/centres/alternative-finance/downloads/2019-05-4th-european-alternative-finance-benchmarking-industry-report-shifting-paradigms.pdf (дата обращения: 08.08.2019).
16 European Commission. Crowdfunding in the EU Capital Markets Union. Staff Working Document SWD, 2016 // EU [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/transparency/regdoc/rep/10102/2016/EN/10102-2016-154-EN-F1-1.PDF (дата обращения: 12.07.2019).
Эволюция краудфандинговых проектов в Европе происходила с учетом национальной специфики. Краудфандинговые площадки начали ориентироваться исключительно на национальных клиентов, вводя ограничения по резидентству и языку. С одной стороны, это ограничивало их экспансию, с другой — лежало в русле национальной идеи, поскольку поощряло желание финансировать только собственные проекты. Наиболее успешные бизнес-площадки развиваются в Германии, Франции, Италии. Собственное законодательство, определявшее направление развития идей краудфандинга в духе американского JOBS, было принято в Австрии, в областях Северной Италии, Великобритании, Германии Франции. Справедливости ради необходимо отметить, что в настоящее время начинает ощущаться нехватка единого законодательства, которое снизит национальные различия в контексте оперативности обслуживания участников краудфандинга в рамках Евросоюза.
Тем не менее краудфандинг в Европе демонстрировал значительный рост. Даже если замедление в 2016 и 2017 годах могло сигнализировать об окончании экстраординарных темпов его экспансии, сохранялся значительный потенциал развития.
Факторы, способствовавшие развитию краудфандинга в Европе:
- нормативно-правовая поддержка со стороны государства;
- прогрессивное регулирование и льготный налоговый режим;
- международная активность ведущих краудфандинговых площадок.
Азиатская модель
Краудфандинг уверенно набирает обороты в азиатском регионе Лидером этого рынка является Китай, где общий объем соответствующих транзакций в 2017 г. составил $5,5 млрд17. Краудфандинговая деятельность в Китае активно масштабируется за счет большого количества проектов и свободных ресурсов, а в Японии она менее активна. Объем рынка краудфандинга в Японии составляет чуть более $300 млн, где тем не менее существует большой потенциал роста за счет стимулирования отрасли правительством страны и средств граждан18. Краудфандинговые платформы имеются также в Южной Корее, Таиланде, Сингапуре и Малайзии.
17 Zhao L. Crowdfunding in China: Potentials, Challenges, Risks and Solutions (October 6, 2015). URL: https://www.crowdfundinsider.com/2015/10/75384-crowdfunding-in-china-potentials-challenges-risks-and-solutions/ (дата обращения: 08.09.2019).
18 Краудфандинг в Японии // WikiHub. [Электронный ресурс]. URL: https://wikihub.ru/kraudfanding-v-yaponii/ (дата обращения: 11.09.2019).
Согласно данным Китайского центра исследований электронной коммерции, в стране действует свыше 230 платформ для краудфандинга. В соответствии с данными, представленными в обзоре Всемирного банка, к 2025 году объем краудфандинговых проектов Китая может составить до $46-$50 млрд, то есть приблизительно половину от прогнозируемого мирового объема этой индустрии. В целом, краудфандинговые инвестиции могут достичь уровня в $96 млрд уже в течение ближайших 12 лет19. Данные прогнозы базируются на факторах, способствующих развитию краудфандинговой "экосистемы" — активность социальных медиа, растущее числа интернет-пользователей, высокий уровень активности стартапов и увеличение спроса на интернет-финансы со стороны среднего и малого бизнеса.
Различие в показателях развития краудфандинга в Китае можно объяснить институциональными особенностями сформировавшейся инвестиционной культуры. Так, если в США и Европе существуют законы, упрощающие правила сделок с ценными бумагами для стартового накопления капитала, а также защищающие основанный на акционерном капитале краудфандинг и выпуск ценных бумаг, то в Китае, по существу, нет регулирующих или надзорных органов, контролирующих краудфандинговые кампании, а законодательство об интеллектуальной собственности пока еще является достаточно неразвитым.
Наибольшую популярность имеют призовой краудфандинг (reward сrowdfunding), основанный на получении вознаграждения, предлагающий материальный продукт или другие формы обеспечения инвестиций (бонусы, подарки, ранний доступ к новым продуктам) (Рисунок 5) и кредитный краудфандинг (debt crowdfunding), при котором деньги для проектов предоставляются взаймы. Основные направления использования механизмов краудфандинга в Китае включают вложения в технологии, медиа-проекты, креативное искусство и в коммуникации.
Краудфандинг в Японии развивается, следуя тенденциям американского рынка, однако имеет и свои особенности. Начало развития японского краудфандинга приходится на 2007 год, но реальный рост был вызван разрушительным землетрясением в марте 2011 года, которое нанесло серьезный ущерб прибрежной зоне северо-восточной части Японии.
19 Рынок краудфандинга в Китае может вырасти до $50 млрд к 2025 году // Портал крауд-сервисов [Электронный ресурс].
URL: http://crowdsourcing.ru/article/rynok kraudfandinga v kitae mozhet vvrasti do 50 mlrd k 2025 godu (дата обращения: 11.09.2019).
93
Франция
Рисунок 5. Лидеры рынка reward erowdfunding в 2018 г, $ млн20
Обычным коммерческим банкам было трудно финансировать восстановительные работы разрушенного цунами района в префектуре Фукусима из-за высоких финансовых рисков и неопределенности. Между тем, частные инвесторы были готовы предоставить средства при помощи социального кредитования, которое и дало толчок развитию краудфандинга как эффективного инструмента финансирования высокорискованного бизнеса. Начиная с 2011 года, стали открываться первые краудфандинговые площадки, и правительство страны приступило к разработке законодательства, регулирующего эту сферу деятельности, в целях защиты потребителей и инвесторов от мошенничества.
В Японии, также, как и в других странах, представлено 3 основных типа краудфандинга, в зависимости от того, что именно участники получают в обмен на предоставление средств: призовой, благотворительный и финансовый (акционерный и долговой) краудфандинг. Все эти типы имеют одну общую черту: средства предоставляются теми, кто симпатизирует идеям или целям инициаторов проекта. Наиболее популярной формой краудфандинга в Японии является призовой. Есть несколько кредитных краудфандинговых платформ, таких как maneo, AQUSH и SBI Social Lending. Акционерный краудфандинг встречается достаточно редко, существует только одна платформа CrowdBank (CrowdSecuritiesJapan, Inc.). Это связано с тем, что законодательство в сфере регулирования акционерного и кредитного краунинвестинга в стране пока только развивается.
20 Составлено автором на основе: Crowdfunding — Statistics & Facts // Statista [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/topics/1283/crowdfunding/ (дата обращения: 01.08.2019).
7000 6000
2000 1000
156
Великбритания Япония
8000
7477
5000
± 4000
3000
1041
94
0
Японское агентство финансовых услуг намерено активно создавать новые краудфандинговые площадки и обеспечивать эффективное взаимодействие с ними больших групп частных лиц и компаний. В настоящее время совокупный объем сбережений частных лиц превысил $15 трлн21, что является наиболее высоким показателем в мире. Эти средства лежат на счетах в банках и работают на экономику страны лишь опосредовано. Вот почему правительство Японии заинтересовано в скорейшем создании механизмов для перераспределения данных средств в инвестиции и законодательство активно развивается в сфере регулирования акционерного и кредитного краунинвестинга.
Основным стимулом для роста интереса к призовому краудфандингу стал Закон об определенной коммерческой сделке (Act on Specified Commercial Transaction, ASCT), который установил ряд правил для защиты прав потребителей:
- раскрытие информации о платформе, сборе средств и проекте;
- безусловное право потребителей отказаться от договора купли-продажи в течение указанного периода;
- отзыв контракта, если его содержание не является законным;
- запрос судебный запрета деятельности бизнес-оператора от имени квалифицированной организации потребителей (модифицированная версия группового действия).
Таким образом, данный тип краудфандинга должен следовать обычному потребительскому регулированию в соответствии с японским законодательством.
Благотворительный краудфандинг не подлежит ни регулированию ASCT, ни регулированию Законом о ценных бумагах (Financial Instruments and Exchange Act, сокр. FIEA), поскольку вкладчики лишь направляют средства их получателям, ничего не получая взамен. Применительно к данной операции единственный правовой вопрос заключается в том, применяется ли снижение налога на благотворительное пожертвование или нет.
Кредитный и акционерный краудфандинг регулируются Законом о контроле за использование денег (Moneylending Control Act, сокр MCA), а также Законом о ценных бумагах (FIEA) с целью защиты заемщиков и инвесторов и создания справедливого инвестиционного рынка. FIEA установил различные правила для брокера облигаций
21 Краудфандинг в Японии // WikiHub [Электронный ресурс]. URL: https://wikihub.ru/kraudfanding-v-vaponii/ (дата обращения: 11.09.2019).
или акций (тип 1 бизнес-оператор) и брокера доверительного права или коллективного права (бизнес-оператор финансовых инструментов типа 2), для которых требуется регистрация в Агентстве финансовых услуг (далее — АФН). Для того, чтобы зарегистрироваться в качестве бизнес-оператора финансовых инструментов типа 2, платформе требуется показать размер собственных средств на уровне как минимум ¥10 000 000 (около $100 тыс.)22. Как и Соединенные Штаты, Япония пошла по пути установления различных статусов инвесторов, квалифицированных или нет. Для того, чтобы обеспечить доступ к интересным инновационным венчурным и благотворительным проектам инвесторам, не имеющим квалифицированного статуса был введен лимит взноса в размере $5 тыс. Законодательство также установило требования для лиц, имеющих право создавать краудинвестинговые площадки. Они аналогичны требованиям, которым должны соответствовать брокерские компании, хотя для площадок гуманитарного направления они могут быть снижены. FIEA определяет, что брокер, обязан предоставить информацию (FIEA 43-5) для клиентов на своем сайте, установить эффективную структуру контроля бизнеса, настроить компьютерную систему администрирования, мониторинга эмитентов, раскрытия суммы вклада и целевой суммы, обеспечить право потребителей отказаться от сделки в течение восьми дней с момента ее заключения без указания причины и др.
В настоящее время японские платформы работают, в основном, по кредитной модели и приносят инвесторам от 2% до 10% прибыли в год, т.е. в среднем около 5% годовых23. Возврат средств инвесторам происходит через несколько месяцев или только через несколько лет. Риск невозврата достаточно высок, т.к. многие компании терпят неудачу. Это является серьезным препятствием к привлечению новых инвесторов.
В создании площадок краудфандинга принимают участие крупные японские компании, например, SONY. Среди наиболее успешных платформ можно отметить:
- Crowdbank.jp. Основана в 2012 году, работает с малыми предприятиями, средний доход инвесторов составляет 5,2%, использует модель акционерного краудфандинга. Всего лишь за полгода платформа собрала ¥650 млн благодаря удобной инфраструктуре и интересным проектам.
22 Hatsuru M. Crowdfunding in Japan: Current Regulation and the Future of Business // SSRN [Электронный ресурс]. URL: https://ssrn.com/abstract=2752312 (дата обращения: 01.07.2019).
23 Краудфандинг в Японии набирает обороты // Портал крауд-сервисов [Электронный ресурс]. URL: http://crowdsourcing.ru/article/kraudfanding v yaponii nabiraet oboroty (дата обращения: 11.09.2019)
Платформа планирует получить до ¥10 млрд в течение ближайших лет24. На платформе уже есть инвесторы, частные лица, вложившие в различные проекты более миллиона иен, что доказывает успешность стратегии японского правительства.
- First Flight. Данный проект основан компанией SONY и запущен в 2013 году. Допуск на площадку возможен только для жителей страны, специализируется на инновационных производственных проектах, финансируемых по модели предзаказа.
Существует и японский аналог проекта Кикстартера, который создан в рамках японского законодательства. Он использует стандартную для себя модель и не пользуется большим успехом у японских пользователей.
По мнению бывшего министра экономики Мотохисы Фурукавы (Motohisa Furukawa), приток средств к фирмам провинциальной Японии может сократить их зависимость от государственных субсидий.
Таким образом, краудфандинг в Японии узкоспециализирован, законодательно регламентирован, а потенциал для роста ограничен языком и возможностью допуска на площадки только национальных инвесторов и стартаперов.
Несмотря на языковые и правовые барьеры, южно-азиатский краудфандинговый рынок набирает обороты. Юго-Восточная Азия переживает стремительный рост предпринимательской экосистемы, а мировые инвесторы отмечают огромный потенциал для развития стартапов и краудфандинга в этом регионе. Небольшое количество платформ по сравнению с североамериканским и европейским рынком стимулирует еще более активное развитие краудфандинга. Основными сдерживающими факторами являются отсутствие в юго-восточном регионе централизованной информации о стартапах, языковой барьер и недостаток нормативно-правовой поддержки со стороны правительств.
Восточно-европейская модель
Основным игроком в данном регионе является Россия, в меньшей степени — Украина. Краудфандинг в данных странах не так популярен, как в США и Европе. Если там краудфандинг давно является механизмом развития малого бизнеса и благотворительной поддержки, то для России и Украины история развития этой
24 Краудфандинг в Японии // WikiHub [Электронный ресурс]. URL: https://wikihub.ru/kraudfanding-v-vaponii/ (дата обращения: 11.09.2019).
инновационной модели финансирования только начинается. Безусловно, многие проекты успешно реализуются, однако нехватка свободных средств у населения, плохая информированность, низкий уровень развития малого бизнеса, приводят к тому, что преобладают благотворительные, социальные и культурные проекты при ничтожной доле вложений в реальную экономику. Это свидетельствует об отставании стран данного региона от мировых лидеров краудфандинга [Панова 2018].
Эксперты прогнозируют рост рынка краудфандинга в десятки раз, что приведет к развитию предпринимательства, творческой деятельности, благотворительности. Если это произойдет, то краудфандинг в России и странах СНГ выйдет на новый уровень, позволяя привлекать дополнительные средства для реализации бизнес-проектов на рынке.
Ситуация в этом секторе динамична и быстро меняется, подтверждением этого является анализ рынка краудфандинга в России, который показывает стремительное развитие (Рисунок 6). По данным Банка России общий объем рынка краудфандинга в 2018 году превысил объем в 15,2 млрд руб., продемонстрировав десятикратный рост по сравнению с 2015 года.
16 14 12 10 8 6 4 2 0
15,2
1,5
11,2
6,2
Рисунок 6. Рынок краудфандинга в России, 2015-2018 гг., млрд руб25
Основными игроками российского рынка являются краудфандинговые площадки Boomstarter и Planeta, на долю которых приходится 75-80% оборота рынка. До 2015 в России отсутствовал акционерный краудфандинг (equity crowdfunding), который направлен на финансирование молодых венчурных проектов. Также стоит отметить и отсутствие специального регулирования краудфандинговой деятельности, которое затрудняет развитие рынка, поскольку не позволяет квалифицировать
Составлено автором на основе: Рынок краудфандинга в России удвоился в 2017 году // Вести Экономика [Электронный ресурс]. URL: https://www.vestifinance.ru/articles/103029 (дата обращения: 14.09.2019).
2015
2016
2017
2018
субъектов краудфандинга как участников гражданско-правовых и экономических отношений с целью определения соответствующих прав и обязанностей [Соколов 2018]. При этом мировая практика свидетельствует о необходимости развития краудфандинга для привлечения инвестиций в реализацию социально-экономических и инновационных проектов субъектов малого и среднего бизнеса. Впрочем, начиная с 2015 года стали появляться краудинвестинговые платформы, среди которых можно отметить:
- Репера. Основана в 2015 году. Ориентирована на физических, и на юридических лиц, что позволило вырваться по объемам выданных на развитие бизнеса средств в лидеры. Общая сумма займов за все время работы платформы составила около 20 млрд руб., количество клиентов — более 14 тыс. компаний. Особенности: минимальный депозит — 5 тыс.руб; низкий уровень риска (вероятность просрочки — 0,4%, дефолта — 0,2%; скоринговая система оценки заемщика по 400 критериям); доходность — 20% годовых26
- 81аЛТгаск. Количество инвесторов — более 6 тыс. человек, привлечено почти 2,3 млрд руб. Особенности: минимальный взнос — от 100 тыс. руб.; возможность онлайн-отслеживания развития бизнеса; доходность — до 25% годовых; возможность ознакомления с юридическими документами и отчетностью заемщика27.
В России в июле 2019 года был принят закон «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» («О краудфандинге»), устанавливающий правила привлечения инвестиций через краудфандинговые платформы. Закон ограничил сумму вложений от неквалифицированного инвестора 600 тыс. руб. в год в рамках всех платформ в России. Размер собственных средств оператора краудфандинговой платформы должен составлять минимум 5 млн руб. Вести реестр операторов таких площадок будет Центральный банк РФ. Закон также закрепляет понятие «утилитарных цифровых прав» — право требовать передачи вещей, выполнения работ или оказания услуг, а также передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или на их использование.
26 Обзор краудлендинговых платформ // ЯндексДзен [Электронный ресурс]. URL: https://zen.Yandex.ru/media/id/5a3baaae256d5ca91fc90a17/obzor-kraudlendingovYh-platform-5bc06cbd8de61c00a916d011 (дата обращения: 20.09.2019).
27 Там же.
Украинский рынок краудфандинга значительно уступает российскому, для него можно отметить 3 основные площадки: «Спильнокошт» (2012), «На старте» (2014), «Куб» (2016). Специализация первых двух — творческие и социальные инициативы (финансирование кино, образовательные программы для детей и др.). Получение прибыли на данных площадках не предусмотрено. Создатели могут отблагодарить инвестора лично через Facebook, выслать брендированную продукцию, предоставить услугу, мастер-класс или экскурсию, связанную с тематикой проекта. На платформе «КУБ» встречаются бизнес-проекты: масштабирование производства, открытие торговых точек. Прибыль инвесторов четко дифференцирована: вложив 81000 инвестор получит 8230 в год, а за 820 тыс. можно рассчитывать на дополнительные 84600 за 12 месяцев [Красножон, Поддубный 2019]. Есть инициативы законодательного закрепления в Украине сбора средством при помощи краудфандинга.
Таким образом, особенностями восточно-европейской модели являются:
- отсутствие нормативного регулирования;
- незначительное количество площадок;
- недостаточная осведомленность потенциальных инвесторов.
Заключение
На основе настоящего исследования можно сделать следующие выводы.
Краудфандинг представляет собой инновационный инструмент для цифровой трансформации мировой финансово-инвестиционной системы. Краудфандинг получил широкое распространение благодаря развитию цифровых технологий и коллективного сетевого сотрудничества людей в целях добровольного объединения своих средств.
Возрастающая популярность краудфандинга объясняется простотой, быстротой и доступностью сбора средств по сравнению с государственным инвестированием и сложными процедурами банковского кредитования.
Проведенное исследование показало, что основными проблемами развития краудфандинга на национальном уровне являются слабость нормативно-правового регулирования, отсутствие крупных инвесторов или конкуренции (как, например, в России), непрозрачность работы краудфандинговых платформ, низкий уровень доверия населения.
Развитию краудфандинга способствует интерес со стороны государства, формирование положительной репутации коммерческих компаний, формирование информационной инфраструктуры цифровой экономики.
Список литературы:
Антипенко Н.А., Шевцова Н.В. Инновации как фактор повышения эффективности производства // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2012. Т. 2. № 8. С.370-372.
Вылегжанина Е.В., Ерюшева А.Д., Умрихина В.С. Обзор Европейского рынка альтернативных финансов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 12-2. С. 8-12.
Гаунова М.А. Особенности системы финансирования инновационной деятельности // Российское предпринимательство. 2012. Том 13. № 24. С. 83-90.
Глухова Е.В., Хайрутдинова Е.Р. Краудфандинг и краудсорсинг как инструменты привлечения средств для реализации проекта // Агропродовольственная политика России. 2013. № 12. С. 68-70.
Красножон С.В., Поддубный В.А. Краудфандинг: История развития в Украине и мире // Формирование рыночных отношений в Украине. 2019. № 4(215). С. 46-54. Лернер Дж, Лимон Э., Хардимон Ф. Венчурный капитал, прямые инвестиции и финансирование предпринимательства. М.: Издательство Института Гайдара, 2016. Мотовилов О.В. Феномен краудфандинга: исследование особенностей // Вестник СПбГУ. Серия 5: Экономика. 2018. № 2. С. 298-316.
Недзвецкий Н.С. Финансовый потенциал «толпы»: российский и европейский краудфандинг // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2017. Том 7. № 6А. С. 126-138. Панова Е.А. Краудфандинг как альтернативный инструмент финансирования малого и среднего бизнеса // Финансы и кредит. 2018. № 1(769). С. 238-250.
Санин М.К. История развития краудфандинга. Классификация видов. Анализ перспектив развития и преимуществ // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2015. № 4. С. 57-63.
Соколов И.Н. Проблемы правового регулирования альтернативных форм финансирования инновационных проектов // Инновации. 2018. № 1(231). С. 110-120. Спиридонова Е.В., Шумовская А.С., Сошников Д.С. Инновационные способы финансирования проектов: теория и практика краудфандинга // Российское предпринимательство. 2016. Том 17. № 17. С. 2179-2192.
Хау Дж. Краудсорсинг: Коллективный разум как инструмент развития. М.: Альпина Паблишер, 2012.
Agrawal A., Catalin C., Goldfarb A. Offline Relationships, Distance and the Internet: The geography of crowdfunding. Cambridge: National Bureau of Economic Research, 2011.
Bradford C. The New Federal Crowdfunding Exemption: Promise Unfulfilled // Securities Regulation Low Journal. 2012. No. 40(3). URL: https://ssrn.com/abstract=2066088 (дата обращения: 12.07.2019).
Chervyakov D., Rocholl J.How to Make Crowdfunding Work in Europe // Policy Contribution, 2019. No. 6. URL: https://bruegel.org/wp-content/uploads/2019/03/PC-06 2019 -1.pdf (дата обращения: 12.07.2019).
Gilinsky D., Levites P., Gabbay Z. Regulation of Crowdfunding in the UK, US and Israel: A Comparative Review // Butterworths Journal of International Banking and Financial Law. 2016. November. P. 1-4.
Kuppuswamy B., BayusB.L. Crowdfunding Creative Ideas: The Dynamics of Project Backers in Kickstarter // UNC Kenan-Flagler Research Paper. 2015. No. 2013-15. URL: https://ssrn.com/abstract=2234765 (дата обращения: 20.06.2019). Lehner O.M. Crowdfunding Social Ventures: A Model and Research Agenda // Venture capital journal. 2013. No. 15(3). P. 289-311.
Mollick Ethan R. The Dynamics of Crowdfunding: An Exploratory Study // Journal of Business Venturing. 2014. Vol. 29. P. 1-16.
Schwienbacher A., Larralde B. Crowdfunding of Small Entrepreneurial Ventures // Handbook of Entrepreneurial Finance. 2010. URL: http://ssrn.com/abstract= 1699183 (дата обращения: 19.06.2019).
Дата поступления: 14.09.2019
Gambeeva Y.N., Kozhukhova N.N.
Crowdfunding as an Innovative Financial Instrument of the Digital Economy: National Models
Yulia N. Gambeeva — Senior Lecturer, Department of Management, Branch of Lomonosov Moscow State University, Sevastopol, Russian Federation. E-mail: j [email protected]
Nadezhda N. Kozhukhova — Senior Lecturer, Department of Management, Branch of Lomonosov Moscow State University, Sevastopol, Russian Federation. E-mail: nade gda.red@gmail. com
Abstract
The article deals with the influence of information and computer technologies on the development and transformation of financial relations in the digital economy. The theoretical basis of the study consists of the works of domestic and foreign authors within the field of studying the features of financial behavior and innovation funding. The methodological base of the study draws on the application of general scientific methods within the comparative, logical and statistical analyses.
The purpose of the study is to identify trends and characteristics of crowdfunding development, which is the innovative financial instrument for the population to invest in the real sector during the economy digitalization era. The article provides with the main stages of the public financing mechanism formation and the global crowdfunding market dynamics; the features of
state regulation are characterized. It was revealed that the global collective finance market has been growing rapidly since its appearance in 2007, and it is changing the role of financial institutions, public policy and market trends around the world. The study also concluded that, as crowdfunding developed in the digital space, the following national characteristics and models were formed: Anglo-Saxon, European, Asian and East European, as well as that the degree of national crowdfunding development depends on the formation of digital infrastructure and regulatory controls. In conclusion, it is proved that crowdfunding can change the motivation and rules of the game in the field of innovation funding in the digital economy.
Keywords
Digital economy, crowdfunding, crowdfunding projects, crowdfunding platforms, crowdfunding market, financial instrument.
DOI: 10.24411/2070-1381-2019-10016
References:
Agrawal A., Catalin C., Goldfarb A. (2011) Offline Relationships, Distance and the Internet: The geography of crowdfunding. Cambridge: National Bureau of Economic Research. Antipenko N.A., Shevtsova N.V. (2012) Innovatsii kak faktor povysheniya effektivnosti proizvodstva [Innovation as a factor of increasing production efficiency]. Aktual'nyye problemy aviatsii i kosmonavtiki. Vol. 2. No. 8. P. 370-372.
Bradford C. (2012) The new federal crowdfunding exemtion: promise unfulfilled. Securities regulation low journal. No. 40(3). Available: https://ssrn.com/abstract=2066088 (accessed: 12.07.2019).
Chervyakov D., Rocholl J. (2019) How to make crowdfunding work in Europe. Policy Contribution. No. 6. Available: https://bruegel.org/wp-content/uploads/2019/03/PC-06 2019 -1.pdf (accessed: 12.07.2019).
Gaunova M.A. (2012). Features of the System of Financing of Innovation Activities. Rossiyskoyepredprinimatel'stvo. No. 13(24). P. 83-90
Gilinsky D., Levites P., Gabbay Z. (2016) Regulation of Crowdfunding in the UK, US and Israel: A Comparative Review. Butterworths Journal of International Banking and Financial Law. November. P. 1-4.
Glukhova E.V., Khayrutdinova E.R. (2013) Kraudfanding I kraudsorsing kak instrumenty privlecheniya sredstv dlya realizatsii proyekta [Crowdfunding and crowdsourcing as tools for raising funds for the implementation of projects]. Agroprodovol'stvennayapolitika Rossii. No. 12. P. 68-70.
Khau Dzh. (2012) Crowdsourcing: Why the Power of the Crowd Is Driving the Future of Business. Moscow: Al'pina Pablisher.
Krasnozhon S.V., Poddubnyy V.A (2019) Crowdfunding: History of Development in Ukraine and the World. Formirovaniye rynochnykh otnosheniy v Ukraine. No. 4(215). P. 46-54.
Kuppuswamy B., Bayus B.L. (2015) Crowdfunding creative ideas: The dynamics of project backers in Kickstarter. UNC Kenan-Flagler Research Paper. No. 2013-15. Available: https://ssrn.com/abstract=2234765 (accessed: 20.06.2019).
Lehner O.M. (2013) Crowdfunding Social Ventures: A Model and Research Agenda. Venture capital journal. No. 15(3). P. 289-311.
Lerner Dzh, Limon E., Khardimon F. (2016) Venture capital, Private Equity, and the Financing of Entrepreneurship. Moscow: Izdatel'stvo Instituta Gaydara. Mollick Ethan R. (2014) The Dynamics of Crowdfunding: An Exploratory Study. Journal of Business Venturing. Vol. 29. P. 1 -16.
Motovilov O.V. (2018) Crowdfunding Phenomenon: Investigation of Features. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ekonomika. Vol. 34. Is. 2. P. 298-316.
Nedzvetskiy N.S. (2017) The Financial Potential of the "Crowd": Russian and European Crowdfunding. Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra. Vol. 7. Is. 6A. P. 126-138. Panova E.A. (2018) Crowdfunding as an Alternative Tool for Financing Small and Medium-Sized Businesses. Finansy Ikredit. Vol. 24. Is. 4.P. 238-250.
Sanin M.K. (2015) The History of the Crowdfunding. The Classification of Species. Analysis of Development Prospects and Benefits. Nauchnyy zhurnal NIUITMO. Seriya «Ekonomika i ekologicheskiy menedzhment». No. 14. P. 57-63.
Schwienbacher A., Larralde B. (2010) Crowdfunding of Small Entrepreneurial Ventures. Handbook of entrepreneurial. Oxford University Press.
Available: http://ssrn.com/abstract=1699183 (accessed: 19.06.2019).
Sokolov I.N. (2018) Problems of Legal Regulation of Alternative Forms of Financing Innovative Projects. Innovatsii. No. 1(231). P. 110-120.
Spiridonova E.V., Shumovskaya A.S., Soshnikov D.S. (2016). Innovational Ways of Project Funding: Theory and Practice of Crowd-Funding. Rossiyskoye predprinimatel 'stvo. Vol. 17. No. 17. P. 2179-2192.
Vylegzhanina E.V., Eryusheva A.D., Umrikhina V.S. (2018) Review of the European Market of Alternative Finance. Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk. No. 12-2. P. 8-12.
Received: 14.09.2019