Научная статья на тему 'Краудное финансирование как способ привлечения капитала для малых и средних предприятий'

Краудное финансирование как способ привлечения капитала для малых и средних предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
310
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
альтернативное финансирование / краудфандинг / краудлендинг / краудинвестинг / малое и среднее предпринимательство / alternative financing / crowdfunding / crowdlending / crowdinvesting / small and medium enterprises.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А. Б. Унтанова

В данной статье рассмотрены причины возникновения краудного финансирования. Указана роль малых и средних предприятий в развитии экономики страны. Раскрыта экономическая сущность краудного финансирования в качестве альтернативного способа привлечения капитала. Представлены основные участники краудного рынка. Рассмотрены основные модели краудного финансирования, а именно краудфандинг, краудлендинг и краудинвестинг. Выделены преимущества и риски для каждой модели. Проанализирован мировой краудный сектор за период 2017-2019 гг. Описаны взаимоотношения между краудным финансированием и традиционными профессиональными инвесторами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CROWDFINANCE AS A WAY OF ATTRACTING CAPITAL FOR SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES

This article presents the causes of the crowdfunding’s emergence. The role of small and medium enterprises in the development of the country's economy is indicated. The economic essence of crowdfunding as an alternative way to raise capital is disclosed. The main participants of the crowd-market are represented. The models of crowdfunding, namely crowdfunding, crowdlending and crowdinvesting, are reviewed. The advantages and risks for each model are highlighted. Worldwide crowdfunding volumes are analyzed for the period 2017-2019. The relationship between crowdfunding and traditional professional investors is described.

Текст научной работы на тему «Краудное финансирование как способ привлечения капитала для малых и средних предприятий»

КРАУДНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПРИВЛЕЧЕНИЯ КАПИТАЛА ДЛЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

А.Б. Унтанова, магистрант Байкальский государственный университет (Россия, г. Иркутск)

DOI:10.24411/2411-0450-2020-10065

Аннотация. В данной статье рассмотрены причины возникновения краудного финансирования. Указана роль малых и средних предприятий в развитии экономики страны. Раскрыта экономическая сущность краудного финансирования в качестве альтернативного способа привлечения капитала. Представлены основные участники краудного рынка. Рассмотрены основные модели краудного финансирования, а именно краудфандинг, кра-удлендинг и краудинвестинг. Выделены преимущества и риски для каждой модели. Проанализирован мировой краудный сектор за период 2017-2019 гг. Описаны взаимоотношения между краудным финансированием и традиционными профессиональными инвесторами.

Ключевые слова: альтернативное финансирование, краудфандинг, краудлендинг, крау-динвестинг, малое и среднее предпринимательство.

Малые и средние предпринимательства (МСП) являются двигателями развития экономики страны, а финансирование - их топливо. Их деятельность способствует к снижению уровня безработицы, стимулирует рост ВВП страны. В развитых странах МСП являются кровеносной системой экономики и составляют около 95% всех предприятий [1]. Впоследствии мирового экономического кризиса 2008-2009 гг., традиционные источники финансирования стали практически недоступными для них по причине отсутствия значительных активов, имущественного залога или высокой стоимости. Таким образом, предприятия малого и среднего бизнеса оказались в «финансовом разрыве» (от англ. «financial gap»), когда спрос на обеспечение финансирования во много раз превышает его предложение.

Как правило, финансовый разрыв наступает в начале деятельности предприятия. Он представляет собой период, при котором, с одной стороны, первоначального капитала недостаточно для запуска деятельности компании, с другой стороны, компания еще «не видна» традиционным институтам финансирования (банковские учреждения, венчурные капиталисты, бизнес-ангелы, инвестиционные пулы), поскольку они отдают предпочтение менее

рискованным инвестиционным проектам. Таким образом, в данных экономических условиях МСП были вынуждены искать другой альтернативный способ финансирования - краудное финансирование.

В течение последнего десятилетия мировой краудный сектор активно развивался, и в настоящее время он является популярной темой для обсуждения, в том числе, как объект научных исследований. Степень разработанности данной темы остается до сих пор ограниченной, однако, можно выделить труды отечественных ученых таких, как Г.А. Хмелева, О.В. Мотовилова, М.К. Санин, и труды зарубежных авторов - П. Беллфламм, Т. Ламберт, Б. Ларралд, А. Швиенбачер. И. Моллик, А. Аграваль и др.

Краудное финансирование представляет собой коллективное финансирование какой-либо идеи, производимое через Интернет-платформу, в форме пожертвования или в обмен на какое-либо вознаграждение. Как правило, финансовая помощь осуществляется небольшими денежными суммами, но исходящая от большого количества людей. Группа лиц, поддерживающих финансово идею, многочисленна и диверсифицирована по географическому, гендерному и возрастному признаку. С помощью него можно привлечь капитал

для реализации проектов из разных сфер деятельности общества (например, искусство, технологии, образование, благотворительность, бизнес и т.д.) [2].

Привлечение капитала с помощью кра-удного финансирования основано на тесном взаимодействии трех участников, а именно между авторами проектов, бэкера-ми (от англ. «backer» - финансирующий. В зависимости от типа вознаграждения они могут быть донорами, спонсорами, кредиторами и инвесторами) и посредниками (краудные платформы) [3]. Автор проекта - это физическое или юридическое лицо, которое ищет способ профинансировать и реализовать свою идею. Бэкер - это физическое или юридическое лицо, которое участвует в финансировании проекта кра-удфандинга своим капиталом на безвозмездной основе или в обмен на какое-либо вознаграждение. Краудная платформа представляет собой веб сайт, предназначенный для публикаций проектов и привлечения финансовых средств от бэкеров через интернет. Другими словами, она сводит двух предыдущих участников для взаимодействия, обеспечивает информационную поддержку и поддержку в решении организационных вопросов.

В научной литературе чаще всего выделяют три основные модели краудного финансирования в зависимости от типа вознаграждения, предоставляемого бэкерам: краудфандинг, краудлендинг и краудинве-стинг.

Краудфандинг - коллективное финансирование физических или юридических лиц либо на безвозмездной основе («кра-удфандинг в форме пожертвования», при котором доноры ничего не ожидают получить взамен), либо предусматривающее нематериальное вознаграждение («крауд-фандинг с нематериальным вознаграждением», при котором спонсоры ожидают получить какой-либо знак благодарности, например, автограф любимого артиста, билеты на концерт и т.п.). Также выделяют краудфандинг в форме предзаказа, при котором спонсоры, финансируя проект, покупают продукт или услугу с его отсроченным получением.

Краудлендинг - коллективное финансирование физических («реегЧо-реег» (Р2Р), потребительское кредитование) или юридических («рееМо-ЬштеББ» (Р2В), корпоративное кредитование) лиц в форме кредитования или облигационного займа, при котором кредиторы ожидают получить обратно инвестируемую сумму с процентами через оговоренный заранее срок.

Краудинвестинг - коллективное финансирование физических (индивидуальные предприниматели) или юридических (МСП) лиц либо путем покупки акций (инвесторы ожидают получать дивиденды), либо путем покупки роялти (инвесторы ожидают получить долю от будущей прибыли проекта).

Зачастую, краудное финансирование привлекательно из-за того, что оно позволяет профинансировать проекты, которые не соответствуют требованиям традиционных институтов финансирования. Однако при использовании краудфандинга в форме предзаказа или краудинвестинга кампания по сбору средств является эффективным PR-инструментом для бизнес-проектов, которые еще не имеют аудитории. Публикуя проект на платформе, автор создает вокруг своего продукта заинтересованную в нем группу лиц, которая распространяет информацию о существовании данного продукта или услуги в своем окружении, поскольку она заинтересована в успешном завершении проекта. Благодаря использованию социальных сетей, географические барьеры исчезают, что в свою очередь позволяет увеличить видимость проекта и охватить более широкую аудиторию. По причине того, что инвесторы финансируют проекты, соответствующие их интересам, результат краудфандинго-вой кампании показывает потенциальный спрос данного продукта. Таким образом, успех кампании способствует повышению инвестиционной привлекательности проекта, что может помочь его автору привлечь дополнительный капитал из традиционных источников финансирования [4].

Основными преимуществами краудлен-динга являются легкость, быстрота и удобство займа. Кредиты краудлендинга не являются обеспеченными, что во много раз

упрощает получение финансирования. Все операционные процессы кредитования требуют меньшего количества документации благодаря инновационным технологиям, которые ускоряет процессы запросов и выплат. Например, краудлендинг может предоставить денежные средства в течение одного дня, в то время как получение банковского кредита займет около одного месяца.

Таким образом, для индивидуальных предпринимателей или предприятий малого бизнеса наиболее привлекательны такие модели краудного финансирования, как краудфандинг в форме предзаказа и крау-динвестинг. Краудлендинг больше подходит для предприятий среднего бизнеса, потому что они имеют уже стабильный денежный поток для выплаты процентов. Зачастую предприятия используют крауд-лендинг для наращивания оборотного капитала или покрытия кассовых разрывов.

Краудное финансирование подвержено определенным рискам, такие как риск неправильной оценки стоимости кампании, риск кражи инновационной идеи и технологический риск [5].

Из-за частичной информированности авторы проектов могут неправильно оценить расходы проводимой кампании. Стандартные расходы включают в себя плату краудной платформе за ее посредничество (около 5 %), плата платежной системе (около 5%) и уплата налогов (от 13%). Учитывая что, успешность сбора денежных средств зависит во многом от рекламы, могут возникнуть дополнительные расходы, связанные с проведением маркетинговой кампании, например, покупка услуги продвижения проекта на платформе и прочее. Также, после завершения краудной кампании возможны дополнительные расходы, связанные с обменом валют при мировых транзакциях и с двойным налогообложением.

Зачастую краудные платформы требуют от авторов проектов предоставить подроб-

ное описание своей идеи для обеспечения прозрачности их деятельности. Впоследствии чего полная информация о бизнес-плане находится на публичном форуме. В результате чего, другие люди могут воспользоваться ею для копирования продукта и его последующей продажи.

Технологические риски (кибератака, техническая ошибка или ликвидация платформы) напрямую связаны с деятельностью платформ, и реализация которых может привести к потере денежных средств и данных (информации о выплаченных суммах, платежах, процентных ставках и т.д.).

Концепция коллективного финансирования не является сама по себе инновационной, и она практиковалась в давние времена (например, создание американской статуи свободы в 1885 году, проведение концерта Моцарта в 1789 году, установка памятника Минину и Пожарскому в 1808 году и др.). Однако изначально краудное финансирование было очень узкоспециа-лизированым и представляло собой инструментом сбора средств исключительно для социальных, гуманитарных или творческих проектов, поэтому оно не пользовалось большой популярностью. С появлением и развитием его финансовых моделей, таких как краудлендинг и краудинве-стинг, с помощью которых люди могут инвестировать и увеличивать свои доходы, краудное финансирование начало вызывать особый интерес [6].

Так, в течение периода с 2010 по 2014 гг. мировой краудный сектор активно развивался, о чем свидетельствует экспоненциальная динамика темпов прироста сектора (рис. 1). В течение пяти лет средний ежегодный прирост составил 103,8%. Наибольший темп прироста в 166% был зафиксирован в 2014 году. Далее, динамика мирового краудного сектора была понижающаяся, но положительная, и в 2019 году темп прироста составил 21,2%.

Рис. 1. Темпы прироста мирового краудного сектора за 2010-2023 гг., % [7-10]

Понижающаяся динамика темпов прироста мирового краудного сектора объясняется достижением насыщения рынков, в частности - рынка краудлендинга. По прогнозным данным аналитической компанией «Statista» мировой рынок краудных финансов будет возрастать с темпами прироста 17,3%, 11,9%, 7,4%, 4,4% в 2020 г., 2021 г., 2022 г., 2023 г. соответственно.

В 2019 году объем мирового краудного сектора составил 278,8 млрд. долл. США, что на 48,8 млрд. долл. США (или на 21,2%) больше чем в 2018 г. (рис. 2). В 2017 году объем транзакций был зафиксирован в размере 188,3 млрд. долл. США. Так, мы получаем, что за рассматриваемый период краудный сектор возрастал ежегодно в среднем на 45,3 млрд. долл. США.

Рис. 2. Динамика объема мирового краудного сектора за 2017-2019 гг., млрд. долл. США

[8, 9, 10]

Структура мирового краудного сектора не претерпела значительных изменений, и в течение трех лет краудлендинг занимал около 96% удельного веса, в котором значительную часть (59%) занимает кредитование бизнеса, модель Р2В. Данная ситуация объясняется тем, что во-первых, кра-удлендинг характеризуется легкодоступ-ностью и быстротой получения кредита для МСП, во-вторых, данный способ привлечения финансирования имеет больше шансов успешности по причине его меньшей рискованности, чем краудинвестинг и краудлендинг Р2Р. Удельный вес крауд-

фандинга и краудинвестинга составил в среднем 2,3% и 1,7% соответственно. Таким образом, мы можем увидеть, что наибольшее влияние в росте краудного сектора имеет увеличение объемов кредитования бизнеса на рынке краудлендинга.

В 2017 году объем рынка краудлендинга составил 181,3 млрд. долл. США, и в течение трех лет он ежегодно возрастал в среднем на 42,9 млрд. долл. США. В 2019 году он достиг объема в размере 278,8 млрд. долл. США (рис. 2). Основным фактором данного роста является увеличение объемов кредитования Р2В: при его сред-

нем ежегодном приросте в размере 41,1 млрд. долл. США, он увеличился с 98,6 млрд. долл. США до 180,8 млрд. долл. США, в то время как рынок кредитования Р2Р характеризовался незначительным ростом. За период 2017-2019 гг. рынок кредитования Р2Р вырос на 3,7 млрд. долл. США, а именно с 82,6 млрд. долл. США до 86,3 млрд. долл. США.

За анализируемый период средний ежегодный прирост в размере 1,5 млрд. долл. США был отмечен на рынке краудфандин-га - объемы данного рынка возросли с 4 млрд. долл. США до 6,9 млрд. долл. США. На рынке краудинвестинга произошел небольшой рост объемов: при среднем ежегодном приросте в размере 887 млн. долл. США, рынок краудинвестинга увеличился с 3 млрд. долл. США до 4,8 млрд. долл. США.

При краудном финансировании МСП ведущую роль имеет частный неквалифицированный инвестор (инвестор, не обладающий знаниями и опытом работы на финансовом рынке и имеющий ограниченные сбережения), тем самым привлекая финансовые средства, ранее не вовлеченные в оборот или игравшие незначительную роль в экономике. Однако вследствие широкого распространения данного способа привлечения капитала в настоящее время отмечается активный интерес к данному феномену со стороны профессиональных инвесторов (бизнес-ангелы, венчурные капиталисты, инвестиционные фонды). В развитых странах профессиональные инвесторы активно участвуют в финансировании краудных проектов. Таким образом, наблюдается тенденция со-финансирования, при котором профессиональные инвесторы являются лидерами всех инвесторов. Они тщательно изучают бизнес-планы и оценивают их по многочисленным критериям (оценка адекватности и прибыльности проекта, юридическая экспертиза и прочее). Вынося свою экспертизу при выборе проекта, они стимулируют к инвестированию толпу, так как являются своего рода гарантом надежности инвестиций. По такому принципу работают английская платформа «Syndicate Room», американская «Crowdfunder» и

французские «October», «Credit.fr» и «Wesharebonds». Согласно исследованиям Cambridge Centre for Alternative Finance [11] в США 67% инвесторов на рынке краудлендинга являются профессиональными инвесторами, и 21% - в краудинвестинге. В Великобритании их доля составляет 28% и 25% в краудлен-динге и в краудинвестинге соответственно. Французская ассоциация краудного финансирования [12], установила, что 80% общего сбора на краудном секторе также осуществляется ими.

Сотрудничество между краудным финансированием и другими традиционными инвесторами при финансировании деятельности малого бизнеса является выигрышным для обеих сторон по нескольким причинам. Во-первых, при таком сотрудничестве происходит разделение рисков. Большинство краудных проектов имеют высокую степень риска. Однако из-за большого количества участников как профессиональных, так и непрофессиональных, данный риск распределяется и становится менее значительным для каждого участника в отдельности. Во-вторых, как было отмечено ранее, при краудном финансировании происходит определение потенциального спроса нового продукта или услуги. Если достаточно большое количество людей посчитало, что данный проект является необходимым для общества, то это дает сигнал профессиональным инвесторам о наличии прибыльного проекта.

Другим примером их благоприятного сотрудничества является финансирование проектов в области возобновляемых источников энергии или недвижимости. Из-за масштабности этих проектов стоимость привлечения конкретных вкладчиков высока для платформ, поэтому они предпочитают распределять финансирование между толпой (30%) и банками (70%) [12].

Подводя итоги данного исследования, можно сделать вывод, что краудное финансирование действительно является альтернативным способом финансирования предприятий малого и среднего бизнеса, которое приобрело значительную популярность в развитых странах. Кроме того,

сотрудничество между ним и традицион- ния финансовых ресурсов с высоким рис-ными институтами финансирования воз- ком, а он способен стимулировать и под-можно. Более того, они друг друга допол- держивать развитие экономики в долго-няют. Данный феномен не является просто срочной перспективе. методом быстрого и дешевого генерирова-

Библиографический список

1. De Buy sere K. et al. A framework for European crowdfunding. - 2012.

2. Belleflamme P., Lambert T., Schwienbacher A. Crowdfunding: Tapping the right crowd // Journal of business venturing. - 2014. - Т. 29. - № 5. - С. 585-609.

3. Bessière V., Stéphany É. Le crowdfunding: fondements et pratiques. - De Boeck Supérieur, 2017.

4. Schwienbacher A., Larralde B. Crowdfunding of small entrepreneurial ventures // Handbook of entrepreneurial finance, Oxford University Press, Forthcoming. - 2010.

5. Kirby E., Worner S. Crowd-funding: An infant industry growing fast // IOSCO Research Department. - 2014.

6. Freedman D., Nutting M. R. A brief history of crowdfunding //Including Rewards, Donation, Debt, and Equity Platforms in the USA. - 2015.

7. 2015CF: Crowdfunding Industry Report // Massolution.com - 2016.

8. Total Crowdfunding Volume Worldwide, 2020. - URL: https://www.statista.com/outlook 335/100/crowdfunding/worldwide

9. Total Crowdinvesting Volume Worldwide, 2020. - URL: https://www.statista.com/ outlook/377/100/ crowdinvesting/worldwide

10. Total Alternative lending Volume Worldwide, 2020. - URL: https://www.statista.com/ outlook/399/100/alternative-lending/worldwide

11. The 4th UK Alternative Finance Industry Report: Entrenching innovation // Cambridge Centre for Alternative Finance - 2017.

12. Financement Participatif France, 2020. - URL: https://financeparticipative.org/barometre-crowdfunding-france-2018/

CROWDFINANCE AS A WAY OF ATTRACTING CAPITAL FOR SMALL AND

MEDIUM ENTERPRISES

A.B. Untanova, Graduate Student Baikal State University (Russia, Irkutsk)

Abstract. This article presents the causes of the crowdfunding's emergence. The role of small and medium enterprises in the development of the country's economy is indicated. The economic essence of crowdfunding as an alternative way to raise capital is disclosed. The main participants of the crowd-market are represented. The models of crowdfunding, namely crowdfunding, crowdlending and crowdinvesting, are reviewed. The advantages and risks for each model are highlighted. Worldwide crowdfunding volumes are analyzed for the period 2017-2019. The relationship between crowdfunding and traditional professional investors is described.

Keywords: alternative financing, crowdfunding, crowdlending, crowdinvesting, small and medium enterprises.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.