Научная статья на тему 'Краудфандинг как альтернативный инструмент финансирования малого и среднего бизнеса'

Краудфандинг как альтернативный инструмент финансирования малого и среднего бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2821
355
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРАУДФАНДИНГ / CROWDFUNDING / МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES / КРАУДФАНДИНГОВАЯ ПЛАТФОРМА / CROWDFUNDING PLATFORM / ЧАСТНЫЕ ИНВЕСТОРЫ / PRIVATE INVESTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панова Е. А.

Предмет. Малый и средний бизнес является двигателем развития мировой экономики. Потребность в финансировании инновационных проектов малых и средних предприятий, часть из которых являются вновь созданными, увеличила значимость такой альтернативной формы финансирования, как краудфандинг. Краудфандинг как способ привлечения капиталообразующих инвестиций явление новое, в отечественной науке практически не изученное, что делает тему исследования особенно актуальной. Цели. Анализ категориального аппарата краудфандинга, выявление его сильных и слабых сторон, определение перспектив развития отечественного рынка краудфандинга с учетом зарубежного опыта. Методология. Использованы сравнительный анализ, научное познание и методы, основанные на логических рассуждениях. Результаты. Проведено исследование типов онлайн-площадок, форм краудфандинга и зарубежных правовых аспектов его регулирования выделены преимущества, недостатки и роль краудфандинга как источника финансирования малых и средних предприятий. Анализ мировых и европейских статистических данных позволил сделать вывод о возросшей в последние годы значимости альтернативных финансовых источников и в частности краудфандинга. В России краудфандинг пока не нашел широкого применения. Его дальнейшее развитие связано с организацией безопасных платежных систем, обеспечением нормативно-правовой базы и информационной поддержкой альтернативных источников финансирования. Выводы. Проведенное исследование может быть полезно с точки зрения как расширения возможностей финансирования малого и среднего бизнеса, так и рассмотрения краудфандинга в качестве фактора макроэкономического роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Crowdfunding as an alternative tool for financing small and medium-sized businesses

Importance This paper discusses the issues of crowdfunding. This phenomenon is new and practically not studied by the Russian national science. Objectives The article aims to analyze the framework of categories and concepts of crowdfunding, reveal its strengths and weaknesses, and determine the prospects for the development of the domestic market crowdfunding taking into account foreign practices. Methods For the study, I used the methods of comparative analysis, scientific knowledge, and techniques based on logical arguments. Results The article highlights the advantages, disadvantages and role of crowdfunding as a source of financing for small and medium-sized enterprises. Conclusions and Relevance In Russia, crowdfunding has not yet found extensive application. The analysis of world and European statistics leads to the conclusion that the importance of alternative financial sources and in particular crowdfunding, has increased in recent years. The study results can be useful both in terms of increasing financing opportunities for small and medium-sized businesses and in terms of considering crowdfunding as a factor of macroeconomic growth.

Текст научной работы на тему «Краудфандинг как альтернативный инструмент финансирования малого и среднего бизнеса»

pISSN 2071-4688 Инвестиционная деятельность

eISSN 2311-8709

КРАУДФАНДИНГ КАК АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ФИНАНСИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Екатерина Андреевна ПАНОВА

кандидат экономических наук, финансовый директор ООО «Мульти-Пласт 2000»,

Москва, Российская Федерация

[email protected]

orcid.org/0000-0002-5830-0087 SPIN-код: 3963-5321

История статьи:

Получена 30.11.2017 Получена в доработанном виде 14.12.2017 Одобрена 28.12.2017 Доступна онлайн 29.01.2018

УДК 336.648

G19, G23, G32, 016

Ключевые слова:

краудфандинг, малые и средние предприятия, краудфандинговая платформа, частные инвесторы

Аннотация

Предмет. Малый и средний бизнес является двигателем развития мировой экономики. Потребность в финансировании инновационных проектов малых и средних предприятий, часть из которых являются вновь созданными, увеличила значимость такой альтернативной формы финансирования, как краудфандинг. Краудфандинг как способ привлечения капиталообразующих инвестиций - явление новое, в отечественной науке практически не изученное, что делает тему исследования особенно актуальной.

Цели. Анализ категориального аппарата краудфандинга, выявление его сильных и слабых сторон, определение перспектив развития отечественного рынка краудфандинга с учетом зарубежного опыта.

Методология. Использованы сравнительный анализ, научное познание и методы, основанные на логических рассуждениях.

Результаты. Проведено исследование типов онлайн-площадок, форм краудфандинга и зарубежных правовых аспектов его регулирования выделены преимущества, недостатки и роль краудфандинга как источника финансирования малых и средних предприятий. Анализ мировых и европейских статистических данных позволил сделать вывод о возросшей в последние годы значимости альтернативных финансовых источников и в частности краудфандинга. В России краудфандинг пока не нашел широкого применения. Его дальнейшее развитие связано с организацией безопасных платежных систем, обеспечением нормативно-правовой базы и информационной поддержкой альтернативных источников финансирования. Выводы. Проведенное исследование может быть полезно с точки зрения как расширения возможностей финансирования малого и среднего бизнеса, так и рассмотрения краудфандинга в качестве фактора макроэкономического роста.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017

Для цитирования: Панова Е.А. Краудфандинг как альтернативный инструмент финансирования малого и среднего бизнеса // Финансы и кредит. - 2018. - Т. 24, № 4. - С. 238 - 250. https://doi.org/10.24891/fc.24. 1.238

Развитие сектора малого и среднего бизнеса является необходимым условием роста экономики любой страны. Большинство компаний по всему миру являются малыми или средними, и они играют важную роль в решении проблем безработицы, стимулировании роста ВВП и внедрении инноваций.

Одним из важнейших факторов, влияющих на деятельность малых и средних предприятий, является доступ к финансовым источникам.

Дефицит финансирования, с которым, как правило, сталкиваются подобные предприятия, подразумевает наличие определенных ограничений, обусловленных спецификой деятельности малого и среднего бизнеса. К ним можно отнести неподходящие условия внешнего финансирования, в частности, его высокую стоимость, а также недостаток активов и залогового обеспечения. Не последнюю роль играют и требования банков, диктующие необходимость привлечения в качестве поручителей - владельцев бизнеса,

что создает риск отчуждения их личной собственности. Для преодоления трудностей, связанных с доступом к инвестиционным ресурсам, малые и средние предприятия вынуждены обращаться к альтернативным источникам финансирования, которые играют все более важную роль в обеспечении экономического развития. [1]

Развитие интернет-технологий в сочетании с распространением социальных сетей открыло новые возможности для малых и средних предприятий. Произошедший структурный сдвиг в области их финансирования обеспечил доступ к онлайн-инструментам, позволяющим привлекать денежные средства быстрее, проще и прозрачнее по сравнению с традиционным кредитованием. Одним из важнейших альтернативных финансовых инструментов является краудфандинг.

В последнее время в зарубежной литературе механизм краудфандинга исследовался достаточно часто. В отечественной науке этот феномен незаслуженно обойден вниманием, несмотря на то, что в нашей стране краудфандинг активно развивается. В данной статье сделаны шаги в направлении раскрытия сущности, механизма функционирования, достоинств и недостатков краудфандинга.

Краудфандинг или народное финансирование (от англ. crowd - толпа и funding -финансирование) - это новая практика привлечения денежных средств, благодаря которой люди, часто живущие в разных регионах, способствуют финансированию проекта, в котором заинтересованы [2]. Краудфандинг выступает в качестве источника капитала, предоставляемого широким виртуальным сообществом, желающим поддержать определенную идею.

Исторически краудфандинг берет начало от способа финансирования творческих проектов, таких как книги, фильмы, игры. С появлением первых краудфандинговых площадок в середине 2000-х гг. народное финансирование стало использоваться в предпринимательской деятельности. Краудфандинг не только применяется в качестве альтернативного инструмента

финансирования во многих секторах экономики, в том числе для поддержки широкого спектра коммерческих операций малого и среднего бизнеса, но и способен в корне изменить систему венчурного капитала [3]. Специфика краудфандинга заключается в том, что он служит для финансирования конкретных проектов, а не предприятия в целом. Такая форма финансирования может стать выходом для небольших или вновь созданных предприятий, которым не хватает залога или кредитной истории для доступа к традиционным источникам привлечения капитала.

Краудфандинг выступает методом привлечения внешних инвестиций от большого количества людей, называемых вкладчиками, донорами, спонсорами или частными инвесторами, в обмен на продукт либо определенное вознаграждение. Краудфандинг нацелен на решение конкретных задач, связанных с разработкой, оценкой и продажей товара или услуги путем открытого объявления в Интернете. В отличие от бизнес-ангелов, венчурных предприятий, банков и прочих финансовых организаций, предоставляющих большие объемы финансирования, краудфандинг предполагает привлечение от многочисленных частных инвесторов небольших финансовых взносов.

Таким образом, краудфандинг - это сотрудничество предпринимателей, нуждающихся в привлечении капитала, вкладчиков, являющихся его источником, и посредников - краудфандинговых платформ, обеспечивающих правовую основу и осуществляющих предварительный отбор жизнеспособных проектов.

Краудфандинговые платформы делятся на три категории:

• модель с клиентским сегрегированным счетом;

• нотариальная модель;

• модель с гарантированным возвратом.

В модели с клиентским сегрегированным счетом платформа играет весьма ограниченную роль. Деньги, собранные

посредством краудфандинга, хранятся на банковском счете отдельно от платформы, не имеющей к нему права доступа.

В нотариальной модели платформе отводится более важная роль: на ней обрабатываются финансовые и инвестиционные запросы, собираются деньги, которые переводятся в банк, а затем уже передаются компании.

В модели с гарантированным возвратом роль платформы значительно расширена. На платформе определяются условия для получения денежных средств и устанавливается гарантированная норма прибыли для инвесторов (как правило, 8-10%). Использование этой модели предполагает прямое взаимодействие платформы и предприятия в целях адекватной оценки его кредитоспособности. Модель с гарантированным возвратом очень популярна в Китае [4].

Процесс привлечения финансирования посредством краудфандинга состоит из нескольких этапов.

На начальном этапе предприятие рассчитывает объем финансирования, необходимый для реализации проекта, и сроки, в которые требуется собрать денежные средства. Сумма, заявляемая для сбора на краудфандинговой платформе, определяется как разница между необходимым объемом финансирования и объемом средств, уже имеющихся в распоряжении предприятия.

Далее выбирается форма вознаграждения вкладчиков - она может быть как финансовой, так и нефинансовой. В системе краудфандинга существует пять основных моделей вознаграждения [5-9]:

1) спонсорство. Участник осуществляет вклад в виде пожертвования, материальная компенсация за которое не предусматривается. Вкладчики получают вознаграждение в виде публичного признания, которое может носить рекламный или маркетинговый характер. Спонсорская модель применяется в основном некоммерческими организациями,

а в сфере малого и среднего бизнеса практически не используется;

2) предварительная продажа или предварительный заказ. В обмен на предоставление финансирования, направленного на производство определенного продукта, вкладчики получают его раннюю версию или возможность приобретения продукта по сниженной цене;

3 ) в оз нагр аж д ени е . В каче ств е вознаграждения выступает не фактический товар или услуга, а символический подарок - например, фирменная футболка или брелок. Часто компании используют комбинированную модель, совмещающую предзаказ и вознаграждение;

4) кредитование. Благодаря кредитованию вкладчики получают определенные проценты либо комиссию за использование денежных средств по завершению проекта. Вкладчики также могут получать денежное вознаграждение на основе принципа распределения дохода, предполагающего в случае успешной реализации проекта выплату заранее оговоренной доли прибыли;

5) участие в акционерном капитале. Посредством краудфандинговых платформ компания выставляет ценные бумаги в открытую продажу, а приобретающие их инвесторы получают долю в бизнесе и право голоса.

Кредитование и участие в акционерном капитале (акционерный краудфандинг), предполагающие финансовый характер вознаграждения вкладчикам, относятся к так называемому инвестиционному краудфандингу или краудинвестингу. В случае если компания начнет активно расти и развиваться, частные инвесторы могут рассчитывать на финансовую отдачу.

Сбор средств на краудфандинговой платформе сопровождается подробным описанием целей бизнес-проекта и путей их достижения, включающим калькуляцию предстоящих расходов. Поскольку вкладчики не имеют

возможности провести глубокие исследования и получить профессиональную оценку краудфандингового проекта, компании следует максимально четко и понятно обозначить его ценность. Очевидно, что каждый проект имеет свои индивидуальные особенности, однако можно выделить ключевые моменты, которые обязательно должна содержать бизнес-модель:

• структура собственности компании;

• состав и квалификация управленческой команды;

• структура инвестиций;

• стадия разработки проекта;

• анализ рынка;

• возможные риски;

• финансовый прогноз.

Важным моментом работы краудфандинговой платформы является выделение на начальном этапе работоспособных идей, имеющих потенциал развития. В целях защиты прав и интересов инвесторов проводится экспертиза с привлечением сотрудников платформы или внешних специалистов. В результате э ксп е рти з ы не пе рс п екти в ны е и подозрительные проекты отсеиваются, а информация о проектах, прошедших отбор, размещается на платформе.

Длительность этапа непосредственного сбора денежных средств зависит от выбранной платформы, но как показывает практика, средний временной интервал успешной кампании составляет 8-9 недель с момента ее запуска [10].

Если краудфандинговая платформа работает по принципу AON (All-Or-Nothing - все или ничего), денежные средства передаются компании только в случае сбора необходимой суммы в полном объеме, в противном случае деньги возвращаются вкладчикам. Краудфандинговые платформы, работающие по принципу KIA (Keep-It-All - оставьте все), передают компании все собранные деньги, какую бы часть от изначально заявленной суммы они не составляли. Денежные средства

передаются компании за минусом вознаграждения за оказанную услугу. На зарубежных краудфандинговых платформах вознаграждение организаторам составляет порядка 4-5% от собранной суммы [11], на отечественных площадках - 5-15%. Вне зависимости от «родины» платформы 5-10% будет составлять комиссия платежного агрегатора, осуществляющего перевод денег [12].

Помимо этого некоторые платформы предусматривают внесение следующих платежей:

• регистрационный взнос, уплачиваемый компаниями, которые впервые выступают на платформе со своей бизнес-идеей;

• заявочный взнос, взимаемый для покрытия расходов платформы по обработке информации и определяемый в процентах от требующейся суммы денежных средств либо в виде фиксированной суммы;

• ежегодная плата, рассчитываемая как процент от заимствованных сумм и направляемая на покрытие административных расходов платформы;

• плата за просрочку, используемая в качестве штрафа компаниям, задерживающим выплаты процентов.

Краудфандинг, как и любой финансовый источник, имеет свои преимущества и недостатки. К основным достоинствам краудфандинга можно отнести следующие.

1. В основе краудфандинга лежит принцип «мудрость народа», в соответствии с которым коллективный разум может оказаться эффективнее мнения специалистов в узкой области. За счет эффекта масштаба краудфандинг превращается в уникальный механизм сортировки и индикации жизнеспособности проектов. Краудфандинг служит для выявления качественных инвестиционных проектов, проверки оригинальности идей перед целевой аудиторией и тестирования перспективности продукта с точки зрения восприимчивости к нему рынка [13].

2. Краудфандинг позволяет использовать так называемый мозговой штурм, в ходе которого предприниматель может установить прямую связь с аудиторией и получить комментарии, отзывы и идеи от множества людей.

3. Краудфандинг является своего рода электронным маркетинговым инструментом. С учетом того факта, что вкладчики одновременно являются потенциальными потребителями и заинтересованы в продвижении продукта, они будут распространять информацию о нем среди знакомых, в том числе в социальных сетях, снижая тем самым расходы на рекламную кампанию [14].

4. Краудфандинг является гибким инструментом, устраняющим географические барьеры и позволяющим привлекать денежные средства, обращаясь как к финансовым, так и к нефинансовым мотивам вкладчиков.

5. Краудфандинг способствует скорейшему продвижению продукта на рынке и обеспечению раннего доступа потребителей к оригинальным продуктам, а также вызывает интерес к новым проектам на начальных стадиях их развития.

6. Если речь идет не об акционерном краудфандинге, внешнее финансирование не влечет за собой утрату собственниками бизнеса контроля над принятием решений.

Слабые стороны краудфандинга, сдерживающие применение этого источника финансирования, в основном связаны с его публичным характером.

1. Для успешного привлечения денежных средств предприятию необходимо дать максимально подробное описание проекта, раскрыть важную информацию об уникальных особенностях продукта, его потенциальных покупателях и расходах на внедрение. Все эти сведения нежелательны к разглашению и связаны с таким понятием, как коммерческая тайна, а значит, краудфандинг повышает риск раскрытия информации и кражи идеи и может вызвать

негативные последствия при дальнейшем патентировании продукта.

2. Из-за большого количества участников краудфандинг может оказаться более трудоемким и дорогостоящим инструментом по сравнению с традиционными методами финансирования, а потому компании важно соизмерять временные и материальные затраты, направленные на привлечение внимания к проекту и последующее взаимодействие с вкладчиками.

3. Краудфандинговые площадки чаще всего не несут ответственности за представленные на них бизнес-проекты и не дают гарантий их дальнейшей реализации, что увеличивает вероятность мошенничества и проявления недобросовестности. Некоторые платформы не проводят экспертизу проектов, а лишь осуществляют формальную проверку документов, представленных компанией.

4. Как любой инструмент, связанный с онлайн-платежами, краудфандинг подвержен риску кибер-атаки.

5. Сотрудники предприятия, использующего краудфандинг, могут не обладать достаточной профессиональной компетенцией, а значит, риск провала проекта и утраты вложенных средств очень велик.

6. С развитием краудфандинга все больше растет конкуренция между проектами.

В настоящий момент по всему миру идет активное формирование краудфандинга как рыночной финансовой системы. В зарубежных исследованиях можно встретить прогнозы относительно перестройки рынка финансирования малых и средних предприятий, согласно которым к середине 2020 гг. значение альтернативных финансовых источников и, в частности, краудфандинга существенно возрастет1. Обоснованность подобных суждений подтверждается

1 Brown R., Lee N. The Future of Funding for Small and Medium-Sized Enterprises in the UK. Centre for Responsible Banking & Finance, School of Management. University of St Andrews, 2017. URL: https://www.fca.org.uk/publication/resea rch/future-funding-sme-uk.pdf

современными тенденциями - по данным портала Statista.com объем рынка альтернативного финансирования в Европе за период с 2012 по 2015 г. вырос более чем в 11 раз - с 487 до 5 431 млн евро (рис. 1), а стоимость средств, привлеченных по всему миру посредством краудфандинга, увеличилась с 597,14 до 738,9 долл. США (рис. 2).

При ощутимом потенциале краудфандинга большое значение имеет создание среды его развития [15]. Во многих странах краудфандинг приковывает все большее внимание со стороны регулирующих органов с точки зрения его внедрения как инструмента финансирования при одновременном решении проблем прозрачности и защиты интересов инвесторов. Возрастающий интерес к краудфандингу также связан с тем, что на правительственном уровне он рассматривается как способ создания рабочих мест и обеспечения макроэкономической стабильности.

В зарубежном праве последнее десятилетие охарактеризовалось формированием нормативной базы, регулирующей механизмы и взаимоотношения участников краудфандинговых сделок. Так, в Великобритании, являющейся самым крупным рынком альтернативных источников финансирования, деятельность, связанная с краудфандингом, строго регламентируется и ее осуществление невозможно без специального разрешения. С 2014 г. британские инвесторы также должны проходить специальную процедуру сертификации во избежание участия в сделках людей, полностью не осознающих риски краудфандинга [16]. В США в 2013 г. вступил в силу закон JOBS (Jumpstart Our Business Startup), установивший нормативную базу для акционерного краудфандинга и так называемых неаккредитованных инвесторов. Любой американский краудфандинговый проект может собрать максимум 1 млн долл. США в течение 12 месяцев от неограниченного количества инвесторов. Однако на самих инвесторов наложены ограничения общей годовой суммы вкладов - она не может быть больше 2 000 долл. США или 5% годового

дохода, если он не превышает 100 000 долл. США, и 10% годового дохода, превышающего 100 000 долл. США. В последнем случае общая годовая сумма вкладов одного инвестора также не может превышать 100 000 долл. США [17]. Во Франции размер вклада от частного лица не должен превышать 250 евро на проект, а максимальная сумма, которая может быть собрана компанией при помощи краудфандинга, составляет 300 000 евро [18].

В России краудфандинг является практически нерегулируемой деятельностью, а потому проблема формирования контрольно-регламентирующей структуры в этой сфере стоит весьма остро. При этом в разработке регулятивных мер заинтересованы не только предприниматели и инвесторы, но и финансовые учреждения, которые благодаря краудфандинговым платформам лишаются части прибыли2. Отсутствие надежной структуры онлайн-соединений и безопасных систем по переводу денег диктует необходимость интеграции краудфандинговых платформ и традиционных финансовых учреждений.

Создание среды, поддерживающей финансовые инновации и способствующей эффективному сопоставлению бизнес-идей и капитала, позволит сделать краудфандинг мощным инструментом в руках малого и среднего бизнеса и предоставит обширные возможности для продвижения новых проектов. Более всего это касается высокотехнологичных стартапов: по статистике в 2016 г. в Европе именно сектор технологий привлек посредством краудфандинга максимальный объем денежных средств - 42,47 млн долл. США3 (рис. 3).

В России достаточно успешно и стабильно функционируют две краудфандинговые платформы - Planeta и Boomstarter, а также одна краудинвестинговая - Starttrack4.

2 Swart R. Challenges in SME access to capital. The Roosevelt Institute, 2015, pp. 1-10. URL: http://rooseveltinstitute.org/wp-content/uploads/2015/10/Swart-Challenges-in-SME-Access-to-Capital.pdf

3 По данным URL: http://www.statista.com

4 По данным, представленным на сайте. URL: http://www.planeta.ru

Planeta официально функционирует с 2012 г., однако первым проектом, запущенным в тестовом режиме, был сбор денег для выпуска альбома Spirit группы Би-2 в 2011 г. Из трех площадок именно Planeta насчитывает самое большое количество зарегистрированных пользователей - 673 тыс. и к настоящему моменту собрала 750 млн руб., однако лишь 9% реализованных проектов относились к области бизнеса и технологий.

Planeta работает по гибкой схеме: комиссия составляет 10% от средств, в случае если заявленная сумма собрана полностью. Если проект собрал от 50 до 99% от заявленной суммы, комиссия составляет 15%. Взносы по проектам, собравшим менее 50% заявленных средств, возвращаются инвесторам, плата с компании не взимается.

Платформа Boomstarter, также осуществляющая свою деятельность с 2012 г., показала более скромные результаты - на сегодняшний день с ее помощью собрано 335 млн руб., а количество спонсоров составляет 181 тыс.5.

Платформа делает акцент на бизнес-проектах и осуществляет сбор денег по трем схемам:

• стандартной схеме «Все или ничего»;

• «До цели» - сбор денег не имеет ограничения по времени, средства перечисляются компании ежемесячно в размере собранных средств либо в полном объеме по окончании срока сбора;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• «Подписка» - сбор средств осуществляется до тех пор, пока компания не заявит об окончании реализации проекта.

Самые впечатляющие результаты продемонстрировала созданная при поддержке Фонда развития интернет-инициатив краудинвестинговая площадка Starttrack - за 2,5 года с ее помощью было привлечено 1 435 млн руб. при минимальном количестве инвесторов - 2 1546. Starttrack является

5 По данным, представленным на сайте. URL: http://www.boomstarter.ru

6 По данным, представленным на сайте. URL: http://www.starttrack.ru

узкоспециализированной платформой, сосредоточенной на развитии бизнеса, а потому компании размещают не только базовую информацию о бизнес-проектах, но и раз в месяц обновляют свои финансовые показатели, в том числе затраты и выручку. Платформа привлекает к финансированию проектов не только частных инвесторов, но и их группы, а также инкубаторы, акселераторы и венчурные фонды. Обязательным условием Starttrack является аккредитация, которую проходят как представители бизнеса, так и инвесторы.

Анализ зарубежных и отечественных тенденций развития краудфандинга позволяет утверждать, что он обладает колоссальным потенциалом в качестве альтернативного источника финансирования малых и средних предприятий, в том числе и вновь созданных. В мире в целом и в каждой стране в частности не задействована определенная крупная часть капитала, находящаяся в распоряжении населения [19]. Благодаря краудфандингу свободные, не вложенные во что-либо средства могут стать полезными для всех участников экономических отношений -компаний, частных инвесторов, государства.

В нашей стране краудфандинг пока не слишком распространен. Причина заключается не только в вопросах его регулирования и стандартизации, но и в отсутствии информационной поддержки данного вида альтернативного финансирования - многие предприятия, особенно малые и средние, даже не знают о его существовании.

Уникальность краудфандинга заключается в том, что он не может быть заменен кредитованием в традиционном смысле. Являясь многофункциональным финансовым инструментом, краудфандинг дает возможность ориентированным на рост компаниям получить поддержку инновационных идей даже в условиях экономической неопределенности. Внимание к краудфандингу со стороны государства позволит сделать его трамплином, способным обеспечить импульс развития малого и среднего бизнеса.

Рисунок 1

Объем рынка альтернативного финансирования в Европе в 2012-2015 гг., млн евро Figure 1

The alternative financing market volume in Europe in 2012-2015, million EUR

6 000 5 000 4 000 3 000 2 000 1 000 0

2012 2013 2014 2015

Источник: составлено автором на основе данных сайта. URL: www.statista.com Source: Authoring, based on the website data: URL: www.statista.com

Рисунок 2

Стоимость средств, привлеченных за счет краудфандинга во всем мире в 2014-2016 гг., млн долл. США Figure 2

Cost of funds attracted through crowdfunding worldwide in 2014-2016, million USD

900 800 700 600 500 400 300 200 100 0

Источник: составлено автором на основе данных сайта. URL: www.statista.com Source: Authoring, based on the website data: URL: www.statista.com

Рисунок 3

Стоимость средств, привлеченных за счет краудфандинга в Европе в 2016 г., по секторам, млн долл. США Figure 3

Cost of funds attracted through crowdfunding in Europe in 2016, by sector, million USD

Пищевая промышленность Музыка Публицистика Модная индустрия Фильмы Общественные нужды Видеоигры Игры Дизайн Технологии

Источник: составлено автором на основе данных сайта. URL: www.statista.com Source: Authoring, based on the website data: URL: www.statista.com

2014 2015 2016

Список литературы

1. Eniola A.A., Entebang H. SME Firm Performance-Financial Innovation and Challenges. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2015, no. 195, pp. 334-342.

URL: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.20l5.06.361

2. Borello G. The Funding Gap and the Role of Financial Return Crowdfunding: Some Evidence from European Platforms. Journal of Internet Banking and Commerce, 2015, vol. 20, iss. 1,

pp. 1-20. URL: http://www.icommercecentral.com/open-access/the-funding-gap-and-the-role-of-financial-returncrowdfunding-some-evidence-from-european-platforms.pdf

3. Fenwick M., McCahery J.A., Vermeulen E.P.M. Fintech and the Financing of Entrepreneurs: From Crowdfunding to Marketplace Lending. ECGI - Law Working Paper, 2017, no. 369, 62 p. URL: http://ecgi.global/sites/default/files/working_papers/documents/fenwick-mccahery-vermeulen.pdf

4. Kirby E., Worner S. Crowd-funding: An Infant Industry Growing Fast. Staff Working Paper of the IOSCO Research Department, 2014, no. SWP3, 63 p.

URL: http://www.iosco.org/library/pubdocs/pdf/IOSCOPD459.pdf

5. Fatoki O. The Financing Options for New Small and Medium Enterprises in South Africa. Mediterranean Journal of Social Sciences, 2014, vol. 5, iss. 20, pp. 748-755.

URL: https://doi.org/10.5901/mjss.2014.v5n20p748

6. Pazowski P., Czudec W. Economic Prospects and Conditions of Crowdfunding. Management, Knowledge and Learning International Conference 2014. Human Capital without Borders: Knowledge and Learning for Quality of Life. Slovenia, Poltoroz, 2014, June 25-27,

pp. 1079-1088.

7. Gedda D., Nilsson B., Sathén Z., S0ilen K.S. Crowdfunding: Finding the Optimal Platform

for Funders and Entrepreneurs. Technology Innovation Management Review, 2016, vol. 6, iss. 3, pp. 31-40. URL: http://timreview.ca/sites/default/files/article_PDF/Gedda_et_al_TIMReview_Mar ch2016.pdf

8. Bouncken R.B., Komorek M., Kraus S. Crowdfunding: The Current State of Research. International Business & Economics Research Journal, 2015, vol. 14, iss. 3, pp. 407-416. URL: https://doi.org/10.19030/iber.v14i3.9206

9. Griffin Z.J. Crowdfunding: Fleecing the American Masses. Journal of Law, Technology & the Internet, 2013, vol. 4, iss. 2, pp. 375-410.

URL: https://scholarlycommons.law.case.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1004&context=jolti

10. Rossi M. The New Ways to Raise Capital: An Exploratory Study of Crowdfunding. International Journal of Financial Research, 2014, vol. 5, iss. 2, pp. 8-18.

URL: https://doi.org/10.5430/ijfr.v5n2p8

11. Kuti M., Madarasz G. Crowdfunding. Public Finance Quarterly, 2014, no. 3, pp. 355-366.

12. Веселовский М.Я. Краудфандинг в России: состояние и возможности стимулирования инновационных стратапов // Инновационное развитие экономики. 2016. № 2. С. 7-13. URL: http://ineconomic.ru/sites/default/files/field_print_version/zhurnal_no_2_32.pdf

13. Silver L., Berggren B., Fili A. The Role of Crowdfunding in Entrepreneurial Ventures: An Analysis of Recent Trends in Sweden. Investment Management and Financial Innovations, 2016, vol. 13, iss. 1, pp. 221-229. URL: https://doi.org/10.21511/imfi.13(1-1).2016.09

14. Golic Z. Advantages of Crowdfunding as an Alternative Source of Financing of Small and Medium-Sized Enterprises. Zbornik Radova Ekonomskog Fakulteta u Istocnom Sarajevu, 2014, no. 8, pp. 39-48. URL: https://doi.org/10.7251/ZREFIS1408039G

15. O'Toole C.M., Lawless M., Lambert D. Non-Bank Financing in Ireland: A Comparative Perspective. The Economic and Social Review, 2015, vol. 46, no. 1, pp. 133-161. URL: http://www.esr.ie/article/view/294/106

16. Pekmezovic A., Walker G. The Global Significance of Crowdfunding: Solving the SME Funding Problem and Democratizing Access to Capital. William & Mary Business Law Review, 2016, vol. 7, iss. 2, pp. 347-458. URL: http://paperity.org/p/83347873/the-global-significance-of-crowdfunding-solving-the-sme-funding-problem-and-democratizing

17. Gilinsky D. Regulation of Crowdfunding in the UK, US and Israel - A Comparative Review. London, 2016, November 9.

18. Sannajust A., Roux F., Chaibi A. Crowdfunding in France: A New Revolution? Journal of Applied Business Research, 2014, vol. 30, pp. 1909-1918. URL: https://doi.org/10.19030/jabr.v30i6.8947

19. Дук А.Ю., Джамалдинова М.Д. Краудфандинг как новая форма инновации в инвестировании // Вопросы региональной экономики. 2016. Т. 26. № 1. С. 27-33.

URL: http://unitech-mo.ru/upload/files/science/problems-of-regional-economy/file/2016_1.pdf Информация о конфликте интересов

Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

pISSN 2071-4688 Investing

eISSN 2311-8709

CROWDFUNDING AS AN ALTERNATIVE TOOL FOR FINANCING SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

Ekaterina A. PANOVA

OOO Mul'ti-Plast 2000, Moscow, Russian Federation [email protected]

orcid.org/0000-0002-5830-0087

Article history: Abstract

Received 30 November 2017 Importance This paper discusses the issues of crowdfunding. This phenomenon is new Received in revised form and practically not studied by the Russian national science.

14 December 2017 Objectives The article aims to analyze the framework of categories and concepts of

Accepted 28 December 2017 crowdfunding, reveal its strengths and weaknesses, and determine the prospects for the Available online development of the domestic market crowdfunding taking into account foreign practices.

29 January 2018 Methods For the study, I used the methods of comparative analysis, scientific knowledge,

and techniques based on logical arguments. JEL classification: G19, G23, Results The article highlights the advantages, disadvantages and role of crowdfunding as a G32, O16 source of financing for small and medium-sized enterprises.

Conclusions and Relevance In Russia, crowdfunding has not yet found extensive application. The analysis of world and European statistics leads to the conclusion that the Keywords: crowdfunding, importance of alternative financial sources and in particular crowdfunding, has increased small and medium enterprises, in recent years. The study results can be useful both in terms of increasing financing crowdfunding platform, opportunities for small and medium-sized businesses and in terms of considering

private investors crowdfunding as a factor of macroeconomic growth.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2017

Please cite this article as: Panova E.A. Crowdfunding as an Alternative Tool for Financing Small and Medium-Sized Businesses. Finance and Credit, 2018, vol. 24, iss. 4, pp. 238-250. https://doi.org/10.24891/fc.24. 1.238

References

1. Eniola A.A., Entebang H. SME Firm Performance-Financial Innovation and Challenges. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2015, no. 195, pp. 334-342.

URL: https://doi.org/10.10Wj.sbspro.20l5.06.361

2. Borello G. The Funding Gap and the Role of Financial Return Crowdfunding: Some Evidence from European Platforms. Journal of Internet Banking and Commerce, 2015, vol. 20, iss. 1,

pp. 1-20. URL: http://www.icommercecentral.com/open-access/the-funding-gap-and-the-role-of-financial-returncrowdfunding-some-evidence-from-european-platforms.pdf

3. Fenwick M., McCahery J.A., Vermeulen E.P.M. Fintech and the Financing of Entrepreneurs: From Crowdfunding to Marketplace Lending. ECGI - Law Working Paper, 2017, no. 369, 62 p. URL: http://ecgi.global/sites/default/files/working_papers/documents/fenwick-mccahery-vermeulen.pdf

4. Kirby E., Worner S. Crowd-funding: An Infant Industry Growing Fast. Staff Working Paper of the IOSCO Research Department, 2014, no. SWP3, 63 p.

URL: http://www.iosco.org/library/pubdocs/pdf/IOSCOPD459.pdf

5. Fatoki O. The Financing Options for New Small and Medium Enterprises in South Africa. Mediterranean Journal of Social Sciences, 2014, vol. 5, iss. 20, pp. 748-755.

URL: https://doi.org/10.5901/mjss.2014.v5n20p748

6. Pazowski P., Czudec W. Economic Prospects and Conditions of Crowdfunding. Management, Knowledge and Learning International Conference 2014. Human Capital without Borders: Knowledge and Learning for Quality of Life. Slovenia, Poltoroz. 2014, June 25-27,

pp. 1079-1088.

7. Gedda D., Nilsson B., Sathén Z. et al. Crowdfunding: Finding the Optimal Platform for Funders and Entrepreneurs. Technology Innovation Management Review, 2016, vol. 6, iss. 3, pp. 31-40. URL: http://timreview.ca/sites/default/files/article_PDF/Gedda_et_al_TIMReview_March2016.pdf

8. Bouncken R.B., Komorek M., Kraus S. Crowdfunding: The Current State of Research. International Business & Economics Research Journal, 2015, vol. 14, iss. 3, pp. 407-416. URL: https://doi.org/10.19030/iber.v14i3.9206

9. Griffin Z.J. Crowdfunding: Fleecing the American Masses. Journal of Law, Technology & the Internet, 2013, vol. 4, iss. 2, pp. 375-410.

URL: https://scholarlycommons.law.case.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1004&context=jolti

10. Rossi M. The New Ways to Raise Capital: An Exploratory Study of Crowdfunding. International Journal of Financial Research, 2014, vol. 5, iss. 2, pp. 8-18.

URL: https://doi.org/10.5430/ijfr.v5n2p8

11. Kuti M., Madarasz G. Crowdfunding. Public Finance Quarterly, 2014, no. 3, pp. 355-366.

12. Veselovskii M.Ya. [Crowdfunding in Russia: status and stimulation opportunities of innovative start-ups]. Innovatsionnoe razvitie ekonomiki = Innovative Development of Economy Journal, 2016, no. 2, pp. 7-13.

URL: http://ineconomic.ru/sites/default/files/field_print_version/zhurnal_no_2_32.pdf (In Russ.)

13. Silver L., Berggren B., Fili A. The Role of Crowdfunding in Entrepreneurial Ventures: An Analysis of Recent Trends in Sweden. Investment Management and Financial Innovations, 2016, vol. 13, iss. 1, pp. 221-229. URL: https://doi.org/10.21511/imfi.13(1-1).2016.09

14. Golic Z. Advantages of Crowdfunding as an Alternative Source of Financing of Small and Medium-Sized Enterprises. Zbornik Radova Ekonomskog Fakulteta u Istocnom Sarajevu, 2014, no. 8, pp. 39-48. URL: https://doi.org/10.7251/ZREFIS1408039G

15. O'Toole C.M., Lawless M., Lambert D. Non-Bank Financing in Ireland: A Comparative Perspective. The Economic and Social Review, 2015, vol. 46, iss. 1, pp. 133-161. URL: http://www.esr.ie/article/view/294/106

16. Pekmezovic A., Walker G. The Global Significance of Crowdfunding: Solving the SME Funding Problem and Democratizing Access to Capital. William & Mary Business Law Review, 2016, vol. 7, iss. 2, pp. 347-458. URL: http://paperity.org/p/83347873/the-global-significance-of-crowdfunding-solving-the-sme-funding-problem-and-democratizing

17. Gilinsky D. Regulation of Crowdfunding in the UK, US and Israel - A Comparative Review. London, 2016, November 9. URL: http://newsroom.howardkennedy.com/regulation-of-crowdfunding-in-the-uk-us-and-israel--a-comparative-review/

18. Sannajust A., Roux F., Chaibi A. Crowdfunding in France: A New Revolution? Journal of Applied Business Research, 2014, vol. 30, pp. 1909-1918. URL: https://doi.org/10.19030/jabr.v30i6.8947

19. Duk A.Yu., Dzhamaldinova M.D. [Crowdfunding as an investment in innovation process]. Voprosy regionalnoi ekonomiki, 2016, vol. 26, iss. 1, pp. 27-33. URL: http://unitech-mo.ru/upload/files/science/problems-of-regional-economy/file/2016_1.pdf (In Russ.)

Conflict-of-interest notification

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.