Научная статья на тему 'Тенденции развития косвенного налогообложения в современной экономике'

Тенденции развития косвенного налогообложения в современной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
377
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Налоги и финансы
Область наук
Ключевые слова
КОСВЕННОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / ВТО / ДИНАМИКА НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ / ВОЗМЕЩЕНИЕ / СНИЖЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлова Анастасия Александровна

Реформирование налоговой системы всегда было и остается важным вопросом для большинства государств. Однако в течение последних двух лет, когда мир накрыла волна рецессии и доходы бюджетов большинства стран резко и значительно снизились, вопрос реформирования налоговой системы стал особенно острым. Основное внимание законодателей при реформировании налоговой системы уделяется наиболее важным налогам как с фискальной точки зрения, так и с точки зрения возможности регулирующего воздействия на экономику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development trends of indirect taxation in modern economy

Reform of tax system has always been as well as it currently is an issue of great importance for the majority of states. However, for the last two years, when the whole world has been suffering from recession and budget incomes of most of the countries have suddenly decreased in a dramatic manner, the problem of the reform of tax system has become particularly critical. During realization of the tax system reform legislators focus on the most important taxes speaking about both fiscal aspects and possibility of regulatory effect on the economy.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития косвенного налогообложения в современной экономике»

© 2012 г.

А. А. Орлова

тенденции развития косвенного налогообложения в современной экономике

Орлова Анастасия Александровна - доцент кафедры финансов Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, к.э.н.

(E-mail: Anastasya_orlova@mail.ru)

Аннотация. Реформирование налоговой системы всегда было и остается важным вопросом для большинства государств. Однако в течение последних двух лет, когда мир накрыла волна рецессии и доходы бюджетов большинства стран резко и значительно снизились, вопрос реформирования налоговой системы стал особенно острым. Основное внимание законодателей при реформировании налоговой системы уделяется наиболее важным налогам как с фискальной точки зрения, так и с точки зрения возможности регулирующего воздействия на экономику.

Ключевые слова: косвенное налогообложение, финансовый кризис, ВТО, динамика налоговых поступлений, возмещение, снижение таможенных пошлин.

НДС успешно применяется в большинстве стран с рыночной экономикой уже более 40 лет. Так, в странах Западной Европы данный налог был введен в конце 60-х гг. (Германия, Дания, Нидерланды, Франция, Швеция) и начале 70-х гг. (Бельгия, Великобритания, Италия, Люксембург, Норвегия) прошлого века . НДС, как основной налог на потребление, взимается в 35 странах Азии, Африки и Латинской Америки

Широкое распространение НДС стало возможным благодаря подписанию в 1957 г. в Риме договора о создании Европейского экономического сообщества, согласно которому страны, его подписавшие, должны были гармонизировать свои налоговые системы в интересах создания общего рынка. В 1967 г. Вторая директива Совета Европейского экономического сообщества провозгласила НДС главным косвенным налогом Европы, предписывая всем членам Сообщества ввести данный налог в свои налоговые системы до конца 1972 г. В том же 1967 г. НДС был введен в Дании, в 1968 - в ФРГ Шестая директива Совета Европейского экономического сообщества 1977 г. окончательно утвердила базу современной европейской системы обложения НДС, чем способствовала унификации взимания данного налога в Европе

Механизм взимания НДС во многих странах идентичен. Плательщиками налога являются юридические и физические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью . Объектами обложения выступают оборот товаров, объем произведенных работ и оказанных услуг. Необходимо отметить, что налог взимается многократно на каждом этапе производства и реализации продукции при ее движении от первого производителя до конечного потребителя. Налоговая база определяется исходя из стоимости, добавленной на каждой стадии производства и обращения, включая заработную плату с начислениями, амортизацию, проценты за кредит, прибыль и расходы общего характера (за электроэнергию, рекламу, транспорт и др . ). При этом стоимость средств производства и материальных затрат исключается из облагаемого оборота . Предусмотрены льготы при расчете и уплате НДС, которые определяются историческим и социально-экономическим развитием каждой страны Однако общей для всех налоговой льготой является необлагаемый минимум оборота реализуемой продукции . Прежде всего это освобождение направлено на поощрение мелкого бизнеса, что упрощает ведение налогового учета, кроме того, государство, освобождая от обложения малые предприятия, сокращает тем самым свои расходы, связанные со сбором и обработкой информации, а также с осуществлением оперативного управления и контроля за деятельностью налогоплательщиков .

По данным Международного валютного фонда, более 70% стран, которые ввели НДС после 1995 г. , выбрали единую унифицированную ставку, что объясняется, в частности, следующим: многие зарубежные специалисты считают, что дифференциация ставок НДС ведет к ряду негативных последствий (к их числу относится нецелесообразность налогообложения ряда товаров с неэластичным спросом). Отмечаются также высокие издержки администрирования НДС при использовании дифференцированных ставок, значительные потери доходов бюджета, создание дополнительных условий для уклонения от уплаты налогов за счет неправомерного использования разницы ставок . Кроме того, применение льготных ставок НДС на одни товары увеличивает угрозу давления в пользу установления льгот на более широкий круг товаров и, соответственно, опасность дальнейшей дифференциации ставок .

Проблема унификации ставок рассматривалась на первой мировой конференции по вопросам НДС, которая состоялась в Риме в марте 2005 г. Участниками конференции был поднят вопрос о возможности обложения различных элементов потребления по различным ставкам . Кроме того, обсуждался вопрос теоретического характера, а именно соблюдение принципа эластичности спроса и принципа социальной справедливости в условиях дифференциации ставок НДС .

Эффективным средством достижения поставленной цели является минимизация льготных ставок НДС с одновременным использованием дополнительно мобилизованных за счет этого средств на выплату целевых пособий малообеспеченным слоям населения . Особенно это актуально для развивающихся стран со слабым налоговым администрированием .

Большинство стран, которые когда-то сделали выбор в пользу дифференцированной шкалы ставок НДС, не спешат отказываться от нее, предпочитая совершенствовать администрирование налога, а не изменять ставки.

На современном этапе наибольший интерес представляют две директивы - 2008/8/ЕС и 2008/9/ ЕС от 12 февраля 2008г. Директивы вводят новые базовые правила определения места реализации услуг в отношении реализации услуг между компаниями-налогооблагаемыми лицами и в отношении телекоммуникационных и широковещательных услуг, оказываемых конечному потребителю .

Согласно новым правилам, в случае, когда покупатель зарегистрирован как плательщик НДС в другом государстве-члене ЕС, место реализации в таких операциях определяется по местонахождению получателя услуг - «обратное налогообложение» .

Специфические правила определения места реализации услуг отличаются от ранее установленных правил в отношении оказания услуг посредниками, услуг по перевозке товаров, по оценке движимого имущества и работы с ним, услуг ресторанов и предприятий общественного питания, услуг по аренде транспортных средств, телекоммуникационных и радиовещательных услуг (с 2015 г. ), услуг, поставляемых в электронном виде .

Начиная с 1 января 2010 г. для целей применения норм в отношении места оказания услуг в ст. 438й Директивы дается новое определение налогоплательщика: «...налогооблагаемое лицо, которое также выполняет деятельность или осуществляет сделки, не считающиеся налогооблагаемыми поставками товаров или услуг - в отношении всех оказываемых ему услуг; не облагаемое налогом юридическое лицо, идентифицированное для целей НДС» . Таким образом, расширяется понятие налогооблагаемого лица при определении места поставки услуг

В настоящее время во всем мире наблюдается растущая роль косвенных налогов как источника доходов государств Согласно ежегодному Обзору по корпоративным и косвенным налогам, проведенному KPMG International, в мировом масштабе сохраняется тенденция к увеличению удельного веса косвенных налогов в общем объеме налоговых доходов государств . В течение последнего десятилетия ставки налога на прибыль в мире неуклонно снижались В то же время в различных странах вводился НДС и налог на товары и услуги, причем по мере развития системы косвенного налогообложения налоговые ставки повышались, а перечень объектов налогообложения расширялся . При изучении правил косвенного налогообложения важно принимать во внимание условия для принятия НДС к вычету и возможность структурирования операций таким образом, чтобы избежать потерь в виде невозмещаемого НДС . Помимо налога на прибыль и НДС необходимо также учитывать налоги на фонд оплаты труда и на имущество .

Рассмотрение современных тенденций развития налогообложения особенно актуально в период глобального экономического кризиса. На рис .1показана динамика налоговых поступлений в странах Европейского союза . Поступления от косвенных налогов составляют примерно треть от всех налоговых поступлений, при этом они меньше всего подвергались изменениям во времени . Следует отметить понижение поступлений с 2007г. - начала мирового финансового кризиса .

Рис.1. Динамика налоговых поступлений в странах Европейского Союза в процентах от ВВП

источник данных [2]

Косвенное налогообложение лучше всего себя проявляет в кризисные периоды, в период неопределенности, позволяя замедлить падение экономического развития (поступления по данному виду налогов снижаются не так резко, как по прямым, тем самым позволяя государству осуществлять свои расходы с меньшими темпами снижения, чем если бы в налоговой системе значительно преобладало прямое налогообложение)

Анализ механизма функционирования прямого и косвенного налогообложения в Российской Федерации показывает (рис . 2), что с 2003 г. нарастал разрыв между поступлением прямых и косвенных налогов, который стал максимален в 2008 г. - году наивысшего экономического благосостояния .

.

■ Косвенные налоги

■ Прямые налоги

Полиномиальная (Косвенные налоги)

ОТПИШИ ИМИ ^!НГ 111111111111

.2 = 0,7498 Полиномиальная (Прямые налоги)

1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Рис. 2. Соотношение поступлений косвенных и прямых налогов в процентах от ВВП в соответствующем году

источник данных [3]

Это происходит из-за неявного переложения налогового бремени на конечных потребителей . Происходит это из-за того, что в цене каждого товара заложенный косвенный налог практически не идентифицируется потребителем и сам потребитель не в состоянии отказаться от большого числа потребляемых им на постоянной основе товаров . Получается, что усилия на администрировании косвенных налогов в тучные периоды потом окупят себя в моменты кризиса .

На рис . 3 представлены прирост среднедушевого дохода, прирост средней реально начисленной заработной платы, прирост сборов НДС и прирост сборов по НДФЛ. Исходя из анализа этого графика, можно заметить, что прирост собираемости НДС не коррелирует с приростом доходов населения. В то же время видим, что после 2004 года, с момента понижения ставки НДС, повысился прирост собираемости НДФЛ вслед за увеличением темпов прироста доходов населения . Скорее всего такая ситуация обусловлена большим количеством применения незаконных налоговых возвратов по НДС, которые нивелируют всю зависимость прироста НДС и доходов населения.

8

.2 = 0,8148

6

4

2

0

Рис. 3. Сравнение динамики прироста поступления среднедушевого дохода, средней реальной начисленной заработной платы, сбора НДС, сбора НДФЛ

источник данных [3]

Для борьбы с необоснованными возмещениями из бюджета следует улучшить взаимодействие ФНС и банковского сектора . Создание электронных счетов-фактур существенно упрощает контроль над деятельностью предприятий в части возмещений из бюджета . Ежегодно в России неправомерно возмещается НДС на сумму около 17 млрд рублей. Создание специальной службы, способной отслеживать электронный документооборот, а также оперативно реагировать на индикаторы, вызывающие подозрения о добросовестности налогоплательщика, существенно улучшит собираемость налога

Несмотря на то что пошлины не являются налогом, по своей экономической сути они выполняют функцию косвенного налогообложения и полностью включаются в цену товара . Соответственно, невозможно рассматривать косвенное налогообложение в комплексе без учета пошлин. В рамках вступления в ВТО (Всемирная торговая организация) выделим следующие моменты.

Падение таможенных пошлин на иномарки - существенное, новые иномарки должны подешеветь, и, таким образом, импорт начнет теснить производимую внутри страны автомобильную продукцию .

Что касается мясной промышленности, фактически государство согласилось на сохранение тех объемов импорта мясных продуктов, что были и ранее, до 2019 года (после чего все квоты вообще отменяются), но по ценам существенно ниже В таких условиях дальнейшее развитие наиболее быстрорастущей сейчас отрасли — свиноводства — окажется под угрозой.

Что касается нефтяной промышленности - предлагаемая реформа, в частности отмена пошлин на нефть и нефтепродукты, серьезно ударит по экономике государства: в стране сразу же вырастут внутренние цены на нефть, бензин. По цепочке они потянут за собой общий рост цен и тарифов, на ЖКХ, транспортные перевозки, строительство . Рост цен неизменно подстегнет инфляцию, повысятся цены практически на все виды продуктов, экономическое развитие страны значительно замедлится .

Литература

1. Орлов А . НДС и воспроизводственный процесс [Текст] / А. Орлов // Вопросы экономики . - 2011. -№ 7. - С . 129-140.

2. The Balance Between Direct and Indirect Taxation [Электронный ресурс] // Organisation for Economic

Co-operation and Development. Режим доступа: http://www. oecd. org/document/17/0,3746,en_2649_ 34533___39495761___1__1_1_1,00 . html свободный.

3. Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики . Режим доступа: http://www. gks . ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/state/# свободный .

4. Калинина О .В . Оценка эффективности российской налоговой системы [Текст] / О .В, Калинина // Финансы и кредит. - 2011. - № 11. - С . 10-15 .

5. Кузулгуртова А.Ш. Налоговая политика как сфера обеспечения ресурсами государственной финансовой политики [Текст]/ А .Ш. Кузулгуртова // Финансы и кредит. - 2011. - № 5. - С . 59-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.