© 2012 г.
А. А. Орлова
тенденции развития косвенного налогообложения в современной экономике
Орлова Анастасия Александровна - доцент кафедры финансов Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, к.э.н.
(E-mail: [email protected])
Аннотация. Реформирование налоговой системы всегда было и остается важным вопросом для большинства государств. Однако в течение последних двух лет, когда мир накрыла волна рецессии и доходы бюджетов большинства стран резко и значительно снизились, вопрос реформирования налоговой системы стал особенно острым. Основное внимание законодателей при реформировании налоговой системы уделяется наиболее важным налогам как с фискальной точки зрения, так и с точки зрения возможности регулирующего воздействия на экономику.
Ключевые слова: косвенное налогообложение, финансовый кризис, ВТО, динамика налоговых поступлений, возмещение, снижение таможенных пошлин.
НДС успешно применяется в большинстве стран с рыночной экономикой уже более 40 лет. Так, в странах Западной Европы данный налог был введен в конце 60-х гг. (Германия, Дания, Нидерланды, Франция, Швеция) и начале 70-х гг. (Бельгия, Великобритания, Италия, Люксембург, Норвегия) прошлого века . НДС, как основной налог на потребление, взимается в 35 странах Азии, Африки и Латинской Америки
Широкое распространение НДС стало возможным благодаря подписанию в 1957 г. в Риме договора о создании Европейского экономического сообщества, согласно которому страны, его подписавшие, должны были гармонизировать свои налоговые системы в интересах создания общего рынка. В 1967 г. Вторая директива Совета Европейского экономического сообщества провозгласила НДС главным косвенным налогом Европы, предписывая всем членам Сообщества ввести данный налог в свои налоговые системы до конца 1972 г. В том же 1967 г. НДС был введен в Дании, в 1968 - в ФРГ Шестая директива Совета Европейского экономического сообщества 1977 г. окончательно утвердила базу современной европейской системы обложения НДС, чем способствовала унификации взимания данного налога в Европе
Механизм взимания НДС во многих странах идентичен. Плательщиками налога являются юридические и физические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью . Объектами обложения выступают оборот товаров, объем произведенных работ и оказанных услуг. Необходимо отметить, что налог взимается многократно на каждом этапе производства и реализации продукции при ее движении от первого производителя до конечного потребителя. Налоговая база определяется исходя из стоимости, добавленной на каждой стадии производства и обращения, включая заработную плату с начислениями, амортизацию, проценты за кредит, прибыль и расходы общего характера (за электроэнергию, рекламу, транспорт и др . ). При этом стоимость средств производства и материальных затрат исключается из облагаемого оборота . Предусмотрены льготы при расчете и уплате НДС, которые определяются историческим и социально-экономическим развитием каждой страны Однако общей для всех налоговой льготой является необлагаемый минимум оборота реализуемой продукции . Прежде всего это освобождение направлено на поощрение мелкого бизнеса, что упрощает ведение налогового учета, кроме того, государство, освобождая от обложения малые предприятия, сокращает тем самым свои расходы, связанные со сбором и обработкой информации, а также с осуществлением оперативного управления и контроля за деятельностью налогоплательщиков .
По данным Международного валютного фонда, более 70% стран, которые ввели НДС после 1995 г. , выбрали единую унифицированную ставку, что объясняется, в частности, следующим: многие зарубежные специалисты считают, что дифференциация ставок НДС ведет к ряду негативных последствий (к их числу относится нецелесообразность налогообложения ряда товаров с неэластичным спросом). Отмечаются также высокие издержки администрирования НДС при использовании дифференцированных ставок, значительные потери доходов бюджета, создание дополнительных условий для уклонения от уплаты налогов за счет неправомерного использования разницы ставок . Кроме того, применение льготных ставок НДС на одни товары увеличивает угрозу давления в пользу установления льгот на более широкий круг товаров и, соответственно, опасность дальнейшей дифференциации ставок .
Проблема унификации ставок рассматривалась на первой мировой конференции по вопросам НДС, которая состоялась в Риме в марте 2005 г. Участниками конференции был поднят вопрос о возможности обложения различных элементов потребления по различным ставкам . Кроме того, обсуждался вопрос теоретического характера, а именно соблюдение принципа эластичности спроса и принципа социальной справедливости в условиях дифференциации ставок НДС .
Эффективным средством достижения поставленной цели является минимизация льготных ставок НДС с одновременным использованием дополнительно мобилизованных за счет этого средств на выплату целевых пособий малообеспеченным слоям населения . Особенно это актуально для развивающихся стран со слабым налоговым администрированием .
Большинство стран, которые когда-то сделали выбор в пользу дифференцированной шкалы ставок НДС, не спешат отказываться от нее, предпочитая совершенствовать администрирование налога, а не изменять ставки.
На современном этапе наибольший интерес представляют две директивы - 2008/8/ЕС и 2008/9/ ЕС от 12 февраля 2008г. Директивы вводят новые базовые правила определения места реализации услуг в отношении реализации услуг между компаниями-налогооблагаемыми лицами и в отношении телекоммуникационных и широковещательных услуг, оказываемых конечному потребителю .
Согласно новым правилам, в случае, когда покупатель зарегистрирован как плательщик НДС в другом государстве-члене ЕС, место реализации в таких операциях определяется по местонахождению получателя услуг - «обратное налогообложение» .
Специфические правила определения места реализации услуг отличаются от ранее установленных правил в отношении оказания услуг посредниками, услуг по перевозке товаров, по оценке движимого имущества и работы с ним, услуг ресторанов и предприятий общественного питания, услуг по аренде транспортных средств, телекоммуникационных и радиовещательных услуг (с 2015 г. ), услуг, поставляемых в электронном виде .
Начиная с 1 января 2010 г. для целей применения норм в отношении места оказания услуг в ст. 438й Директивы дается новое определение налогоплательщика: «...налогооблагаемое лицо, которое также выполняет деятельность или осуществляет сделки, не считающиеся налогооблагаемыми поставками товаров или услуг - в отношении всех оказываемых ему услуг; не облагаемое налогом юридическое лицо, идентифицированное для целей НДС» . Таким образом, расширяется понятие налогооблагаемого лица при определении места поставки услуг
В настоящее время во всем мире наблюдается растущая роль косвенных налогов как источника доходов государств Согласно ежегодному Обзору по корпоративным и косвенным налогам, проведенному KPMG International, в мировом масштабе сохраняется тенденция к увеличению удельного веса косвенных налогов в общем объеме налоговых доходов государств . В течение последнего десятилетия ставки налога на прибыль в мире неуклонно снижались В то же время в различных странах вводился НДС и налог на товары и услуги, причем по мере развития системы косвенного налогообложения налоговые ставки повышались, а перечень объектов налогообложения расширялся . При изучении правил косвенного налогообложения важно принимать во внимание условия для принятия НДС к вычету и возможность структурирования операций таким образом, чтобы избежать потерь в виде невозмещаемого НДС . Помимо налога на прибыль и НДС необходимо также учитывать налоги на фонд оплаты труда и на имущество .
Рассмотрение современных тенденций развития налогообложения особенно актуально в период глобального экономического кризиса. На рис .1показана динамика налоговых поступлений в странах Европейского союза . Поступления от косвенных налогов составляют примерно треть от всех налоговых поступлений, при этом они меньше всего подвергались изменениям во времени . Следует отметить понижение поступлений с 2007г. - начала мирового финансового кризиса .
Рис.1. Динамика налоговых поступлений в странах Европейского Союза в процентах от ВВП
источник данных [2]
Косвенное налогообложение лучше всего себя проявляет в кризисные периоды, в период неопределенности, позволяя замедлить падение экономического развития (поступления по данному виду налогов снижаются не так резко, как по прямым, тем самым позволяя государству осуществлять свои расходы с меньшими темпами снижения, чем если бы в налоговой системе значительно преобладало прямое налогообложение)
Анализ механизма функционирования прямого и косвенного налогообложения в Российской Федерации показывает (рис . 2), что с 2003 г. нарастал разрыв между поступлением прямых и косвенных налогов, который стал максимален в 2008 г. - году наивысшего экономического благосостояния .
.
■ Косвенные налоги
■ Прямые налоги
Полиномиальная (Косвенные налоги)
ОТПИШИ ИМИ ^!НГ 111111111111
.2 = 0,7498 Полиномиальная (Прямые налоги)
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Рис. 2. Соотношение поступлений косвенных и прямых налогов в процентах от ВВП в соответствующем году
источник данных [3]
Это происходит из-за неявного переложения налогового бремени на конечных потребителей . Происходит это из-за того, что в цене каждого товара заложенный косвенный налог практически не идентифицируется потребителем и сам потребитель не в состоянии отказаться от большого числа потребляемых им на постоянной основе товаров . Получается, что усилия на администрировании косвенных налогов в тучные периоды потом окупят себя в моменты кризиса .
На рис . 3 представлены прирост среднедушевого дохода, прирост средней реально начисленной заработной платы, прирост сборов НДС и прирост сборов по НДФЛ. Исходя из анализа этого графика, можно заметить, что прирост собираемости НДС не коррелирует с приростом доходов населения. В то же время видим, что после 2004 года, с момента понижения ставки НДС, повысился прирост собираемости НДФЛ вслед за увеличением темпов прироста доходов населения . Скорее всего такая ситуация обусловлена большим количеством применения незаконных налоговых возвратов по НДС, которые нивелируют всю зависимость прироста НДС и доходов населения.
8
.2 = 0,8148
6
4
2
0
Рис. 3. Сравнение динамики прироста поступления среднедушевого дохода, средней реальной начисленной заработной платы, сбора НДС, сбора НДФЛ
источник данных [3]
Для борьбы с необоснованными возмещениями из бюджета следует улучшить взаимодействие ФНС и банковского сектора . Создание электронных счетов-фактур существенно упрощает контроль над деятельностью предприятий в части возмещений из бюджета . Ежегодно в России неправомерно возмещается НДС на сумму около 17 млрд рублей. Создание специальной службы, способной отслеживать электронный документооборот, а также оперативно реагировать на индикаторы, вызывающие подозрения о добросовестности налогоплательщика, существенно улучшит собираемость налога
Несмотря на то что пошлины не являются налогом, по своей экономической сути они выполняют функцию косвенного налогообложения и полностью включаются в цену товара . Соответственно, невозможно рассматривать косвенное налогообложение в комплексе без учета пошлин. В рамках вступления в ВТО (Всемирная торговая организация) выделим следующие моменты.
Падение таможенных пошлин на иномарки - существенное, новые иномарки должны подешеветь, и, таким образом, импорт начнет теснить производимую внутри страны автомобильную продукцию .
Что касается мясной промышленности, фактически государство согласилось на сохранение тех объемов импорта мясных продуктов, что были и ранее, до 2019 года (после чего все квоты вообще отменяются), но по ценам существенно ниже В таких условиях дальнейшее развитие наиболее быстрорастущей сейчас отрасли — свиноводства — окажется под угрозой.
Что касается нефтяной промышленности - предлагаемая реформа, в частности отмена пошлин на нефть и нефтепродукты, серьезно ударит по экономике государства: в стране сразу же вырастут внутренние цены на нефть, бензин. По цепочке они потянут за собой общий рост цен и тарифов, на ЖКХ, транспортные перевозки, строительство . Рост цен неизменно подстегнет инфляцию, повысятся цены практически на все виды продуктов, экономическое развитие страны значительно замедлится .
Литература
1. Орлов А . НДС и воспроизводственный процесс [Текст] / А. Орлов // Вопросы экономики . - 2011. -№ 7. - С . 129-140.
2. The Balance Between Direct and Indirect Taxation [Электронный ресурс] // Organisation for Economic
Co-operation and Development. Режим доступа: http://www. oecd. org/document/17/0,3746,en_2649_ 34533___39495761___1__1_1_1,00 . html свободный.
3. Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики . Режим доступа: http://www. gks . ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/state/# свободный .
4. Калинина О .В . Оценка эффективности российской налоговой системы [Текст] / О .В, Калинина // Финансы и кредит. - 2011. - № 11. - С . 10-15 .
5. Кузулгуртова А.Ш. Налоговая политика как сфера обеспечения ресурсами государственной финансовой политики [Текст]/ А .Ш. Кузулгуртова // Финансы и кредит. - 2011. - № 5. - С . 59-71.