106
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2017. № 3(29)
УДК 347.45/.47
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОГО ДОГОВОРА В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ РОССИИ
Е.В. Иванова, Н.В. Александрова
В статье рассмотрены общие тенденции развития корпоративного договора в гражданском законодательстве Российской Федерации; выявлены особенности правовой природы корпоративного договора как самостоятельного вида гражданско-правового договора; представлен анализ касающихся рассматриваемой проблемы позиций ученых-цивилистов.
Ключевые слова: корпоративный договор; корпоративные правоотношения; гражданско-правовой договор; гражданское право России.
E.V. Ivanova, N.V. Alexandrova. TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF CORPORATE CONTRACT IN THE CIVIL LAW OF THE RUSSIAN FEDERATION
The article examines the General trends in the development of a corporate agreement in the civil legislation of the Russian Federation, the peculiarities of the legal nature of the corporate contract as an independent type of civil-law contracts, presents an analysis of the positions of scientists-jurists regarding the problem.
Keywords: corporate contract; corporate legal relationship; civil contract.
Для российского гражданского права такое понятие, как «корпоративный договор», является новым [1]. Оно было введено Федеральным законом от 05.05.2014 г № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», положения которого вступили в силу с 1 сентября 2014 г [2]. Ранее аналогичный правовой институт был введен в Федеральном законе «Об обществах с ограниченной ответственностью» в форме договора об осуществлении прав участников общества с ограниченной ответственностью [4]. В последующем институт корпоративного договора нашел закрепление в ст. 32.1 Федерального закона «Об акционерных обществах» [3] в форме акционерного соглашения.
Концепция совершенствования гражданского законодательства однозначно закрепляет корпоративные отношения в качестве гражданско-правовых, что находит выражение в ст. 2 ГК РФ: «общественные отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением такими организациями» [1]. Стоит подчеркнуть что появление корпоративного договора предопределено множественностью лиц как особых участников гражданских правоотношений, хозяйственных товариществ и обществ, компаний и корпораций, активно развивающихся в условиях рыночной экономики. В России появление корпоративных договоров началось в 90-х гг. ХХ в.
В настоящее время в юридической литературе ведутся дискуссии, возникают проблемы в практической деятельности относительно вопросов, касающихся правоотношений, вытекающих из корпоративного договора. Кроме того, имеют место проблемы, связанные с предметом данного договора, что, несомненно, важно для решения практических вопросов, реализации корпоративных прав юридических лиц и их участия в гражданском обороте. Как нам представляется, для исследования специфики правоотношений, вытекающих из корпоративного договора, необходимо дать его юридическую характеристику, выделить отличительные и характерные особенности правовой природы, позволяющие рассматривать такой договор как самостоятельный вид гражданско-правового договора.
Корпоративный договор - договор, который заключается участниками уже созданного юридического лица, и сторонами такого договора не могут быть третьи лица, в том числе приобретатели акций, кредиторы общества, а также непосредственно само общество. По мнению Н.Н. Пахомовой, «корпоративный договор - общий волевой акт, в котором несколько односторонних волеизъявлений участников объединены общей направленностью» [10, с. 28]. Д.В. Ломакину представляется, что «корпоративные договоры могут лишь регламентировать процедуру осуществления корпоративных прав и не могут порождать новые корпоративные права, не предусмотренные ни законом, ни уставом»
[9, с. 17]. Вместе с тем, на наш взгляд, из корпоративного договора возникают корпоративные правоотношения, содержание которых со ставляют права и обязанно сти его участников, закрепленные в нем, а особенности содержания договора устанавливаются в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица и структуры корпоративных отношений. Тем самым полагаем, что корпоративные правоотношения специфичны, они не интегрируются с иными правоотношениями, относящимися к сфере «классических» гражданско-правовых отношений, например вещных или обязательственных. Здесь вполне уместно обратить внимание на п. 3 ст. 307.1 ГК РФ, предусматривающей, что «общие положения об обязательствах применяются к требованиям, возникшим из корпоративных отношений (гл. 4), поскольку иное не установлено ГК РФ, иными законами или не вытекает из существа корпоративных отношений» [1]. Учитывая высказывание Т. Т. Алиева о том, что «корпоративный договор как правовое явление имеет частноправовую природу, т.е. полностью подчиняется принципу свободы договора» [6, с. 20], можно указать, что практически стороны свободны в определении условий договора, но при этом мера такой предоставляемой свободы должна соотноситься с императивными требованиями гражданского законодательства в регулировании имущественных отношений, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Данное обстоятельство приводит к затруднениям в правоприменительной практике [8].
Необходимо подчеркнуть что любой корпоративный договор направлен на возникновение, изменение или прекращение корпоративных правоотношений, что связано со спецификой регулируемых отношений в гражданском обороте. Например, для возникновения корпоративных правоотношений участники корпораций, выступая в качестве учредителей, в частности обществ с ограниченной ответственностью или акционерных обществ, вправе заключать договоры об учреждении корпорации, представляющие собой некое соглашение о совместной деятельности, где целью заключения договора служит упрощение процедуры принятия наиболее важных и экономически выгодных решений для общества. Следовательно, возникающие корпоративные обязательства предопределяют специфику отношений таких субъектов гражданского права, а также позволяют квалифицировать подобные договоры как организационно-корпоративные
договоры или даже «акционерное соглашение». Укажем, что предмету корпоративного договора соответствуют понятия «акционерное соглашение» и «договор об осуществлении прав участников общества», которые, в свою очередь, регулируются Федеральными законами «Об обществах с ограниченной ответственностью» и «Об акционерных обществах». В первую очередь правовая природа корпоративного договора характеризуется его предметом и содержанием, поскольку каждому договору присущ свой предмет, который, в соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ, является единственным существенным условием, необходимым для всех видов гражданско-правовых договоров. Согласно п. 1 ст. 32.1 Федерального закона «Об акционерных обществах» акционерным соглашением признается договор об осуществлении прав, удостоверенных акциями, и (или) об особенностях осуществления прав на акции [3]. По акционерному соглашению его стороны обязуются осуществлять определенным образом права, удостоверенные акциями, и (или) права на акции и(или) воздерживаться от осуществления указанных прав. В то же время в п. 1 ст. 66 ГК РФ закреплено правило, согласно которому «объем правомочий участников хозяйственного общества определяется пропорционально их долям в уставном капитале общества» [1]. Известный цивилист Е.А. Суханов называет такую норму в корпоративном праве «принципом пропорциональности» [11, с. 156].
Можно предположить, что корпоративный договор не может выходить за рамки положений устава, и, следовательно, он относится к «договорному способу регламентации отношений между его участниками». Между тем соглашение участников (акционеров) не содержит норм, обязательных для всех, а регулирует отношения только между заключившими его лицами. Подобное соглашение участников (акционеров) обязывает его участников к надлежащему выполнению условий, установленных прав и обязанностей, что в конечном итоге служит достижению цели корпоративного договора, поэтому вполне можно согласиться с В.К. Андреевым, утверждающим, что «корпоративный договор является элементом управления хозяйственным обществом» [7, с. 36]. Представляется, что уместнее было бы рассматривать корпоративный договор как основание возникновения относительных корпоративных правоотношений, при помощи которых опосредуется перераспределение между учредителями (акционерами) объемов прав и обязанностей, в частности приобретать или от-
108
вестник Российского университета кооперации. 2017. № 3(29)
чуждать доли в уставном капитале (акции) хозяйственного общества при наступлении определенных событий либо воздерживаться от отчуждения долей (акций) до их наступления.
Корпоративный договор является обязательством, о чем свидетельствует его главный предмет - осуществление голосования по вопросам компетенции общего собрания участников, хотя в некоторых случаях он может включать в себя и иные действия участников по управлению деятельностью обществом. Однако корпоративным договором может быть установлена обязанность проголосовать на общем собрании за включение в устав положений, определяющих структуру органов общества и их компетенцию (если в соответствии с ГК РФ и законами об обществах допускается изменение структуры органов общества и их компетенции уставом общества). Законом предусмотрена возможность включения в предмет договора обязанности его участников действовать определенным образом, поэтому можно отметить, что корпоративный договор не порождает новых прав, но меняет порядок их осуществления и реализации. Нетрудно заметить, что корпоративный договор и корпоративные правоотношения направлены на осуществление уже имеющихся у участников хозяйственного общества именно корпоративных, а не гражданских прав. Как указывает Н.В. Александрова, «наличие таких отношений, урегулированных нормами гражданского права, является общей предпосылкой гражданско-правовой ответственности» [5, с. 27].
Безусловно, корпоративный договор как правовое явление может быть рассмотрен с позиции регулятора корпоративных отношений, юридического документа, гражданско-правовой сделки или даже инструмента корпоративной формы ответственности.
Учитывая сказанное, можно отметить, что нормативный характер корпоративного договора подтверждается возможностью закрепления в нем положений, не вошедших в устав (учредительный договор) хозяйственного общества.
Анализ норм, регулирующих корпоративный договор, позволяет выделить следующие его особенности:
- используется участниками как регулятор корпоративных отношений в случаях, прямо предусмотренных законом;
- о факте заключения корпоративного договора информируются заинтересованные лица;
- участие в корпоративном договоре относится к корпоративным правам, а не обязанностям;
- законодательство не содержит количе-
ственные ограничения по фактам заключения корпоративных договоров;
- корпоративный договор порождает обязанности только для его сторон;
- корпоративный договор заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами;
- сторона корпоративного договора не обязана участвовать в нем полным размером принадлежащей ей доли (пакета акций);
- для внесения изменений в корпоративный договор требуется согласие всех участников, если иное не предусмотрено самим договором;
- обязанности, принимаемые на себя участниками корпоративного договора, могут быть дифференцированными;
- корпоративный договор может устанавливать обязательства воздерживаться (отказаться) от осуществления прав участника общества;
- в корпоративном договоре могут быть предусмотрены способы обеспечения исполнения обязательств;
- основание для прекращения действия договора может быть определено либо конкретным временным периодом, либо событием, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет, либо по другим предусмотренным в договоре основаниям (в том числе при отказе одной из сторон от исполнения обязательств).
При этом корпоративный договор не регулирует корпоративные процедуры проведения общих собраний, он устанавливает рамки поведения членов корпорации и принципы корпоративного управления, а также рассчитан на неоднократное применение. Корпоративный договор является нормодоговором и относится к локальным источникам регулирования корпоративных отношений. В случае возникновения правовой коллизии между положениями названных локальных актов стороны корпоративного договора не вправе ссылаться на его недействительность в связи с его противоречием положениям устава хозяйственного общества. В этом случае сторона корпоративного договора не утрачивает право на предъявление к другой стороне требований, основанных на таком договоре. На данное право стороны корпоративного договора указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 23.06.2015 г № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» [8]. Говоря о специфике, следует учесть, что корпоративный договор регулирует сложившиеся корпоративные отношения, и стороны такого договора наряду с уставом (учредительным договором)
и иными локальными актами заключают соглашение, определяющее правила их корпоративного поведения (ст. 2, 65.1 и 67.2 ГК РФ). Вышеизложенное свидетельствует о том, что корпоративный договор занимает важное место в механизме реализации корпоративных прав и является формой осуществления корпоративной правоспособности.
Подводя итоги, можно сказать, что некоторые особенности правовой природы корпоративных договоров позволяют обосновать правоприменительный характер и общую тенденцию развития корпоративных правоотношений в гражданском обороте, участниками которых являются корпоративные организации, имеющие различную структуру и организационно-правовые формы выражения и направленные на решение проблем, связанных с осуществлением корпоративных прав в целом. Стоит отметить и то, что корпоративный договор может быть востребован для организаций, корпораций (обществ с ограниченной ответственностью), так как позволяет им регулировать правоотношения по поводу реализации корпоративных прав при заключении предпринимательского или коммерческого договора, с возможностью юрисдик-ционной формы защиты экономических интересов для сторон договора.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30.11.1994 г. № 52-ФЗ (в ред. ФЗ от 28.03.2017 г. № 43-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 32, ст. 3301.
2. О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Россий-
ской Федерации: федер. закон от 05.05.2014 г. № 99-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 19, ст. 2304.
3. Об акционерных обществах: федер. закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ (в ред. ФЗ от 03.07.2016 г. № 343-ф3) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 1, ст. 1.
4. Об обществах с ограниченной ответственностью: федер. закон от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ (в ред. федер. закона от 03.07.2016 г. № 360-ФЗ) // Рос. газ. 1998. № 30; 2016. № 151.
5. Александрова Н.В. Гражданско-правовая ответственность: понятие и основания применения // Российская интеллигенция в условиях ци-вилизационных вызовов (V Арсентьевские чтения): сб. ст. Чебоксары, 2014. С. 26-29.
6. Алиев Т.Т. О сущности правовой природы корпоративного договора // Гражданское право. 2015. № 1. С. 19-22.
7. Андреев В.К. Об ответственности по корпоративному договору // Право и бизнес: конвергенция частного и публичного права в регулировании предпринимательской деятельности: сб. ст. участников IV ежегодной междунар. науч.-практ. конф. М., 2015. 855 с.
8. Иванова Е.В. К вопросу о предмете договора лизинга // Вестник Чуваш. ун-та. 2007. № 3. С.128-131.
9. Ломакин Д.В. Договоры об осуществлении прав участников хозяйственных обществ как новелла корпоративного законодательства // Вестник ВАС РФ. 2009. № 8. С. 6-26.
10. Пахомова Н.Н. Основы теории корпоративных отношений (правовой аспект). Екатеринбург: Налоги и финансовое право, 2004. 206 с.
11. Суханов Е.А. Сравнительное корпоративное право. М.: Статут, 2014. 456 с.
АЛЕКСАНДРОВА Надежда Владимировна - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин. Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. Россия. Чебоксары. E-mail: nadyaalex@list.ru.
ИВАНОВА Елена Витальевна - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин. Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. Россия. Чебоксары. E-mail: dlf_iev@mail.ru.
ALEXANDROVA, Nadezhda Vladimirovna - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Civil and Legal Disciplines. Chuvash State University named after I.N. Ulyanov. Russia. Cheboksary. E-mail: nadyaalex@list.ru.
IVANOVA, Elena Vitalyevna - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Civil-Legal Disciplines. Chuvash State University named after I.N. Ulyanov. Russia. Cheboksary. E-mail: dlf_iev@mail.ru.