Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ РЖД: СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ РЖД: СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / РАЗВИТИЕ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ЭКОНОМИКА / ИНФРАСТРУКТУРА / ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ / STRATEGY / DEVELOPMENT / RAILWAY TRANSPORT / ECONOMY / INFRASTRUCTURE / RAILWAYS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барциц Я.Н., Григорян М.Э., Алимардонов Д.С.

В статье проведен анализ ключевых тенденций развития компании "РЖД", оказывающей значительное влияние на развитие национальной экономики и являющейся единственным железнодорожным пассажирским перевозчиком в стране. Рассмотрены ключевые стратегические направления развития: повышение конкурентоспособности транспортных услуг, повышение качества обслуживания пассажиров, наращивание материально-технической базы, расширение сети железных дорог, развитие скоростного сообщения и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT TRENDS OF RUSSIAN RAILWAYS: STRATEGIC ASPECT

The article reviewed the development strategy of the Russian Railways holding for the period up to 2030. Current trends in the development of the Russian and world economies pose to the holding new tasks, the solution of which should both make a positive contribution to accelerating the socio-economic development of the Russian Federation and ensure the sustainable development of the Holding, increasing its global competitiveness and increasing the business value. In this regard, the formation of a long-term development strategy for the Russian Railways Group is an urgent task.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ РЖД: СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

УДК 338.012

Барциц Я.Н. студент группы 16-М Григорян М.Э. студент группы 16-М Алимардонов Д. С. студент группы 16-М кафедры экономики и менеджмента Научный руководитель: Войнова Я.А., к.э.н. доцент кафедры экономики и менеджмента ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет»

Россия, т.Сочи ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ РЖД: СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

АННОТАЦИЯ: В СТАТЬЕ ПРОВЕДЕН АНАЛИЗ КЛЮЧЕВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ "РЖД", ОКАЗЫВАЮЩЕЙ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ЯВЛЯЮЩЕЙСЯ ЕДИНСТВЕННЫМ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ПАССАЖИРСКИМ ПЕРЕВОЗЧИКОМ В СТРАНЕ. РАССМОТРЕНЫ КЛЮЧЕВЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ: ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ, ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРОВ, НАРАЩИВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ, РАСШИРЕНИЕ СЕТИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ, РАЗВИТИЕ СКОРОСТНОГО СООБЩЕНИЯ И Т.Д.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: СТРАТЕГИЯ, РАЗВИТИЕ,

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ, ЭКОНОМИКА,

ИНФРАСТРУКТУРА, ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ.

Bartsits Y.B. Grigoryan M.E.

Alimardonov D.S. students group 16 M department of economy and management

Sochi State University Russia, Sochi

Research supervisor: Voynova Y.A., PhD Econ., associate professor of economy and management department

Sochi State University Russia, Sochi

DEVELOPMENT TRENDS OF RUSSIAN RAILWAYS: STRATEGIC ASPECT

Annotation. The article reviewed the development strategy of the Russian Railways holding for the period up to 2030. Current trends in the development of the Russian and world economies pose to the holding new tasks, the solution of

which should both make a positive contribution to accelerating the socioeconomic development of the Russian Federation and ensure the sustainable development of the Holding, increasing its global competitiveness and increasing the business value. In this regard, the formation of a long-term development strategy for the Russian Railways Group is an urgent task.

Keywords: strategy, development, railway transport, economy, infrastructure, railways.

Эффективное функционирование железнодорожного транспорта Российской Федерации — основы транспортной инфраструктуры страны — играет исключительную роль в создании условий для модернизации, перехода на инновационный путь развития и устойчивого роста национальной экономики, способствует созданию условий для обеспечения лидерства России в изменяющейся мировой экономической системе.

Железные дороги России являются второй по величине транспортной системой мира (7%), уступая по общей длине эксплуатационных путей лишь США. По протяженности электрифицированных магистралей российские железные дороги занимают первое место в мире.

Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также является самым доступным транспортом для миллионов граждан.

Ратифицированная правительством в июне 2008 года Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года предусматривает значительное расширение железнодорожной сети России в два этапа. Первый включает в себя период модернизации (2008 -2015) для обеспечения необходимого потенциала по ключевым маршрутам, фундаментальное обновление и модернизацию существующей инфраструктуры, а также начало строительства некоторых линий.

Среди главных приоритетов Компании - реконструкция существующих магистралей и их техническое совершенствование, а также строительство новых линий для устранения инфраструктурных ограничений для экономического роста России.

Еще одним приоритетом является строительство специализированных грузовых линий, которые будут определяться тем, как быстро отбираются месторождения природных ресурсов и разрабатываются новые промышленные зоны. Около 13 800 км дороги будут модернизированы для тяжелых нагрузок, что поможет снизить стоимость грузовых перевозок.

Второй этап, с 2016 по 2030 год, предполагает крупномасштабное расширение. Это создаст инфраструктуру, необходимую для развития новых областей экономического роста на обширной территории России, достижения мирового уровня технологий и повышения

конкурентоспособности железнодорожной системы страны на мировом рынке.

Существуют две версии стратегии, известные как минимальная и максимальная. Минимальная версия предусматривает строительство 16017 км нового маршрута к 2030 году, а максимальный сценарий - 20730 км.

Минимальная стратегия направлена на полную модернизацию существующей железнодорожной инфраструктуры и развитие необходимого потенциала на ключевых грузовых коридорах для удовлетворения потребностей экономики и населения. Будут обслуживаться новые области экономического роста и построены некоторые грузовые и высокотехнологичные линии. Сюда входит долгожданная скоростная линия между Москвой и Санкт-Петербургом, а в других местах строительство новых линий будет сосредоточено на стратегически важных маршрутах, таких как открытые запасы полезных ископаемых или улучшение связей между регионами.

Максимальная стратегия направлена на создание инфраструктуры мирового класса и ограничение узких мест в пропускной способности всей железнодорожной сети. Это обеспечит современный уровень развития инфраструктуры и транспорта. Эта версия предусматривает, например, строительство железнодорожной линии до Магадана в Восточной Сибири, открытие северо-восточного региона России для развития и предоставления надежного железнодорожного сообщения в некоторых из самых отдаленных районов страны.

К 2030 году ОАО «РЖД» потратит более 3,1 трлн. рублей на приобретение нового подвижного состава, в том числе 23300 локомотивов на сумму 986 млрд. руб., 996000 грузовых вагонов (1,3 трлн. руб.), 29500 легковых автомобилей (529 млрд. руб.) и 24400 вагонов-фургонов (280 млрд. руб.). Компания намерена заменить все локомотивы и вагоны, срок службы которых закончился к 2015 году.

Российские железные дороги будут финансировать 65,9% инвестиций, при этом частные инвесторы предоставляют 27,2%, РФ 2,4% и административные районы РФ - остальные 4,5%. Государственные средства будут использоваться для приобретения грузовых вагонов для военного транспорта. Инвестиции из административных районов России, входящие в состав российских железных дорог, пойдут на новые моторизованные вагоны для пригородных пассажиров.

К 2030 году будет проложено более 20 000 км новых железнодорожных путей. По оценкам, эта программа строительства будет стоить 4,2 трлн. рублей, из которых 58,6% - Российская Федерация, 11,9% -административные районы Российской Федерации, 10,7% - ОАО «РЖД» и 18,8% - частные инвесторы.

Согласно Стратегии, стоимость модернизации существующих железных дорог превысит 3,2 трлн. рублей. Эта цифра включает чуть более 3

трлн. рублей, которые должны быть предоставлены РЖД и более 200 млрд. рублей Российской Федерации.

В период с 2008 по 2030 год планируется проложить более 6000 километров вторичной основной трассы, 366 километров третьей и четвертой линий, провести полную электризацию секций общей протяженностью более 7400 километров и автоматизировать блокировку почти на 5000 километров пути.

Стратегия также предусматривает реконструкцию туннелей на Дальнем Востоке, в Сибири и на Черноморском побережье России, а также новых железнодорожных мостов через реки Обь, Шую, Волгу, Большой Салым и Демьянку.

Для развития скоростных линий в России необходимо разработать новый набор технических спецификаций, национальных стандартов и правил, которые учитывают международный опыт планирования, строительства и эксплуатации таких линий. Необходимо также создать правильную финансовую систему для обеспечения финансирования проектов, а также роли и формы государственных и частных инвестиций в различные проекты.

Стратегия устанавливает систематическую программу повышения скорости пассажирских перевозок в три отдельные фазы:

• ускорить пассажирские поезда, передвигающиеся более чем на 700 км с использованием подвижного состава нового поколения, включая спальные вагоны для ночных поездок.

• реконструировать существующие линии между ключевыми региональными центрами для обслуживания высокоскоростных услуг с использованием скоростных поездов со скоростью 160 км / ч до 200 км / ч

• разработка специализированных «сверхскоростных» маршрутов для поездов, передвигающихся по 350 км / ч.

Общий объем инвестиций, необходимых для высокоскоростной стратегии, составляет 1261,6 млрд. рублей в максимальном сценарии и 564,9 млрд. долл. США в минимальном сценарии по ценам 2007 года без учета налогов и покупки земли.

Для создания специализированных сверхскоростных маршрутов в России потребуется разработка и внедрение новых технических и правовых основ.

Они, вероятно, будут основываться на технических регламентах, которые в настоящее время разрабатываются для безопасной работы на больших скоростях. Учитывая отсутствие опыта России в строительстве и реализации скоростных железных дорог, РЖД рассматривает возможность принятия нормативной базы из стран ЕС, таких как Франция и Германия, в качестве отправной точки и адаптации их к российским условиям.

Одним из важнейших транспортных приоритетов России является создание эффективных, безопасных и надежных сухопутных международных коридоров для повышения конкурентоспособности

транспортной сети страны. Компания планирует создать логистическую сеть, которая позволит сквозные грузоперевозки между Европой и Азией.

Это будет способствовать увеличению товарооборота между Европой, Россией, странами СНГ и Азиатско-Тихоокеанским регионом и, в частности, развитию интермодальных перевозок, повышению экономической активности и занятости в регионах прохождения маршрутов.

На оси восток-запад будет продолжена работа по развитию Транссибирского маршрута, который как ключевое звено в евразийских транспортных услугах РЖД имеет огромный потенциал.

Скоростные поезда позволяют перевозить грузы прямо через территорию России, от тихоокеанских до западных границ, за 7-11 дней, в среднем более 1000 км в сутки. Технология не только обеспечивает более быструю поездку, но и означает, что грузы могут доставляться регулярно и вовремя.

От 250 000 до 400 000 ДФЭ в год могут быть привлечены с моря на железную дорогу по этой оси. Наиболее очевидным потенциалом являются грузовые перевозки между Европой и Кореей, Японией и северо-восточным Китаем. Развитие этого транзитного маршрута во многом зависит от проекта возрождения Транскорейской железной дороги, завершения прямого железнодорожного сообщения между Европой и Южной Кореей и ухода от нынешнего морского отрезка между Пусаном и Владивостоком.

Не менее важно развитие международного коридора Север-Юг в качестве альтернативы морскому пути, связывающему Европу с Персидским заливом и Индийским океаном.

Между тем работу по созданию коридора Север-Восток-Запад ведет Международный союз железных дорог.

Новый коридор предусматривает грузовое сообщение с северо -востока США и Канады (Бостон и Галифакс) через порт Нарвик в Норвегии, а затем через Швецию, Финляндию, Россию и Казахстан в Северо-Западный Китай, с соединением через Транссибирский порт с российскими портами на Тихом океане.

К 2030 году ОАО " РЖД " построит линии в 18 индустриальных зонах и перспективных месторождениях полезных ископаемых, для чего потребуется более 4600 километров железнодорожных линий при финансировании со стороны частных инвесторов и Правительства РФ.

Общий объем инвестиций по новым линиям составляет более 564 млрд. рублей, из них 293 млрд. рублей - из Российской Федерации и 271 млрд. рублей - от частных инвесторов.

К 2015 году в крупнейших транспортных узлах России планируется создать до 40 ТЛК. Первые будут созданы в Москве (Кунцево, Курск), Московской области (Белый Раст), Ленинградской области (Шушары), Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Иркутске и других крупных городах. Каждая ТЛЦ будет являться крупным технологическим комплексом по переработке, хранению, складированию и таможенному

оформлению грузов и контейнеров, а также предоставлять полный спектр дополнительных дополнительных услуг.

Схема инвестиций, необходимых для развития железных дорог в период с 2008 по 2030 год оценивается в 11447.8 млрд. рублей. Это 5119,5 млрд. рублей на начальный период 2008-2015 годов, из которых 954,7 млрд. рублей пойдет на развитие конкретных проектов, и еще 6328,3 млрд. рублей - на 2016-2030 годы.

В максимальном варианте общий объем инвестиций составляет 13812,4 млрд. рублей. Расходы в 2008-2015 выше, чем в минимальном варианте на 5218.9 млрд. рублей, из которых 1054.1 млрд. будут использованы под конкретные проекты.

Реализация стратегии развития железных дорог будет способствовать достижению национальных транспортных целей России. Расширение инфраструктурной базы позволит обеспечить территориальную целостность страны, сократить региональные неравенства и создать условия для роста российской экономики.

При максимальном сценарии охват российской железнодорожной сети увеличится на 24%, и к 2030 году железнодорожные услуги общего пользования станут доступны в 80 из 83 регионов страны. В то же время многие существующие ограничения на пропускную способность будут сняты.

РЖД надеются использовать уникальное географическое положение России для реализации своего потенциала в качестве трансконтинентального сухопутного моста. Почти утроение транзитных перевозок будет способствовать прогнозируемому увеличению объемов перевозок на 60%. Средняя скорость грузовых поездов также увеличится более чем на 23%, а премиальные контейнерные перевозки - в 3,5 раза. Повышение скорости и надежности грузовых перевозок позволит снизить издержки для производителей и сделать российскую продукцию более дешевой и конкурентоспособной.

В пассажирском секторе стратегия существенно расширит возможности российских граждан передвигаться по стране. Железнодорожные путешествия станут на уровне мирового класса, а количество пассажиров увеличится на 33%.

Использованные источники:

1. Плешко А.Б. Реализация экологической стратегии холдинга "РЖД" в условиях решения задач по развитию инфраструктуры восточно - сибирской железной дороги. Том 1. Журнал: «транспортная инфраструктура сибирского региона». 2018,с. 9-12

2. Коссов В.С. Инновационное развитие подвижного состава в рамках реализации стратегии холдинга «РЖД». Журнал: «бюллетень объединённого ученого совета ОАО РЖД». 2014, с.53-60

3 Журавская М.А., Смородинцева Е.Е., Морозова О.Ю., Уткина Г.В. Организация и развитие мультимодальных перевозок - важная часть экологической стратегии «РЖД».2015, с.18-22

4. Рец Р.О. Реализация стратегии железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 3030 года холдингом «РЖД». Тезисы доклада на конференции. 2016, с.317-319

5. Лапидус Б.М. О системной научной поддержке реализации стратегии холдинга "РЖД". Журнал. 2014,с.17-33

6. Пехтерев Ф.С. Исследования в области экономики и развития , нацеленные на реализацию стратегии холдинга "РЖД", 2014, с.34-43

7. Вихорева М.В. Интесификация взаимосвязи процессов управления персоналом со стратегией развития ОА «РЖД». Журнал: «транспортная инфраструктура сибирского региона».2018, с.158-162

8. Старцева Н.С. Стратегия развития ОАО «РЖД» и пути ее совершенствования. Сборник научных статей, инновационные технологии в управлении.Москва , 2015,с.125-129

УДК: 658

Батыршина Н.И.

БКИ

студент 2 курса бакалавриата направление «Экономика предприятия» Башкирский кооперативный институт Научный руководитель: Сабирова З. З.

Россия, Уфа

ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОСНОВНОЙ ФИНАНСОВЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПУТИ ЕЕ УВЕЛИЧЕНИЯ

Аннотация: в данной статье рассматривается понятие прибыли, его роль в деятельности предприятия и пути увеличения прибыли.

Ключевые слова: прибыль, предприятие, производство, издержки, рынок.

Batyrshina N.I., BCI Student Bashkir Cooperative Insitute Scientific supervisor: Sabirova Zulfiya Saodatovna

Russia, Ufa

ENTERPRISE PROFIT AS THE MAIN FINANCIAL INDICATOR OF ITS ACTIVITIES AND WAYS TO INCREASE IT

Annotation: this article discusses the concept of profit, its role in the activities of the enterprise and ways to increase profits.

Keywords: profit, enterprise, production, costs, market.

Актуальность данной работы заключается в том, что в условиях рынка каждый субъект выступает в качестве отдельного представителя собственной продукции. Каждый хозяйствующий субъект сам выбирает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.