Образование за рубежом
УДК 75.01
J
Се Юнхуэй (Китай)
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКОЙ ЖИВОПИСИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
л___________________________________________г
Аннотация. В статье прослеживается становление современных тенденций китайской живописи на протяжении XX в. в ожесточенном столкновении традиции западной масляной реалистической живописи и тысячелетней китайской традиционной культурой живописи, основанной на технике рисованию тушью. Автор выражает уверенность, что «если твердо держаться за культурную сущность китайской традиционной живописи, которая заключается в подчёркивании естественного эффекта без искусственных следов, возможно объединить модернистские формы западного искусства с китайской живописью тушью».
Ключевые слова: художественное образование, художественная концепция, изобразительное искусство, западная масляная живопись, китайская живопись тушью.
Abstract. The article traces the emergence of modern trends of Chinese painting during the XX century. Violent clashes in the western tradition of realistic oil paintings and thousands of years of Chinese traditional culture, art, based on the technique of painting with ink. The author is confident that «if a firm hold on the cultural essence of Chinese traditional painting, which is to emphasize the natural effect without artificial traces may combine contemporary forms of Western art with Chinese ink painting».
Keywords: art education, art concept, art, western oil painting, Chinese ink painting.
Социальные преобразования в начале ХХ века, особенно Движение 4 мая 1919 г., которое своей открытостью новой западной литературной мысли и ожесточённой критикой древнекитайской идеологии и морали, оказали огромное влияние на культурную идеологию и художественную концепцию. Западное изобразительное искусство широко распространилось в Китае, слияние и столкновение китайской и западной живописи стали мощной силой для развития живописи. В это время произошли беспрецедентные изменения в концепции живописи, ее содержании и жанрах, формах и стилях, что значительно расширило культурные пространства китайской живописи, а также подготовило более диверсифицированное современное развитие китайской живописи после 80-х гг. ХХ в.
Как известно, традиции западной масляной живописи в Китае формировались на продолжении более чем ста лет ожесточённым столкновением с традиционной культурой. И это слияние восточной и западной культур, закончив тысячелетнее господство традиционной живописи, наполнило китайское изобразительное искусство современным стилем и жизненной силой.
Слияние с западной живописью с целью реформировать китайскую традиционную живопись в первой половине ХХ века является основной тенденцией, представленной большим количеством успешных художников. Из-за разной степени влияния западной живописи на их творчество, стили кардинально отличаются. Такие художники, как Сюй Бэйхун, Цзян Чжа-охэ и др. при помощи западной классической техники реалистической живописи преобразовали китайскую традиционную живопись. Об улучшении. Мы можем соединить хорошие западные методики с традиционными [1,2,3]. Выразить слияние культур Китая и Запада, «в китайское искусство добавить западный элемент», сравнить, выбрать и улучшить достоинства и недостатки китайского и западного искусства и достичь слияния культуры».
«Набросок является основой всех изобразительных искусств» - эта идея является доминирующей для художественного образования, равно как и объединение строгого реалистического изображения с обучением китайской традиционной живописи, создание системы художественного образования на основе реализма, который сочетает китайскую живопись с западной живописью.
76
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/5
Образование за рубежом
Живопись Цзян Чжаохэ находилась под глубоким влиянием Сюй Бэйхуна. Но Цзян Чжаохэ в своем творчестве идет дальше: он использует светотени контурного рисунка для создания персонажей и объединяет их со структурой традиционной живописи. В 50-60-е гг. ХХ в. Цзян Чжаохэ предложил свою концепцию, завершив поиск системы обучения китайскому портрету тушью, начиная с процедуры наброска - тушевого контурного рисунка -в монохромной живописи. Установил особенности создания «портрета с натуры» в китайской живописи. Если сказать, что «реализм» Сюй Бэйхуна имеет сильный идеологический оттенок, то «реализм» Цзян Чжаохэ твердо стоит на земле.
Слияние двух языков изобразительного искусства китайской и западной живописи в один - задача нелегкая. Как смешать, что оставить, что убрать, как соответствовать внутреннему единству - сложно найти ответы на эти вопросы. Большое число художников после Сюй Бэйхуна и Цзян Чжаохэ сделали многое для решения этих задач. Один из них - известный художник Линь Фэнмянь, работавший на слиянии китайской и западной живописи. Он отличается от художников, которые стремились к переменам на традиционной основе, также как и от реформаторов, которые накладывали западную традицию на традиционную живопись. Он стремится объединить оба направления искусства, двигаться в сторону свободного смешения китайской и западной живописи. В 30-50-е гг. Линь Фэнмянь экспериментируя с цветной тушью, нашел свой стиль. В своей живописи он использовал традиционные китайские стили живописи, инструменты и материалы, такие как пейзаж, натюрморт, изображение цветов и птиц, портреты красавиц и так далее, то есть стремился к спокойной очаровательной красоте. Колер является одним важных факторов в особенности живописи Линь Фэнмяня. Творчество Линь Фэнмяня заражает эмоциями, настроением и заставляет размышлять.
Нагая женщина
Девушка в белой одежде
Изображение образа женщины из среднего или высшего класса в Китайском феодальном обществе передается в живописи Линь Фэнмяня бледными красками и тонкими контурными линиями, а также яркими цветными тонами и полутонами. Из его контурных живописей человеческого тела картина «Нагая женщина» 80х годов является самой успешной. Вся картина выполнена в бледно-серых тонах, точно, просто и быстро нарисовано гладкое полное и очень гибкое девичье тело, в сочетании с серо-зеленым фоном, картина выглядит спокойно и многозначительно. Как «в тумане смотреть на цветы», видеть смутную красоту. Весь вид ее - тихий и спокойный.
Работа 60-х гг. «Девушка в белой одежде» выполнена цветными красками.
На картине девушка играет с желтым лотосом, она спокойна и привлекательна.
Мягкий фон выполнен в светло-голубых и светло-желтых тонах. Возникает ощущение спокойствия. Волосы девушки написаны густой тушью, лицо и руки написаны теплыми тонами, остальные части ее гибкого тела и одежды выполнены белыми, светло-голубыми и светло-розовыми тонами, что позволило передать гибкость и молодость тела, тонкость и прозрачность ткани.
В левой части картины на заднем плане в полутени изображена белая ваза. Светло-фиолетовые оттенки, сочетающиеся с общим фоном и цветом одежды, поддерживают легкость и элегантность девушки. В правой стороне картины изображена подушка с черным узором, она перекликается с черными волосами девушки. Все это придает картине свежесть, нежность, задает ритм, показывает красоту недостижимости мечты, отрыв реальности и фантазии. Как будто образ близок, но так далек!
В общем, Линь Фэнмянь сочетает в своем творчестве визуальный опыт китайской древней и западной современной живописей, создавая единый новый
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/5
77
Образование за рубежом
стиль, который отличается от древней живописи, а также отличается от структуры западной живописи. Линь Фэнмянь сказал, что традиционная китайская живопись не так реалистична как западная живопись. Одна из причин - использование туши как техники написания картины. Техника использования туши в своей форме и в методе рисования трудная, связывает свободную мысль и эмоциональное проявление.
Линь Фэнмян использует и традиционную тушь и цвет. «Чёрно-белый цвет, выражая печальное чувство, соединяется с другими, более яркими цветами, которые выражают трогательно-элегическое чувство». Он посмел разбить оковы традиционной концепции китайской живописи, где всегда главной была черная тушь, а цвет был дополнительным. Он стремится к соединению двух методов живописей - западные живописные способы и использование туши в китайской живописи. Он вводит цвет, солнце на рисовой бумаге, а черно-белые традиционные туши использует только в качестве черного цвета. Слияние импрессионизма и символизма, подчеркивание использования основных цветов, выделяет цвет, что тонко передает эмоции в картине. Цвет здесь получает главную поэтическую символическую роль. Его цвет, сильный и прямой, лирический и серьёзный, выражает чувства и страсть, производит сильный визуальный эффект. Одновременно цвет несет исходный культурный характер китайской живописи, что является важной особенностью живописи тушью Линь Фэнмяня. Цвет также является его самым сильным преобразованием и поиском в языковой системе традиционной живописи тушью.
В результате творческих поисков и инноваций нескольких поколений художников, китайская живопись поднялась на новый уровень в своем развитии. Современные преобразования, развитие китайского искусства должны быть в гармонии, грамотно добавлять и использовать в искусстве западные элементы.
Используя опыт предыдущих творцов, Господин Линь продолжает совершенствование и инновацию, придает живописи еще больше китайской специфики.
Чтобы научиться воспринимать китайское искусство любого, необходимо развивать эстетическое сознание, мышление, необходимо научить понимать специфику китайского и западного в совре-
менном китайском искусстве. Это является важной задачей.
Итак, брать лучшее в следовании западной классической реалистической техники, но и не утерять основы китайского искусства. Знать друг друга для того, чтобы понять себя, а не потерять себя. Осознать и признать самостоятельную ценность национального искусства, что позволит разумно впитывать положительный опыт западного искусства и продолжить развитие.
Изучение живописного опыта этих мастеров приводит к полезным открытиям. С одной стороны, необходимо продолжать в полной мере вскрывать возможности тушевой выразительной техники живописных инструментов и материалов. Углубляться в изучение живописной техники при использованиях туши и масла. В дальнейшем очищать и упрощать формальный язык китайской живописи Се И, укреплять сознание вкуса китайских художников к тушевой живописи. С другой стороны, также нужно изменить «стиль живописца» в западной традиционной живописи. Выходя из границ академической живописи, стремиться к состоянию китайских художников во время рисования, когда «возникает психическое и физическое равновесие, художник забывает себя, внешний мир перестает существовать, рождается гармония между человеком и природой». Если твердо держаться за культурную сущность китайской традиционной живописи, которая заключается в подчёркивании естественного эффекта без искусственных следов, возможно объединить модернистские формы западного искусства с китайской живописью тушью. Только тогда можно создать единую новую систему формального языка для традиционной китайской живописи.
Литература
1. Камка С. В. Роль и место предметов образовательной области «искусство» (мхк) в становлении компетентност-ной личности в системе непрерывного образования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 5.С.68-73.
2. Ломов С. П. Дизайнобразование как педагогический феномен // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 3. С.36-39.
3. Се Юнхуэй. Рисование с натуры как метод наглядного обучения и общего развития ребёнка // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 1. С.75-78.
78
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/5