Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
296
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / БЕСШОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ФИНАНСОВЫЕ СЕРВИСЫ / ФИНАНСОВЫЕ ОНЛАЙН СЕРВИСЫ / AR-МАСКИ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бебнев А. Е., Бебнева С. В.

Данная статья посвящена современной тенденции развития цифровых инструментов и процессов в банковской деятельности. Определена роль интегрированных цифровых и финансовых технологий в конкурентной борьбе кредитных структур. Главное, выявлен сдвиг в потребностях граждан в сторону удобных и практических финансовых сервисов, работающих в режиме удаленного сервиса на современной коммуникационной платформе. Установлено, что внедренные инновации имеют ограниченный жизненный цикл, поэтому требуют постоянного совершенствования и модернизации, что возможно осуществить с помощь цифровизации финансовых сервисов и процессов. Рассмотрены, получившие в 2021году популярность, бесшовные технологии, позволяющие ускорить процесс обслуживания клиентов и в значительной степени увеличить объемы обслуживание клиентов банка. Важным и прорывным в инновационном развитии считаем изобретение искусственного интеллекта, позволяющего обрабатывать огромный объем информации и проводить его оценку. Облачные технологии успешно используются в банковском секторе и способны расширить объемы пространства хранилища данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бебнев А. Е., Бебнева С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE DIGITAL TECHNOLOGIES IN BANKING

This article is devoted to the current trend in the development of digital tools and processes in banking. The role of integrated digital and financial technologies in the competitive struggle of credit structures is determined. Most importantly, a shift in the needs of citizens towards convenient and practical financial services operating in the remote service mode on a modern communication platform has been identified. It is established that the implemented innovations have a limited life cycle, therefore they require constant improvement and modernization, which can be implemented with the help of digitalization of financial services and processes. Seamless technologies that have gained popularity in 2021, allowing to speed up the process of customer service and significantly increase the volume of customer service of the bank, are considered. We consider the invention of artificial intelligence, which allows processing a huge amount of information and evaluating it, to be important and breakthrough in innovative development. Cloud technologies are successfully used in the banking sector and are able to expand the amount of data storage space.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Тенденции развития инновационных цифровых технологий в банковской деятельности

Бебнев Александр Евгеньевич

аспирант, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» (Воронежский филиал), aebebnev@yandex.ru

Бебнева Светлана Владимировна

преподаватель, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» (Воронежский филиал), Bebneva.S.V@yandex.ru

Данная статья посвящена современной тенденции развития цифровых инструментов и процессов в банковской деятельности. Определена роль интегрированных цифровых и финансовых технологий в конкурентной борьбе кредитных структур. Главное, выявлен сдвиг в потребностях граждан в сторону удобных и практических финансовых сервисов, работающих в режиме удаленного сервиса на современной коммуникационной платформе.

Установлено, что внедренные инновации имеют ограниченный жизненный цикл, поэтому требуют постоянного совершенствования и модернизации, что возможно осуществить с помощь цифровизации финансовых сервисов и процессов. Рассмотрены, получившие в 2021году популярность, бесшовные технологии, позволяющие ускорить процесс обслуживания клиентов и в значительной степени увеличить объемы обслуживание клиентов банка.

Важным и прорывным в инновационном развитии считаем изобретение искусственного интеллекта, позволяющего обрабатывать огромный объем информации и проводить его оценку. Облачные технологии успешно используются в банковском секторе и способны расширить объемы пространства хранилища данных.

Ключевые слова: цифровизация банковской деятельности, бесшовные технологии, инновационные финансовые сервисы, финансовые онлайн сервисы, AR-маски, искусственный интеллект

В последние годы цифровизации в банковской деятельности уделяется огромное значение, а высокая степень интегрирования цифровых и финансовых технологий определяет их место в конкурентной борьбе. Как считают аналитики, крупные конкурентоспособные банки, имеющие широкий ассортимент и гибкую структуру, способны предоставлять не только финансовые услуги, но и выполнять иные потребности клиентов банков, связанные с реализацией услуг или товаров даже дистанционно. Масштабная цифровизация способна нанести серьезный удар по работающим банковским бизнес-моделям [2]. Главной целью исследования является оценка возможностей внедренных банковских цифровых инноваций способных оптимизировать работу банка в удаленных условиях.

На фоне последних событий заметны сдвиги в потребностях граждан в сторону удобных и практических финансовых сервисов, работающих в режиме удаленного сервиса. Особенно это прослеживается в кредитных организациях, предоставляющих финансовые услуги физическим лицам и мелким предпринимателям. Это связано: с минимизацией оформляемых документов при заключении сделок; с уменьшением времени обслуживания; с увеличением количества клиентов. Анализ рынка показал, что онлайн сервисы на цифровой платформе стали более актуальными и востребованными, за 2020-2021годы, а периоды пандемии ускорили процесс переориентации кредитных организаций в стороны онлайн сервисов.

Чтобы избежать потерю клиентов банки переосмыслили свою стратегическую деятельность, связанную с предлагаемыми финансовыми услугами, и рассмотрев новую концепцию по расширению ниши на рынке поставили новые цели и задачи по внедрению бесшовных технологий. Именно бесшовные технологии позволяют иметь общий доступ к приложениям, позволяющим сохранить клиентскую базу и привлечь их внимание к инновационным финансовым сервисам.

Постоянное стремление к совершенствованию существующих услуг в кредитных организациях стимулирует разработчиков к поиску новых решений способных удовлетворить потребности всех клиентов независимо от их дохода и возможностей. Первые продвижения в этом направлении уже заметны - это супераппы, которые уже внедрены крупными игроками банковского бизнеса (Сбербанк и Тинькофф Банк). Внедрение бесшовных инфраструктур заложено в планах развития банков с целью максимального перевода базовых банковских услуг. Сущность использования бесшовных инфраструктур заключается в исключении посредников и взятии на себя все пожелания клиентов (покупка, оплата и доставка товаров и услуг, приобретение билетов, путевок на отдых в санатории, заказы в ресторанах, страховки и другие услуги).

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

2 О

м

сч

0 сч

СП

01

о ш Ш X

<

m о х

X

Преимущество такого внедрения заключается: в сокращении времени обслуживания клиентов и в увеличении получаемого дохода; в удобстве осуществления платежей и переводов; в организации документооборота и обработки больших массивов.

Было выяснено, что ИТ технологии внедряемые в банках основывались на передовых инженерных подходах, что позволило достигнуть определенных высот в развитии инфраструктуры, создать единое хранилище данных (например реестр кредитных историй и реестр биометрических данных). За счет этого цифровое обслуживание физических лиц и малого бизнеса значительно улучшилось и упростилось.

Итак, важной стратегической задачей является совершенствование и масштабная цифровизация банковской деятельности с применением современных технологий, позволяющих работать в удаленном режиме.

Процесс цифровизации финансовых сервисов является актуальным и востребованным особенно в банковском секторе, а темп инновационного развития зависит от гибкости внедренных разработок в данный про-цесс[1]. Анализ цифровых сервисов в банковском секторе позволяет оценить потребности клиентов, и в результате, разработать индивидуальные предложения для клиентов. В большей степени это заметно в применении платежных систем, переведенных в цифровой формат и цифровые коммуникации, как утверждают аналитики из Business Internet Banking Rank 2021 [3]. Заглядывая вперед, можно спрогнозировать многообещающие позитивные направления дальнейшего совершенствования, а именно ускорение проникновения цифровых услуг во все банковские и небанковские сферы.

Проведенная оценка ценовой политики операторов связи считаем верным принятие оптимального решения - переход на мобильные приложения, которые не только сократили втрое расходы, но и улучшили качество обслуживания клиентов.

В результате того, что на рынок вышли новые конкуренты - не банковские структуры, которые также используют платформу цифровых приложений и применяют те же технологии для оплаты получаемых услуг и товаров, то такое подстегивание конкуренции вынуждает банки вести активную борьбу за сегмент уже имеющегося рынка. Очевиден факт, что если банковская индустрия не сможет адаптироваться под новые потребности клиентов и не сможет организовать новые точки роста на рынке, то ее ждет неминуемая потеря рынка.

Так, например один из гигантов - «Сбербанк» активно анализирует и аккумулирует информацию о потребностях своих клиентов, изучает и оценивает их возможности, и в результате кастомизирует финансовые и специализированные сервисы, включающие управление финансами. В последние годы банки заметно активизировались и предлагают свои финансовые инструменты в различных сферах: образования (программы по оплате за учебу), в строительстве (аккумулирование средств на счетах в банке), в производстве, в туризме, в инвестиционной деятельности и торговле. А процесс цифровизации в банке идет активными темпами и позволяет ему оторваться от своих конкурентов.

На рынке можно заметить серьезную конкурентную борьбу за новые клиентские ниши между банковскими гигантами «Сбербанком», «ВТБ», «Альфа-Банком», «Росселхозбанком», «Тинкофф Банком», что говорит о неизбежных изменениях в финансово-кредитной деятельности. Первые признаки такой трансформации уже

заметны и значительная часть банков, не выдержавших конкуренцию покинула рынок.

Очевидно, что в конкурентной борьбе все способы хороши, поэтому актуальными остаются такие маркетинговые инструменты как AR-маски (специальные фильтры), рекламные ролики на различных страницах пользователей и цифровизация финансового процесса управления. Активная цифровизация и внедрение современных инноваций позволили крупным банкам удержать клиентов и сохранить свой сектор на рынке в период пандемии, а за счет внедрения искусственного интеллекта и облачных инноваций упростилось общение с клиентами, и сократились расходы на предоставляемые услуги.

Актуальным внедрение в банковскую деятельность считаем механизм искусственного интеллекта, который помогает обрабатывать большое количество информации (например, анализировать расходы клиента) и выстраивать модель оптимальных расходов с целью экономии и увеличения капитала. Искусственный интеллект активно внедряется для обработки данных в мобильных приложениях, которые решают сложные задачи (выбор новых продуктов, оформление документов и получение необходимых консультаций по услугам и продуктам), поэтому актуальной остается проблема информирования граждан о новых программах и продуктах. Исследования показали, что перед банками стоит открытый вопрос: как увеличить глубину использования мобильных приложений и улучшить деятельность процесса работы с клиентами, а главное, как правильно расставить приоритеты в инновационных разработках. Сложность возникает на этапе принятия верного решения по внедрению актуальных инноваций и изучению ключевой функциональностью.

Технологии современной связи обеспечивают высокую скорость цифровизации, искусственный интеллект позволят обработать огромный объем информации и предложить решение поставленной задачи, а облачные технологии расширяют объемы пространства хранилища. В силу этого, можно с уверенностью утверждать, что рост инвестиций очевиден, а объединение технологии 5G и банковских приложений позволит провести цифровое трансформирование телекоммуникационного обеспечения банков и расширить возможности, стимулирую экономический рост банковской деятельности.

Таким образом, процесс перехода на цифровизацию проходит быстрее и масштабнее чем предполагалось и уже к 2021году она активно стимулирует экономический рост, открывая новые возможности для разработки инновационных стратегий, и значительно упрощает доступ к услугам банка. Именно цифровизация, как показывает практика, повышает производительность, улучшает эффективность и управляемость финансовых операций и ускоряет темпы его развития.

Литература

1. Цифровая трансформация российских банков. Аналитика. Электронный журнал TADVUSER [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/Аналитика_TAdviser

2. Цифровые технологии в банковской сфере. Российский и мировой опыт /Ричард Инсик Чен//Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1. Экономика и управление №2(25) 2018 - С.43-49

3. Business Internet Banking Rank 2021. Исследование пользователей электронных финансовых и платежных сервисов в России [Электронный ресурс].- Режим

доступа: https://www.markswebb.ru/report/mobNe-banking-rank-2021/

Trends in the development of innovative digital technologies in banking

Bebnev A.E., Bebneva S.V.

Plekhanov Russian University of Economics

JEL classification: G20, G24, G28, H25, H30, H60, H72, H81, K22, K34

This article is devoted to the current trend in the development of digital tools and processes in banking. The role of integrated digital and financial technologies in the competitive struggle of credit structures is determined.

Most importantly, a shift in the needs of citizens towards convenient and practical financial services operating in the remote service mode on a modern communication platform has been identified. It is established that the implemented innovations have a limited life cycle, therefore they require constant improvement and modernization, which can be implemented with the help of digitalization of financial services and processes.

Seamless technologies that have gained popularity in 2021, allowing to speed up the process of customer service and significantly increase the volume of customer service of the bank, are considered.

We consider the invention of artificial intelligence, which allows processing a huge amount of information and evaluating it, to be important and breakthrough in innovative development.

Cloud technologies are successfully used in the banking sector and are able to expand the amount of data storage space.

Keywords: digitalization of banking activities, seamless technologies, innovative financial services, online financial services, AR masks, artificial intelligence

References

1. Digital transformation of Russian banks. Analytics. Electronic magazine

TaDVISER [Ehlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.tad-viser.ru/ index.php/ Analytics_TAdviser

2. Digital technologies in the banking sector. Russian and World Experience

[Ehlektronnyj resurs]/Richard Incik Chen//Bulletin of the Moscow State University named after S. Yu. Witte. Series 1. Economics and Management No. 2 (25) 2018/ P. 43-49

3. Business Internet Banking Rank 2021. Research of users of electronic fi-

nancial and payment services in Russia [Ehlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.markswebb.ru/report/mobile-banking-rank-2021/

X X

О

го А

с.

X

го m

о

ю

2 О

to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.