Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
725
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / БИЗНЕС-МОДЕЛИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВЫЕ БАНКИ / ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС / РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПЛОЩАДКИ / ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГ / ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / DIGITAL ECONOMY / BUSINESS MODELS / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / DIGITAL BANKS / E-BUSINESS / REGULATORY PLATFORMS / INTERNET BANKING / FINANCIAL MARKETS / BANKING SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полянин А.В., Долгова С.А.

Проводимая в последние годы реструктуризация институциональной структуры банковской системы обострила конкуренцию на рынке банковских услуг, что способствовало переходу отношений банк-клиент на новые формы. В борьбе за клиентов коммерческие банки активно проводят работу по внедрению новых бизнес-моделей на основе IT-технологий, позволяющих упростить доступ к банковским услугам и тем самым расширить клиентскую базу. В статье проведен анализ основных направлений реализации электронного банковского обслуживания, представлены ведущие цифровые банки мира, показана удитория активных пользователей цифровых каналов в России, отражен уровень развития мобильного банкинга стран СНГ и рейтинг лучших интернет-банков России, а также показана роль регулятивных площадок в развитии цифровых инноваций в банковском бизнесе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current trends in e-business in the banking sector

The recent restructuring of the institutional structure of the banking system has exacerbated competition in the banking market, which has facilitated the transition of Bank-client relations to new forms. In the struggle for customers, commercial banks are actively working to introduce new business models based on IT-technologies, which allow to simplify access to banking services and thereby expand the customer base. The article analyzes the main directions of e-banking, presents the leading digital banks in the world, shows the uditor of active users of digital channels in Russia, reflects the level of development of mobile banking in the CIS and the rating of the best Internet banks in Russia, and shows the role of regulatory platforms in the development of digital innovations in the banking business.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ»

А.В. Полянин профессор, д.э.н., Среднерусский институт управления-филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской федерации г. Орел

A. V. Polyanin Professor, doctor of Economics, Central Russian Institute of management-branch Russian Academy of

national economy and public service at President of the Russian Federation G. Orel (polyanin.andrei@yandex.ru 89202872081)

С.А. Долгова доцент, к.э.н.,

Среднерусский институт управления-филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской федерации г. Орел

S. A. Dolgova assistant professor, Ph. D. Central Russian Institute of management-branch Russian Academy of

national economy and public service at President of the Russian Federation G. Orel (s_a_dolgova@mail.ru 89103065833)

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ

Аннотация. Проводимая в последние годы реструктуризация институциональной структуры банковской системы обострила конкуренцию на рынке банковских услуг, что способствовало переходу отношений банк-клиент на новые формы. В борьбе за клиентов коммерческие банки активно проводят работу по внедрению новых бизнес-моделей на основе IT-технологий, позволяющих упростить доступ к банковским услугам и тем самым расширить клиентскую базу. В статье проведен анализ основных направлений реализации электронного банковского обслуживания, представлены ведущие цифровые банки мира, показана удитория активных пользователей цифровых каналов в России, отражен уровень развития мобильного банкинга стран СНГ и рейтинг лучших интернет-банков России, а также показана роль регулятивных площадок в развитии цифровых инноваций в банковском бизнесе.

Аnnotation. The recent restructuring of the institutional structure of the banking system has exacerbated competition in the banking market, which has facilitated the transition of Bank-client relations to new forms. In the struggle for customers, commercial banks are actively working to introduce new business models based on IT-technologies, which allow to simplify access to banking services and thereby expand the customer base. The article analyzes the main directions of e-banking, presents the leading digital banks in the world, shows the uditor of active users of digital channels in Russia, reflects the level of development of mobile banking in the CIS and the rating of the best Internet banks in Russia, and shows the role of regulatory platforms in the development of digital innovations in the banking business.

Ключевые слова: цифровая экономика, бизнес-модели, инновационные технологии, цифровые банки, электронный бизнес, регулятивные площадки, интернет-банкинг, финансовые рынки, банковская система.

Key words: digital economy, business models, innovative technologies, digital banks, e-business, regulatory platforms, Internet banking, financial markets, banking system.

Обеспечение эффективности экономики за счёт развития высокой технологической специализации производств, во все времена было главным критерием экономического развития государств [1]. Цифровая экономика вошла в перечень основных направлений стратегического развития России до 2025 года.

Переход от традиционной экономики к цифровой - общемировой тренд, включающий цифровую трансформацию финансовой сферы, системное и поступательное внедрение новых финансовых технологий. Гибкость, инновационность и скорость внедрения технологических изменений являются сегодня одними из главных факторов конкурентоспособности для компаний финансового сектора [3].

Цифровизация несет серьезные вызовы существующим бизнес-моделям, в том числе в банках, которые сегодня проходят процесс трансформации по всему миру. Расширение спектра услуг в финансовой сфере способствует интенсивному внедрению цифровой экономики в банковской отрасли, которая является лидером по внедрению инновационных технологий и цифровых сервисов для клиентов.

Большинство современных коммерческих банков в числе своих стратегических задач называют универсализацию услуг и расширение клиентской базы. Динамичность рынка и усиление конкуренции ставят банки перед необходимостью диверсификации бизнеса, поиска новых ниш и постоянной работы в направлении расширения спектра предоставляемых услуг [2].

Для банковского сектора развитие электронного бизнеса не просто новый дополнительный банковский сервис, а стратегическое направление их деятельности. Переход к электронному способу ведения бизнеса - одна из самых значительных тенденций в современном банковском деле.

Изменения, происходящие в технологических процессах непосредственным образом влияют на взаимоотношения банков с клиентами, мобильные технологии расширяют возможности банков и удаленных каналов обслуживания, и выводят их работу в формате 24/7 [13], происходит рост рынка мобильных и бесконтактных платежей, Р2Р сервисов, цифровых валют, банки исследуют возможности применения технологий блокчейн, big data и других IT-решений [14].

Переход бизнес-моделей в цифровую и мобильную форму или же изменение бизнес-культуры для предоставления лучшего потребительского опыта способствуют трансформации банков из классического финансового института в цифровые организации.

Количество цифровых банков в мире растет - и наилучшую динамику показывают организации, у которых отсутствуют собственные офисы и банкоматы. Предлагая особые условия необычные для банковского рынка, а также дополнительные нефинансовые услуги им лучше удается учитывать потребности клиентов (табл. 1) [14].

Цифровой банк предлагает большую часть своих продуктов и услуг в цифровом виде с использованием цифровых каналов. Инфраструктура такого банка оптимизирована для цифровых коммуникаций и готова вместе с корпоративной культурой к быстрой смене технологий [14].

Таблица 1 - Ведущие цифровые банки мира по размеру клиентской базы

Материнская компания Количество

Банки Страна клиентов, млн. чел.

ING Diba Германия ING Group 8,5

Capital One 360 США Capital One Financial 7,8

USAA Bank США USAA 7

FNBO Direct США First National of Nebraska 6

Rakuten Bank Япония Rakuten 5

Tinkoff Bank Россия - 5

TIAA Direct США TIAA-CREF Trust Company 3,9

Discover Bank США Discover Financial Services 3,5

Alior Bank Польша - 3

DKB AG Германия - 3

Источник: Frost & Sullivan [Электронный ресурс] URL: https://ww2.frost.com

Однако, несмотря на растущие темпы цифровизации, полностью цифровых банков на российском рынке банковских услуг насчитывается единицы. Причиной тому послужило наличие информационных систем, определяемых спецификой деятельности каждого конкретного банка и жесткими регламентами, а также уже сформированные 1Т-инфраструктуры недостаточно интегрированы с новыми требованиями и решениями.

Банковский сектор понимая, что тот, кто не сумеет подстроиться под сегодняшние мегатренды и вызовы конкуренции будет терять долю на рынке создает в своей структуре или вне ее блоки цифрового бизнеса и стремится быть в тренде, внедряя отдельные цифровые решения [14].

Консалтинговая и аудиторская компания ОеЫйе провела оценку внедрения новых технологий российским банковским сектором. Для исследования эксперты выбрали 11 инноваций и разделили их на следующие группы [5]:

- безопасность («умная» идентификация);

- аналитика (BigData, личные финансовые помощники);

- цифровые технологии (онлайн-кошелек, бесконтактная оплата и т. д.);

- автоматизация (роботы в отделениях);

- геймификация (игры и квесты для клиентов);

- Р2Р/Р2В-кредитование.

Для анализа отобрано 11 банков, критерии - банк должен входить в топ-20 по совокупным активам, иметь как минимум 20% розничных кредитов и депозитов в своем портфеле. За наличие оригинального решения банку присуждалось два балла, за решение у которого есть аналоги один балл (табл. 2) [5].

По итогам оценки первое место занимает Сбербанк -18 баллов, второе место разделили Альфа-Банк и Тинькофф Банк - 16 баллов, на третьем месте банк «Открытие» - 8 баллов.

Сбербанк положил начало изменениям цифровых технологий. Процесс движения банка вперед задает новые горизонты, сравнение банка сегодня и пять лет назад показывает, что около 50% тех решений, которые принимались людьми, сегодня, принимаются машинами [10].

Таблица 2 - Оценка внедрения инновационных технологий российским _банковским сектором_

Банки Биометрическая идентификация Идентификация по голосу Интеграция с соцсетями Цифровой кошелек Торговые платформы Бесконтактные технологии Геймификация Инновационное отделение* Управление финансами Р2Р/Р2В кредитование Анализ больших данных Баллы

Сбербанк * • * * • * * * * - * 18

Альфа-банк - * - * * * • * * * 16

Тинькофф Банк * * * * * * - - * 16

«Открытие» - - * - • - • 8

ВТБ 24 - - - - * - • 7

«Русский стандарт» - • - • - - • 7

Промсвязьбанк - - • - - - • 6

Бинбанк - - - - • - - 5

Банк «Санкт-Петербург» - - • - • - - - - • 4

Источник: Deloitte назвала самые инновационные банки [Электронный ресурс] URL: ttps://bosfera.ru/press-release/deloitte-nazvala-samye-innovacionnye-banki

Примечание: наличие решения-1 балл (•), оригинальное решение-2 балла (*), нет решения (-).

* применимо при наличии отделений у Банка (не применимо к Тинькофф

Банку).

Сегодня Банк активно развивает свои каналы взаимодействия с клиентом через уникальную физическую и цифровую инфраструктуры, создает ИТ-систему на базе современных инновационных технологий таких как искусственный интеллект, машинное обучение, блокчейн, робототехника и прочее, трансформируется, переходя к модели глобальной экосистемы, для обеспечения своих клиентов лучшими финансовыми и нефинансовыми сервисами для удовлетворения их ежедневных потребностей [3].

Электронные банковские услуги являясь неотъемлемой частью электронного бизнеса становятся все более востребованными со стороны клиентов. Аудитория активных пользователей цифровых каналов в России на 1.01.2018 года представлена в таблице 3.

Таблица 3 - Аудитория активных пользователей цифровых каналов в России

[3]

Пользователи MAU DAU DAU/MAU (%)

Физические лица, млн чел. 50,4 14,6 28,9

Юридические лица, млн чел. 1,63 0,78 47,8

Всего пользователей, млн чел. 52,03 15,38 29,6

Примечание: DAU - Daily Active Users (Ежедневные Активные Пользователи) - количество уникальных пользователей, которые зашли в приложение в течение суток.

MAU - Monthly Active Users (Ежемесячные Активные Пользователи) - количество уникальных пользователей, которые зашли в приложение в течение месяца.

Расширение границ сферы деятельности финансовых организаций посредством цифровой экономики дает возможность банкам не только изучить своего

клиента, но и перейти на следующий уровень совместных взаимоотношений от клиента к партнеру. Новые цифровые технологии в банковском бренде, создают новый рельеф развития, первенство над конкурентами, выход на рынок новых инновационных продуктов и услуг [6].

Ассоциацией European Financial Management Association (EFMA) проведены исследования в области самых популярных банковских инноваций. В шорт-лист EFMA вошли: 224 инновации турецких банков, 223 - итальянских банков, 141 -польских банков и 134 испанских банков (табл. 4) [4].

Таблица 4 - Самые популярные банковские инновации

Инновация Характеристика

Банк как всеобщий посредник Предиктивная аналитика и партнерство с различными компаниями позволяют банку напомнить своим клиентам о наиболее значимых событиях в их жизни. В России такая практика применяется в Альфа-банке с приложением Sense, в Австралии -CBA, в Испании - Santander.

Банкинг вещей US Bank предлагает API для умных лампочек, позволяя им включаться, когда с клиентским счетом происходят изменения. Bradesco позволяет привязать банковский счет к автомобилю и автоматически расплачиваться за использование платных дорог и подобной инфраструктуры. Новозеландский ASB предложил цифровую копилку Clever Cash, позволяющую детям копить в реальной форме электронные деньги.

Более доступные для понимания сообщения о транзакциях К обычным сообщениям о движении средств по счету клиенты банки интегрируют в них возможности внешних платформ - Google Maps, Facebook и Instagram. Так мобильное приложение от банка Moven предупреждает клиента о расходах, превышающих заранее заданные бюджетные лимиты, изменяя обычное изображение своего интерфейса на вид «разбитого» экрана телефона.

Использование роботов и искусственного интеллекта Инвестиционные робосоветники (robo-advisors), услуги анализа портфеля в реальном времени для клиентов с высокими оборотами (суперкомпьютер Watson от IBM, банки UBS и DBS).

Использование социальных связей и кругов общения Включение клиентов в работу банка. Краудсорсинг становится все более популярным. Так итальянский банк Widiba, обратился к своим клиентам с просьбой разработки функциональных особенностей своего нового мобильного банка.

Круглосуточная и омниканальная работа банков Одни Банки предлагают круглосуточное обслуживание, используя офшорные центры работы с клиентами, что позволяет им переносить нагрузку на те точки обслуживания, где сейчас рабочий день, другие круглосуточно готовы к контакту через любой канал, включая WeChat, Facebook Messenger, Google Hangouts, Whatsapp и собственные мобильные приложения. Представителями банков 24х7 являются «Точка» (ФГ «Открытие») и «Тиньков - кредитные системы» в России, южноафриканский Standard Bank.

Монетизация данных Банки могут использовать данные для получения новых рыночных возможностей. Южноафриканский NedBank, предлагает свои данные розничным продавцам. Клиенты готовы за это платить, а финансовый институт, предлагающий подобные услуги, увеличивает степень привязанности к своим сервисам.

Персонализация Банк, основываясь на данных аналитики и используя современные облачные платформы, может предоставить каждому клиенту услуги именно в той форме, в которой они будут востребованы.

Поддержка малого и среднего бизнеса Минимизация риса кредитование МСБ осуществляется посредством партнерства банков с платформами вроде Funding Circle, это используется в Альфа-банке с «Потоком». Турецким Deniz Bank создана платформа Kumsal (малому и среднему бизнесу предлагаются сопутствующие сервисы, обеспечивающие его деятельность), в России этот же подход применяется «Точка» ФГ «Открытие».

Распределенные платежи Метод платежа может стать символом статуса - бесконтактный браслет от La Caixa, биометрический трекер от RBC Canada и HBOS UK, либо же костюм целиком Heritage Bank, Australia.

Источник: Десять самых популярных направлений банковских инноваций [Электронный ресурс] URL:

ankir.ru/publikacii/20160226/desyat-samykh-populyarnykh-napravlenii-bankovskikh-innovatsii-10007260/

Внедрение инновационных финансовых технологий, продуктов и услуг окажет положительное влияние на развитие конкуренции, повышение финансовой доступности, а также будет способствовать снижению издержек участников финансового рынка [16].

Сегодня в банковской сфере преобладает концепция mobile first, а в отдельных банках и mobile only, на которую и ориентируются крупные игроки. Согласно исследованию, Deloitte Digital Banking Maturity, пользователи все чаще используют мобильные приложения, так если в 2013 году лишь 15% населения пользовались мобильным интернетом, то сегодня этот показатель составляет уже 71%.

Однако развитие «мобайла» и классического интернет-банкинга все еще не позволяет пользователям полностью перейти в цифровые каналы. Так клиенты банков все еще не могут менять в онлайн-банке свои персональные данные или закрывать продукты, прежде всего это обусловлено нежеланием банкиров развивать сервисы, которые не приносят им прямого заработка, а также отмечается низкий спрос на такие услуги со стороны самих пользователей [17].

Вместе с тем в мире отмечаются следующие тенденции, свидетельствующие о дальнейшем росте доли цифровых финансовых услуг [12]:

- к 2020 году 35-50% клиентов банков будут пользователями мобильного банка;

- 82% финансовых организаций ожидают увеличения числа парт-нерств с финтех-компаниями в ближайшие 3-5 лет;

- 56% финансовых организаций включили цифровую трансформацию в основу стратегии своего бизнеса;

- инвестиции в финтех-компании в 2016 г. составили 24,7 млрд долл. США (за первое полугодие 2017 г.-11,6 млрд долл. США), что в два раза выше уровня 2013 г.

Ежегодно Агентством Markswebb проводятся исследования мобильных приложений для частных лиц, выпущенных крупнейшими банками Азербайджана, Республики Беларусь, Грузии, Казахстана, России и Украины. По результатам 2017 года наиболее высокие оценки эффективности мобильных банков показывают российские банки, по убыванию средней оценки следуют банки Белоруссии, Грузии, Казахстана, Украины и Азербайджана (табл. 5).

Таблица 5 - Уровень развития мобильного банкинга стран СНГ

Страна Лучший мобильный банк Оценка лучшего мобильного банка (Android/iOs) Средняя оценка мобильных банков в стране (Android/iOs)

Россия Тинькофф Банк 73,8 57,7/59,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Белоруссия Белгазпомбанк 61,3 49,7/50,4

Грузия Банк Грузии 57,0 47,6/47,1

Казахстан ForteBank 55,8/56,8 42,9/42,7

Украина ПриватБанк 53,6/55,8 40,3/40,5

Азербайджан UniBank 46,3/47,6 33,5/33,7

Источник: Mobile Banking Rank CIS 2017 [Электронный ресурс] URL: http://markswebb. ru/e-finance/mobile-banking-rank-cis-2017/#intro

При всем при том, что банки стремятся к равномерному развитию мобильных приложений на обеих мобильных платформах, более чем у половины банков принявших участие в исследовании (41 банк) различие в оценках между iOs и Android составляет >0,5 балла, что является достаточно значимым для пользователей.

Российские мобильные банки претерпели качественнее изменения с лета 2017 года, когда проводилось последняя волна исследования Mobile Banking Rank - оценки мобильных приложений как у лидеров из топ-10 рейтинга, так и в целом

по рейтингу выросли на 15% в среднем +7-8 баллов, что предполагает существенное расширение функциональных возможностей и удобства интерфейсов.

Развитие электронного бизнеса в банковской системе способствует снижению доли наличного оборота, что подтверждается ростом количества открытых счетов с дистанционным доступом (табл. 6).

Таблица 6 - Количество счетов с дистанционным доступом, открытых в кредитных организациях

тыс. ед.

В том числе открытых клиентам

из них: из них:

Годы Общее количество счетов юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями с доступом через сеть Интернет физическим лицам с доступом через сеть Интернет с доступом посредством сообщений с использованием абонентских устройств мобильной связи

2017 216592,5 5216,7 5091,7 211375,8 189897,5 166753,2

2016 191961,5 4522,9 4360,9 187438,7 161628,6 143088,6

2015 162833,2 4026,4 3764,9 158806,8 136149,3 117390,3

2014 125776,3 3460,5 3122,1 122315,8 80916,9 64597,8

2013 111879,5 3042,0 2665,1 108837,5 42337,8 30906,9

Источник: [Электронный ресурс] ИКЬ:

http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?flle=p_sys/sheet009.htm

Таблица 7 - Интегральная оценка клиентского опыта при открытии расчет-

ного счета

Рейтинг Банк Оценка

1 Модульбанк 90

2-3 Альфа-Банк 89

Точка 89

4 Тинькофф Банк 87

5 Промсвязьбанк 81

6 Веста Банк 72

7 Банк Авангард 67

8 Сбербанк 64

9-10 Банк Открытие 62

Райффайзенбанк 62

11 ВТБ24 49

12 АТБ 40

13 ВТБ 38

14 УБРиР 34

15 Совкомбанк 31

16 Бинбанк 27

17 Банк Санкт-Петербург 17

18 Банк Уралсиб 5

Источник: [Электронный ресурс] ЦКЬ: http://markswebb.ru/e-

finance/business-bank-account-opening-rank-2017

Удобство процесса открытия расчетного счета является фактором выбора банка для обслуживания, а также значимо влияет на конверсию заявок в активных клиентов. Процесс открытия расчетного счета в банках с применением электронных услуг отличается от организации этого процесса в банках, не использующих

цифровые технологии. Прежде всего это выражается в количестве посещений офисов банка для полного открытия расчетного счета оно может варьироваться от 1 до 4. Учитывая временные расходы, необходимость ехать в офис банка увеличивает время открытия счета на 5 и более часов [18].

Лучшие результаты по совокупности факторов показали Модульбанк, Точка, Альфа-Банк и Тинькофф Банк. Все банки предлагают возможность открытия счета без посещения их офисов, однако в остальном, несмотря на схожие рейтинговые оценки, сильно различаются по организации процесса открытия счета и по отдельным ключевым метрикам [18].

По данным рейтингового агентства «Эксперт-РА» число пользователей интернет-банкингом возрастает с каждым годом в среднем на 50% [8]. Согласно статистике ЦБ России, объем платежей, которые поступили в коммерческие банки через интернет, из года в год возрастает (табл. 8).

Таблица 8 - Динамика платежей распоряжения, по которым составлены и

переданы в электронном виде клиентами кредитных организаций

Показатели Распоряжения в электронном виде в том числе

платежные поручения аккредитивы платежные требования инкассовые поручения банковские ордера

Итого из них через сеть Интернет всего из них через сеть Интернет всего из них через сеть Интернет

2017 г.

Количество, млн. ед. 2640,3 1265,5 1391,5 1256,0 0,034 24,4 9,5 42,1 11822

Объем, млрд. руб. 497686,4 415239,7 489360,8 414340,0 84,6 1173,0 899,7 330,2 6737,7

2016 г.

Количество, млн. ед. 2759,6 1110,1 1277,5 1101,3 0,020 20,6 8,8 36,7 1424,7

Объем, млрд. руб. 463414,9 374209,0 455658,6 373219,2 74,3 1 274,9 989,8 344,4 6062,7

2015 г.

Количество, млн. ед. 2738,2 972,3 1172,3 966,2 0,007 20,7 6,1 20,2 1525,1

Объем, млрд. руб. 470331,7 375066,2 463639,6 374404,0 38,1 940,0 662,2 301,0 5413,1

2014 г.

Количество, млн. ед. 2600,7 850,8 1114,2 845,7 0,005 28,8 5,1 14,7 1443,0

Объем, млрд. руб. 466727,0 355392,7 460793,1 355001,0 65,6 818,1 391,7 220,7 4829,6

2013 г.

Количество, млн. ед. 2221,2 754,8 1024,4 751,3 0,005 29,9 3,5 11,6 11553

Объем, млрд. руб. 384447,3 287940,8 379849,3 287862,6 33,4 484,0 78,2 311,4 37692

Источник: [Электронный ресурс] ИКЬ:

http://www.cbr.ru/statistics/p_sys/print.aspx?flle=sheet010.htm

Последние годы все крупные игроки финансового рынка активно развивали электронный бизнес и осуществляли определенные инвестиции в дистанционные каналы обслуживания, в результате чего сегодня достаточно крупные объемы банковских операций осуществляются в интернет и мобильном банках.

Для крупных банков, которые изначально ориентируются на цифровое обслуживание такие как Тинькофф Банк, Альфа-Банк, Сбербанк, аудитория мобильного банкинга уже превышает аудиторию интернет-банка, когда речь идет об управлении средствами на карте и получении информации по продукту.

Мобильные устройства стали самым комфортным инструментом для работы с банковскими активами, как для розничных клиентов, так и для юридических лиц. В 2017 году наиболее прогрессивная аудитория зачастую выбирает банк, ориентируясь на качество его мобильных сервисов. Простые и удобные мобильные приложения, и сайты повышают лояльность пользователей и позволяют банкам приобретать новых клиентов, так по данным Mediascope 20 млн пользователей в России выходят в интернет только с мобильных устройств и их количество постоянно растет (табл. 9) [19].

Таблица 9 - Использование банковских приложений в России на 1.01.2018

года

Приложение % интернет пользователей млн. чел.

Мобильный банкинг со смартфона 83,8 46,0

Мобильный банкинг с планшета 20,6 11,0

Умные часы для мобильного банкинга 0,3 0,164

Источник: [Электронный ресурс] URL:

http://gomobile.ru/promo/GoMobile_mobile_banking.pdf

Помимо B2C и B2B приложений лидеры рынка банковских услуг выпускают множество около тематических сервисов - это способ сбора и монетизации данных о пользователях, которые позволяют повысить лояльность новой аудитории и в дальнейшем обратить ее в клиентов банка, так на 4 банка с крупнейшими мобильными активами приходится 36 приложений, 75% пользователей мобильного банкинга пользуются приложением только одного банка, 18% - двух банков, и всего лишь 7% - трех и более [19].

Агентством Markswebb Rank & Report опубликован рейтинг лучших интернет-банков России за 2017 год. В исследовании принимало участие 37 банков, из которых 10 возглавляли списки в 2016 году, 20 банков - по наибольшему количеству пользователей, а также те, которые лично подали заявки, для анализа агентство опиралось на показатели по удобству использования дебетовых карт через интернет-банки (табл. 10).

С точки зрения удобства интерфейсов и функциональности наиболее эффективными интернет-банками были признаны интернет-банки: Бинбанк (ранее интернет-банк МДМ Банка), Тинькофф Банка, Промсвязьбанка, Альфа-Банка и ВТБ.

Технологии меняются стремительно, ключевыми аспектами становятся вопросы цифровой трансформации, стираются границы между бизнесом и информационными технологиями. Несомненно, банковский бизнес будет становиться все больше и больше 1Т-бизнесом [20]. Используя новые возможности банки способны предварять желания своих клиентов, а также определять их потребности.

Таблица 10 - Рейтинг лучших интернет-банков России

Рейтинг Банк Оценка

1 Бинбанк (МДМ) 77,8

2 Тинькофф Банк 77,4

3 Помсвязьбанк 73,5

4 Альфа-Банк 66,3

5 ВТБ БанкМосквы 65,5

6 Сбербанк России 64,3

7 Банк Уралсиб 64,0

8 Почта Банк 63,0

9 Райффайзенбанк 62,5

10 Совкомбанк 61,8

11 МКБ 61,5

12 Запсибкомбанк 61,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Банк Траст 60,2

14 Русский стандарт 59,1

15 БКС 58,6

16 ВТБ 24 58,5

17 Ренессанс Кредит 58,4

18 Банк Санкт-Петербург 58,2

19 Банк Открытие 57,6

20 Восточный Банк 57,3

Абсолют Банк 57,3

Источник: [Электронный ресурс] URL: https://www.cossa.ru/news/158470/

Качественные электронные финансовые услуги и интернет-банкинг - это уникальные возможности по привлечению новых клиентов, увеличению продаж традиционных банковских продуктов и созданию новых услуг, способных отвечать потребностям современного общества. Развитие рынка электронных финансовых услуг открывает дополнительные возможности повышения конкурентоспособности банков, позволяет ориентироваться в глобальном экономическом пространстве

[9].

При сохранении стабильной экономической ситуации в ближайшие годы электронный бизнес в банковской отрасли со всей очевидностью будет расти. При этом с каждым годом все большее значение будут приобретать такие параметры, как:

- скорость выпуска новых продуктов;

- расширение возможностей и улучшение качества дистанционных каналов обслуживания;

- развитие адресных предложений клиентам;

- генерирование кросс-продажи.

Современные технологии постоянно расширяют горизонты маркетинга финансовых услуг, в перспективе - слияние банковских и информационных технологий, трансформация традиционного банкинга в финтех отрасль [7].

Для определения с точки зрения банковского дела и клиента что находится в приоритете, а также какие предложения наиболее будут востребованы, необходимо понимание, в какую сторону следует развивать сервис. Сегодня российский рынок банковских услуг находится на пересечении двух концепций - daily banking и digital office. Первая находится на высоком уровне и существенных изменений не

ожидается, для банковской системы основным направлением развития в перспективе будет парадигма digital office.

Таблица 11 - Участники FCA SANDBOX

Компании Описание

Yoti Технологический провайдер, который позволяет пользователям создать зашифрованный биометрический цифровой профиль, привязанный к государственному идентификатору. Yoti позволяет пользователям передавать идентификационные данные финансовым организациям для использования при проверках KYC.

Wrisk Страховой продукт с инновационным методом оценки риска

Square Book Новый прозрачный метод сбора заявок инвесторов для первичных публичных и частных размещений.

Spherical Defence Labs Система безопасности с открытыми API, которая позволяет обнаружить ха-керские атаки и нарушения в банках на базе открытых API, машинного обучения и компьютерной лингвистики.

Solidi Платформа платежей на основе блокчейн, которая использует криптовалюты для проведения денежных переводов с более высокой скоростью и с более низкими транзакционными издержками.

Sherpa Management Services Страховое решение, которое предлагает клиентам один аккаунт для настройки и управления несколькими страховыми рисками и включает динамические продукты, которые обеспечивают возможность увеличения и уменьшения гарантированной страховой суммы по мере изменения потребностей.

ResonanceX Новая электронная платформа, которая обеспечивает сквозную автоматизацию процессов установления цен, исполнения и управления жизненным циклом продуктов с использованием централизованного или распределенного (блокчейн) учета активов.

Rebank Платформа, которая объединяет корпоративные банковские счета в единый личный кабинет. При помощи предсказательных алгоритмов Rebank позволяет повысить эффективность банковских операций и бизнес-платежей.

Orca Р2Р-платформа, которая позволяет инвестировать в диверсифицированный портфель Р2Р-кредитов.

Nationwide Автоматизированное решение, предлагающее рекомендации по сбережениям и инвестициям.

FutureFlow Система мониторинга транзакций, которая отслеживает движение денег в экономике, маркирует отдельные денежные единицы и способствует обмену анонимизированной информацией между сторонами в целях предотвращения финансовых преступлений.

First direct and Bud Приложение, которое анализирует данные транзакций и демографические данные клиентов для определения финансовых и нефинансовых продуктов с рынка, HSBC и иных организаций.

Etherisc Страхование авиаперелетов с использованием смарт-контрактов и технологии блокчейн.

Economic Data Sciences Технологическое решение, которое использует искусственный интеллект для расчета оптимального соотношения рисков и целей в процессе отбора инвестиций.

Curl Новая платежная сеть, которая работает через идентификаторы вида @username и прямые банковские переводы, с использованием открытых банковских API.

Chynge Международная система денежных переводов на базе технологии распределенных реестров, которая включает в себя систему мониторинга транзакций (на основе искусственного интеллекта) в целях более эффективного противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, а также мошенничеству.

Barclays RegTech - решение, которое позволяет отслеживать обновления регулирования в руководствах FCA и координирует их с внутренними политиками Barclays.

Источник: Мировой опыт использования регулятивной площадки и предложения по ее внедрению в Банке России

[Электронный ресурс] URL:

http://www.cbr.ru/Content/Document/File/36015/mp_n.pdf

Одним из основных факторов развития электронного бизнеса на финансовом рынке является участие государства в продвижении цифровых технологий. Для эффективного и безопасного функционирования цифрового финансового пространства необходима реализация скоординированных мероприятий на уровне всех его участников, а также своевременное пропорциональное регулирование, в задачи которого входит, с одной стороны, поддерживать стабильность финансовой системы и защищать права потребителей, а с другой - содействовать развитию и внедрению цифровых инноваций [12].

Регулятивные площадки позволят пилотировать инновационные финансовые технологии и сервисы в таких формах как «тестирование» или «ограниченного регулятивного эксперимента» под своим контролем и в ограниченном пространстве, такой опыт используется финансовыми регуляторами в Великобритании (FCA), Сингапуре (MAS) и Австрии (ASIC).

В целях обеспечения условий развития инноваций на финансовом рынке и перехода к цифровой экономике в Российской Федерации предлагается создать на базе Банка России специальную регулятивную площадку FCA «SANDBOX» (табл. 11) для апробации инновационных финансовых технологий, продуктов и услуг [11].

Ключевой задачей FCA SANDBOX является обеспечение быстрой проверки гипотез о положительных эффектах от внедрения инновационных финансовых технологий и сервисов для финансового рынка и потребителей, а также анализ рисков и формирование моделей угроз, возникающих при их использовании.

В своем дальнейшем развитии банкам предстоит решать различные задачи, связанные с регулированием, устареванием систем, развитием прорывных технологий и бизнес-моделей, повышением конкуренции и требований со стороны клиентов, обеспечивая при этом реализацию новых стратегий устойчивого развития. Те кредитные организации, которые смогут воспользоваться новыми возможностями, получат значительное преимущество и обеспечат необходимый баланс между долгосрочными целями и краткосрочными требованиями к производительности [21].

Источники:

1. Банки и цифровая экономика: кто кого [Электронный ресурс] URL: http://d-russia.ru/banki-i-tsifrovaya-ekonomika-kto-kogo.html

2. Бизнес по-электронному [Электронный ресурс] URL: https://www.osp.ru/cio/2015/01/13044694/

3. Годовой отчет ПАО «Сбербанк» 2017 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.sberbank.com/ru/investor-relations/reports-and-publications/annual-reports

4. Десять самых популярных направлений банковских инноваций [Электронный ресурс] URL: ankir.ru/publikacii/20160226/desyat-samykh-populyarnykh-napravlenii-bankovskikh-innovatsii-10007260/

5. Deloitte назвала самые инновационные банки [Электронный ресурс] URL: ttps://bosfera.ru/press-release/deloitte-nazvala-samye-innovacionnye-banki

6. Жигас М.Г., Кузьмина С.Н. Современные тенденции использования цифровых технологий в банковской сфере [Электронный ресурс] URL: file:///C:/Users/s/Downloads/077-086%20(2).pdf

7. Информационные технологии в банках в 2018 году [Электронный ресурс] URL: https://finansist-kazan.ru/news/finances/informatsionnye-tekhnologii-v-bankakh-v-2018-godu/

8. Картуесов А., Онухов А. Интернет-банкинг: борьба за пользователя. Статья. [Электронный ресурс] URL: http://www.raexpert.ru/editions/ struggle_for_users/

9. Кожевина О.В. Динамика развития и сегменты роста «электронного» бизнеса в России

10. Королева А. У банков появились грозные конкуренты / А. Королева // Эксперт. - 2015. - №29 [Электронный ресурс] URL: http://expert.ru/2015/03/27/bankiuvideli-konkurentov

11. Мировой опыт использования регулятивной площадки и предложения по ее внедрению в Банке России [Электронный ресурс] URL: http://www.cbr.ru/Content/Document/File/36015/mp_n.pdf

12. Основные направления развития финансовых технологий на период 2018 - 2020 годов [Электронный ресурс] URL: http://www.cbr.ru/Content/Document/File/35816/0N_FinTex_2017.pdf

13. Послание Президента Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 г. [Электронный ресурс] URL: http://www. kremlin.ru/events/president/news/53379

14. Цифровая трансформация российских банков [Электронный ресурс] URL: http://www.tadviser.ru/index.php

15. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-razvitiya-i-segmenty-rosta-elektronnogo-biznesa-v-rossii

16. [Электронный ресурс] URL: http://www.cbr.ru/Press/event/?id=1623

17. [Электронный ресурс] URL: http://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/363279-poznavshie-digital-luchshie-onlayn-banki-2018

18. [Электронный ресурс] URL: http://markswebb.ru/e-finance/business-bank-account-opening-rank-2017

19. [Электронный ресурс] URL: http://gomobile.ru/promo/GoMobile_mobile_banking.pdf

20. [Электронный ресурс] URL: http://bankit.it-event.pro/2018/ru/novosti3/itogi-seminara-perspektivy-i-napravleniya-razvitiya-bankovskih-informacionnyh-tehnologij-v-2017-godu-bankit-education

21. [Электронный ресурс] URL: http://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/financial-services/articles/gx-banking-industry-outlook.html

Sources:

1. Banks and digital economy: who is whom [Electronic resource] URL: http://d-russia.ru/banki-i-tsifrovaya-ekonomika-kto-kogo.html

2. Business by electronic [electronic resource] URL: https://www.osp.ru/cio/2015/01/13044694/

3. Annual report of Sberbank 2017 [Electronic resource] URL: http://www.sberbank.com/ru/investor-relations/reports-and-publications/annual-reports

4. Ten of the most popular trends of banking innovations [Electronic resource] URL: ankir.ru/publikacii/20160226/desyat-samykh-populyarnykh-napravlenii-bankovskikh-innovatsii-10007260/

5. Deloitte named the most innovative banks [electronic resource] URL: ttps://bosfera.ru / press-release / deloitte-nazvala-samye-innovacionnye-banki

6. Gigas M. G., Kuzmin S. N. Modern trends in the use of digital technologies in the banking sector [Electronic resource] URL: file:///C:/Users/s/Downloads/077-086%20(2).pdf

7. Information technologies in banks in 2018 [Electronic resource] URL: https://finansist-kazan.ru/news/finances/informatsionnye-tekhnologii-v-bankakh-v-2018-godu/

8. Kortunov A., Onokhov A. Internet banking: the struggle for the user. Article. [Electronic resource] URL: http://www.raexpert.ru/editions/ struggle_for_users/

9. Dynamics of development and growth segments of "electronic" business in Russia

10. Queen A. have banks appeared formidable competitors / A. Queen / / Expert. - 2015. - №29 [Electronic resource] URL: http://expert.ru/2015/03/27/bankiuvideli-konkurentov

11. World experience in the use of the regulatory platform and proposals for its implementation in the Bank of Russia [Electronic resource] URL: http://www.cbr.ru/Content/Document/File/36015/mp_n.pdf

12. The main directions of development of financial technologies for the period 2018 - 2020 [Electronic resource] URL: http://www.cbr.ru/Content/Docu-ment/File/35816/0N_FinTex_2017.pdf

13. The President's address to the Federal Assembly on December 1, 2016 [Electronic resource] URL: http://www. kremlin.ru/events/president/news/53379

14. Digital transformation of Russian banks [Electronic resource] URL: http://www.tadviser.ru/index.php

15. [Electronic resource] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-razvitiya-i-segmenty-rosta-elektronnogo-biznesa-v-rossii

16. [Electronic resource] URL: http://www.cbr.ru/Press/event/?id=1623

17. [Electronic resource] URL: http://www.forbes.ru/finansy-i-investi-cii/363279-poznavshie-digital-luchshie-onlayn-banki-2018

18. [Electronic resource] URL: http://markswebb.ru/e-finance/business-bank-account-opening-rank-2017

19. [Electronic resource] URL: http://gomobile.ru/promo/GoMobile_mo-bile_banking.pdf

20. [Electronic resource] URL: http://bankit.it-event.pro/2018/ru/novosti3/itogi-seminara-perspektivy-i-napravleniya-razvitiya-bankovskih-informacionnyh-tehnologij-v-2017-godu-bankit-education

21. [Electronic resource] URL: http://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/finan-cial-services/articles/gx-banking-industry-outlook.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.