DOI 10.24411/2077-7639-2019-10032
Маркетинг инвестиционных сервисов физических лиц и финансовая безопасность банковского сектора в условиях цифровой экономики
Астратова Г.В., Астратова С.В., Жернов А.А.
В статье рассмотрены три ключевых вопроса: а) основные тенденции глобального рынка инвестиционных сервисов физических лиц (ИСФЛ); б) обеспечение финансовой безопасности банковского сектора в условиях цифровой экономики; в) разработка эффективных инструментов инвестиционного маркетинга. Показано, что развитие рынка ИСФЛ тесно связано с общими тенденциями на рынке банковских сервисов: 1) сокращение оборота бумажных документов; 2) развитие системных банковских продуктов; 3) использование робототехники и искусственного интеллекта в банковских технологиях; 4) изменение взаимоотношений между потребителями/покупателями и производителями/продавцами финансовых услуг; 5) переход на удалённое и круглосуточное обслуживание (24/7) клиентов; 6) возникновение «цифровых банков», или банков, бизнес-процессы которых оцифрованы и представляют единую систему. Выявлены три ключевые тенденции на глобальном рынке ИСФЛ. Первая тенденция: рынок неоднороден и чётко дифференцирован по поведению индивидуальных инвесторов на четыре группы: миллениалы; поколение Х; бэби-бумеры и старшее поколение. Вторая тенденция: рынок ИФЛС имеет устойчивую тенденцию к росту: а) по распределению отдельных активов; б) в ожиданиях потребителей на 2019 год в целом; в) в ожиданиях потребителей на 2019 год глобально и по отдельным странам. Третья тенденция: всё большая цифровизация рынка ИСФЛ. Изучены некоторые аспекты финансовой безопасности банков. Выявлено, что использование ИТ в банковском секторе помимо очевидных выгод для банков и их клиентов приводит к угрозам финансовой безопасности банков за счёт кибератак, ИТ-мошенничества, ошибок в программном обеспечении, нарушении деятельности сложных информационных систем, формирования альтернативных децентрализованных валютных систем и др. Выделены три основных инструмента обеспечения финансовой безопасности банковского сектора в условиях цифровой экономики: 1) государственный протекционизм; 2) технико-технологическое совершенствование цифровых технологий; 3) применение рыночных механизмов. Установлено, что маркетинг в банковской сфере является довольно новым феноменом, как и инвестиционный маркетинг и маркетинг инвестиционных сервисов. Теоретико-методологическая база по данному вопросу находится в стадии формирования. Тем не менее, исходя из уже существующей практики интернет-маркетинга, можно сделать вывод, что более старшее поколение при выборе банка для использования инвестиционных сервисов будут обращать внимание на его надежность и финансовую безопасность, а молодежь - на возможность использования банковских сервисов без посещения самого банка, когда достаточно только смартфона и выхода в интернет. Это, конечно, не противопоставляет одно другому, однако маркетинговые стратегии для разной целевой аудитории будут выглядеть по-разному, а акцент будет сделан на разных конкурентных преимуществах.
DOI 10.24411/2077-7639-2019-10032
Marketing of investment services of individuals and financial security of the banking sector in a digital economy
Astratova G.V., Astratova S.V., Zhernov A.A.
The article deals with three key issues: a) the main trends in the global market of investment services for individuals (hereinafter - ISFI); b) ensuring the financial security of the banking sector in the digital economy; C) the development of effective tools for investment marketing. It is shown that the development of ISFI closely linked to general trends in the market of banking services: 1) reduce the circulation of paper documents; 2) development of Bank products system; 3) the use of robotics and artificial intelligence in banking technologies; 4) changing the relationship between consumers/buyers and producers/sellers of financial services; 5) go to remote and round the clock service (24/7) customers; 6) the emergence of "digital banks", or banks, business processes are digitized and represent a single system. Three key trends in the global ISFI market have been identified. The first trend: 1) the market is heterogeneous and clearly differentiated by the behavior of individual investors into four groups: "Millennials"; "Generation X"; "Baby boomers" and "Older generation". The second trend: the ISFI market has a steady upward trend: a) in the distribution of individual assets; b) in consumer expectations for 2019 as a whole; C) in consumer expectations for 2019 globally and for individual countries. The third trend is the increasing digitization of the ISFI market.Some aspects of financial security of banks are studied. Revealed that the use of information technologies (hereinafter - IT) in banking sector, aside from the obvious benefits for banks and their customers, leading to threats of financial security of banks by cyber-attacks, IT-fraud, software errors, the disruption of complex information systems, the formation of alternative decentralized currency systems, etc. It has three main tools for ensuring financial security of the banking sector in the digital environment: 1) state protectionism; 2) technical and technological improvement of digital technologies; 3) application of market mechanisms. It is established that marketing in the banking sector is a fairly new phenomenon, as well as "investment marketing" and "marketing of investment services". Theoretical and methodological basis on this issue is in the process of formation. However, based on the existing practice of Internet marketing, it can be concluded that the older generation when choosing a Bank to use investment services will pay attention to its reliability and financial security, and young people-to the possibility of using banking services without visiting the Bank, when only a smart-phone and access to the Internet. This, of course, does not oppose one another, but marketing strategies for different target audiences will look different, and the emphasis will be on different competitive advantages.
for citation apa
Astratova G.V., Astratova S.V., Zhernov A.A. Marketing of investment services of individuals and financial security of the banking sector in a digital economy. Diskussiya [Discussion], 95, 6-20.
keywords
Marketing, finances, investment services, marketing of investment services, marketing of investment services of individuals, financial security, financial security of the banking sector, digital economy, Internet marketing, reputation marketing, consumers of banking services.
JMKyCGllil №4 (95) ABTYCT 2019
MANAGEMENT AND MARKETING 7
для цитирования гост 7.1-2003
Астратова Г.В., Астратова С.В., Жернов А.А. Маркетинг инвестиционных сервисов физических лиц и финансовая безопасность банковского сектора в условиях цифровой экономики // Дискуссия. - 2019. - Вып. 95. - С. 6-20.
ключевые слова
Маркетинг, финансы, инвестиционные сервисы, маркетинг инвестиционных сервисов, маркетинг инвестиционных сервисов физических лиц, финансовая безопасность, банковский сектор, финансовая безопасность банковского сектора, цифровая экономика, интернет-маркетинг, репу-тационный маркетинг, потребители банковских услуг.
Введение. Характерной чертой развития современной экономики является активное внедрение информационных технологий (ИТ) не только в деловую, но и повседневную жизнь человека. Более того, многие страны, Россия в том числе1 , считают одним из приоритетов своего развития цифровизацию. В данной связи экспертами разрабатываются рейтинги лучших цифровых экономик стран - Digital Society Index (DSI). Так, в 2019 году рейтинг DSI-2019 возглавили Сингапур, США и Китай2.
Необходимо отметить, что в современных реалиях цифровой экономики происходит существенное изменение маркетинговых инструментов и взаимоотношений между потребителями/ покупателями и производителями/продавцами на всех рынках, в том числе, на финансовых рынках. В частности, изменились отношения банка и его клиента. Так, если ранее банки предлагали клиентам стандартные наборы (standard set) банковских услуг, то к настоящему времени это становится практически невозможным. В условиях ужесточения конкуренции, как на локальных, так и на мировых финансовых рынках, банки вынуждены непрерывно разрабатывать новые виды банковских продуктов/услуг, таргетированно адресованных конкретным группам клиентов.
В то же время, активное развитие цифровой экономики обеспечивает лёгкий и быстрый доступ физических лиц к различным услугам посредством сети Интернет, и в том числе - к банковским услугам и продуктам. Соответственно, возрастают значимость и роль защиты активов клиентов и финансовой безопасности банковского сектора.
Вместе с тем, теоретико-методологическая база вышеуказанной проблематики ещё только складывается как в России, так и за рубежом.
Соответственно, стратегические приоритеты социально-экономического развития России
1 Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Утверждена протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7.
2 Как цифровая экономика изменила стиль жизни деловых людей [Электронный ресурс]. URL: www.news.rambler.ru (дата обращения: 20.07.2019).
в условиях цифровизации экономики предопределяют необходимость поиска, с одной стороны, инструментов регулирования финансовой безопасности банковского сектора на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а с другой стороны, необходимость поиска рыночных (маркетинговых) инструментов стимулирования продаж инвестиционных сервисов физических лиц.
Цель исследования. Изучение доступных нам источников литературы по исследуемой проблематике позволило сформулировать следующую цель исследования: изучить теоретические и практические аспекты согласования интересов физических лиц и топ-менеджмента банков в процессе управления продажами инвестиционных сервисов и обеспечения финансовой безопасности банковского сектора в условиях цифровой экономики.
Материал и методы исследования. Научной базой нашего исследования явились публикации зарубежных и российских учёных и практиков в области цифровой экономики, маркетинга и финансовой безопасности в целом и применительно к маркетингу инвестиционных сервисов физических лиц и финансовой безопасности банковского сектора в цифровой экономике, в частности.
Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, данные Федеральной и территориальной служб государственной статистики Российской Федерации, результаты предшествующих научных исследований авторов, публикации в специальных изданиях и сети Интернет.
Методологическую основу научного исследования составили следующие методы: анализ и синтез, систематизация и сравнение, экономический и логический анализ.
Объектом исследования являются экономическая система и институциональные преобразования, приведшие к цифровой экономике и способствующие повышению уровня экономической безопасности в процессе управления нематериальными (услуги, интеллектуальные и виртуальные) продуктами.
Предметом исследования являются управленческие отношения, возникающие в процессе формирования и развития экономических систем, оценки современного состояния и прогнозов финансово-экономической безопасности и обеспечивающие её рыночные (маркетинговые) механизмы.
Результаты исследования и их обсуждение. Для более полного понимания сути вопроса предлагается рассмотреть заявленную в статье проблематику в трёх ключевых направлениях:
1) Основные тенденции глобального рынка инвестиционных сервисов физических лиц (ИСФЛ);
2) обеспечение финансовой безопасности банковского сектора в условиях цифровой экономики;
3) согласование интересов на рынке ИСФЛ, или разработка эффективных инструментов инвестиционного маркетинга.
1. Основные тенденции глобального рынка инвестиционных сервисов физических лиц
Развитие рынка ИСФЛ тесно связано с общими тенденциями на рынке банковских сервисов. Создание информационных технологий, интернета и цифровизация экономики привели к ряду изменений, наиболее характерных для розничной банковской деятельности (т.е. обслуживания частных лиц). Среди основных изменений в обслуживании физических лиц современными банками мы можем выделить как основные следующие виды деятельности:
— сокращение оборота бумажных документов, отказ от бумажной обработки информации и повсеместный переход на электронную банковскую документацию;
— развитие системных банковских продуктов, оптимизация сбережений клиентов (управление наличными денежными средствами и др.);
— использование робототехники и искусственного интеллекта в банковских технологиях, позволяющих создавать цифровые активы, поддерживать мобильные и бесконтактные платежи, применять CRM-системы взаимодействия с клиентами и Р2Р сервисы, создавать цифровые активы и поддерживать цифровые валюты (криптовалюта или cryptocurrency) и т.д.;
— изменение взаимоотношений между потребителями/покупателями и производителями/продавцами финансовых услуг, в том числе переход от стандартных наборов (standard set) банковских услуг к индивидуальному пакету (персональные условия займов и вкладов, возобновляемого кре-
дитного финансирования, услуг по операциям с первичными и вторичными закладными и т.д.);
— переход на удалённое и круглосуточное обслуживание (24/7) клиентов: информационная обработка данных, финансовый консалтинг, управление денежными средствами и т.п., вследствие использования ЭВМ (компьютеров), банкоматов (АТМ), пластиковых карточек, чат-ботов с элементами искусственного интеллекта;
— возникновение так называемых цифровых банков, или банков, бизнес-процессы которых оцифрованы и представляют единую системную архитектуру (интегрированную ИТ-платформу на основе облачных технологий и сервисов), где продукты/услуги и каналы дистрибуции предоставляются в цифровом виде и ориентированы на клиентское самообслуживание. Так, уже в 2017 году свыше 70% финансовых учреждений рассматривали цифровые банки («цифровой банкинг») как один из стратегических приоритетов своего развития1.
Эти же тенденции в обслуживании физических лиц современными банками отмечаются и в работах других авторов [1, 2, 3].
Особое место среди розничной продажи банковских продуктов занимают инвестиционные сервисы физических лиц (investment services for individuals), или совокупность способов вложения денежных средств, целью которых является сохранение и приумножение капитала физического лица (вкладчика). Основными инструментами индивидуального инвестирования являются, как известно, следующие ИСФЛ:
— российские государственные ценные бумаги;
— российские корпоративные акции и облигации;
— иностранные корпоративные акции и облигации;
— ценные бумаги иностранных государств;
— нвестиционные паи;
— валютные средства, банковские счета и вклады2 и др.
1 The Financial Brand. [Электронный ресурс]. URL: https:// thefinancialbrand.com/62711/top-10-strategic-priorities-for-banking-in-2017/ (дата обращения: 01.12.2018 г.).
2 Митина В. Есть деньги: куда инвестировать? Обзор лучших инвестиционных инструментов на 2019 год. - [Электронный ресурс]. URL: https://ostrovrusa.ru/investicionnye-instrumenty (дата обращения 20.09.2019 г.); Акулич М. Инвестиционный маркетинг. Понятия, стратегии, рынок. Исследования. [Электронный ресурс]. URL: https://fictionbook.ru/author/margarita_akulich/ investicionnyiyi_marketing_ponyatia_str/read_online.html (дата обращения: 20.07.2019 г.).
Исходя из результатов комплексного исследования1 компании «Лег Масон» (Legg Mason)2 [4], мы можем сделать вывод, что к настоящему времени на глобальном рынке ИСФЛ наблюдаются, как минимум, три ключевые тенденции.
Первая тенденция глобального рынка ИСФЛ: рынок неоднороден и чётко дифференцирован по поведению индивидуальных инвесторов на следующие четыре группы:
1. «Миллениалы» ("Millenials"): лица в возрасте 18-36 лет;
2. «Поколение Х» ("Generation X"): лица в возрасте 37-50 лет;
3. «Бэби-бумеры» ("Baby Boomers"): люди в возрасте 51-70 лет;
4. «Старшее поколение» ("Older"): люди в возрасте 71 год и старше.
Вторая тенденция глобального рынка ИСФЛ: несмотря на всё ещё активное влияние наследия глобального финансового кризиса 2008 года и различия в поведении разных групп частных инвесторов, рынок ИФЛС имеет устойчивую тенденцию к росту:
а) по распределению отдельных активов (рис. 1);
б) в ожиданиях потребителей на 2019 год в целом (рис. 2);
в) в ожиданиях потребителей на 2019 год глобально и по отдельным странам (рис. 3, 4).
Третья тенденция глобального рынка ИСФЛ: всё большая цифровизация рынка ИСФЛ, что обу-
Рис. 1. Распределение активов у частных инвесторов в 2017-2018 годы
Условные обозначения: Cash/cash equivalent - денежные средства/эквивалент денежных средств; Equities - акции; Fixed income - фиксированный доход; Alternatives - альтернативы; ReaL estate - недвижимость; GoLd/precious metaLs - золото/ драгоценные металлы.
Millenniels Baby Boomers Advised Investors DIY Investors
H Very confident
IIIIIIIII IIOIIIIHIIIQII IIIIIIIII Hill! Hill игашшшпншнл ЯНШИН.....IIIIIllllll mill ■ II
lillMIHIIIIIIIIIIIIIi lllllllll III
KT* ■II II Hill lllllllllllll llllllll llliiiiill III
¡ишшшшн ■ПН llllllll llllllllllllllllllllllllllllllllll lllllllll IUI
fc 20« Quite confident
40% 60%
Nither confident nor concerned
EO% 100% 120%
Quite concerned Щ Very concerned
Рис. 2. Уверенность потребителей в инвестиционных ожиданиях на 2019 год
Условные обозначения: MiLLenniaLs - миллениалы; Baby Boomers - бэби-бумеры; Advised Investors - консультант-инвестор; DIY Investors (Do-It-YourseLf) - самостоятельные инвесторы. Считаем необходимым отметить, что многие частные инвесторы доверяют электронной валюте (криптовалюте) благодаря механизму самостоятельного управления (DIY Investors). Однако, самоуправления может быть недостаточно, чтобы всецело избежать сговора. Это особенно верно для тех случаев, когда рынок сосредоточен в небольшом сегменте (подгруппе) лиц.
1 Комплексное глобальное исследование проведено в июле-августе 2018 года с целью отслеживания инвестиционных и поведенческих тенденций за 2018 год, а также возможностей для инвестирования в ближайшие 12 месяцев.
2 Фирма «Лег Масон» (Legg Mason) представляет собой глобальную компанию по управлению активами, основанную ещё
в 1899 году. Сеть Legg Mason состоит из девяти подразделений, в которые входят независимые, опытные эксперты - инвестиционные менеджеры, каждый из которых курирует клиентов с разнообразным портфелем активов и применяет к ним индивидуальные альтернативные инвестиционные стратегии. Штаб-квартира Legg Mason находится в Балтиморе, штат Мэриленд, США.
Рис. 3. Ожидания потребителей относительно рынков акций на глобальном и местном уровнях
Условные обозначения: US - США; Asia - Азия; Europe - Европа; GLobaL - весь мир. GLobaL markets to increase - увеличение глобальных рынков; GLobaL markets to decrease - уменьшение глобальных рынков; Home markets to increase - увеличение местных рынков; Home markets to decrease - уменьшение местных рынков;
Рис. 4. Ожидания потребителей относительно лучших инвестиций в 2019 году по странам и на глобальном уровне
Условные обозначения: U.S. - США; Asia - Азия; Europe - Европа; GLobaL - весь мир; China - Китай; Europe (excL. U.K.) - Европа, не считая Великобритании, Japan - Япония; Hong Kong - Гонконг; India - Индия; Singapore - Сингапур; U.K. - Великобритания; AustraLia - Австралия; Russia - Россия; Other Asian markets - прочие Азиатские рынки; BraziL - Бразилия; African markets - африканские рынки; Taiwan - Тайвань; Mexico - Мексика; South American markets - рынки стран Южной Америки.
словлено, прежде всего, активным внедрением R&D1 в финансовую сферу. Так, традиционные стандартные банковские операции на текущий момент всё больше заменяются на те, которые перемещаются в интернет и основаны на использовании искусственного интеллекта. В данной связи, как совершенно справедливо отмечают Ю.Г. Швецов, Н.В. Сунцова и В.Г. Корешков, самыми конкурентными из оцифрованных услуг являются на текущий момент следующие: электронный банкинг, программирование ряда банковских операций, блокчейн-сервис, приобретение объектов интеллектуальной собственности, майнинг криптовалют, облачный майнинг, создание цифровых активов,
1 R&D (research and development) - это аббревиатура, обозначающая сектор научных исследований и разработок.
взаимообмен криптовалюты и фиатных денег, денежные вложения в цифровые активы, и др.[2].
В частности, эту тенденцию подтверждают и активно растущие рынки электронных денег, которые поражают воображение своим масштабом. Как отмечает Брэндон Куиттем2, общая капитализация рынка криптовалюты достигла рекордного уровня 7 января 2018 года, что составило около 820 млрд долл. Затем наблюдались массовое снижение рыночной капитализации3 и снова небольшой подъём и снижение. Это говорит, с одной стороны,
2 Ouittem B. 5 Cryptocurrency Trends to Guide Your Investment Strategy in 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://www. investinblockchain.com/cryptocurrency-trends-2018/ (дата обращения: 21.09.2018 г.).
3 На 65% в течение января 2018 года.
о нестабильности мировых крипторынков, а с другой стороны, о неисчезающем интересе частных инвесторов к этому виду активов.
Соответственно, рост частных инвестиций в цифровые активы приводит не только к усилению дискуссии вокруг целесообразности рынков криптовалюты, но и к следующим пяти важным следствиям:
1) «Правительство США серьёзно поддерживает инновации в сфере ИТ и активно борется с незаконной деятельностью в этой области;
2) Россия планирует "запустить" криптова-лютный рубль в 2019 году;
3) Не смотря на неоднозначную реакцию на появление электронных денег, правительство Китая, Индии и Южной Кореи не запрещают криптографию ("not banning crypto");
4) рабочие места в области блокчейна ("blockchain") являются самым быстрорастущим рынком номер 2, где предлагают высокопремиальную заработную плату;
5) сеть "BTC's Lightning Network" медленно, но верно набирает обороты»1.
Необходимо отметить, что ИТ активно внедряются не только в банковскую отрасль, но и во все сферы жизни современного человека, не смотря на неоднозначное отношение людей к процессу цифровизации (рис. 5).
2. Обеспечение финансовой безопасности банковского сектора в условиях цифровой экономики
Финансовая безопасность банка представляет собой комплексный инструмент защиты финансовых интересов хозяйствующего субъекта на всех уровнях его финансовых отношений, в том числе - обеспечение финансовой устойчивости и управление рисками финансовых потерь2.
Финансовую безопасность зачастую оценивают как «надёжность банков» различные рейтинговые агентства. Так, в 2019 году в РФ надёжность банковских учреждений оценивали различные авторитетные рейтинговые агентства, исходя из трёх ключевых показателей: 1) активы нетто;
Рис. 5. Отношение потребителей к использованию ИТ в инвестировании
Условные обозначения: Manage all my personal, finance, incLuding banking and investments, in the same app on my smart phone/mobiLe device - Управление всеми моими личными финансами, в том числе банковскими; Nervousness if there wasn't a human avaiLabLe to taLk to about managing my investments - Нервозность, если нет рядом человека, с которым можно доступно поговорить об управлении моими инвестициями; Investment management shouLd embrace technoLogy-Led innovations - Управление инвестициями должно охватывать технологические инновации; PersonaL customer service with "the human touch" can never be repLaced with technoLogy - Персональное обслуживание клиентов «прикосновением человека» никогда не может быть заменено технологиями; U.S. - США; Asia - Азия; Europe - Европа; GLobaL - весь мир.
2 Финансовая устойчивости банков определяется на основе совокупности ряда показателей (индикаторов), к которым относятся финансовые коэффициенты, состояние дебиторской и кредиторской задолженности, темпы роста прибыли, реализации банковских продуктов/услуг, активов.
Риски финансовых потерь банка обусловлены внешними и внутренними факторами, которые содержат индикаторы внешних угроз федерального/регионального уровня и показатели внутренних угроз, разрабатываемые хозяйствующим субъектом самостоятельно, исходя из состава структурных элементов видов деятельности банка.
1 Ouittem B. 5 Cryptocurrency Trends to Guide Your Investment Strategy in 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://www. investinblockchain.com/cryptocurrency-trends-2018/ (дата обращения: 21.09.2018 г.). <?> Ouittem B. 5 Cryptocurrency Trends to Guide Your Investment Strategy in 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://www.investinblockchain.com/cryptocurrency-trends-2018/ (дата обращения: 21.09.2018 г.).
Таблица 1
Рейтинг десяти надёжных банков 2019 года, согласно данным Центробанка
Номер п/п Банк 01.2019, тыс. руб. 01.2018, тыс. руб. Изменение, %
1 Сбербанк России 28133766472 24192989275 16.29
2 ВТБ 13949419060 9676406129 44.16
3 Газпромбанк 6347699200 5642446401 12.50
4 Национальный Клиринговый Центр 3998602238 2900363873 37.87
5 Россельхозбанк 3467376171 3193288674 8.58
6 Альфа-Банк 3400207141 2673421083 27.19
7 Московский Кредитный Банк 2239299432 1915685094 16.89
8 Национальный Банк «Траст» 1688889835 624902088 170.26
9 Банк «ФК Открытие» 1664824056 2313083060 -28.03
10 Промсвязьбанк 1533393807 1278732760 19.92
Таблица 2
Выручка 10 лучших российских ИТ-компаний от проектов банков
Номер п/п Компания Выручка от ИТ-проектов в банках в 2017 году, млн руб. с НДС Выручка от ИТ-проектов в банках в 2016 году, млн руб. с НДС Динамика 2017/2016
1 Сбербанк-Технологии 30 320 20 341 49,1
2 ГК Техносерв 13 822,1 13 386,1 3,3
3 Холдинг ITG 12 618 12 040 4,8
4 Инфосистемы Джет 10 128,3 8 847,6 14,5
5 Ланит 8 950 6 381 40,3
6 ГК АйТеко 8 629,7 8 926,5 -3,3
7 Крок 5 274,3 6 271,1 -15,9
8 АМТ-Груп 1 956,3 1 870,6 4,6
9 Энвижн Груп 1 942,9 494,8 292,7
10 ГК Форс 1 545 1 231 25,5
2) сумма выданных кредитов; 3) размер размещённых депозитов.
Это позволило выявить десять лидирующих финансовых структур, где первое место ожидаемо, занимает Сбербанк (табл. 1)1
Представленный рейтинг надёжности имеет весьма тесную корреляцию с внедрением цифровых технологий в банковском секторе. Так, по данным экспертов компании TAadviser2, выручка от реализации ИТ-проектов в банках в 2016-2017 году показала устойчивый рост (табл. 2)3; эта тенденция наблюдается и в 2018-2019 годах.
Необходимо подчеркнуть, что использование информационных технологий в банковском секторе помимо очевидных выгод для хозяйствующих
1 Рейтинг наиболее надёжных банков по данным ЦБ на 2019 год: ТОП-10 лидирующих организаций [Электронный ресурс]. URL: https://www.onlinebankir.ru/erejting-nadezhnosti-bankov-2019-po-dannym-centrobanka/ (дата обращения: 22.07.2019 г.).
2 Обзор: ИТ в банках 2018 [Электронный ресурс]. URL: https:// www.tadviser.ru/index.php/Статья:Обзор:_ИТ_в_банках_2018/ (дата обращения: 22.07.2019 г.).
3 Российский рынок банковской информатизации в 20172018 годах [Электронный ресурс]. URL: https://www.tadviser.ru/ index.php/Статья:Обзор:ИТ_в_банках_2018/ (дата обращения: 22.07.2019 г.).
субъектов и оперативности, удобства оказываемых для клиентов услуг, приводит и к угрозам финансовой безопасности банков. Среди важнейших рисков от внедрения в банковскую сферу цифровых технологий можно выделить следующие: кибератаки, ИТ-мошенничество, ошибки в программном обеспечении, нарушение деятельности сложных информационных систем, формирование альтернативных децентрализованных валютных систем, и др. [5, 6, 7]. Особенно велик ущерб от ки-бератак, которые приводят к большему ущербу, чем незаконное обогащение мошенников или массовый обман банковских клиентов. Так, в РФ только к 2017 году общий объём хищений от действий хакеров составил 1,5-2,0 млрд. руб [8, с. 38]. Иными словами, мы можем сказать, что хакер-ские атаки подрывают, в конечном итоге, и сами государственные устои [7, 8, 9, 10].
Анализ литературы [5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 и др.] позволяет нам сделать вывод, что на текущий момент можно выделить три основных инструмента обеспечения финансовой безопасности банковского сектора в условиях цифровой экономики:
1) государственный протекционизм;
Таблица 3
Объёмы и источники государственного финансирования информационной безопасности в России
на 2018-2020 годы
Источник финансирования 2018 г. 2019 г. 2020 г. Всего за 2018-2020 гг.
млн руб. млн руб. в % к 2018 г. млн руб. в % к 2019 г. млн руб.
Ассигнования федерального бюджета S 667 8 868 156,48 7 798 87,93 22 333
Внебюджетные средства 2 660 4 180 157,14 4 870 116,51 11 710
Итого финансирования 8 327 13 048 156,70 12 668 97,09 34 043
2) технико-технологическое совершенствование цифровых технологий;
3) применение рыночных механизмов.
Что касается государственного протекционизма, то в соответствии с рядом национальных проектов1 и указом ЦБ РФ о защите информации2 с 1 июля 2018 года реализуются следующие основные положения:
1) обязательное информирование ЦБ РФ о ха-керских атаках банков (операторов по переводу денежных средств);
2) обязательное раскрытие финансового ущерба от кибератаки;
3) введение стандарта по информационной безопасности для финансовых организаций;
4) разработан «киберГост» для банков, т.е. проект стандарта с категоризацией кибер-атак (киберинцидентов);
5) использование возможностей Больших данных (Big Data) для выявления «чёрных кредиторов».
Эти положения подтверждаются и увеличением общего финансирования обеспечения информационной безопасности в РФ (табл. 3) [6].
Что касается технико-технологического совершенствования цифровых технологий, то мы глубоко убеждены, что по мере усиления конкуренции на глобальном и локальных рынках R&D в целом и ИТ в частности, инженерная мысль будет вынуждена совершенствовать имеющиеся и создавать новые технологии обработки данных.
1 Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Утверждена протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7; Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. Утверждена Указом Президента от 13 мая 2017 г. № 208.
2 Указ Банка России от 7 мая 2018 г. № 4793-У «О внесении изменений в положение Банка России от 9 июня 2012 года № 382-П «О требованиях к обеспечению защиты информации при осуще-
ствлении переводов денежных средств и о порядке осуществления Банком России контроля за соблюдением требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств».
Это обусловлено, прежде всего, тем, что ЭВМ значительно быстрее человека может провести анализ и сохранить огромный объём информации.
Более того, отдельные ИСФЛ (например, крип-товалюты - «каждая со своей уникальной технологией и назначением») могут выступать, как совершенно справедливо подчёркивают М.Н. Дудин, Н.В. Лясников, С.Н. Сайфиева, «... не только финансовым и инвестиционным объектами, но и платформой для новых инфраструктурных сдвигов финансовой системы» [7, с. 34].
Наконец, увеличение доли R&D и ИТ-продуктов в структуре отечественного экспорта и ВВП, развитие современной индустрии и устранение зависимости от иностранных интеллек-туалоёмких технологий, повышение конкурентоспособности электронных технологий и электронной компонентной базы и др. - вот ключевые рычаги технико-технологического совершенствования финансовой безопасности банковского сектора в условиях цифровой экономики. Близкие позиции по данному вопросу представлены в литературе [2, 5, 6, 9, 10, 13 и др.].
Применение рыночных механизмов для обеспечения финансовой безопасности банковского сектора в условиях цифровой экономики, прежде всего, связано с маркетингом.
3. Согласование интересов на рынке ИСФЛ, или разработка эффективных инструментов инвестиционного маркетинга
Как известно, в научно-практической литературе на текущий момент не наблюдается единства мнений относительно дефиниции маркетинга. Соответственно, можно насчитать не менее двух тысяч определений маркетинга, рассматривающих его от простого ответа на вопрос: как продать товар? до всеобъемлющего определения всего того, что нас окружает (marketing is everything, and everything is marketing3 [ 11 ]). Тем не менее,
3 Перевод: «маркетинг это всё, и повсюду - маркетинг».
Инвестиционный маркетинг
Потребитель инвестиционных продуктов и сервисов
Г
Согласование интересов
Хозяйствующий субъект финансового рынка
Рис. в. Принципиальная схема инвестиционного маркетинга, в авторской трактовке
Американская ассоциация маркетинга (АМА1), констатирует: «Маркетинг - это деятельность, набор институтов и процессов, для создания, передачи, представления и обмена предложениями, которые могут иметь ценность для потребителей, клиентов, партнёров и общества в целом»2.
В то же время, наш опыт профессионального консалтинга позволяет предложить и использовать на практике следующее определение: «Маркетинг - это деятельность хозяйствующего субъекта рынка, направленная на решение двуединой задачи: с одной стороны, удовлетворение потребностей потребителей целевых рынков3, а с другой стороны, получение выгоды хозяйствующим субъектом. Иными словами, маркетинг занимается согласованием интересов потребителей и хозяйствующих субъектов рынка» [12, с. 8-9].
Применительно к банковской сфере маркетинг является довольно новым феноменом, зародившимся в 70-е годы ХХ века в связи с интернационализацией мировой банковской индустрии и усилением, в данной связи, глобальной конкуренции за рынки сбыта финансовых продуктов. Ещё более новыми понятиями являются «инвестиционный маркетинг» и «маркетинг инвестиционных сервисов».
В данной связи необходимо отметить, что до недавнего времени ИСФЛ являлись объектом
1 Американская Ассоциация Маркетинга, American Marketing Association Перевод: «маркетинг это всё, и повсюду - маркетинг».
2 Marketing is the activity, set of institutions, and processes for creating, communicating, delivering, and exchanging offerings that have value for customers, clients, partners, and society at large. Source: The MASB Common Language Project. http://www.themasb. org/common-language-project // [Электронный ресурс]. URL: http:// en.wikipedia.org/wiki/Marketing (дата обращения: 15.07.2015 г.)
3 Поскольку в определении целевой аудитории нет единства
мнений, то мы считаем, что целевой рынок, или целевая аудитория (ЦА) - это та группа потребителей (клиентов, покупателей), которые обеспечивают не менее 80% объёма продаж хозяйствующего субъекта (фирмы).
исследования преимущественно экономики финансов и финансового менеджмента в банковской сфере. Вместе с тем, стремительное изменение внешней среды в XXI веке и прежде всего - факторы PEST и цифровизация экономики - привели к появлению новой отрасли знания - инвестиционному маркетингу (investment marketing). Как совершенно справедливо, на наш взгляд, отмечает М. Акулич: «Инвестиционный маркетинг считается относительно новым видом маркетинга, несколько обособленным от маркетинга классического с его пониманием свободы рыночных отношений в обстоятельствах глобализации рынков и экономик»4. Более того, именно инвестиционный маркетинг позволяет весьма глубоко изучить процессы формирования портфельных инвестиций и направления их использования в различных инвестиционных проектах [13].
Поскольку мы не обнаружили в доступной нам литературе определения «инвестиционного маркетинга», то считаем целесообразным представить авторскую трактовку этой дефиниции: инвестиционный маркетинг занимается согласованием интересов потребителей инвестиционных продуктов/сервисов и хозяйствующих субъектов финансового рынка (рис. 6). Этим определением мы и будем оперировать в данном исследовании.
Также необходимо отметить, что литература не богата и описанием инструментов инвестиционного маркетинга, особенно - в контексте обеспечения финансовой безопасности банков. В данной связи весьма интересен подход Н.Н. Наточеевой [14] к определению финансовой безопасности коммерческих банков как к конкурентному преиму-
4 Акулич М.Инвестиционный маркетинг.Понятия,стратегии,ры-нок. Исследования [Электронный ресурс]. URL: https://fictionbook. ru/author/margarita_akulich/investicionnyiyi_marketing_ponyatia_ str/read_online.html (дата обращения:20.07.2019).
Таблица 4
Финансовая безопасность банков как конкурентное преимущество
Признак конкурентного преимущества Преимущество финансовой безопасности коммерческих банков
Отношение к системе По отношению к банку: финансовая безопасность является индивидуальной и включает два блока: внешний и внутренний. Каждый блок, в свою очередь, состоит ещё из двух элементов: кредитно-финансовой безопасности (внешней: национальной, международной, внутренней) и безопасности экономической информации банка
Сфера возникновения преимущества Экономическая: на основе наличия стратегии национальной безопасности страны; наличия стратегии обеспечения экономической безопасности страны в финансово-банковской сфере
Содержание преимущества Качество товара (услуги): высокая безопасность банковской услуги.
Метод или средство получения преимущества Внедрение новшеств: внедрение новой концепции обеспечения финансовой безопасности банков, новой финансовой технологии с целью повышения безопасности банковской услуги
Место реализации преимущества Рабочее место, страна, организация, отрасль, регион, страна: коммерческий банк и банковский сектор России
Время реализации преимущества Стратегические или тактические факторы преимуществ. Стратегическая финансовая безопасность коммерческих банков
Вид получаемого эффекта от реализации преимущества. Экономический эффект: экономия от снижения финансовых потерь при прогнозировании угроз и прирост капитала от дополнительного привлечения вкладчиков в безопасные банки.
ществу, одним из элементов которого является высокая безопасность банковской услуги (табл. 4).
В контексте цифровой экономики и обеспечения финансовой безопасности банков весьма интересными с позиций инвестиционного маркетинга будут следующие соображения, связанные с сегментацией рынков потребителей ИСФЛ и репутационным маркетингом.
Репутационный маркетинг подразумевает деятельность по управлению репутацией и формирование благожелательного имиджа хозяйствующего субъекта. В условиях цифровой экономики это, прежде всего, общение в социальных сетях, ответы на комментарии, в том числе ответы на жалобы клиентов с использованием мемов, картинок, смайликов и т.п. Всё это направлено на формирование образа дружественного банка.
Например, и в России уже сейчас можно наблюдать различие маркетинговых инструментов при работе с целевой аудиторией в разных банках. Так, в банках «Тинькофф» и «Рокетбанк» нет физических офисов, а банки полностью находятся в сети Интернет и в приложении на мобильном телефоне1. Более того, исходя из материалов статьи про «Рокетбанк»2, следует, что была рассылка
1 Галака Я. Разработка стратегии багка на примере «ТИНЬКОФФ» И «РОКЕТБАНКА»: Маркетинг 2.0. - 27.10.2017. - [Электронный ресурс]. URL: https://koloro.ru/blog/brending-i-marketing/ razrabotka-strategii-banka-na-primere-tinkoff-i-roketbanka-marketing-20.html/ (дата обращения 26.07.2019 г.).
2 Там же.
о проблемах с ликвидностью банка-партнера, но подача информации клиентам была «несерьезная», то есть, был изображён смайл, который разводит руками. Иными словами, банк сообщает клиентам, что есть такая проблема, и что они её решают. И такой подход работает, как показывает практика.
Более того, для молодой аудитории весьма интересным является тренд на геймификацию3, а также использование социальных сетей в качестве инструментов вирусного маркетинга. Кажущаяся «несерьёзность», состязательность, эмоциональный подъём и отсутствие прямых указаний на выгоду - вот что привлекает молодёжь в таких акциях [15,16].
В то же время, для более возрастной аудитории информация о том, что у серьезных банков появляются проблемы, излагается серьезным аналитическим языком, как бы говоря, что банк ориентирован на «серьезную аудиторию».
Таким образом, для уже выявленных компанией «Лег Масон» (Legg Mason) [4] групп потребителей ИСФЛ мы считаем целесообразным кроме конкретных инвестиционных предложений добавить и ряд соответствующих маркетинговых инструментов (табл. 5).
3 Геймификация (от англ. gamification) представляет собой процесс использования игр, игровой динамики (игрового мышления) для вовлечения аудиториии и решения раздичных задач, чаще всего - нетривиального характера.
Таблица 5
Применение инструментов инвестиционного маркетинга к различным категориям потребителей ИСФЛ,
в авторской трактовке
Наименование группы потребителей Маркетинговый инструмент Ожидаемые результаты
«Миллениалы» (MiLLeniaLs): лица в возрасте 18-36 лет Таргетированная реклама или размещение в социальных сетях финансовых игр/задач и информации, написанной весёлым молодёжным языком о том, что конкретный банк является лидером по разработке онлайн сервисов, инноваций, разработок РтТесИ и прочее Повышение лояльности клиента банка. Управление отношениями между клиентом и банком
«Поколение Х» (Generation X): лица в возрасте 37-50 лет Размещение в авторитетных блогах (лидеры мнений) завуалированных рекламных текстов. Рассылка рыБИ-уведомлений на телефон с коротким текстом, картинкой или ссылкой на сайт. Прямая рассылка электронной почтой специфического юмора (финансиситы шутят, шутливые прогнозы на рынке финансов и т.п.) и написанных хорошим аналитическим языком новостей (публикаций в СМИ) с использованием каналов контекстной рекламы о том, что конкретный банк имеет высокую надежность и подтвержденную финансовую безопасность Повышение лояльности клиента банка. Управление отношениями между клиентом и банком
«Бэби-бумеры» (Baby Boomers): люди в возрасте 51-70 лет Рассылка рыБИ-уведомлений на тедефлн с коротким текстом, картинкой или ссылкой на сайт. Прямая рассылка электронной почтой новостей (публикаций в СМИ), написанных серьёзным аналитическим языком, и интересных фактов о жизни банков и их руководителей с использованием каналов контекстной рекламы о том, что конкретный банк имеет высокую надежность и подтвержденную финансовую безопасность Удержание аудитории в качестве лояльного клиента путем направления той информации о банке, которая именно ему будет важна и будет иметь отклик в виде покупки соответствующих сервисов
«Старшее поколение» (OLder): люди в возрасте 71 год и старше Прямая рассылка обычной почтой писем с новостями; интересными фактами о жизни банков и их руководителей; историческими фактами об экономике и финансах (публикациями в СМИ) с использованием каналов контекстной рекламы о том, что конкретный банк имеет высокую надежность и подтвержденную финансовую безопасность Удержание аудитории в качестве лояльного клиента
Иными словами, исходя из существующей практики, можно сделать вывод, что более старшие поколения при выборе банка для использования инвестиционных сервисов будут обращать внимание на его надежность и финансовую безопасность, а молодежь - на возможность использования банковских сервисов без посещения самого банка, когда достаточно только смартфона и выхода в интернет. Это, конечно, не противопоставляет одно другому, однако маркетинговые стратегии для разной целевой аудитории будут выглядеть по-разному, акцент будет осуществляться на разных конкурентных преимуществах [14, 17].
Резюмируя вышеизложенное, мы можем сделать следующие выводы:
1. Рассмотрена заявленная в статье проблематика в трёх ключевых направлениях: а) основные тенденции глобального рынка инвестиционных сервисов физических лиц; б) обеспечение
финансовой безопасности банковского сектора в условиях цифровой экономики; в) согласование интересов на рынке ИСФЛ, или разработка эффективных инструментов инвестиционного маркетинга.
2. Показано, что развитие рынка ИСФЛ тесно связано с общими тенденциями на рынке банковских сервисов, а именно: 1) сокращение оборота бумажных документов; 2) развитие системных банковских продуктов; 3) использование робототехники и искусственного интеллекта в банковских технологиях; 4) изменение взаимоотношений между потребителями/покупателями и производителями/продавцами финансовых услуг; 5) переход на удалённое и круглосуточное обслуживание (24/7) клиентов; 6) возникновение цифровых банков, или банков, бизнес-процессы которых оцифрованы и представляют единую систему.
3. Выявлено, что к настоящему времени на глобальном рынке ИСФЛ наблюдаются, как
минимум три ключевые тенденции. Первая тенденция: 1) рынок неоднороден и чётко дифференцирован по поведению индивидуальных инвесторов на следующие четыре группы: миллениалы (Millenials): лица в возрасте 18-36 лет; поколение Х (Generation X): лица в возрасте 37-50 лет; бэби-бумеры (Baby Boomers): люди в возрасте 51-70 лет; старшее поколение (Older): люди в возрасте 71 год и старше. Вторая тенденция: несмотря на всё ещё активное влияние наследия глобального финансового кризиса 2008 года и различия в поведении разных групп частных инвесторов, рынок ИФЛС имеет устойчивую тенденцию к росту: а) по распределению отдельных активов; б) в ожиданиях потребителей на 2019 год в целом; в) в ожиданиях потребителей на 2019 год глобально и по отдельным странам. Третья тенденция: всё большая цифровизация рынка ИСФЛ, что обусловлено, прежде всего, активным внедрением R&D в финансовую сферу.
4. Изучены некоторые аспекты финансовой безопасности банков. Показано, что финансовую безопасность зачастую оценивают как надёжность банков различные рейтинговые агентства. Представлены рейтинги 10 лидеров надёжности российского банковского сектора. Выявлено, что использование информационных технологий в банковском секторе помимо очевидных выгод для хозяйствующих субъектов и оперативности, удобства оказываемых для клиентов услуг приводит и к угрозам финансовой безопасности банков за счёт кибератак, ИТ-мошенничества, ошибок в программном обеспечении, нарушении деятель-
ности сложных информационных систем, формирования альтернативных децентрализованных валютных систем, и др. Выделены три основных инструмента обеспечения финансовой безопасности банковского сектора в условиях цифровой экономики: 1) государственный протекционизм; 2) технико-технологическое совершенствование цифровых технологий; 3) применение рыночных механизмов
5. Установлено, что маркетинг в банковской сфере является довольно новым феноменом. Ещё более новыми понятиями являются «инвестиционный маркетинг» и «маркетинг инвестиционных сервисов». Вместе с тем, доступная нам литература не богата описанием инструментов инвестиционного маркетинга, особенно - в контексте обеспечения финансовой безопасности банков. Теоретическая и методологическая база по данному вопросу находится в стадии формирования. Тем не менее, исходя из уже существующей практики интернет-маркетинга, можно сделать вывод, что более старшее поколение при выборе банка для использования инвестиционных сервисов будут обращать внимание на его надежность и финансовую безопасность, а молодежь - на возможность использования банковских сервисов без посещения самого банка, когда достаточно только смартфона и выхода в интернет. Это, конечно, не противопоставляет одно другому, однако маркетинговые стратегии для разной целевой аудитории будут выглядеть по-разному, а акцент будет осуществляться на разных конкурентных преимуществах
Список литературы
1. Цединов О.А., Бадма-Горяева Э.О. Развитие банковского маркетинга в условиях цифровой трансформации // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 2-1. С. 170-177.
2. Швецов Ю.Г., Сунцова Н.В., Корешков В.Г. Роль коммерческих банков в цифровой экономике // Налоги и Финансы. 2018. № 4. С. 7-17.
3. Балтиев З.З. Банковский маркетинг: теория и его особенности // Многогранность оценки бизнеса: проблемы и перспективы в условиях формирования наукоёмкой экономики. 2014. № 3 (12). С. 3-12.
4. Rise of the Conviction Investor: Ethics and the Search for Outperformance Driving Trends in 2019. // Legg Mason Global Asset Management. 2019. 49 p.
5. Линников А.С. Влияние современных технологических изменений на финансовую безопасность // Известия высших учебных заведений. Экономика. 2017. № 1. С. 10-14.
6. Коротеева М.А. Влияние цифровой экономики на финансовую безопасность // Научные записки молодых исследова-
телей. 2018. № 3. С.56-61.
7. Дудин М.Н., Лясников Н.В., Сайфиева С.Н. Безопасность финансовой системы России в условиях развития мирового рынка криптовалют // Проблемы рыночной экономики. 2018. № 4. С. 28-37.
8. Литвинов Д.А. Киберпреступность в банковской сфере России: характер, масштабы, последствия // Преступность в сфере информационных и телекоммуникационных технологий: проблемы, предупреждения, раскрытия и расследования преступлений. Воронеж. 2017. № 1. С. 38.
9. Кучеров И.И., Поветкина Н.А., Акопян О.А., и др. Институты финансовой безопасности. Монография. М.: ИНФРА-М: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2018. 246 с.
10. Василенко О.А. Меры Центрального Банка России по защите информации в финансовой сфере // Экономические науки. 2018. № 4. С. 66-68.
11. McKenna Regis. Marketing is Everything // Harvard Business Review. 1991. January-February. PP. 65-79.
12. Астратова Г.В., Баженова Е.В. Маркетинг в ЖКХ. М.: Науковедение, 2016. 444 с.
13. Акулич М. Инвестиционный маркетинг - выход на новый уровень бизнеса // Маркетинг: идеи и технологии. 2015. Ноябрь. С. 33-43.
14. Наточеева Н.Н. Финансовая безопасность коммерческих банков как конкурентное преимущество // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 1. С. 1-6.
15. Нартов П.Ю. Применение инструментов геймификации в
References
1. Cedinov O.A., Badma-Goryaeva E.O. Razvitie bankovskogo mar-ketinga v usloviyah cifrovoj transformacii [Development of Bank marketing in conditions of digital transformation]. Vestnik Alatjskoj akademii ekonomiki i prava. 2019. № 2-1. S. 170-177.
2. SHvecov YU.G., Suncova N.V., Koreshkov V.G. Rol' kommerches-kih bankov v cifrovoj ekonomike [The role of commercial banks in the digital economy]. Nalogi i Finansy. 2018. № 4. S. 7-17.
3. Baltiev Z.Z. Bankovskij marketing: teoriya i ego osobennosti [Bank marketing: theory and its features]. Mnogogrannost' ocenki biznesa: problemy i perspektivy v usloviyah formirovan-iya naukoyomkoj ekonomiki. 2014. № 3 (12). S. 3-12.
4. Rise of the Conviction Investor: Ethics and the Search for Outperformance Driving Trends in 2019. Legg Mason Global Asset Management. 2019. - 49 pp.
5. Linnikov A.S. Vliyanie sovremennyh tekhnologicheskih izmen-enij na finansovuyu bezopasnost' [Impact of modern technological changes on financial security]. Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Ekonomika. 2017. № 1. S. 10-14.
6. Koroteeva M.A. Vliyanie cifrovoj ekonomiki na finansovuyu bezopasnost' [The impact of the digital economy on financial security]. Nauchnye zapiski molodyh issledovatelej. 2018. № 3. S.56-61.
7. Dudin M.N., Lyasnikov N.V., Sajfieva S.N. Bezopasnost' fin-ansovoj sistemy Rossii v usloviyah razvitiya mirovogo rynka kriptovalyut [Security of the Russian financial system in the development of the global cryptocurrency market]. Problemy rynochnoj ekonomiki. 2018. № 4. S. 28-37.
8. Litvinov D.A. Kiberprestupnost' v bankovskoj sfere Rossii: harak-ter, masshtaby, posledstviya [Cybercrime in the banking sector of Russia: nature, scope, consequences]. Prestupnost' v sfere informacionnyh i telekommunikacionnyh tekhnologij: problemy, preduprezhdeniya, raskrytiya i rassledovaniya prestu-plenij. Voronezh. 2017. № 1. S. 38.
9. Kucherov I.I., Povetkina N.A., Akopyan O.A., i dr. Instituty fin-ansovoj bezopasnosti [The financial institutions security]. Monografiya. M.: INFRA-M: Institut zakonodatel'stva i sravn-
Информация об авторе
Астратова Г.В., доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор Института бизнес-администрирования, Ланчжоуский Университет финансов и экономики (г. Ланчжоу, Китайская Народная Республика). Почта для связи с автором: [email protected]
Астратова С.В., кандидат юридических наук, магистрант Уральского государственного экономического университета (г. Екатеринбург, Российская Федерация). Почта для связи с автором: [email protected]
Жернов А.А., магистрант Уральского государственного экономического университета (г. Екатеринбург, Российская Федерация)
процессе рекламы банковских услуг // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2018. № 2 (28). С. 142-147.
16. Иванов А.В. Банковский интернет-маркетинг в социальных сетях и блогах // Основы экономики, управления и права. 2012. № 1 (№). С. 40-43.
17. Особенности рынка интеллектуальных услуг как особой компоненты информационной структуры страны / под общ.и науч. ред. Г.В. Астратовой, Е.В. Синицына. Екатеринбург: АМБ, 2010. 200 с.
itel'nogo pravovedeniya pri Pravitel'stve Rossijskoj Federacii, 2018. 246 s.
10. Vasilenko O.A. Mery Central'nogo Banka Rossii po zashchite informacii v finansovoj sfere [Measures of the Central Bank of Russia to protect information in the financial sector]. Ekonomicheskie nauki. 2018. № 4. S. 66-68.
11. McKenna Regis. Marketing is Everything. Harvard Business Review. 1991. January-February. PP. 65-79.
12. Marketing v ZHKKH [Marketing of housing and communal services]. Uchebnoe posobie. G.V. Astratova, E.V. Bazhenova. Pod obshchej i nauchnoj redakciej d.e.n., professora G.V. Astratovoj. Moskva: Izdatel'stvo Naukovedenie, 2016. 444 s.
13. Akulich M. Investicionnyj marketing - vyhod na novyj uroven' biznesa [Investment marketing-entering a new level of business]. Marketing: idei i tekhnologii. 2015. Noyabr'. S. 33-43.
14. Natocheeva N.N. Finansovaya bezopasnost' kommercheskih bankov kak konkurentnoe preimushchestvo [Financial security of commercial banks as a competitive advantage]. Audit i Finansovyj Analiz. 2011. № 1. S. 1-6.
15. Nartov P.YU. Primenenie instrumentov gejmifikacii v processe reklamy bankovskih uslug [Application of gamification tools in the process of advertising banking services]. Znak: probl-emnoe pole mediaobrazovaniya. 2018. № 2 (28). S. 142-147.
16. Ivanov A.V. Bankovskij internet-marketing v social'nyh setyah i blogah [Banking Internet marketing in social networks and blogs]. Osnovy ekonomiki, upravleniya i prava. 2012. № 1 (№). S. 40-43.
17. Osobennosti rynka intellektual'nyh uslug kak osoboj kom-ponenty informacionnoj struktury strany [Features of the market of intellectual services as a special component of the information structure of the country]. Nauchnaya monografiya. Pod obshchej i nauchnoj redakciej d.e.n., professora G.V. Astratovoj i d.f.-m.n., professora E.V. Sinicyna. Ekaterinburg. Otpechatano s gotovogo original-maketa v Izd-ve AMB, 2010. 200 s.
Author Info
Astratova G.V., Grand PhD in Economic sciences, PhD in Engineering sciences, professor of the School of Business Administration of the Lanzhou University of Finance and Economics (Lanzhou, People's Republic of China). Corresponding author: [email protected]
Astratova S.V., PhD in Juridical sciences, Master's degree student at the Finance, Money Circulation and Credit Department of the Ural State University of Economics (Yekaterinburg, Russian Federation). Corresponding author: [email protected]
Zhernov A.A., Master's degree student at the Finance, Money Circulation and Credit Department of the Ural State University of Economics (Yekaterinburg, Russian Federation)
Информация о статье
Дата получения статьи: 20.07.2019
Дата принятия к публикации: 22.08.2019
© Астратова Г.В., Астратова С.В., Жернов А.А., 2019.
Article Info
Received for publication: 20.07.2019 Accepted for publication: 22.08.2019
© Astratova G.V., Astratova S.V., Zhernov A.A., 2019.