ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ И ЕЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ
УДК 338.22
Вера Георгиевна Шийко,
к.э.н., доц., доц. каф. Менеджмента и маркетинга, Московский финансово-юридический университет (МФЮА) Тел.: 8 (926) 254-55-89 Эл. почта: [email protected]
Данил Сергеевич Шийко,
к.э.н., преп. каф. Менеджмента и маркетинга, Московский финансово-юридический университет (МФЮА) Тел.: 8 (926) 395-96-60 Эл. почта: [email protected]
В статье рассмотрены основные этапы инновационного развития российской экономики, анализируются тенденции и стратегические приоритеты будущего России. Акцент внимания сделан на необходимость внедрения высоких технологий, способствующих созданию уникальных товаров и завоеванию новых рынков, использование которых приводит к новому экономическому чуду - быстрому развитию индустриальных стран и их превращению в постиндустриальные государства. Показано, что требование времени - создание «новой индустриальной экономики», основанной на выпуске наукоемкой инновационной продукции, на базе высокотехнологичных производств, через восстановление воспроизводственного процесса инновационного цикла.
Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, инновационные технологии, инновационные стратегии, инновационная экономика, национальная инновационная система.
Vera G. Shiyko,
PhD in Economics, Associate Professor, the Department of Management and Marketing, Moscow Finance and Law University Tel.: 8 (926) 254-55-89 E-mail: [email protected]
Danil S. Shiyko,
PhD in Economics, Lecturer, the Department of Management and Marketing, Moscow Finance and Law University Tel.: 8 (926) 395-96-60 E-mail: [email protected]
TRENDS OF INNOVATION DEVELOPMENT OF RUSSIA AND ITS STRATEGIC PRIORITIES
The article describes the main stages of innovation development of the Russian economy, analyzes the trends and the future of Russia's strategic priorities. The focus is the need for the introduction of high technology, contributing to the creation of unique products and the occupation of new markets, the use of which leads to a new economic miracle - the rapid development of the industrial countries and their transformation into a post-industrial state. It is shown that the requirement of the time is the creation of a "new industrial economy" based on the production of high-tech innovative products based on high-tech industries, through the restoration of the reproductive process of the innovation cycle.
Keywords: innovation, innovation activity, innovative technology, innovative strategies, innovative economy, national innovation system.
1. Введение
С уверенностью можно констатировать, что в последней трети ХХ века мир погрузился в «эпоху инноваций», которой предшествовал целый ряд событий в экономической, политической и других областях, сформировавшие модели инновационного развития не только отдельных развитых стран, но и всего мирового сообщества в целом. В центре внимания ведущих государств находится не просто экономическая политика, а доминирует приоритет инновационного развития экономики. При этом инновационную деятельность эти государства связывают не с прорывами в отдельных секторах экономики, а с концепцией устойчивого развития всего хозяйства, всей социально-экономической системы общества.
Конец ХХ века показал, что высокие технологии, способствующие созданию уникальных товаров и завоеванию новых рынков, могут привести к новому экономическому чуду - быстрому развитию индустриальных стран и их превращению в постиндустриальные государства.
После первых промышленных революций процесс развития был связан с освоением энергии пара, с созданием системы железных дорог, с широким использованием электричества, при этом он сопровождался бурным экономическим оживлением, завышенным ожиданием, неоправданным оптимизмом, разорением большинства игроков в новых секторах экономики и последующим эволюционным развитием. В итоге прибыль получили не создатели новаций и первые «инноваторы», а предприниматели, нашедшие экономически эффективные способы превращения их в прибыльный коммерческий продукт.
Внимание современного экономического мейнстрима акцентировано на производстве новаций и их коммерциализации в виде инноваций, что связано с уверенностью в выявлении новых источников экономического развития и создании эффективных инструментов решения стоящих перед обществом глобальных задач.
Известно, что в советские времена на базе фундаментальных исследований, проводившихся прежде всего в учреждениях АН СССР и высшей школе, создавалось то прорывное знание, которое являлось основой для прикладных разработок - различной техники и технологий - в отраслевых НИИ и КБ. Именно там, в ходе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, создавались опытные образцы изделий, которые затем передавали соответствующим отраслям промышленности, для обеспечения их массового производства. Самым слабым местом советской «инновационной системы» была невысокая восприимчивость промышленности к нововведениям, или другими словами «проблема внедрения», и особенно плохая коммерциализация полученных в ходе научных исследований результатов.
Воспроизводственный цикл создания новаций и превращения в инновационные продукты (инновации) в настоящее время оказался разорванным. Между тем инновационное развитие - императив современности. Развитые страны, владеющими ключевыми технологиями постиндустриальной эпохи и способами их развития и совершенствования, практически установили «технологический занавес» над развивающимся миром, позволяющий ядру современной мировой системы устанавливать монопольно высокие цены, по которым страны периферии, не имеющие шансов (так как они умело перекрыты) создать свой сектор высоких технологий, вынуждены покупать высокотехнологическую продукцию Запада.
2. Научно-технологическое развитие
и производство инновационной продукции
Современное научно-технологическое развитие и производство инновационной продукции прежде всего связано с 50-55 макротехнологиями, каждая из которых представляет совокупность базовых знаний, сотни конкретных технологий и производственных возможностей для выпуска продукции и услуг, обладающих потенциальными рынками сбыта мирового масштаба. Среди макротехнологий, которые уже определяют и будут определять лицо мировой экономики в буду-
щем - биотехнологии (биотехника, ге-нотерапия); авиационно-космическая техника, информационно-коммуникационные технологии; нанотехнологии; атомные и термоядерные технологии, нетрадиционная энергетика и тому подобное.
По оценкам специалистов, из 50 макротехнологий, существующих в мире, Советский Союз владел на мировом уровне 12. В современной России за исключением, наверное, ракетно-космического комплекса и ядерной энергетики не осталось комплекса технологий, соответствующего технического, организационного, научно-технического обеспечения, который входит в понятие «макротехнологии». Есть отдельные уникальные образцы, современные предприятия, перспективные разработки, но утрачены системные позиции: «значимость России на высокотехнологичных рынках не соответствуют статусу развитой страны. Только 8% роста ВВП в Российской Федерации достигается за счет высокотехнологичных секторов (в развитых странах - 60%). А доля России на мировом рынке высоких технологий не превышает 1%. Решить существующий комплекс проблем российской экономики можно только на основе нового типа экономики, которая не просто производит товары, а высокотехнологичные товары, соединяет производство знаний и технологий с экономической деятельностью» [2].
Сырьевая ориентированность нынешней российской экономики настоятельно требует создания «новой индустриальной экономики», которая будет основываться на выпуске наукоемкой инновационной продукции на базе высокотехнологичных производств.
Однако существенным тормозом в развитии инновационной деятельности в России является позиция отечественного бизнеса. Восприимчивость российского бизнеса к инновациям даже технологического характера остается низкой: сегодня разработку и внедрение технологических инноваций осуществляют всего 9,4% от общего числа предприятий отечественной промышленности. Это значительно ниже показателей, характерных для Германии (69,7%), Ирландии (56,7%), Бельгии (59,6%), Чехии (36,6%) и др. [3].
Мала и доля предприятий, инвестирующих в приобретение новых технологий, - всего 11,8%. Низка не только доля инновационно-активных
предприятий, но и интенсивность затрат на технологические инновации, составляющая в России 1,95% (аналогичный показатель в Швеции равняется 5,5%, а в Германии - 4,7%) [3].
3. Параметры восприимчивости экономики к инновациям
Ключевыми параметрами восприимчивости экономики к инновациям являются две величины. Первая - это величина, на которую в среднем увеличится ВВП страны на каждый вложенный рубль в систему «наука плюс образование».
Вторая величина характеризует запаздывание, с которым инновации, новые технологии, повышение квалификации специалистов сказываются на изменении ВВП. С этими показателями у России тоже не все в порядке.
Пока предпринимавшиеся попытки возрождения отдельных элементов инновационного развития, существовавших в советской системе, или попытки скопировать западные модели «естественного инновационного развития» оказались безуспешными. Тем не менее, требования времени диктуют острую необходимость принятия конструктивных решений в направлении инновационного развития страны. Единственным выходом из инновационного тупика или «сырьевого проклятия» для России представляется концептуальное проектирование и запуск детально проработанной национальной инновационной системы.
В некоторых принятых правительством документах определен курс на развитие инновационной экономики в стране. Более того, отмечается жизненно-важная необходимость инновационной экономики в целях повышения социально-экономического уровня государства.
Во-первых, по причине тупико-вости «сырьевого пути развития». Себестоимость минерального сырья в России, как правило, значительно выше, чем в других странах-экспортёрах, с которыми в условиях глобализации придется конкурировать. Велики транспортные издержки, и в силу экстремальных природных условий велика энергоёмкость производимой отечественной продукции, что заведомо делает ее неконкурентоспособной. Кроме того, Россия уже вступила в инфраструктурный кризис, выход из которого требует огромных
вложений в обновление или замену трубопроводов, железных дорог, линий электропередач и т.д. [1].
Что касается второй причины, то она состоит в особом геоэкономическом положении России. Территориальная целостность и суверенитет страны подразумевают необходимость охраны протяженной государственной границы и готовность к защите своих национальных интересов по самому широкому спектру действий. В условиях крайне тяжелой демографической ситуации это требует оснащенной самым современным оружием армии, что невозможно сделать без сильного инновационного сектора национальной экономики.
Третья причина связана с вложениями в человеческий капитал. Главный ресурс современного развития - кадры. Причем кадры высококвалифицированные. Такие кадры можно подготовить только в ходе реализации серьезных межотраслевых инновационных мегапроектов.
Четвертая причина состоит в том, что место страны в современном мире определяется тем набором макротехнологий, который она в состоянии поддерживать и обновлять, что требует потока инноваций и постоянного технологического перевооружения отраслей экономики.
Вопросы стимулирования инноваций вынесены на самый высокий политический уровень. Создана Комиссия при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, в рамках которой определены государственные научно-технические приоритеты, начато финансирование конкретных проектов в рамках этих приоритетов.
Однако, несмотря на предпринимаемые с 2006 г. меры, на первом этапе (2006-2007 гг.) достигнуто менее трети запланированных показателей. Более того, большинство показателей оказались даже ниже предусмотренных инертным сценарием, а некоторые демонстрировали откровенно негативную динамику. На втором этапе (2008-2010 гг.) средний уровень достижения запланированных показателей составил около 40%, большинство же показателей по-прежнему не достигали даже уровня инертного сценария, а по отдельным ключевым показателям сохранялась негативная динамика. Очевидно, что для преломления
негативной тенденции необходимо проанализировать причины провалов, выявить те ключевые проблемы, следствием которых стало неисполнение планов перевода России на инновационный вектор развития.
4. Реализация инновационной стратегии в России и ее приоритеты
Правительством Российской Федерации рассмотрена «Стратегия инновационного развития страны до 2020 года». Цель данной стратегии - активизировать перевод экономики России на инновационный путь развития к 2020 году. Реализовывать инновационную стратегию предполагается в два этапа.
На первом этапе (2011-2013 гг.) будет решаться задача повышения восприимчивости бизнеса и экономики к инновациям в целом. На втором этапе (2014-2020 гг.) предполагается проведение масштабного перевооружения и модернизации промышленности, формирование работоспособной национальной инновационной системы.
В программе действий речь идет о радикальном наращивании инновационной активности в государственном секторе экономики, формировании «дорожных карт» развития ключевых технологий с определением мер поддержки, ужесточении экологических, технических, санитарно-эпидемиологических требований, а также требований к энерго- и ресурсоемкости продукции и используемых технологий, введении дополнительных льгот (в том числе налоговых) для развития инжиниринга и информационных технологий, формировании необходимых инструментов и механизмов поддержки государственных закупок инновационной продукции, обеспечении приоритетности финансирования инноваций в следующем цикле бюджетного планирования [2].
При этом в Минэкономразвития России предлагают прописать в самой стратегии параметры изменения расходных статей бюджета - в частности, на образование и науку. Так, предлагается повысить государственные расходы на образование с 4,1% ВВП в 2011 г. до 5,3% ВВП в 2020 г. Средства государства на исследования и разработки, согласно стратегии, планируется увеличить с 0,9% ВВП в 2011 г. до 1,3% ВВП в 2020 г.
Необходимые бюджетные расходы на реализацию стратегии оцениваются
в 2011-2020 гг. на уровне 15,6 трлн руб., в том числе по статье «инновационный человек» - 1,095 трлн руб., «инновационный бизнес» - 7,640 трлн руб., «эффективная наука» - 1,945 трлн руб., «инновационное государство» -1,286 трлн руб., «инфраструктура инноваций и участие в глобальной инновационной системе» - 3,295 трлн руб., «территории инноваций» - 357 млрд руб. [3].
В настоящее время 69% всех затрат на исследования и разработки приходится на бюджетные средства и лишь 31% - на внебюджетные. К 2020 г. планируется сократить долю бюджетных расходов на исследования до 45%, а внебюджетных - наоборот, повысить до 55%. В результате общий уровень затрат на исследования и разработки предполагается повысить с 1,3% ВВП в 2011 г. до 3% ВВП в 2020 г.
Другим целевым показателем стратегии является повышение доли предприятий, осуществляющих технологические инновации. В настоящее время доля таких компаний оценивается примерно в 9,1-9,2% от общего числа предприятий, цель стратегии -к 2020 г. году увеличить эту долю в 4-5 раз.
Удельный вес экспорта высокотехнологичной продукции из России, согласно целям стратегии, должен вырасти с 0,35% от общемирового экспорта высоких технологий до 2% в 2020 г. Валовая добавленная стоимость инновационного сектора в структуре ВВП, согласно стратегии, должна вырасти с 12,7% в 2009 г. до 17-18% в 2020 г.
Среди налоговых предложений -расширение применения льготных ставок, которые распространяются для резидентов особых экономических зон, на компании-резиденты технопарков. Кроме того, льготные ставки по страховым взносам, которые действуют в технико-внедренческих особых экономических зонах, предлагается распространить на инжиниринговые компании.
Другая составляющая будущего «инновационного рывка» - решение в обязательном порядке разрабатывать инновационную стратегию при подготовке всех государственных программ развития. Правительство планирует перевести 90% исполнения бюджета на программный метод. В каждой программе должен быть свой инновационный элемент.
Предполагается особое внимание уделить механизму получения государственных преференций, возможности избежать жестких рамок в определении льгот для инноваторов. Ведь в этой проблеме заключена опасность, что часть умных и талантливых людей, которые могли бы стать основой «креативного класса», будут потеряны для инновационной экономики страны. Понятно, что принятие этого закона не решит всех проблем законодательного обеспечения инновационной деятельности, но оно обязательно создаст дополнительные импульсы научно-технологического и инновационного развития России.
В целом, разработка такого механизма - логическое продолжение целой серии одобренных Государственной Думой законопроектов, таких как закон «Об инновационном центре Сколково», «О национальном исследовательском центре "Курчатовский институт"», о поправках, уточняющих правовой статус фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности.
На инноватизацию российской экономики направлен и проект «Национальная инновационная система» («НИС»). В рамках проекта «НИС» должны создаваться «полезные модели» и «опытные образцы» инновационных систем, готовые к массовому внедрению в народное хозяйство.
Важным направлением проекта «НИС» выступает работа с муниципальными образованиями. Именно муниципальные образования прежде всего нуждаются в инноватизации. Инновационное развитие муниципалитетов в первую очередь отразится на качестве и образе жизни населения страны, поэтому в рамках «НИС» реализуются пилотные проекты в пяти муниципалитетах Красноярского края, ведется работа в Ступинском районе Московской области, налаживается взаимодействие с наукоградами. Разрабатываются концепции инновационного развития для муниципальных образований многих регионов России (Воронежской, Калужской, Московской, Ростовской и других областей, а также в городах Санкт-Петербург, Калуга, Королев, Обнинск, Омск, Ступино и др.). Проект «Национальная инновационная система» не случайно имеет инфраструктурную направленность, так как его масштабы должны охватить всю Россию [4].
Расходы на человеческий капитал [5], (в % к ВВП)
Таблица 1.
варианты 2010 г. 2011-2015 гг. 2016-2020 гг. 2021-2025 гг. 2026-2030 гг.
Расходы на образование 2 5,2 5,0 5,8 6,6 7,0
1 4,9 5,2 5,8 5,9
в том числе:
государственные расходы 2 4,3 4,2 4,8 5,3 5,3
1 4,1 4,4 4,8 4,8
частные расходы 2 0,9 0,8 1,0 1,3 1,6
1 0,8 0,8 1,0 1,1
Расходы на здравоохранение 2 4,6 5,1 5,8 6,5 7,0
1 4,9 5,2 5,7 5,9
в том числе:
государственные расходы 2 3,6 4,2 4,6 4,9 5,0
1 4,1 4,2 4,5 4,6
частные расходы 2 0,9 0,9 1,1 1,5 1,9
1 0,8 1,0 1,2 1,3
В соответствии с Прогнозом долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года инновационный характер развития экономики обеспечивается также за счет более высоких расходов на человеческий капитал, которые к 2030 году вырастут до 14,1% ВВП (в 2010 году 9,8% ВВП). Рост будет происходить как за счет государственных, так и за счет расходов граждан и организаций (см. табл. 1).
5. Заключение
Совершенно очевидно, что развитие российской инновационной экономики не ограничивается только рассмотренными тенденциями. На пути создания эффективно функционирующей национальной инновационной системы много трудностей. Но все они преодолимы, при желании народа и власти последовательно ре-
шать задачи перехода страны к новой инновационной экономике и создать действительно великую, высокотех-нологически развитую и с высоким качеством жизни населения Россию.
Литература
1. Харин А. А., Майборода В.П. Инновационная экономика в России. Реалии и перспективы. http://nit.miem. edu.ru/2003/harinmyboroda.htm.
2. Швецов Д.Е. Роль и место России на мировых рынках высоких технологий. http://geopub.narod.ru/student/ shvecov/2/7.htm.
3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации. http: //www. interfax.ru/business/news. asp?id=206755
4. Зубарев В. Национальная инновационная система. http://www.ria.ru/ nano_news/20110907/431859090.html.
5. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2030 года, 8 февраля 2013 года //www. economy.gov.ru.
References
1. Harin A.A., Majboroda V.P. An innovative economy in Russia. Realities and prospects. http://nit.miem.edu. ru/2003/harinmyboroda.htm.
2. Shvetsov D.E. The role and place of Russia in the global high-tech markets http://geopub.narod.ru/student/ shvecov/2/7.htm.
3. Zubarev V. National Innovation System. http://www.ria.ru/nano_ news/20110907/431859090.html.
4. The strategy of innovative development of the Russian Federation. http://www.interfax.ru/business/news. asp?id=206755
5. Prediction of long-term socioeconomic development of the Russian Federation for the period up to 2030, Feb. 8, 2013 / / www.economy.gov.ru.