Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА: МИРОВОЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА: МИРОВОЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТИ ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПАНДЕМИЯ COVID-19

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малышева Е. В.

В статье проанализированы особенности экспортной деятельности малого и среднего бизнеса, показана высокая вовлеченность компаний, относящихся к малому и среднему бизнесу (МСБ), в высокотехнологичную сферу. Отмечен вклад МСБ в создание стоимости продукта/услуги через внедрение инноваций и их адаптацию к различным контекстам путем предоставления новых или нишевых продуктов, которые отвечают разнообразным потребностям клиентов. На основе анализа мировой практики экспортной деятельности МСБ автором сделан вывод о том, что МСБ может способствовать экономической диверсификации и устойчивости экономики. Это особенно актуально для стран, богатых ресурсами, которые особо остро чувствуют колебания цен на сырье. Акцент сделан на анализе экспортной деятельности российского МСБ, выделена незначительная доля МСБ в общем объеме экспорта по сравнению с другими странами. Заключено, что российский малый и средний бизнес находится в стадии становления, что делает его уязвимым для влияния как внешних, так и внутренних угроз. Показано, какое влияние пандемия COVID-19 оказала на МСБ. Подчеркнуто, что основными проблемами для таких компаний стали невыполнение контрактных обязательств и резкое снижение спроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Малышева Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRENDS OF EXPORT ACTIVITIES DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES: WORLD EXPERIENCE AND RUSSIAN PRACTICE

The article analyzes the peculiarities of export activities of small and medium-sized businesses, shows the high involvement of companies belonging to small and medium-sized businesses (SMEs) in the high-tech sector. The contribution of SMEs to the creation of the value of a product/service through the introduction of innovations and their adaptation to different contexts by providing new or niche products that meet the diverse needs of customers is noted. Based on the analysis of the world practice of export activities of SMEs, the author concludes that SMEs can contribute to economic diversification and economic sustainability. This is especially true for resource-rich countries that are particularly sensitive to fluctuations in raw material prices. The emphasis is placed on the analysis of the export activity of Russian SMEs, an insignificant share of SMEs in the total volume of exports in comparison with other countries is highlighted. It is concluded that Russian small and medium-sized businesses are in the process of formation, which makes them vulnerable to the influence of both external and internal threats. It is shown what impact the COVID-19 pandemic had on SMEs. It was emphasized that the main problems for such companies were non-fulfillment of contractual obligations and a sharp decline in demand.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА: МИРОВОЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА»

DOI: http: //dx.doi.org/10.21686/2410-7395-2021-3-70-78

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА: МИРОВОЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Е. В. Малышева

Дипломатическая академия Министерства иностранных дел

Российской Федерации, Москва Россия

В статье проанализированы особенности экспортной деятельности малого и среднего бизнеса, показана высокая вовлеченность компаний, относящихся к малому и среднему бизнесу (МСБ), в высокотехнологичную сферу. Отмечен вклад МСБ в создание стоимости продукта/ услуги через внедрение инноваций и их адаптацию к различным контекстам путем предоставления новых или нишевых продуктов, которые отвечают разнообразным потребностям клиентов. На основе анализа мировой практики экспортной деятельности МСБ автором сделан вывод о том, что МСБ может способствовать экономической диверсификации и устойчивости экономики. Это особенно актуально для стран, богатых ресурсами, которые особо остро чувствуют колебания цен на сырье. Акцент сделан на анализе экспортной деятельности российского МСБ, выделена незначительная доля МСБ в общем объеме экспорта по сравнению с другими странами. Заключено, что российский малый и средний бизнес находится в стадии становления, что делает его уязвимым для влияния как внешних, так и внутренних угроз. Показано, какое влияние пандемия COVID-19 оказала на МСБ. Подчеркнуто, что основными проблемами для таких компаний стали невыполнение контрактных обязательств и резкое снижение спроса.

Ключевые слова: особенности экспортной деятельности, пандемия COVID-19.

THE TRENDS OF EXPORT ACTIVITIES DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES: WORLD EXPERIENCE AND RUSSIAN PRACTICE

Ekaterina V. Malysheva

Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russian Federation, Moscow Russia

The article analyzes the peculiarities of export activities of small and medium-sized businesses, shows the high involvement of companies belonging to small and medium-sized businesses (SMEs) in the high-tech sector. The contribution of SMEs to the creation of the value of a product/service through the introduction of innovations and their adaptation to different contexts by providing new or niche products that meet the diverse needs of customers is noted. Based on the analysis of the world practice of export activities of SMEs, the author concludes that SMEs can contribute to economic diversification and economic sustainability. This is especially true for resource-rich countries that are particularly sensitive to fluctuations in raw material prices. The emphasis is placed on the analysis of the export activity of Russian SMEs, an

insignificant share of SMEs in the total volume of exports in comparison with other countries is highlighted. It is concluded that Russian small and medium-sized businesses are in the process of formation, which makes them vulnerable to the influence of both external and internal threats. It is shown what impact the COVID-19 pandemic had on SMEs. It was emphasized that the main problems for such companies were non-fulfillment of contractual obligations and a sharp decline in demand.

Keywords: peculiarities of export activities, COVID-19 pandemic.

Малый и средний бизнес (МСБ) играет важную роль в национальных экономиках по всему миру, обеспечивая занятость и добавленную стоимость, а также способствуя инновациям и становлению цифровой экономики. Вклад субъектов МСБ в национальную экономику широко варьируется в зависимости от страны и секторов экономики, в которых он осуществляет свою деятельность.

При этом к отличительной черте малого и среднего бизнеса, оказывающей существенное, а порой и решающие влияние на его деятельность, включая экспортную, следует отнести ресурсный дефицит, который испытывают компаний малого и среднего бизнеса по сравнению с крупными компаниями, что ограничивает их возможности в том числе и в реализации экспортного потенциала.

Важно отметить, что субъекты малого и среднего бизнеса в экспортной деятельности имеют ряд особенностей, а именно:

1. Высокая вовлеченность МСБ в высокотехнологичную сферу. За последнее десятилетие вклад МСБ в инновационную динамику увеличивался по мере роста доходов. Несмотря на то, что не весь МСБ является инновационным, он часто становится движущей силой своего рода радикальных инноваций, которые важны для экономического роста, поскольку могут работать вне доминирующей парадигмы, используя технологические или коммерческие возможности, которые игнорируются более крупными рыночными игроками. Такие инновации могут обеспечить коммерциализацию знаний, которые в противном случае так бы и остались в университетах и исследовательских организациях. МСБ обычно специализируется на высокотехнологичных, быстрорастущих отраслях, таких как биотехнологии (в Европе около 27% патентов приходится на МСБ), фармацевтика, медицинское оборудование/изделия, информационные технологии и полупроводники1.

1 An Analysis of Small Business Patents by Industry and Firm Size. RDW, 2008. - URL: https://rdw.rowan.edu/csm_facpub/12. (дата обращения: 23.09.2021); Patent Statistics at Eurostat. Mapping the contribution of SMEs in EU patenting. Eurostat Manuals and Guidelines, Luxembourg. Eurostat, 2014. - URL: http://ec.europa.eu/eurostat/documents/3859598/ 6064260/ KS-GQ-14-009-EN-N.pdf/ caa6f467-11f8- 43f9-ba76-eb3ccb6fab6d. (дата обращения: 23.09.2021).

2. МСБ чаще всего предпочитает экспортировать в географически соседние с материнской страной рынки. Это объясняется развитостью инфраструктуры, низкими политическими, экономическими и другого рода рисками, а также наличием рынков с гарантированным спросом и как следствие - окупаемостью инвестиций [5].

3. Для малого и среднего бизнеса в большей степени чем для крупного свойственна семейственность. Кроме того, ускорению получения конечного результата способствует объединение всех этапов инновационного процесса под руководством одного лица.

4. МСБ ориентируется на нишевые рынки и на возможность прямых контактов с потребителями: выбор областей, неперспективных или высокорисковых с точки зрения крупного бизнеса. При этом использование «прорывных» инноваций позволяет избежать жесткой конкуренции. Более низкий нишевый спрос и меняющиеся технологии позволяют МСБ укрепить свои сравнительные преимущества и снизить структурные недостатки, связанные с ограниченностью ресурсов и ограниченной возможностью получать эффект от масштаба.

5. МСБ предпочитает углубление специализации и невысокую капиталоемкость деятельности: участвуя в глобальных цепочках создания стоимости; узкая предметная специализация производственной деятельности позволяет МСБ концентрировать усилия и средства на НИОКР и коммерциализировать инновационный продукт.

Исходя из анализа мировой практики роль малого и среднего бизнеса в национальной экономике значительна. Он связывает экономику в единое целое, образует своего рода фундамент. Малый и средний бизнес является основой экономики развитых стран, занимая существенную долю в структуре ВВП и обеспечивая при этом занятость населения, предоставляя возможность решать экономические, политические и социальные проблемы государств. Во всех экономически развитых странах малому и среднему бизнесу оказывается различная организационная и финансовая господдержка, включая поддержку экспорта, благодаря чему значительно пополняется бюджет, что способствует эффективному функционированию национальной экономики и повышению уровня жизни населения. Однако в России по сравнению с другими странами доля малого и среднего бизнеса в общем объеме экспорта очень незначительна.

Следует сказать, что на некоторых нишевых международных рынках доминирует МСБ, а инновационные субъекты МСБ часто являются ключевыми партнерами крупных транснациональных корпораций в разработке новых продуктов или обслуживании новых рынков.

В целом субъекты МСБ, как правило, недостаточно представлены в международной торговле. Вместе с тем лишь немногие из них экспортируют напрямую, притом что их экспорт обычно составляет небольшую долю в товарообороте и в целом ориентирован на соседние страны. Однако

при рассмотрении косвенного вклада субъектов МСБ в экспорт в качестве поставщиков для крупного бизнеса или экспортирующих многонациональных компаний (МНК), МСБ в странах ОЭСР, например, может составлять более половины от общего объема экспорта в стоимостном выражении. Для МСБ также жизненно важны взаимосвязи с более крупными компаниями. Преимущества этих межфирменных связей обоюдны, поскольку качество товаров и оперативность специализированных поставщиков могут иметь решающее значение для конкурентоспособности целых цепочек поставок, как на местном, так и на глобальном уровне, особенно для крупного экспортирующего бизнеса, который непосредственно участвует в жесткой глобальной конкуренции. В этом отношении тесная взаимозависимость и координация между крупным и малым бизнесом могут быть важными источниками создания стоимости цепочек поставок, а также их конкурентоспособности. В результате развитие экспорта МСБ становится начальной стадией более глубокого процесса интеграции национальных субъектов малого и среднего бизнеса в глобальные цепочки добавленной стоимости, международную кооперацию и транснационализацию бизнеса.

На основе анализа деятельности российского малого и среднего бизнеса были сделаны следующие выводы:

1. Доля российского МСБ в ВВП в 2016 г. составляла 21,5%, в 2017 г. -22,4%, в 2018 г. - 23,6%, в 2019 г. - 26,1%, что свидетельствует о стабильной положительной динамике роста малого и среднего бизнеса, но в то же время о его небольшой доле в ВВП1 Например, в странах Европейского союза более 90% всех компаний - малые и средние предприятия. При этом они обеспечивают 85% всех рабочих мест. В свою очередь китайский МСБ обеспечил в 2015 г. около 58% ВВП и 68% объемов экспорта, на него приходится 82% существующих и 75% вновь создаваемых рабочих мест; 97,9% всех компаний Китая относится к МСБ, более того, 53,4% всех активов, 62% выручки и 64,3% прибыли приходятся на сектор малого и среднего бизнеса [1]. В целом, по данным ООН, в мире около 90% предприятий относятся к категории малого и среднего бизнеса. На них занято примерно 70% трудоспособного населения планеты, на их долю в мировом ВВП приходится 50%.

2. В России сектор малого и среднего бизнеса в основном состоит из микрофирм, на которые, по данным за 2020 г., приходится 95,88% от общего количества субъектов МСБ, на малые и средние компании приходится 3,81 и 0,31% соответственно. Можно отметить, что изменения в структуре МСБ за последние пять лет происходили по большей части за счет изменений количества микрофирм, тогда как количество малых и средних компаний за это время стабильно снижалось, за исключением данных по средним компаниям за 2019 г., когда наблюдался небольшой

1 Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. ФНС России. - URL: https://rmsp.nalog.ru/?t=1612970506331 (дата обращения: 24.09.2021); URL: http://www. gks.ru. (дата обращения: 07.04.2021).

рост. По динамике изменения общего количества субъектов МСБ за последние пять лет можно отметить, что наблюдается снижение их количества. Одно из объяснений сокращения численности МСБ - желание малого бизнеса снизить свои издержки за счет использования налоговых льгот путем перевода отдельных сотрудников в статус «индивидуальный предприниматель» (ИП), а также ухода части МСБ в теневой сектор экономики. Кроме того, снижение численности МСБ в 2020 г. по большей части может быть объяснено пандемией COVID-19 и последствиями мер, предпринимаемых для ее сдерживания1.

3. В отношении занятости населения в сфере малого и среднего бизнеса можно заключить, что фактически каждый пятый работник в России занят в сфере малого и среднего бизнеса при численности экономически активного населения России около 75,4 млн человек. В 2020 г. общее число занятых в малом и среднем бизнесе составило 15 491 144 человек, из них на микрофирмах были заняты 48,54%, в малых и средних компаниях - 39,66 и 11,80% соответственно. Стоит отметить, что за последние пять лет заметно выросло число занятых на микрофирмах, однако снизилась занятость в малых компаниях, что можно объяснить ростом числа микрофирм и снижением количества малых компаний. Что касается средних компаний, то здесь наблюдается относительная стабильность. Вместе с тем доля МСБ в общей занятости сократилась с 22,0% в 2015 г. до 21,0% в 2019 г.2, что произошло преимущественно за счет сокращения числа работников, занятых на малых и средних предприятиях, и косвенно может свидетельствовать о налоговой оптимизации. В 2020 г. также наблюдалось сокращение занятости, что может быть объяснено пандемией COVID-19.

4. Отраслевая структура демонстрирует, что существенная доля МСБ занята в торговле и сфере услуг, что соответствует аналогичной структуре в странах ОЭСР. Важно отметить, что в сравнении со странами ОЭСР в структуре российского МСБ наблюдается более низкая доля экспортеров и инновационных (производительных) фирм, а также дефицит производственных быстрорастущих фирм в секторе малого и среднего бизнеса [7; 4. - С. 36].

5. Что касается структуры выручки МСБ, то большая ее доля также приходится на сферу торговли и услуг (около 47%), заметно меньше выручка в обрабатывающей промышленности - примерно 16% и строительстве - около 13%, что отчасти можно объяснить специализацией стран в

1 Как коронавирус меняет работу малого и среднего бизнеса: закрытие магазинов, поддержка государства и время стартапов. - URL: https://ach.gov.ru/news/kak-koronaviras-menyaet-rabotu-malogo-i-srednego-biznesa-zakrytie-magazinov-podderzhka-gosudarstva-i. (дата обращения: 24.09.2021).

2 Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы) / Росстат, 2020. - URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ 2EfrJGVJ/Rab_sila_2020.pdf. (дата обращения: 23.09.2021).

мировой торговле. Так, рейтинг РБК показывает, что среди самых быстрорастущих компаний в России по выручке в 2019 г. отраслевое лидерство держат компании, относящиеся к розничной торговли (более 20% совокупной выручки), второе место занимает нефтегазовый сектор (18,1%)1.

6. Что касается географического распределения малого и среднего бизнеса, можно отметить, что наибольшая плотность субъектов МСБ на душу населения преобладает в крупных городских агломерациях (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск) и портовых регионах (Краснодарский край и Калининградская область). Это можно объяснить наличием в этих городах крупных потребительских рынков, что обусловливается более высоким спросом, более высокой потребностью в разнообразии товаров и развитой инфраструктурой. В отношении портовых регионов, концентрация МСБ объясняется более высоким потенциалом для развития международной торговли за счет наличия выхода к торговым путям [6].

Как видно из приведенных выше данных, российский малый и средний бизнес находится в состоянии становления, что делает его особо уязвимым для влияния внешних угроз, таких как пандемия COVID-19, начавшаяся в 2020 г., убытки от которой только предстоит подсчитать и оценить. Пандемия коронавируса оказала негативное влияние не только на малый и средний бизнес, но и на всю экономическую ситуацию в России и в мире. По оценкам экспертов, она может послужить началом глобального экономического кризиса.

К основным вызовам, с которыми пришлось столкнуться компаниям независимо от их размера, можно отнести следующие:

- снижение выручки в связи с падением спроса из-за изменения потребительских привычек, а также снижение доходов населения в результате сокращения заработной платы или увольнения;

- недостаток рабочей силы, так как сотрудники находятся или на больничном или на удаленной работе из-за риска заражения;

- невыполнение контрактных обязательств и, как следствие, - ненадлежащий поток наличности;

- снижение доступности сырья и комплектующих из-за перебоев в деятельности контрагентов/ логистических цепочках.

Для средних компаний главной проблемой стало невыполнение контрактных обязательств (57,3%), в то время как для малых компаний основные вызовы заключались в резком снижении спроса (43,4%) и ненадлежащем потоке наличности (43,4%)2. Эти причины сильно ударили по финан-

1 50 самых быстрорастущих компаний России 2019 года. РБК. - URL: https://www.rbc.ru/ business/31/10/2019/5db6f6a19a79476eb64e7e51. (дата обращения: 23.09.2021).

2 Доклад РСПП о ситуации в российских компаниях на фоне пандемии COVID-19. - URL: http://media.rspp.ru/document/ 1/0/a/0a74470429f3dea0e8a73556494ff698.pdf. (дата обращения: 24.09.2021).

совой стабильности малого и среднего бизнеса. Так, около 30% малых компаний оценивают свое положение как критическое и нуждаются во внешнем финансировании. В отношении средних компаний этот показатель выглядит более оптимистично - примерно 15%.

С точки зрения отраслевой принадлежности, в полном объеме продолжали работать компании, относящиеся к таким секторам, как «транспортирование и хранение» и «сельское хозяйство / рыболовство / лесозаготовка». Дистанционная и/или удаленная работа была в большей степени присуща образовательным и финансовым организациям (55%), а также компаниям, чья сфера деятельности относится к категории «научная» и/или «техническая» (около 40%). Вариант частичного совмещения работы в полном объеме и дистанционной/удаленной работы был присущ промышленным предприятиям (примерно 58%). Компании торговой сферы и сферы услуг в большой степени были вынуждены на время приостановить свою деятельность (50%).

Несмотря на тяжесть сложившейся ситуации, далеко не во всех компаниях малого и среднего бизнеса был разработан план бесперебойного развития. Примерно 30% малых компаний и около 58% средних компаний имели такой план. При этом к сокращению численности персонала в той или иной мере прибегли и/ или планируют прибегнуть 13,8% малых компаний и 19,3% средних компаний.

С целью облегчения долговой нагрузки и ограничения роста просроченной задолженности по кредитам малого и среднего бизнеса в условиях пандемии Центральный банк России разработал рекомендации кредитным и микрофинансовым организациям. Данные рекомендации направлены на предоставление МСБ возможности реструктуризации кредитов (займов), в том числе ранее уже реструктурированных, а также неначисления неустойки в случае невыполнения МСБ своих обязательств по кредиту (займу)1. Предпринятые меры должны поддержать компании МСБ и стабилизировать их финансовое положение в условиях сокращения спроса и объемов производства.

В статье было проведено сравнение ситуации, в которой оказались российские и зарубежные МСБ в результате пандемии COVID-19. Автор пришел к выводу, что ситуация в целом схожа. По данным статистического обзора ОЭСР, на наиболее пострадавшие отрасли, которые столкнулись с серьезными экономическими проблемами, приходится высокая доля МСБ. К ним относятся автомобилестроение, строительство, оптовая и розничная

1 Информационное письмо Банка России от 30 марта 2021 г. № ИН-06-59/19 «О реструктуризации кредитов (займов) физическим лицам и субъектам МСП». - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_380855/ (дата обращения: 24.09.2021); Поддержка МСП в контексте COVID-19. - URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/Covid-19-SME.pdf. (дата обращения: 23.09.2021).

торговля, авиаперевозки, гостиничный бизнес, общественное питание, недвижимость и потребительские услуги1. На эти отрасли приходится 40%, из них примерно 75% - доля малых и средних компаний, в то время как в Греции и Италии этот показатель достигает почти 90%. По оценкам ВТО, ограниченность в финансовых ресурсах, присущая сектору МСБ, является фактором наибольшей уязвимости для таких компаний в условиях пандемии. Кроме того, многие компании сектора МСБ зависимы от международной торговли. Прежде всего это связано с тем, что они экспортируют свою продукцию/услугу или импортируют комплектующие/материалы для производства.

Таким образом, российский малый и средний бизнес наравне с зарубежным оказался уязвим для негативного воздействия пандемии COVID-19. С одной стороны, это произошло в результате невыполнения контрагентами своих обязательств, срывов поставок комплектующих из-за вынужденного сворачивания компаниями производства в связи с введением карантинных мер или недостатком рабочей силы. С другой стороны, сокращению спроса способствовало сокращение доходов населения и изменение и потребительских привычек. Все это вынуждает малые и средние предприятия приспосабливаться к новым условиям, что удается далеко не всем, а в некоторых случаях ведет к приостановлению деятельности компаний сектора МСБ.

Список литературы

1. Баринова В. А. Малый и средний бизнес как фактор экономического роста России. - М. : Изд-во Ин-та Гайдара, 2019.

2. Башуткин В. А. Специфика интернационализации малых и средних предприятий в форме транснациональных компаний / / Интернет-журнал «Науковедение». - 2014. - Вып. 2. - С. 1-7.

3. Захарова Н. В., Лабудин А. В. Малое и среднее предпринимательство в европейских странах: основные тенденции развития / / Управленческое консультирование. - 2017. - № 12. - С. 64-77.

4. Земцов С. В. Быстрорастущие фирмы в России: характеристики и факторы роста // Инновации. - 2018. - № 6 (236). - С. 30-38.

5. Ильясов М. С. Особенности развития внешнеэкономической деятельности субъектов малого бизнеса зарубежных стран и России на современном этапе : дис. ... канд. экон. наук. - М., 2004.

6. Мау В. А. Российская экономика в 2019 году. Тенденции и перспективы. - Вып. 41.- М. : Изд-во Ин-та Гайдара, 2020.

7. Мау В. А. Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы. - Вып. 40. - М. : Издательство Ин-та Гайдара, 2019.

1 Обзор экономических мер, применяемых странами в условиях распространения COVID-19. 2020. - URL: https://roscongress.org/upload/medialibrary/c98/Obzor_eco_mer_ final2. pdf. (дата обращения: 24.09.2021).

References

1. Barinova V. A. Malyy i sredniy biznes kak faktor ekonomicheskogo rosta Rossii [Small and Medium Business as a Factor of Russia's Economic Growth]. Moscow, Publishing House of Institute Gaidar, 2019. (In Russ).

2. Bashutkin V. A. Spetsifika internatsionalizatsii malykh i srednikh predpriyatiy v forme transnatsionalnykh kompaniy [The Specifics of the Internationalization of Small and Medium-Sized Enterprises in the Form of Transnational Companies]. Internet-zhurnal «Naukovedenie», 2014, Issue 2, pp. 1-7. (In Russ).

3. Zakharova N. V., Labudin A. V. Maloe i srednee predprinimatelstvo v evropeyskikh stranakh: osnovnye tendentsii razvitiya [Small and Medium Enterprises in European Countries: Main Development Trends], Upravlencheskoe konsultirovanie, 2017, No. 12, pp. 64-77. (In Russ).

4. Zemtsov S. V. Bystrorastushchie firmy v Rossii: kharakteristiki i faktory rosta [Fast-Growing Firms in Russia: Characteristics and Growth Factors], Innovatsii, 2018, No. 6 (236), pp. 30-38. (In Russ).

5. Ilyasov M. S. Osobennosti razvitiya vneshneekonomicheskoy deyatelnosti subektov malogo biznesa zarubezhnykh stran i Rossii na sovremennom etape [Features of the Development of Foreign Economic Activity of Small Business Entities of Foreign Countries and Russia at the Present Stage. PhD economics sci. diss. Moscow, 2004.

6. Mau V. A. Rossiyskaya ekonomika v 2019 godu. Tendentsii i perspektivy [Russian Economy in 2019. Trends and Prospects], Issue 41. Moscow, Publishing house of Institute Gaidar, 2020. (In Russ).

7. Mau V. A. Rossiyskaya ekonomika v 2018 godu. Tendentsii i perspektivy [Russian Economy in 2019. Trends and Prospects], Issue 40. Moscow Publishing house of Institute Gaidar, 2019. (In Russ).

Сведения об авторе

Екатерина Владимировна Малышева

соискатель кафедры мировой экономики Дипломатической академии МИД России. Адрес: ФГБОУ ВО «Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации», наук, 119021, Москва, Остоженка, д. 53/2, стр. 1.

E-mail: [email protected]

Information about the author

Ekaterina V. Malysheva

Applicant of the Department of World

Economy of Diplomatic Academy

of the Ministry of Foreign Affairs of Russia.

Address: Diplomatic Academy

of the Ministry of Foreign Affairs of Russian

Federation 53/2 Ostozhenka, Moscow,

119021, Russian Federation.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.