Научная статья на тему 'ПОДДЕРЖКА ЭКСПОРТА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕАЛИЯХ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, ИЗМЕНЕННОЙ КОРОНАВИРУСОМ'

ПОДДЕРЖКА ЭКСПОРТА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕАЛИЯХ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, ИЗМЕНЕННОЙ КОРОНАВИРУСОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ / ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ЭКСПОРТА / МАРКЕТИНГОВАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / МЕЖДУНАРОДНЫЕ КАРТЫ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ТОРГОВО-ПРАВОВЫЕ РЕАЛИИ / GLOBAL ECONOMIC DEVELOPMENT TRENDS / CORONAVIRUS PANDEMIC / EXPORT'S INFORMATION SUPPORT / MARKETING AND ORGANIZATION SUPPORT / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS / INTERNATIONAL DEMAND AND SUPPLY CARDS / DIGITALIZATION / TRADE-LAW REALITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малышева Е.В., Ратнер А.В.

Современные условия мировой экономики характеризуются существенным ограничением мирохозяйственных связей, что вызвано пандемией коронавируса и обусловленным ею снижением экономической активности в национальных экономиках, совпавшим по времени с международными санкционными практиками и падением цен на нефть. Это породило новые условия международной торговли и потребовало от экспортно ориентированных компаний быстрой адаптации. Такая способность наиболее присуща малому и среднему бизнесу, который может стать двигателем национальной экономики, в том числе за счет реализации экспортного потенциала. Цель анализа: с учетом тенденций мировой экономики, обусловленных пандемией коронавируса, дать рекомендации по развитию мер поддержки экспорта российских малых и средних предприятий. Методическим обеспечением послужил анализ мировой экономической конъюнктуры и ее прогнозов с учетом мнений отечественных и зарубежных исследователей, а также анализ существующих мер поддержки экспорта. Анализ показал, что фактор пандемии внес вклад в усиление геоэкономической нестабильности и фрагментации экономического пространства. Снижение экономической активности ведет к сокращению экспорта и импорта стран, что изменяет международные карты спроса и предложения. В этих условиях для малых и средних предприятий представляется ценной государственная поддержка экспорта - информационная, юридическая, консультационная, маркетинговая-аналитическая, организационная - с учетом возможностей цифровизации, новых зарубежных торгово-правовых реалий, включая санкционные практики, технические стандарты, ограничения, вызванные пандемией, исходя из отраслевой специфики, изменяющихся международных карт спроса и предложения. Предложены соответствующие рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Малышева Е.В., Ратнер А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS’ EXPORT SUPPORT IN TERMS OF GLOBAL ECONOMY CHANGED BY CORONAVIRUS

Modern conditions of the world economy are characterized by a significant restriction of world economic relations, which is caused by the coronavirus pandemic and the resulting decline in economic activity in national economies, which coincided with international sanctions practices and falling oil prices. This created new conditions for international trade and required export-oriented companies to adapt quickly. This ability is most inherent in small and medium-sized businesses, which can become the engine of the national economy, including through the implementation of export potential. The purpose of the analysis: taking into account the global economic trends caused by the coronavirus pandemic, to make recommendations on the development of export support measures for Russian small and medium-sized enterprises. Methodological support was provided by an analysis of the world economic situation and its forecasts, taking into account the opinions of domestic and foreign researchers, as well as an analysis of existing export support measures. The analysis showed that the pandemic factor contributed to the strengthening of geo-economic instability and fragmentation of the economic space. A decrease in economic activity leads to a reduction in exports and imports of countries, which changes the international maps of supply and demand. Under these conditions, state support for exports-informational, legal, consulting, marketing, analytical, and organizational - is valuable for small and medium-sized enterprises, taking into account the possibilities of digitalization, new foreign trade and legal realities, including sanctions practices, technical standards, and restrictions caused by the pandemic, based on industry specifics, and changing international supply and demand maps. Appropriate recommendations are proposed

Текст научной работы на тему «ПОДДЕРЖКА ЭКСПОРТА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕАЛИЯХ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, ИЗМЕНЕННОЙ КОРОНАВИРУСОМ»

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ

DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2410-7395-2020-3-79-96

ПОДДЕРЖКА ЭКСПОРТА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕАЛИЯХ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, ИЗМЕНЕННОЙ КОРОНАВИРУСОМ1

Е. В. Малышева

ООО «МедИнтелл», Пенза, Россия

А. В. Ратнер

Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук

Екатеринбург, Россия

Современные условия мировой экономики характеризуются существенным ограничением мирохозяйственных связей, что вызвано пандемией коронавируса и обусловленным ею снижением экономической активности в национальных экономиках, совпавшим по времени с международными санкционными практиками и падением цен на нефть. Это породило новые условия международной торговли и потребовало от экспортно ориентированных компаний быстрой адаптации. Такая способность наиболее присуща малому и среднему бизнесу, который может стать двигателем национальной экономики, в том числе за счет реализации экспортного потенциала. Цель анализа: с учетом тенденций мировой экономики, обусловленных пандемией коронавируса, дать рекомендации по развитию мер поддержки экспорта российских малых и средних предприятий. Методическим обеспечением послужил анализ мировой экономической конъюнктуры и ее прогнозов с учетом мнений отечественных и зарубежных исследователей, а также анализ существующих мер поддержки экспорта. Анализ показал, что фактор пандемии внес вклад в усиление геоэкономической нестабильности и фрагментации экономического пространства. Снижение экономической активности ведет к сокращению экспорта и импорта стран, что изменяет международные карты спроса и предложения. В этих условиях для малых и средних предприятий представляется ценной государственная поддержка экспорта - информационная, юридическая, консультационная, маркетинговая-аналитическая, организационная - с учетом возможностей цифровизации, новых зарубежных тор-гово-правовых реалий, включая санкционные практики, технические стандарты, ограничения, вызванные пандемией, исходя из отраслевой специфики, изменяющихся международных карт спроса и предложения. Предложены соответствующие рекомендации. Ключевые слова: тенденции развития мировой экономики; пандемия коронавируса; информационная поддержка экспорта; маркетинговая и организационная поддержка; малый и средний бизнес; международные карты спроса и предложения; цифровизация; торгово-правовые реалии.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук МК-3463.2019.6.

SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS' EXPORT SUPPORT IN TERMS OF GLOBAL ECONOMY CHANGED BY CORONAVIRUS

Ekaterina V. Malysheva

OOO «MedIntell», Penza, Russia Artem V. Ratner

Institute of Economics of the Ural Branch of Russian Academy of Sciences

Ekaterinburg, Russia

Modern conditions of the world economy are characterized by a significant restriction of world economic relations, which is caused by the coronavirus pandemic and the resulting decline in economic activity in national economies, which coincided with international sanctions practices and falling oil prices. This created new conditions for international trade and required export-oriented companies to adapt quickly. This ability is most inherent in small and medium-sized businesses, which can become the engine of the national economy, including through the implementation of export potential. The purpose of the analysis: taking into account the global economic trends caused by the coronavirus pandemic, to make recommendations on the development of export support measures for Russian small and medium-sized enterprises. Methodological support was provided by an analysis of the world economic situation and its forecasts, taking into account the opinions of domestic and foreign researchers, as well as an analysis of existing export support measures. The analysis showed that the pandemic factor contributed to the strengthening of geo-economic instability and fragmentation of the economic space. A decrease in economic activity leads to a reduction in exports and imports of countries, which changes the international maps of supply and demand. Under these conditions, state support for exports-informational, legal, consulting, marketing, analytical, and organizational -is valuable for small and medium-sized enterprises, taking into account the possibilities of digitalization, new foreign trade and legal realities, including sanctions practices, technical standards, and restrictions caused by the pandemic, based on industry specifics, and changing international supply and demand maps. Appropriate recommendations are proposed. Keywords: global economic development trends, coronavirus pandemic, export's information support, marketing and organization support, small and medium-sized business, international demand and supply cards, digitalization, trade-law realities.

Введение

Современный этап развития мировой экономики можно охарактеризовать стремительными изменениями и сложностью их прогнозирования. В начале января 2020 г. Всемирный банк прогнозировал увеличение темпов роста мировой экономики на 0,1%, а уже в конце февраля Bank of America заявил о том, что 2020 г. станет худшим со времен окончания глобального экономического кризиса 2009 г., а темпы роста мировой экономики будут снижаться [5]. В свою очередь S & P Global Ratings прогнозирует падение мировой экономики из-за введения странами ограничительных мер в связи предотвращением распространения COVID-19 на 2,4%, в то время как ранее прогнозировался рост на 0,4% [6].

МВФ же прогнозирует падение мирового ВВП на 4,9% [15]. В то же время ОЭСР сделала прогноз развития мировой экономики, учитывающий вторую волну пандемии, а именно в случае повторной вспышки будет наблюдаться спад до 7,6%. Для сравнения, в отсутствие второй волны и новых ограничений спад мировой экономики, по версии ОЭСР, в 2020 г. составит 6% [11]. В отношении региональных прогнозов можно отметить, что, по прогнозам ОЭСР, в зоне евро будет наблюдаться спад более чем на 9%, в США - на 8,5%, российская же экономика может недосчитаться 8% ВВП. При этом МВФ в отношении Российской Федерации прогнозирует падение ВВП до 6,6% [15].

Как видно, коронавирус COVID-19 пошатнул существующий порядок, царящий в мировой экономике, которая и так находилась в неустойчивом состоянии из-за обострившихся глобальных проблем, таких как торговые войны, разлад внутриинтеграционных объединений (выход Великобритании из ЕС), а также неутихающие военные конфликты на Ближнем Востоке, в которых сплелись экономические и политические интересы стран мира.

Важно отметить, что в совокупности все происходящее обнажило уязвимость мировой экономики: если торговые войны, Brexit и военные конфликты ударили в основном по сектору мирового производства, привели к стагнации мировой торговли и промышленности, то вирус нанес наибольший вред сектору услуг, который до сих пор удерживал мировую экономику на плаву и демонстрировал наибольшую устойчивость роста.

Сложившаяся ситуация ставит под угрозу комфортное существование главным образом крупного бизнеса, увеличивая его риски от неопределенности в результате приостановления поставок товаров из Китая и замедления роста сектора услуг [13. - C. 386]. В такой ситуации именно малый и средний бизнес (МСБ) благодаря своей гибкости и способности быстро приспосабливаться к меняющимся внешним условиям, а также узкой специализации [23. - С. 901], может стать основой роста национальных экономик стран мира. В то же время процессы, происходящие в мировой экономике, продемонстрировали крепкую взаимосвязь и взаимозависимость стран мира, которые не так просто разорвать, несмотря на разрушительные мировые тенденции и политическую волю некоторых руководителей. Это свидетельствует о большом потенциале, который МСБ может черпать именно из экспортной деятельности.

Все вышеперечисленное определяет цель исследования: с учетом современных тенденций мировой экономики, обусловленных пандемией коронавируса, представить рекомендации по развитию мер государственной поддержки экспорта российских малых и средних предприятий. Таким образом, предполагается решение следующих задач:

- выявить тенденции развития мирохозяйственных связей в современных условиях пандемии коронавируса;

- подготовить рекомендации по развитию мер поддержки российских малых и средних предприятий-экспортеров.

Методическим обеспечением исследования выступает анализ мировой экономической конъюнктуры в контексте пандемии коронавируса и ее экономических последствий с учетом мнений отечественных и зарубежных исследователей, а также анализ существующих мер поддержки экспорта российских малых и средних предприятий.

Тенденции развития мирохозяйственных связей в условиях пандемии коронавируса

COVID-19 стал бичом для мировой экономики как системы. Фактически коронавирус явился лакмусовой бумажкой, показавшей уязвимость мировой экономики не только в финансовом плане, но и в морально-этическом вопросе взаимоотношения ее субъектов. Проанализировав текущую ситуацию, сложившуюся в мировой экономике, авторы статьи выявили и сформулировали основные качественные изменения в сущностном наполнении ее современных тенденций.

По большей части пандемия COVID-19 имеет разрушительный эффект как для экономик внутри стран, так и для их отношений. Идея глобализации подверглась очередному серьезному испытанию, что еще раз подтвердило невозможность глобального взаимодействия в условиях неопределенности и сложности прогнозирования процессов мировой экономики, ставящих под угрозу жизнедеятельность целых стран [4; 21]. С одной стороны, в условиях экономического кризиса, вызванного пандемией, развивающиеся страны массово обращаются за помощью к международным финансовым организациям и странам-партнерам [27. -С. 229; 12. - С. 87-88]. С другой стороны, за время пандемии на смену пропагандируемым глобализацией ценностям всеобщей взаимопомощи и сотрудничества пришли эгоизм, недоверие и игры «мы против них», причем не только в политике, но и в корпоративных цепочках поставок [5]. Пример несоблюдения деловой этики в отношениях бывших партнеров продемонстрировали США, перекупив у Китая крупный заказ медицинских масок, которые предназначались для больниц и домов престарелых во Франции [2]. В то же время США как одна из стран-участниц приостановила финансирование Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), мотивируя это тем, что халатность ВОЗ привела к мировому распространению вируса (взносы США - одни из самых крупных.)

Что касается регионализации как тенденции мировой экономики, которая приходит на смену глобализации, нельзя не отметить, что она также была поставлена под вопрос, хотя и в меньшей степени, чем глобализация. Так, с одной стороны, в литературе подчеркивается, что преодоление экономического кризиса Евросоюзом зиждется во многом на усилиях общих институтов - Европейского механизма стабильности, мерах

Европейского центробанка и др. [25. - С. 131]. С другой стороны, «европейская семья» не проявила солидарности и сплоченности при поиске решений в вопросе борьбы с пандемией, поэтому каждая страна определяла свой набор мер и способов преодоления и предотвращения эпидемии, в некоторых случаях ради собственного спасения и спокойствия даже отказывая в помощи своим партнерам по ЕС [7. - C. 7]. В свою очередь Франция и Германия установили запрет на поставку медицинских масок в Италию [17], объясняя это собственными нуждами и желанием перестраховаться из-за существовавшей угрозы разрастания эпидемии внутри этих стран, в то время как для последней они были жизненно необходимы.

Произошедшие на фоне пандемии протесты в США усугубили непростую ситуацию в вопросе культурной идентичности не только в США, но и в странах Европы. Так, мирные акции протеста, плавно перерастающие в столкновения с полицией, а иногда в погромы и грабежи магазинов, прошли вслед за США в столицах и крупных городах ведущих стран Европы, таких как Германия, Франция, Великобритания, Бельгия, Испания, Италия, Швеция, Дания и др. [17; 9].

В итоге идея мультикультурализма и геокультурного обновления мира показала свою нежизнеспособность, когда исторический опыт и незабытые исторические обиды похоронили под собой современные завоевания мира без культурных границ.

Охота на ведьм, или поиск виноватого в появлении коронавируса COVID-19, распространении и перерастании его в новую глобальную угрозу/вызов привели к усилению геоэкономической нестабильности. Примером этому могут служить как ухудшение взаимоотношений США и Китая, так и углубление противоречий между США и их европейскими партнерами, в том числе и из-за Северного потока-2 [19]. Такая неустойчивость в американо-европейских взаимоотношениях впервые в новейшей истории евроатлантической интеграции спровоцировала прецедент, когда Германия может ввести санкции против США и, более того, намерена сподвигнуть своих партнеров по европейской и североатлантической интеграции выступить единым антиамериканским фронтом. В результате коронавирус COVID-19 привел к перелому и обнажил кризис в межзападных взаимоотношениях, пошатнув западную солидарность [22]. В данном контексте пандемия коронавируса усилила фактор торговых войн и санкционных практик западных стран [18. - С. 60].

Пандемия во многих странах вызвала ограничения международного транспортного сообщения, в том числе грузового [8. - С. 10], и самоизоляцию населения. Вкупе с международными торгово-санкционными и протекционистскими практиками (в США защите национального рынка уделяется большое внимание [14. - С. 76, 78]) и снижением мировых цен на нефть это приводит к сокращению деятельности предприя-

тий в странах мира и их банкротствам, снижению покупательной способности населения и предприятий, в том числе к сокращению импорта и экспорта разными странами.

При этом многие экономики интегрированы в международные цепочки создания стоимости [28. - С. 100], и шок (кризис) в одной из экономик может привести к кризису в целом ряде производственных цепочек. В этих условиях неопределенности предприятия разных стран берут курс на географическую диверсификацию своих производственных цепочек [31. - С. 30; 24. - С. 265]. Соответственно, изменяются международные карты спроса и предложения.

Важно отметить, что пандемия коронавируса (в части ограничений, таких как, например, карантин) по-разному влияет (в части покупательной способности, в том числе в отношении импорта) на централизованные командно-административные и рыночные экономики [30. - С. 141]. В любом случае хозяйствующие субъекты испытывают потребность в поддержке. В китайской экономике, первой пострадавшей от коронавируса, был принят целый ряд мер, таких как снижение административных барьеров, арендной платы, размеров отчислений, государственные субсидии и кредиты и др. [20]. Аналогичные меры поддержки предприятий были приняты и в России [3. - С. 59-61]. Это усиливает роль государственного регулирования экономики [29. - С. 160]. Соответственно, изменяется рынок стран. Государственные программы поддержки становятся важной де-терминантой экономической активности [26. - С. 224], а следовательно, спроса и предложения на зарубежных рынках. Информирование российских предприятий-экспортеров о данном зарубежном институциональном факторе поможет им в поиске рынков сбыта.

В качестве положительного момента пандемии можно отметить всеобщую цифровизацию, которая стала необходимой реальностью в период удаленной работы. Практически вся жизнедеятельность индивидов, компаний, целых отраслей и даже государственных структур большей частью была перенесена в онлайн-пространство, которое должно заменить реальную инфраструктуру мировой экономики и, в частности, международной торговли [1. - С. 20]. В результате это позволило выявить недостатки и недоработки вновь создаваемой виртуальной реальности, а также способствовало стимулированию все большего количества компаний к внедрению новых и новейших цифровых технологий.

Как видно из выделенных тенденций, в условиях мировой экономической, политической и культурной неопределенности, предприятиям МСБ приходится приспосабливаться к новым условиям работы не только на местном, но и на международном уровне. В данном случае государственная поддержка становится необходимым условиям развития экспортного потенциала МСБ.

Рекомендации по развитию мер поддержки российских малых и средних предприятий-экспортеров

Развитию малого бизнеса в мировой экономике и до пандемии уделялось большое внимание, в особенности в развитых странах, в том числе в части содействия развитию экспортного потенциала [10. - С. 473]. Обзор и анализ качественных преобразований мировой экономики, показавшие необходимость оперативной адаптации малого и среднего бизнеса к изменившимся условиям работы мировых рынков, позволили сформулировать рекомендации по предоставлению и организации мер государственной поддержки экспорта МСБ в плане стимулирования развития его экспортного потенциала (таблица).

Рекомендации по предоставлению и организации мер государственной поддержки экспорта малого и среднего бизнеса

№ строки Существующая мера поддержки Рекомендации по развитию

1 2 3

1 Информирование и консультирование субъектов МСБ по вопросам ведения экспортной деятельности, в том числе с привлечением внешних экспертов Должны предполагаться предоставление информационно-аналитических справок по потенциальным рынкам сбыта, включающих краткий обзор предъявляемых требований для входа на эти рынки; консультация по нормам, правилам и порядку организации работы на мировом отраслевом рынке

2 Подготовка и перевод на иностранные языки презентационных материалов и иных материалов в электронном и печатном виде по запросу субъектов МСБ Для подготовки и перевода презентационных материалов необходимо знать специальные отраслевые требования к содержанию, оформлению презентационных материалов, так как данные материалы представляют собой не только визитную карточку компании, но и способ конкурентной борьбы, а некорректное их оформление может привести к формированию негативного образа компании на внешнем рынке. Кроме того, необходимо знание специальной лексики, используемой в отрасли при переводе материалов на иностранные языки с целью избегания рисков возникновения недопонимания и некомпетентности с потенциальными зарубежными партнерами

3 Обеспечение эффективного присутствия субъектов МСБ в сети Интернет в целях дальнейшего заключения экспортных контрактов (создание и модернизация иностранных версий сайтов субъектов МСБ, обеспечение присутствия субъектов МСБ на международных электронных торговых площадках) Во время удаленной работы и самоизоляции интернет-торговля стала набирать обороты, в результате чего сайт компании выступает одним из ключевых инструментов конкурентной борьбы; его модернизация и создание его иностранных версий требуют к себе особого отношения. Важно знать не только степень применимости интернет-торговли в отрасли и распространенности данного канала продаж, но и практики и традиции оформления зарубежных сайтов конкурентов, способы продвижения в виртуальном пространстве, государственные ограничения в отношении Интернета, а также полную цепочку поставки от размещения заказа клиента на сайте до его получения и оплаты, включая таможенное оформление, размер и порядок уплаты таможенных платежей (особенно это касается вопроса возврата товара), включая организацию логистики

О к о н ч а н и е т а б л.

1 2 3

4 Юридическое сопровождение экспортных контрактов, включая содействие в обеспечении защиты интеллектуальной собственности и содействие в получении необходимых разрешений для экспорта (стандартизация, лицензирование и сертификация) Юридическое сопровождение должно включать в себя предоставление квалифицированных юридических услуг в сфере норм международного права и практики применения законодательства целевого внешнего рынка и его нюансов, тонкостей защиты интеллектуальной собственности, в зависимости от отрасли и навыков работы с материалами на иностранных языках. Кроме того, для организации содействия в процессе подтверждения соответствия компании и ее продукции/ услуги международным стандартам, необходимо знать, какие требования предъявляются к сертификации продукции отрасли, способы их соблюдения, и основных субъектов, задействованных в ней

5 Проведение маркетинговых и патентных исследований иностранных рынков по запросу субъектов МСБ Для проведения качественных и развернутых маркетинговых и патентных исследований требуется знание всех нюансов работы отрасли на мировом рынке, включая национально-культурные особенности общества

6 Проведение обучающих мероприятий по ведению экспортной деятельности Обучающие мероприятия должны включать в себя отраслевой блок, который предполагал бы обучение сотрудников компании особенностям функционирования отрасли на мировом рынке, ее правилам, нормам и законам. При этом нужно учитывать, что универсального подхода к экспортной деятельности не существует, и каждый зарубежный рынок имеет свои нюансы, которые необходимо изучить до входа на него для минимизации возможных рисков

7 Организация и участие субъектов МСБ в международных выставочно-ярмарочных и конгресс-ных мероприятиях за рубежом и на территории Российской Федерации, включая международные и межрегиональные бизнес-миссии, а также реверсные бизнес-миссии (приемы иностранных делегаций) Организация участия МСБ в подобных мероприятиях требует владения информацией о наиболее значимых, ключевых выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях отрасли на мировом уровне, участие в которых принесло бы наибольшую отдачу для компании, а также о последовательности и частоте их проведения. В отношении бизнес-миссий очень важна организация переговоров не только с профильными государственными и негосударственными организациями и объединениями (такими как местные органы власти, союзы промышленников и т. п.), но и с потенциальными зарубежными партнерами, уже имеющими предварительную заинтересованность, что требует тщательной подготовки бизнес-миссий в местах проведения

Вместе с тем при подготовке справок об интересующих предприятия зарубежных рынках (строка 1 таблицы) актуален учет следующих современных экономико-юридических реалий, вызванных пандемией:

- насколько в стране ограничено грузовое транспортное сообщение (в частности доставка товаров из-за рубежа) и каковы особенности самоизоляции населения (в частности, в части посещения торговых точек) в связи с пандемией или ожиданием повторной вспышки эпидемии;

- как изменились импортные пошлины рассматриваемого зарубежного рынка в условиях пандемии;

- каков характер экономических взаимоотношений России с данной страной в условиях пандемии (если введены ограничения транспортного сообщения, то какие; если редуцировались торгово-экономические отношения, то насколько);

- проводится ли на интересующем зарубежном рынке политика импортозамещения, и если да, то какие меры поддержки импортозаме-щения приняты, например, дотации и т. д. Это отразит то, какие преимущества имеют предприятия этой страны перед российскими предприятиями-экспортерами.

Также актуально информирование о новых российских мерах поддержки, появившихся в условиях пандемии. Так, была создана совместная кредитная программа Российского экспортного центра (РЭЦ) и Евразийского банка развития по финансированию экспорта российских товаров и услуг в страны ЕАЭС на льготных условиях.

При подготовке презентационных материалов предприятий (строка 2 таблицы), учитывая разрушительный эффект COVID-19 для объемов экономических отношений стран, актуальным представляется содействие экспортерам в освещении в этих материалах позитивных примеров торговли (кооперационного взаимодействия, гуманитарной помощи) России со странами - предполагаемыми потребителями. В условиях дистанционного общения актуальным становится содействие в подготовке фотоматериалов товаров (в разных проекциях) и видеоматериалов.

Что касается расширения торгового, делового онлайн-общения, необходимо выделить следующие рекомендации (строка 3 таблицы):

- подготовка институтами во время обучающих мероприятий (семинаров) предприятий-экспортеров к вариативности действий. Это связано с тем, что при деловом онлайн-общении предприятиям сложнее предвидеть, что в следующий момент предпримет (какие условия предложит) собеседник-контрагент;

- подготовка предприятий к работе с виртуальной реальностью, так как необходимо виртуально представить потенциальному покупателю предлагаемый товар достаточно точно;

- обучение цифровым методам делового общения, акцентируя внимание на новинках в сфере цифровой экономики, цифрового ведения бизнеса, а также техническим возможностям цифрового внешнеэкономического взаимодействия, предоставлямым конкретной отраслью, в которой работает предприятие. В частности, в плане интернет-торговли для экспортера актуально владение техникой:

- поиск в интернете потенциальных потребителей и заказов;

- проведение переговоров с (потенциальными) партнерами методом онлайн-конференций в связке с электронной почтой;

- презентация своих товаров на сайте и международных торговых интернет-площадках (в связке с сайтом);

- обеспечение на сайте компании-экспортера понятного для потребителя сервиса выставления заказа и платежного сервиса, предоставляющего несколько возможных вариантов оплаты.

При этом может потребоваться консультация предприятий-экспортеров о имеющихся цифровых возможностях (каналы) коммуникации, облегчающей экспорт в конкретную страну, интересующую экспортера.

Важно также и юридическое сопровождение экспортных контрактов (строка 4 таблицы). В современных мироэкономических реалиях требования к сертификации продукции, технические стандарты все более усложняются, а их число увеличивается. Здесь можно выделить:

- инновационные требования в стране-потребителе к использованию при производстве товара передовых технологий;

- экологические требования (например, в стране-потребителе допускается эксплуатация только автомобилей, ездящих на топливе класса «Евро-5» и выше);

- требования к механической, электрической и (что особенно актуально в контексте биологических угроз) биологической (медицинской) безопасности (например, для медицинской продукции - требования к стерильности материалов и инструментов).

При проведении маркетинговых исследований зарубежных рынков по запросам МСБ (строка 5 таблицы), в частности при подготовке справок об интересующих предприятия зарубежных рынках, следует учесть следующие современные экономические реалии, вызванные пандемией:

- насколько на разных зарубежных рынках сократилась экономическая деятельность, потребительский спрос (вследствие снижения платежеспособности предприятий и населения) на товары, предлагаемые российскими предприятиями;

- насколько в условиях карантина развились посреднические услуги, такие как доставка товаров на дом;

- как изменилось производство данного товара в зарубежных странах, а именно: не сократилось ли производство из-за заморозки международных инвестиционных проектов; не снизились ли поставки данного товара в рассматриваемую страну (в том числе не были ли они ограничены традиционными странами-поставщиками из-за дефицита товара в странах-поставщиках, сокращения производства в этих странах, торговых санкций). Изменение международных карт спроса и предложения может сделать какие-то российские экспортные товары менее, а какие-то более востребованными, или поменять неперспективную географию экспорта на перспективную;

- какие компании (например, крупные) в зарубежных странах вследствие корона-кризиса взяли на вооружение стратегию географической диверсификации снабжения (с целью снизить риски) [31. - С. 30] и ищут ли они поставщиков;

- как изменились в странах потребительские предпочтения на фоне пандемии, снижения цен на нефть, активизации в мире санкцион-ных практик и в условиях самоизоляции: растет ли стремление экономических субъектов запасаться товарами первой необходимости;

- каков прогноз спроса на зарубежных рынках;

- каковы прогнозы мировых цен на нефть (их влияние на спрос на многие товары и на их цену) и на промышленные металлы (цены на них отражают будущий спад в мировой экономике) [16. - С. 6]; прогноз (например, МВФ) динамики ВВП стран в 2020 г.; какова динамика и прогнозы курса валюты стран, так как это отражает покупательную способность потенциальных импортеров, в том числе в сравнении;

- каков объем государственной поддержки экономики в интересующей зарубежной стране в условиях пандемии, так как это определяет, насколько поддерживается потребление в этой экономике;

- усиление роли государственного регулирования экономики в странах [29. - С. 160] изменяет детерминанты поведения местных предприятий (как потребителей российских товаров, так и конкурентов);

- в связи с тем, что в современной экономике многие сферы хозяйства все больше будут дигитализироваться, им понадобится помощь института поддержки в части составления предприятием-экспортером справки о том, как его товар может быть встроен в цифровую экономику. Эту информацию предприятие сможет приложить к товару при его направлении на продажу.

В части проведения для предприятий обучающих мероприятий по ведению экспортной деятельности (строка 6 таблицы) можно отметить, что среди прочего возрастает актуальность обучения деловому иностранному языку, так как в отсутствие очных контактов снижается возможность общения с контрагентом с помощью невербальных средств (эмоций, жестов, визуального контакта) и проведения времени, например, за бизнес-ланчем и др.

Необходимо выделить организацию международных выставок и бизнес-миссий (строка 7 таблицы), поскольку они для предприятий-экспортеров - это не только место презентации товара и поиска покупателей, но и один из немногих источников информации о положении дел в условиях пандемии на предприятиях - потенциальных потребителях. Эта информация может сориентировать экспортеров касательно целесообразности экспорта. В условиях ограничений социальных контактов, вызванных пандемией, актуальным становится подключение части участников выставок и бизнес-миссий по виртуальным цифровым каналам.

Заключение

Современные условия мировой экономики определяются существенным ограничением мирохозяйственных связей, вызванным пандемией коронавируса и обусловленным ею снижением экономической активности в национальных экономиках, что совпало по времени с международными торгово-санкционными практиками и снижением цен на нефть. Это обнажает слабые стороны глобализации и даже регионализации, увеличивая геоэкономическую нестабильность, в том числе в межзападных международных экономических отношениях, а также фрагментацию экономического пространства. Сокращение активности предприятий и населения снижает покупательную способность, сокращает импорт и экспорт стран. Для предприятий в целях снижения рисков актуализируется диверсификация производственных цепочек. Таким образом, изменяются международные карты спроса и предложения. При этом открываются новые возможности для внешнеторгового взаимодействия, связанные с цифровизацией.

Снижение активности международных экономических отношений и их изменение требуют от малого и среднего бизнеса гибкости и оперативной адаптации к меняющимся внешним условиям. Поэтому для МСБ представляется особенно ценной государственная поддержка экспорта; информационная поддержка по ведению экспортной деятельности с учетом новых институциональных (торгово-правовых) реалий, обусловленных пандемией; содействие в подготовке презентационных материалов с учетом межстрановой конъюнктуры сотрудничества; поддержка в освоении цифрового внешнеторгового взаимодействия; юридическое сопровождение экспортных контрактов с учетом актуализации аспекта защиты интеллектуальной собственности и усложнения технических стандартов; содействие маркетинговым и патентным исследованиям зарубежных рынков с учетом изменений, обусловленных пандемией и санк-ционными практиками, а также международных карт спроса и предложения; изучение экспортной деятельности с учетом отраслевой специфики; организация и содействие участию предприятий в международных выставках и бизнес-миссиях из-за ограничений контактов в условиях пандемии. Таким образом, государственная поддержка с учетом современных мирохозяйственных условий и требований призвана способствовать включению российских малых и средних предприятий в мирохозяйственные связи и стимулировать их рост, а также развитие их экспортного потенциала.

Список литературы

1. Аймухаммедова А. К. Использование цифровых технологий в период пандемии коронавируса // Наука и образование сегодня. - 2020. -№ 4 (51). - С. 20-21.

2. Американцы втридорога перекупили у китайцев маски для Франции // РИА Новости. - 2020 - 1 апреля. - URL: https://ria.ru/ 20200401/1569469289.html (дата обращения: 08.07.2020).

3. Батракова Л. Г. Развитие малого и среднего предпринимательства в регионах России // Социально-политические исследования. - 2020. -№ 2 (7). - С. 48-65. - DOI: 10.20323/2658-428X-2020-2-7-48-65

4. В Saxo Bank заявили, что пандемия COVID-19 усиливает деглоба-лизацию / / Интерфакс. - 2020. - 2 июля. - URL: https://www.interfax. ru/business/715696 (дата обращения: 09.07.2020).

5. Гордеев В. Bank of America предсказал худшие со времен последнего кризиса итоги года // РБК. - 2020. - 27 февраля. - URL: https://www.rbc.ru/finances/27/02/2020/5e5800cd9a7947db456ece01 (дата обращения: 09.07.2020).

6. Гордеев В. S & P сменило прогноз для мировой экономики с роста на падение из-за вируса / / РБК. - 2020. - 16 апреля. - URL: https://www. rbc.ru/economics/16/04/2020/5e98b6eb9a79470f1f9b6d7b (дата обращения: 09.07.2020).

7. Громыко А. А. Коронавирус как фактор мировой политики // Научно-аналитический Вестник Института Европы РАН. - 2020. -№ 2 (14). - С. 5-13. - DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran22020413

8. Долгов С. И., Савинов Ю. А. Влияние вспышки нового коронавируса на международную торговлю // Российский внешнеэкономический вестник. - 2020. - №2. - С. 7-18.

9. Дубровин Д. Сытые бунты против расизма, или за что громят Европу? // ТАСС. - 2020. - 10 июня. - URL: https://tass.ru/opinions/8694461 (дата обращения: 08.07.2020).

10. Емельянов Е. В., Фризяк Н. С. Формы и направления государственной поддержки малого бизнеса (опыт США) / / Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2018. Т. 11. - № 4. - С. 470 - 484. - DOI: 10.24891/fa.11.4.470

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Иногда COVID возвращается / / Коммерсантъ. - 2020. - 10 июня. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/4377196 (дата обращения: 09.07.2020).

12. Ионова Е. П. Центральная Азия в условиях пандемии // Россия и новые государства Евразии. - 2020. - № 2 (47). - С. 81-93. - DOI: 10.20542/ 2073-4786-2020-2-81-93

13. Логинова Е. И., Хрипунов С. Н. Влияние коронавируса на глобальную экономику // Молодые ученые - развитию национальной технологической инициативы (поиск). - 2020. - № 1. - С. 385-387.

14. Мальцев А. А., Мордвинова А. Э. Американская модель ревитали-зации старопромышленных регионов // Вестник Российского университета дружбы народов. - Серия: Экономика. - 2018. - Т. 26. - № 1. -С. 76-88. - DOI: 10.22363/2313-2329-2018-26-1-76-88

15. МВФ прогнозирует падение ВВП России на 6,6% в 2020 году / / ТАСС. - 2020. - 24 июня. - URL: https://tass.ru/ekonomika/8807057 (дата обращения: 09.07.2020).

16. Морозов С. А. Каким будет ущерб от вспышки коронавируса для глобальной экономики? // Научный электронный журнал Меридиан. -2020. - № 8 (42). - С. 456-458.

17. «Обиду не забудем». Европа готовится сводить счеты после карантина // РИА Новости. - 2020. - 18 марта. - URL: https://ria.ru/ 20200318/1568747300.html (дата обращения: 08.07.2020).

18. Оболенский В. П. Турбулентность в международной торговле: реакция России / / Вестник Института экономики Российской академии наук. - 2020. - № 3. - С. 60-77. - DOI: 10.24411/2073-6487-2020-10029

19. Поплавский А. Кризис отношений: что разрывает трансатлантическое партнерство // Газетами. - 2020. - 16 июня. - URL: https:// www. gazeta.ru/politics/2020/06/16_a_13119979.shtml (дата обращения: 06.07.2020).

20. Симэн Е., Шерешева М. Ю. Государственная политика КНР в отношении китайских малых и средних предприятий в условиях пандемии COVID-19 // Государственное управление. Электронный вестник. - 2020. - Вып. 79. - Апрель. - С. 25-50. - DOI: 10.24411/2070-1381-2019-10047

21. Яковенко А. В. «Мягкая сила» и коронавирус: кто в плюсе и кто в минусе // Международная жизнь. - 2020. - 10 апреля.

22. Яковенко А. В. COVID-19: поле битвы или возможность для сотрудничества? // Международная жизнь. - 2020. - № 5.

23. Andreeva E. L., Simon H., Karkh D. A., Glukhikh P. L. Innovative Entrepreneurship: a Source of Economic Growth in the Region // Экономика региона. - 2016. - Т. 12. - № 3. - С. 899-910. - DOI: 10.17059/2016-3-24

24. Bofinger P., Dullien S., Felbermayr G. et al. Wirtschaftliche Implikationen der Corona-Krise und wirtschaftspolitische Maßnahmen // Wirtschaftsdienst. - 2020. - Vol. 100. - N 4. - P. 259-265. -DOI: 10.1007/s10273-020-2628-0

25. Bongardt A, Torres F. Lessons From the Coronavirus Crisis for European Integration / / Intereconomics. - 2020. - Vol. 55. - P. 130-131. -DOI 10.1007/s10272-020-0883-3

26. Gern K.-J., Hauber P. Coronavirus hält Weltkonjunktur in Atem // Wirtschaftsdienst. - 2020. - Vol. 100. - N 3. - P. 223-224. -DOI: 10.1007/s10273-020-2607-5

27. Kappel R. Afrika im Sog des Coronavirus // Wirtschaftsdienst. -2020. - Vol. 100. - P. 229. - DOI: 10.1007/s10273-020-2619-1

28. Lucchese M., Pianta M. The Coming Coronavirus Crisis: What Can We Learn? // Intereconomics. - 2020. - Vol. 55. - N 2. - P. 98-104. -DOI: 10.1007/s10272-020-0878-0

29. Proano C. R. On the Macroeconomic and Social Impact of the Coronavirus Pandemic in Latin America and the Developing World // Intereconomics. - 2020. - Vol. 55. - P. 159-162. - DOI: 10.1007/s10272-020-0889-x

30. Rao P. Behavioral Economics in the Time of Coronavirus: Rebellion or «Willful Ignorance» in the face of «Grand Challenges» // Review of Evolutionary Political Economy. - 2020. - Vol. 1. - P. 137-143. -DOI 10.1007/s43253-020-00015-2

31. Welfens P. J. J. Trump's Trade Policy, Brexit, Corona Dynamics, EU Crisis and Declining Multilateralism // International Economics and Economic Policy. - 2020. - P. 1-72. - URL: https://link.springer.com/ article/10.1007/s10368-020-00479-x. - DOI: 10.1007/s10368-020-00479-x

References

1. Aymuhammedova A. K. Ispolzovanie tsifrovyh tekhnologiy v period pandemii koronavirusa [Use of Digital Technologies During the Coronavirus Pandemic], Nauka i obrazovanie segodnya, 2020, No. 4 (51), pp. 20-21. (In Russ.).

2. Amerikantsy vtridoroga perekupili u kitaytsev maski dlya Frantsii [Americans at a High Cost Bought Masks from the Chinese for France]. (In Russ.). Available at: https://ria.ru/20200401/1569469289.html (accessed 08.07.2020). (In Russ.).

3. Batrakova L. G. Razvitie malogo i srpednego predprinimatelstva v regionah Rossii [The Development of Small and Medium Enterprises in the Regions of Russia], Sotsialno-politicheskie issledovaniya, 2020, No. 2 (7), pp. 4865. (In Russ.). DOI: 10.20323/2658-428X-2020-2-7-48-65

4. V Saxo Bank zayavili, chto pandemiya COVID-19 usilivaet deglobalizatsiyu [Saxo Bank Reports, the COVID-19 Pandemic Strengthens the Deglobalization]. Interfaks, 2020, July 2. (In Russ.). Available at: https://www. interfax.ru/business/715696 (accessed 09.07.2020).

5. Gordeev V. Bank of America predskazal hudshie so vremen poslednego krizisa itogi goda [Bank of America has Forecasted the Results of Year Being the Worst Since the Times of the Recent Crisis], RBK, 2020, February 27. (In Russ.). Available at: https://www.rbc.ru/finances/27/02/ 2020/5e5800cd9a7947db456ece01 (accessed 09.07.2020).

6. Gordeev V. S & P smenilo prognoz dlya mirovoy ekonomiki s rosta na padenie iz-za virusa [S & P Has Changed the Forecast for Global Economy from Growth to Decrease Because of Virus], RBK, 2020, Ahril 16. (In Russ.). Available at: https://www.rbc.ru/economics/16/04/2020/5e98b6eb9a79470 f1f9b6d7b (accessed 09.07.2020).

7. Gromyko A. A. Koronavirus kak faktor mirovoy politiki [Coronavirus as a Factor in World Politics], Nauchno-analiticheskiy Vestnik Instituta Evropy RAN, 2020, No. 2 (14), pp. 5-13. (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran22020413

8. Dolgov S. I., Savinov Yu. A. Vliyanie vspyshki novogo koronavirusa na mezhdunarodnuyu torgovlyu [Impact of the Novel Coronavirus Outbreak on International Trade], Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik, 2020, No. 2, pp. 7-18. (In Russ.).

9. Dubrovin D. Sytye bunty protiv rasizma, ili za chto gromyat Evropu? [Riots of Full-Bellied People Against Racism, or Why Will be Europe Smashed?], TASS, 2020, June 10. (In Russ.). Available at: https://tass.ru/ opinions/8694461 (accessed 08.07.2020).

10. Emelyanov E V., Frizyak N. S. Formy i napravleniya gosudarstvennoy podderzhki malogo biznesa (opyt SSHA) [Forms and Directions of Government Support for Small Business: Evidence from the USA], Finansovaya analitika: problemy i resheniya, 2018, Vol. 11, No. 4, pp. 470- 484. (In Russ.). DOI: 10.24891/fa.11.4.470

11. Inogda COVID vozvrashchaetsya [Sometimes COVID Comes Back], Kommersant, 2020, June 10. (In Russ.). Available at: https://www. kommersant.ru/doc/4377196 (accessed 09.07.2020).

12. Ionova E. P. Tsentralnaya Aziya v usloviyah pandemii [Central Asia in Terms of Pandemic], Rossiya i novye gosudarstva Evrazii, 2020, No. 2 (47), pp. 81-93. (In Russ.). DOI: 10.20542/ 2073-4786-2020-2-81-93

13. Loginova E. I., Hripunov S. N. Vliyanie koronavirusa na globalnuyu ekonomiku [Impact of the Coronavirus on the Global Economy], Molodye uchenye - razvitiyu natsionalnoy tekhnologicheskoy initsiativy (poisk), 2020, No. 1, pp. 385-387. (In Russ.).

14. Maltsev A. A., Mordvinova A. E. Amerikanskaya model revitalizatsii staropromyshlennyh regionov [American Model of Industrial Areas Revitalization], Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Ekonomika, 2018, Vol. 26, No. 1, pp. 76-88. (In Russ.). DOI: 10.22363/2313-23292018-26-1-76-88

15. MVF prognoziruet padenie VVP Rossii na 6,6% v 2020 godu [IMF Forecasts the Decline of the Russian GDP 2020 on 6,6%], TASS, 2020, 24 June. (In Russ.). Available at: https://tass.ru/ekonomika/8807057 (accessed 09.07.2020).

16. Morozov S. A. Kakim budet ushcherb ot vspyshki koronavirusa dlya globalnoy ekonomiki? [American Model of Industrial Areas Revitalization], Nauchnyy elektronnyy zhurnal Merdian, 2020, No. 8 (42), pp. 456-458. (In Russ.).

17. «Obidu ne zabudem». Evropa gotovitsya svodit schety posle karantina [«Insult Will Not be Forgotten». Europe Will Be Prepared to Settle Scores After the Quarantine], RIA Novosti, 2020, March 18. (In Russ.). Available at: https://ria.ru/ 20200318/1568747300.html (accessed 08.07.2020).

18. Obolenskiy V. P. Turbulentnost v mezhdunarodnoy torgovle: reaktsiya Rossii [Turbulence in International Trade: Russia's Reaction], Vestnik Instituta ekonomiki Rossiyskoy akademii nauk, 2020, No. 3, pp. 60-77. (In Russ.). DOI: 10.24411/2073-6487-2020-10029

19. Poplavskiy A. Krizis otnosheniy: chto razryvaet transatlanticheskoe partnerstvo [Crisis of Relations; Who Breaks Trans-Atlantic Partnership], Gazeta.Ru, 2020, June 16. (In Russ.). Available at: https://www.gazeta.ru/ politics/2020/06/16_a_13119979.shtml (accessed 06.07.2020).

20. Simen E., Sheresheva M. Yu. Gosudarstvennaya politika KNR v otnoshenii kitayskih malyh i srednih predpriyatiy v usloviyah pandemii COVID-19 [PRC Government Policy Regarding Chinese Small and Medium Enterprises in the Context of COVID-19 Pandemic], Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyy vestnik, 2020, Issue 79, Aprel, pp 25-50. (In Russ.). DOI: 10.24411/2070-1381-2019-10047

21. Yakovenko A. V. «Myagkaya sila» i koronavirus: kto v plyuse i kto v minuse [«Soft power» and Coronavirus: Who is in Plus and Who is in Minus], Mezhdunarodnaya zhizn, 2020. April. (In Russ.).

22. Yakovenko A. V. COVID-19: pole bitvy ili vozmozhnost dlya sotrudnichestva? [COVID-19: Battlefield or Opportunity for Cooperation], Mezhdunarodnaya zhizn, 2020, No. 5. (In Russ.).

23. Andreeva E. L., Simon H., Karkh D. A., Glukhikh P. L. Innovative Entrepreneurship: a Source of Economic Growth in the Region, Regional Economy, 2016, Vol. 12, No. 3, pp. 899-910. - DOI: 10.17059/2016-3-24

24. Bofinger P., Dullien S., Felbermayr G. et al. Wirtschaftliche Implikationen der Corona-Krise und wirtschaftspolitische Maßnahmen, Wirtschaftsdienst, 2020, Vol. 100, No. 4, pp. 259-265. DOI: 10.1007/s10273-020-2628-0

25. Bongardt A., Torres F. Lessons From the Coronavirus Crisis for European Integration, Intereconomics, 2020, Vol. 55, pp. 130-131. DOI 10.1007/s10272-020-0883-3

26. Gern K.-J., Hauber P. Coronavirus hält Weltkonjunktur in Atem, Wirtschaftsdienst, 2020, Vol. 100, No. 3, pp. 223-224. DOI: 10.1007/s10273-020-2607-5

27. Kappel R. Afrika im Sog des Coronavirus, Wirtschaftsdienst, 2020, Vol. 100, pp. 229. DOI: 10.1007/s10273-020-2619-1

28. Lucchese M., Pianta M. The Coming Coronavirus Crisis: What Can We Learn? Intereconomics, 2020, Vol. 55, No. 2, pp. 98-104. DOI: 10.1007/ s10272-020-0878-0

29. Proano C. R. On the Macroeconomic and Social Impact of the Coronavirus Pandemic in Latin America and the Developing World, Intereconomics, 2020, Vol. 55, pp. 159-162. DOI: 10.1007/s10272-020-0889-x

30. Rao P. Behavioral Economics in the Time of Coronavirus: Rebellion or «Willful Ignorance» in the face of «Grand Challenges», Review of Evolutionary Political Economy, 2020, Vol. 1, pp. 137-143. DOI 10.1007/s43253-020-00015-2

31. Welfens P. J. J. Trump's Trade Policy, Brexit, Corona Dynamics, EU Crisis and Declining Multilateralism, International Economics and Economic Policy, 2020, pp. 1-72. Available at: https://link.springer.com/ article/10.1007/s10368-020-00479-x. - DOI: 10.1007/s10368-020-00479-x

Cведения об авторах

Екатерина Владимировна Малышева

специалист по международной сертификации медицинских изделий ООО «МедИнтелл». Адрес: ООО «МедИнтелл», 440004, г. Пенза, ул. Центральная, д. 1. E-mail: malyshevaev2388@gmail.com

Артем Витальевич Ратнер

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник центра региональных компаративных исследований Института экономики Уральского отделения Российской академии наук.

Адрес: Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, 620014, Екатеринбург, ул. Московская, 29. E-mail: ratner.av@uiec.ru

Information about the authors

Ekaterina V. Malysheva

Specialist on International Certifying the Medical Products, OOO «Medlntell». Address: OOO «Medlntell», 1 Tsentralnaya str., Penza, 440004, Russian Federation. E-mail: malyshevaev2388@gmail.com

Artem V. Ratner

PhD, Senior Research Fellow of the Center of Regional Comparative Research Institute of Economics of the Ural Branch of Russian Academy of Sciences.

Address: Institute of Economics of the Ural Branch of Russian Academy of Sciences, 29 Moskovskaya str. Ekaterinburg, 620014, Russian Federation. E-mail: ratner.av@uiec.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.