ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)
Экономическая политика
ТЕНДЕНЦИИ развития эКОНОМИК СТРАН СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ В РАМКАХ ЕС И ПЕРСПЕКТИВЫ развития ВНЕшНЕТОРГОВЫХ отношений С РОССИЕЙ И КИТАЕМ
Илья Витальевич МЕДВЕДЕВ
студент юридического факультета, Тверской государственный университет, Тверь, Российская Федерация [email protected]
Аннотация
Предмет и тема. Предметом исследования является изучение тенденций развития экономик стран Северной Европы в рамках перспектив внешнеторговых отношений с Россией и Китаем.
Цели и задачи. Целями статьи являются изучение текущей внешнеторговой политики Европейского союза по поддержанию убыточных экономик и планов по переходу на сланцевый газ и сланцевую нефть и исследование сценариев, при которых будет нанесен серьезный удар по экономикам стран Северной Европы (Финляндии, Швеции, Дании и Норвегии), а также перспектив развития партнерских отношений с этими странами, связанные с транзитом энергоресурсов на относительно новый рынок в Китае. Методология. Методологию исследования составляют основы системного анализа и формальной логики. Проведено исследование целесообразности и возможности налаживания партнерских отношений странами Северной Европы.
Результаты. Утверждается, что развитие указанных партнерских отношений выгодно странам Северной Европы. Проанализированы сценарии, при которых Китай может стать рынком сбыта.
Выводы и значимость. Внешнеторговая политика Европейского союза на современном этапе является нежелательной для экономически сильных стран. С достаточно большой долей вероятности сценарии развития партнерских отношений, связанных с транзитом, могут стать реальностью, в результате чего Китай получает нового поставщика энергоресурсов, так как в настоящее время его внешнеторговая политика заключается в привлечении как можно большего количество поставщиков энергоресурсов. Страны Северной Европы получают новый рынок сбыта, а Россия и страны Таможенного союза - «контролируемых» конкурентов.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
История статьи:
Принята 05.06.2015 Одобрена 15.06.2015
УДК 338.27
Ключевые слова: Европейский союз, сланцевая нефть, газ, рынок, транзит
Из всех когда-либо созданных экономических и политических объединений Европейский союз показал себя наиболее жизнеспособной организационной структурой. За более чем 20 лет своего существования Европейский союз, созданный по Маастрихтскому договору, стал моделью, к которой стремилась Европа на протяжении многих лет [1, с. 52].
Однако за последние несколько лет даже этот с виду хорошо отлаженный механизм начал давать сбои. Наиболее серьезной причиной, которая вызывает разногласия среди стран - участниц ЕС, является поддержка убыточных экономик путем выдачи дотаций ряду стран, например Эстонии, Литве, Португалии, Латвии, Греции [2, с. 379].
В Европейском союзе Швеция и Дания являются наиболее крупными и, можно сказать, главными донорами в пересчете на душу населения. В настоящее время каждый из жителей Швеции и
Дании выплачивает примерно от 200 до 203 евро дотаций. Далее за ними следуют Люксембург, Германия, Нидерланды, Бельгия, Австрия и Франция. Каждый из жителей этих стран вносит дотации в размере более 125 евро [3, с. 132].
Стоит отметить, что положение стран-доноров и реципиентов периодически меняется, однако главные действующие лица остаются неизменными. Так, в 2012 г. главными получателями дотаций были Польша (12 млрд евро), Португалия (5,03 млрд евро), Греция (4,54 млрд евро), Испания (4 млрд евро) и Венгрия (3,28 млрд евро).
В настоящее время можно увидеть тенденцию к уменьшению субсидирования стран «Новой Европы» по главным направлениям, а именно на аграрный сектор и фонд сплочения [4, с. 54].
Например, Великобритания предлагала установить на семилетнюю дотационную программу 2014-2020
гг. бюджет в размере 839 млрд евро вместо стартовой суммы в 1 053 млрд евро, что говорит о шаткости концепции развития «Новой Европы» за счет стран «Старой Европы».
На фоне сложившейся ситуации рассмотрим положение стран, которые будут нести наибольшие убытки, связанные с финансированием стран-реципиентов, а также способ решения этой проблемы в условиях внешнеторговых отношений с Россией. Речь идет прежде всего о странах Северной Европы, которые одновременно являются наиболее перспективными в рамках торговых отношений с Россией, - Финляндии, Дании, Швеции и Норвегии.
Прежде чем анализировать какие-либо перспективы развития партнерства и делать выводы в отношении этих стран, стоит подробно рассмотреть каждую из них по отдельности, чтобы увидеть сильные и слабые стороны и определить, есть ли экономический смысл развития торговых отношений в условиях напряженности отношений между странами Таможенного союза и ЕС [5, с. 14].
В настоящее время Финляндия имеет одновременно наиболее высокие рост и темпы стагнации экономики. Несмотря на кажущуюся противоречивость, экономика этой страны достаточно сильна.
Основными статьями экспорта экономики Финляндии являются различное высокотехнологичное оборудование и машины, что говорит о мощной промышленной базе (в том числе и перерабатывающей). Однако ситуации может измениться, и скорее всего в худшую для Финляндии сторону, по причине агрессивной внешнеторговой политики ЕС и требований Европейского фонда финансовой стабильности по увеличению дотаций нуждающимся странам.
Таким образом, в начале 2015 г. Финляндия внесла 1 млрд евро в экономику Греции, долг которой в настоящее время составляет около 160% ВВП страны. В связи с этим в Финляндии, у которой госдолг также высок и составляет около 60% ВВП, идут дискуссии по поводу того, что вместо принятия и финансирования законопроектов, которые могли бы улучшить финансовое положение страны, деньги идут на помощь странам-реципиентам.
Не последнюю роль играют и ответные санкции России на внешнеторговую политику ЕС, что сильно бьет по целому ряду отраслей финской экономики. Особенно сильный удар пришелся на пищевую промышленность, так как основным
рынком сбыта для Финляндии остается Россия. Таким образом, современное положение страны Суоми можно охарактеризовать как «между молотом и наковальней» [6, с. 77].
Если говорить о Швеции, то она в настоящее время является одной из основных стран-доноров, чьи дотации составляют существенный объем. Несмотря на то, что Швеция более сильна в экономическом плане, чем Финляндия, можно проследить спад экономического роста, что проявляется в росте безработицы и сокращении бюджета. Эти факторы приводят к тому, что в Швеции начинают нарастать волнения населения.
Так, 3 декабря 2014 г. из-за разногласий среди главных политических партий правительство не смогло утвердить бюджет на 2015 г. Это в свою очередь чуть не повлекло за собой повторные выборы. Хотя ситуация разрешилась без столь радикальных мер, она свидетельствует о том, что нынешняя политика ЕС нуждается в серьезном реформировании.
Помимо политических и экономических причин волнений в Швеции отдельно можно выделить проблему, связанную с нахождением в стране большого количества иммигрантов, что также ведет к недовольству в обществе и появлению радикально настроенных партий националистического толка, которые начинают набирать все большую популярность в странах Северной Европы.
В наукоемких отраслях работают люди, не обладающие достаточной квалификацией, что приводит к снижению конкурентоспособности Швеции с другими странами. В этих условиях, по мнению автора, сфера связи и транспорта, которая является одной из основных в Швеции, при определенных условиях вполне может стать «спасательным кругом» [7, с. 372].
Норвегия в настоящее время является основным экспортером нефти в ЕС. В 2012 г. нефтяной сектор этой страны обеспечивал около 30% всего бюджета. Однако здесь тоже существует проблема, связанная даже не столько с истощением нефтяных ресурсов, сколько с внешнеторговой политикой Европейского союза в нефтегазовом секторе. В погоне за дешевой энергией, делая попытки перехода на сланцевую нефть и газ, ЕС своими руками выводит сильные в промышленным отношении страны из экономики.
Ни для кого не секрет, что в случае перехода ЕС на сланцевую нефть и газ экспорт более традиционных углеводородов упадет в несколько раз, что повлечет
за собой серьезные экономические последствия [8, с. 44]. В итоге на фоне растущей стагнации экономики и неспособности большей части стран Западной и Восточной Европы самостоятельно поддерживать свои экономики будущее ЕС видится весьма туманным [9, с. 35].
Промышленная база в Дании, так же, как в Швеции и Норвегии, развита очень хорошо, ее доля в национальном доходе страны составляет более 40%. В прошлом Дания была бедна полезными ископаемыми, и в настоящее время ведется активная разведка нефтяных и газовых месторождений. Можно сказать, что Дания не только независима от других стран в отношении энергоресурсов, но и инвестирует в добычу нефти и газа на своей территории, однако это может оказаться весьма рискованным [10, с. 97; 11].
Все сказанное позволяет выявить перспективы развития торговых отношений стран Северной Европы с Россией в условиях напряженности обстановки в ЕС [6, с. 79].
Почему именно эти страны являются наиболее перспективными торговыми партнерами для России, и почему именно на них стоит обращать внимания при выстраивании партнерских отношений? К такому заключению приходишь в силу того, что в условиях общей стагнации экономики Европейский союз пытается найти альтернативные варианты решения энергетической проблемы и поэтому разрабатывает проекты перевода экономик стран - участниц ЕС на сланцевые нефть и газ, уменьшив зависимость от поставок энергоресурсов из России.
Таким образом, видятся два варианта развития событий:
- закупка сланцевого газа и (возможно, в будущем) сланцевой нефти из США;
- непосредственная добыча энергоресурсов на территории стран ЕС.
При варианте с импортом из США Норвегия, которая хотя и является крупнейшим поставщиком нефти и газа в ЕС, может понести серьезные убытки: она едва ли способна конкурировать с объемами дешевых газа и нефти, которые в состоянии поставлять США. Немалые убытки понесет и Дания в связи с инвестированием в добычу газа и нефти [9, с. 27].
На этой почве растет напряженность в регионе, поэтому в худшем варианте развития событий может получиться еще одна страна-реципиент, что увеличит
налоговую нагрузку на Финляндию, Данию и Швецию, экономики которых «завязаны» на друг друга. Таким образом, нагрузка на хозяйства стран Северной Европы может возрасти в несколько раз [12, с. 49].
Если же рассматривать вариант с добычей сланцевого газа на территории ЕС, то помимо неблагоприятных экологических последствий могут добавиться проблемы чисто экономического характера, так как себестоимость добычи сланцевого газа и нефти будет достаточно высокой. Даже если удастся решить проблему, связанную с экологическим аспектом, а именно вынести добычу и переработку на территорию Украины (в случае ее присоединения к ЕС), снижение себестоимости добычи останется под вопросом.
Несмотря на мнение ряда ученых из Института проблем нефти и газа РАН о том, что себестоимость добычи сланцевого газа в США высока, а при попытке делать это на территории Европы она будет еще выше, все равно есть опасения, что один из указанных сценариев все-таки может сработать. Начиная с 2007 г. добыча сланцевого газа в США выросла с 36 до 333,4 млрд м3. Это говорит о возможности развития сценария, при котором ЕС может отказаться от традиционного газа и в будущем перейти на новые виды энергоресурсов [13, с. 48].
Факторами, которые замедляют этот процесс, можно назвать, пожалуй, неравное экономическое положение стран - участниц ЕС и проблему определения себестоимости добычи энергоресурсов [8, с. 42].
Возвращаясь к странам Северной Европы, стоит отметить, что любой из рассмотренных сценариев окажет на них крайне неблагоприятное влияние, так как отказ Европы от поставок и добычи традиционных энергоресурсов нанесет большой удар по экономике Норвегии и всего региона, тем самым ухудшив экономическую ситуацию для ЕС в целом [14, с. 40].
Таким образом, развитие внешнеторговых отношений с Россией и странами Таможенного союза - прежде всего в интересах как минимум Норвегии и Дании. Если появится возможность транзита нефти и газа из этих стран на рынок Китая через территорию России, то, соответственно, эти страны получают еще один рынок сбыта своей продукции, который имеет возможность стать основным в случае перехода Европы на сланцевые нефть и газ и снижения потребления традиционных энергоресурсов [15, с. 37].
Китай будет хорошим рынком сбыта энергоресурсов: в настоящее время там, как и в Индии, наблюдаются высокие темпы увеличения потребления энергии. К тому же эти страны не торопятся переходить на новые энергоресурсы и стабильно продолжают заключать контракты на поставку традиционных природного газа и нефти [16, с. 370].
В настоящее время Россия остается основным торговым партером Финляндии.
Швеция, как и Финляндия, может сыграть важную роль в обеспечении транзита [17, с. 7] в случае развития сценария, в котором Норвегия и, возможно, Дания попытаются выстроить транзит своих энергоресурсов в Китай через страны Таможенного союза при возможном переходе ЕС на более дешевые энергоресурсы [15, с. 38].
Таким образом, можно прийти к выводу, что в условиях падения темпов развития экономик стран - участниц Европейского союза и увеличения числа стран с убыточной экономикой вопрос о поисках новых рынков сбыта ресурсов может встать довольно жестко. В то же время текущая внешняя политика ЕС усиливает напряжение не только в его отношениях со странами Таможенного союза, но и в самом Европейском союзе [18, с. 3].
На саммите в Риге под названием «Восточное партнерство», где обсуждалась перспективы ассоциации Молдавии, Грузии и Украины с ЕС, Украина запросила 1,5 млрд евро на подъем экономики. Значит, в случае полноценного присоединения этих стран к ЕС доноры получат еще большую налоговую нагрузку. В связи с этим возникают большие сомнения по поводу того, будут ли мирится с таким положением вещей страны, которые являются флагманами, поддерживающими экономику ЕС на плаву [1, с. 52].
Вариант с возможной добычей и переработкой сланцевого газа даже при высокой себестоимости на территории Украины и стран, которые входят в ассоциацию, но не являются полноценными членами ЕС, не кажется таким уж невероятным. Сложно предположить, как та же Украина собирается отвечать по кредитным обязательствам, кроме как рассмотренным способом [19, с. 34; 20].
В настоящее время Россия и страны Таможенного союза, судя по тенденциям развития экономик Дании, Швеции, Норвегии и Финляндии, могут стать не только перспективным рынком сбыта, но и необходимыми партнерами, способными обеспечить транзит энергоресурсов и других товаров на рынок Китая. Это будет выгодно для всех указанных стран [10, с. 95].
Список литературы
1. Сухарев А.Н. Будущее в долгу или долг перед будущим: дилемма экономической политики сегодня // Финансы и кредит. 2014. № 45. С. 50-57.
2. Кочетков С.В., Кочеткова О.В. Инновации и экономический рост: вопросы изменения и регулирования // Актуальные проблемы экономики и управления на предприятиях машиностроения, нефтяной и газовой промышленности в условиях инновационно ориентированной экономики: матер. Междунар. науч.-практич. конф. Пермь: Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 2014. С.375-384.
3. Селезнев С.В. Тенденции развития налоговой политики в отечественной и мировой экономике // Актуальные вопросы инновационной экономики. 2014. № 6. С. 130-138.
4. Сухарев А.Н. Европейские институты финансовой стабилизации: создание и современное состояние // Финансы. 2014. № 1. С. 52-55.
5. Демченко С.Г. Повышение конкурентоспособности продукции промышленных предприятий -адекватный ответ на западные санкции: методологический подход // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 1. С. 10-16.
6. Масютин С.А. , Гуськова И.В. , Шагалова Т.В. Экономические санкции в отношении России: угроза или возможности для бизнеса // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 1. С. 75-87.
7. Калмыкова Т. С. Инновационно-прорывной сценарий поддержки экономического роста // Актуальные проблемы экономики и управления на предприятиях машиностроения, нефтяной и газовой промышленности в условиях инновационно ориентированной экономики: матер. Междунар. науч.-практич. конф. Пермь: Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 2014. С.368-374.
8. Гайфуллина М.М., Шайхутдинова Л.А. Оценка рисков инновационной деятельности предприятий нефтегазовой промышленности // Актуальные проблемы экономики и управления на предприятиях машиностроения, нефтяной и газовой промышленности в условиях инновационно ориентированной экономики: матер. Междунар. науч.-практич. конф. Пермь: Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 2014. С. 40-44.
9. Konoplyanik A.A Russia has trumped Nabucco for central Asian gas // Petroleum economist. 2010. № 9. P. 25-30.
10. Неклесса А.И. Мировой транзит: от критических технологий к сложной практике // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 1. С. 93-107.
11. Неклесса А.И. Геоэкономическая формула мироустройства // Развитие и экономика. 2013. № 7. С.112-122.
12. Арапова Е.Я. Восточная Азия: Диверсификация источников экономического роста // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2014. № 3. С. 47-57.
13. Дербенева Е.Н., Вязанкин В.В. Перспективы развития экспорта сжиженного природного газа из России // Актуальные проблемы экономики и управления на предприятиях машиностроения, нефтяной и газовой промышленности в условиях инновационно ориентированной экономики: матер. Междунар. науч.-практич. конф. Пермь: Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 2014. С. 45-51.
14. Авдеева Е.А., Гафиятуллина Л.Р. Проблемы инновационного развития России // Актуальные вопросы экономических наук: матер. Междунар. науч. конф. Новосибирск, 2015. № 42. С. 40-42.
15. Ямбуренко Е.Н. Государственная политика и политический курс как основа инновационного развития // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. 2014. № 4. С. 37-39.
16. Анисимов А.Н. Место Китая в мировой экономике и его влияние на мировую экономическую парадигму // Математика. Компьютер. Образование. 2013. № 1-2. С. 368-374.
17. Баширзаде Р.Р. Роль транспорта в становлении и развитии логистики в России в связи с последними изменениями в экономике // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2014. № 3. С. 5-10.
18. Сухарев А.Н., Бурутин А.Г. Обеспечение безопасности международных резервов Банка России // Финансы и кредит. 2014. № 42. С. 2-12.
19. Кошкин А.П., Черданцев В.В. Украинский вопрос в контексте современной российской этнополитологии // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 1. С. 32-38.
20. Лапкин В.В., Пантин В.И. Кризис украинской государственности: политико-правовой, ценностный и геоэкономический аспекты // Полис. Политические исследования. 2014. № 5. С. 68-89.
ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)
Economic Policy
TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF THE ECONOMIES OF THE COUNTRIES OF NORTHERN EUROPE IN THE FRAMEWORK OF THE EU AND THE PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF TRADE RELATIONS WITH RUSSIA AND CHINA
Il'ya V. MEDVEDEV
Tver State University, Tver, Russian Federation [email protected]
Article history: Abstract
Received 5 June 2015 Importance The research examines trends in economic development of Northern Europe,
Accepted 15 June 2015 considering prospects for trade relations with Russia and China.
Objectives The objective of the research is to study the current foreign trade policy of the European Union on supporting weak economies and plans of using shale gas and oil. It also investigates scenarios when the economies of Northern Europe (Finland, Sweden, Denmark, Norway) may be damaged, and prospects for developing partnerships with those countries in relation to energy resource transportation to the Chinese market.
Methods Fundamentals of the systems analysis and formal logic is a methodological underpinning of the research. I review whether it is reasonable and possible to establish partnership with Northern Europe.
Keywords: European shale Results The research reviews the reasons why partnership relations could be beneficial for Northern
oil, gas, market, transit Europe, and unfolds the scenarios when China may become a distribution market.
Conclusions and Relevance Currently, the European Union foreign trade policy is not beneficial for the most powerful economies. The partnership scenarios are very likely to come true, thus providing China with a new energy supplier since China seeks to attract energy suppliers as many as possible. In the mean time, Northern Europe finds a new consumer market, with Russia and the countries of the Customs Union embarking on 'controlled' competition.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
References
1. Sukharev A.N. Budushchee v dolgu ili dolg pered budushchim: dilemma ekonomicheskoi politiki segodnya [Future in debt or debt to the future: dilemma of economic policy today]. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2014, no. 45, pp. 50-57.
2. Kochetkov S.V., Kochetkova O.V. [Innovation and economic growth: developments and regulation]. Aktual'nye problemy ekonomiki i upravleniya na predpriyatiyakh mashinostroeniya, neftyanoi i gazovoi promyshlennosti v usloviyakh innovatsionno orientirovannoi ekonomiki: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Int. Sci. Conf. Current Issues of Economy and Management in Entities Operating in Machine-Building, Oil and Gas Industries in Terms of Innovation-Oriented Economy]. Perm National Research Polytechnic University Publ., 2014, pp. 375-384.
3. Seleznev S.V. Tendentsii razvitiya nalogovoi politiki v otechestvennoi i mirovoi ekonomike [Trends in the development of tax policy in the domestic and world economy]. Aktual 'nye voprosy innovatsionnoi ekonomiki = Actual Issues of Innovation Economy, 2014, no. 6, pp. 130-138.
4. Sukharev A.N. Evropeiskie instituty finansovoi stabilizatsii: sozdanie i sovremennoe sostoyanie [The European institutions for financial stabilization: establishment and current condition]. Finansy = Finance, 2014, no. 1, pp. 52-55.
5. Demchenko S.G. Povyshenie konkurentosposobnosti produktsii promyshlennykh predpriyatii - adekvatnyi otvet na zapadnye sanktsii: metodologicheskii podkhod [Increasing competitiveness of industrial enterprises' production - an adequate response to the Western sanctions: a methodological approach]. Aktual 'nyeproblemy ekonomiki i prava = Actual Problems of Economics and Law, 2015, no. 1, pp. 10-16.
6. Masyutin S.A., Gus'kova I.V., Shagalova T.V. Ekonomicheskie sanktsii v otnoshenii Rossii: ugroza ili vozmozhnosti dlya biznesa [Economic sanctions against Russia: threats or possibilities for further growth]. Aktual'nye problemy ekonomiki i prava = Actual Problems of Economics and Law, 2015, no. 1, pp.75-87.
7. Kolmykova T. S. [The scenario of innovative breakthrough to support economic growth]. Aktual 'nye problemy ekonomiki i upravleniya na predpriyatiyakh mashinostroeniya, neftyanoi i gazovoi promyshlennosti v usloviyakh innovatsionno orientirovannoi ekonomiki: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Int. Sci. Conf. Current Issues of Economy and Management in Entities Operating in Machine-Building, Oil and Gas Industries in Terms of Innovation-Oriented Economy]. Perm, Perm National Research Polytechnic University Publ., 2014, pp. 368-374.
8. Gaifullina M.M., Shaikhutdinova L.A. [Assessing risks of innovative activities in oil and gas companies]. Aktual'nye problemy ekonomiki i upravleniya na predpriyatiyakh mashinostroeniya, neftyanoi i gazovoi promyshlennosti v usloviyakh innovatsionno orientirovannoi ekonomiki: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Int. Sci. Conf. Current Issues of Economy and Management in Entities Operating in Machine-Building, Oil and Gas Industries in Terms of Innovation-Oriented Economy]. Perm, Perm National Research Polytechnic University Publ., 2014, pp. 40-44.
9. Konoplyanik A.A. Russia has Trumped Nabucco for Central Asian Gas. Petroleum Economist, 2010, no. 9, pp. 25-30.
10. Neklessa A.I. Mirovoi tranzit: ot kriticheskikh tekhnologii k slozhnoi praktike [Global transit: from critical technologies to complex practice]. Aktual'nye problemy ekonomiki i prava = Actual Problems of Economics and Law, 2015, no. 1, pp. 93-107.
11. Neklessa A.I. Geoekonomicheskaya formula miroustroistva [Geo-economic formula of the world order].
Razvitie i ekonomika = Development and Economy, 2013, no. 7, pp. 112-122.
12. Arapova E.Ya. Vostochnaya Aziya: Diversifikatsiya istochnikov ekonomicheskogo rosta [East Asia: diversification of economic growth sources]. Aziatsko-Tikhookeanskii Region: ekonomika, politika, pravo = PACIFIC RIM: Economics, Politics, Law, 2014, no. 3, pp. 47-57.
13. Derbeneva E.N., Vyazankin V.V. [Prospects for the development of exports of liquefied natural gas from Russia]. Aktual'nye problemy ekonomiki i upravleniya na predpriyatiyakh mashinostroeniya, neftyanoi i gazovoi promyshlennosti v usloviyakh innovatsionno orientirovannoi ekonomiki: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Int. Sci. Conf. Current Issues of Economy and Management in Entities Operating in Machine-Building, Oil and Gas Industries in Terms of Innovation-Oriented Economy]. Perm, Perm National Research Polytechnic University Publ., 2014, pp. 45-51.
14. Avdeeva E.A., Gafiyatullina L.R. [Problems of innovative development of Russia]. Aktual'nye voprosy ekonomicheskikh nauk: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferetsii [Proc. Int. Sci. Conf. Actual Issues of Economic Sciences]. Novosibirsk, Tsentr razvitiya nauchnogo sotrudnichestva Publ., 2015, no. 42, pp.40-42.
15. Yamburenko E.N. Gosudarstvennaya politika i politicheskii kurs kak osnova innovatsionnogo razvitiya [The State policy and political direction as the basis of innovation development]. Aktual'nye problemy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossii = Actual Problems of Socio-Economic Development of Russia, 2014, no.
16. Anisimov A.N. Mesto Kitaya v Mirovoi ekonomike i ego vliyaniya na mirovuyu ekonomicheskuyu paradigmu [The position of China in the global economy and its impact on the global economic paradigm]. Matematika. Komp'yuter. Obrazovanie = Mathematics. Computer. Education, 2013, no. 1-2, pp. 368-374.
17. Bashirzade R.R. Rol' transporta v stanovlenii i razvitii logistiki v Rossii v svyazi s poslednimi izmeneniyami v ekonomike [The role of transport in the formation and development of logistics in Russia and recent changes in economy]. Aktual'nye problemy ekonomiki i menedzhmenta = Advanced Research in Economics and Management, 2014, no. 3, pp. 5-10.
4, pp. 37-39.
18. Sukharev A.N., Burutin A.G. Obespechenie bezopasnosti mezhdunarodnykh rezervov Banka Rossii [Ensuring the security of international reserves of the Bank of Russia]. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2014, no. 42, pp. 2-12.
19. Koshkin A.P., Cherdantsev V.V. Ukrainskii vopros v kontekste sovremennoi Rossiiskoi etnopolitologii [The Ukrainian question in the context of modern Russia's ethnical and political studies]. Aktual'nye problemy ekonomiki i prava = Advanced Research in Economics and Law, 2015, no. 1, pp. 32-38.
20. Lapkin V.V., Pantin V.I. Krizis ukrainskoi gosudarstvennosti: politiko-pravovoi, tsennostnyi i geoekonomicheskii aspekty [Crisis of the Ukrainian statehood: political and legal, valuable and geo-economic aspects]. Polis. Politicheskie issledovaniya = Polis. Political Studies, 2014, no. 5, pp. 68-89.