Мировая экономика
УДК 338.27
перспективы выхода россии
на рынок азиатско-тихоокеанского
региона
И.В. МЕДВЕДЕВ,
студент 3-го курса экономического факультета E-mail: [email protected] Тверской государственный университет
Предметом исследования является изучение перспектив выхода России на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Актуальность данной темы состоит в необходимости развития деловых отношений между Россией и странами АТР на фоне их быстрого экономического роста при снижении потребления в экономике стран Европейского союза.
На основе системного анализа в статье проведено исследование возможности выхода России на новый рынок сбыта и рассмотрены как позитивные, так и негативные последствия для нее в случае налаживания отношений с новыми деловыми партнерами на рынке Азиатско-Тихоокеанского региона.
Согласно прогнозам, которые были сделаны в ходе исследования, можно увидеть тенденцию стран ЕС избавиться или хотя бы максимально снизить зависимость от поставок энергоносителей из России. По этой причине поиск альтернатив является закономерным решением, и рынок АТР является одной из наиболее удачных альтернатив для нашей страны. В случае успешной переориентации с рынка стран ЕС на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона Россия получит не только крупнейших потребителей энергоносителей с постоянно растущей экономикой, но и мощный инструмент воздействия на страны еврозоны.
Особое внимание в статье уделяется укреплению отношений со странами БРИКС. В этом свете налаживание отношений с партнерами из АТР вполне может стать ступенью на пути создания мощного экономического союза, который имеет большую вероятность обогнать США и страны Европы в экономическом развитии.
Результаты исследования позволяют понять и увидеть, почему налаживание торговых отношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона является лучшим решением, нежели попытки продолжать сотрудничать со странами Европейского союза в условиях снижения потребления и попыток стран еврозоны снизить зависимость от российских поставок товаров.
Ключевые слова: Азиатско-Тихоокеанский регион, БРИКС, Европейский союз, партнер, экономика, нефть, рынок
После перехода России с плановой экономики на рыночную появилось много возможностей и проблем, которые предопределяют развитие внешнеторговой деятельности. Стоит отметить, что она стала одним из основных источников прибыли для РФ совсем недавно, в конце XX в., после преобразования отечественной экономики на рыночный лад.
Сейчас можно уверенно сказать, что главной доходной статьей бюджета РФ является доход от внешнеэкономической деятельности. Согласно данным Министерства финансов РФ, эти поступления составляют чуть более 38% всего дохода за 2014 г. Из этого следует, что внешняя торговля — не только краеугольный камень российской экономики, но и средство реализации внешней политики страны.
Однако это не совсем так. Высокая доля прибыли от внешней торговли в реалиях России показывает не силу, а зависимость от других стран.
Главная причина кроется в том, что именно РФ может предложить деловым партнерам.
Ни для кого не секрет, что основную долю упомянутых 38% составляет доход от продажи нефтепродуктов, что делает Россию очень зависимой от спроса на нефть и газ. К сожалению, пока нет возможности кардинально изменить ситуацию, поэтому приоритетной задачей России является смягчение негативных последствий, связанных с этой проблемой.
Перед Россией стоят две задачи: сохранить свои позиции крупнейшего поставщика газа и нефти в Европе и развивать деловое партнерство с Китаем и Индией — крупнейшими в мире потребителями газа.
С первой задачей РФ справляется весьма успешно, так как, согласно данным 2013 г., доля «Газпрома» на рынке Европы составляет чуть больше 30%. Однако трудно сказать, останется ли за Россией звание главного поставщика газа, если США удастся наладить поставки сланцевого газа в Европу.
Конечно, стоит учитывать, что пока эта угроза является теоретической, прогнозируемый выход США на рынок приходится на 2030 г. При этом Америке придется столкнуться с конкурентами не только в лице России, но и с Норвегией, Алжиром. Так что угроза дешевого газа на данный момент мнимая.
Если рассматривать нынешнюю ситуацию с нефтью, то можно увидеть тенденцию смены внешнеэкономического курса России на восток. Причина кроется главным образом в применении санкций Европейским союзом против России.
Если исходить из объемов потребления нефти и газа, то Европа является лишь временным, запасным вариантом. Будущее же лежит за Китаем и Индией с их колоссальным потреблением углеводородов.
Согласно данным за 2012-2013 гг., страны еврозоны потребляют приблизительно 9 млн барр. нефти и нефтепродуктов в день, 98% этого количества импортируется из внешних источников. Оценочный объем импорта составляет 370-380 млрд долл. США в год.
Если говорить о потреблении нефти странами еврозоны вместе с Норвегией и Швейцарией, то потребление вырастает до 13 млн барр. при снижении объемов импорта до 75%. В этом случае оценочный объем импорта будет составлять 380-400 млрд долл. в год.
В Европе нефть добывают только Норвегия и Англия — приблизительно 3 млн барр. в день. Это,
естественно, не утолит растущий «аппетит» стран ЕС. На этом фоне выигрыш Норвегии от получения относительно большого участка в Баренцевом море выглядит незначительно и по сути лишь откладывает неизбежное — полную зависимость Европы от стран, добывающих нефть.
Однако наблюдается и тенденция спада потребления нефти как в еврозоне, так и в целом по всей Европе. Существуют две точки зрения на причину такого явления: первая усматривает причину в повышении энергоэффективности экономики, вторая — в стагнации экономики. Сказать, в чем состоит истинная подоплека, не представляется возможным, так как оценка в любом случае будет ангажирована в чью-либо пользу и не даст объективного взгляда на сложившуюся ситуацию.
Возвращаясь к теме зависимости европейской экономики от импорта, можно констатировать, что на деле Старый Свет подчинен российской нефти куда больше, а если быть точнее, то Европа получает от России и стран бывшего СССР свыше 5 млн барр. в день.
С учетом сказанного не составит труда сделать вывод о том, что наша страна имеет весьма неплохой рычаг давления на всю еврозону.
Зависимость Европы от поставок нефти можно рассмотреть на двух примерах. Первый — нефтяной кризис начала 1980-х гг., который привел к выпадению из рынка примерно 7 млн барр. нефти в день. Тогда цены на нефть поднялись втрое, и даже Саудовской Аравии не удалось компенсировать столь значительный взлет цен. Второй пример — очередной крупный нефтяной кризис, который привел к выпадению из экономики более 2 млн барр. нефти и взлету цен более чем вдвое. На сей раз Саудовской Аравии удалось компенсировать 80% потерь, тем не менее кризис 1990-х создал довольно напряженную ситуацию во всем регионе.
Возвращаясь же к России после этих двух примеров, можно понять, что изъятие отечественной нефти из региона станет коллапсом экономики Евросоюза. У Старого Света есть большие проблемы с собственными энергоносителями, и Россия вполне может воспользоваться данной слабостью, усилив свои позиции в регионе. Однако это тема для отдельного разговора, здесь же рассматривается выгода от внешнеторговых отношений с Китаем и Индией.
Автор считает, что Россия должна как можно быстрее свести торговые отношения со странами
еврозоны к минимуму и развивать торговлю со странами Востока, которые имеют куда большие потребности в энергопотреблении.
Прежде всего стоит заметить, что Индия и Китай - это спрос в 14 млн барр. нефти в день, и количество продолжает ощутимо расти день ото дня. К 2015 г. можно ожидать в этих странах ежедневного потребления уже 15,5 млн барр., что на 20% больше, чем в Европе.
Китайский рынок невероятен, так как за последние пять лет почти 70% общемирового потребления углеводородов растет за счет спроса этой страны. Сегодня общий дефицит нефти в Индии и Китае составляет 10 млн барр. в день.
Если Россия по-хозяйски воспользуется своим шансом, можно будет продавать нефть преимущественно в эти страны. И в этом случае Европе придется искать альтернативу или договариваться с нашей страной на условиях не таких выгодных, как прежде.
Затрагивая тему торговли природным газом, можно сказать, что по причине использования угольных теплоэлектростанций Китай столкнулся с серьезными экологическими проблемами, и если он начнет переориентацию на газ, то это откроет потенциальный рынок для российских поставок. В перспективе такой рынок будет больше европейского в 3-4 раза. С учетом роста экономики региона можно сказать, что прибыль с азиатского рынка не только покроет расходы на строительство газо- и нефтепроводов, но и многократно увеличит выручку.
Что же касается, в частности, Индии, то Россия делает активные шаги по пути подготовки проектов сотрудничества с ней, особенно в военно-технической сфере. Цели проектов — заключение двустороннего преференциального соглашения, либерализация визового режима, создание единой схемы транспортировки товаров в среднесрочной перспективе.
Существование организации БРИКС является прямым доказательством того, что Россия пытается найти новые и более прибыльные рынки сбыта. Судя по статистике, наша страна не только улучшит свое положение, но и укрепит позиции этой организации в мировой экономике.
По мнению экспертов, к 2050 г. суммарно экономики стран группы по размеру превысят аналогичный показатель «Большой семерки». Стоит отметить, что при удачном стечении обстоятельств
БРИКС может стать сильнейшим экономическим блоком наподобие «Большой восьмерки», имея сильных поставщиков сырья (Россия, Бразилия, ЮАР) и потребителей (Китай, Индия). Если это произойдет, то у нашей страны не только появятся новые рынки сбыта, но и исчезнет или сведется к минимуму зависимость от европейского рынка.
К сожалению, есть ряд препятствий, которые необходимо преодолеть, чтобы добиться поставленной цели. Прежде всего выпадение нефтегазовых доходов (около 350 млрд долл.) серьезно ударит по федеральному бюджету, и свести прогнозируемый урон к минимуму можно, наладив сотрудничество с Китаем как с наиболее заинтересованным деловым партнером.
Подвижки к этому можно наблюдать, имея в виду крупнейший российско-китайский газовый контракт на сумму 400 млрд долл. на 30 лет. Это соглашение реально свидетельствует о смене внешнеторгового курса России и вызывает серьезное беспокойство у стран Европейского союза.
Приоритетной целью России будут построение инфраструктуры и наращивание экспорта газа. По мнению нефтегазовых аналитиков, есть реальная перспектива увеличения поставок до 60 млрд м3 в год. Единственный минус данного договора — цена на российский газ, а именно 350 долл. вместо первоначального предложения в 400 долл. за тысячу кубометров. Это могло быть плюсом для ЕС, где средние цены на российский газ в 2013 г. колебались от 360 до 380 долл., однако по причине значительного повышения темпов потребления в Китае данная разница не столь принципиальна и не способна помешать главному, а именно налаживанию отношений нашей страны с Азиатско-Тихоокеанским регионом.
Автору видится, что опасения Германии как неформального лидера Евросоюза не являются беспочвенными, так как российские поставки могут удовлетворить потребности КНР, снизив цены на природный газ и сделав его производство нерентабельным для других поставщиков. Разумеется, это только догадки, и делать какие-либо выводы рано, так как за 30 лет ситуация может в корне поменяться, и придется искать пути решения новых проблем — скажем, попыток Китая навязать свои геополитические интересы.
Такая возможность, действительно, существует, и Китай не будет гнушаться лоббированием цен на российский газ в том случае, если выберет единс-
твенным поставщиком газа Россию. Однако такой вариант развития событий маловероятен, поскольку КНР, как и наша страна, имеет свои «подушки безопасности», а именно Бирму и Туркмению, которые поставляют на китайский рынок более 30 млрд м3 газа в год. Россия же по-прежнему использует страны еврозоны как основных потребителей газа и нефти.
По данным за 2013 г., Россия поставила на европейский рынок около 155 млн т нефти и 165 млрд м3 газа. На первый взгляд эти цифры красноречиво говорят, что Европейский союз остается главным потребителем российских энергоносителей, и утверждение о том, что ЕС якобы является «подушкой безопасности» и неким запасным вариантом, неверно. Однако это не совсем так.
Европа прекрасно понимает, что зависимость от российских поставок слишком высока, и предпринимает попытки снизить ее. Старый Свет надеется заменить часть российского газа на американский, норвежский, ближневосточный и даже африканский. Однако, по оценочным данным, первый экспортный завод по поставкам газа из США будет построен только в 2017 г. Норвегия не может нарастить поставки по причине ограниченных мощностей. У африканских стран внутреннее потребление растет быстрее, чем добыча, к тому же североафриканские и ближневосточные страны предпочитают более прибыльные рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.
Все эти факторы в сочетании с отсутствием роста европейского рынка говорят в пользу того, что России необходимо наращивать поставки в Индию и Китай, использовать средства на строительство необходимой инфраструктуры, которая позволит ежегодно наращивать поставки в эти страны. Разумеется, надо понимать, что такие подвижки не останутся без внимания, и Россия вполне может получить от стран Евросоюза ответ в виде торгового эмбарго.
В очередной раз Россия стоит перед выбором. Нынешние действия Европы и США, по сути, подталкивают нашу страну к экономической переориентации на Азиатско-Тихоокеанский регион и сплачиванию стран БРИКС. Во что это может вылиться, пожалуй, не скажет никто. Можно быть уверенным только в одном: через 10 лет геополитическая ситуация в мире может разительно отличаться от теперешней.
Если страны еврозоны и США будут продолжать вводить санкции и вести торговую войну с Россией,
ухудшать отношения со странами БРИКС, может сложиться ситуация, при которой «партия войны» сама загонит себя в неприятную ситуацию.
Представляется сложным дать характеристику экономическим действиям против нашей страны. Это все больше напоминает прощальный жест со стороны Европы и желание показать свою силу в последний раз перед наступлением коллапса на почве недостатка энергоресурсов. Поскольку возникает опасность быть вытесненной санкциями с европейского рынка, представляется, России в любом случае надо прилагать все возможные усилия для закрепления своих позиций на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона.
В заключение следует отметить, что развитие любого направления внешнеэкономической политики требует определенных затрат и жертв. Суть состоит в том, чтобы выбрать тот путь, при котором эти жертвы и затраты окажутся ненапрасными. На взгляд автора, правильным решением для России в среднесрочный перспективе будет ориентация на азиатский рынок, который можно использовать как рычаг давления на еврозону даже в случае потери своей доли на европейском рынке.
Список литературы
1. Баранов Н.С. Стратегические горизонты международных нефтегазовых компаний // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2014. № 17. С. 7-12.
2. Батурова Г.В., Захарченко Ю.А., Коновалов А.М., Соколянский В.П. Внедрение инновационных авиационно-амфибийных транспортных средств в транспортную систему России и перспективы их использования в труднодоступных регионах Арктической зоны и Дальнего Востока Российской Федерации // Современные производительные силы. 2014. № 2. С. 35-43.
3. Белогорьев А. Нетрадиционный газ: стратегический вызов // Эффективное антикризисное управление. 2014. № 2. С. 32-43.
4. Воловик Н. Внешняя торговля // Экономическое возрождение России. 2014. № 7. С. 17-20.
5. Изряднова О. Реальный сектор экономики: факторы и тенденции // Экономическое возрождение России. 2014. № 7. С. 13-16.
6. Ильин В.А. Россия должна продвигаться по своему пути // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. № 3. С. 9-15.
7. Кривелевич М.Е. Финансовый рынок Дальнего Востока: перспективы взаимодействия с партнерами из АТР // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2013. № 1. С. 46-55.
8. Кузьмин И.В. Инструменты международного сотрудничества инновационной деятельности // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. № 4. С. 97-109.
9. Прилуков А.Н. Дискуссионные проблемы Российского минерально-сырьевого комплекса и инновационные направления их разрешения // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2014. № 4. С. 64-71.
10. Рубинский Ю.Л. Китайская диаспора во Франции // Современная Европа. 2014. № 3. С. 127-132.
11. Рязанов В.В. Экономические и социальные проблемы глобализации // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2014. № 27. С. 34-37.
12. Рязанов В.Т. Новая индустриализация России: стратегические цели и текущие приоритеты // Экономическое возрождение России. 2014. № 2. С.17-25.
13. Саргсян А.М. Европейские санкции: от национальных до коллективных // Современная Европа. 2014.№ 3. С. 90-105.
14. Френкель А., Сергиенко Я., Райская Н., Лобзова А. Стагнация не преодолена (Российская экономика в 2014-2015 годах) // Экономическая политика. 2014. № 4. С. 116-145.
15. Чантара-Опакорн А. Стремление к согласованности и интеграции Ассоциации стран Юго-Восточной Азии // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2013. № 1. С. 31-45.
16. Эдер Л.В., Филимонова И.В., Немов В.Ю., Проворная И.В. Газовая промышленность России: современное состояние и долгосрочные тенденции развития // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2014.№ 4. С. 36-46.
17. BoscoS.Y. A New Era for Distribution in China // China Business Review. 2004. № 5. P. 14-17.
18. Cavender B. Sales and Investment // China Business Review. 2004. № 5. P. 46-51.
19. Chen N., ChangM. Financial Crisis and Corporate Lliquidity: Implications for Emerging Markets // Asia-Pacific Financial Markets. 2013. № 1. P. 1-30.
20. Mechem R.M. Strategies for Investing in China // China Business Review. 2004. № 5. P. 6-10.
Financial analytics: science and experience Global economy
ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)
PROSPECTS FOR RuSSIA'S ENTRY TO THE MARKETS
of the asia-pacific region
Il'ya v. MEDvEDEv
Abstract
The article examines the prospects for Russia's entry into the Asia-Pacific Region market. The relevance of this research necessitates the development of business relations between Russia and the Asia-Pacific Region countries against the background of rapid economic growth with reducing consumption in the EU economies. Based on the system analysis, the article studies the possibility of Russia's entry to the new market and considers both positive and negative consequences for Russia in case of establishing relationships with new business partners in the Asia-Pacific Region market. According to forecasts, which were made in the course
of the study, the author describes the trend of the EU countries to get rid of, or at least, to minimize the dependence on energy supplies from Russia. Due to this reason, a search for alternatives is a logical solution, and the Asia-Pacific market is nothing more than one of the best alternatives for Russia. In case of successful reorientation away from the EU market to the Asia-Pacific Region market, Russia will not only get the largest energy consumers with constantly growing economics, but also a powerful tool of pressure on the Eurozone countries. The article especially focuses on strengthening the BRICS countries relations. In this respect, improving the relations with partners from
the Asia-Pacific region may become a step towards in creating a strong economic union, which will likely outrun the United States and the European countries in economic development. The findings enable to understand the reason why the improving trade relations with the countries of the Asia-Pacific region is the best solution as compared to the attempts to continue cooperating with the European Union countries in the condition of reducing consumption and the attempts of the European Union countries to lower the dependence on the Russian supplies.
Keywords: Asia-Pacific region, BRICS, European Union, partner, economy, oil, market
References
1. Baranov N.S. Strategicheskie gorizonty mezh-dunarodnykh neftegazovykh kompanii [The strategic horizons of international oil and gas companies]. Eko-nomika i upravlenie v XXI veke: tendentsii razvitiya = Economics and management in XXI century: development trends, 2014, no. 17, pp. 7-12.
2. Baturova G.V., Zakharchenko Yu.A., Konovalov A.M., Sokolyanskii V.P. Vnedrenie innovatsionnykh aviatsionno-amfibiinykh transportnykh sredstv v trans-portnuyu sistemu Rossii i perspektivy ikh ispol'zovaniya v trudnodostupnykh regionakh Arkticheskoi zony i Dal'nego Vostoka Rossiiskoi Federatsii [Introduction of innovative aviation amphibious vehicles in the Russian transport system and the prospects for their use in the remote regions of the Arctic zone and the Far East of the Russian Federation]. Sovremennye proizvoditel 'nye sily = Modern productive forces, 2014, no. 2, pp.35-43.
3. Belogor'ev A. Netraditsionnyi gaz: strate-gicheskii vyzov [Unconventional gas: a strategic challenge] . Effektivnoe antikrizisnoe upravlenie = Effective crisis management, 2014, no. 2, pp. 32-43.
4. Volovik N. Vneshnyaya torgovlya [Foreign trade]. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii = Economic revival of Russia, 2014, no. 7, pp. 17-20.
5. Izryadnova O. Real'nyi sektor ekonomiki: fak-tory i tendentsii [Real sector of economy: factors and trends]. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii = Economic revival of Russia, 2014, no. 7, pp. 13-16.
6. Il'in V.A. Rossiya dolzhna prodvigat'sya po svoemu puti [Russia should embark on her own path of development]. Ekonomicheskie i sotsial 'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz = Economic and social changes: facts, trends, forecast, 2014, no. 3, pp. 9-15.
7. Krivelevich M.E. Finansovyi rynok Dal'nego Vostoka: perspektivy vzaimodeistviya s partnerami iz ATR [Financial market of the Far East: prospects for cooperation with partners from the Asia-Pacific Region]. Aziatsko-Tikhookeanskii region: ekonomika, politika, pravo = Asia-Pacific Region: economy, politics and law, 2013, no. 1, pp. 46-55.
8. Kuz'min I.V. Instrumenty mezhdunarodnogo sotrudnichestva innovatsionnoi deyatel'nosti [Tools of international cooperation of innovation activity]. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz = Economic and social changes: facts, trends, forecast, 2014, no. 4, pp. 97-109.
9. Prilukov A.N. Diskussionnye problemy Ros-siiskogo mineral'no-syr'evogo kompleksa i innovat-sionnye napravleniya ikh razresheniya [Controversial problems of Russian mineral and resource complex and innovative directions of their solution]. Mineral 'nye resursy Rossii. Ekonomika i upravlenie = Mineral resources of Russia. Economics and management, 2014, no. 4, pp. 64-71.
10. Rubinskii Yu.L. Kitaiskaya diaspora vo Frantsii [Chinese diaspora in France]. Sovremennaya Evropa = Modern Europe, 2014, no. 3, pp. 127-132.
11. Ryazanov V.T. Ekonomicheskie i sotsial'nye problemy globalizatsii [Economic and social challenges of globalization]. Sovremennye tendentsii v ekonomike i upravlenii: novyi vzglyad = Modern trends in economics and management: A new look, 2014, no. 27, pp. 34-37.
12. Ryazanov V.V. Novaya industrializatsiya Rossii: strategicheskie tseli i tekushchie prioritety [New industrialization of Russia: strategic objectives and current priorities]. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii = Economic revival of Russia, 2014, no. 2, pp.17-25.
13. Sargsyan A.M. Evropeiskie sanktsii: ot natsional'nykh do kollektivnykh [European sanctions: from national to collective ones]. Sovremennaya Evropa = Modern Europe, 2014, no. 3, pp. 90-105.
14. Frenkel' A., Sergienko Ya., Raiskaya N., Lobzova A. Stagnatsiya ne preodolena (Rossiiskaya ekonomika v 2014-2015 godakh) [Stagnation is not surmounted yet (the Russian economy in 2014-2015)]. Ekonomicheskaya politika = Economic policy, 2014, no.4,pp.116-145.
15. Chantara-Opakorn A. Stremlenie k soglasovan-nosti i integratsii assotsiatsii stran Yugo-Vostochnoi Azii [The quest for harmonization and integration of the Association of South-East Asia countries]. Aziatsko-
Tikhookeanskii region: ekonomika, politika, pravo = Asia-Pacific Region: economy, politics and law, 2013, no. 1, pp. 31-45.
16. Eder L.V., Filimonova I.V., Nemov V.Yu., Provornaya I.V. Gazovaya promyshlennost' Rossii: sovremennoe sostoyanie i dolgosrochnye tendentsii razvitiya [The Russian gas industry: current status and long-term development trends]. Mineral 'nye resursy Rossii. Ekonomika i upravlenie = Mineral resources of Russia. Economics and management, 2014, no. 4, pp. 36-46.
17. Bosco S.Y. A New Era for Distribution in China. China Business Review, 2004, no. 5, pp. 14-17.
18. Cavender B. Sales and Investment. China Business Review, 2004, no. 5, pp. 46-51.
19. Chen N., Chang M. Financial Crisis and Corporate Liquidity: Implications for Emerging Markets. Asia-Pacific Financial Markets, 2013, no. 1, pp. 1-30.
20. Mechem R.M. Strategies for investing in China.
China Business Review, 2004, no. 5, pp. 6-10.
Il'ya v. MEDvEDEv
Tver State University, Tver, Russian Federation [email protected]