Гуманитарный вектор. 2012. № 1 (29)
УДК 37(091)
ББК Ч 33(2)7
Екатерина Александровна Игумнова,
кандидат педагогических наук, доцент, Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского (Чита, Россия), e-mail: [email protected]
Валерий Павловмч Горлачёв, доктор педагогических наук, профессор, Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского (Чита, Россия), e-mail: [email protected]
Тенденции развития экологического образования в мировом образовательном пространстве (середина 90-х гг. XX в. - первая декада XXI вв.)1
С середины 90-х гг. ХХ в. в мировом образовательном пространстве ведущей из тенденций, стимулирующей развитие экологического образования, является его приоритетность благодаря законодательной и финансовой поддержке государства. По мнению авторов исследования, перспективным ориентиром стала взаимосвязь критериев экологического образования с «зелёным» поведением граждан, распространением «зелёных» школ и экологических инициатив, развитием гражданского общества. В статье отмечены позитивные тенденции экологического образования за рубежом: экогуманистические ценности как вектор развития не только образования, но и безопасного производства; непрерывность и всеобщность; разнообразием интерактивных методов, форм и технологий; развитая сеть подготовки учителей; связью с общественными организациями, СМИ; экономическое и правовое стимулирование участия бизнеса в экологических образовательных программах; развитие внутригосударственных и международных программ. Авторы подчёркивают, что сегодня актуально учитывать мировые тенденции в процессе модернизации экологического образования на государственном и региональном уровне.
Ключевые слова: экологическое образование, мировое образовательное пространство, устойчивое развитие, технология социального взаимодействия.
Ekaterina Aleksandrovna Igumnova,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Zabaikalsky State Humanitarian Pedagogical University named after N. G. Chernyshevsky (Chita, Russia), e-mail: [email protected]
Valeriy Pavlovich Gorlachev, Doctor of Pedagogy, Professor, Zabaikalsky State Humanitarian Pedagogical University named after N. G. Chernyshevsky (Chita, Russia), e-mail: [email protected]
Tendencies in the Development of Environmental Education in the World
Educational Space (Mid-1990s - the First Decade of the 21st Century)
Since the mid 1990s, in the world educational space, one of the leading tendencies that encourages the development of environmental education has been its priority thanks to legislative and financial support from the state. According to the authors, a promising guideline criterion for environmental education has become its relationship with citizens’ “green” behavior, the spread of “green” schools and environmental initiatives, and the development of civil society. The article notes some positive trends of environmental education abroad: eco-humanitarian values
1 Работа выполнена в рамках Государственного задания вузу Минобрнауки РФ, № 6.2229.2011
© Е. А. Игумнова, В. П. Горлачёв, 2012
as a vector of development not only of education but also the safe production; continuity and universality; a variety of interactive methods, forms and technologies; a developed network of teachers’ training; connections with community organizations and mass media; economic and legal encouragement of business participation in environmental education programs; development of domestic and international programs. The authors emphasize that today it is important to take into account global trends in the modernization process of environmental education at the national and regional levels.
Keywords: environmental education, global educational environment, sustainable development, technology of social interaction.
В современных социокультурных условиях потенциальные возможности активизации экологического образования в России связаны с вектором инновационного развития. В государственных стратегических ориентирах экологическое образование актуализировано в контексте устойчивого развития, обеспечения национальной безопасности страны, её энергоэффективности и ресурсосбережения, развития высоких технологий, снижения доли торговли ресурсами в общем экспорте товаров и услуг. В связи с необходимостью активизации экологического образования, предусмотренной в стратегическом развитии России, актуализируется переосмысление не только отечественного, но и зарубежного опыта в данной сфере. Определение тенденций развития экологического образования в мировом образовательном пространстве будет содействовать выявлению путей модернизации в условиях российского образовательного пространства.
Мировое образовательное пространство рассматривается как единое целое, в котором каждая национальная образовательная система преломляет глобальные тенденции и сохраняет этнокультурное разнообразие [4, с. 130]. Б. С. Гершунский, А. Я. Данилюк, А. П. Лиферов теоретически обосновывают интеграционные процессы в современном мире как способ формирования мирового образовательного пространства. С его развитием связано воспитание гражданина мира в духе сотрудничества и социальной ответственности, наполнение содержания образования на национальных уровнях с позиции глобальных проблем и путей их решения. ЮНЕСКО как специализированное учреждение Организации Объёдиненных Наций по вопросам образования, науки, культуры и коммуника-
ции выполняет ценностно-ориентационную и нормативно-регламентирующую функции.
Проанализируем образовательные запросы, ценности, цели и задачи организации деятельности в сфере экологического образования на глобальном уровне. В соответствии с законом социокультурной обусловленности развития образования (А. Г. Асмолов) и принципом социокультурного проблемного целеполагания (С. Д. Матюшкина) образование должно содействовать решению, как актуальных проблем общества, так и личности [2; 6].
Опасные тенденции, которые продолжают нарастать на нашей планете в XXI в., ещё в 70-х гг. ХХ в. были спрогнозированы в исследованиях учёных Д. и Д. Медоузов, М. Месаровича, Э. Пестеля, Дж. У. Форрестера с помощью методики глобального моделирования. Данные исследования доказали, что научно-технический и экономический прогресс не беспредельны, что существуют пределы развития человечества в индустриальном обществе, направленном на бесконечный материальный рост. Они пришли к выводу, что причины, определяющие пределы человеческого роста, являются причинами экологического, биологического и культурного характера. Деградация природы может выступать показателем кризисных явлений в обществе. Сущность современной экологической проблемы образно можно определить так: мощь человека глобально обернулась против него.
Итак, обострившиеся проблемы взаимодействия общества и природы поставили человечество перед проблемой выживания цивилизации в предкризисном состоянии природы. Данная глобальная проблема потребовала от мирового сообщества безотлагательного поиска путей и средств решения
экологических проблем. В 1972 г. в Стокгольме под эгидой ООН прошла первая международная конференция по проблемам окружающей среды. Экологическое образование в 70-е гг. ХХ в. было определено Программой ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП) и ЮНЕСКО как основное средство, которое способствует гармонизации взаимодействия человека и природы.
Под экологическим образованием в мировом образовательном пространстве в соответствии с документами ЮНЕСКО понимается процесс обучения, связанный с освоением людьми знаний об окружающей среде и осведомлённостью об экологических проблемах, приобретением необходимых навыков для их решения, а также с развитием мотивации и ответственного отношения к принятию обоснованных решений и свершению действий.
В 1992 г. в Рио-де-Жанейро на Международной конференции ООН по окружающей среде и развитию (первом Всемирном саммите Земли - Рио-92) были названы условия, обеспечивающие устойчивое развитие человечества. Именно с середины 90-х гг. ХХ в. в содержании и формах экологического образования акцент смещается от природоохранительного просвещения на осмысление социальных и экономических аспектов, повышение человеческого потенциала и взращивание культуры, реализацию концепции устойчивого развития. И в последующие годы экологическое образование продолжает развиваться в контексте устойчивости и экологической безопасности. Так, 5 июня 2000 года стартовала программа ООН «Тысячелетие окружающей среды, приступить к действию». Этой международной организацией 2005-2014 гг. объявлены десятилетием образования в интересах устойчивого развития.
Таким образом, с середины 90-х гг. XX в. в мировом сообществе экологическое образование стало рассматриваться как один из ведущих факторов устойчивого развития.
С середины 90-х гг. XX в. в экономически развитых странах ведущая роль экологическому образованию обеспечивается посредством законодательной базы на уровне государства. В США в 1990 г. был принят Национальный закон «Об образовании в области окружающей среды», благодаря которому создана федеральная структура по развитию
экологического образования и обеспечена государственная поддержка инициатив в данной сфере образования, включая «зелёные школы», полевые центры, обучение учителей, экологическое движение и т. п. В XXI в. экологические программы в США включены в государственные стандарты для всех уровней образования. Анализ программ экологического образования выявляет тенденцию в образовании в области окружающей среды: от первоначального чувственного познания природы и воспитания у детей любви к природе - к совершению действий, влияющих на устойчивое развитие [9].
Законы об обязательности экологического образования приняты в Японии, Южной Корее, Филиппинах, Бразилии, европейских странах. В Тайване в 2010 г. принят «Закон об экологическом образовании», который был разработан ещё в 1993 г. В законе закреплена обязательность экологического образования для всех обучающихся, а также взрослого населения, включая административных служащих и бизнесменов. Учебные программы в сфере окружающей среды для учащихся состоят из лекций, дискуссий, экспериментов, онлайн обучения, интервьюирования, просмотров образовательных фильмов и практического участия в природоохранных мероприятиях.
Приведём некоторые примеры, подтверждающие приоритетность и массовый характер экологического образования в различных странах. Так, Е. Руденко отмечает приоритет формирования экологического сознания с детства в государственной политике Индии. Экологическое движение развивается по всей стране среди религиозных групп и неправительственных организаций молодёжи и женщин. Например, в штате Харьяна, согласно программе «Национального Зелёного Корпуса», экологические клубы созданы в 1900 школах [8].
В каждой стране Европы экологическое образование имеет свою специфику, на которую накладывает отпечаток государственная политика в сфере образования, культурные традиции. Но их объединяет то, что в данный процесс активно вовлекаются дети дошкольного возраста, на всех этапах обучения важное значение придаётся наукам о Земле и изучению законов жизни. В Финляндии
систематическое экологическое дошкольное образование начинается с 5 лет в специальных центрах природы, в Болгарии - в детских садах на приусадебных участках и уголках живой природы. В Норвегии воспитатели обязательно проходят подготовку по экологическому образованию.
А. С. Боголюбов отмечает, что в США и Великобритании доминируют два подхода -игровой (в начальной школе) и натуралистический (в старшей), которые широко реализуют сами школы, общественные просветительские и природоохранные организации и полевые учебные центры. В Великобритании в полевых центрах учащиеся проходят экологические практикумы, выполняют исследовательские проекты, оценки за которые учитываются в итоговых документах по результатам обучения в школе [3]. В Нидерландах, Германии, Дании, Финляндии и других странах тоже широко используется обучение школьников в природе путём создания специальных образовательных центров и «зелёной» школьной инфраструктуры (парки, специально оборудованные площадки для наблюдений в природе и т. п.).
Заслуживает внимания опыт экологического образования в Японии. В органичном единстве с традиционным для Японии подходом через постижение красоты природы и гармонии во внутреннем мире человека развиваются инновационные подходы к экологическому образованию. В реализации концепции устойчивого развития в экологическом просвещении и образовании важным ориентиром является такой индикатор, как процент «зелёных потребителей». Данный показатель вводится на уровне не только школы, но и общественности, производителей товаров. В 1997 г. доля «зелёных потребителей» составляла 24 %, в 2003 г. - 29,9 %, к 2025 г. планируется увеличить это число до 80 %, а к 2050 г. - до 100 % [10]. Приведённые цифры демонстрируют тенденцию, проявляющуюся в том, что в Японии через образование стимулируется изменение поведения граждан как экологически сознательных потребителей. Актуально воспитать таких граждан, которые при покупке товаров или услуг будут учитывать их воздействие на окружающую среду, что повлияет на развитие ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий.
В Японии созданы информационные центры по биоразнообразию с интерактивными экспонатами и использованием новейших технологий, происходит обогащение экологического образования через программы для семей, которые заботятся об окружающей среде и объединяются в группы через свои интернет-страницы, программы детских клубов и экологических фестивалей, экологических сайтов и телепередач для детей и взрослых. Например, в 2007 г. 167466 детей из 4216 клубов приняли участие в детском эко-фестивале по всей Японии; 52344 семей обучились через веб-сайт [10].
Одним из перспективных направлений развития экологического образования является использование технологии социального взаимодействия. Данная технология в экологическом образовании стимулирует процесс общения между разными группами людей, результатом которого является интерес, новые идеи, решение проблемы или выполнение конкретных действий, связанных с реализацией идей устойчивого развития в социальной практике. Фасилитаторами продуктивного общения зачастую выступают педагоги, специалисты образовательных центров, модераторы различных групп Интернета и телекоммуникационных ресурсов, которые участвуют в реализации проектов от локального до глобального уровня в целях устойчивого развития. Примерами могут служить справочно-информационные базы данных и электронные тематические библиотеки, дистанционные образовательные программы, сетевые образовательные проекты, тематические форумы на различных образовательных сайтах и порталах. Участниками «Экологической школы в Европе» является более 4000 школ в 19 странах. В 1995 г. в США при поддержке правительства была создана некоммерческая международная школьная программа GLOBE с использованием Интернета, которая объединяет 11000 школ во всём мире. Группы школьников проводят экологические исследования и эксперименты в своей местности, передают информацию через Интернет на центральный сервер НАСА в США. Там эти данные оцениваются, графически обрабатываются и помещаются в Интернет. В 2011 г. в Японии создан веб-сайт под названием «Чудо! Чудо!» для объединения под-
ростков 10-15 лет всего мира, которые хотят сами думать о состоянии окружающей среды и общества, учиться друг у друга, общаться и принимать меры в защиту природы [12]. Эти и множество других обучающих программ представляют возможность для общения молодёжи и добровольного участия в экологических исследованиях, акциях и других видах созидательной активности.
Экологическое образование во многих странах взаимосвязано с гражданским образованием школьников, его вкладом в обеспечение принципа «учиться жить вместе» в глобализированном мире, поскольку решение глобальных проблем требует международного сотрудничества [1]. Экологическое образование и демократическое развитие общества взаимосвязаны, так как одним из важных прав человека демократического общества считается право на благоприятную среду жизни. Этот тезис выступает главным основанием экологического образования. Одним из ракурсов построения гражданского общества является открытый и своевременный доступ к достоверной экологической информации. Нам импонирует точка зрения
Н. М. Мамедова, что образование для устойчивого развития, вырастающее из экологического образования, предполагает его высокое качество, которое в условиях гражданского общества достижимо благодаря не столько государственному, сколько общественному контролю [5]. Кроме демократического управления образованием для достижения целей его качества, акцент делается в целом на активном участии общества в образовании, как на уровне государства, так и в неформальных институтах. Неформальное экологическое образование даёт положительный эффект, например, через деятельность волонтёров, общественных движений, сотрудников заповедников, музеев, образовательные телепередачи и т. п.
Единство мирового образовательного пространства в контексте экологического образования обеспечивается установлением партнёрских международных отношений, организацией совместных научных исследований и практических проектов по проблемам образования для устойчивого развития. Начиная с 70-х гг. XX в. под эгидой ООН и ЮНЕСКО осуществляется координация уси-
лий деятельности различных стран в сфере экологического образования и инициируются различные международные программы. Примерами таковых программ являются следующие:
— международные программы по экологическому образованию и подготовке кадров ЮНЕП (среди программ ЮНЕП: программы для высшего образования в контексте ОУР. программа «Педагог» - бюллетень по экологическому образованию», on-line обучение, образовательные сайты и др.);
— программа «Эко-школа - "Зелёный флаг"» (в ней участвуют более 16000 школ в 43 странах мира);
— программа проведения экологических лагерей на территориях охраняемых водноболотных территорий Китая и России, проводимая Международным фондом охраны журавлей и т. п.
Итак, анализ развития экологического образования в период с середины XX в. до первого десятилетия XXI в. выявил тенденцию возрастания его значимости в мировом образовательном пространстве. Эта тенденция обусловлена его ролью в решении глобальных проблем современности, ориентацией на будущее, высоким гуманистическим и социальным потенциалом, связанным, во-первых, с сохранением природы, как самоценности и среды существования человеческой цивилизации; во-вторых, с обеспечением экологически безопасного настоящего и будущего человечества в условиях усиливающегося экологического кризиса; в-третьих, с возможностями личностного развития и самореализации учащихся.
Анализ психолого-педагогической литературы, официальных документов и информации на различных образовательных сайтах позволяет сделать вывод, что экологическое образование за рубежом в свете концепции устойчивого развития общества характеризуется следующими позитивными тенденциями:
— приоритетный характер благодаря законодательной и финансовой поддержке на уровне государства;
— экогуманистические ценности как вектор развития не только образования, но и экологически безопасного производства, институтов гражданского общества;
— тесная взаимосвязь экологического образования и развития гражданского общества;
— непрерывность в течение всей жизни и всеобщность по отношению к различным группам населения;
— разнообразие интерактивных методов, форм и технологий (включая технологию социального взаимодействия), связанных с приобщением обучающихся к миру природы, вовлечением в решение экологических проблем своей местности и социально ориентированные проекты, осознанием сопричастности мировому сообществу;
— развитая сеть подготовки учителей, других профессиональных групп и волонтёров к реализации идей образования для устойчивого развития;
— связь с общественными организациями, СМИ (специальные обучающие телепередачи), ресурсными центрами, музеями, национальными парками и др.;
— взаимосвязь критериев экологического образования с «зелёным» поведением граждан, распространением «зелёных» школ, экологическими инициативами;
— экономическое и правовое стимулирование участия бизнеса в развитии не только экологически безопасного производства, но и экологических образовательных программ;
— активное развитие внутригосударственных и международных программ в сфере образования для устойчивого развития.
Список литературы
1. Аксёнова Э. А. Педагогические инновации в гражданском образовании школьников за рубежом // Интернет-журнал «Эйдос». 2007. 30 сент. URL: http://www.eidos.ru/joumal/2007/0930-11.htm (дата обращения: 16.03.2010).
2. Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 65-86.
3. Боголюбов А. С. Полевая экология: её место и роль в экологическом образовании школьников (в России и за рубежом). URL: http://www.ecosystema. ru/01welcome/art_pol-eco.htm (дата обращения: 3.02.2012).
4. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2007. 304 с.
5. Мамедов Н. М. От экологического образования к устойчивому развитию // Учительская газета. 2007. 6 февр. URL: http://www.ug.ru/archive/16902 (дата обращения: 10.02.2012).
6. Матюшкина С. Д. Принцип социокультурного проблемного целепола-гания и критерии качества образования // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. СПб., 2009. № 113. С.56-62.
7. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1980. 302 с.
8. Руденко Е. Приоритеты и методы природоохранной деятельности: Индийский опыт. URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-171969.html (дата обращения: 02.02.2011).
9. Environmental education. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 03.02.2012).
10. Indicators - Nature / Environmental Education and Systems. URL: http:// www.japanfs.org/en/pages/011032.html (дата обращения: 05.02.2012).
11. Japan Environment Аssociation. URL: http://www.jeas.or.jp/english/ activ/01_edu.html (дата обращения: 08.02.2012).
12. Miracle-Miracle. URL: http://miracle-kids.net/en (дата обращения: 4.02.2012).
Статья поступила в редакцию 05.03.2012 г.