REFERENCES
1. Asmolov A.G. Optics of enlightenment:socioculturalperspectives. 447 p. (Moscow, Prosvescheyie, 2012) (in Russian).
2. Best R. Market-Based Management: Strategies for growing customer value and profitability. 4th Ed. 506 p. (Upper Saddle River, NJ: Prentice Hall, 2005).
3. Burlykina M.I. History of the higher educational institution's museums at pre-revolutionary Russia, 1724-1917. Diss. Dr. Sci (Culturology). 449 p. (St.-Petersburg, 2001) (in Russian).
4. Faminskii I.P. (ed.). Foreign Economic Dictionary. (Moscow: INFRA-M, Termika, 2001) (http:// foreign_economic.academic.ru/890) (in Russian).
5. Grinyova O.O. Improving activity of museums on the basis of the marketing concept. Abstract PhD. 24 p. (Moscow, 2015) (in Russian).
6. Zimnayay I.A. Personality-activity approach as the basis for the organization of educational process (http://psychlib.ru/mgppu/Z0sv-01/ZLD-244.HTM) (in Russian).
7. Podlasyi I.P. Pedagogy: a textbook. 540 p. (Moscow, Yurayt-2009) (in Russian).
8. Tsyrulnikov A.M. The phenomena and cultural practices: formal and non-formal education in the context of socio-cultural approach. Education Matters. 3. 260-274 (2016) (in Russian).
УДК 330.3; 502.3; 504
ХАРТИЯ ЗЕМЛИ, ЕЁ ПРИНЦИПЫ, ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ТАТАРСТАНЕ И В МУЗЕЕ ЗЕМЛЕВЕДЕНИЯ МГУ
Макеева В.М., Смуров А.В.1
Статья посвящена Хартии Земли - международной декларации, содержащей морально-этические и экологические принципы, необходимые для создания глобального устойчивого сообщества. Приводится краткое содержание Хартии Земли. Раскрывается роль Хартии Земли как этического кодекса, принятого мировым сообществом, необходимого для решения практических задач ноосферного устойчивого развития человечества. Приводится пример успешной реализации принципов Хартии Земли в Республике Татарстан - первой экспериментальной площадке по реализации её принципов. В Музее землеведения МГУ принципы Хартии Земли реализуются при разработке способов сохранения биоразнообразия на урбанизированных территориях и создании образовательных экологических программ.
Ключевые слова: Хартия Земли, устойчивое развитие человечества, основополагающие принципы, экологические и социальные проблемы.
1 Макеева Вера Михайловна - д.б.н., в.н.с., [email protected]; Смуров Андрей Валерьевич - проф., д.б.н., директор, [email protected]; Музей землеведения МГУ.
206 Жизнь Земли 38(2) 2016 206-212
THE EARTH CHARTER, ITS PRINCIPLES, THEIR IMPLEMENTATION IN TATARSTAN AND EARTH SCIENCE MUSEUM OF MSU
V.M. Makeeva, Dr.Sci. (Biol.), A.V. Smurov, Dr.Sci. (Biol.)
Lomonosow Moscow State University (the Earth Science Museum) The article is devoted to the Earth Charter - the international Declaration that contains moral, ethical and ecological principles essential for creating a global sustainable community. Brief contents of the Earth Charter. The role of the Earth Charter as an ethical code adopted by the world community needed to solve practical problems of the noospheric sustainable development of mankind. The successful implementation of the principles of the Earth Charter in the Republic of Tatarstan is the first pilot site for the implementation of its principles. In the Earth Science Museum of Lomonosov Moscow state University, the principles of the Earth Charter are being implemented in developing ways of preserving biodiversity in urban areas and the creation of environmental educational programmes.
Keywords: Earth Charter, sustainable development of humanity, the fundamental principles of environmental and social problems.
Введение. 27-28 октября 2016 г. в г. Казани состоялась международная научно-практическая конференция «Хартия Земли - практический инструмент решения фундаментальных проблем устойчивого развития», посвящённая 15-летию реализации принципов Хартии Земли в Республике Татарстан [12].
Хартия Земли - это международная декларация основополагающих фундаментальных принципов (экологических и общечеловеческих), взятых за основу для создания в XXI веке глобального устойчивого сообщества, справедливого экономически и основанного на уважении к природе, правам человека [11].
Хартия Земли была принята 29 июня 2000 г. в Гааге. Документ создан по инициативе Стивена Рокфеллера при активном участии президента «Совета Земли» Мориса Стронга, Михаила Горбачёва, возглавляющего Международный фонд «Зелёный Крест», Федерико Майера - генерального директора ЮНЕСКО.
Хартия Земли является практическим инструментом решения фундаментальных проблем устойчивого развития, своеобразным морально-этическим кодексом и «мягким» законодательством в сфере общественного сознания. Она важна для формирования политики государственного образования, разработки экологической стратегии, создания новых технологий, повышения благосостояния населения, сохранения культурного наследия для будущих поколений, охраны здоровья населения, формирования устойчивого образа жизни.
Идея концепции устойчивого развития зародилась в конце XX века [2], когда пришло понимание экологических последствий антропогенных воздействий, исчер-паемости природных ресурсов и других факторов, которые могут составить в будущем угрозу существованию человечества. Человечество осознало необходимость решать любые экологические задачи в пределах ёмкости биосферы. Роль экологии состоит в обосновании этого положения для концепции устойчивого развития.
Концепция устойчивого развития явилась основой для принятия мировым сообществом научно обоснованного пути дальнейшего существования человечества, который был принят в 1992 г. в Рио-де-Жанейро на Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию в «Повестке дня на 21 век» [10]. При этом мероприятия по охране окружающей среды осуществляются в интересах не только сегодняшнего, но и будущих поколений, что обеспечивает социально надёжное экономическое развитие.
Для реализации концепции устойчивого развития была предложена «зелёная» экономика [9], предполагающая экологизацию производства и потребления, всех сторон нашей жизни, что обеспечит гармонию общества и природы, долгосрочное повышение благосостояния людей и сокращение неравенства.
При антропогенном воздействии природные механизмы поддержания экосистем в устойчивом состоянии нарушаются. Поэтому требуется сознательная деятельность человека по управлению природными процессами, происходящими в экосистемах [1]. Таким образом, концепция устойчивого развития явилась первой попыткой человечества стать на путь ноосферного развития, поскольку была осознана необходимость решения любых социально-экономических задач в соответствии с законами функционирования экосистем и естественными возможностями (ёмкостью) биосферы. В это же время появляется понятие «экологический императив» [8], ставшее основой нового экологического мировоззрения, основанного на осознании ответственности человека за сохранение устойчивого равновесия энергетических и материальных потоков. Управление и контроль природопользования - это единственный механизм самосохранения человечества.
Таким образом, в настоящее время экология развивается не только как наука, но и как основа мировоззрения для определения дальнейшего существования и развития человечества. Без учета экологических знаний невозможно долгосрочное бескризисное решение большинства социально-экономических и культурных задач во всех странах и в мире в целом.
Человечество осознало свою ответственность за будущее планеты; стало понятным, что аномалии в социальной и природной сфере являются следствием наших просчетов в стратегии развития. Совместное действие человечества предполагает этический кодекс и правила поведения, принятые на уровне мирового сообщества, которыми и является Хартия Земли. Хартия Земли направлена на то, чтобы пробудить в каждом человеке чувство взаимозависимости и всеобщей ответственности за процветание людей и всего живого сообщества Земли.
Необходимо отметить, что первой территорией для практического применения принципов Хартии Земли (с 2001 г.) стала территория Татарстана (по просьбе первого Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева, представленной в Гааге в 2000 г.) [12].
В Хартии Земли чётко сформулированы принципы устойчивого развития, необходимые для обеспечения экологической целостности, экономической справедливости и мира на Земле. Документ состоит из преамбулы, 4 разделов, 16 основных принципов и 69 дополнительных принципов и заключения, названного «Путь вперёд». Ниже приведён краткий вариант Хартии Земли [11]:
«Преамбула. «Мы вступили в критический момент истории Земли, когда человечество должно выбрать своё будущее. Наш мир становится всё более взаимозависимым и хрупким, а будущее таит в себе одновременно и большую опасность, и большую надежду. Чтобы развиваться далее, мы должны осознать, что при огромном разнообразии культур и форм жизни, мы являемся одной семьёй и единым мировым сообществом с общей судьбой. Мы должны объединиться и создать устойчивое глобальное общество, основанное на уважении к природе, правам человека, экономической справедливости и культуре мира. В этом стремлении крайне необходимо, чтобы мы, народы Земли, провозгласили нашу ответственность друг перед другом, перед великим сообществом всего живого, и перед будущими поколениями.
Принципы:
I. Уважение живого сообщества Земли и забота о нём.
1. Уважать Землю и жизнь во всем её многообразии.
2. Заботиться о живом сообществе, относиться к нему с пониманием, состраданием и любовью.
3. Создавать справедливые, открытые для сотрудничества, устойчивые и миролюбивые демократические сообщества.
4. Сохранять богатство и красоту Земли для настоящего и будущих поколений.
Чтобы выполнить эти четыре общих обязательства необходимы:
II. Экологическая целостность
5. Защищать и сохранять целостность экосистем Земли, уделяя особое внимание биологическому разнообразию и природным процессам поддержания жизни.
6. Использовать в качестве лучшего метода защиты окружающей среды стратегию «предотвращения вреда», а при недостатке информации - и стратегию «предосторожности».
7. Применять такие модели производства, потребления и воспроизводства, которые сохраняют регенеративные возможности Земли, права человека и благополучие сообществ.
8. Развивать исследования в области экологической устойчивости и осуществлять открытый обмен информацией и её повсеместное применение на практике.
III. Социальная и экономическая справедливость
9. Рассматривать искоренение нищеты как этический, социальный и экологический императив.
10. Следить за тем, чтобы экономическая деятельность и экономические институты на всех уровнях способствовали развитию человека справедливым и устойчивым образом.
11. Поддерживать справедливость и равенство в отношениях между полами как предпосылку устойчивого развития и обеспечить всеобщий доступ к образованию, здравоохранению и возможностям экономического процветания.
12. Поддерживать права всех без исключения людей на природное и социальное окружение, поддерживающее человеческое достоинство, здоровье и духовное благополучие, уделяя особое внимание правам коренных народов и различных меньшинств.
IV. Демократия, ненасилие и мир
13. Укреплять демократические институты на всех уровнях, обеспечивать прозрачность и подотчетность в их управлении, включая участие в принятии решений и доступ к правосудию.
14. Вводить в системы формального и неформального образования знания, ценности и навыки, необходимые для устойчивого развития.
15. Относиться ко всем живым существам с уважением и вниманием.
16. Создавать культуру толерантности, ненасилия и мира.»
Хартия Земли поддержана более 4800 организациями в мире, включая ЮНЕ СКО, Всемирный Союз Охраны Природы, Национальный столичный округ Дели, многими национальными и студенческими университетскими ассоциациями, сотнями городов и десятками стран, которые приняли на себя задачи по реализации её принципов.
Реализация принципов Хартии Земли в Республике Татарстан. За прошедшие 15 лет в Республике Татарстан обеспечены все условия для применения принципов Хартии [12]. Парламентом Республики Татарстан принято 28 законов по различным направлениям охраны природы и рационального природопользования, в том числе основополагающий Закон Республики «Об охране окружающей природной среды Ре-
спублики Татарстан». Принято свыше ста подзаконных актов, которые конкретизируют механизм исполнения всех законодательных актов.
В течение последних лет в Республике Татарстан успешно реализуются масштабные программы по экологическому образованию и формированию экономического механизма природопользования. В Татарстане создан Государственный реестр особо охраняемых природных территорий Республики Татарстан, впервые в России составлена и издана Карта экологической ситуации в Республике Татарстан, опубликованы Красная и Зелёная книги Республики Татарстан, под патронажем Президента разработана и реализуется государственная программа «Чистая вода».
Таким образом, как показала практика реализации принципов Хартии Земли в Татарстане, человечество может справиться с трудной задачей реализации концепции устойчивого развития, постепенно сбалансировать экологические требования с экономическими и социальными потребностями человека. Экологическое образование позволяет осознать важность задач сохранения человеческой цивилизации, что способствует объединению людей вне зависимости от их гражданства, социальной и религиозной принадлежности.
Реализация принципов Хартии Земли в Музее землеведения МГУ. В Музее землеведения МГУ им. М.В. Ломоносова на протяжении многих лет происходит реализация принципов Хартии Земли в соответствии с разделом 2, п. 5 (экологическая целостность, сохранение исчезающих видов и экосистем) и разделом 4, п. 14 (демократия, ненасилие, мир, включение в образовательные программы основ устойчивого развития).
В Музее внесён вклад в разработку раздела, касающегося сохранения и восстановления целостности экосистем, сохранения исчезающих видов. Показано, что антропогенное воздействие (фрагментация ландшафта) приводит к деградации на всех уровнях организации экосистем урбанизированных ландшафтов [5]. На популяцион-но-генетическом уровне происходит нарушение естественных процессов самовосстановления структуры и функции генофонда популяций за счёт обеднения генофонда, уменьшения его адаптационной способности, неизбежно приводящих к вымиранию популяций [3, 4]. Авторы обосновали новое научно-практическое направление - гено-урбанологию (синтез системной экологии и популяционной генетики), которое позволяет сохранить и восстановить биоразнообразие на урбанизированных территориях [5]. Для этой цели необходимо использовать разработанную авторами технологию восстановления жизнеспособности популяций [13].
В Музее землеведения МГУ внесён большой вклад в реализацию раздела Хартии Земли, касающегося включения в образовательные программы основ устойчивого развития. В Музее работает научно-методический семинар «Методология образования для устойчивого развития» для преподавателей вузов, школ и методистов г. Москвы, где обсуждаются примеры реализации успешных образовательных программ, служащих целям устойчивого развития, как в нашей стране, так и за рубежом. Также при участии сотрудников музея разработан и проводиться на Национальной платформе «Открытое образование» (www.openedu.ru) онлайн курс «Современные экологические проблемы и устойчивое развитие» [6,7]. Это позволяет усилить осознание важности решения экологических проблем, а также усилить воспитательную роль этических принципов Хартии Земли для студентов и школьников. Кроме того, сотрудники Музея читают курс лекций «Устойчивое развитие человечества» в университетах городов России (Казань); курс лекций «Введение в экологию» - для студентов в Таджикистане (Душанбе).
Таким образом, Музей землеведения МГУ занимает активную позицию в реализации и развитии идей, инициированных Хартией Земли.
Ниже приводится заключение Хартии Земли, озаглавленное «Путь вперёд», который является оптимистическим призывом к внедрению принципов Хартии Земли в жизнь всего человечества [11]:
«Заключение. «Путь вперёд»
Как никогда прежде в истории человечества общая судьба и предназначение убеждают нас в необходимости поиска нового начала. Такое обновление может быть достигнуто с помощью принципов Хартии Земли. Для его реализации нам необходимо осознать и принять на себя обязательства распространять ценности и цели Хартии.
Для этого нам требуется изменить свое мышление и сердце. Это требует нового ощущения глобальной взаимозависимости и всеобщей ответственности. Мы должны разработать и применять видение устойчивого образа жизни на всех уровнях: локальном, национальном, региональном и глобальном. Наше культурное разнообразие является ценным наследием, и различные культуры найдут собственные пути к реализации своего видения. Мы должны расширить глобальный диалог, инициированный Хартией Земли, так как нам необходимо многому научиться друг у друга в поиске правды и мудрости.
В жизни часто происходит столкновение в приоритетах тех или иных важных ценностей. Это означает, что сделать выбор достаточно сложно. Однако мы должны найти гармонию между разнообразием и единством, свободой и общественным благом, краткосрочными целями и долговременными планами. Каждый человек, семья, организация и сообщество играют свою важную роль. Искусство, наука, религия, образовательные институты, средства массовой информации, деловые круги, неправительственные организации и правительства призваны предложить созидательное управление. Для эффективного управления необходимо взаимодействие между правительством, гражданским обществом и представителями бизнеса.
Для создания устойчивого глобального сообщества народы мира должны возобновить свои обязательства по отношению к ООН и другим существующим международным соглашениям и поддерживать реализацию принципов Хартии Земли посредством юридических актов по экологии и развитию.
Пусть наше время останется в памяти человечества как время благоговения перед жизнью, твёрдого решения сохранить эволюционные возможности Земли, ускорения борьбы за справедливость и мир и воспевания жизни.»
ЛИТЕРАТУРА
1. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Айрис-пресс, 2004. 576 с.
2. Забота о Земле. Стратегия устойчивого существования. Резюме. МСОП/ЮНЕП/ВВФ. Гланд (Швейцария), 1991. 24 с.
3. Макеева В.М., Белоконь М.М., Малюченко О.П. Оценка состояния генофонда природных популяций беспозвоночных животных в условиях фрагментированного ландшафта Москвы и Подмосковья (на примере кустарниковой улитки, Bradybaena fruticum (Müll.) // Генетика. 2005. № 11. С. 1495-1510.
4. Макеева В.М., Белоконь М.М., Малюченко О.П., Леонтьева О.А. Оценка состояние генофонда природных популяций позвоночных животных в условиях фрагментированного ландшафта Москвы и Подмосковья (на примере бурых лягушек) // Генетика. 2006. Том. 42. № 5. С. 628-642.
5. Макеева В.М., Белоконь М.М., Смуров А.В. Геноурбанология как основа устойчивого сохранения биоразнообразия и экосистем в условиях глобальной урбанизации // Успехи современной биологии. 2013. Т. 133. № 1. С. 19-34.
6. Марфенин Н.Н., Попова Л.В. Современные экологические проблемы и устойчивое развитие (https: //distant.msu.ru/course/view.php?id=79).
7. Марфенин Н.Н. Устойчивое развитие человечества: Учебник. М.: МГУ, 2006. 624 с.
8. Моисеев Н.Н. Экология человечества глазами математика. М.: Молодая гвардия, 1988.
252 с.
9. Навстречу «зеленой» экономике: пути к устойчивому развитию и искоренению бедности: обобщающий доклад для представителей властных структур. ЮНЕП, 2011. 43 с.
10. Повестка дня на XXI век. Конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД). Рио-де-Жанейро, 1992. 24 c. (http://www/unep.org/ resourcepanel/Portals/24102/PDFs/DecouplingRassian.pdf).
11. Хартия Земли. 16 c. (http://www.socionauki.ru3_.pdf).
12. Хартия Земли в Татарстане. 4-е изд. Казань: Заман, 2016. 256 с.
13. Makeeva V.M., Smurov A.V., Politov D.V., Belokon M.M., Belokon Y.S., Suslova E.G., Kalinin A.A. Technology for Restoring and maintaining sustainability of populations: Practical and theoretical results of genourbanology // The open conference proceedings journal, Bentham Science Publishers (Netherlands). V. 6. P. 1-9.
REFERENCES
1. Vernadsky V.I. Biosphere and noosphere. 576 p. (Moscow: Ajris-press, 2004) (in Russian).
2. Caring for the Earth. A strategy for sustainable living. Summary. IUCN/UNEP/WWF. 24 p. (Gland, Switzerland, 1991).
3. Makeevа V.M., Belokon M.M., Malyuchenko O.P. Estimating the gene pool condition in natural populations of invertebrates in the fragmented landscape of Moscow and Moscow Region with special reference to bush snail Bradybaena fruticum Mll. Russian Journal of Genetics. 41 (11). 1230-1244 (2005).
4. Makeeva V.M., Belokon M.M., Malyuchenko O.P., Leont'eva O.A. Evaluation of the state of the gene pool of natural populations dwelling in the fragmented landscape of Moscow and Moscow Region (with special reference to brown frogs). Russian Journal of Genetics. V. 42 (5). 505-517 (2006).
5. Makeeva V.M., Belokon, M.M., Smurov A.V. Geneurbanology as the basis for stable biodiversity and ecosystems conservation under global urbanisation. Biology Bulletin Reviews. 3 (4). 261-273 (2013).
6. Marfenin N.N., Popova L.V. The Modern environmental problems and sustainable development. (https: //distant.msu.ru/course/view.php?id=79) (in Russian).
7. Marfenin N.N. Sustainable human development: textbook. 624 p. (Moscow: Moscow University Press, 2006) (in Russian).
8. Moiseev N.N. Ecology of mankind through the eyes of mathematics. 252 p. (Moscow, Molodaya gvardiya, 1988) (in Russian).
9. Towards a green economy: pathways to sustainable development and poverty eradication: a synthesis report for the representatives of power structures. 43 p. (UNEP, 2011).
10. Agenda for the twenty-first century. United Nations conference on environment and development (UNCED). 24 p. (Rio de Janeiro, Brazil, 3-14 June, 1992) (http://wwwZunep.org/resourcepanel/ Portals/24102/PDFs/DecouplingRassian.pdf).
11. The Earth Charter (http://www.socionauki.ru3_.pdf).
12. The Earth Charter in Tatarstan. 4th ed. 256 p. (Kazan, Zaman press, 2016) (in Russian).
13. Makeeva V.M., Smurov A.V., Politov D.V., Belokon M.M., Belokon Y.S., Suslova E.G., Kalinin A.A. Technology for Restoring and maintaining sustainability of populations: Practical and theoretical results of genourbanology. The open conference proceedings journal. 6. 1-9 (Netherlands, Bentham Science Publishers, 2015).