Научная статья на тему 'Тенденции развития дополнительного образования'

Тенденции развития дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1829
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молоков Д. С.

Статья рассматривает современное значение и цель воспитания в разных странах: Англии, Франции, США, Великобритании, Японии, России. Особое внимание уделено приоритетам модернизации российского образования. На основе тенденций развития мирового образовательного процесса выявлены особенности развития дополнительного образования в России в целом и в Ярославской области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Молоков Д. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRENDS OF THE DEVELOPMENT OF THE ADDITIONAL EDUCATION

Article considers modern importance and purpose of the education in miscellaneous countries: England, France, USA, Great Britain, Japan, Russia. Emphases is spared priority to modernizations of the russian education. Trend of the development of the additional education in Russia and Yaroslavl area are revealed on base of the trend of developments of the world educational process.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития дополнительного образования»

Новообразованиями в развитии ДОУ на

данном этапе являются:

- договоры, программы совместной деятельности ДОУ и УДО;

- новые формы взаимодействия педагогов, детей и родителей: совместные предпраздничные мероприятия и праздники, консилиумы по сопровождению развития ребенка; «круглые столы», семинары-практикумы «Наш малыш», презентации продуктов деятельности ребенка, презентации в ДОУ результатов деятельности кружков, студий, конференции;

- тиражирование опыта работы педагогов ДОУ и УДО;

- проведение координационного совета в ДОУ по дополнительному образованию детей;

- введение в ДОУ специалистов по дополнительному образованию.

Объединение ресурсных возможностей дошкольного и дополнительного образования создает ситуацию открытости, прозрачности деятельности ДОУ; способствует повышению профессионализма педагогов, активизирует вовлечение родителей в образовательный процесс, обеспечивает единство подходов в образовательной практике развития ребенка, способствует обновлению содержания, средств и методов дошкольного и дополнительного образования в ДОУ и повышению его статуса в социуме. Создается ситуация развития «от открытого образования к открытому обществу».

Соорганизация разных позиций, возможностей ДОУ и УДО по проблемам развития личности ребенка, его социализации в обществе является актуальной и приобретает все больший масштаб.

Д.С. Молоков ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья рассматривает современное значение и цель воспитания в разных странах: Англии, Франции, США, Великобритании, Японии, России. Особое внимание уделено приоритетам модернизации российского образования. На основе тенденций развития мирового образовательного процесса выявлены особенности развития дополнительного образования в России в целом и в Ярославской области.

D.S. Molokov THE TRENDS OF THE DEVELOPMENT OF THE ADDITIONAL EDUCATION

Article considers modem importance and purpose of the education in miscellaneous countries: England, France, USA, Great Britain, Japan, Russia. Emphases is spared priority to modernizations of the russian education. Trend of the development of the additional education in Russia and Yaroslavl area are revealed on base of the trend of developments of the world educational process.

Взаимосвязь всех сфер образования очевидна. Дополнительное образование детей наиболее глубоко интегрировано с общим, но, безусловно, на него оказывают влияние те изменения, которые происходят и в других образовательных сферах. Этот факт обусловливает необходимость изучения специфики модернизации современного образования, причем как в мировом, так и в российском масштабе.

В современном мире существует несколько теоретических эпицентров воспитания [1. С. 9], под влиянием которых находят-

ся остальные регионы и страны (в первую очередь США, Западная Европа, Япония и Россия).

Чтобы осмыслить значение и цель воспитания в разных странах, необходимо учитывать национальные традиции. В Англии воспитание расценивают прежде всего в соответствии с будущим социальным положением. В Германии и Франции заметна особая приверженность к интеллектуальному воспитанию. В США к воспитанию зачастую относятся прагматично. В Японии культ воспитанности традиционно сочетается с непри-

ятием философии вещизма. В России живы традиции высокой духовности, которой пропитана отечественная культура.

Социально-политические особенности внутренней и международной жизни привели к возникновению новых ориентиров в системах образования. Среди тенденций развития мирового образовательного процесса выделяют:

- интеграцию образования (интеграция современной Европы в последние десятилетия приводит к все более усиливающейся интеграции образования. Болонский процесс сегодня ориентирован не только на сферу высшего образования; интеграционные процессы затрагивают и системы дополнительного образования европейских и соседних с Европой стран);

- усиление гуманистической направленности образования;

- демократизацию образования;

- интернационализацию образования;

- приоритет гуманитарной сферы знаний;

- индивидуализацию и дифференциацию в

образовании (в Великобритании у каждого учащегося старшей ступени школы есть определенный учебный план, куда входят предметы специализации гуманитарного, естественно-научного и смешанного направлений. Во Франции значительное углубление дифференциации происходит в старших классах лицеев на многочисленных секциях и со специализацией по различным областям знаний. Другая форма дифференциации - создание новых профилей гимназий (Германия). С 70-х гг. к трем традиционно существующим типам гимназий (древних языков, новых языков и естественнонаучных) присоединились технические, музыкальные, сельскохозяйственные,

коммунальные, экономические, социальные, которые дают право учиться в университетах общего профиля или в вузах по избранной специальности);

- компьютеризацию, интернетизацию образования, широкое применение информационных и компьютерных технологий в образовательном процессе;

- централизацию в управлении образованием в странах с децентрализованными системами (США, Великобритания, Германия и др.) и, наоборот, децентрализацию в

управлении образованием в странах с централизованными системами (Италия, Испания, Франция, Япония);

- ориентацию на многопрофильность и альтернативность образования (в рамках этой тенденции следует рассматривать развитие средних профессиональнотехнических учебных заведений и создание новых типов средних школ, появление новых видов частных учебных заведений: для детей, плохо адаптирующихся к учебе, и для одаренных школьников, нуждающихся в особой атмосфере развития и специальной программе обучения. Обе эти категории учащихся вызывают к себе со стороны общества повышенный интерес, а также получают социальную и финансовую поддержку).

Системы образования динамичны: будучи относительно стабильными, они постепенно начинают отставать от постоянно меняющихся запросов общества и тем самым тормозить его развитие. Вследствие этого периодически (обычно с интервалами 10-15 лет) проводятся реформы образования. В XX веке российская система образования реформировалась около 10-ти раз. Настоящее время характеризуется новым длительным этапом ее реформирования. Каковы же ведущие тенденции и направления этих преобразований?

Модернизация российского общества предполагает переход от индустриального общества к информационному, в котором процессы создания и распространения новых знаний становятся ключевыми. Приоритетами образования при модернизации общества являются:

1. Облегчение социализации в рыночной среде через формирование ценностей: ответственности за собственное благосостояние и за состояние общества путем освоения молодыми поколениями основных социальных навыков, практических умений в области экономики и социальных отношений.

2. Обеспечение социальной мобильности в обществе через поддержку наиболее талантливых и активных молодых людей, независимо от их социального происхождения, через освоение молодым поколением возможностей быстрой смены социальных и экономических ролей.

3. Поддержка вхождения новых поколений в глобализованный мир, в открытое

информационное сообщество. Для этого в содержании образования постепенно занимают центральное место коммуникативность, знание информатики, иностранных языков, межкультурное взаимопонимание.

4. Противодействие негативным социальным процессам, таким, как распространение наркомании, рост криминогенности в молодежной среде.

5. Реализация ресурса свободы, предоставление выбора для каждого человека, получающего образование. Социальный заказ на образование не должен быть по преимуществу заказом со стороны государства, а должен представлять и сумму частных интересов семей и предприятий.

Организационной основой новой реформы образования в России является постепенный переход на 12-летний срок обучения в средней школе, который должен быть завершен к 2010 г. Реформа, по сути дела, началась в 2000-2001 учебном году переходом всей начальной школы на 4-летний срок обучения детей, начиная с шестилетнего возраста. Реформа предполагает восстановление массового дошкольного образования, рассматриваемого как часть общего образования, которое будет осуществляться по гибким программам.

Существенно меняется содержание основного и среднего общего образования, которое предполагает:

- усиление социальной и гуманитарной ориентированности общего среднего образования, что будет реализовано через увеличение относительного объема предметов социально-гуманитарного цикла (право, экономика, основы политической системы, общественного устройства, иностранные языки должны преподаваться в объеме, достаточном для полноценной гражданской деятельности выпускников школы);

- повышение практической ориентации общего среднего образования на основе достижения оптимального сочетания фундаментальных и практико-ориентированных знаний; направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков; изучение процедур и технологий, а не набора фактов; расширение различного рода

практикумов, интерактивных и коллективных форм работы; применение изучаемого материала по отношению к проблемам повседневной жизни; резкое увеличение роли коммуникативных дисциплин, прежде всего информатики и иностранных языков;

- дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса путем развития вариативных образовательных программ, ориентированных на различные контингенты учащихся (от одаренных детей до детей с проблемами), а также формирования индивидуализированных программ и графиков обучения применительно к персональным особенностям и способностям каждого ученика.

Реформа предполагает отработку структуры старшей ступени школы с возможностью профильного обучения для более эффективной подготовки ее выпускников к различным видам профессионального образования и профессиональной деятельности. Здесь выделяются следующие основные профили:

- гуманитарные дисциплины и науки о человеке;

- социально-экономические дисциплины;

- точные науки и информатика;

- естественные науки, физические и химические технологии;

- техника и инженерное дело;

- агрокомплекс и агротехнологии;

- искусство.

Реформа предполагает решить следующие задачи:

1) устранение характерной как для общего, так и для профессионального образования традиции перегруженности учебных планов предметами и сведениями, которые не являются фундаментом для новых знаний; все предметы должны быть необходимы для последующих стадий образования и восстребо-ваны в дальнейшей социальной и профессиональной деятельности;

2) изменение методов обучения через расширение тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения; повышение роли самостоятельной работы учащихся и студентов;

3) введение уже в средней школе необходимой базовой подготовки по прикладной

информатике, в полной средней школе - по специализированным прикладным программам;

4) обеспечение рабочего знания как минимум одного иностранного языка всеми выпускниками полной средней школы.

В рамках системы образования Ярославской области действует 113 учреждений дополнительного образования детей, которые посещают 80,4 тысячи воспитанников.

Реализация региональной концепции развития системы дополнительного образования рассматривается как одна из задач, направленных на обеспечение доступности, повышение эффективности и качества образования в регионе.

На региональном уровне (на примере Ярославской области) основными направлениями в развития дополнительного образования являются:

- интеграция с другими сферами образования (особенно общим), укрепление связей со сферой профессионального образования;

- обеспечение доступности системы дополнительного образования региона (подтверждение прослеживается в цифрах: на 112,1 тысячи обучающихся в общеобразовательных учреждениях приходится 80,4 тысячи детей, посещающих учреждения дополнительного образования);

- стремление к стабильности в финансировании (через разработку пакета документов по расчету нормативов бюджетного финансирования учреждений дополнительного образования);

- ориентация на непрерывность образования, следствием которой является изменение отношения к дополнительному образованию (от досуговой сферы к социали-

зирующему пространству, ориентирующему на будущее каждого ребенка);

- повышение воспитательного потенциала учреждений дополнительного образования;

- усиление социально-педагогической функции дополнительного образования (через создание специальных адаптированных для УДОД программ профилактики употребления психоактивных веществ, поддержки одаренных детей и детей с ограниченными возможностями);

- развитие сетевого взаимодействия объединений и учреждений дополнительного образования детей;

- индивидуализация и дифференциация в системе дополнительного образования, раскрывающиеся в реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, углубляющих и расширяющих школьные знания.

Современная система дополнительного образования Ярославской области находится на пути совершенствования как в теоретическом, так и в практическом планах (появляются новые типы учреждений в этой сфере, профильные лагеря и т.д.). Намечается тенденция к стандартизации дополнительного образования [2. С. 6], существенно больше внимания уделяется проблеме допрофессио-нальной подготовки. Кроме этого, прослеживается стремление к информатизации сферы дополнительного образования, отслеживанию результатов работы учреждений и созданию баз данных и электронных банков развития дополнительного образования. Заметным направлением является улучшение ресурсного обеспечения дополнительного образования (развитие программ и технологий, оснащение медиатехникой, совершенствование кадров системы дополнительного образования).

Библиографический список

1. Джуринский, А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития [Текст] / А.Н. Джуринский. - М., 1993.

2. Областная целевая программа развития образования на 2008-2009 годы [Текст]. - Ярославль: Департамент образования Ярославской области, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.