Научная статья на тему 'Развитие дошкольного образовательного учреждения за счет использования потенциала дополнительного образования'

Развитие дошкольного образовательного учреждения за счет использования потенциала дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1327
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кокуева Л. В., Терещук М. Н.

В статье представлена модель развития дошкольного образовательного учреждения за счет использования потенциала дополнительного образования детей, включающая описание его этапов и уровней, новообразований на каждом этапе, результатов развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кокуева Л. В., Терещук М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION TO ACCOUNT OF THE USE OF THE POTENTIAL OF THE ADDITIONAL EDUCATION

In article is presented model of the development of the preschool educational institution to account of the use of the potential of the additional education of children, including description of its stages and levels, new formations on each stage, results of the development

Текст научной работы на тему «Развитие дошкольного образовательного учреждения за счет использования потенциала дополнительного образования»

тельные, социально-педагогические, психологические, досуговые, методические), используют для работы с детьми авторские программы, в которых педагоги сами выбирают формы и методы работы (игры, тренинги, консультации и т.д.).

Пятая тенденция развития УДОД -улучшение результатов деятельности и их систематическое отслеживание. Результативный критерий позволяет определить степень изменения результатов деятельности учреждения. Произошел переход от внешнего результата (сохранность контингента, победы на выставках, смотрах, соревнованиях) к комплексному (результаты обучения, воспитания, развития, а также личные результаты ребенка, педагога, учреждения), что отразилось в:

— усилении взаимодействия детей, педагогов и родителей;

— расширении внешних связей (сотрудничество с учреждениями культуры, спорта, образования, администрацией, а также

участие в выставках, соревнованиях, конкурсах, фестивалях на городском, областном, всероссийском и международном уровнях);

— увеличении запроса на участие детских коллективов в различных мероприятиях района, города, области;

— повышении качества процесса обучения и воспитания;

— развитии инновационной, интеллектуальной и методической деятельности;

— организации новых отделов и служб (досуговый отдел, методическая служба и др.);

— высоком уровне проведения массовых мероприятий.

Таким образом, с помощью данного исследования удалось выявить основные тенденции развития организационной структуры УДОД на основе комплекса критериев и показателей с помощью таких практические методов, как изучение документов, устный опрос директоров и анкетирование.

Л.В. Кокуева, М.Н. Терещук

РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗА СЧЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлена модель развития дошкольного образовательного учреждения за счет использования потенциала дополнительного образования детей, включающая описание его этапов и уровней, новообразований на каждом этапе, результатов развития.

L.V. Kokueva, M.N. Tereschuk DEVELOPMENT OF THE PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION TO ACCOUNT OF THE USE OF THE POTENTIAL OF THE ADDITIONAL EDUCATION

In article is presented model of the development of the preschool educational institution to account of the use of the potential of the additional education of children, including description of its stages and levels, new formations on each stage, results of the development.

Одной из важнейших задач дошкольного образования является развитие культуры личности ребенка, социализация его в обществе. Каковы условия развития личности ре-бенка-дошкольника? В качестве приоритетных условий выступает объединение ресурсных возможностей дошкольных образова-

тельных учреждений (ДОУ) и учреждений дополнительного образования (УДО).

В последние годы все большую актуальность приобретает тема интеграции ДОУ и УДО. Инициатива, как правило, исходит от детского сада: именно он пускает под свою крышу дополнительное образование, направляет детей в УДО. Параллельно с принятием

принципиального решения об интеграции дошкольного и дополнительного образования идет выбор содержания дополнительного образования, которое должно влиться в дошкольное и обогатить его. Этот выбор обусловлен приоритетными направлениями ДОУ, его концептуальными установками, развитием общей культуры личности ребенка, его способностей, реализацией потребностей, приобщением к культурному наследию.

Интеграция дошкольного и дополнительного образования на современном этапе становится необходимой, так как в нынешних условиях невозможно эффективно решать вопросы образования ребенка без широкого привлечения в этот процесс действующих социальных институтов, в частности дополнительного образования. Есть основания утверждать, что УДО обязаны активно включаться в процессы воспитания, развития и социализации детей дошкольного возраста. Взаимодействие данных учреждений способно воздействовать на формирование единого образовательного пространства в ДОУ, обеспечивающего комплексное решение образовательных и развивающих задач. При этом создается ситуация, усиливающая образовательные возможности детского сада, его воспитательный и развивающий потенциал. Детский сад приобретает импульс для развития и саморазвития.

Развитие ДОУ за счет использования потенциала дополнительного образования происходит поэтапно.

Становление дополнительного образования элементом системы ДОУ

Целью этапа является повышение статуса детского сада, привлечение внимания родителей.

На этом этапе, как правило, выбор направлений дополнительного образования

происходит не на основе потребностей, интересов ребенка, запросов родителей, а на базе возможностей детского сада. Управление дополнительным образованием осуществляется на уровне организации кружков, студий, создания материально-технической базы. Не разрабатывается содержательный аспект дополнительного образования: цели, задачи,

ожидаемые результаты, технологии, интеграционные процессы.

Новообразованиями в развитии ДОУ на данном этапе являются:

— кружки, студии в детском саду;

— дополнительные балловые показатели ДОУ.

Стихийное возникновение дополнительного образования в детском саду может способствовать его дальнейшему развитию на основе анализа результативности, целесообразности введения дополнительных образовательных услуг.

Аналитическая деятельность будет способствовать переходу дошкольного образовательного учреждения на новый этап — развитие интеграционных процессов внутри учреждения.

Развитие внутренней интеграции в ДОУ

Цель этого этапа — разработка индивидуального образовательного маршрута каждого ребенка и сопровождение развития его способностей.

Основными направлениями взаимодействия руководителя ДОУ, педагогов дошкольного и дополнительного образования, родителей становятся следующие:

— разработка индивидуального маршрута развития конкретного ребенка;

— изучение индивидуальных особенностей ребенка;

— обеспечение сопровождения развития ребенка в дошкольном и дополнительном образовании (кружке, студии);

— расширение ДОУ сферы образовательных, развивающих услуг за счет дополнительного образования;

— проведение презентации результатов деятельности ребенка (выставки авторских работ, сольные концерты, моноспектакли и другое — эти мероприятия способствуют самоутверждению ребенка, самоактуализации, саморазвитию);

— вовлечение родителей в процесс сопровождения развития ребенка;

— устанавление руководителями ДОУ договорных отношений между всеми участниками сопровождения ребенка (педагогами дошкольного, дополнительного образования, родителями);

— обеспечение руководителями ДОУ повышения квалификации педагогов, осуществляющих дополнительное образование.

Новообразованиями на данном этапе являются:

— индивидуальные программы развития ребенка;

— творческие группы, лаборатории по разным направлениям дополнительного образования детей;

— методические рекомендации по организации основного и дополнительного образования, обеспечивающие педагогам возможность разноуровневой, индивидуальной работы с детьми;

— программы работы кружков, студий.

Анализ результативности интеграционных процессов в ДОУ способствует расширению образовательного пространства с выходом в микросоциум, то есть осуществляется переход на новый этап развития детского сада.

Развитие внешней интеграции

Цель этапа — создание единого образовательного пространства в микросоциуме.

Основными направлениями взаимодействия ДОУ и учреждений дополнительного образования являются:

— создание условий для развития общей культуры личности ребенка, способностей, адаптации в обществе;

— обеспечение повышения квалификации педагогов, развитие их воспитательного и творческого потенциала;

— расширение связей педагогов образовательных учреждений с социальными институтами воспитания;

— создание новых форм совместной деятельности детей, педагогов (дошкольного и дополнительного образования), родителей, за счет которых осуществляется приобщение ребенка к отечественным культурным традициям;

— формирование договорного пространства в ДОУ, обеспечение системы договорных отношений с разнообразными учреждениями, реализующими дополнительные образовательные программы.

Договорное пространство понимается как содержательное поле конструктивного взаимодействия ДОУ с УДО. Предполагается собая форма организации коммуникации, при которой взаимодействующие стороны договариваются об общих целях, задачах развития ребенка, но каждый имеет право на свои подходы и взгляды.

На этом этапе ДОУ заключает договоры о совместной деятельности с УДО по осуществлению дополнительного образования воспитанников детского сада и проведе-

нию совместных мероприятий культурноисторического содержания с детьми и родителями.

Заключение договоров ДОУ с УДО способствует выходу на партнерские отношения, взаимную ответственность за развитие личности и способностей ребенка, развитие новых форм взаимодействия педагогов, детей, родителей.

Примером результативного взаимодействия ДОУ с УДО является опыт областной базовой площадки ИРО «Педагогические средства и условия духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста».

На базе образовательных учреждений созданы семейные клубы, ведущие просвещение родителей, организацию их совместной деятельности с педагогами ДОУ, УДО.

Результатом многолетнего объединения детского сада и УДО в Первомайском, Пошехонском, Любимском, Угличском муниципальных районах стали:

— проведение не только детсадовских, но и

поселковых, микрорайонных народных праздников: «Ярмарка», «Новый год»,

«Рождество», «Встреча птиц», «Пасха», «Защитники Отечества», «Никто не забыт и ничто не забыто» и др.;

— встречи с уважаемыми людьми села, города (местные художники, поэты, музыканты, мастера-умельцы, певцы, артисты, ветераны ВОВ и др.);

— совместные (педагоги, дети, родители) экскурсии в музей, библиотеку и в другие достопримечательные места малой родины;

— создание мини-музеев в детском саду, школе;

— создание в детских садах творческих мастерских под руководством местных мас-теров-умельцев;

— создание совместными усилиями педагогов детского сада и школы, родителей, работников детской библиотеки, краеведческого музея в Любимском муниципальном районе хрестоматийного сборника для детей дошкольного и младшего школьного возраста на тему «Мой любимый Любим»;

— создание в Пошехонском муниципальном районе хрестоматии «Пошехоньеве-дение».

Новообразованиями в развитии ДОУ на

данном этапе являются:

— договоры, программы совместной деятельности ДОУ и УДО;

— новые формы взаимодействия педагогов, детей и родителей: совместные предпраздничные мероприятия и праздники, консилиумы по сопровождению развития ребенка; «круглые столы», семинары-практикумы «Наш малыш», презентации продуктов деятельности ребенка, презентации в ДОУ результатов деятельности кружков, студий, конференции;

— тиражирование опыта работы педагогов ДОУ и УДО;

— проведение координационного совета в ДОУ по дополнительному образованию детей;

— введение в ДОУ специалистов по дополнительному образованию.

Объединение ресурсных возможностей дошкольного и дополнительного образования создает ситуацию открытости, прозрачности деятельности ДОУ; способствует повышению профессионализма педагогов, активизирует вовлечение родителей в образовательный процесс, обеспечивает единство подходов в образовательной практике развития ребенка, способствует обновлению содержания, средств и методов дошкольного и дополнительного образования в ДОУ и повышению его статуса в социуме. Создается ситуация развития «от открытого образования к открытому обществу».

Соорганизация разных позиций, возможностей ДОУ и УДО по проблемам развития личности ребенка, его социализации в обществе является актуальной и приобретает все больший масштаб.

Д.С. Молоков ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья рассматривает современное значение и цель воспитания в разных странах: Англии, Франции, США, Великобритании, Японии, России. Особое внимание уделено приоритетам модернизации российского образования. На основе тенденций развития мирового образовательного процесса выявлены особенности развития дополнительного образования в России в целом и в Ярославской области.

D.S. Molokov THE TRENDS OF THE DEVELOPMENT OF THE ADDITIONAL EDUCATION

Article considers modem importance and purpose of the education in miscellaneous countries: England, France, USA, Great Britain, Japan, Russia. Emphases is spared priority to modernizations of the russian education. Trend of the development of the additional education in Russia and Yaroslavl area are revealed on base of the trend of developments of the world educational process.

Взаимосвязь всех сфер образования очевидна. Дополнительное образование детей наиболее глубоко интегрировано с общим, но, безусловно, на него оказывают влияние те изменения, которые происходят и в других образовательных сферах. Этот факт обусловливает необходимость изучения специфики модернизации современного образования, причем как в мировом, так и в российском масштабе.

В современном мире существует несколько теоретических эпицентров воспитания [1. С. 9], под влиянием которых находят-

ся остальные регионы и страны (в первую очередь США, Западная Европа, Япония и Россия).

Чтобы осмыслить значение и цель воспитания в разных странах, необходимо учитывать национальные традиции. В Англии воспитание расценивают прежде всего в соответствии с будущим социальным положением. В Германии и Франции заметна особая приверженность к интеллектуальному воспитанию. В США к воспитанию зачастую относятся прагматично. В Японии культ воспитанности традиционно сочетается с непри-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.