Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ТРУДА В УСЛОВИЯХ ДИДЖИТАЛИЗАЦИИ'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ТРУДА В УСЛОВИЯХ ДИДЖИТАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЙ ТРУД / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ДИДЖИТАЛИЗАЦИЯ / ОНЛАЙН-ТИМБИЛДИНГ / ТАЙМ-ТРЕКЕР / ОНЛАЙН-РАБОТА С КЛИЕНТАМИ / ЭЛЕМЕНТЫ ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каштанова Е. В., Свистунов Василий Михайлович, Абдуллина В. И., Губина А. С.

Быстро распространяющийся по всему миру коронавирус мгновенно сменил привычный образ жизни человечества. Работодатели вынуждены массово переводить своих сотрудников на удаленный режим работы. Человечество вступило в один из самых своих глобальных экспериментов: вернутся ли работники, испытавшие новую модель работы, к офисному варианту? Какие из давно существующих мифов об удаленной работе уже сегодня потеряли свою актуальность? Как современные digital-инструменты трансформируют отношение работодателей и наемных работников к удаленной работе? Что удаленная работа меняет в практике управления персоналом компании? Хотя бы частично ответить на эти вопросы мы и постарались в данной статье, основываясь на личном опыте удаленной работы и изучении практик применения дистанционных трудовых отношений в России и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LABOR TRENDS IN DIGITALIZATION

Rapidly spreading around the world, the coronavirus instantly changed the usual way of life of mankind. Employers are forced to massively transfer their employees to remote work mode. Humanity has entered one of its most global experiments: will employees who have experienced a new work model return to the office version? Which of the long-standing myths about remote work have already lost their relevance? How do modern digital tools transform the attitude of employers and employees to remote work? What does remote work change in the company's HR management practice? We have tried to answer at least some of these questions in this article, based on personal experience of remote work and studying the practices of remote labor relations in Russia and abroad.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ТРУДА В УСЛОВИЯХ ДИДЖИТАЛИЗАЦИИ»

тенденции развития дистанционного труда в условиях

диджитализации

DISTANCE LABOR TRENDS IN DIGITALIZATION

ПОЛУЧЕНО 09.08.2020 ОДОБРЕНО 11.08.2020 ОПУБЛИКОВАНО 25.10.2020 УДК: 331.103 DOI 10.12737/2305-7807-2020-68-74

КАШТАНОВА Е.В.

Канд. экон. наук, доцент кафедры управления персоналом, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва

KASHTANOVA E.V.

Candidate Economic Sciences, Associate Professor, Department of Personnel Management, State University of Management, Moscow

e-mail: kashtanovae@mail .ru

СВИСТУНОВ В.М.

Д-р экон. наук, профессор кафедры управления персоналом, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва

SVISTUNOV V.M.

Doctor of Economic Sciences, Professor of the Department of Personnel Management, State University of Management, Moscow

e-mail: svistunov@guu ru

АБДУЛЛИНА В.И.

Студент магистратуры, 2 курс, управление персоналом, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва

ABDULLINA V.I.

Master's Degree Students, 2 Course, Personnel Management, State University of Management, Moscow

e-mail: ven [email protected]

ГУБИНА A.C.

Студент магистратуры, 2 курс, управление персоналом, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва

GUBINA A.S.

Master's Degree Students, 2 course, Personnel Management, State University of Management, Moscow

e-mail: [email protected]

Аннотация

Быстро распространяющийся по всему миру коронавирус мгновенно сменил привычный образ жизни человечества. Работодатели вынуждены массово переводить своих сотрудников на удаленный режим работы. Человечество вступило в один из самых своих глобальных экспериментов: вернутся ли работники, испытавшие новую модель работы, к офисному варианту? Какие из давно существующих мифов об удаленной работе уже сегодня потеряли свою актуальность? Как современные digital-инструменты трансформируют отношение работодателей и наемных работников к удаленной работе? Что удаленная работа меняет в практике управления персоналом компании? Хотя бы частично ответить на эти вопросы мы и постарались в данной статье, основываясь на личном опыте удаленной работы и изучении практик применения дистанционных трудовых отношений в России и за рубежом.

Ключевые слова: дистанционный труд, трансформация, диджитализация, онлайн-тимбилдинг, тайм-трекер, онлайн-работа с клиентами, элементы дистанционной работы.

Abstract

Rapidly spreading around the world, the coronavirus instantly changed the usual way of life of mankind. Employers are forced to massively transfer their employees to remote work mode. Humanity has entered one of its most global experiments: will employees who have experienced a new work model return to the office version? Which of the long-standing myths about remote work have already lost their relevance? How do modern digital tools transform the attitude of employers and employees to remote work? What does remote work change in the company's HR management practice? We have tried to answer at least some of these questions in this article, based on personal experience of remote work and studying the practices of remote labor relations in Russia and abroad.

Keywords: remote work, transformation, digitalization, online team building, time-tracker, online work with clients, elements of remote work.

Всемирное распространение коронавируса заставило рынок труда невольно податься в самый глобальный эксперимент за последние десятки лет. Работодатели, которые раньше не отдавали предпочтение удаленной работе, проявили лояльность к такому формату и сейчас активно испытывают данную модель трудовых отношений.

Переход на удаленную работу сегодня характерен не только для бизнес-компаний. Все чаще и государственные служащие вынуждены примерять на себя данный формат трудовых отношений. Так, в Объединенных Арабских Эмиратах более двух месяцев так называемое «временное цифровое правительство» дистанционно управляло всеми государственными органами. По мнению Его Высочества шейха Хамдан бен Мухаммед бен Рашид Аль Мактума, наследного принца и руководителя Исполнительного совета эмирата, правительство показало высокую производительность, работая в дистанционном режиме, во многом благодаря современным информационно-коммуникационным технологиям и инфраструктуре. В Российской Федерации часть государственных учреждений также полностью или частично была переведена на удаленный режим работы.

В условиях возможного или обязательного перехода на удаленный режим работы, любого работодателя, в первую очередь, интересует вопрос возможности обеспечения одинаково эффективной работы сотрудников как дистанционно, так и в офисе. В данной постановке исключением является деятельность сотрудников, чье очное присутствие на работе требуется обязательно и неукоснительно: работники аварийных служб, сотрудники правоохранительных органов и непрерывно действующих организаций и др. Возникает и другой законный вопрос — а могут ли сами сотрудники быстро адаптироваться к новой реальности? Результаты деятельности компаний, которым в период карантина потребовалось частично или практически полностью перевести своих сотрудников на дистанционный труд, свидетельствуют о том, что определяющими факторами сохранения достигнутого уровня эффективности работы компании и ее сотрудников стали не только устойчивость сложившейся корпоративной культуры и скорость овладения большинством работников современными онлайн-инструментами трудовой деятельности, но и готовность руководителей к внеплановым расходам бюджета компании для организации технической возможности удаленной работы. Здесь речь идет и о предприятиях, работниками которых являются соавторы данного исследования: научно-исследовательская компания ООО «НЕОТЕРИКА РУС», разрабатывающая инновационную продукцию для домашних животных; автотранспортное предприятие АО «МОСТРАНСАВТО», обслуживающее пригородные автобусные маршруты в Московской области, частично в Москве и сопредельных регионах (Тульская, Калужская, Рязанская, Тверская области).

Представленный вывод подтверждают и опубликованные результаты эксперимента, проведенного учеными Стэнфорд-ского университета (США). В ходе эксперимента на протяжении 9 месяцев 80% работников саП-центра китайского туристического агентства «Опр» трудились дистанционно.

Суть исследования состояла в изучении происходящих количественных и качественных изменениях в профессиональной деятельности сотрудников, перешедших на удаленный режим работы. Итоговые результаты свидетельствуют о том, что эффективность сотрудников, работавших дистанционно, возросла на 13% по сравнению с коллегами, продолжавшими трудиться в офисе компании. По оценкам специалистов «Опр», дополнительно компания смогла сэкономить только на постоянных расходах за время эксперимента не менее $1900 на каждом сотруднике, работающем дистанционно [8].

По оценкам специалистов, число сотрудников, работающих удаленно, в мире ежегодно увеличивается на 20—30% [2]. Лидерами по численности работников, работающих из дома, являются США, Канада, Финляндия и Швеция. Так только в США насчитывается свыше 4,7 млн сотрудников, которые работают удаленно [10]. После известных событий первой половины 2020 г. следует ожидать более значительного прироста числа работников, работающих дистанционно, да и географические границы удаленной работы будут значительно расширены.

Как показывает практика дистанционной работы — это достаточно выгодное соглашение как для работодателей, так и для их работников. Для работодателей удаленная работа сотрудников выгодна отсутствием социальных конфликтов на работе; возможностью получения дополнительной прибыли, формирующейся за счет экономии на постоянных расходах; появлением возможности использования персонала необходимой квалификации, проживающего в другом городе (районе, стране). Исследования показывают, что дистанционно работающие сотрудники оценивают степень своей удовлетворенности работой намного выше, чем их коллеги, работающие в офисе [11]. Работа на дому, прежде всего, снижает стресс у сотрудников. Это обеспечивает взаимную выгоду: как для их работодателя — снижается вероятность того, что данный сотрудник внезапно и беспричинно может покинуть свою компанию; так и для работников — им нравится гибкий график работы, который может быть легко интегрирован в их личные графики, хобби и отношения. Они не должны нести, порой существенные, дополнительные временные и финансовые расходы, необходимое для поездок на работу и обратно [9].

Результаты анализа опыта, накопленного отечественными и зарубежными компаниями, и личное погружение в процесс дистанционного труда, позволили авторам предпринять попытку формирования укрупненного механизма эффективной дистанционной работы. Начать данный процесс было решено с анализа и критики давно сформировавшихся, а потому вполне устоявшихся мифов о трудностях, сложностях и неэффективности дистанционной работы. К числу наиболее часто упоминающихся мифов следует отнести следующие суждения:

1. Процесс и результаты дистанционной работы сотрудников сложно контролировать.

2. Дистанционные работники не способны обеспечить высокий уровень конфиденциальности используемой корпоративной информации.

3. Дистанционные работники отстранены от коллектива и не являются активной частью команды компании.

4. Дистанционная работа менее качественна и результативна.

5. Удаленно сложно поддерживать высокий и качественный уровень коммуникаций с клиентами компании.

Миф о сложности дистанционного контроля достаточно легко может быть разрушен установлением руководством компании действенной оценки сотрудника за своевременное и качественное решение возложенных задач или выполнение соответствующего проекта, справедливо преобразующейся в соответствующую меру оплаты труда. При этом эффективный контроль выполняемых рабочих процессов можно проводить с помощью различных программных сервисов, предусматривающих как возможность указания целей конкретных видов деятельности, ежедневных задач и сроков их исполнения, так и назначения соответствующих ответственных лиц [1].

Например, в АО «МОСТРАНСАВТО» при проведении контроля результатов труда дистанционно работающих сотрудников была использована облачная программа для управления проектами «Trello». Это достаточно популярный сервис, обеспечивающий эффективную организацию коллективной работы. По оценкам разработчиков активными пользователями сервиса сегодня является свыше 1 млн чел., получивших возможность планировать свою деятельность, осуществлять постановку рабочих задач и управлять их реализацией в онлайн-режиме. Сегодня «Trello» — это надежный менеджер задач, обеспечивающий улучшение личной эффективности дистанционного работника. Рабочее пространство сервиса — доски, основным назначением которых является ведение структурированного списков или нескольких списков рабочих дел и мероприятий. Каждый список поддерживается с помощью специальных тегов, представляющих собой десять цветных меток с возможностью оставления комментариев, вложений, назначения сроков выполнения и т.д. [4]. Результативность использования «Trello» в АО «МОСТРАНСАВТО» была зафиксирована уже после месяца применения сервиса при подведении итогов дистанционной работы сотрудников компании.

Актуальность проблемы постоянного контроля и надежной оценки результативности дистанционной деятельности работников научно-исследовательской компании ООО «НЕОТЕРИКА РУС», была определена как следствие резкого снижения месячных показателей качества их работы. Отсутствие надежного и простого контрольного механизма качества выполнения дистанционной работы в ООО «НЕОТЕРИКА РУС» привело к увеличению числа функциональных ошибок, неисполнению в установленный срок типичного для работников объема работ. Руководство приняло решение усилить контроль через более четкую организацию труда сотрудников, работающих вне офиса компании. Было принято решение об обеспечении максимально возможной автоматизации организационных аспектов деятельности сотрудников, выполняющих работу дистанционно. Для этих целей было решено использовать платформу «Planner», специально разработанной для среды Microsoft Office 365 [10]. Безусловным плюсом платформы является возможность ее интеграции с другими программными продуктами данного офисного пакета. Такого рода интеграция обеспечивает возможность размещения текстовых и табличных документов форматов Word и Excel, записей из OneNote на досках «Planner». При изменении рабочей документации с помощью кого-либо программного продукта, обеспечена полная автоматически выполняемая синхронизация при использовании данной документации другим программным

продуктом. Также платформа позволяет работникам, находящимся вне офиса компании, не только планировать свою деятельность, но и совместно работать над общими задачами, вести коллективное обсуждение рабочих проблем.

По мнению большинства специалистов, платформа «Planner» может помочь менеджменту компании решить вопрос обеспечения равной эффективности дистанционного труда и работы в офисе. Данный вопрос волновал ранее, продолжает волновать и сейчас умы многих работодателей. Основой его успешного решения является детальная проработка того технического задания, которое в дальнейшем станет основой практической деятельности конкретного сотрудника. Правильная формулировка рабочего задания поможет обеспечить экономию рабочего времени: сотрудника (ему понятна и очевидна последовательность работ и операций, которая приведет его к достижению поставленной цели) и руководителя (нет необходимости проводить дополнительные консультации по разъяснению порядка выполнения рабочих процедур и мероприятий). Применение платформы «Planner» позволяет: детально конкретизировать рабочие задания, требующие выполнения конкретным сотрудником; формировать ежедневный (недельный, месячный и т.д.) план, включающий перечень всех задач и работ, подлежащих обязательному выполнению в установленные сроки. При этом диспетчер задач обеспечивает автоматическое поступление руководителю информации о завершении выполнения задачи с соблюдением или нарушением установленных сроков.

Двухнедельная практика использования платформы «Planner» работниками ООО «НЕОТЕРИКА РУС», дистанционно выполнявшими свои должностные обязанности, обеспечила увеличение количества качественно выполненных рабочих задач и заданий на 12%.

Анализируя практику дистанционной работы нельзя не обратить внимания на факт снижения влияния на размер оплаты труда сотрудника наличия у него неформальных отношений с руководителем или другими членами коллектива. Основой оплаты, чаще всего выступают достигнутые результаты труда, качество выполнения возложенных на конкретного работника обязанностей. Если же форма почасовой оплаты труда остается для руководства, по каким-либо причинам, значимой и в условиях удаленного труда сотрудников, менеджмент компании может воспользоваться опцией установки на компьютеры работников одной из программ, реализующих функцию учета рабочего времени — «CrocoTime», «Yaware», «Toggl» или «Staffcop». Указанные программные сервисы способны не только определить количество отработанных сотрудником часов, но и обеспечивают ведение видеозаписи процесса работы, используя для этого специальное приложение.

Миф о том, что дистанционные работники не способны обеспечить высокий уровень конфиденциальности используемой корпоративной информации, был актуален в первом десятилетии XXI в. Сегодня, использованием специализированных программных продуктов проблема защиты корпоративной информации надежно решается даже в условиях использования облачных хранилищ информации. Автотранспортное предприятие АО «МОСТРАНСАВТО» защищает корпоративные данные, хранящиеся в облачных сервисах, используя специализированные программные сервисы Microsoft Office 365. При этом администратор корпоративной системы имеет возможность удаления рабочих файлов, содержащих конфиденциальную информацию, с персонального устройства сотрудника, если доступ к ним он получил без надлежащего разрешения. Нельзя не отметить, что наличие удаленного доступа провоцирует посто-

янный рост интереса к конфиденциальной корпоративной информации у сторонних лиц. Данная тенденция находит свое подтверждение в увеличении числа: вредоносных программ, способных существенно влиять на работоспособность корпоративных сетей; случаев информационного мошенничества; вредоносных веб-сайтов, размещающих корпоративную информацию, полученную незаконным путем.

Для безопасного подключения и использования корпоративных IT-сетей и обеспечения безопасного доступа к необходимым корпоративным данным удаленные сотрудники часто используют VPN (виртуальные частные сети). Данный сервис способен достаточно надежно защитить конфиденциальный трафик от нерегистрируемого перехвата и других видов несанкционированных манипуляций с внутрисетевой информацией. Однако руководство и сотрудники компаний, временно или регулярно применяющие дистанционную форму рабочего взаимодействия, должны обратить самое серьезное внимание на растущее стремление хакеров разработать «умные» способы компрометации виртуальных частных сетей. Концептуально VPN построены таким образом, что, обеспечив одну точкой сбоя, злоумышленник получает доступ к информации, циркулирующей во всей виртуальной частной сети. Тем самым, нарушая VPN-со-единения, кибер-воры обеспечивают проникновение в бизнес-среду и получают возможность несанкционированного доступа ко всей корпоративной информации.

Для того чтобы избежать потерь как корпоративной, так и конфиденциальной информации менеджмент и сотрудники компании должны соблюдать следующие правила:

1. VPN и сетевое оборудование должны регулярно обновляться. То же самое должно относиться ко всем устройствам, используемым сотрудниками для удаленного подключения к корпоративной информационной среде.

2. Все сотрудники должны быть проинформированы о росте числа атак с использованием копья-фишинга.

3. MFA (многофакторную аутентификацию) должна стать обязательной для всех пользователей VPN. Если по какой-то причине это невозможно, удаленных работников следует проинструктировать о необходимости использовать очень надежные личные пароли. При этом IT-специалисты предлагают менять личные пароли не реже одного раза в месяц.

4. IT-отделу необходимо протестировать VPN-сервис, используемый для корпоративных коммуникаций, чтобы понять его пределы и потенциал. Затем должны быть разработаны рекомендации по использованию данного VPN-сер-виса, которые должны неукоснительно соблюдаться всеми сотрудниками [5].

Сотрудники отделов кадров многих компаний отмечают, что при переводе работников на дистанционный труд очень часто можно слышать от них фразы о наступлении долгожданного периода отдыха от коллектива, возможности абстрагирования от командной работы и большого числа постоянных отвлекающих факторов. Гораздо реже звучат слова о боязни появления и проявления чувства глубокой изоляции и невозможности коллективного решения насущных проблем.

Любой человек — существо, в первую очередь, социальное, и каждому из нас нужна определенная степень социального взаимодействия. Безусловно, кто-то нуждается в большей, кто-то в меньшей степени социального взаимодействия. С точки зрения компании, все ее сотрудники являются важной частью корпоративного социального круга. Сотрудники вместе проводят по восемь часов в день; поддерживают и помогают друг другу в трудные времена; подбадривают теплым словом, когда кому-то нужна дополнительная мотивация. Когда сотрудники не видят своих коллег изо дня в день, они могут начать чувствовать себя

одинокими, что может повлиять на их вовлеченность в корпоративные процессы, снижение морального духа и уровня мотивации к добросовестному труду.

Отстраненность дистанционных работников от коллектива может быть если не полностью, то в значительной степени преодолена на основе использования digital-техно-логий, позволяющих сформировать, а затем и активно использовать сотрудниками единой коммуникационной среды компании [11]. Как это работает на практике и какие результаты можно ожидать?

Совместная команда HR- и ГГ-специалистов сформировала на предприятии АО «МОСТРАНСАВТО» единую коммуникационную digital-среду. Ее основой стал единый центр цифрового обслуживания персонала, объединивший в себе несколько локальных сервисов, имеющих самостоятельные входы в общую информационную корпоративную сеть. Используя специально разработанные приложения, сотрудники получают возможность дистанционного использования большинства корпоративных сервисов. Так доступ к HR-сервису позволяет любому сотруднику дистанционно: получить информационную поддержку от работника кадровой службы; самостоятельно спланировать и пройти обучение по одной из корпоративных обучающих программ; отправить электронный больничный лист о временной нетрудоспособности; сформировать и отправить на рассмотрение электронное заявление на предоставление (оформление) очередного или внеочередного отпуска; осуществить любую из процедур — перевода на вакантную должность, увольнения или внесения необходимого изменения в условия трудового договора. Данный центр способен и обеспечивает: программную и организационную поддержку проведения различных онлайн-мероприятий, включая конференции; наглядную демонстрацию общекорпоративных документов и информационных сообщений; организацию делового общения в корпоративных чатах; работу онлайн-площадки для приветствия новых сотрудников или поздравления коллег с праздниками и юбилеями (для этих целей разработаны специальные анимированные изображения-гифки АО «МОСТРАНСАВТО»); проведение онлайн-тимбилдингов и тренингов; поддержание «ветки сообщений» по отдельным проектам, реализуемым в компа-Наличие данного единого центра цифрового обслуживания персонала АО «МОСТРАНСАВТО» не только позволяет работникам экономить время на осуществлении, например, необходимых кадровых процедур, но и успешно реализовы-вать их дистанционно. Единая цифровая платформа поддерживает информационную среду, в которой «находится» любой из работников компании, во всегда актуализированном состоянии, обеспечивая высокое качество делового он-лайн-взаимодействия между сотрудниками, участвующими в реализации общих или разных бизнес-процессов. Единая платформа объединяет дистанционных работников, предоставляя им возможность активного участия в коллективных мероприятиях, инициированных руководством компании, но в силу обстоятельств или организационной необходимости, проводимых заочно.

Нельзя не отметить, что действенный контроль и регулирование рабочего процесса на расстоянии, позитивно сказалось на зарождении и последующем развитии у многих сотрудников функции самоконтроля. В условиях дистанционной работы самоконтроль работника проявляется в его умении отвлекаться от влияния домашнего быта и всецело погружаться в рабочий процесс. Перейдя на дистанционный труд, многие работники столкнулись с трудностью переключения с домашнего тайм-менеджмента на рабочий [6]. Результативными помощниками в решении этой проблемы

могут и должны стать приложения для трекинга времени и задач. Тайм-трекер — это компьютерное программное обеспечение, помогающее сотруднику в электронном формате фиксировать время, потраченное на выполнение задач или работу над проектом. Тайм-трекер заботится и о здоровье пользователя. Используя встроенную функцию сервис формирует напоминание пользователю о необходимости перерывов при длительной работе за компьютером. Работодатель может использовать данный сервис для проведения ревизии загруженности сотрудника.

Для создания и ведения наглядного списка запланированных задач, разработчики сегодня предлагают огромное количество онлайн-площадок с возможностью ведения чек-листов, расписанных на день/месяц/год; для любителей бумажных образцов — планеры-ежедневники, smart-планеры, обеспечивающих ведение списка запланированных дел, организованного по различным функциональным зонам и частоте выполнения; для фиксирования творческих мыслей удобно применять скетчбуки — тетради для идей и набросков.

Практика применения различных digital-сервисов как инструмента самоменеджмента позволяет сотруднику акцентировать внимание на слабых местах в своей работе; лучше выстроить рабочий процесс и как результат — повысить продуктивность и эффективность свой работы. Применение представленных сервисов существенно повышает результативность самоконтроля [4].

Еще одним ложно бытующим мнением среди многих специалистов и работодателей является затрудненность поддержания дистанционными работниками постоянной и качественной связи с клиентами компании. На практике данная задача решается достаточно просто и не требует существенных дополнительных затрат на свою реализацию. Начать решение данной задачи рекомендуется с формирования удобного для клиента, работника и работодателя графика дистанционной работы сотрудника с клиентами. В современных реалиях качество работы с клиентами нередко может быть повышено использованием всем хорошо известных онлайн-сервисов «WhatsApp», «Viber», «Telegram», «Skype» и социальных сетей.

Многие отечественные и зарубежные компании сегодня отдают предпочтение программным продуктам, работающим по принципу «открытые линии». В этом случае все каналы связи с клиентами «собираются» в одном месте, откуда направляются на нужного сотрудника и обрабатываются им. При этом сотруднику нужна всего лишь одна активная вкладка в браузере и один чат. Сотрудник отвечает в своем чате, а клиенту ответ приходит в используемый им мессен-джер. Надежным помощников в организации работы с клиентами может стать CRM-система Битрикс24, реализующая принцип открытой линии. Данную систему успешно используют в практической деятельности такие компании как X5 Retail Group, JPMorgan Chase, Target, ПАО «МТС» и ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» [2]. Использование данной системы обеспечивает ежедневную экономию 20—30 минут рабочего времени сотрудника, которые с успехом могут быть потрачены на реализацию важных корпоративных проектов [3].

При организации работы с клиентами в случае особенно важных и ответственных встреч, более целесообразным представляется их проведение в офисе заказчика или исполнителя работ. Для таких случаев в трудовом договоре сотрудника, работающего удаленно, должно быть зафиксировано точное рабочее время его обязательного присутствия на своем рабочем месте и соответствующие санкции за нарушение данного пункта договора.

Для многих сотрудников, работающих удаленно, привлекательность такой организации работы заключается и в том,

что они получают возможность формирования собственного графика работы. Удаленный сотрудник может начать работу в 7 или 10 утра — всякий раз, делая поправку на свое текущее самочувствие или принимая во внимание свойственные только ему ритмы дневной производительности. Как показала практика удаленной работы, многие сотрудники сталкиваются с проблемой определения времени окончания своего рабочего дня. Результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что 40% удаленных сотрудников отмечают серьезные сложности с завершением своего рабочего дня [7]. Когда офис сотрудника находится у него дома, высокая степень личной ответственности порой заставляет его трудиться сверх установленной законодательством продолжительности рабочего дня. Это может стать для сотрудника большой личной проблемой, которая проявляется в появлении у него определенного внутреннего дискомфорта, повышенной раздражительности и нарастании психологического напряжения.

Основываясь на личном опыте дистанционной работы и анализе практик применения дистанционных трудовых отношений в России и за рубежом, были сформулированы условия эффективной дистанционной работы:

- точная формулировка руководителем целей, которые должны быть достигнуты и задач, которые должны быть решены конкретным сотрудником с обязательным описанием используемой входной и формируемой выходной информацией;

- формирование единого центра цифрового обслуживания персонала компании, обеспечивающего высокий уровень качества коммуникаций между сотрудниками;

- применение современных digital-приложений и сервисов, обеспечивающих трекинг (отслеживание) рабочего времени, который сотрудник тратит на решение поставленных перед ним рабочих задач;

- формирование удобного для клиента, работника и работодателя графика ежедневной дистанционной работы сотрудников;

- оценка итогов деятельности сотрудника по конечному результату, а не по отработанному времени;

- применение digital-сервисов, обеспечивающих высокий уровень защиты корпоративной информации, при наличии доступа к ней сотрудников, работающих удаленно.

На рис. 1 представлена динамика изменений показателей качества и количества выполненной работы и обобщенные показатели эффективности труда сотрудников автотранспортного предприятия АО «МОСТРАНСАВТО» и научно-исследовательской компании ООО «НЕОТЕРИКА РУС», активно применяющих элементы дистанционной работы. Анализ представленных данных свидетельствует о том, что применение элементов дистанционной работы позволяет сотрудникам компаний результативно использовать свое рабочее время, плодотворно взаимодействовать с клиентами, своевременно и качественно решать поставленные перед ними рабочие задачи.

В табл. 1 представлены обобщенные количественные показатели результативности дистанционной работы сотрудников автотранспортного предприятия АО «МОСТРАНСАВТО» и научно-исследовательской компании ООО «НЕОТЕРИКА РУС», которые перешли на удаленный режим работы.

В условиях глубокой трансформации бизнеса, предполагающей применение цифровых технологий для оптимизации большинства бизнес-процессов, актуальность дистанционного труда многократно возросла. Хорошо организованная дистанционная работа не только предоставляет возможность привлекать в компанию квалифицированных работников из других регионов; сокращать расходы на аренду офисных

Рис. 1. Динамика изменений показателей качества и количества выполненной работы в АО «МОСТРАНСАВТО» и в ООО «НЕОТЕРИКА РУС»

Обобщенные показатели результативности дистанционной работы сотрудников АО «МОСТРАНСАВТО» и ООО «НЕОТЕРИКА РУС»

Таблица 1

Элемент дистанционной работы АО «МОСТРАНСАВТО» ООО «НЕОТЕРИКА РУС»

Трекинг рабочего времени при выполнении запланированных рабочих задач Приложение ZKTeco, ведение smart-планера: ежедневная экономия рабочего времени сотрудника — 28 мин . Платформа «Planner»: ежедневная экономия рабочего времени сотрудника — 22 мин.

Составление графика работы с клиентами Программа «Битрикс24»: увеличение количества обслуженных клиентов на 3 чел . Программа «Битрикс24»: увеличение количества обслуженных клиентов на 4 чел .

Оценка итогового результата работы сотрудника Приложение «Trello»: все месячные задачи выполнены качественно и в срок Платформа «Planner»: увеличение количества качественно и своевременно выполненных задач на 22%

Защита корпоративной информации от несанкционированного доступа Приложение Microsoft Office 365 — за время удаленной работы не зафиксирована утечка корпоративной информации по вине сотрудников, работающих удаленно

Участие сотрудников компании, работающих удаленно, в коллективных корпоративных мероприятиях (по итогам апреля 2020 г.) На площадке Единого центра цифрового обслуживания персонала компании: 80% сотрудников приняли участие в двух онлайн-тимбилдингах; 100% сотрудников — в трех тренингах; проведено 16 видеоконференций; 79% сотрудников компании ежедневно пользуются услугами Центра Ежедневно активными пользователями Единого центра цифрового обслуживания персонала являются 83% сотрудников компании; проведено 11 видеоконференций

Источник: составлено авторами

помещений, организацию рабочих мест и оплату коммунальных услуг. Сегодня руководители ведущих российских и зарубежных компаний заинтересованы в поиске новых эффективных способов построения внутренних и внешних коммуникаций, технологий автоматизации сложных бизнес-процессов, способных повысить конкурентоспособность компании на рынке, поднять уровень трудовой и исполнительской дисциплины.

Накопленный отечественными компаниями положительный опыт организации удаленной работы своих сотрудников свидетельствует о том, что данный вид трудовых отношений способен самым серьезным образом изменить российскую модель рынка труда, обеспечив высокие темпы экономического роста в условиях, когда сырьевая экономика все реже считается специалистами основным драйвером развития.

литература

1. Свистунов В.М., Коновалова В.Г., Лобачев В.В. Цифрови-зация — ключевой фактор трансформации рынка труда // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. — 2020. — № 1 (46). — С. 5-13.

2. Митрофанова Е.А, Шаблин А.В. Управление текучестью персонала промышленного предприятия: методический подход // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. — 2018. — № 5 (38). — С. 9-14.

3. Верещагина К.В. Дистанционный труд. Организация электронного документооборота в кадровом делопроизводстве. — Москва: Русаинс, 2017. — 216 с.

4. Конобевцев Ф.Д., Каштанова Е.В., Лобачева А.С. Информационная система университета: современное состояние и задачи развития (Университетская информационная система: современное состояние и задачи развития) / / Международная научно-практическая конференция «Современные тенденции управления и цифровая экономика: от регионального развития к глобальному экономическому росту». MTDE 2019. С. 676-679.

5. Михеенкова Т.А., Морозова К.В., Лобачева А.С. Отношение сотрудников организаций к удаленной работе / / Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. — 2020. — № 1(46). — С. 54-60

6. Малышев А.А. Эволюция практики удаленной работы в России и за рубежом // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. — 2018. — № 3 (27). — С. 33-40.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Осовицкая Н.А. HR digital. Практика лучших работников. — Санкт-Петербург : Питер, 2018. — 416 с.

8. Andrew Hughes. 7 Ways A Custom Mobile Learning Solution Can Empower A Remote Workforce. [Electronic resource] eLear-ning industry, May, 2019 — URL: https://elearningindustry. com/custom-mobile-learning-solution-empower-remote-workforce-7-ways (accessed 21 April 2020).

9. Фрайд Д., Хенссон Д. REMOTE: офис не обязателен. — Москва: Манн, Иванов и Фебер, 2014. — 160 с.

10. Коновалова В.Г. Применение теории поведенческого «подталкивания» в управлении персоналом: новые возможности // В сборнике: «Актуальные вопросы управления персоналом и экономики труда: материалы V научно-практической конференции». — Москва: Издательский дом ГУУ, 2019. — С. 100-104.

11. Нагибина Н.И., Имамутдинова О.Р., Дятлова А.А. Удаленная работа: эволюция, анализ, перспективы // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. — 2019. — № 4 (43). — С. 50-59.

references

1. Svistunov V.M., Konovalova V.G., Lobachev V.V. Cifrovi-zaciya — klyuchevoj faktor transformacii ry'nka truda [Digi-talization is a key factor in transforming the labor market]. Upravlenie personalom i intellektualnymi resursami v Rossii [Personnel and intellectual resources management in Russia]. I. 1(46), 2020, рр. 5-13.

2. Mitrofanova E.A, Shablin A.V. Upravlenie tekuchest'yu per-sonala promy'shlennogo predpriyatiya: metodicheskij podxod [Control of fluidity of the personnel of industrial enterprises: methodological approach]. Upravlenie personalom i intellektualnymi resursami v Rossii [Personnel and intellectual resources management in Russia]. I. 5(38), 2018, рр. 9-14.

3. Vereshchagina K.V. Distancionnyj trud. Organizaciya e'lektron-nogo dokumentooborota v kadrovom deloproizvodstve [Remote labor. Organization of electronic document management in HR records management]. Moscow, Rusains Publ., 2017. 216 р.

4. Konobevcev F.D., Kashtanova E.V., Lobacheva A.S. Informa-cionnaya sistema universiteta: sovremennoe sostoyanie i zada-chi razvitiya (Universitetskaya informacionnaya sistema: sovre-mennoe sostoyanie i zadachi razvitiya) [University information system: current state and development challenges (University information system: current state and development chal-

lenges)]. Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferen-ciya «Sovremenny'e tendencii upravleniya i cifrovaya e'konomika: ot regionalnogo razvitiya kglobalnomu e'konomicheskomu rostu» [International scientific and practical conference "Modern management trends and digital economy: from regional development to global economic growth"]. Moscow, MTDE Publ., 2019, pp. 676-679.

5. Mixeenkova T.A., Morozova K.V., Lobachyova A.S. Otno-shenie sotrudnikov organizacij k udalennoj rabote [Attitude of employees of organizations to remote work]. Upravlenie personalom i intellektualnymi resursami v Rossii [Personnel and intellectual resources management in Russia]. 2020, I. 1(46), pp. 54-60.

6. Malyshev A.A. Evolyuciya praktiki udalennoj raboty v Rossii i za rubezhom [The evolution of the practice of remote work in Russia and abroad]. Vestnik Sibirskogo instituta biznesa i in-formacionnyh tekhnologij [Bulletin of the Siberian Institute of Business and Information Technology]. I. 3 (27), 2018, pp. 33-40.

7. Osovitskaya N.A. HR digital. Praktika luchshix rabotnikov [HR digital. Practice of the best employees]. St. Petersburg, Piter Publ., 2018. 416 p.

8. Andrew Hughes. 7 Ways A Custom Mobile Learning Solution Can Empower A Remote Workforce. [Electronic resource] eLear-ning industry, May, 2019. Available at: https://elearningindustry. com/custom-mobile-learning-solution-empower-remote-workforce-7-ways (accessed 21 April 2020).

9. Frajd D., Xensson D. REMOTE: ofis ne obyazatelen [REMOTE: office not required]. Moscow, Mann, Ivanov i Feber Publ., 2014. 160 p.

10. Konovalova V.G. Primenenie teorii povedencheskogo «pod-talkivaniya» v upravlenii personalom: novy'e vozmozhnosti [Applying the theory of behavioral «nudging» in personnel management: new opportunities]. «Aktualny'e voprosy'upravleniya personalom i ekonomiki truda: materialy' V nauchno-prakticheskoj konferencii» ["Actual issues of personnel management and labor Economics: materials of the V scientific and practical conference"]. Moscow, GUU Publ., 2019, pp. 100-104.

11. Nagibina N.I., Imamutdinova O.R., Dyatlova A.A. Udalennaya rabota: evolyuciya, analiz, perspektivy [Remote work: evolution, analysis, prospects]. Upravlenie personalom i intellektu-al'nymi resursami v Rossii [Personnel and intellectual resources management in Russia]. I. 4(43), 2019, pp. 50-59.

Чепмен Г., Уайт П.

5 языков признательности на работе

М.: Бомбора, 2020, 304 с.

Многие слышали о мировом бестселлере Гэри Чепмена «5 языков любви» — но мало кто знает, что те же принципы можно использовать и в рабочих отношениях.

Задумайтесь, чувствуете ли вы себя ценным работником в глазах коллег? А может, сами хотите похвалить кого-то, но испытываете сомнения и неловкость ? В результате человек, которым вы восхищаетесь, так и не узнает об этом! С помощью этой книги вы сможете подобрать ключи к каждому, и неважно, кто вы: руководитель компании или рядовой сотрудник. Вы узнаете, что, например, бренд-менеджеру нужно сказать несколько одобряющих слов, главному бухгалтеру — уделить полчаса времени, а специалист отдела безопасности оценит ваше крепкое рукопожатие. Однако если преподнести подарок человеку, который просто ждал помощи, — он скорее расстроится, чем почувствует ваше расположение. Чтобы не допустить подобного, необходимо разобраться, на каком языке признательности говорит ваш коллега. Таким образом, вы не только научитесь выражать искреннюю благодарность, но также создадите теплые отношения в коллективе и повысите свой уровень удовлетворенности работой. Ведь только человек, умеющий ценить других, способен добиться невероятных высот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.