13. Семенова Н.Н. Кластеризация - новое явление в мировой экономике и политике. Электронный ресурс: www.nikst.ru, 2008.
14. Сутырин С.Ф., Филиппов П.Н. Кластеры конкурентоспособности Финляндии // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2004. - Сер. 5. - Вып. 1 (№ 5).
15. Семенова Н.Н. Кластеризация - новое явление в мировой экономике и политике. Электронный ресурс: www.nikst.ru, 2008.
16. Шевченко И.К., Развадовская Ю.В. Анализ структурно-динамической интенсивности развития отраслей промышленного сектора экономики // Инженерный вестник Дона. - 2012. - № 4/2. http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n4p2y2012/1287.
17. Федотова А.Ю. Промышленные кластеры и переход к новому технологическому укладу: исторический аспект и перспективные тенденции // Электронный журнал: Инженерный вестник дона. - 2012. - № 4/2.
Статью рекомендовал к опубликованию д.э.н., профессор О.Г. Андрющенко.
Шевченко Инна Константиновна - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»; e-mail: [email protected]; г. Таганрог, 14-й переулок, 68; тел.: 89281949013; декан факультета управления в экономических и социальных системах; д.э.н.
Развадовская Юлия Викторовна - e-mail: [email protected]; 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44; тел.: 89281819261; кафедра инноватики и экономического проектирования; ассистент; к.э.н.
Федотова Анна Юрьевна - e-mail: [email protected]; тел.: 88634371742, 89289116054; кафедра инноватики и экономического проектирования; к.э.н.; доцент.
Shevchenko Inna Konstantinovna - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail: [email protected]; 68, 14 lane, Taganrog, Russia; phone: +79281949013; dean of the faculty of management in the economic and social systems; dr. of ec. sc.
Razvadovskaya Yulia Viktorovna - e-mail: [email protected]; 44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia; phone: +79281819261; the department of innovation and economic design; cand. of ec. sc.; assistant.
Fedotova Anna Yur'evna - e-mail: [email protected]; phone: +78634371742, +79289116054; the department of innovation and economic design; cand. of ec. sc.; associate professor.
УДК 338
М.Р. Бечвая
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОГО СЕКТОРА В СОЦИАЛЬНОЙ
СФЕРЕ РЕГИОНА*
Одной из важных проблем социально-экономического развития в настоящее время является реформирование бюджетного сектора в социальной сфере, которое позволит провести комплексную реорганизацию процесса финансирования бюджетных учреждений в процессе финансового обеспечения задания учредителя своим подведомственным учреждениям с учетом заданных критериев качества оказываемых услуг или выполняемых работ как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Бюджетный сектор; социальные услуги.
*
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований «Факторы и пути преодоления неравномерности социальноэкономического развития регионов в условиях реформирования бюджетного сектора», проект № 13-32-01256.
M.R. Bechvaya TRENDS OF BUDGET SECTOR IN SOCIAL REGION
One of the important problems of socio-economic development at the present time is the reform of the public sector in the social sphere, which will allow for a comprehensive restructuring of the financing of public institutions in the financial support of its parent tasks institutions subordinated to the defined criteria of quality of service or work performed at both the federal and regional levels.
Budget sector; social services.
Для оптимизации форм участия государства в оказании социально значимых услуг учреждениями бюджетного сектора и выделения инновационного сегмента в бюджетном секторе был принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от
08. 05. 2010 г. № 83-ФЗ [1]. Основной целью данного закона являлась оптимизация сети государственных (муниципальных) учреждений и их реструктуризация для повышения качества и доступности социально значимых услуг, эффективности их предоставления с учетом имеющейся транспортной инфраструктуры, системы расселения и демографической ситуации в регионах. Наиболее значимую часть данного сектора составляют учреждения отраслей социальной сферы: здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта, которые составляют около 70 % от общего числа учреждений рассматриваемого сектора.
Рассматривая тенденции развития бюджетного сектора в социальной сфере можно выделить несколько этапов его реформирования. Начиная с 2003 года, данные реформы приобрели широкомасштабный характер, направленные на оптимизацию действующей сети учреждений, уточнение правового статуса и реорганизацию бюджетных учреждений, а также для перехода к новым формам финансового обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг. Ряд направлений и мер в данной области был систематизирован в материале Министерства финансов России «Принципы реструктуризации бюджетного сектора в Российской Федерации в 2003-2004 гг. и на период до 2006 г.». В связи с чем был принят Федеральный закон от 03. 11. 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» [2], который предусматривал введение, наряду с бюджетными, еще одного типа государственного (муниципального) учреждения, т.е. автономного. Но на протяжении почти четырех лет по данным Министерства финансов России статус автономных учреждений получили только 3,8 % учреждений социальной сферы субъектов Российской Федерации и 1,5 % муниципальных учреждений данной сферы.
Федеральный закон от 08. 05. 2010 г. № 83-ФЗ закрепил статус трех типов государственных (муниципальных) учреждений (автономные, бюджетные и казенные) [3]. При выборе оптимального типа государственного (муниципального) учреждения органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления руководствовались Порядком создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов и внесения в них изменений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26. 07. 2010 г. № 539 [4], Распоряжением Правительства РФ от 07. 09. 2010 г. № 1505-р [5]. Отличительные признаки типов государственных (муниципальных) учреждений представлены в табл. 1.
Таблица 1
Отличительные признаки типов государственных (муниципальных)
учреждений
Отличительный признак Тип учреждения
Казенное учреждение Бюджетное учреждение Автономное учреждение
1. Финансовое обеспечение На основании бюджетной сметы. Субсидии и бюджетные кредиты учреждению не предоставляются Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и иные цели Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и иные цели
2. Операции с находящимися в распоряжении учреждения средствами Осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые в соответствии с БК РФ в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) Осуществляет операции с находящимися в распоряжении средствами через лицевые счета, открываемые в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ Осуществляет операции с находящимися в распоряжении средствами через банковские счета, открытые в кредитных организациях или через лицевые счета, открываемые в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований
3. Особенности совершения отдельных сделок Не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги Не вправе совершать сделки с ценными бумагами и размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях. Крупные сделки совершаются с предварительного согласия органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя Крупные сделки совершаются с предварительного одобрения наблюдательного совета учреждения
4. Осуществление приносящей доходы деятельности и распоряжение доходами (средствами), полученными от указанной деятельности Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую
Отличительный признак Тип учреждения
Казенное учреждение Бюджетное учреждение Автономное учреждение
поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения
5. Ответственность учреждения Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества
6. Ответственность собственника по обязательствам учреждения Субсидиарная ответственность собственника при недостаточности у учреждения денежных средств Собственник не несет ответственности за обязательства учреждения Собственник имущества не несет ответственности за обязательства учреждения
7. Ведение бухгалтерского учета Ведется бюджетный бухгалтерский учет Ведется бюджетный бухгалтерский учет Ведется коммерческий бухгалтерский учет
8. Участие в бюджетном процессе Является участником бюджетного процесса -получателем бюджетных средств Не является участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств Не является участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств
Для обоснования типа учреждений, учредителю необходимо провести анализ сети подведомственных учреждений, с точки зрения их социальной значимости, экономического и управленческого потенциала, наличия рынка услуг, в том числе предоставляемых на платной основе, готовности руководства учреждений к работе в новых условиях. Именно эти факторы должны являться критериями выбора оптимального типа учреждений.
Реформы, проходившие 2004-2010 гг., сопровождались резким увеличением бюджетного финансирования отраслей социальной сферы. В данный период расходы на образование в номинальном выражении выросли в 3,2 раза, реальном выражении в 1,9 раза, при этом за последние два года бюджетные расходы на образование с учетом инфляции снижались, что происходило и остальных отраслях социальной сферы. По данным Росстата среднемесячная заработная плата работников образования в 2011 г. составила 66,7 % к среднемесячной заработной плате по экономике, работников здравоохранения и предоставления социальных услуг -74,2 %, работников культуры и спорта - 76 % (табл. 2).
Таблица 2
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организации по видам экономической деятельности [6]
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата 2007 2008 2009 2010 2011
Всего в экономике, руб. 13593 17290 18638 20952 23693
Образование, руб. 8778 11317 13294 14075 15816
Здравоохранение и предоставление социальных услуг, руб. 10037 13049 14820 15724 17588
Отношение з/п в экономике к з/п в сфере образования, % 64,5 65,5 71 67 66,7
Отношение з/п в экономике к з/п в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг, % 73,8 75,5 79,5 75 74,2
Сохранение низкого уровня оплаты труда препятствует притоку в отрасли социальной сферы молодых специалистов, а также квалифицированных управленческих кадров.
Таблица 3
Распределение численности профессорско-преподавательского персонала государственных и муниципальных высших учебных заведений по возрастным группам (тыс. чел.) [6]
Учебный Численность В том числе в возрасте, лет
год (штатного) до 30 30- 40- 50- 60- более
персонала 39 49 59 65 65
2004/05 313,6 50,9 57,0 67,2 72,1 33,1 33,3
2006/07 334,0 53,0 65,6 66,4 76,0 31,3 41,8
2008/09 341,1 49,3 72,8 63,3 74,1 34,6 47,0
С целью решения поставленных проблем развития бюджетного сектора в социальной сфере, таких как низкий уровень заработной платы [7], старение трудовых ресурсов, а также для повышения качества предоставляемых ими услуг, в 2012 г. Президентом Российской Федерации был издан ряд Указов, представленных в табл. 4.
Таблица 4
Основные цели Указов Президента РФ мая 2012 г.
Указ Основная цель
Указ Президента Российской Федерации от 07. 05 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" [8] Совершенствование государственной с оциальной политики, в отношении увеличения заработной платы работников бюджетного сектора (сфер образования, культуры, здравоохранения), повышения качества предоставляемых услуг, путем их независимой оценки
Указ Президента Российской Федерации от 07. 05. 2012 г. № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" [9] Совершенствование государственной политики в сфере здравоохранения, направленной на сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, увеличение продолжительности их жизни
Указ Президента Российской Федерации от 07. 05. 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" [10] Совершенствование государственной по литики в области образования и науки и подготовки квалифицированных специалистов с учетом требований инновационной экономики
Указ Президента Российской Федерации от 07. 05. 2012 г. № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" [11] Улучшение жилищных условий граждан Ро ссийской Федерации, дальнейшее повышение доступности жилья и качества жилищно-коммунальных услуг
Указ Президента Российской Федерации 07. 05. 2012 г. № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" [12] Повышение уровня удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг, создание единого ресурса в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов
Указ Президента Российской Федерации от 07. 05. 2012 г. № 602 "Об обеспечении межнационального согласия" [13] Укрепление единства многонационального народа Российской Федерации и обеспечение условий для его полноправного развития
В рамках исполнения данных Указов, органам государственной власти необходимо разработать предложения об использовании в отдельных отраслях бюджетного сектора экономики механизма персонифицированного финансирования, с учетом специфики социально -экономического развития регионов. Данный механизм является прямым инструментом управления экономикой региона, который позволит сгладить неравномерность социально -экономического развития территорий.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 08. 05. 2010 г. № S3^3.
2. Федеральный закон от 0З. 11. 2006 г. № 174-Ф3 «Об автономных учреждениях».
3. О ходе реализации Министерством образования и науки Российской Федерации Федерального закона от 08. 05. 2010 г. № S3^3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // Вопросы реализации Федерального закона от 08. 05. 2010 г. № S3^3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»: Тематический сборник. - М.: ЛЕНАНД, 2011.
4. Постановлением Правительства РФ от 26. 07. 2010 г. № 539.
5. Распоряжением Правительства РФ от 07. 09. 2010 г. № 1505-р.
6. Россия в цифрах - 2011г. //Статистический сборник. Электронный ресурс: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_11/IssWWW.exe/Stg/d1/07-07.htm.
7. Бечвая М.Р., Кулешова К.Г. Управление совершенствованием системы оплаты труда сотрудников высших учебных заведений: теоретико-прикладной аспект // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2011. - № 11 (124). - С. 12-17.
8. Указ Президента Российской Федерации от 07. 05. 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
9. Указ Президента Российской Федерации от 07. 05. 2012 г. № 59S "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения".
10. Указ Президента Российской Федерации от 07. 05. 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".
11. Указ Президента Российской Федерации от 07. 05. 2012 г. № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг".
12. Указ Президента Российской Федерации 07. 05. 2012 г. № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления".
13. Указ Президента Российской Федерации от 07. 05. 2012 г. № 602 г. Москва "Об обеспечении межнационального согласия".
Статью рекомендовал к опубликованию д.э.н., профессор О.Г. Андрющенко.
Бечвая Мария Раджевна - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»; [email protected]; 34792S, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44; тел.: 88бЗ4З71742; кафедра экономики предприятия; ассистент.
Bechvaya Mariya Radgevna - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail: [email protected]; 44, Nekrasovskiy, Taganrog, З47928, Russia; phone: +78бЗ4З71742; the department of business economics; assistant.