Научная статья на тему 'Изменение типов бюджетных учреждений в рамках развития реформы бюджетного процесса в России'

Изменение типов бюджетных учреждений в рамках развития реформы бюджетного процесса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
351
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / АВТОНОМНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / РАСХОДЫ / ДОХОДЫ / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / РЕЗУЛЬТАТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малиновская О. В., Скобелева И. П.

В статье представлена характеристика новых типов государственных (муниципальных) учреждений, идущих на смену существующим, что обусловлено становлением и развитием бюджетирования, ориентированного на результат, как модели управления бюджетным процессом в Российской Федерации. Идентифицированы причины трансформации и дальнейшего развития этих учреждений, обусловливающие необходимость развития рыночных основ в социальной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменение типов бюджетных учреждений в рамках развития реформы бюджетного процесса в России»

Бюджетная система

Удк 336(470 + 571)

изменение типов бюджетных учреждений в рамках развития реформы бюджетного процесса в России

о. в. малиновская,

доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита E-mail: ifinansy@yandex. ru

и. п. Скобелева,

доктор экономических наук, заведующая кафедрой финансов и кредита E-mail: [email protected] санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций

В статье представлена характеристика новых типов государственных (муниципальных) учреждений, идущих на смену существующим, что обусловлено становлением и развитием бюджетирования, ориентированного на результат, как модели управления бюджетным процессом в Российской Федерации. Идентифицированы причины трансформации и дальнейшего развития этих учреждений, обусловливающие необходимость развития рыночных основ в социальной сфере.

Ключевые слова: бюджет, автономные учреждения, расходы, доходы, бюджетирование, результат.

Повышение эффективности бюджетных расходов — ключевая цель концепции и практики бюджетирования, ориентированного на результат (БОР). Проводимая в рамках БОР трансформация бюджетных учреждений впервые предусматривает дихотомию целевых ориентиров их функционирования: оптимизацию расходов учреждений и создание условий для использования потенциала роста их доходов.

Таким образом, приоритет трансформации бюджетных учреждений не ограничивается исклю-

чительно экономией бюджетных расходов. Более того, государственные расходы на сферу деятельности этих учреждений не сокращаются.

В настоящее время присутствие государства в российской экономике беспрецедентно высоко. По разным оценкам, оно составляет от 50 до 70 %. Существенное место в данной сфере принадлежит бюджетному сектору, до последнего времени развивающемуся на принципах административной экономики. Это определяет доминирующую роль трансформации бюджетного сектора, необходимость включения механизма рынка в его деятельность [1].

Правовые условия для развития бюджетной сферы в рамках современного этапа осуществляемой административной реформы определены Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» [3] и программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на

период до 2012 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30.06.2010 № 1101-р [4].

Данные законодательные инициативы содержат решения, связанные с проблемой оптимизации сети государственных и муниципальных бюджетных учреждений и повышения эффективности их деятельности.

В соответствии с современной концепцией развития государственного сектора государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом РФ и муниципальным образованием.

Включение рыночной составляющей в деятельность государственных и муниципальных учреждений предполагает в первую очередь решение принципиально значимой проблемы — обеспечения транспарентности их функционирования как качественной информационной основы эффективного управления бюджетными расходами в данном сегменте государственного сектора экономики России.

В рамках решения этой проблемы новые нормативно-правовые акты предусматривают открытость и доступность широкого спектра документов, отражающих основные параметры создания, функционирования и развития государственных и муниципальных учреждений. В число таких документов входят:

— устав государственного (муниципального) учреждения, в том числе внесенные в него изменения;

— свидетельство о государственной регистрации государственного (муниципального) учреждения;

— решение учредителя о создании государственного (муниципального) учреждения;

— решение учредителя о назначении руководителя государственного (муниципального) учреждения;

— положения о филиалах, представительствах государственного (муниципального) учреждения;

— план финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с требованиями, установленными Министерством финансов РФ;

— годовая бухгалтерская отчетность государственного (муниципального) учреждения;

— сведения о проведенных в отношении государственного (муниципального) учреждения контрольных мероприятиях и их результатах;

— государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ).

Включение механизма рынка, обусловливающего развитие конкуренции в государственном секторе как фундамента достижения эффективности, достигается прежде всего введением нового инструмента управления рассматриваемым сектором — государственного (муниципального) задания на оказание услуг (выполнение работ), а также актуализацией формата, содержания, порядка разработки плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения.

Цели развития государственных (муниципальных) учреждений состоят в том, чтобы создать условия и стимулы для:

— сокращения внутренних издержек бюджетных учреждений;

— реализации потенциала привлечения ими внебюджетных средств;

— расширения самостоятельности учреждений бюджетного сектора, прежде всего финансовой;

— повышения ответственности за конечные результаты деятельности учреждений при сохранении социальной ответственности государства за те секторы экономики, где полномасштабное действие рыночных механизмов и коммерциализация деятельности нецелесообразны.

В соответствии с этими целями существующие бюджетные учреждения, спектром основной деятельности которых является предоставление государственных (муниципальных) услуг, трансформируются в инновационные типы учреждений — казенные, новые бюджетные и автономные.

Основу создания каждого типа учреждений формирует институт учредительства. Функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией, ее субъектом, а также муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.

Изменение правового статуса бюджетных учреждений ведет к изменению финансового обеспечения их деятельности, изменению имущественных прав, организационных механизмов их функционирования и представляет собой финансово-экономическую либерализацию существующих бюджетных учреждений во всех сферах их деятельности. Названные новые типы бюджетных

учреждений различаются степенью финансовой самостоятельности и ответственности, адекватной решаемым ими задачам.

Казенное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения

осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Ключевые особенности и параметры функционирования такого учреждения представлены в табл. 1.

Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образо-

Таблица 1

Основные параметры функционирования казенного учреждения

Параметр Характеристика

Спектр деятельности Казенное учреждение как государственное (муниципальное) учреждение осуществляет предоставление государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и/или исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления. Основной деятельностью казенного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений

Основа функционирования (цель деятельности) Выполнение государственного задания по предоставлению государственных (муниципальных) услуг, разработчиком которого являются учредители (орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления), осуществляющие бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. При составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения используются показатели государственного (муниципального) задания

Финансовое обеспечение деятельности (финансовые источники обеспечения деятельности) На этапе планирования финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений. Бюджетная деятельность: — финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета (федерального, регионального, местного и внебюджетных фондов), на основании бюджетной сметы; — казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти, органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств; — казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ. Внебюджетная деятельность: — казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, если таковая определена его учредительными документами; — доходы, полученные от этого вида деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации; — для отражения на соответствующих лицевых счетах учреждений, являющихся получателями бюджетных средств, операций со средствами, полученными от платных услуг и иной приносящей доход деятельности, применяются являющиеся едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группа «Доходы от приносящей доходы деятельности» и входящие в нее следующие подгруппы доходов бюджетов: а) доходы от собственности по приносящей доходы деятельности; б) рыночные продажи товаров и услуг; в) безвозмездные поступления от приносящей доходы деятельности; г) целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей

Окончание табл. 1

Параметр Характеристика

Ограничения по источникам финансового обеспечения деятельности Учреждение не имеет права на предоставление и получение кредитов (займов), в том числе бюджетных ссуд и кредитов, приобретение ценных бумаг. Казенное учреждение не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц

Имущественные отношения С даты создания казенного учреждения имущество, закрепленное за соответствующим государственным (муниципальным) учреждением, без принятия дополнительного решения в отношении указанного имущества признается закрепленным за казенным учреждением на праве оперативного управления. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества

Ликвидация учреждения Принятие решения о ликвидации и проведение ликвидации казенного учреждения осуществляются в порядке, установленном: — Правительством Российской Федерации — в отношении федерального казенного учреждения; — высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — в отношении казенного учреждения субъекта Российской Федерации; — местной администрацией муниципального образования — в отношении муниципального казенного учреждения. При ликвидации казенного учреждения кредитор не вправе требовать досрочного исполнения соответствующего обязательства, а также прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков. Имущество учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с федеральными законами не может быть обращено взыскание по обязательствам учреждения, передается ликвидационной комиссией собственнику соответствующего имущества

вания, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах [2]. Ключевые особенности и параметры функционирования такого учреждения представлены в табл. 2.

Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта [2]. Основные характеристики учреждения представлены в табл. 3.

Представленная в таблицах идентификация общих черт и специфики новых типов бюджетных

Основные параметры функцион

учреждений свидетельствует о существенных различиях в уровнях финансовой самостоятельности и ответственности отдельных типов учреждений при обеспечении сбалансированности такой самостоятельности и ответственности для каждого типа учреждений. В рамках единства приоритетности государственного (муниципального) задания как нового инструмента реализации государственной политики для всех типов учреждений схема их финансового обеспечения существенно различна, что отражает потенциально возможный и целесообразный уровень внедрения «рыночных правил» в деятельность казенных, новых бюджетных и автономных учреждений, который повышается от первого типа к третьему.

Необходимо отметить, что в качестве доминирующих форм финансового обеспечения основной деятельности новых бюджетных и автономных учреждений и их развития выступают субсидии

Таблица 2

звания бюджетного учреждения

Параметр Характеристика

Спектр деятельности учреждения Выполнение всех видов деятельности бюджетного учреждения осуществляется в соответствии с государственными заданиями, формируемыми учредителями бюджетной организации, к которым относятся государственные, муниципальные органы и другие учредители. Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного задания. Основной деятельностью бюджетного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений

Продолжение табл. 2

Параметр Характеристика

Финансовое обеспечение деятельности (финансовые источники обеспечения деятельности) Бюджетная деятельность Финансовое обеспечение деятельности бюджетного учреждения осуществляется на основе субсидий соответствующего бюджета в соответствии с подушевым нормативом финансирования при реализации государственного задания. Первоначальные нормативы затрат на оказание федеральным бюджетным учреждением, тип которого не изменяется, услуг физическим и (или) юридическим лицам определяются федеральным органом исполнительной власти — главным распорядителем средств федерального бюджета в отношении каждого из подведомственных ему бюджетных учреждений исходя из размера бюджетных ассигнований, определенных на обеспечение деятельности федерального бюджетного учреждения в 2010 г. с возможным увеличением нормативов на содержание вновь вводимых в 2011 г. объектов социальной сферы. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным учреждениям на иные цели. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. Финансовое обеспечение деятельности осуществляется и на основе предоставления бюджетных инвестиций бюджетному учреждению, которые влекут соответствующее увеличение стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления бюджетного учреждения. Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством. Внебюджетная деятельность Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренные его учредительными документами и обеспечивающие дополнительные источники финансирования его деятельности. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения. Для отражения на соответствующих лицевых счетах бюджетных учреждений, являющихся получателями бюджетных средств, операций со средствами, полученными от платных услуг и иной приносящей доход деятельности, применяются являющиеся едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группа «Доходы от приносящей доходы деятельности» и входящие в нее следующие подгруппы доходов бюджетов: а) доходы от собственности по приносящей доходы деятельности; б) рыночные продажи товаров и услуг; в) безвозмездные поступления от приносящей доходы деятельности; г) целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей. Бюджетное учреждение вправе с согласия собственника передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежные средства и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества. В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, бюджетное учреждение вправе вносить имущество в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или иным образом передавать им это имущество в качестве их учредителя или участника

Ограничения по источникам финансирования Бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами

Имущественные отношения Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Собственником имущества являются Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование. Земельный участок, необходимый для выполнения бюджетным учреждением его функций, предоставляется учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Окончание табл. 2

Параметр Характеристика

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным закрепленным за ним имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. До принятия решения об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества бюджетное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется

Руководитель учреждения (полномочия учредителя) Орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, при заключении трудового договора с руководителем бюджетного учреждения предусматривает в нем: — права и обязанности руководителя; — показатели оценки эффективности и результативности его деятельности; — условия оплаты труда руководителя; — срок действия трудового договора, если такой срок установлен учредительными документами бюджетного учреждения; — условие о расторжении трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом РФ при наличии у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения, установленные органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя

Ликвидация учреждения Принятие решения о ликвидации и проведение ликвидации бюджетного учреждения осуществляются в порядке, установленном: — Правительством Российской Федерации — в отношении федерального бюджетного учреждения; — высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации — в отношении бюджетного учреждения субъекта РФ; — местной администрацией муниципального образования — в отношении муниципального бюджетного учреждения

Таблица 3

Основные параметры функционирования автономного учреждения

Параметр Характеристика

Спектр деятельности учреждения Выполнение видов деятельности автономного учреждения осуществляется в соответствии с государственными заданиями, формируемыми учредителями автономной организации, к которым относятся государственные, муниципальные органы и другие учредители. Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с государственным (муниципальным) заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг. Показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания автономным учреждением. Функции и полномочия учредителя федерального автономного учреждения, созданного путем изменения типа существующего федерального бюджетного учреждения, реализует федеральный орган исполнительной власти, осуществлявший функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, тип которого был изменен. Функции и полномочия учредителя регионального автономного учреждения, созданного путем изменения типа существующего регионального бюджетного учреждения, реализует региональный орган исполнительной власти, осуществлявший функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, тип которого был изменен.

Продолжение табл. 3

Параметр Характеристика

Функции и полномочия учредителя муниципального автономного учреждения, созданного путем изменения типа существующего муниципального бюджетного учреждения, реализует муниципальный орган исполнительной власти, осуществлявший функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, тип которого был изменен

Финансовое обеспечение деятельности Бюджетная деятельность Финансовое обеспечение деятельности осуществляется в виде субсидий, предоставленных автономным учреждениям для выполнения государственного задания. Размер субсидий соответствует нормативу, рассчитанному для бюджетных организаций. Финансовое обеспечение деятельности также может осуществляться на основе субсидий на иные цели, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности осуществляется и на основе предоставления бюджетных инвестиций автономному учреждению, которые влекут соответствующее увеличение стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления автономного учреждения. Внебюджетная деятельность Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Перечень видов внебюджетной деятельности не ограничен. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения. Автономное учреждение вправе с согласия своего учредителя вносить имущество, в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника (за исключением объектов культурного наследия народов Российской Федерации, предметов и документов, входящих в состав Музейного фонда РФ, Архивного фонда РФ, национального библиотечного фонда). Открытие и ведение лицевых счетов автономным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства осуществляется в порядке, установленном Федеральным казначейством на основании соглашений, заключенных учредителями автономных учреждений с территориальными органами Федерального казначейства. Открытие и ведение лицевых счетов автономным учреждениям в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) осуществляется в порядке, установленном финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования). Автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, вправе открывать счета в кредитных организациях или лицевые счета соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований

Имущественные отношения Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Земельный участок, необходимый для выполнения автономным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования

Управление учреждением Высшим органом управления является наблюдательный совет. Количество представителей государственных органов и органов местного самоуправления в составе наблюдательного совета не должно превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения, при этом не менее половины из числа представителей государственных органов и органов местного самоуправления составляют представители органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения. Управление текущей деятельностью автономного учреждения осуществляет его руководитель. Руководитель автономного учреждения участвует в заседаниях наблюдательного совета автономного учреждения с правом совещательного голоса. Полномочия члена наблюдательного совета автономного учреждения, являющегося представителем государственного органа или органа местного самоуправления и состоящего с этим органом в трудовых отношениях: — прекращаются досрочно в случае прекращения трудовых отношений; — могут быть прекращены досрочно по представлению указанного государственного органа или органа местного самоуправления

Окончание табл. 3

Параметр Характеристика

Ликвидация учреждения Принятие решения о ликвидации и проведение ликвидации автономного учреждения осуществляются в порядке, установленном: — Правительством Российской Федерации в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности; — высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ; — местной администрацией муниципального образования в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности

и бюджетные инвестиции (пришедшие на смену бюджетным сметам). Характер их формирования и величина предполагают развитие конкурентных начал и эффективность выполнения государственного задания.

Важно отметить, что внедряемые модели новых бюджетных и автономных учреждений создают возможности для их дальнейшего развития. Прежде всего в направлении расширения института субсидий путем использования в его рамках таких актуальных и эффективных инструментов развития социальной сферы, как государственно-частное партнерство и эндаумент (целевой капитал) с целью привлечения бизнеса к софинансированию деятельности этих учреждений.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Бердашкевич А, Сафаралиева С. О статусе учреждений науки // Инвестиции в России. 2010. № 7.

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-Ф3.

4. Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г.: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2010 № 1101-р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.