Бюджетная политика
РЕОРГАНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
И. Ю. ГАРНОВ, генеральный директор ООО «Аудиторская компания «Интера»
Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон № 83-Ф3) направлен на повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг при сохранении (либо снижении темпов роста) расходов бюджетов на их предоставление путем создания условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансового обеспечения.
Основные цели Закона № 83-Ф3 обусловлены необходимостью решения следующих задач:
• создание предпосылок для повышения качества государственных и муниципальных услуг;
• внедрение элементов рыночности в деятельность государственных (муниципальных) учреждений;
• переориентация внимания учреждений с обоснования потребности в бюджетных ресурсах и затем их освоения с максимальным учетом интересов потребителей услуг;
• ускорение реструктуризации бюджетного сектора и формирование условий для более полной практической реализации подходов, заложенных в федеральном законодательстве об автономных учреждениях;
• активизация развития материальной базы государственных (муниципальных) учреждений за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников финансирования;
• привлечение и удержание в бюджетной сфере высокопрофессиональных кадров;
• создание механизмов для переложения части ответственности за отраслевое развитие на руководителей государственных и муниципальных учреждений;
• обеспечение больших возможностей для ускоренного развития наиболее успешных государственных (муниципальных) учреждений.
Методы достижения этих целей. Закон № 83-ФЗ предлагает решить поставленные задачи путем изменения правового положения бюджетных учреждений, способных функционировать на основе рыночных принципов, без их преобразования, создать условия и стимулы для сокращения внутренних издержек и повышения эффективности их деятельности, в том числе:
• изменить механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений с расширенным объемом прав, переведя ихс01.01.2011со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного задания;
• предоставить право бюджетным учреждениям заниматься приносящей доход деятельностью с поступлением доходов в распоряжение этих учреждений;
• устранить субсидиарную ответственность государства по обязательствам бюджетных учреждений с расширенным объемом прав;
• расширить права бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за учреждением движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого устанавливает орган публичной власти — учредитель соответствующего учреждения.
В рамках требований Закона № 83-Ф3 с 01.01.2011 предусмотрено преобразование каждого из существующих в настоящее время бюджетных учреждений в одну из трех организационно-правовых форм — казенного учреждения, бюджетного учреждения нового типа или автономного учреждения. Сравнительная характеристика перечисленных выше организационно-правовых форм приведенавтабл. 1.
Учитывая перечисленные выше планируемые изменения в организации финансово-хозяйственной деятельности государственных учреждений, следует ожидать заметных изменений в организации их бухгалтерского учета. Сравнительная таблица порядка отражения основных хозяйственных операций в бухгалтерском учете государственных учреждений до и после их реорганизации в соответствии с требованиями Закона № 83-Ф3 приведена в табл. 2.
Таблица 1
Сравнительная характеристика преобразования учреждений в бюджетные, автономные и казенные
Критерии сравнения Бюджетное учреждение нового типа (НБУ) Автономное учреждение (АУ) Казенное учреждение (КУ)
Субсидиарная ответственность государства Предлагается отменить Нет Есть
Ответственность учреждения по своим обязательствам Всем имуществом, кроме: а) особо ценного движимого имущества, закрепленного собственником; б) любого недвижимого имущества Всем имуществом, кроме: а) особо ценного движимого имущества, закрепленного собственником; б) недвижимого имущества, закрепленного собственником В пределах доведенных ЛБО
Распоряжение имуществом Всем имуществом, кроме: а) особо ценного движимого имущества, закрепленного собственником; б) любого недвижимого имущества Всем имуществом, кроме: а) особо ценного движимого имущества, закрепленного собственником; б) недвижимого имущества, закрепленного собственником Не вправе распоряжаться любым имуществом
Право на совершение крупных сделок С предварительного согласия учредителя С предварительного согласия наблюдательного совета Отсутствует
Особо ценное движимое имущество Виды могут определять профильные министерства. Перечни определяет орган, выполняющий функции учредителя Виды могут определять профильные министерства. Перечни определяет орган, выполняющий функции учредителя Не выделяется
Органы управления Руководитель (директор, ректор, глав-ныйврачит.д.). Могут быть совещательные органы и органы самоуправления Наблюдательный совет. Руководитель. Иные органы (ученый совет, художественный совет ИТ.д.) Руководитель. Могут быть совещательные органы и органы самоуправления
Создание учреждения 1. Новые федеральные БУ создаются по решению Правительства РФ. 2. В подзаконном акте предлагается установить возможность создания НБУ путем изменения типа автономных или казенных учреждений, передав данные полномочия от Правительства РФ профильным министерствам 1. Новые федеральные АУ создаются по решению Правительства РФ. 2. В подзаконном акте предлагается упростить создание АУ путем изменения типа БУ, передав данные полномочия от Правительства РФ профильным министерствам 1. Новые федеральные КУ создаются по решению Правительства РФ. 2. Массовый перевод части БУ в КУ в силу законас 01.01.2011
Реорганизация и ликвидация (банкротство запрещено) Предлагается упростить процедуру, передав полномочия по федеральным НБУ от Правительства РФ профильным министерствам По решению учредителя, в случаях и порядке, установленных Гражданским кодексом РФ В отношении федеральных КУ — по решению профильного министерства
Право внесения имущества в капитал хозяйственных обществ Только в случаях, прямо установленных законом (к примеру, Федеральным законом от 02.08.2009 № 217-ФЗ) Есть Нет
Финансовое обеспечение В виде субсидий в соответствии с заданием учредителя, бюджетных инвестиций и субсидий на иные цели. Доходы поступают в самостоятельное распоряжение В виде субсидий в соответствии с заданием учредителя, бюджетные инвестиции. Доходы поступают в самостоятельное распоряжение На основе бюджетной сметы. Доходы от приносящей доход деятельности зачисляются в бюджет
Окончание табл. 1
Критерии сравнения Бюджетное учреждение нового типа (НБУ) Автономное учреждение (АУ) Казенное учреждение (КУ)
Документы о планах деятельности,государственное (муниципальное) задание План финансово-хозяйственной деятельности, государственное (муниципальное) задание План финансово-хозяйственной деятельности, государственное (муниципальное) задание Смета, для отдельных учреждений — государственное (муниципальное) задание
Открытие счетов В органах Федерального казначейства (финансовых органах) за исключением случаев, установленных нормативноправовыми актами Вправе открывать счета в банках и в соответствии с соглашением в Федеральном казначействе (финансовом органе) В органах Федерального казначейства (финансовых органах) за исключением случаев, установленных нормативно-правовыми актами
Распространение действия Закона № 94-ФЗ Распространяется в полном объеме Не распространяется Распространяется в полном объеме
Заключение контрактов и иных гражданско-правовых договоров Заключает от своего имени (за исключением случаев, установленных нормативно-правовыми актами, когда НБУ приравнивается к получателю бюджетных средств и заключает гос-контракты) Заключает от своего имени Заключает от имени публично-правового образования
Привлечение заемных средств Могут (с ограничением на крупные сделки) Могут Не могут
Учет Бухгалтерский учет по упрощенному бюджетному плану счетов Бухгалтерский учет Бюджетный учет
Финансовый контроль и контроль учредителя В основном последующий контроль выполнения госзадания. Предварительный контроль (санкционирование по целевым субсидиям и бюджетным инвестициям) Последующий контроль выполнения госзадания Предварительный по всем расходам (проверка Федеральным казначейством наличия денежного обязательства), текущий и последующий контроль
Отчетность Бухгалтерская отчетность, статистическая отчетность, отчет о результатах деятельности и использования имущества Бухгалтерская отчетность, статистическая отчетность, отчет о результатах деятельности и использования имущества Бюджетная отчетность, статистическая отчетность, отчет о результатах деятельности и использования имущества
Открытость Сведения об учреждении и его деятельности публикуются в открытом доступе в сети Интернет на общероссийском сайте, который будет создан Федеральным казначейством и начнет действовать с 01.01.2012 (ст. 32 Закона7-ФЗ)
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
м
О)
Таблица 2
Сравнительная таблица
порядка отражения основных хозяйственных операций в бухгалтерском учете различных форм государственных учреждений
N9 п/п Содержание операции Бухгалтерские проводки
Бюджетное учреждение (БУ) до 01.01.2011 Казенное учреждение (КУ) Бюджетное учреждение, после 01.01.2011 (НБУ) Автономное учреждение (АУ)
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
1 Санкционирование расходов бюджета
1.1 Получены лимиты бюджетных обязательств 1 50115 ххх 1 50113 ххх 1 50115 ххх 1 50113 ххх (150115 ххх) (150113 ххх) — —
1.2 Приняты полученные учреждением лимиты бюджетных обязательств 1 50113 ххх 1 502 11 ххх 1 50113 ххх 1 502 11 ххх (150113 ххх) (1 502 И ххх) — —
1.3 В конце года закрыты расчеты по санкционированию бюджетных расходов 1 502.ll.xxx 1 50115 ххх 1 502.ll.xxx 1 50115 ххх (1 502 И ххх) (1 50115 ххх) — —
Примечания по разделу Операции по санкционированию бюджетных расходов могут отражаться в учете НБУ только в случае выделения ему бюджетных средств не в виде субсидий, а в форме прямого бюджетного финансирования Поскольку бюджетные средства выделяются АУ только в виде субсидий, т.е. признаются расходами бюджета в момент получения средств, операции по санкционированию бюджетных расходов в его бухгалтерском учете не отражаются
2 Санкционирование расходов по приносящей доход деятельности
2.1 Утверждены сметы доходов и расходов учреждения по приносящей доход деятельности 2 504 И ххх 2 504 12 ххх 2 504 И ххх 2 504 12 ххх
2.2 Приняты учреждением сметные назначения по приносящей доход деятельности 2 504 12 ххх 2 502 12 ххх 2 504 12 ххх 2 502 12 ххх — — — —
2.3 В конце года закрыты расчеты по санкционированию расходов по приносящей доход деятельности 2 502.12.xxx 2 504 11 ххх 2 502.12.xxx 2 504 И ххх
Примечания по разделу НБУ самостоятельны в использовании средств, полученных от приносящей доход деятельности АУ самостоятельны в использовании средств, полученных от приносящей доход деятельности
3 Операции по получению учреждением бюджетных средств
3.1 Утверждены суммы бюджетных субсидий (или суммы прямого бюджетного финансирования) 1 205 10 560 140101180 76 86
3.2 Получены бюджетные субсидии (или суммы прямого бюджетного финансирования) 120101510 17(180) 1 205 10 660 51 76
18 (258) - 2010 Бюджетная политика
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Продолжение табл. 2
N9 п/п Содержание операции Бухгалтерские проводки
Бюджетное учреждение (БУ) до 01.01.2011 Казенное учреждение (КУ) Бюджетное учреждение, после 01.01.2011 (НБУ) Автономное учреждение (АУ)
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
Примечания по разделу Операции по поступлению бюджетных средств на лицевые счета БУ и КУ в их бюджетном учете не отражаются Счет 1 205 10 000 «Расчеты по прочим доходам» применен для начисления бюджетных субсидий от вышестоящего распорядителя, как наиболее пригодный для этих целей (в дальнейшем вместо него может быть регламентирован новый счет) Несмотря на то, что отдельными нормативными актами (например, ПБУ 13/2000) допускается учет операций по получению субсидий по кассовому принципу, учет данных операций по начислению в отношении субсидий из бюджета более целесообразен
4 Операции по оказанию платных услуг (в том числе в рамках доведенных до учреждения гос ударственных (муниципальных) заданий)
4.1 Начислен доход в связи с оказанием платных услуг (в том числе НДС) 2 205 03 560 2 401 01 130 2 401 01 130 2 303 04 730 2 205 03 560 2 401 01 130 2 401 01 130 2 303 04 730 2 205 03 560 2 401 01 130 2 401 01 130 2 303 04 730 62 90-3 90-1 68-2
4.2 Получен доход от оказания платных услуг 2 201 01 510 17.(130) 2 205 03 660 2 201 01 510 17.(130) 2 205 03 660 2201 01 510 17.(130) 2 205 03 660 51 62
4.3 Доход, полученный от оказания платных услуг, перечислен в доход бюджета (в настоящее время — с возвратом на лицевой счет учреждения) 1 205 03 560 1 210 04 560 1 210 02 560 140101130 140101130 1 205 03 660 1210 04 660 1 210 02 660 2 210.02 560 1 205 03 560 1 210 04 560 1 210 02 560 140101130 2 201 01 610 17(130) 140101130 1 205 03 660 1210 04 660 1 210 02 660 2 401 01 130 2 401 03 000 90-1 99 99 99 99 90-3 90-2 84
Данные проводки отражаются при выполнении учреждением функций администратора поступлений. После возврата выручки на счет учреждения оно использует его согласно смете В отличие от действующего в настоящее время порядка использования учреждением выручки от приносящей доход деятельности, КУ обязано сдать всю выручку в доход бюджета НБУ и АУ самостоятельно распоряжаются выручкой, полученной от оказания им платных услуг в целях обеспечения своей уставной деятельности (т. е. в соответствии с утверждаемой руководителем НБУ сметой доходов и расходов)
Финансовый результат от оказания платных услуг в конце года списывается на финансовый результат прошлых периодов Финансовый результат от оказания платных услуг в конце года списывается на нераспределенную прибыль
5 Операции по получению, использованию, амортизации и списанию бюджетных объектов основных средств (с 01.01.2011 — недвижимости и особо ценных ОС)
5.1 Закрепление объектов ОС (по первоначальной стоимости с учетом амортизации или износа) 1 106 01 310 1 101 хх 310 140101180 140101180 1 106 01410 1104 хх 410 1 106 01 310 1 101 хх 310 140101180 140101180 1 106 01410 1104 хх 410 1 106 01 310 1 101 хх 310 140101180 140101180 1 106 01410 1104 хх 410 08 01-6 83 08
18 (258) - 2010 Бюджетная политика
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Продолжение табл. 2
N9 п/п Содержание операции Бухгалтерские проводки
Бюджетное учреждение (БУ) до 01.01.2011 Казенное учреждение (КУ) Бюджетное учреждение, после 01.01.2011 (НБУ) Автономное учреждение (АУ)
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
5.2 Приобретение ОС за счет бюджета: — выдача аванса 1 206 19 560 1 304 05 310 1 206 19 560 1 304 05 310 1 206 19 560 120101610 18(310) 60-2 51
— получение ОС 1 106 01 310 1 302 19 730 1 106 01 310 1 302 19 730 1 106 01 310 1 302 19 730 08 86 60-1 83
— окончательный расчет за ОС (с погашением аванса) 1 302 19 830 1 302 19 830 1 206 19 660 1 304 05 310 1 302 19 830 1 302 19 830 1 206 19 660 1 304 05 310 1 302 19 830 1 302 19 830 1 206 19 660 120101610 18(310) 60-1 60-1 60-2 51
— ввод в эксплуатацию 1101 хх 310 1 106 01410 1101 хх 310 1 106 01410 1101 хх 310 1 106 01410 01-6 08
5.3 Внутреннее перемещение ОС 1101 хх 310 1101 хх 310 1101 хх 310 1101 хх 310 1101 хх 310 1101 хх 310 01-6 01-6
5.4 Начислена амортизация (износ) объектов ОС 1401 01271 1104 хх 410 1401 01271 1104 хх 410 1401 01271 1104 хх 410 — 010
По мнению автора: Д-т сч. 83 К-т сч. 02
5.5 Сдача объектов ОС в аренду (начисление и получение арендной платы с учетом НДС) 1 205 02 560 (2 205 10 560) 1 303 05 830 (2 201 01 510) (2 401 01 180) 1 303 05 730 (2 401 01 180) 1 205 02 660 (2 205 10 660) (2 201 01 610) 1 205 02 560 (2 205 10 560) 1 303 05 830 (2 201 01 510) (2 401 01 180) 1 303 05 730 (2 401 01 180) 1 205 02 660 (2 205 10 660) (2 201 01 610) 1 205 02 560 (2 205 10 560) 1 303 05 830 (2 201 01 510) (2 401 01 180) 1 303 05 730 (2 401 01 180) 1 205 02 660 (2 205 10 660) (2 201 01 610) 62 91-1 51 68-2 91-1 68-2 62 51
В соответствии с п. 1 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться закрепленным за ним бюджетным имуществом, в том числе сдавать его в аренду. Налог на добавленную стоимость с арендной платы, в общем случае, согласно п. Зет. 161 НК РФ начисляется и перечисляется в бюджет арендаторами (если в нарушение требований ГК РФ учреждение выступает арендодателем закрепленного за ним имущества, то НДС с арендной платы должен поступать на его внебюджетный лицевой счет — бухгалтерские проводки в скобках) В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ АУ вправе распоряжаться, в том числе получать арендную плату, бюджетным имуществом с согласия собственника. Поскольку арендодателем выступает АУ, то и требования п. Зет. 161 НК РФ о расчетах по НДС с арендной платы арендаторами к АУ не применяются
5.6 Списание объектов ОС 1 104 хх 410 140101172 1101 хх 410 1101 хх 410 1104 хх 410 140101172 1101 хх 410 1101 хх 410 1104 хх 410 140101172 1101 хх 410 1101 хх 410 83 010 01
По мнению автора: Д-т сч. 02 К-т сч. 01
6 Операции по получению, использованию, амортизации и списанию объектов основных средств, приобретенных учреждением за счет поступлений от приносящей доход деятельности
6.1 Безвозмездное получение объектов ОС от организаций и лиц, в том числе выявление их в результате инвентаризации 2 106 01 310 2 101 хх 310 2 401 01 180 2 401 01 180 2 106 01410 2 303 03 730 2 106 01 310 2 101 хх 310 2 401 01 180 2 401 01 180 2 106 01410 2 303 03 730 2 106 01 310 2 101 хх 310 2 401 01 180 2 401 01 180 2 106 01410 2 303 03 730 08 01-в 91-1 91-1 08 68-4
18 (258) - 2010 Бюджетная политика
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Продолжение табл. 2
Бухгалтерские проводки
N9 п/п Содержание операции Бюджетное учреждение (БУ) до 01.01.2011 Казенное учреждение (КУ) Бюджетное учреждение, после 01.01.2011 (НБУ) Автономное учреждение (АУ)
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
6.2 Приобретение ОС за счет — выдача аванса 2 206 19 560 120101610 18(310) 2 206 19 560 120101610 18(310) 2 206 19 560 120101610 18(310) 60-2 51
бюджета: — получение ОС 2 106 01 310 2 302 19 730 2 106 01 310 2 302 19 730 2 106 01 310 2 302 19 730 08 60-1
— окончательный расчет за ОС (с погашением аванса) 2 302 19 830 2 302 19 830 2 206 19 660 120101610 18(310) 2 302 19 830 2 302 19 830 2 206 19 660 120101610 18(310) 2 302 19 830 2 302 19 830 2 206 19 660 120101610 18(310) 60-1 60-1 60-2 51
— ввод в эксплуатацию 2 101 хх 310 2 106 01410 2 101 хх 310 2 106 01410 2 101 хх 310 2 106 01410 01-в 08
6.3 Внутреннее перемещение ОС 2 101 хх 310 2 101 хх 310 2 101 хх 310 2 101 хх 310 2 101 хх 310 2 101 хх 310 01-в 01-в
6.4 Начислена амортизация (износ) объек- 2 401 01271 2 104 хх 410 2 401 01271 2 104 хх 410 2 401 01271 2 104 хх 410 — 010
тов ОС По мнению автора: Д-т сч. 90-2 К-т сч. 02
6.5 Сдача объектов ОС в аренду (начисление и получение арендной платы с учетом НДС) 1 205 02 560 (2 205 10 560) 1 303 05 830 (2 201 01 510) (2 401 01 180) 1 303 05 730 (2 401 01 180) 1 205 02 660 (2 205 10 660) (2 201 01 610) 1 205 02 560 (2 205 10 560) 1 303 05 830 (2 201 01 510) (2 401 01 180) 1 303 05 730 (2 401 01 180) 1 205 02 660 (2 205 10 660) (2 201 01 610) 2 205 02 560 2 401 01 120 2 201 01 510 17(120) 2 303 04 830 2 401 01 120 2 303 04 730 2 205 02 660 2 201 01 610 17(120) 62 91-1 51 68-2 91-1 68-2 62 51
Порядок сдачи в аренду любого закрепленного за БУ (КУ) имущества и использования полученной от арендаторов арендной платы, независимо от источников его приобретения, аналогичен описанному в разделе 4.1.5 Поскольку имуществом, приобретенным за счет поступлений от приносящей доход деятельности, НБУ и АУ распоряжаются самостоятельно, в договорах аренды они выступают арендодателями, а полученная ими арендная плата поступает в их полное распоряжение
6.6 Списание объектов ОС 2 104 хх 410 2 401 01 172 2 101 хх 410 2 101 хх 410 2 104 хх 410 2 401 01 172 2 101 хх 410 2 101 хх 410 2 104 хх 410 2 401 01 172 2 101 хх 410 2 101 хх 410 91-2 010 01
По мнению автора: Д-т сч. 02 К-т сч. 01
7 Операции по получению, использованию и списанию материальных запасов (М3), приобретенных учреждением за счет бюджета в рамках государственных заданий
7.1 Централизованное получение М3 в рамках обеспечения выполнения государственных (муниципальных) заданий 1105 хх 340 140101180 1105 хх 340 140101180 1105 хх 340 140101180 10-6 83
7.2 Приобретение М3 за счет — выдача аванса 1 206 22 560 1 304 05 310 1 304 05 340 1 304 05 340 1 206 22 560 120101610 18(340) 60-2 51
бюджета: — получение М3 1105 хх 340 1 302 22 730 1105 хх 340 1 302 22 730 1 106 01 310 1 302 22 730 10-6 86 60-1 83
— окончательный расчет за М3 (с погашением аванса) 1 302 22 830 1 302 22 830 1 206 22 660 1 304 05 340 1 302 22 830 1 302 22 830 1 206 22 660 1 304 05 340 1 302 22 830 1 302 22 830 1 206 22 660 120101610 18(340) 60-1 60-1 60-2 51
18 (258) - 2010 Бюджетная политика
Окончание табл. 2
и
§
“
■ РС
о о
І5
гй «
1| Ю =
ш
§
и
рг
о ОС сч —
сч
сч сч сч
со СЛ сч сч
сч
сч
сч сч сч
со со сч сч
сч
сч
сч сч сч
сч
с~-
сч
со со сч сч
ГО ^ 2 ё
«в сс
и
о
<и
к
к
<Й
э
<Й
к
с
£ о? С 2
к
рс
Список литературы
1. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-Ф3.
4. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ.
5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности: Федеральный закон от 02.08.2009 № 217-ФЗ.
6. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от03.11.2006 № 174-ФЗ.