Научная статья на тему 'Тенденции производства молока в Российской Федерации в рамках реализации государственной программы'

Тенденции производства молока в Российской Федерации в рамках реализации государственной программы Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
191
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / МОЛОЧНОЕ СКОТОВОДСТВО / МОЛОКО И МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ / ПОДПРОГРАММА / СТРУКТУРА ПРОИЗВОДСТВА / СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Чепик Денис Анатольевич, Боташева Людмила Хасановна

В статье проанализированы основные тенденции производства молока в Российской Федера-ции на основе сопоставления плановых показателей за 2014 г., предусмотренных Государственной программой, с фактическими. Даны отдельные предложения в области развития молочного скотоводства с целью наращивания объёмов его производства в решении проблемы импортозамещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции производства молока в Российской Федерации в рамках реализации государственной программы»

ТЕНДЕНЦИИ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Д.А. Чепик, Л.Х. Боташева

Аннотация. В статье проанализированы основные тенденции производства молока в Российской Федерации на основе сопоставления плановых показателей за 2014 г., предусмотренных Государственной программой, с фактическими. Даны отдельные предложения в области развития молочного скотоводства с целью наращивания объёмов его производства в решении проблемы импортозамещения.

Ключевые слова: сельское хозяйство, Государственная программа, молочное скотоводство, молоко и молочные продукты, подпрограмма, структура производства, субъект Российской Федерации.

Устойчивое развитие молочного скотоводства и повышение его эффективности является одной из важных задач в решении проблемы продовольственной безопасности страны. Реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. (далее - Государственная программа) [1] предусматривает создание благоприятных условий для существенного увеличения объёмов производства продукции животноводства преимущественно за счет интенсивных факторов роста, внедрения инноваций на всех стадиях технологического процесса, включая многоканальную реализацию готовой продукции [2].

Одной из подпрограмм Государственной программы является Подпрограмма «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» (далее - Подпрограмма), основной из стратегических целей которой является увеличение объёмов производства молока и молочной продукции, направленное на решение проблемы импортозамещения.

В 2014 г. с помощью мероприятий, предусмотренных Подпрограммой, планировалось увеличить производство молока до 32,9 млн т, сыров и сырных продуктов - до 522 тыс. т и масла сливочного - до 264 тыс. т. Реализация мероприятия «Развитие молочного скотоводства» в 2014 г. была направлена на увеличение объемов производства молока, повышение инвестиционной привлекательности молочного скотоводства, выравнивание сезонности производства молока, увеличение поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров, создание условий для воспроизводства стада, повышение уровня товарности молока во всех формах хозяйствования.

Одним из ключевых направлений развития скотоводства, несомненно, является наращивание объёмов производства молока. Оценить динамику его производства можно сопоставив показатели развития молочного

скотоводства в 2014 г. относительно 2013 г. Так, по предварительным данным Минсельхоза России, в 2014 г. во всех категориях хозяйств производство молока увеличилось на 0,1% по сравнению с 2013 г., а по сравнению с 2009 г. уменьшилось на 5,3% (таблица 1). При этом рост производства молока произошёл в сельскохозяйственных организациях и в крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, соответственно на 2,4 и 6,0%, объемы производства молока в хозяйствах населения сократились на 0,9%.

В предыдущем году по сравнению с 2013 г. объем производства молока увеличили 45 регионов. При этом наибольший прирост обеспечили Республика Башкортостан (на 3,6%), Алтайский край (на 3,7%), Свердловская область (на 6,3%), Удмуртская Республика (на 5,3%), Республика Дагестан (на 4,9%), Воронежская область (на 4,2%), Кировская область (на 3,7%).

В 2014 г. во всех категориях хозяйств планировалось произвести 32,9 млн т молока, фактически же было произведено 30,8 млн т. Таким образом, целевой индикатор Государственной программы был выполнен на 93,6% (рисунок 1).

2009г, 2010 г. 2011г. 2012г. 2013г. 20141.

I Предусмотрено Госпрограммой Фактически

Рисунок 1 - Производство молока в хозяйствах всех категорий, млн т*

*2014 г. с учетом данных по Республике Крым и г. Севастополю.

По степени выполнения взятых обязательств по производству молока субъекты Российской Федерации можно разделить на три группы: регионы, выполнившие взятые обязательства; регионы, увеличившие производство молока, но не выполнившие взятые обязательства; регионы, снизившие производство молока.

Таблица 1 - Производство ^ молока го категориям^ хозяйств, тыс. т

2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.* 2014 г. в % к**

2009 г. 2013 г.

Хозяйства всех категорий 32570,0 31847,3 31645,6 31755,8 30528,8 30844,6 93,8 100,1

Сельскохозяйственные организации 14494,8 14313,2 14395,0 14752,4 14046,5 14379,2 99,1 102,2

Хозяйства населения 16650,6 16049,8 15725,2 15284,1 14678,4 14552,3 85,8 97,3

Крестьянские (фермерские) хозяйства, включая индивидуальных предпринимателей 1424,7 1484,3 1525,4 1719,4 1804,0 1913,1 134,3 106,0

* С учетом данных по Республике Крым и г. Севастополю. **Безучета данных по Республике Крым и г. Севастополю.

К первой группе относятся 17 регионов, среди которых следует выделить Свердловскую область, которая перевыполнила взятые обязательства на 52,1 тыс. т (8,7%), Удмуртскую Республику - на 27,1 тыс. т (на 3,5%), Республику Дагестан - на 27,1 тыс. т (3,5%), Воронежскую область - на 25,1 тыс. т (3,3%), Челябинскую область - на 18,8 тыс. т (4,0%).

Вторую группу составил 31 регион, в числе которых - Алтайский край, где производство увеличилось на 50,9 тыс. т, или на 3,7%, Кировская область - на 19,5 тыс. т (3,7%), Новосибирская область - на 18,3 тыс. т (2,8%), Республика Татарстан - 16,6 тыс. т (1,0%), Красноярский край - на 16,1 тыс. т (2,3 %), Омская область - 12,4 тыс. т (1,8%), Ставропольский край - на 11,0 тыс. т (1,6%).

В третью группу вошли 34 региона. Наибольшее снижение производства молока произошло в Саратовской области - на 49,0 тыс. т (5,9%), Республике Мордовия - на 43,2 тыс. т (9,5%), Ульяновской области - на 34,6 тыс. т (13,0%), Амурской области - на 24,6 тыс. т (15,0%), Краснодарском крае - на 24,0 тыс. т (1,8%), Пензенской области - на 23,7 тыс. т (6,8%).

В 2014 г. поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств продолжало сокращаться. По сравнению с 2009 г. оно уменьшилось на 7,5%, а с 2013 г. - на 2,2%. Аналогичные изменения произошли и с поголовьем коров: сокращение составило соответственно 6,5 и 2,5% (таблица 2).

Вместе с тем в крестьянских (фермерских) хозяйствах поголовье скота, наоборот, увеличилось по сравнению с 2013 г. на 2,5%, с 2009 г. - на 54,7%, а поголовье коров соответственно на 1,3 и 66,3%.

Прирост молочной продуктивности коров в сельскохозяйственных организациях обеспечили 64 региона. Вместе с тем в 8 регионах продуктивность коров остается в пределах 3 тыс. кг, от 3 до 5 тыс. кг - в 39, а свыше 5 тыс. кг - в 33 регионах (рисунок 2).

В 2014 г. продуктивность коров увеличилась на 7,6% по сравнению с 2013 г., а по сравнению с 2009 г. -на 20,7%. Несмотря на сохраняющуюся положительную тенденцию, существуют определенные резервы для дальнейшего роста молочной продуктивности. Так, в их числе целесообразно выделить: более полное ис-

Таблица 2 - Поголовье крупного рогатого скота по категориям хозяйств, тыс. голов

2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.* 2014 г. в % к**

2009 г. 2013 г.

Хозяйства всех категорий

Крупного рогатого скота 20671,3 19967,9 20133,8 19981,2 19564,0 19292,5 92,5 97,8

в том числе коров 9025,8 8843,5 8988,0 8883,0 8661,0 8510,7 93,5 97,5

Сельскохозяйственные организации

Крупного рогатого скота 9555,2 9256,5 9165,1 9060,2 8800,5 8521,1 89,0 96,6

в том числе коров 3767,6 3712,7 3712,1 3640,1 3532,5 3431,4 90,9 97,0

Хозяйства населения

Крупного рогатого скота 9758,7 9235,6 9275,9 8990,0 8715,0 8671,8 87,4 97,8

в том числе коров 4624,7 4411,8 4411,5 4263,9 4088,5 4025,7 85,7 96,9

Крестьянские (фермерские) хозяйства, включая индивидуальных предпринимателей

Крупного рогатого скота 1357,5 1475,7 1692,8 1930,9 2048,5 2099,6 154,7 102,5

в том числе коров 633,6 718,9 864,4 979,0 1040,0 1053,6 166,3 101,3

* С учетом данных по Республике Крым и г. Севастополю.

**Безучета данных по Республике Крым и г. Севастополю.

Таблица 3 - Прирост производства молока на вновь построенных, реконструированных и модернизированных фермах

пользование генетического потенциала молочного стада, создание прочной кормовой базы, обеспечение сбалансированности кормовых рационов, использование инновационных технологий содержания животных.

Рисунок 2 - Динамика валового надоя молока и молочной продуктивности коров*

*2014 г. без учета данных по Республике Крым и г. Севастополю.

Одним из факторов увеличения объемов производства молока является техническая модернизация, проводимая в молочном скотоводстве. В 2014 г. было построено и введено в эксплуатацию 112 новых молочных ферм и комплексов, 94 реконструировано и модернизировано. Дополнительное производство молока за счет этих мероприятий составило 162,1 тыс. т (таблица 3, рисунок 3). Всего за 2008-2014 гг. были введены, реконструированы и модернизированы 1786 объектов по молочному скотоводству. При этом в 2014 г. Комиссией АПК Минсельхоза России было отобрано 1000 объектов. Однако, доля продукции, производимой по инновационным технологиям, сократилась до 0,52% против 0,59% в 2013 г.

Показатели Годы

2009 2010 2011 2012 2013 2014 *

Количество введенных новых 73 75 79 81 130 112

объектов, ед.

Производство молока, тыс. т 133,9 110,4 88,0 109,9 138,2 155,6

Количество реконструированных и модернизированных объектов, ед. 176 148 92 107 123 94

Объем производства молока за счет реконструкции и модернизации, тыс. т 56,2 30,1 18,7 21,1 41,4 6,5

Общее количество объектов, ед. 249 223 171 188 253 206

Общий объем производства молока, полученный за счет ввода новых объектов, реконструкции и модернизации объектов, тыс. т 190,1 140,5 106,7 131,0 179,6 162,1

Доля дополнительного производства на построенных, реконструированных и модернизированных объектах в общем объеме производства молока, % 0,58 0,44 0,34 0,41 0,59 0,52

Количество созданных скотомест за счет введенных новых объектов, ед. 50 647 46 703 49 563 38 069 47 504 46 351

Количество созданных скотомест за счет реконструкции и модернизации, ед. 43 288 36 660 19 563 15 624 25 983 12071

: С учетом данных по Республике Крым и г. Севастопо-

г 2 1

1 1

300 п 250 200 150 100 50 0

2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Общее число объектов

Общий объем производства молока

Рисунок 3 - Динамика количества новых, модернизированных и реконструированных объектов и объема производства молока, тыс. т

* С учетом данных по Республике Крым и г. Севастополю.

Уменьшение количества введенных новых, реконструированных и модернизированных объектов привело к сокращению количества скотомест за счет введенных новых и реконструкции и модернизации уже существующих объектов по сравнению с 2013 г. соответственно на 2,4 и 53,5%. Объемы производства молока снизились на 9,7%.

Оснащённость вновь построенных и реконструированных молочных комплексов не всегда соответствует требованиям технологии содержания и кормления высокопродуктивных животных, вследствие чего биопо-

тенциал скота молочных пород используется в большинстве регионов не полностью.

Важным фактором, во многом определяющим эффективное развитие рынка молока, является сезонность производства молока. Его выравнивание позволит не только обеспечить прирост объемов производства, но и увеличить эффективность государственной поддержки. Кроме того, необходимость выравнивания сезонности производства молока обусловливается тем, что она во многом предопределяет цену реализации молока и рентабельность его производства, и, как следствие, финансовую стабильность сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В 2014 г. коэффициент сезонности производства молока в сельскохозяйственных организациях составил 1,3, что соответствует уровню 2013 г., а по сравнению с 2009 г. она уменьшилась на 13,3% (таблица 4). В наибольшей степени сезонность производства молока выражена в Дальневосточном федеральном округе (коэффициент сезонности равен 1,8), Сибирском и СевероКавказском федеральных округах (коэффициент сезонности равен 1,5), а в наименьшей - в Северо-Западном, Южном и Уральском (коэффициент сезонности равен 1,2). Как положительную тенденцию следует отметить снижение данного показателя в течение анализируемого периода в Центральном, Южном и Сибирском федеральных округах.

Таблица 4 - Динамика коэффициента сезонности

Федеральные округа Годы 2014 г. в % к

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2009 г. 2013 г.

Российская Федерация -всего 1,5 1,5 1,3 1,4 1,3 1,3 86,7 100,0

в том числе:

Центральный 1,6 1,6 1,4 1,4 1,3 1,3 81,2 100,0

СевероЗападный 1,2 1,2 1,2 1,2 1,1 1,2 100,0 109,0

Южный 1,3 1,2 1,1 1,2 1,2 1,2 92,3 100,0

СевероКавказский 1,6 1,6 1,8 1,8 1,6 1,5 93,7 93,7

Приволжский 1,5 1,6 1,4 1,4 1,4 1,4 93,3 100,0

Уральский 1,3 1,3 1,3 1,3 1,2 1,2 92,3 100,0

Сибирский 1,7 1,6 1,6 1,7 1,6 1,5 88,2 93,7

Дальневосточный 1,9 1,8 1,9 1,8 1,8 1,8 94,7 100,0

В 2014 г. по сравнению с 2013 г. рентабельность производства молока возросла на 1,6 п.п., что связано с опережением темпа роста цены реализации молока относительно темпа роста его себестоимости (13,4% против 0,9%). Этому в значительной степени способствовали меры, принятые Минсельхозом России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по стабилизации ситуации на молочном рынке.

Вместе с тем по сравнению с 2008 г. уровень рентабельности производства молока (включая промперера-ботку) уменьшился на 4,1 п.п., что объясняется разба-лансированностью материальных, трудовых и биологических ресурсов, в результате чего возросла себестоимость молока.

К мерам, направленным на повышение производства молока и инвестиционной привлекательности молочного скотоводства, выравнивание сезонности производства молока, рост поголовья коров, стимулирование повышения товарности молока во всех формах хозяйствования, следует отнести государственную поддержку сельскохо-

зяиственных товаропроизводителей.

В 2014 г. субсидии из федерального бюджета выделялись при условии долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 литр реализованного (товарного) молока не ниже первого сорта, а также недопущения снижения объемов производства, обеспечения увеличения молочной продуктивности и уровня воспроизводства (не менее 76 голов телят в расчете на 100 коров).

В предыдущем году субсидирование мероприятия «Молочное скотоводство» за счет средств федерального бюджета было выполнено почти в полном объеме. Вместе с тем уровень освоения средств бюджетов субъектов Российской Федерации составил 87,7% от предусмотренного объема финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации согласно заключенных соглашений. В структуре финансирования доля региональных средств составила 49,0% (таблица 5).

Таблица 5 - Выполнение объемов финансирования, предусмотренных Государственной программой по основному мероприятию «Развитие молочного

2014 г. 2014 г. в % к

Наименование 2013 г. Предусмотрено Факт. 2013 г. 2014 г. (предусм.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие мо-

лочного ското- 20643,1 17653,2 16506,9 80,0 93,5

водства - всего

в том числе за

счет средств:

федерального бюджета 12748,1 8424,1 8410,2 66,0 99,8

бюджетов субъектов Российской 7895,0 9229,1 8096,7 102,5 87,7

Федерации

Рисунок 4 - Доля федеральных округов в общем объеме субсидирования на поддержку молочного скотоводства, %

Наибольшая часть субсидий на развитие молочного скотоводства была получена сельскохозяйственными товаропроизводителями Центрального и Приволжского федеральных округов (соответственно 21,5% и 25,2%) (рисунок 4), а наименьшая их доля приходилась на Дальневосточный (2,9%) и Северо-Кавказский (3,3%) федеральные округа.

Распределение средств государственной поддержки субъектам Российской Федерации осуществлялось в соответствии с долей их участия в общих объемах производства и реализации молока.

Вместе с тем в области развития подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции

животноводства, включая развитие молочного скотоводства, необходимо осуществить ряд мероприятий:

1) в целях стабилизации ситуации в молочном скотоводстве целесообразно в случае поступления в 2015 г. дополнительных доходов в федеральный бюджет рассмотреть возможность увеличения объемов господдержки на субсидирование 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока;

2) для повышения эффективности предоставления и распределения государственной поддержки провести в 2015 г. анализ: доли цены сырого молока в цене готовой молочной продукции и установить корреляционную зависимость между уровнем рентабельности и указанной долей по субъектам Российской Федерации, а также структуры дефицита молочной продукции и степени достижения продовольственной безопасности по молоку в субъектах Российской Федерации;

3) рассмотреть возможность оказания государственной поддержки и целевого выделения средств из федерального бюджета на реализацию мероприятий, направленных на обеспечение экологической безопасности, в части внедрения новых технологических проектов по переработке и утилизации отходов животноводства;

4) для осуществления противоэпизоотических мероприятий необходимо дополнительно выделить средства из федерального бюджета на закупку лекарственных средств и ветеринарных препаратов в нужном для этого объёме.

В целом, несмотря на то, что в 2014 г. целевые индикаторы и основные показатели Подпрограммы «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» выполнены не в полном объеме, можно отметить удовлетворительный уровень эффективности её реализации.

Список использованных источников

1 Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. (утв. Правительством РФ 14.07.2012 г. №717).

2 Жданов М.В., Умнов П.В., Чепик Д.А. Проблемы инновационного развития скотоводства на примере рязанской области // Труды Кубанского государственного аграрного университета. - 2008. - № 12. - С. 30-32.

3 Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2013 году государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» (утв. распоряжением Правительства РФ 17.06.2014 г. №1071-р.

4 Эффективность сельскохозяйственного производства (методические рекомендации) / Под ред. И.С. Санду, В.А. Свободина, В.И. Нечаева и др.. - М.: ФГБНУ «Росинформаг-ротех», 2013. - 228 с.

5 Векленко В.И., Черкашина М.В., Ноздрачева Е.Н. Современный уровень развития молочно-продуктового подкомплекса АПК Курской области // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2012. - № 1. -С. 18-20.

Информация об авторах Чепик Денис Анатольевич, кандидат экономических наук, заведующий сектором ФГБНУ «Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства»; доцент кафедры «Общий менеджмент» ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.

Боташева Людмила Хасановна, кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела экономических проблем научно-технического развития АПК ФГБНУ «Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства».

TRENDS IN MILK PRODUCTION IN THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FRAMEWORK OF THE STATE PROGRAM

D.A. Chepik, L.H. Botasheva

Abstract. The article analyzes the main trends of milk production in the Russian Federation on the basis of a comparison of planned targets during 2014, a new Federal program, with actual. Given individual proposals for development of dairy cattle breeding, with the aim of increasing the volume of its production in solving the problem of import substitution.

Keywords: agriculture, Government program, dairy cattle, milk and dairy products, routine, structure of production, the subject of the Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.