Научная статья на тему 'Тенденции привлечения иностранных инвестиций в Республику Беларусь'

Тенденции привлечения иностранных инвестиций в Республику Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ / ВАЛОВОЕ ПОСТУПЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондаренко Н.Н.

Вопросы привлечения иностранных инвестиций являются актуальными для многих стран. Для Республики Беларусь привлечение прямых иностранных инвестиций является важным фактором, так как способствует использованию новых прогрессивных технологий и техники в производстве, внедрению маркетинговых и управленческих ноу-хау, более быстрому выходу на новые рынки с конкурентоспособной продукцией, а также сокращению нерационального импорта. Рассматриваются тенденции привлечения инвестиций в Республику Беларусь за период 2002-2012 гг., а также особенности инвестиционной деятельности в 2013 г. Основой для проведения анализа послужили статистические данные Национального статистического комитета Республики Беларусь и Национального банка Беларуси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TENDENCIES OF ATTRACTING FOREIGN INVESTMENT IN THE REPUBLIC OF BELARUS

The attraction of foreign investments is actual for many countries. For the Republic of Belarus the attraction of direct foreign investments is an important factor. It promotes the use of new progressive technologies and equipment in production, introduction of marketing and administrative “know-how”, more rapid access to the new markets with competitive goods and services, as well as to reduction of irrational import. The article concerns the trends of foreign investments in Republic of Belarus from 2002 to 2012 and the country investment activities in 2013. The analysis is based on the statistical data of National statistical committee and National bank of Belarus.

Текст научной работы на тему «Тенденции привлечения иностранных инвестиций в Республику Беларусь»

УДК 330.322(476)

ТЕНДЕНЦИИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕСПУБЛИКУ БЕЛАРУСЬ

канд. экон. наук, Н.Н. БОНДАРЕНКО (Государственный институт управления и социальных технологий БГУ, Минск)

Вопросы привлечения иностранных инвестиций являются актуальными для многих стран. Для Республики Беларусь привлечение прямых иностранных инвестиций является важным фактором, так как способствует использованию новых прогрессивных технологий и техники в производстве, внедрению маркетинговых и управленческих ноу-хау, более быстрому выходу на новые рынки с конкурентоспособной продукцией, а также сокращению нерационального импорта.

Рассматриваются тенденции привлечения инвестиций в Республику Беларусь за период 2002-2012 гг., а также особенности инвестиционной деятельности в 2013 г. Основой для проведения анализа послужили статистические данные Национального статистического комитета Республики Беларусь и Национального банка Беларуси.

Введение. Вопросы привлечения иностранных инвестиций являются актуальными для многих стран. Особенная роль отводится прямым инвестициям. Объясняется это тем, что прямые иностранные инвестиции выступают одним из факторов развития мировых технологий, создания новых высокопроизводительных рабочих мест. В периоды экономических спадов и кризисов важность прямых иностранных инвестиций резко возрастает, так как именно они являются серьезным источником финансовой поддержки экономики.

Значимость прямого инвестирования для той или иной страны трудно переоценить. Статистика утверждает, что «каждый вложенный доллар прямых иностранных инвестиций дает примерно такой же прирост величины внутреннего валового продукта. А каждое рабочее место, созданное за счет таких инвестиций, способствует появлению нескольких рабочих мест в сопутствующих сферах экономики, что только увеличивает занятость населения» [1].

Иностранные инвестиции способны стать своеобразным фактором ускорения социального и экономического развития страны-получателя - реципиента инвестиций. Так, динамичное развитие в последнее время ряда стран Центральной и Восточной Европы (Чехия, Польша, Эстония, Словакия и др.) является следствием проводимой экономической политики, направленной на всемерное поощрение притока прямых иностранных инвестиций и формирование на их основе конкурентоспособного отечественного производства и экспорта.

В то же время встречаются ситуации, когда влияние прямых иностранных инвестиций на экономику того или иного государства носит негативный характер. Например, в ряде случаев иностранный инвестор скупает местное предприятие с целью его ликвидации и устранения конкурента на рынке. Встречаются и такие примеры, когда иностранный инвестор, вложив средства в то или иное предприятие, затем резко сокращает количество его работников, создавая тем самым социальное напряжение и конфликт в обществе. Однако, положительный эффект от привлечения прямых иностранных инвестиций в страну гораздо сильнее. Прямые инвестиции способствуют росту уровня квалификации местных специалистов, обучению работников новым технологиям. Благодаря иностранным инвестициям гораздо быстрее происходит вхождение экономики конкретного государства в мировые хозяйственные связи. Это, в свою очередь, позитивно сказывается на сокращении оттока квалифицированных кадров за пределы страны, а также способствует совершенствованию деятельности местных предприятий на рынке, обусловленное появлением «мягкой» конкуренции.

Для Республики Беларусь привлечение прямых иностранных инвестиций является одним из основных факторов развития страны, так как способствует использованию новых прогрессивных технологий и техники в производстве, внедрению маркетинговых и управленческих ноу-хау, более быстрому выходу на новые рынки с конкурентоспособной продукцией, а также сокращению нерационального импорта.

Динамика привлечения инвестиций в Республику Беларусь в 2002-2012 гг. Возможности привлечения прямых иностранных инвестиций в страну обусловлены целым рядом факторов, основным из которых является инвестиционный климат в стране. Большое значение играет и инвестиционный имидж страны на мировой арене, который складывается под воздействием не только реальных процессов развития предпринимательства, но и проводимых внутри страны и на международной арене целевых акций поощрения или ограничения притока иностранных инвестиций [2].

В целях стимулирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь в 2001 г. была принята «Национальная программа привлечения инвестиций в экономику страны на период до 2010 г.». Программа предусматривала: с одной стороны, - развитие собственного инвестиционного потенциала, с другой, -дальнейшее совершенствование финансовых, политических, организационных, управленческих и социальных условий, обеспечивающих максимальное привлечение прямых иностранных инвестиций для технической и технологической модернизации экономики [3].

В результате разработанных мероприятий поступление иностранных инвестиций в Республику Беларусь увеличилось в несколько раз. По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, за период с 2005 по 2012 гг. приток иностранных инвестиций в страну вырос с 1816,2 млн. долл. США в 2005 г. до 14329,8 млн. долл. в 2012 г. (рис. 1).

20000

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

-всего иностранных инвестиций

-------прямые иностранные инвестиции

Рис. 1. Валовое поступление иностранных инвестиций в Республику Беларусь за 2005 - 2012 гг. (млн. долл.)

Источник: собственная разработка по данным [4]

Наибольший рост отмечался в 2011 г.: по сравнению с 2005 г. валовое поступление иностранных инвестиций увеличилось более чем в 10 раз, в том числе прямые иностранные инвестиции - почти в 30 раз.

Представляет интерес процентное соотношение величины поступивших иностранных инвестиций в Республику Беларусь с величиной ВВП. Если в 2002 г. объем всех поступивших инвестиций составлял лишь 4,9% от ВВП, то в 2009 г. он вырос до 18,9%, а в 2011 г. достиг уровня 34,5% (табл. 1). Некоторое снижение объема инвестиций за последние годы (с 18878,6 млн. долл. в 2011 г. до 14329,8 млн. долл. в 2012 г.) обусловили удельный вес объема поступивших инвестиций в 2012 г. на уровне 22,6%.

Таблица 1

Удельный вес валового поступления иностранных инвестиций Республики Беларусь в валовом внутреннем продукте за 2002-2012 гг.

2002 2005 2009 2011 2012

Валовое поступление иностранных инвестиций, млн. долл. 722,2 1816,2 9393,7 18878,6 14329,8

Валовой внутренний продукт, млн. долл. 14571,8 30220,2 49193,2 54647,2 63470,9

Удельный вес поступивших инвестиций в ВВП, % 4,9 6,0 18,9 34,5 22,6

Источник: собственная разработка по данным [4]

При этом отмечаются существенные изменения в структуре поступления иностранных инвестиций в страну. Если в 2005 г. прямые иностранные инвестиции занимали около 25% всех поступлений, то, начиная с 2008 г., их удельный вес постоянно растет, превысив в 2012 г. 70% (табл. 2).

Таблица 2

Структура валового поступления иностранных инвестиций в Республику Беларусь за 2005-2012 гг. (в %)

Год Поступило иностранных инвестиции В том числе:

прямых портфельных прочих

2005 100 24,8 0,1 75,1

2006 100 18,6 0,1 81,3

2007 100 24,2 0,1 75,7

2008 100 34,9 0,1 65,0

2009 100 51,8 0,1 48,1

2010 100 61,3 0,1 38,6

2011 100 70,2 0,1 29,8

2012 100 72,3 0,1 27,6

Источник: собственная разработка по данным [4]

Значительно изменилась структура привлечения инвестиций по отраслям экономики (табл. 3). Если в 2005 г. более 40% всех привлеченных инвестиций направлялось в промышленность Республики Беларусь, то к 2012 г. эта цифра снизилась до 24,4%. В то же время значительно увеличился объем вложений в транспорт и связь: с 11,9% в 2005г. до 30% в 2012 г. Примерно на одном уровне (менее 1% от всех поступивших инвестиций) на протяжении анализируемого периода сохраняется доля строительства. Начиная с 2008 г. заметно снизилась инвестиционная деятельность в сфере финансов.

Таблица 3

2005 2008 2009 2010 2011 2012

Валовое поступление иностранных инвестиций, в том числе: 100 100 100 100 100 100

промышленность, в т.ч. 44,3 42,8 30,2 22,6 26,1 24,4

- обрабатывающая 33,7 27,5 21,1 25,3 22,8

- горнодобывающая 5,4 2,0 0,4 0,4 1,0

- производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов 21,0 21,8 13,9 8,3 3,6

- производство и распределение электроэнергии, газа и воды 3,7 0,7 1,1 0,4 0,6

сельское хозяйство 0,02 0,5 0,3 0,2 0,2 0.4

торговля 15,5 37,6 25,7 18,0 35,6 39,2

транспорт и связь 11,4 10,4 40,1 55,5 33,0 29,9

строительство 0,9 0,8 0,4 0,3 0,5 0,9

финансовая деятельность 3,4 0,6 1,1 1,0 1,1

прочие отрасли 27,9 4,5 2,7 2,3 3,6 4,1

Источник: собственная разработка по данным [5]

Наряду со снижением объема инвестиций в целом по промышленному комплексу необходимо отметить существенное изменение по отдельным отраслям промышленности Республики Беларусь. Если в 2008 г. в обрабатывающую промышленность направлялось более 30% всех иностранных инвестиций отрасли промышленности, то к 2012 г. их удельный вес снизился до 22,8%. Аналогичное снижение отмечается в горнодобывающей промышленности, производстве и распределение электроэнергии, газа и воды. Самое большое снижение характерно для производства нефтепродуктов: с 21% в 2005г. до 3,6: в 2012 г. (см. табл. 3).

За исследуемый период значительно изменилась структура стран-инвесторов в Республику Беларусь (рис. 2).

□ Россия

□ Австрия

□ Швейцария

□ Германия

□ Латвия

□ Соединенное Королевство

□ Россия

□ Австрия

□ Швейцария

□ Германия

□ Латвия

□ Соединенное Королевство

2005 год 2012 год

Рис. 2. Валовое поступление иностранных инвестиций в Республику Беларусь за 2005-2012 гг. по основным странам-партнерам (в % к общему итогу инвестиций) Источник: собственная разработка по данным [5]

В 2005 г. третья часть всех поступивших иностранных инвестиций принадлежала инвесторам из России, почти 18% - инвесторам из Швейцарии, более 8% - инвесторам из Германии и Австрии. На уровне 5% и 7% оценивалась инвестиционная деятельность Латвии и Соединенного Королевства. За прошедшие 7 лет практически до минимума снизились инвестиционные вложения из Швейцарии, Германии, Латвии. При этом почти половина всех поступающих иностранных инвестиций принадлежит инвесторам из России, четверть -инвесторам из Соединенного Королевства. С 9,8% до уровня 4% снизился приток инвестиций из Австрии.

Привлечение иностранных инвестиций в Республику Беларусь в 2013 г. Несмотря на существенные сдвиги в процессе привлечения иностранных инвестиций в Республику Беларусь, по мнению международных экспертов, ее инвестиционный климат оценивается как неудовлетворительный. Об этом свидетельствует невысокое положение, которое занимает Беларусь в рейтинге экономической свободы (Index of Economic Freedom) [6]. Эксперты отмечают, что, с одной стороны, за 20-летнюю историю Индекса Беларусь улучшила свои позиции на 9.7 пунктов. Из десяти индикаторов, включенных в индекс, значительные улучшения отмечаются по семи параметрам, включая фискальные преобразования, денежную политику и торговую политику. Однако, три оставшиеся индикатора (права собственности, «инвестиционная свобода» и «финансовая свобода») - за тот же самый период снизили положение страны более чем на 20 пунктов. В результате, по данным Index of Economic Freedom, Беларусь занимает в общем рейтинге 150 место, и 42 место среди 43 стран в европейском регионе [6].

Основными причинами неблагоприятного состояния инвестиционного климата в Республике Беларусь специалисты называют следующие [9]:

- правовая нестабильность, сопровождающаяся частым изменением действующих законодательных актов, сложное государственное регулирование, регламентируемое множеством постоянно изменяющихся актов и инструкций;

- низкие темпы экономических преобразований;

- высокая доля государственной собственности;

- небольшая емкость внутреннего рынка, рост скрытой безработицы;

- высокий уровень инфляции;

- непостоянство таможенного режима;

- недостаточное информирование иностранных инвесторов о возможных объемах, отраслевых и региональных направлениях инвестирования;

- сложная система сбора налогов и высокое налоговое бремя;

- завышенная стоимость приватизационных активов, их низкая эффективность;

- неотрегулированность ряда внешнеэкономических нормативных актов и соглашений.

С целью устранения неблагоприятных факторов, а также с целью формирования благоприятного инвестиционного климата и инвестиционного имиджа Республики Беларусь на мировой арене, в дополнение к существующему Инвестиционному кодексу и ежегодно разрабатываемым государственным программам, в январе 2012 г. была принята «Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций на период до 2015 г.» [7].

Стратегия направлена на стимулирование притока прямых иностранных инвестиций в соответствии с потребностями структурной перестройки экономики и инновационным развитием страны, расширение масштабов и повышение качества их использования на базе постоянного улучшения инвестиционного климата, реформирования государственной собственности и развития государственно-частного партнерства в Беларуси [7]. Основным направлением для достижения поставленных целей является курс на дальнейшую либерализацию условий хозяйствования, совершенствование правовых механизмов защиты инвестиций, способствующих активизации инвестиционной деятельности, создание равных, недискриминационных условий осуществления инвестиций для всех инвесторов.

В результате внедрения разработанных мероприятий, по данным Национального статистического Комитета Республики Беларусь, за 2013 г. в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы вложили 15 млрд. долл. США инвестиций, что на 4,5% больше, чем за 2012 г. [8].

Основными инвесторами организаций республики были субъекты хозяйствования России (48,6% от всех поступивших инвестиций), Соединенного Королевства (21,4%), Кипра (7,1%), Нидерландов (4,9%), Австрии (3,4%).

Наибольшие суммы иностранных инвестиций поступили в организации торговли (34,8% от всех поступивших инвестиций), транспорта (28,6%), промышленности (23,4%) [8].

Валовое поступление прямых иностранных инвестиций составило 74% от всех поступивших иностранных инвестиций. По сравнению с 2012 г. валовое поступление прямых иностранных инвестиций увеличилось на 7%. Основной формой привлечения прямых инвестиций были долговые инструменты (80,8% от общего объема прямых инвестиций). Задолженность за товары, работы, услуги в объеме валового поступления прямых иностранных инвестиций за 2013 г. составила 8,2 млрд. долл. США, что на 5,9% меньше, чем за 2012 г.

Наибольшие суммы валовых прямых иностранных инвестиций были направлены в организации торговли (41,4% от всех прямых инвестиций), транспорта (37,6%), промышленности (11,1%).

Значительные объемы прямых иностранных инвестиций с учетом задолженности за товары, работы, услуги поступили от резидентов России (52,5% от общего объема прямых инвестиций). От резидентов Соединенного Королевства поступило 25,3% валового объема прямых инвестиций, Кипра - 6,8%, Австрии - 2,2%.

Прочих иностранных инвестиций (не от прямого инвестора) получено3,9 млрд. долл. США, или на 1,8% меньше, чем за 2012 г. На их долю приходилось 25,9% от всего валового поступления иностранных инвестиций.

За 2013 г. наибольшие суммы иностранные инвесторы вложили в организации г. Минска (74,1%). На организации Гомельской области приходилось 8,1% валового поступления иностранных инвестиций, Минской области - 6,8% [8].

Заключение. Привлечение иностранных инвестиций, безусловно, несет в себе ряд преимуществ, так как они компенсируют внутренние источники финансирования, способствуют созданию новых, либо реконструкции и расширению действующих субъектов экономики, инициированию внедрения новых технологий, активизации конкуренции, а также оказывают содействие общей социально-экономической стабильности, что в итоге приводит к росту различных отраслей экономики. Особенно востребованной формой капиталовложений являются прямые иностранные инвестиции, которые позволяют реализовывать крупные и важные проекты в стране.

Стратегией привлечения прямых иностранных инвестиций Республики Беларусь на период до 2015 г. определены приоритетные секторы, куда «приветствуются» прямые иностранные инвестиции: фармацевтика, биотехнологии, нанотехнологии, новые материалы, информационные и коммуникационные технологии. Планируется, что реализация всех мероприятий стратегии позволит привлечь прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары (работы, услуги)) в объеме $ 7-7,5 млрд. в

2015 г., а также достичь удельного веса иностранных источников в инвестициях в основной капитал не менее 21%. Кроме того, планируется обеспечить привлечение прямых иностранных инвестиций на одного занятого в экономике в размере до $ 1600 в 2015 г. (против $ 1200 в 2010 г.). При этом доля наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта товаров должна достигнуть не менее 14% [7].

Предполагается, что работа по формированию благоприятного инвестиционного климата и активизации привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь будет продолжена в направлениях обеспечения открытости деятельности органов государственной власти, соблюдения принципа конкурентности, равнозначных условий хозяйствования, прав и законных интересов инвесторов и других лиц, обеспечения их надлежащей защиты. Разрабатываемые мероприятия направлены на либерализацию условий для национальных и иностранных инвесторов, создание новых производств, модернизацию действующих предприятий с целью выпуска конкурентоспособной на мировых рынках продукции. Тем самым планируется обеспечить для инвесторов получение дохода, а для республики -повышение уровня благосостояния ее граждан.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Залесский, Б. Форум инвестиционных надежд и перспектив / Б.Залесский // Союз предпринимателей. - 2012. - № 11. - 14 нояб. - С. 3.

2. Решаев, П.Л. Стимулирование привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику России / П.Л. Решаев // Российское предпринимательство. - 2007. - № 4 Вып. 1 (88). - С. 69-73.

3. Инвестиции в Беларусь // Business Valley BUG. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.business-valley.org/ru/investment-giude-ru/investments-ru/investments-belarus-ru.html. - Дата доступа: 28.03.2014

4. Статистический ежегодник Республики Беларусь 2013 : стат. сб. / Нац. статист. ком-т Респ. Беларусь. - Минск : [б. и], 2013. - 583 с.

5. Инвестиции и строительство в Республике Беларусь 2013 : стат. сб. / Нац. статист. ком-т Респ. Беларусь. - Минск : [б. и], 2013. - 256 с.

6. 2014 Index of Economic Freedom [Электронный ресурс] // Country Rankings: World & Global Economy Rankings on Economic Freedom. - Режим доступа: http://www.heritage.org/index/ranking. - Дата доступа: 29.03.2014.

7. Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь на период до 2015 года : утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, Нац. банк Респ. Беларусь, 18 янв. 2012 г., № 51/2 // Нац. реестр прав. актов Респ. Беларусь. - 2012. - № 16. - 5/35140.

8. Об иностранных инвестициях в 2013 году [Электронный ресурс] // Пресс-релиз Национального статистического комитета Республики Беларусь. - Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/pressrel /finvestment.php - Дата доступа: 30.03.2014.

9. Лагошная, И. Рост ВВП и цена инвестиций / И. Лагошная // Нац. экон. газ. - 2010.- № 39.- С. 22-25.

Поступила 13.11.2014

THE TENDENCIES OF ATTRACTING FOREIGN INVESTMENT IN THE REPUBLIC OF BELARUS

N. BANDARENKA

The attraction offoreign investments is actual for many countries. For the Republic of Belarus the attraction of direct foreign investments is an important factor. It promotes the use of new progressive technologies and equipment in production, introduction of marketing and administrative "know-how ", more rapid access to the new markets with competitive goods and services, as well as to reduction of irrational import.

The article concerns the trends of foreign investments in Republic of Belarus from 2002 to 2012 and the country investment activities in 2013. The analysis is based on the statistical data of National statistical committee and National bank of Belarus.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.