Научная статья на тему 'ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ'

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛГОРИТМ РАНЖИРОВАНИЯ / ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ / БЕЛОРУССКАЯ ЭКОНОМИКА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егорова Валентина Константиновна, Соловьева Валерия Сергеевна, Витрук Евгений Евгеньевич

Республика Беларусь на сегодняшний день пока не является приоритетной областью в глазах иностранного инвестора для вложения капитала в экономику. Однако имеется ряд преимуществ, позволяющих успешно вести инвестиционную политику. В статье определены предпосылки привлечения иностранных инвестиций, дана оценка экономического потенциала развития инвестиционной деятельности и выделены преимущественные направления реализации экономических реформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Егорова Валентина Константиновна, Соловьева Валерия Сергеевна, Витрук Евгений Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

Таблица 3 - Оценочная шкала уровня культуры торговли в магазине (торговой организации)_

Значение средней суммарной оценки Уровень культуры торговли

1 - 2 очень низкий

2 - 3 низкий

3 - 4 средний

4 - 5 высокий

Источник: собственная разработка.

Таким образом, предложенная методика позволяет комплексно и объективно оценить культуру торговли отдельного магазина и торговой организации в целом.

Список использованных источников

1. Бабичев, А.В. О культуре торговли /А.В. Бабичев, Л.П. Коваленко. - Москва: Экономика, 1985. - 80с.

2. Бланк, И.А. Торговый менеджмент / И.А. Бланк. - К.: Укринско-Финский институт менеджмента и бизнеса, 1997. - 408с.

3. Баканов, М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле / М.И. Баканов. - Москва: Экономика, 1990. - 390с.

4. Бергер, И.Н. Культура торговли / И.Н. Бергер, М.А. Огородник. Издат-кое объединение «Вища школа», 1975. - 40с.

5. Гарелик, М.А. Организация продажи продовольственных товаров: Учебник для товаровед. отделений техникумов / М.А. Гарелик, Л.А. Митина. 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Экономика, 1985. - 240с.

6. Кардош, Леа. Этика в торговле / Леа Кардош. Сокращён. Перевод с венг./ Предисл. Н.В. Кучевской /. - Москва: Экономика, 1985. - 174с.

7. Курак, С.В. Системное управление качеством обслуживания в торговле / С.В. Курак. - Киев: Техника, 1981.-167с.

8. Платонов, Н.В. Организация торговли: Учеб. пособие / Н.В. Платонов. -Минск: БГЭУ, 2002. - 87с.

9. Торговля. Термины и определения. СТБ 1393-2003 - Минск: Госстандарт, 2003. - 44 с.

SUMMARY

The article highlights the theoretical study of the category «sails culture». The method of evaluating the level of service and trade culture has been worked out on the basis of customers' questionnaire. The method is based on seventeen indexes; each of them has its estimation scale.

УДК 339.727.22/.24

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

В.К. Егорова, В.С. Соловьёва, Е.Е. Витрук

В условиях ограниченности экономических ресурсов благосостояние отдельных государств становится все более зависимым от степени их вовлеченности в международные экономические отношения. Одной из форм проявления таких отношений является движение капитала в его разнообразных аспектах, в том числе в форме иностранного инвестирования.

В переходный период происходят существенные изменения в условиях проведения инвестиционной деятельности. К таким изменениям можно отнести

появление новых организационно-правовых форм хозяйствования, предоставление предпринимательству свободы в использовании собственных финансовых ресурсов, создание правовых и экономических условий для привлечения капитала зарубежных инвесторов и другие. Коренным образом трансформируется ранее действующий механизм инвестирования. Несоответствие новых элементов управления и старых стереотипов поведения хозяйствующих субъектов является одной из причин экономического кризиса переходного периода, который парализует инвестиционное развитие. А инвестиционное развитие, в свою очередь, является важнейшим фактором, определяющим социально-экономическое развитие страны. В связи с этим привлечение иностранных инвестиций в экономику рассматривается как одна из первостепенных задач. Положительное влияние иностранных инвестиций на рост и состояние национальной экономики давно доказано практикой. Вместе с переливом иностранного капитала в национальную экономику осуществляется трансферт технологий и стратегий организации иностранных предприятий, ведущих к повышению продуктивности экономических субъектов с иностранным участием. Предприятия с иностранным участием являются также важными работодателями. Готовность иностранных инвесторов к капиталовложению в экономику того или иного государства определяется и во многом зависит от инвестиционного климата в последней. При этом понятие «инвестиционный климат» охватывает всю совокупность экономических, правовых, социальных и других специфических для данной страны факторов, оказывающих влияние на развитие инвестиционной деятельности. Около 70% иностранных инвесторов, работающих в Беларуси, оценивают инвестиционный климат в стране как удовлетворительный, в том числе 17,5% из них отмечают, что за последние два года он существенно улучшился.

Беларусь занимает выгодное экономико-географическое и геополитическое положение в восточной части Европы. Наша страна располагает высокообразованной и сравнительно недорогой рабочей силой, обладающей хорошими техническими навыками, опытом работы и образовательным уровнем. Достаточно высокий уровень развития белорусской экономики в целом, а также стабильная политическая ситуация и низкий уровень преступности делают страну все более привлекательной для инвесторов. Кроме этого, в качестве предпосылок для вложения инвестиционного капитала в белорусскую экономику необходимо назвать факт создания и функционирования на территории республики шести свободных экономических зон, отмену «золотой акции», наличие национального инвестиционного агентства, работающего по принципу "одного окна", и Парка высоких технологий. Правительством Республики Беларусь предпринимаются определенные шаги по вступлению в ВТО. Эти факторы способствуют процессу улучшения инвестиционного климата в стране.

В республике предпринимаются практические шаги по дальнейшему обеспечению макроэкономической стабилизации и созданию благоприятных условий для повышения производственной и инвестиционной активности, привлечению иностранных инвестиций.

Так, за 2004-2007 гг. ежегодный приток иностранного капитала в Республику Беларусь возрос с 1,5 млрд. долл. США до 5,4 млрд. долл. США, или в 3,6 раз.

Таблица 1 - Динамика поступления иностранных инвестиций в 2004-2007 гг., тыс. долл. США_

2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2007 г. (в % 2006 г.)

Республика Беларусь 1517381,4 1816169,1 4036054,0 5421864,6 134,3

Из них:

прямые инвестиции 859176,3 451303,1 748594,1 1313471,2 175,5

портфельные инвестиции 391,3 246,9 3224,2 2233,1 69,3

прочие инвестиции 657813,8 1364619,1 3284235,7 4106160,3 125,0

В общем объеме иностранных инвестиций, поступивших в реальный сектор экономики республики в 2007 г., доля прямых инвестиций составила 24,2 % (в 2006 г. - 18,5%), портфельных - 0,04% (0,1%), прочих - 75,7% (81,4%). Чистое поступление иностранных инвестиций (превышение поступления инвестиций над их изъятием) составило 1,3 млрд. долл. США и возросло по сравнению с 200б г. в 2 раза.

Портфельные инвестиции в общем объеме поступающих в Республику Беларусь зарубежных капиталовложений традиционно занимают незначительное место, что связано с сохраняющейся неразвитостью фондового рынка страны, незначительным количеством эмитентов, акции которых способны принести инвестору достаточный доход в виде дивидендов, а также с неопределенностью, «непрозрачностью» рынка ценных бумаг республики, огромными рисками, сопряженными с ними.

Если говорить об отраслевом распределении иностранных инвестиций, то по итогам 2007 г. лидером по объему привлеченных иностранных инвестиций является промышленность, на долю которой пришлось 2,4 млрд. долл. США (43,7% от общего объема иностранных вложений в реальный сектор экономики Республики Беларусь).

Второй по значимости для иностранных инвесторов сферой вложения капитала является общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (1,6 млрд. долл. США или 30,1%). В 2007 г. на третье место вышел транспорт. Организациями этой отрасли экономики в 2007 г. было привлечено 380 млн. долл. США иностранных инвестиций.

Таблица 2 - Поступление иностранных инвестиций по отраслям экономики в 2004-2007 гг., тыс. долл. США

2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

тыс. долл. США в % к итогу тыс. долл. США в % к итогу тыс. долл. США в % к итогу тыс. долл. США в % к итогу

Республика Беларусь 1517381,4 100 1816169,1 100 4036054,0 100 5421864,6 100

В том числе:

промышленность 423530,7 27,9 805993,1 44,4 894031,4 22,2 2371213,7 43,7

сельское хозяйство 12760,2 0,8 2761,6 0,2 11514,1 0,3 29423,0 0,5

транспорт 57173,6 3,8 72994,5 4,0 106209,4 2,6 379985,9 7,0

связь 222567,8 14,7 142498,3 7,8 234558,9 5,8 368226,7 6,8

строительство 17408,1 1,1 16155,7 0,9 31335,9 0,8 52289,8 1,0

торговля и ОП 464613,2 30,6 281481,0 15,5 435471,1 10,8 320588,6 5,9

МТС и сбыт 884,0 0,1 1763,4 0,1 15922,6 0,4 16820,8 0,3

общая коммерческая деятельность 292158,5 19,3 449501,6 24,7 2208314,7 54,7 1631660,8 30,1

Что касается регионального распределения инвестиций, то лидером по объему привлеченных в 2007 г. иностранных инвестиций, как и ранее, является г. Минск.

Таблица 3 - Распределение иностранных инвестиций по областям в 2004-2007 гг., тыс. долл. США_

2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

тыс. долл. США в % к итогу тыс. долл. США в % к итогу тыс. долл. США в % к итогу тыс. долл. США в % к итогу

Республика Беларусь 1517381, 4 100 1816169, 1 100 4036054,0 100 5421864,6 100

Области:

Брестская 67815,1 4,5 64076,6 3,5 74049,7 1,8 94166,1 1,7

Витебская 67744,3 4,5 119738,3 6,6 129787,0 3,2 786366,1 14,5

Гомельская 128842,6 8,5 272873,6 15,0 357709,5 8,9 909231,2 16,8

Гродненская 18866,5 1,2 12295,7 0,7 24752,7 0,6 76521,6 1,4

г. Минск 885026,5 58,3 869814,0 47,9 2678598,0 66,4 2743679,8 50,6

Минская 303067,7 20,0 414141,6 22,8 663123,8 16,4 710904,6 13,1

Могилёвская 46018,7 3,0 63229,3 3,5 108033,3 2,7 100995,2 1,9

Общий объём поступлений инвестиций из-за рубежа в 2007 г. в г. Минске составил 2,7 млрд. долл. США (50,6 %). Устойчивая привлекательность рынка г. Минска связана со стабильным ростом доходов населения и высокими темпами роста объемов продаж. В 2007 г. по сравнению с 2006 г. в общем объёме поступлений иностранного капитала возросла доля Витебской и Гомельской областей.

В разрезе поступления инвестиций по странам мира на долю стран СНГ в 2007 г. приходилось 33,8% от общего объема (10,4% в 2006 г.), причем вклад России в данный показатель составил 99,2 %. Подавляющая часть иностранных инвестиций поступала в 2007 г. из стран дальнего зарубежья, прежде всего, из Соединённого Королевства, Швейцарии, Австрии, Кипра, Германии, Латвии и Нидерландов, на долю которых приходится свыше 55% поступивших зарубежных капиталовложений.

Несмотря на сложившуюся в последние годы положительную тенденцию поступления иностранных инвестиций в реальный сектор экономики Республики Беларусь, иностранным инвесторам всё ещё не хватает на белорусском рынке надежных институциональных рамок для развития сотрудничества. Существует ряд проблем, которые всё ещё актуальны для нашей страны. Среди них: высокий уровень налогообложения, недостаточная стабильность и четкость законодательства, высокие барьеры для вхождения на внутренний белорусский рынок, недостаточно развитая система страхования инвестиционной деятельности, недостаточные гарантии личной и материальной защищённости инвестора на внутреннем рынке и др.

В таких условиях объективно необходима система организационно-экономических мероприятий по стимулированию инвестиционной привлекательности Республики Беларусь:

- стабилизация макроэкономических показателей.

- эффективное развитие внешнеэкономической деятельности.

- стимулирование динамичного развития сектора науки и инноваций.

В заключение следует отметить, что инвестиционные процессы неразрывно связаны с интенсификацией процессов глобализации мировой экономики. Более того, движущей силой процесса глобализации выступают именно иностранные инвестиции. В настоящее время транснациональный капитал органически вливается в экономическую жизнь принимающих стран, становясь неотъемлемой частью воспроизводственного процесса. Последовательная реализация системы мероприятий в экономике Республики Беларусь будет способствовать росту ее международной привлекательности и надежности в качестве делового партнера, повышению конкурентных позиций и извлечение выгод из пока еще неиспользованного потенциала развития.

Список использованных источников

1. Панкевич, С.П. Иностранные инвестиции в реальный сектор экономики Республики Беларусь в 2007 году/ С.П. Панкевич// Планово-экономический отдел. - 2008. - №3. - с. 11-20.

2. Ульянова, Н.В. Механизм повышения инвестиционной привлекательности Республики Беларусь/ Н.В. Ульянова// Банковский вестник. - 2007. - №19. - с. 20-23.

3. Ульянова, Н.В. Инвестиционная политика Республики Беларусь в контексте международных тенденций/ Н.В. Ульянова// Финансы. Учёт. Аудит. - 2006. -№8. - с. 31-33.

SUMMARY

In opinion of foreign investors the Republic of Belarus is not a priority area for capital investments yet. However, our country has a number of advantages allowing successfully pursue the investment policy. In the article preconditions of attraction of foreign investments are determined, estimation of economic potential is given and priority directions of realization of economic reforms are allocated.

УДК 338

НОВАЯ ЭКОНОМИКА - ВОЗМОЖНОСТЬ ПЕРЕХОДА ТРАНЗИТИВНЫХ СТРАН К СТРАТЕГИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ

Г.А. Шмарловская

В течение последних лет ученые, представляющие различные направления науки (экономисты, политологи, социологи и др.), активно обсуждают проблемы, связанные с развитием «новой экономики». Об этом свидетельствуют научные публикации, выступления на конференциях. Единообразие точек зрения ученых состоит в том, что «новая экономика», в том числе и для Республики Беларусь, рассматривается как реальность, основа дальнейшего развития национальных экономик в условиях глобализации.

Вместе с тем, сохраняются разные подходы к данному явлению. Это находит выражение, во-первых в существовании разнообразных трактовок понятия «новая экономика», во-вторых, в использовании его применительно к транзитивным странам с точек зрения а) модернизации их экономик в направлении формирования рыночной среды, б) как предпосылки вхождения их в мировую экономику.

В связи с этим особую актуальность для транзитивных стран приобретает вопрос об использовании возможностей «новой экономики» для определения своего места в международном разделении труда, своей «ниши» на конкурентном поле глобальных рынков труда, услуг, продуктов интеллектуальной собственности и др.

Теоретическое объяснение и обоснование принципов функционирования «новой экономики» содержится в концепциях ученых, которые представляют различные направления и школы экономической мысли. Среди них: концепция Ф.Хаека, теория рациональных ожиданий в рамках неоклассического направления, теории постиндустриального, технотронного, информационного общества в рамках социально-институционального направления (Д.Белл, Е.Масуда, Э. Тоффлер, П. Дракер и др.).

В данных теориях новая стадия в развитии общества, которая чаще всего называется как постиндустриальная, связывается с переходом экономики от производства товаров к производству услуг, повышением роли

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.