Научная статья на тему 'Прямые иностранные инвестиции: оценка привлечения в Республику Беларусь'

Прямые иностранные инвестиции: оценка привлечения в Республику Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4417
491
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ПРИТОК ИНВЕСТИЦИЙ / ОБЪЕМ ИНВЕСТИЦИЙ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / КАЧЕСТВО ИНВЕСТИЦИЙ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трейтьякова Е. В.

На основе анализа результатов реализации политики по привлечению прямых иностранных инвестиций сделаны выводы о наличии в экономике Беларуси проблем в регулировании общеэкономических и институциональных условий для иностранного капитала. Исследованы национальные нормативные акты, регулирующие ведение инвестиционной деятельности и перспективу ее развития, также отражен международный инвестиционный рейтинг Республики Беларусь, проведена оценка путей повышения эффективности инвестиционных процессов и выявление факторов, оказывающих влияние на повышение качества иностранных инвестиционных вложений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прямые иностранные инвестиции: оценка привлечения в Республику Беларусь»

УДК 330.332.011

ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ: ОЦЕНКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКУ БЕЛАРУСЬ

Е. В. ТРЕЙТЬЯКОВА

Учреждение образования «Гомельский государственный технический университет имени П. О. Сухого», Республика Беларусь

Ключевые слова: иностранные инвестиции, приток инвестиций, объем инвестиций, инвестиционная политика, качество инвестиций, инвестиционный климат.

Введение

Современный этап развития мировой экономики свидетельствует о том, что прямые иностранные инвестиции (ПИИ) выступают одним из факторов устойчивого, качественного и сбалансированного экономического развития, а также повышения международной конкурентоспособности для большинства государств. Республика Беларусь как страна, нацеленная на структурные изменения в экономике, рост общенационального дохода, интеграцию в общемировое экономическое пространство, в значительной мере заинтересована в активном поступлении прямых иностранных инвестиций.

Осознание важности, со стороны органов государственной власти Беларуси, привлечения прямых иностранных инвестиций в отечественную экономику нашло отражение в основных программных документах страны:

- в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г. определено, что критерием достижения стратегии инвестиционной политики является рост удельного веса иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал [2]. Особое внимание в обозначенном периоде будет уделено повышению инвестиционной привлекательности страны для крупных транснациональных корпораций, что позволит наращивать количество и качество привлекаемых прямых иностранных инвестиций [2];

- в Программе деятельности Правительства Республики Беларусь на 2016-2020 гг. принята стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций. Стратегия предусматривает ряд мер, которые призваны обеспечить ежегодный прирост объема прямых иностранных инвестиций; удельный вес иностранных источников в инвестициях в основной капитал должен составить не менее 18 %, доли инвестиций в основной капитал в ВВП - 25 % [1];

- в Приоритетных направлениях развития промышленного комплекса страны на период до 2020 г. установлено, что одним из инструментов реализации промышленной политики является инвестиционная политика на принципах привлечения прямых иностранных инвестиций и капитала транснациональных компаний [3];

- в рамках годовых прогнозов социально-экономического развития Беларуси правительством утверждаются планы по привлечению прямых иностранных инвестиций в экономику.

Приток иностранных инвестиций в экономику принимающей страны способствует: развитию предприятий; повышению качества человеческого капитала; созданию новых рабочих мест; привлечению передовых технологий и стимулированию их

распространения в смежные отрасли. Поэтому в настоящее время наблюдается усиление конкуренции за инвестиции, что, в свою очередь, ставит перед национальным правительством вызовы, связанные с разработкой и проведением комплексных мер экономической политики, направленных на повышение привлекательности страны для прямых иностранных инвестиций в экономику страны.

В настоящее время Республика Беларусь предлагает инвесторам благоприятные правовые условия для ведения бизнеса на территории республики. На международном уровне подписано более 60 соглашений об избежании двойного налогообложения, около 60 двусторонних соглашений о содействии в осуществлении и защите инвестиций, Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, Конвенция по урегулированию инвестиционных споров и другие международные договоры. Успешно действуют институт «инвестиционных договоров с Республикой Беларусь» и институт «инвестиционных агентов». В стране действует Консультативный совет по иностранным инвестициям при Совете Министров Республики Беларусь. В 2014 г. вступил в силу Закон «Об инвестициях». Выстраивая в соответствии с общеевропейскими стандартами институты регулирования бизнес-среды, Республика Беларусь обеспечила улучшение инвестиционного климата.

В то же время, несмотря на наличие большого количества разработанных программных документов, и то, что такая экономическая политика в Республике Беларусь уже реализуется на протяжении продолжительного периода, это не оказывает ожидаемого влияния на экономическое развитие страны. В этой связи актуальными являются исследования, направленные на выявление проблем реализации государственной политики привлечения иностранных инвестиций и определение путей их активизации в национальную экономику Беларуси. Настоящая работа ориентирована на решение указанных вопросов.

Различные аспекты рассматриваемой проблемы нашли отражение в отечественных и зарубежных исследованиях. В работе были использованы труды авторов, внесших существенный вклад в формирование и развитие основных теоретических аспектов инвестиционной деятельности и прямых иностранных инвестиций: Дж. Даннинг, С. Ха-мер, Ч. Киндлбергер, Г. Джонсон, Р. Кейвуз, П. Бакли, М. Кэссон, Д. Тис, С. Мэй-джи, А. Рагмэн и др.

Решению проблемы инвестиционной привлекательности стран на современном этапе развития посвящены труды А. В. Болаева, О. В. Кузнецовой, Д. В. Мухи, А. Кнут, К. Волонховича, К. К. Шебеко, А. Н. Лузгиной, А. В. Герасенко, К. Рудого и др.

Цель исследования - определить пути улучшения инвестиционного климата на основе его сравнительной оценки в различных отраслях экономики, регионах Республики Беларусь, развитых и развивающихся стран.

Для рассматриваемого аспекта экономического развития продуктивно использование сравнительного анализа статистических показателей и логическое моделирование. В качестве информационной базы использовались: нормативные правовые акты Республики Беларусь в области социально-экономического планирования и развития отраслей национальной экономики, данные Национального статистического комитета Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь, а также международных финансовых организаций, характеризующих уровень и динамику прямых иностранных инвестиций по сферам производства и услуг в отраслевом, региональном и страновом разрезе.

Основная часть

Одной из форм иностранного капитала являются прямые иностранные инвестиции. Прямые иностранные инвестиции - это средства, при внесении которых вклад-

чик наделяется правом контролировать деятельность компании и участвовать в управлении ею на территории иной страны. Инвестиции от нерезидента прямого характера считаются главным фактором модернизации экономики страны, которая влечет за собой повышение способности отечественных товаропроизводителей конкурировать на мировых рынках. Одной из особенностей этого вида вложения капитала является тот факт, что инвестор лично заинтересован в отдаче инвестиционных средств. Именно поэтому он будет всесторонне помогать реципиенту организовывать высокотехнологичное производство и эффективную сбытовую структуру.

Прямые иностранные инвестиции выполняют следующие функции в экономике страны-реципиента:

- активизируют инвестиционный процесс в целом;

- способствуют наращиванию материальной базы экономики;

- обеспечивают возможность обмена последними достижениями технологий производства, менеджмента и маркетинга, необходимыми для выхода на мировой уровень;

- стимулируют развитие малых и средних предпринимательских форм;

- ускоряют развитие отраслей экономики в целом и отдельных регионов страны;

- помогают в стимулировании внедрения инноваций и ориентировании экономики на потребителя.

Формы прямого инвестирования:

- создание предприятия в другой стране в виде филиала или подразделения;

- расширение уже существующего подразделения или филиала;

- покупка зарубежного предприятия или его активов.

На основе анализа притока ПИИ в белорусскую экономику (табл. 1) можно утверждать следующее:

- страна является не столь привлекательной для инвесторов, как ее соседи, страны Европы, Евразийского экономического союза и Соединенные Штаты Америки. С 2012 по 2013 г. чистый приток ПИИ на душу населения в Беларуси был сопоставим с чистым притоком на душу населения в Литве и намного меньше, чем у большинства стран анализируемого региона. Ирландия, Нидерланды, Швейцария были лидерами по чистому притоку ПИИ на душу населения в рассматриваемый период времени;

- в 2015 г. в среднем на душу населения в Беларуси было привлечено 173,69 долл. прямых иностранных инвестиций, что ниже аналогичных показателей Казахстана практически в 2,1 раза (375,32); в 2,2 раза - Латвии (375,32); в 3,3 раза - Германии (567,81) и в 83,2 раза - Швейцарии (14446,03 долл.). По нашему мнению, превосходство Республики Беларусь над Россией с 2014 г. в разрезе анализируемого показателя объясняется экономическими санкциями в адрес главного экономического партнера Беларуси.

По данным мировых аналитических исследований и Национального статистического комитета Республики Беларусь, с 2012 г. наблюдается отрицательная динамика по показателям прямых иностранных инвестиций. В 2015 г. чистый приток ПИИ на душу населения сократился на 11,26 %. Иностранные инвесторы вложили в реальный сектор экономики Беларуси 11,3 млрд долл. США, что на 24,8 % меньше, чем в 2014 г. В том числе поступления прямых иностранных инвестиций сократились на 28,8 %, объем портфельных инвестиций уменьшился в 2,1 раза. Поступления прочих иностранных инвестиций сократились на 16,5 % [5].

Объем накопленных прямых иностранных инвестиций на душу населения в Беларуси на конец 2015 г. составил 676 долл. США, что 2,2 раза ниже показателя 2013 г. (1537 долл.) и в 3,5 раза ниже аналогичного показателя России (2420 долл.) [7], [8].

Таблица 1

Показатели чистого притока прямых иностранных инвестиций в Беларуси, некоторых развитых и развивающихся странах в 2012-2015 гг.

Страна Чистый приток ПИИ на душу населения, долл. США Чистый приток ПИИ в % от ВВП

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Ирландия 8826.6 10765.6 18696.7 43843.2 18.1 20.9 33.9 71.7

Норвегия 5170.6 Отрицательный баланс 1184,1 Отрицательный батане 5,3 — 1.2 —

Швейцария 3172.17 Отрицательный батане 2217.38 14446.03 4,0 — 2.6 17.8

Нидерланды 14156.09 19406.80 5986,69 6010.03 28,9 37.9 11.5 13.6

Австралия 2419.99 2270.59 1933.41 1624.78 Л ~7 -*>,! 3.5 3.2 2.9

Канада 1377.28 1936.52 1825.31 1553.21 2,7 3.8 3.7 3.6

Эстония 1362.80 822.91 1281.92 Отрицательный батане 7.8 4.3 6.4 —

Чехия 894.04 697.32 766.61 234.91 4.5 3.5 3.9 1.3

Германия 804.09 770.29 116.01 567.81 1,8 1.7 0.2 1.4

США 756.06 861.74 645.16 1180.5 1.5 1.7 1.2 2.1

Великобритания 717.72 836.27 1095.58 774.33 1.8 2.0 2.4 1.8

Казахстан 777.93 570.64 404.16 375.32 6.6 4.2 3.2 3.6

Латвия 545.21 500.14 547.61 385.86 3.8 3.3 3.5 2.8

Болгария 249.09 277.10 288.04 257.77 3.3 3.6 3.6 3.7

Польша 193.63 20.92 520.43 370.19 1.5 0.2 3.6 2.9

Литва 197,80 243.38 173,35 333,32 1.3 1.5 1.0 2.4

Россия 351.07 480.36 152,89 44,96 2.3 3.1 1.1 0.5

Украина 180.87 99.76 18,74 67,48 4.7 2.5 0.6 3.4

Беларусь 153,85 236,11 195,73 173,69 2,3 3,1 2,4 3,0

Армения 164.57 114.69 133,90 59,14 4.7 3.1 3,5 1.7

Китай 175.91 212.17 195,52 182,21 2.8 3.0 2.6 2.3

Киргизия 54.46 107.46 59,24 191,25 4.9 8.7 4.7 17.3

Рч

П |

£

п

1

и»

к» к*

Примечание. Рассчитано автором на основе данных мировой и региональной статистики [4].

В 2016 г. продолжилась тенденция по снижению инвестиционной активности. По оперативным данным объем прямых иностранных инвестиций в реальный сектор национальной экономики сократился на 5 % [5].

По уровню чистого притока ПИИ в валовом внутреннем продукте Беларусь в целом соответствует группе рассматриваемых развивающихся стран (3,0 % против среднего показателя 3,9 % в 2015 г.). Однако отсутствие положительной динамики данного показателя или, как минимум, его устойчивости за период 2012-2015 гг. в перспективе грозит снижением конкурентоспособности даже в группе развивающихся стран-соседей и основных торговых партнеров (прежде всего, Литвы, Украины, России, Казахстана).

Большое значение для оценки инвестиционной политики имеет качество привлекаемых инвестиций для национальной экономики. Нами представлена динамика первичного дохода от прямых иностранных инвестиций в процентах от валового внутреннего продукта, группы рассматриваемых развивающихся стран в период 2012-2014 гг. (табл. 2).

Таблица 2

Первичный доход от прямых иностранных инвестиций в процентах от ВВП

Страна Значение по годам

2012 2013 2014

Казахстан 11,9 9,5 8,9

Россия 3,1 3,1 3,3

Украина 2,7 2,7 1,3

Беларусь 1,9 3,2 2,6

Армения 3,1 1,6 1,59

Китай 2,0 2,1 0,69

Киргизия 1,69 4,75 3,04

Примечание. Рассчитано автором на основе данных мировой и региональной статистики [4].

На основе данных, представленных в табл. 2, мы видим следующее:

- снижается отдача от иностранного капитала;

- в группе стран Евразийского экономического союза по анализируемому показателю Беларусь в 2014 г. занимает предпоследнее место;

- отрицательным моментом является снижение дохода от прямых иностранных инвестиций в Беларуси (с 3,2 до 2,6 %), в то время как в странах анализируемой группы он возрастает (с 1,69 до 3,04 % в Киргизии) или достаточно устойчив (3,1-3,3 % в России).

На протяжении всего периода реализации инвестиционной политики в Беларуси имеет место существенная дифференциация в отраслевом распределении прямых иностранных инвестиций. Сохраняется их направленность преимущественно к инфраструктурным проектам (торговля, транспорт, связь) и финансово-посреднической деятельности с ориентацией на работу в основном на внутреннем рынке, а не к реальному производству, способному впоследствии дать эффект в виде экспорта товаров и услуг.

В 2016 г. значительный объем поступивших в страну прямых иностранных инвестиций на чистой основе был направлен в следующие отрасли: торговля, ремонт автомобилей и бытовых изделий - 34,9 % от общего объема; транспорт и связь -38,6 %, т. е. более 70 % привлеченных в нашу страну прямых инвестиций поступило преимущественно не в экспортно-ориентированные отрасли. В отрасль промышлен-

ности в 2016 г. поступило 1048,4 млн долл. США прямых инвестиций, что составляет лишь 15 % от общего объема [5].

Значительные диспропорции наблюдаются и в территориальном распределении поступающих в страну прямых иностранных инвестиций. Большая их часть направляется в Минск, тогда как в области прямые инвестиции из-за рубежа поступают в крайне незначительных объемах (табл. 3).

Таблица 3

Структура прямых иностранных инвестиций в реальный сектор экономики по регионам Республики Беларусь, %

Регион 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. Среднее значение

Брестская область 0,9 0,8 1,2 1,3 1,4 1,4 1,2

Витебская область 0,4 0,5 1,0 1,4 1,5 1,2 1,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гомельская область 1,2 1,6 1,8 2,9 2,3 3,2 2,2

Гродненская область 0,6 0,8 1,6 1,9 1,3 1,5 1,3

Могилевская область 1,6 1,2 1,4 1,7 2,5 2,4 1,8

Минская область 1,8 2,7 5,0 5,2 6,0 6,6 4,5

г. Минск 93,5 92,4 88,0 85,6 85,0 83,7 88,0

Итого 100 100 100 100 100 100 100

Примечание. Рассчитано автором на основе данных Национального статистического комитета Республики Беларусь [8].

В 2015 г. в г. Минск в реальный сектор экономики поступило 6062,3 млн долл. ПИИ, что составляет 83,7 % от общего объема поступивших в страну прямых инвестиций, в то время как по областям удельный вест притока ПИИ в их общем объеме варьирует от 1,2 % (Витебская область) до 6,6 % (Минская область).

Республика Беларусь использует ряд предусмотренных законодательством, инструментов экономической политики для того, чтобы стимулировать приток инвестиций, а также деловую активность предприятий и предпринимателей. Одним из них являются свободные экономические зоны (СЭЗ). Основные показатели деятельности СЭЗ Беларуси по привлечению иностранных инвестиций, направленных на развитие экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств, основанных на новых высоких технологиях, представлены в табл. 4.

Таблица 4

Объем накопленных прямых иностранных инвестиций на 1 января 2016 г. [13]

Свободная экономическая зона Всего, тыс. долл. США

Брест 89683,8

Витебск 90044,9

Гомель-Ратон 112956,2

Гродно-Инвест 179859,0

Минск 188545,6

Могилев 189283,3

Объем накопленных всеми СЭЗ прямых иностранных инвестиций на 1 января 2016 г. - 850 млн долл. США, что составляет только около 5 % от накопленных ПИИ Беларуси. Из всех СЭЗ больше всего инвестиций удалось привлечь свободной экономической зоне Могилева (23 % накопленных ПИИ); за ней следует Минск (22,2 %)

и Гродно-Инвест (21,2 %). Меньше всего ПИИ поступило в СЭЗ Бреста (10,5 %). Очевидно, что свободные экономические зоны не вносят существенный вклад в привлечение прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь.

Общим условием стимулирования притока прямых иностранных инвестиций в страну является как можно более скорая стабилизация финансового положения в Республике Беларусь. При обеспечении этого условия должны решаться также задачи в разрезе критериев рейтинговой оценки Всемирного банка (ВБ) условий ведения бизнеса. В рейтинге ВБ Республика Беларусь в 2015 г. заняла 44 место из 189 стран мира [9]. Среди критериев ВБ в рейтинге оценивает отношение к предпринимательству, легкость ведения бизнеса, открытость рынка, легкость юридических обязательств, качество рынка труда, защиту прав собственности, эффективность администрации и налоговую политику.

В целом по результатам проведенного исследования можно отметить, что в Республике Беларусь созданы основные условия, формально необходимые для привлечения иностранного капитала:

- функционирует шесть свободно-экономических зон;

- иностранные инвесторы могут минимизировать затраты в случае размещения своего бизнеса в малых и средних населенных пунктах;

- Беларусь имеет квалифицированную и при этом относительно дешевую рабочую силу;

- постепенное улучшение позиций Беларуси в рейтинге «Doing business», составляемом ежегодно Всемирным банком.

- Беларусь имеет развитую транспортную инфраструктур и выполняет связующую роль между странами Евразийского и Европейского союзов.

Несмотря на ряд привлекательных составляющих инвестиционного климата, по-прежнему сохраняется достаточно низкая заинтересованность со стороны иностранных инвесторов в отношении Беларуси. Основными причинами, которые сдерживают приток иностранного капитала на внутренний рынок страны, выступают институциональные, связанные с государственным регулированием, а также состоянием политической и правовой среды. Очевидно, что забюрократизированность, жесткое регулирование предпринимательской деятельности, нестабильная экономическая ситуация делают принимающую страну менее привлекательной.

Заключение

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что в настоящее время для обеспечения макроэкономической сбалансированности необходимо активизировать усилия не только на увеличение объемов привлечения прямых иностранных инвестиций в отечественную экономику, но и на более эффективное и рациональное распределение привлекаемых инвестиций. Если обратиться к опыту анализируемой группы стран, то можно констатировать, что активный приток ПИИ был обусловлен не столько внешними, сколько внутренними факторами. Во многом благодаря активной работе национальных правительств, которые сформировали благоприятные условия для привлечения ПИИ, стало возможным привлечение значительного объема иностранного капитала.

Стимулирование притока прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь обуславливает более активное использование механизмов, которые регулируют общеэкономические и институциональные условия. Наиболее важными являются следущие:

- обеспечение четкой связи между политикой привлечения ПИИ и промышленной политикой. Поэтому льготы для инвесторов должны предоставляться целенаправленно в зависимости от перспектив развития отрасли;

- минимизация рисков, связанных с защитой прав собственности инвесторов. Это может быть достигнуто путем систематизации законодательства в сфере инвестиций в соответствии с передовой международной практикой в целях безусловного обеспечения права инвестора на распоряжение полученной прибылью и дивидендами, свободного движения капитала, совершенствования системы гарантий для международных инвесторов от принятия в будущем законодательных актов, ухудшающих их положение.

Приток прямых иностранных инвестиций должен способствовать устойчивому, качественному, сбалансированному развитию и структурной перестройке национальной экономики, повышению международной конкурентоспособности страны. Выполнение данной задачи может быть обеспечено, прежде всего, за счет привлечения иностранного капитала для развития передовых высокотехнологичных и наукоемких производств с преимущественной ориентацией на внешние рынки.

Учитывая это, целесообразным выглядит ориентация политики Беларуси в отношении прямых иностранных инвестиций, как на привлечение иностранных активов, так и на качество будущих инвестиций. Приоритетной формой работы с прямыми иностранными инвестициями должен выступить приток средств в ведущие секторы промышленности, а также в секторы, требующие серьезных модернизаций (например, машиностроение, легкая и текстильная промышленность, научные исследования и разработки), экспортно-ориентированные проекты. Необходимо усиление инновационной направленности прямых иностранных инвестиций путем оптимизации состава налоговых преференций для иностранных инвесторов при условиях, обеспечивающих повышение качества инвестиций:

- создание рабочих мест в регионах республики;

- реализация инвестиционных проектов в малых городах республики;

- обеспечение объема инвестиционных затрат на одного работника на среднеевропейском уровне;

- производство привлекательной продукции на международных рынках;

- осуществление в сфере услуг, предоставляемых компаниями, сложных процессов;

- осуществление деятельности инвесторами в соответствии со стандартами систем экологического менеджмента;

- осуществление сотрудничества с университетами Республики Беларусь.

Литература

1. Программа деятельности Правительства Республики Беларусь на 2016-2020 годы : утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь от 05.04.2016 г. № 274. - Режим доступа: https://docviewer.yandex.by/?url=http%3A%2F%2Fwww.government.by% 2Еир1оаё%2Еёос8%2Ерёр2016_2020.рё£&пате=рёр2016_2020.рё£&1ап§=ги&с=589 884587187. - Дата доступа: 06.02.2017.

2. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года. - Режим доступа: https://docviewer.yandex.by/?ur1=http%3A%2F%2Fwww.economy.gov.by%2Fnfi1es% 2F001708_663161_Proekt_21_11.docx&name=001708_663161_Proekt_21_11.docx&1 ang=ru&c=58988558fb08. - Дата доступа: 06.02.2017.

3. Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на период до 2020 года (в ред. постановлений Совмина от 04.04.2013 г. № 256, от 13.01.2014 г. № 18 ; от 13.06.2014 г. № 572). - Режим доступа: http://research.bsu.by/wp-content/up1oads/2014/10/postanov1enie-sm-622-5.07.2012-red-30.06.2014.pdf. - Дата доступа: 06.02.2017.

4. Мировая и региональная статистика, национальные данные, карты и рейтинги. -Режим доступа: http://knoema.ru/atlas. - Дата доступа: 13.02.2017.

5. Инвестиции в Республику Беларусь из-за рубежа / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. -Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/makroekonomika-i-okruzhayushchaya sreda/finansy/godovye-dannye_14/inostrannye-investitsii-v-respubliku-belarus/. - Дата доступа: 14.02.2017.

6. Мониторинг прямых инвестиций России, Беларуси, Казахстана и Украины в странах Евразии. - Режим доступа: http://www.eabr.org/general/upload/CII%20-%20izdania/2014/МПИ 2014/doklad_28_preview.pdf. - Дата доступа: 15.02.2017.

7. Кузнецова, О. В. Накопленные иностранные инвестиции российских регионов: территориальная структура и роль оффшорного капитала / О. В. Кузнецова // Проблемы анализа и гос. управлен. проектирование. - 2015. - № 6. - С. 47-62.

8. Регионы Республики Беларусь: социально-экономические показатели. Т. 1. - Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/oi^tsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/ index_6343/. - Дата доступа: 21.01.2017.

9. Рейтинг Всемирного банка и Международной финансовой корпорации (IFC) «Ведение бизнеса» (Doing Business). - Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/Doing-Business. - Дата доступа: 05.01.2017.

10. Муха, Д. Как заманить инвестора в Беларусь? / Д. Муха // Белорус. думка. - 2013. -№ 9. - С. 84-90.

11. Прищепова, А. И. Современная оценка привлечения иностранных инвестиций в Республику Беларусь / А. И. Прищепова, А. А. Шахрай // Экономика и упр. -2014. - № 2. - С. 81-86.

12. Лузгина, А. Национальные особенности и международный опыт привлечения прямых иностранных инвестиций / А. Лузгина // Банк. вестн. - 2016. - № 6. - С. 21-28.

13. Реформирование свободных экономических зон в Беларуси: какую политику выбрать? - Режим доступа: http://www.research.by/webroot/delivery/files/ps2016r01.pdf. -Дата доступа: 15.08.2017.

Получено 23.03.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.