Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА УЗБЕКИСТАНА'

ТЕНДЕНЦИИ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
59
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫШИВКА / ОРНАМЕНТ / СТАТУС / НИТКИ / ЦВЕТ / КОЛОРИТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Азимова Ф.К.

В статье рассказано о применении вышивки и её орнаментов в разных отраслях и сословиях. Также приводятся примеры использования вышивки в разных периодах жизни человечества. Дано описание нужных цветов, колоритов и нитей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА УЗБЕКИСТАНА»

Вестник магистратуры. 2019. № 11-4 (98)

ISSN 2223-4047

УДК 62

Ф.К. Азимова

ТЕНДЕНЦИИ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА УЗБЕКИСТАНА

В статье рассказано о применении вышивки и её орнаментов в разных отраслях и сословиях. Также приводятся примеры использования вышивки в разных периодах жизни человечества. Дано описание нужных цветов, колоритов и нитей.

Ключевые слова: вышивка, орнамент, статус, нитки, цвет, колорит.

Искусство развития ручной вышивки видоизменялось, и совершенствовалась на протяжении многих веков. Первые стежки были сделаны еще в эпоху первобытных жителей, когда необходимо было шить одежду из шкур животных. Сегодня вышивка радует глаз своим буйством красок и необычными методиками создания этой красоты на различных материалах. Кто вручную, а кто и машинным способом создает нитками превосходные сюжеты на полотнах и орнаментальные узоры.

В настоящее время традиционная вышивка сохранилась или возрождена почти во всех регионах Узбекистана и даже в Хорезме, где этот вид не был распространен. Вместе с тем в развитии современной вышивки сформировалась специфическая ситуация, во многом связанная не с прежними локальными особенностями художественных школ, а с сугубо рыночными факторами и запросами. Сейчас сосуществуют два направления, две группы по созданию и реализации вышивок. Одна, назовем ее условно «инновационной», нацелена на экспорт, на широкий рыночный спрос, в ней сильны авторские инициативы. Вторая («аутентичная»), сформировавшаяся во второй половине ХХ в., имеет локальный, ограниченный небольшой территорией (кишлак, район) характер использования изделий с вышивкой, приверженных к местным традициям.

В давние времена по вышивке можно было определить статус человека. Генералы и цари, чиновники высокого класса, богатые князья, бояре в разные времена носили одежды, расшитые золотом, в обеспеченных приходах были жемчужные и золотые иконы. Люди попроще использовали в качестве украшения одежды вышивку гладью и крестом, лентами и бисером. Некоторые узоры крестьянских платьев по своей необычности и изысканности могли выдерживать конкуренцию с «золотным» шитьем. Но это - история. Сегодня же расшитую вещь в гардеробе может позволить себе каждый. Модные дизайнеры - Жан-Поль Готье, Аделин Андре и другие часто используют вышивку при создании платьев «от кутюр». А основатель модного дома Valentino, модельер Валентино Гаравани, вообще сделал вышивку визитной карточкой своих коллекций. Изделия этого направления современной вышивки нацелены на внешний рынок, и здесь сильны тенденции к интеграции традиций орнаментики разных школ узбекской вышивки, свободное обращение к узорам сопредельных регионов, возрождение технологий XIX - начала XX в., природных красителей, домотканых тканей и т.д.

Орнамент наряду с колоритом является важным идентификационным критерием локальных особенностей вышивки. И здесь мы сталкиваемся с новой тенденцией. В арсенале мастеров «инновационного» направления вышивки наблюдается смешение орнаментальных мотивов и образов различных школ традиционной вышивки Узбекистана XIX - начала XX в. Но есть и градации. Смешение стилей и орнаментов разных школ в большей степени характерно для мастеров, не являющихся потомственными. При этом предпочтение отдается орнаментике элитарных образцов нуратинской, шахрисабзской и бухарской школ вышивки, имеющих высокий спрос на зарубежных рынках.

Важным индикатором изменений в художественном облике современных вышивок является как цвет тканей, на которых создается вышивка, так и колорит самих вышивок, что зависит от используемых мастерами нитей. Современную вышивку мастеров первой группы отличает общая черта - преимущественное использование белых или желтоватых тканей ручного ткачества: шелковые ткани - шойи, полушелковые - адрас, хлопчатобумажные ткани - буз, или бязь. С этого начался процесс возрождения старинных узбекских вышивок.

В связи с общими колористическим и орнаментальными свойствами группы так называемых «книжных» сюзане трудно определить, кем выполнена та или иная вышивка - универсальные черты в них преобладают. При этом мотивы узоров - цветы и плоды граната, плоды миндаля, перец, цветочные побеги -

© Азимова Ф.К., 2019.

Научный руководитель: Самиева Шахноз Хикматовна - доцент кафедры «Машины и оборудование лёгкой промышленности», Бухарский инженерно-технологический институт, Узбекистан.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2019. № 11-4 (98)

сохраняют традиционный рисунок, но в колорите используются лишь синий цвет различных оттенков и черный цвет для оконтуривания мотивов узора, что придает этим вышивкам схожесть с традиционной узбекской сине-черной индиговой набойкой.

Сегодня, как и в первые века жизни вышивания, работы носят декоративный характер. И современная машинная вышивка сохранила эту идею. Современная машинная вышивка на ткани даже хороша в бытовом плане и сохраняется долго. Объемный вид очень крепко держится и красиво смотрится на одежде, а устойчивость окраски ниток позволяют не беспокоиться о них во время носки. Именно поэтому очень много предприятий и компаний предпочитают видеть вышивку на фирменной одежде своих работников.

Мастера «инновационного» направления, стремясь адаптироваться к современным требованиям, расширяют круг функционального назначения изделий вышивки - наряду с бытовыми декоративными изделиями, среди которых выделяются сюзане, они используют вышивку при создании одежды и аксессуаров с общенациональной орнаментикой.

Библиографический список

1.Полное руководство по технике вышивания. - Москва: ИЛ, 2006. - 610 с.

2.Сотникова, Н.А. Русская вышивка. Большая иллюстрированная энциклопедия / Н.А. Сотникова. - М.: Эксмо, 2013. - 527 с.

3.Филипсон, Кэрол Кельтские мотивы. Вышивка. Практическое руководство / Кэрол Филипсон. - М.: Ниола-Пресс, 2008. - 729 с.

АЗИМОВА ФИРУЗА КАМОЛОВНА- магистрант кафедры «Технологии и оборудования лёгкой промышленности», Бухарский инженерно-технологический институт, Узбекистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.