УДК 347 ББК 67.404
DOI 10.24411/2414-3995-2019-10032 © Ф.Г. Мышко, К.В. Васильева, В.В. Попов, И.А. Стрельникова, 2019
Научная специальность 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
ТЕНДЕНЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКИХ И КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Федор Георгиевич Мышко,
заведующий кафедрой частного права, доктор юридических наук, доцент Государственный университет управления (109542, Москва, Рязанский проспект, д. 99);
Ксения Валерьевна Васильева, доцент кафедры частного права, кандидат юридических наук, доцент Государственный университет управления (109542, Москва, Рязанский проспект, д. 99);
Владимир Владимирович Попов, доцент кафедры частного права, кандидат юридических наук, доцент Государственный университет управления (109542, Москва, Рязанский проспект, д. 99);
Ирина Александровна Стрельникова, доцент кафедры частного права, кандидат юридических наук, доцент Государственный университет управления (109542, Москва, Рязанский проспект, д. 99)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Представлен анализ реализации Стратегии развития информационного общества. Выявлены последние изменения в действующем гражданско-правовом и антимонопольном регулировании отношений в сфере цифровой экономики. Даны предложения по совершенствованию законодательства в целях оптимального нормативного правового регулирования цифровой экономики.
Ключевые слова: цифровая экономика, электронная форма сделки, цифровые финансовые активы, криптовалюта, информация, цифровая платформа.
TRENDS IN LEGAL REGULATION OF CIVIL AND COMPETITIVE RELATIONS IN THE DIGITAL ECONOMY
Fedor G. Myshko,
Head of the Department of private law, Doctor of Law, Associate Professor State University of Management (109542, Moscow, Ryazansky Prospect, d. 99);
Kseniya V. Vasil'eva,
Associate Professor of private law Department, Candidate of Law, Associate Professor State University of Management (109542, Moscow, Ryazansky Prospect, d. 99);
Vladimir V. Popov,
Associate Professor of private law Department, Candidate of Law, Associate Professor State University of Management (109542, Moscow, Ryazansky Prospect, d. 99);
Irina A. Strelnikova,
Associate Professor of private law Department, Candidate of Law, Associate Professor State University of Management (109542, Moscow, Ryazansky Prospect, d. 99)
Abstract. In the article the analysis of realization of strategy of development of the information society. The latest changes in the current civil and antitrust regulation of relations in the digital economy are revealed. Proposals are made to improve the legislation in this area in order to optimize the regulatory legal regulation of the digital economy.
Keyword: digital economy, electronic form of transaction, digital financial assets, cryptocurrency, information, digital platform.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Мышко Ф.Г., Васильева К.В., Попов В.В., Стрельникова И.А. Тенденции правового регулирования гражданских и конкурентных отношений в сфере цифровой экономики. Вестник экономической безопасности. 2019;(1):155-9.
Актуальные проблемы правового регулирования цифровой экономики в России. Как
справедливо отмечается в научной литературе [1, с. 18—22; 2, с. 12—17], цифровую экономику можно определить как систему экономических отношений, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех ее сферах.
В целях реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 гг., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы», распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г
№ 1632-р была утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [3, с. 5—18].
Данная Программа направлена на создание условий для развития общества знаний в Российской Федерации, повышение благосостояния и качества жизни граждан нашей страны путем повышения доступности и качества товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий, повышения степени информированности и цифровой грамотности, улучшения доступности и качества государственных услуг для граждан, а также безопасности как внутри страны, так и за ее пределами [4].
Программа сфокусирована на развитии пяти базовых направлений, одним из которых является нормативно-правовое регулирование.
Как известно, право является основополагающим регулятором экономики и любых общественных отношений, в этой связи для эффективного действия всех отраслей цифровой экономики нужно эффективное правовое регулирование, опосредующее складывающиеся общественные отношения, которое также нуждается в совершенствовании и модернизации.
В соответствии с дорожной картой, которая была составлена для управления развитием цифровой экономики, на 2018 год в разделе «Нормативное регулирование», была запланирована реализация концепции первоочередных мер по совершенствованию правового регулирования с целью развития цифровой экономики, снятия ключевых правовых ограничений для развития цифровой экономики и определения первоочередных базовых правовых понятий и институтов, необходимых для развития цифровой экономики [5, с. 15—19].
В целях реализации концепции по совершенствованию правового регулирования на данном этапе были поставлены следующие задачи:
1) формирование благоприятных правовых условий для сбора, хранения и обработки данных, в том числе с использованием новых технологий, при условии защиты прав и законных интересов субъектов и владельцев, обеспечивающих возможность ускоренного развития базовых механизмов цифровой экономики;
2) внедрение инструментов стимулирования развития цифровой экономики в части оборота результатов интеллектуальной деятельности;
3) совершенствование антимонопольного законодательства в соответствии с потребностями цифровой экономики;
4) совершенствование правового регулирования в целях внедрения и использования инновационных технологий на финансовом рынке;
5) совершенствование правового регулирования в сфере защиты прав потребителей в условиях цифровой экономики;
6) формирование правовых условий для использования технологий децентрализованного ведения реестров и удостоверения прав, в том числе проведение правового эксперимента в данной сфере;
7) определение новых правил сбора отчетности, в том числе статистической информации, исключающих дублирование этой информации, предусматривающих способы ее дистанционного получения и направленных на обеспечение потребностей общества и государства необходимыми данными в режиме реального времени;
8) предложения по формированию условий для стимулирования развития цифровой экономики.
Данные задачи в настоящее время решены посредством принятия следующих нормативных правовых актов:
1. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 291-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации», закрепивший понятия «беспилотное воздушное судно» и «беспилотная авиационная система».
2. Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»», дополнивший его параграфом 4.1 «Заключение контракта по результатам электронной процедуры».
3. Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. № 482-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дополнивший Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» статьей 14.1 «Применение информационных технологий в целях идентификации граждан Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 29 июня 2018 г. № 173-ФЗ «О внесении изменений в отдельные за-
конодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым объектами концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве могут являться объекты информационных технологий (в том числе программы для ЭВМ, базы данных, информационные системы (в том числе государственные информационные системы), сайты) или объекты информационных технологий и технические средства обеспечения функционирования объектов информационных технологий (в том числе центры обработки данных).
5. Постановление Правительства РФ от 27 июня 2018 г. № 738 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния», установившее порядок ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния и доступа к нему.
Вместе с тем многие вопросы еще не нашли своего отражения в законодательстве и нуждаются в более глубокой его конкретизации. И в этой связи в целях перехода к следующему этапу дорожной карты, запланированному на 2020 год, задачей которого является реализация концепции среднесрочных мер по совершенствованию правового регулирования с целью развития цифровой экономики, в результате чего отношения, возникающие в цифровой экономике, комплексно урегулированы, а также создан механизм регулирования вновь возникающих отношений, представляется целесообразным внести изменения в действующее законодательство [6, с. 38—41; 7, с. 5—9].
Методология исследования. Для разработки предлагаемых в настоящей статье предложений по совершенствованию российского законодательства с целью правового регулирования экономических отношений с использованием цифровых технологий авторами применялись общенаучные и частнонауч-ные методы исследования: метод анализа и синтеза, метод индукции и дедукции, формально-юридический и сравнительно-правовой методы.
Пути совершенствования гражданского законодательства. В сфере гражданского законодательства представляется целесообразным провести следующие мероприятия.
1) Закрепить электронную форму сделки и изложить ч. 1 ст. 158 Гражданского кодекса РФ «Форма сделок» в следующей редакции «1. Сделки
совершаются устно, в письменной форме (простой или нотариальной) или в электронной форме».
2) При формировании цифровой среды доверия необходимо нормативно-правовое обеспечение возможности идентификации и аутентификации субъектов (в первую очередь физических лиц) любым технически возможным способом. Особенно актуально отразить это в гражданском законодательстве, поскольку п. 2 ст. 160 ГК РФ, предусматривая использование иного аналога собственноручной подписи, указывает, что это допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, не конкретизируя эти случаи.
К таким способам, не предусмотренным законодательством, могут быть отнесены:
1. Электронная биометрическая подпись, которая представляет собой электронный аналог собственноручной подписи. Данная подпись совершается физическим лицом на материальном носителе собственноручно с использованием специального оборудования (световое перо, графический планшет).
2. Мобильная электронная подпись.
3. Абонентский номер клиента — физического лица, пользующегося услугами подвижной радиотелефонной связи.
4. Адрес электронной почты.
В случае если субъект идентифицирован и совершает юридически значимые действия, следует презюмировать наличие его воли на совершение данных действий, покуда не доказано обратное.
3) Включить в законодательство понятие цифровой оферты и акцепта, дополнить ст. 435 Гражданского кодекса РФ и ст. 438 Гражданского кодекса РФ указанием на это, и изложить ч. 1 ст. 433 Гражданского кодекса РФ «Момент заключения договора» в следующей редакции:
«1. Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта, в том числе цифровых».
4) Расширить список объектов гражданского права, добавив в него две новые категории объектов в виде информации и цифровых финансовых активов (в т.ч. криптовалюты), в этих целях видится целесообразным изложить ст. 128 Гражданского кодекса РФ «Объекты гражданских прав» в следующей редакции:
«К объектам гражданских прав относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, цифровые финансовые активы, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); информация; нематериальные блага.».
5) В сфере законодательства об интеллектуальной собственности видится целесообразным упростить форму договоров о передаче исключительных прав в целях упрощения процедуры и перевода их в цифровой формат. Для этого видится целесообразным внести изложить ч. 2 ст. 1234 Гражданского кодекса Российской Федерации «Договор об отчуждении исключительного права» в следующей редакции:
«2. Договор об отчуждении исключительного права заключается в письменной форме или в иной форме, за исключением устной. Несоблюдение письменной формы не влечет недействительность договора.».
Кроме того также изложить ч. 2 ст. 1235 Гражданского кодекса Российской Федерации «Лицензионный договор» в следующей редакции:
«2. Лицензионный договор заключается в письменной форме, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное. Несоблюдение письменной формы не влечет недействительность лицензионного договора.».
Пути совершенствования законодательства о защите конкуренции. В свете рассматриваемой темы отдельно следует остановится на регулировании конкурентных отношений на «цифровых» рынках и отметить следующее.
В марте 2018 года ФАС России направила в Правительство РФ (для дальнейшего направления в Государственную думу) и предложила для публичного обсуждения проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции»», в мире бизнеса более известный как «Пятый антимонопольный пакет» (далее — Проект) [8, с. 106—119].
Основные положения Проекта, регулирующие общие правила оборота товаров (работ, услуг) с ис-
пользованием цифровых технологий, сводились к следующему.
В Закон о защите конкуренции вводится определение цифровой платформы в следующей редакции: это «размещенная в информационно-коммуникационной сети «Интернет» инфраструктура, которая используется для организации и обеспечения взаимодействия продавцов и покупателей»;
Определяется порядок признания субъекта, владеющего цифровой платформой, занимающим доминирующее положение на рынке, при этом этот порядок отличен от общего порядка, установленного Законом о защите конкуренции для хозяйствующих субъектов: «Положение хозяйствующего субъекта, владеющего цифровой платформой, может быть признано доминирующим в случае, если такая цифровая платформа занимает долю более чем 35 процентов на рынке взаимозаменяемых услуг, оказываемых с использованием цифровых платформ, связанных с обеспечением взаимодействия хозяйствующих субъектов-продавцов и покупателей, и сетевые эффекты, основанные на количестве пользователей цифровой платформой, дают такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, владеющего цифровой платформой, или несколькими сходными (взаимозаменяемыми) цифровыми платформами, выручка от деятельности которой (которых) за последний календарный год не превышает 400 миллионов рублей».
Вводится понятие сетевого эффекта: это «зависимость потребительской ценности товара от количества потребителей одной и той же группы (прямой сетевой эффект) либо изменение ценности товара для одной группы потребителей при уменьшении или увеличении количества потребителей в другой группе (косвенный сетевой эффект)». Это понятие также необходимо для определения доминирующего положения субъекта (группы лиц) на рынке: Проектом предлагается, чтобы «при проведении анализа состояния конкуренции на товарном
рынке (товарных рынках), на котором (которых) взаимодействие продавцов и покупателей организуется и обеспечивается посредством цифровых платформ, антимонопольный орган также устанавливает наличие сетевых эффектов и дает оценку их воздействию на возможность хозяйствующего субъекта оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам в том числе за счет существенности количества совершаемых посредством таких цифровых платформ сделок либо на отсутствие данной возможности».
На Проект было дано заключение Министерства экономического развития Российской Федерации (далее — Минэкономразвития) от 18 сентября 2018 г. № 26742-СШ/Д26и, заключение в целом отрицательное, делающее вывод, что проект требует коренной доработки.
В целом представляется возможным согласиться с высказанными по Проекту замечаниями, суть которых сводится к крайней неопределенности вновь вводимых терминов и критериев. Понятия цифровой платформы, сетевого эффекта, покупателя, инфраструктуры взаимодействия продавца и покупателя, владения цифровой платформой сформулированы поверхностно и (или) с использованием экономической терминологии, не связанной с принятыми юридическими терминами, используемыми Гражданским кодексом Российской Федерации и иными принятыми во его исполнение нормативными правовыми актами. Понятие взаимозаменяемой услуги не определено вовсе [9, с. 11—13].
Представляется также в целом необоснованным необходимое отдельное правовое регулирование «цифровых рынков», в то время как цифровые технологии являются лишь средствами для осуществления торговли (если понимать торговлю в широком смысле, как возмездный обмен любого оборо-тоспособного объекта на деньги) — продвижения объекта торговли от продавца к конечному покупателю и встречной оплаты стоимости этого объекта конечным покупателем.
Не вызывает сомнений необходимость правового регулирования торговли с применением циф-
ровых технологий с конечной целью обеспечения свободной конкуренции в такой торговле [10, с. 64—68.]. Однако в качестве механизма правового регулирования предлагается дополнить имеющиеся нормы Закона о защите конкуренции и иных отдельных нормативных правовых актов положениями, что общие правила возмездного обмена оборотоспособных объектов распространяются и на торговлю с применением цифровых технологий.
Литература
1. Алиев В.М., Соловых Н.Н. Цифровая экономика поставила нас перед необходимостью решения проблемы обеспечения цифрового суверенитета // Безопасность бизнеса. 2018. № 3.
2. Вайпан В.А. Правовое регулирование цифровой экономики // Предпринимательское право. Приложение «Право и Бизнес». 2018. № 1.
3. Вайпан В.А. Основы правового регулирования цифровой экономики // Право и экономика.
2017. № 11.
4. Быков А.Ю. Право цифровой экономики: некоторые народно-хозяйственные и политические риски. М.: Проспект, 2018.
5. Шарандина Н.Л. Цифровая экономика как приоритетная национальная цель развития Российской Федерации: правовой аспект // Финансовое право. 2018. № 9.
6. Андреев В.К. О понятии цифровых прав и их оборотоспособности // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2018. № 2.
7. Сурова Н.Ю., Безделов С.А. Новые технологии для экономики будущего: рейтинг проектов и механизмы регулирования в сфере цифровой экономики // Вестник Академии. 2018. № 1.
8. Иванов А.Ю. Контроль монополизации в условиях цифровой экономики: первая часть дискуссии о пятом антимонопольном пакете // Закон.
2018. № 2.
9. Мухин В. «Цифровая» экономика будущего // Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия»: электрон. журн. 2016. № 47.
10. Соловых Н.Н. Цифровая экономика диктует необходимость квалифицированных кадров с новыми компетенциями // Российский следователь. 2018. № 5.