Е. Кугафи на (МПОА)
О росте значимости ESG-факторов и принципов устойчивого развития в международной деловой, общественной и политической жизни свидетельствуют, в частности, инициативы в области изменения климата (в первую очередь — Парижское соглашение от 12 декабря 2015 г., принятое 21-й сессией Конференции сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата и подписанное от имени Российской Федерации в г. Нью-Йорке 22 апреля 2016 г.); в области устойчивого развития; концепция стейкхолдерского капитализма, заявленная Всемирным экономическим форумом (Давосский манифест 2020) и др.
Происходит процесс глобального перераспределения потоков капитала в пользу рынков, обеспечивающих продвижение целей устойчивого развития, одна из причин этого — распространение ответственного инвестирования. Неслучайно в информационных письмах Банка России от 15.07.2020 № ИН-06-28/111 «О рекомендациях по реализации принципов ответственного инвестирования» и от 12.07.2021 № ИН-06-28/49 «О рекомендациях по раскрытию публичными акционерными обществами нефинансовой информации, связанной с деятельностью таких обществ» даны соответствующие рекомендации кредитным организациям.
Учет публичными акционерными обществами ESG-факторов, связанных с воздействием на окружающую среду, социальную сферу и экономику, анализируется инвесторами, придерживающимися принципов ответственного инвестирования, с точки зрения способности компании к созданию долгосрочной стоимости и может влиять на инвестиционную привлекательность ее ценных бумаг. В частности, по состоянию на конец III квартала 2021 г. объем средств под управлением организаций, присоединившихся к принципам ответственного инвестирования Ассоциации по продвижению Принципов ответственного инвестирования (PRI Association), превысил 121 трлн долларов США2.
В последние несколько лет в мире активно продвигалась повестка устойчивого развития, однако политика санкционных ограничений, всколыхнувшая мировое сообщество в 2022 г., и последовавшие за этим существенные изменения в энергетическом обеспечении и балансе многих стран критически осложнили выполнение принятых планов и обязательств по достижению углеродной нейтральности и иных параметров достижения целей устойчивого развития.
Россия тем не менее сохранила намерения по реализации намеченных целей. Задача внедрения принципов устойчивого развития в отечественную экономику определена в важнейших документах стратегического планирования Российской Федерации, включая Стратегию экологической безопасности3. Расширение вклада финансового рынка в достижение целей устойчивого развития и ESG-транс-формации российского бизнеса определено в качестве важнейшего направления развития финансового рынка Российской Федерации4.
2 URL: https://www.unpri.org/signatories/signatory-resources/quarterly-signatory-update (дата обращения: 05.12.2022).
3 Указ Президента РФ от 19.04.2017 № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. 2017. № 17. Ст. 2546.
4 См.: Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2023 год и период 2024 и 2025 годов (разработаны Банком России). Задача 4 Раздела III // Вестник Банка России. 2022 № 63.
УНИВЕРСИТЕТА Тенденции правового регулирования имени o.e. кугафина(мгюа) ESG-банкинга в условиях санкций
Реализация важнейших документов стратегического планирования в области развития финансового рынка Российской Федерации осуществляется посредством создания соответствующей нормативной правовой основы, которая, в частности, включает: Федеральный закон от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов», Стратегию социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 29.10.2021 № 3052-р); Указ Президента РФ от 04.11.2020 № 666 «О сокращении выбросов парниковых газов»; распоряжение Правительства РФ от 14.07.2021 № 1912-р «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации»; постановление Правительства РФ от 21.09.2021 № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации».
Значительными полномочиями в области реализации задач устойчивого развития наделена государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» — национальный институт развития, определенный распоряжением Правительства РФ № 3024-Р от 18.11.2020 в качестве методологического центра по финансовым инструментам устойчивого развития. В диалоге с министерствами, ведомствами, Банком России, экспертным и бизнес-сообществом институт ведет разработку национальной системы зеленого финансирования (основой которой являются таксономия зеленых проектов и стандарты зеленого финансирования), формирует постоянный перечень верификаторов финансовых инструментов устойчивого развития5, разрабатывает подходы к ESG-профилированию клиентов посредством заполнения потенциальными клиентами типовых форм анкет и опросников.
Особое внимание в условиях санкционных ограничений уделяется правовому регулированию ESG-банкинга — концепции банковской деятельности, основанной на принципах экологической, социальной и корпоративной ответственности в интересах текущего и будущих поколений, а также на практической реализации инициатив для достижения целей устойчивого развития и других общественно значимых ценностей.
Значительную роль в формировании правового пространства ESG-банкин-га реализует Банк России как мегарегулятор финансового рынка. В 2019 г. им утверждена Концепция организации в России методологической системы по развитию зеленых финансовых инструментов и проектов ответственного инвестирования, разработанная Экспертным советом по рынку долгосрочных инвестиций
СП а i
при Банке России Рабочей группы по вопросам ответственного финансирования к (ESG-finance).
В 2021 г. изданы рекомендации по учету советом директоров публичного ак- д
ционерного общества ESG-факторов, а также вопросов устойчивого развития, ^я
включая такие аспекты, как стратегическое управление обществом, управление у е
рисками и организация раскрытия информации в области устойчивого развития6. л ь
□ i
в о
5 URL: https://xn--90ab5f.xn--p1ai/press-tsentr/51960/ (дата обращения: 05.12.2022).
6 Информационное письмо Банка России от 16.12.2021 № ИН-06-28/96 // Вестник Банка xu России. 2021. № 90. санкций
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
Внесенными изменениями стандартов эмиссии ценных бумаг установлены особенности эмиссии «зеленых» и «социальных» облигаций, скорректированы формы принятия решений о выпуске и программы облигаций7. Соответствующие нормативные изменения позволили создать в рамках Московской биржи сектор устойчивого развития для финансирования проектов в области экологии, защиты окружающей среды и социально-значимых проектов, состоящий из четырех самостоятельных сегментов: сегмента «зеленых облигаций», сегмента «социальных облигаций», сегмента облигаций «устойчивого развития» и сегмента «национальных и адаптационных проектов».
Нормативно-правовое регулирование и практическое внедрение ESG-прин-ципов в отечественную экономику обусловливается следующим8:
— сохраняется острейшая потребность в модернизации промышленности, в первую очередь на основе инновационных подходов, передовых энерго- и ресурсоэффективных технологий, экономики замкнутого цикла;
— сохраняется актуальность создания национальной системы учета углеродных единиц и торговли ими;
— необходима разработка нефинансовой отчетности, являющейся «зеркалом» всей ESG-трансформации;
— сохраняются экологические проблемы;
— актуальны задачи повышения уровня и качества жизни.
Не планируют отказываться от ESG-трансформации банковского сектора и кредитные организации, вовлеченность которых в ESG-повестку растет, как показано на рис.1.
Реализация кредитными организациями ESG-принципов осуществляется:
— при разработке политик по «зеленому кредитованию», выпуску «зеленых облигаций»;
— оценке заемщиков на предмет экологических рисков;
— финансировании энергоэффективных проектов;
— выдаче синдицированных кредитов с ESG-траншем и кредитов, привязанных к целям устойчивого развития (Sustainability linked loans, SLL);
— организации и проведении мероприятий по ответственному ведению финансов;
— создании благотворительных фондов;
— проведении благотворительных мероприятий;
— спонсорской поддержке детских домов, школ, интернатов, ветеранов, инвалидов и людей, попавших в сложную жизненную ситуацию;
— выпуске социальных карт;
— реализации внутренних проектов, направленных на нормализацию для сотрудников режима труда и отдыха, популяризацию здорового образа жизни;
7 Указание Банка России от 01.10.2021 № 5959-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 19 декабря 2019 г. № 706-П "О стандартах эмиссии ценных бумаг"» // Вестник Банка России. 2021. № 77.
8 Информационно-аналитическое обозрение «Банки и инфраструктура финансового рынка в условиях современных вызовов : материалы XIX Международного банковского форума «Банки России — XXI век». Ассоциация банков России, 2022. С. 48.
УНИВЕРСИТЕТА Тенденции правового регулирования имени o.e. кугафина(мгюа) ESG-банкинга в условиях санкций
Рис. 1. Вовлеченность банков в ESG-повестку9
9 Информационно-аналитическое обозрение «Банки и инфраструктура финансового рынка в условиях современных вызовов». С. 50.
СП
а
i
к
□
ш с
к
Е m ш т
ль
л ь □i во
ис ят хь
санкций
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
— создании ESG-комитета при совете директоров;
— соблюдении кодекса корпоративного управления;
— при публикации отчетов о корпоративной социальной ответственности;
— в рамках следования рекомендациям Базельского комитета по банковскому надзору, Совета по финансовой стабильности и т.д.
По данным Ассоциации банков России, российские банки в целом готовы к работе на ESG-принципах, в частности:
— 100 % банков с иностранным участием и 63 % крупных банков используют в своей работе таксономию целей устойчивого развития ООН;
— 75 % крупных банков учитывают риски корпоративного управления и экологические риски, 67 % банков с иностранным участием оценивают эти риски для своих кредитных портфелей;
— при раскрытии ESG-информации банки с иностранным участием ориентируются на требования бирж (100 %), методики рейтинговых агентств и GRI (по 67 %), крупные банки — на требования регулятора (75 %)10.
В феврале независимое европейское рейтинговое агентство RAEX-Europe опубликовало ESG-рэнкинг российских компаний, в который впервые вошли российские банки. Лидерами среди крупнейших банков, по ESG-оценке, стали ПАО «Московский кредитный банк» (МКБ), ПАО «Сбербанк», Банк ВТБ (ПАО), АО «Рос-сельхозбанк» и АО «Газпромбанк»11. Так, например, в рамках проекта «Сбера» ESG приняты следующие внутренние документы: Политика в области социальной и экологической ответственности, корпоративного управления и устойчивого развития (2021 г.); Политика принципов и стандартов корпоративного управления Группы ПАО «Сбербанк» (2021 г.); Кодекс корпоративного управления ПАО «Сбербанк» (2020 г.) и др.
Основные направления деятельности «Сбера» в области ESG и устойчивого развития выглядят следующим образом12 (рис. 2).
Председатель Банка России Э. Набиуллина на встрече с банкирами 26.05.2022 отметила три ключевых направления, в рамках которых сегодня должен работать капитал: проекты по модернизации экономики, по социальной поддержке и по «зеленой повестке» в самом широком понимании. Это подтверждает сохраняющуюся важность всех трех компонентов аббревиатуры ESG13.
Основными задачами на ближайшую и среднесрочную перспективу в сфере устойчивого развития являются14:
10 URL: https://asros.ru/upload/iblock/9d2/Rossiyskie-banki-gotovy-k-rabote-na-esg_printsipakh-_ -rezultaty-anketirovaniya-v-grafikakh.pdf.
11 Ермакова Е. П. ESG-банкинг в России и в Европейском Союзе: понятие и проблемы правового регулирования // Государство и право. 2021. № 7. С. 161—174.
12 URL: https://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/files/pdf/normative_docs/ru/key_facts_ sber_esg_policy_rus.pdf.
13 Информационно-аналитическое обозрение «Банки и инфраструктура финансового рынка в условиях современных вызовов». С. 49.
14 Финансовый рынок: новые задачи в современных условиях: документ для общественного обсуждения. Банк России, 2022.
УНИВЕРСИТЕТА Тенденции правового регулирования Q/
имени o.e. кугафина(мгюа) ESG-банкинга в условиях санкций
Рис. 2. Направления деятельности Сбера в области ESG и устойчивого развития
развитие рынка устойчивого финансирования в части инструментов, инфраструктуры, внедрения и учета ESG-факторов бизнесом; интеграция ESG-рисков в пруденциальное регулирование и надзор, в том числе внедрение механизмов стимулирующего регулирования; развитие национальной системы углеродного регулирования и системы биржевой торговли углеродными единицами.
СП а
i к
□
ш с
к
Е m
ш ят
ль
ь
□i во ис
ят
хь
санкций
>
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. Кугафина (МПОА)
Основные направления развития ESG-банкинга в России на современном этапе, по мнению банковского сообщества, выглядят следующим образом15 (см. рис. 3).
На ближайшем горизонте
На среднесрочном горизонте
Инструменты финансирования
Приоритетные области: новая энергетика;
декарбонизация и изменение климата; защита окружающей среды; социальные вопросы; технологический суверенитет и модернизация экономики.
Инфраструктура
верификация инструментов
финансирования;
ЕЭС-рейтинги.
Интеграция ЕЭС-рисков в пруденциальное регулирование и надзор
выделение отдельных классов инструментов, нацеленных на декарбонизацию и адаптацию к изменению климата, реализацию иных приоритетных проектов; механизмы стимулирующего пруденциального регулирования.
Корпоративное управление
учет ЕЭС-факторов; методологическая база для трансформации бизнеса; раскрытие информации об устойчивом развитии.
Национальная система углеродного регулирования и система биржевой торговли углеродными единицами
расчеты по модели «поставка против платежа» (ОУР); неттинг углеродного следа внутри страны и признание за рубежом.
Рис. 3. Основные направления развития ESG-банкинга в России
Реализация концепции ESG-банкинга стимулирует банки развивать собственные климатические стратегии и процессы риск-менеджмента с учетом роста объемов кредитования в проектах «зеленого финансирования». При этом надо отметить, что кредитование осуществляется не только в «зеленых» отраслях или компаний с высоким ESG-рейтингом, необходимо учитывать динамику ESG-рейтинга в кредитных ковенантах. Также важно транслировать на рынок лучшую практику и демонстрировать преимущества ESG-интеграции как в непосредственной работе с клиентом, так и через отраслевые ассоциации16.
15 Информационно-аналитическое обозрение «Банки и инфраструктура финансового рынка в условиях современных вызовов». С. 51.
16 ESG-банкинг в России. Исследование компании «Делойт» в СНГ по заказу Ассоциации банков России. М., 2021.
в
ЕСТНИК Алексеева Д. Г.
УНИВЕРСИТЕТА Тенденции правового регулирования имени o.e. кугафина(мгюа) ESG-банкинга в условиях санкций
В целях систематизации работы кредитных организаций в области ESG-бан-кинга Ассоциация банков России (АБР) подготовила в феврале 2021 г. Рекомендации для кредитных организаций по внедрению ESG-принципов экологической, социальной и управленческой ответственности17, согласно которым ESG-банкинг обобщает концепции финансового влияния, зеленого, ответственного, социального, устойчивого, этического банкинга, возникшие как альтернатива спекулятивному банкингу, включая вопросы реализации целей устойчивого развития и национальных целей и воздействия на решение экологических и социально-экономических проблем18.
В отличие от других моделей банковского бизнеса (государственного, спекулятивного, устойчивого, исламского банкинга), ESG-банкинг ориентирован на долгосрочную прибыль в реальном секторе экономики, на основе развития бизнеса клиентов и регионов присутствия, саморегулирования в управлении рисками и «выращивания» персонала, соблюдения законодательства и лучшей мировой практики19.
Особое внимание в целях развития ESG-банкинга планируется уделять таксономии, которая определяет идентификацию и классификацию явлений и процессов для оценки результатов ESG-банкинга; и находит отражение:
— в структуре и функциях управления банком (наделение органов управления банка функционалом и компетенциями в области ESG-банкинга; рассмотрение планов и отчетов о реализации ESG-принципов; отражение ESG-функций в процедурах идентификации, оценки и воздействия ESG-факторов);
— стратегическом планировании бизнес-процессов (учет ESG-факторов в рамках бизнес-модели банка; конкретизация ESG-процессов в плановых показателях деятельности подразделений и сотрудников, учет в системе стимулирования и вознаграждения, учет и отчетность о выполнении плана);
— управлении рисками и отчетности (интеграция ESG-рисков в существующую систему управления рисками; прогнозирование, оценка, управление ESG-рис-ками; контроль соблюдения правовых требований соблюдения ESG-факторов в рамках комплаенса).
В рекомендациях отмечается о необходимости внедрения комплексных мер ESG, в том числе критериев рисков, корректировки действий контрагентов на основе текущих факторов, например «углеводородного следа» или долгосроч-
20 Н
Особое внимание уделено формированию ESG-рейтингов и разработке подходов к ESG-отчетности на базе Рекомендаций Целевой группы по раскрытию
П К
ных репутационных рисков
финансовой информации, связанной с климатом (TCFD)21, Глобальной инициа
Практические рекомендации банковского сообщества по внедрению ESG-банкинга в
России. М. : Ассоциация банков России, 2021. щ я
URL: https://www.icmagroup.org/assets/documents/regulatory/green-bonds/sustainable- < m
finance-high-level-definitions-may-2020-051020.pdf. л ь
URL: https://www.centrinvest.ru/files/articles/pdf/ci_transformationbank_book_final.pdf. щ °
Ермакова Е. П. ESG-банкинг в России и в Европейском союзе: понятие и проблемы пра- я т
вового регулирования // Государство и право. 2021. № 7. С. 161—174. х t
URL: https://assets.bbhub.io/company/sites/60/2020/10/final-2017-tcfd-report-11052018.pdf. санкций
>
17
18
19
20
21
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
тивой по отчетности (GRI)22, CDP (некоммерческой организацией, управляющей глобальной системой раскрытия информаии для инвесторов и иных лиц, применительно к их воздействию на окружающую среду)23, Международным советом по интегрированной отчетности24 (IIRC), со Схемой экологического менеджмента и аудита ЕС (EMAS)25 (включая Проект управления воздействием (IMP)26, принципы ICMA27 33 и рекомендации Nasdaq28).
Во всех системах ESG-отчетности раскрывается роль влияния ESG-факторов на систему управления, стратегию, управление рисками, достигнутые результаты и систему используемых показателей29, в частности:
— управление (роль органов управления в решениях на основе ESG-принципов, оценки рисков и возможностей);
— стратегия (описание учитываемых ESG-рисков, влияние рисков и возможностей на стратегию и финансовые планы, рассмотрение сценариев развития);
— управление рисками (выявление существенных рисков, процессов управления ESG-рисками);
— показатели и цели (описание показателей ESG-рисков и возможностей, прямых и косвенных выбросов, целевые значения показателей).
Таким образом, вопросы учета ESG-факторов, связанных с ними рисков и возможностей, а также повестки устойчивого развития и борьбы с негативными климатическими изменениями становятся мировой тенденцией, которая останется актуальной на средне- и долгосрочном горизонтах.
Для России ESG-повестка остается актуальной, о необходимости ее реализации свидетельствуют важнейших документы стратегического планирования Российской Федерации; нормативные правовые акты и рекомендации Банка России, а также иных органов государственной власти; активные дискуссии, ведущиеся на представительных дискуссионных площадках с участием профильных министерств и ведомств; усилия, которые предпринимают представители отечественного бизнеса и банковского сообщества по реализации ESG-принципов в своей профессиональной деятельности.
В условиях беспрецедентного санкционного давления ESG-стандартизация будет осуществляться с учетом национальных особенностей в целях развития ESG-суверенитета страны.
Очевидно, что «вектор развития, направленный на внедрение ESG-стандар-тов в финансовой сфере, как представляется, носит долгосрочный характер. Это
22 URL: https://www.globalreporting.org/ (дата обращения: 05.12.2022).
23 URL: https://www.cdp.net/en (дата обращения: 05.12.2022).
24 URL: https://www.integratedreporting.org/ (дата обращения: 05.12.2022).
25 URL: https://ec.europa.eu/environment/emas/pdf/leaflets/emasleaflet_en.pdf (дата обращения: 05.12.2022).
26 URL: https://impactmanagementproject.com/ (дата обращения: 05.12.2022).
27 URL: https://www.icmagroup.org/ (дата обращения: 05.12.2022).
28 URL: https://www.nasdaq.com/docs/2019/11/26/2019-ESG-Reporting-Guide.pdf (дата обращения: 05.12.2022).
29 Практические рекомендации банковского сообщества по внедрению ESG-банкинга в России. C. 11.
УНИВЕРСИТЕТА Тенденции правового регулирования имени o.e. кугафина(мгюа) ESG-банкинга в условиях санкций
уже не модный тренд, а необходимость меняться под новые правила игры. По нашему мнению, применительно к банковскому сектору наибольшую актуальность в будущем будут иметь вопросы, связанные с учетом именно экологической составляющей. Это означает, что российским кредитным организациям придется менять подходы к оценке рисков заемщиков, адаптировать критерии кредитной политики в пользу развития в первую очередь зеленого финансирования инвестиционных проектов»30.
Для целей ESG-трансформации банков разрабатывается специальное законодательство, издаются нормативные и рекомендательные документы Банка России, проекты стандартов ESG-идентификации клиентов, единого ESG-рейтинго-вания и др. Аспекты реализации принципов устойчивого развития в банковской сфере обсуждаются на заседаниях профильных комитетов ведущих банковских ассоциаций, Экспертного совета по устойчивому развитию и зеленому финансированию Государственной Думы Федерального Собрания РФ и на других дискуссионных площадках.
ESG-банкинг расширяет пространство учитываемых рисков (экологических, социальных, управленческих) и временной горизонт. Это требует дополнительных затрат, но также дает дополнительные преимущества, поскольку позволяет увидеть новые альтернативы, возможности, инструменты для адаптации к новым вызовам. Чтобы воспользоваться этими преимуществами, нужен комплексный подход к ESG-трансформации на основе цифровых технологий. Именно цифро-визация ESG-банкинга позволяет обеспечить комплексный подход и максимально оперативно реализовать современные решения для каждой подсистемы ESG-управления31.
Для целей минимизации правовой неопределенности, складывающейся в сфере ESG-банкинга, представляется целесообразным разработать изменения нормативно-правового регулирования по ряду направлений, в том числе: 1) разработать нормативный акт (или методические указания) Банка России об особенностях ESG-банкинга, в котором предусмотреть:
— терминологию ESG-банкинга и используемых в рамках ESG-стандартизации инструментов;
— терминологию таксономии и элементы ее отражения в структуре и функциях управления кредитной организацией, стратегическом управлении бизнес-процессами, в управлении рисками и в отчетности. Это особенно важно в свете
а
i
наличия разногласий по таксономии зеленых финансов в инструкциях Банка России, Минфина России, Минэкономразвития России, Минпропторга России, Минприроды России, рейтинговых агентств, а также в условиях недостаточной связи ESG-таксономии с Целями устойчивого развития и Национальными
целями32; д
m
ш т
Белоусов А. Л. Правовые и организационные аспекты внедрения ESG-стандартов в рос- < m
сийском банковском секторе // Russian Journal of Economics and Law. 2022. T. 16. № 3. URL: https://asros.ru/news/opinions/esg-banking-itogi-2021-goda/ (дата обращения: 05.12.2022).
я ч
Практические рекомендации банковского сообщества по внедрению ESG-банкинга в
России. C. 4. санкций
>
30
31
32
в М УНИВЕРСИТЕТА
4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
— особенности реализации ESG-стандартов в деятельности самой кредитной организации и учет данных стандартов при осуществлении взаимодействия с клиентами и контрагентами;
2) дополнить положения ст. 11.1-1 Федерального закона от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»33 положениями об отнесении к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации определенных ее уставом вопросов:
— контроля ESG-факторов с учетом принятой таксономии в отраслевом, региональном, операционном, продуктовом и портфельном разрезах стратегии развития кредитной организации (с учетом рисков среды, «аппетита» банка к принимаемым рискам, распределения капитала и качества системы управления рисками на операционном уровне, контроля соответствия и внутреннего аудита);
— утверждения планов и отчетов о реализации ESG-принципов в кредитной организации;
3) дополнить положения указания Банка России от 15.04.2015 № 3624-У «О требованиях к системе управления рисками и капиталом кредитной организации и банковской группы»34:
— понятием ESG-рисков как совокупности экологических, социальных или управленческих событий или условий, которые могут оказать значительное негативное воздействие на активы, финансовое положение и прибыль или репутацию кредитной организации35;
— классификацией ESG-рисков;
— указанием процессов идентификации, оценки, управления и контроля ESG-
рисками в рамках системы управления рисками и капиталом кредитной организации;
4) дополнить требования Положения Банка России от 16.12.2003 № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах»36 полномочиями органов внутреннего контроля кредитной организации по осуществлению комплаенс-контроля соблюдения положений действующего законодательства РФ, нормативных актов Банка России и внутренних документов кредитной организации в части ESG-банкинга;
5) дополнить требования Положения Банка России от 28.06.2017 № 590-П «О порядке формирования кредитными организациями резерва на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности»37 положениями, позволяющими учитывать ESG-факторы в рамках управления кредитным риском, а также о формировании резерва на возможные потери по ссудам, выдаваемым компаниям, учитывающим в своей деятельности ESG-стандарты. Управление кредитными рисками должно учитывать ESG-риски
33 СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492.
34 Вестник Банка России. 2015. № 15.
35 Практические рекомендации банковского сообщества по внедрению ESG-банкинга в России. ^ 7.
36 Вестник Банка России. 2004. № 7.
37 Вестник Банка России. 2017. № 65—66.
УНИВЕРСИТЕТА Тенденции правового регулирования имени o.e. кугафина(мгюа) ESG-банкинга в условиях санкций
на всех этапах кредитования, в профиле рисков секторов и географических районов, в процедурах классификации рисков, в оценке залогов. Для этого могут использоваться показатели вероятности дефолтов, анализа и оценки портфелей с точки зрения отраслевых (географических) концентраций, пределов воздействия, стратегий заимствования, сценарного анализа и (или) стресс-тестирования. Цены на кредиты должны отражать различные риски и издержки, обусловленные климатическим и экологическими рисками, через различные факторы затрат (стоимость капитала, зеленые (покрытые) облигации, финансирование или кредитный риск)38;
6) разработать единую методологию по присвоению некредитных рейтингов устойчивого развития в экологической, социальной и экономической сферах;
7) разработать правовые подходы, политики, процедуры и стандартные формы ESG-отчетности в кредитных организациях.
По справедливому мнению исследователей39, стремительный рост внимания к ESG-повестке в России свидетельствует о соответствии данного тренда в банковском секторе вектору развития остальных отраслей экономики. Имея примеры лучшей практики регулирования и внедрения некоторых элементов ESG в банковскую деятельность, российская экономика может получить преимущество «быстрого второго» (fast second), используя ESG-банкинг как одно из средств построения устойчивой, экологичной и диверсифицированной экономической модели.
СП
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Белоусов А. Л. Правовые и организационные аспекты внедрения ESG-стан-дартов в российском банковском секторе // Russian Journal of Economics and Law. — 2022. — T. 16. — № 3.
2. Ермакова Е. П. ESG-банкинг в России в Европейском Союзе: понятие и проблемы правового регулирования // Государство и право. — 2021. — № 7. — С. 161—174.
3. Информационно-аналитическое обозрение «Банки и инфраструктура финансового рынка в условиях современных вызовов : материалы XIX Международного банковского форума «Банки России — XXI век». — Ассоциация банков i России, 2022. — 80 с.
4. Практические рекомендации банковского сообщества по внедрению ESG-банкинга в России. — М. : Ассоциация банков России, 2021.
5. ESG-банкинг в России. Исследование компании «Делойт» в СНГ по заказу
Ассоциации банков России. — М., 2021. д
m
ш ч
ЛЬ
j
□ i ш о
Практические рекомендации банковского сообщества по внедрению ESG-банкинга в
России. С. 8. ЯП
яч
ESG-банкинг в России. Исследование компании «Делойт» в СНГ по заказу Ассоциации
банков России. С. 21. санкций
>
39