Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ESG-БАНКИНГА В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ'

ТЕНДЕНЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ESG-БАНКИНГА В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
478
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ESG-БАНКИНГ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / БАНК РОССИИ / САНКЦИИ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАДЗОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеева Д. Г.

Повестка устойчивого развития давно стала трендом в глобальной экономике. Россия долгое время была включена в эту общемировую тематику. В стране разрабатывались законодательство, иные нормативные акты и рекомендательные документы, стали создаваться специальные инструменты, и в первую очередь в банковском секторе. Вместе с тем, пандемия CODID-19 и последовавшая за ней волна санкционного давления поставили вопрос о целесообразности дальнейшего развития ESG-повестки в России. В статье рассматриваются особенности правового регулирования ESG-банкинга в условиях санкционного давления. Отмечено, что повестка устойчивого развития остается актуальной в России, но ориентирована в настоящее время больше на решение внутренних задач. Важнейшими направлениями ESG-банкинга являются: разработка универсальной терминологии и системы правовых категорий, таксономии, ESG-отчетности, рейтингов, учет особенностей ESGфакторов в процедурах кредитования и финансирования, а также корпоративного управления и комплаенс-контроля.Сформулированы предложения по совершенствованию нормативноправового регулирования ESG-банкинга в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE LEGAL REGULATION OF ESG BANKING UNDER SANCTIONS

The sustainable Development agenda has long been a stable trend in the global economy. Russia has been included in this global theme for a long time. Legislation, regulations and recommendation documents were being developed in the country, special tools were being created, primarily in the banking sector. At the same time, the CODID-19 pandemic and the wave of sanctions pressure thatfollowed it raised the question of the expediency of further development of the ESG agenda in Russia. The article discusses the features of the legal regulation of ESG banking under the conditions of sanctions pressure. It is noted that the sustainable development agenda remains relevant in Russia, but is currently focused more on solving internal problems. The most important areas of ESG banking are: the development of universal terminology and a system of legal categories, taxonomy, ESG reporting, ratings, features of accounting for ESG factors in lending and financing procedures, as well as corporate governance and compliance control.Proposals are formulated to improve the regulatory and legal regulation of ESG banking in Russia.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ESG-БАНКИНГА В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ»

Е. Кугафи на (МПОА)

О росте значимости ESG-факторов и принципов устойчивого развития в международной деловой, общественной и политической жизни свидетельствуют, в частности, инициативы в области изменения климата (в первую очередь — Парижское соглашение от 12 декабря 2015 г., принятое 21-й сессией Конференции сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата и подписанное от имени Российской Федерации в г. Нью-Йорке 22 апреля 2016 г.); в области устойчивого развития; концепция стейкхолдерского капитализма, заявленная Всемирным экономическим форумом (Давосский манифест 2020) и др.

Происходит процесс глобального перераспределения потоков капитала в пользу рынков, обеспечивающих продвижение целей устойчивого развития, одна из причин этого — распространение ответственного инвестирования. Неслучайно в информационных письмах Банка России от 15.07.2020 № ИН-06-28/111 «О рекомендациях по реализации принципов ответственного инвестирования» и от 12.07.2021 № ИН-06-28/49 «О рекомендациях по раскрытию публичными акционерными обществами нефинансовой информации, связанной с деятельностью таких обществ» даны соответствующие рекомендации кредитным организациям.

Учет публичными акционерными обществами ESG-факторов, связанных с воздействием на окружающую среду, социальную сферу и экономику, анализируется инвесторами, придерживающимися принципов ответственного инвестирования, с точки зрения способности компании к созданию долгосрочной стоимости и может влиять на инвестиционную привлекательность ее ценных бумаг. В частности, по состоянию на конец III квартала 2021 г. объем средств под управлением организаций, присоединившихся к принципам ответственного инвестирования Ассоциации по продвижению Принципов ответственного инвестирования (PRI Association), превысил 121 трлн долларов США2.

В последние несколько лет в мире активно продвигалась повестка устойчивого развития, однако политика санкционных ограничений, всколыхнувшая мировое сообщество в 2022 г., и последовавшие за этим существенные изменения в энергетическом обеспечении и балансе многих стран критически осложнили выполнение принятых планов и обязательств по достижению углеродной нейтральности и иных параметров достижения целей устойчивого развития.

Россия тем не менее сохранила намерения по реализации намеченных целей. Задача внедрения принципов устойчивого развития в отечественную экономику определена в важнейших документах стратегического планирования Российской Федерации, включая Стратегию экологической безопасности3. Расширение вклада финансового рынка в достижение целей устойчивого развития и ESG-транс-формации российского бизнеса определено в качестве важнейшего направления развития финансового рынка Российской Федерации4.

2 URL: https://www.unpri.org/signatories/signatory-resources/quarterly-signatory-update (дата обращения: 05.12.2022).

3 Указ Президента РФ от 19.04.2017 № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. 2017. № 17. Ст. 2546.

4 См.: Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2023 год и период 2024 и 2025 годов (разработаны Банком России). Задача 4 Раздела III // Вестник Банка России. 2022 № 63.

УНИВЕРСИТЕТА Тенденции правового регулирования имени o.e. кугафина(мгюа) ESG-банкинга в условиях санкций

Реализация важнейших документов стратегического планирования в области развития финансового рынка Российской Федерации осуществляется посредством создания соответствующей нормативной правовой основы, которая, в частности, включает: Федеральный закон от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов», Стратегию социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 29.10.2021 № 3052-р); Указ Президента РФ от 04.11.2020 № 666 «О сокращении выбросов парниковых газов»; распоряжение Правительства РФ от 14.07.2021 № 1912-р «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации»; постановление Правительства РФ от 21.09.2021 № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации».

Значительными полномочиями в области реализации задач устойчивого развития наделена государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» — национальный институт развития, определенный распоряжением Правительства РФ № 3024-Р от 18.11.2020 в качестве методологического центра по финансовым инструментам устойчивого развития. В диалоге с министерствами, ведомствами, Банком России, экспертным и бизнес-сообществом институт ведет разработку национальной системы зеленого финансирования (основой которой являются таксономия зеленых проектов и стандарты зеленого финансирования), формирует постоянный перечень верификаторов финансовых инструментов устойчивого развития5, разрабатывает подходы к ESG-профилированию клиентов посредством заполнения потенциальными клиентами типовых форм анкет и опросников.

Особое внимание в условиях санкционных ограничений уделяется правовому регулированию ESG-банкинга — концепции банковской деятельности, основанной на принципах экологической, социальной и корпоративной ответственности в интересах текущего и будущих поколений, а также на практической реализации инициатив для достижения целей устойчивого развития и других общественно значимых ценностей.

Значительную роль в формировании правового пространства ESG-банкин-га реализует Банк России как мегарегулятор финансового рынка. В 2019 г. им утверждена Концепция организации в России методологической системы по развитию зеленых финансовых инструментов и проектов ответственного инвестирования, разработанная Экспертным советом по рынку долгосрочных инвестиций

СП а i

при Банке России Рабочей группы по вопросам ответственного финансирования к (ESG-finance).

В 2021 г. изданы рекомендации по учету советом директоров публичного ак- д

ционерного общества ESG-факторов, а также вопросов устойчивого развития, ^я

включая такие аспекты, как стратегическое управление обществом, управление у е

рисками и организация раскрытия информации в области устойчивого развития6. л ь

□ i

в о

5 URL: https://xn--90ab5f.xn--p1ai/press-tsentr/51960/ (дата обращения: 05.12.2022).

6 Информационное письмо Банка России от 16.12.2021 № ИН-06-28/96 // Вестник Банка xu России. 2021. № 90. санкций

>

в М УНИВЕРСИТЕТА

L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

Внесенными изменениями стандартов эмиссии ценных бумаг установлены особенности эмиссии «зеленых» и «социальных» облигаций, скорректированы формы принятия решений о выпуске и программы облигаций7. Соответствующие нормативные изменения позволили создать в рамках Московской биржи сектор устойчивого развития для финансирования проектов в области экологии, защиты окружающей среды и социально-значимых проектов, состоящий из четырех самостоятельных сегментов: сегмента «зеленых облигаций», сегмента «социальных облигаций», сегмента облигаций «устойчивого развития» и сегмента «национальных и адаптационных проектов».

Нормативно-правовое регулирование и практическое внедрение ESG-прин-ципов в отечественную экономику обусловливается следующим8:

— сохраняется острейшая потребность в модернизации промышленности, в первую очередь на основе инновационных подходов, передовых энерго- и ресурсоэффективных технологий, экономики замкнутого цикла;

— сохраняется актуальность создания национальной системы учета углеродных единиц и торговли ими;

— необходима разработка нефинансовой отчетности, являющейся «зеркалом» всей ESG-трансформации;

— сохраняются экологические проблемы;

— актуальны задачи повышения уровня и качества жизни.

Не планируют отказываться от ESG-трансформации банковского сектора и кредитные организации, вовлеченность которых в ESG-повестку растет, как показано на рис.1.

Реализация кредитными организациями ESG-принципов осуществляется:

— при разработке политик по «зеленому кредитованию», выпуску «зеленых облигаций»;

— оценке заемщиков на предмет экологических рисков;

— финансировании энергоэффективных проектов;

— выдаче синдицированных кредитов с ESG-траншем и кредитов, привязанных к целям устойчивого развития (Sustainability linked loans, SLL);

— организации и проведении мероприятий по ответственному ведению финансов;

— создании благотворительных фондов;

— проведении благотворительных мероприятий;

— спонсорской поддержке детских домов, школ, интернатов, ветеранов, инвалидов и людей, попавших в сложную жизненную ситуацию;

— выпуске социальных карт;

— реализации внутренних проектов, направленных на нормализацию для сотрудников режима труда и отдыха, популяризацию здорового образа жизни;

7 Указание Банка России от 01.10.2021 № 5959-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 19 декабря 2019 г. № 706-П "О стандартах эмиссии ценных бумаг"» // Вестник Банка России. 2021. № 77.

8 Информационно-аналитическое обозрение «Банки и инфраструктура финансового рынка в условиях современных вызовов : материалы XIX Международного банковского форума «Банки России — XXI век». Ассоциация банков России, 2022. С. 48.

УНИВЕРСИТЕТА Тенденции правового регулирования имени o.e. кугафина(мгюа) ESG-банкинга в условиях санкций

Рис. 1. Вовлеченность банков в ESG-повестку9

9 Информационно-аналитическое обозрение «Банки и инфраструктура финансового рынка в условиях современных вызовов». С. 50.

СП

а

i

к

ш с

к

Е m ш т

ль

л ь □i во

ис ят хь

санкций

>

в М УНИВЕРСИТЕТА

L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

— создании ESG-комитета при совете директоров;

— соблюдении кодекса корпоративного управления;

— при публикации отчетов о корпоративной социальной ответственности;

— в рамках следования рекомендациям Базельского комитета по банковскому надзору, Совета по финансовой стабильности и т.д.

По данным Ассоциации банков России, российские банки в целом готовы к работе на ESG-принципах, в частности:

— 100 % банков с иностранным участием и 63 % крупных банков используют в своей работе таксономию целей устойчивого развития ООН;

— 75 % крупных банков учитывают риски корпоративного управления и экологические риски, 67 % банков с иностранным участием оценивают эти риски для своих кредитных портфелей;

— при раскрытии ESG-информации банки с иностранным участием ориентируются на требования бирж (100 %), методики рейтинговых агентств и GRI (по 67 %), крупные банки — на требования регулятора (75 %)10.

В феврале независимое европейское рейтинговое агентство RAEX-Europe опубликовало ESG-рэнкинг российских компаний, в который впервые вошли российские банки. Лидерами среди крупнейших банков, по ESG-оценке, стали ПАО «Московский кредитный банк» (МКБ), ПАО «Сбербанк», Банк ВТБ (ПАО), АО «Рос-сельхозбанк» и АО «Газпромбанк»11. Так, например, в рамках проекта «Сбера» ESG приняты следующие внутренние документы: Политика в области социальной и экологической ответственности, корпоративного управления и устойчивого развития (2021 г.); Политика принципов и стандартов корпоративного управления Группы ПАО «Сбербанк» (2021 г.); Кодекс корпоративного управления ПАО «Сбербанк» (2020 г.) и др.

Основные направления деятельности «Сбера» в области ESG и устойчивого развития выглядят следующим образом12 (рис. 2).

Председатель Банка России Э. Набиуллина на встрече с банкирами 26.05.2022 отметила три ключевых направления, в рамках которых сегодня должен работать капитал: проекты по модернизации экономики, по социальной поддержке и по «зеленой повестке» в самом широком понимании. Это подтверждает сохраняющуюся важность всех трех компонентов аббревиатуры ESG13.

Основными задачами на ближайшую и среднесрочную перспективу в сфере устойчивого развития являются14:

10 URL: https://asros.ru/upload/iblock/9d2/Rossiyskie-banki-gotovy-k-rabote-na-esg_printsipakh-_ -rezultaty-anketirovaniya-v-grafikakh.pdf.

11 Ермакова Е. П. ESG-банкинг в России и в Европейском Союзе: понятие и проблемы правового регулирования // Государство и право. 2021. № 7. С. 161—174.

12 URL: https://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/files/pdf/normative_docs/ru/key_facts_ sber_esg_policy_rus.pdf.

13 Информационно-аналитическое обозрение «Банки и инфраструктура финансового рынка в условиях современных вызовов». С. 49.

14 Финансовый рынок: новые задачи в современных условиях: документ для общественного обсуждения. Банк России, 2022.

УНИВЕРСИТЕТА Тенденции правового регулирования Q/

имени o.e. кугафина(мгюа) ESG-банкинга в условиях санкций

Рис. 2. Направления деятельности Сбера в области ESG и устойчивого развития

развитие рынка устойчивого финансирования в части инструментов, инфраструктуры, внедрения и учета ESG-факторов бизнесом; интеграция ESG-рисков в пруденциальное регулирование и надзор, в том числе внедрение механизмов стимулирующего регулирования; развитие национальной системы углеродного регулирования и системы биржевой торговли углеродными единицами.

СП а

i к

ш с

к

Е m

ш ят

ль

ь

□i во ис

ят

хь

санкций

>

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

Основные направления развития ESG-банкинга в России на современном этапе, по мнению банковского сообщества, выглядят следующим образом15 (см. рис. 3).

На ближайшем горизонте

На среднесрочном горизонте

Инструменты финансирования

Приоритетные области: новая энергетика;

декарбонизация и изменение климата; защита окружающей среды; социальные вопросы; технологический суверенитет и модернизация экономики.

Инфраструктура

верификация инструментов

финансирования;

ЕЭС-рейтинги.

Интеграция ЕЭС-рисков в пруденциальное регулирование и надзор

выделение отдельных классов инструментов, нацеленных на декарбонизацию и адаптацию к изменению климата, реализацию иных приоритетных проектов; механизмы стимулирующего пруденциального регулирования.

Корпоративное управление

учет ЕЭС-факторов; методологическая база для трансформации бизнеса; раскрытие информации об устойчивом развитии.

Национальная система углеродного регулирования и система биржевой торговли углеродными единицами

расчеты по модели «поставка против платежа» (ОУР); неттинг углеродного следа внутри страны и признание за рубежом.

Рис. 3. Основные направления развития ESG-банкинга в России

Реализация концепции ESG-банкинга стимулирует банки развивать собственные климатические стратегии и процессы риск-менеджмента с учетом роста объемов кредитования в проектах «зеленого финансирования». При этом надо отметить, что кредитование осуществляется не только в «зеленых» отраслях или компаний с высоким ESG-рейтингом, необходимо учитывать динамику ESG-рейтинга в кредитных ковенантах. Также важно транслировать на рынок лучшую практику и демонстрировать преимущества ESG-интеграции как в непосредственной работе с клиентом, так и через отраслевые ассоциации16.

15 Информационно-аналитическое обозрение «Банки и инфраструктура финансового рынка в условиях современных вызовов». С. 51.

16 ESG-банкинг в России. Исследование компании «Делойт» в СНГ по заказу Ассоциации банков России. М., 2021.

в

ЕСТНИК Алексеева Д. Г.

УНИВЕРСИТЕТА Тенденции правового регулирования имени o.e. кугафина(мгюа) ESG-банкинга в условиях санкций

В целях систематизации работы кредитных организаций в области ESG-бан-кинга Ассоциация банков России (АБР) подготовила в феврале 2021 г. Рекомендации для кредитных организаций по внедрению ESG-принципов экологической, социальной и управленческой ответственности17, согласно которым ESG-банкинг обобщает концепции финансового влияния, зеленого, ответственного, социального, устойчивого, этического банкинга, возникшие как альтернатива спекулятивному банкингу, включая вопросы реализации целей устойчивого развития и национальных целей и воздействия на решение экологических и социально-экономических проблем18.

В отличие от других моделей банковского бизнеса (государственного, спекулятивного, устойчивого, исламского банкинга), ESG-банкинг ориентирован на долгосрочную прибыль в реальном секторе экономики, на основе развития бизнеса клиентов и регионов присутствия, саморегулирования в управлении рисками и «выращивания» персонала, соблюдения законодательства и лучшей мировой практики19.

Особое внимание в целях развития ESG-банкинга планируется уделять таксономии, которая определяет идентификацию и классификацию явлений и процессов для оценки результатов ESG-банкинга; и находит отражение:

— в структуре и функциях управления банком (наделение органов управления банка функционалом и компетенциями в области ESG-банкинга; рассмотрение планов и отчетов о реализации ESG-принципов; отражение ESG-функций в процедурах идентификации, оценки и воздействия ESG-факторов);

— стратегическом планировании бизнес-процессов (учет ESG-факторов в рамках бизнес-модели банка; конкретизация ESG-процессов в плановых показателях деятельности подразделений и сотрудников, учет в системе стимулирования и вознаграждения, учет и отчетность о выполнении плана);

— управлении рисками и отчетности (интеграция ESG-рисков в существующую систему управления рисками; прогнозирование, оценка, управление ESG-рис-ками; контроль соблюдения правовых требований соблюдения ESG-факторов в рамках комплаенса).

В рекомендациях отмечается о необходимости внедрения комплексных мер ESG, в том числе критериев рисков, корректировки действий контрагентов на основе текущих факторов, например «углеводородного следа» или долгосроч-

20 Н

Особое внимание уделено формированию ESG-рейтингов и разработке подходов к ESG-отчетности на базе Рекомендаций Целевой группы по раскрытию

П К

ных репутационных рисков

финансовой информации, связанной с климатом (TCFD)21, Глобальной инициа

Практические рекомендации банковского сообщества по внедрению ESG-банкинга в

России. М. : Ассоциация банков России, 2021. щ я

URL: https://www.icmagroup.org/assets/documents/regulatory/green-bonds/sustainable- < m

finance-high-level-definitions-may-2020-051020.pdf. л ь

URL: https://www.centrinvest.ru/files/articles/pdf/ci_transformationbank_book_final.pdf. щ °

Ермакова Е. П. ESG-банкинг в России и в Европейском союзе: понятие и проблемы пра- я т

вового регулирования // Государство и право. 2021. № 7. С. 161—174. х t

URL: https://assets.bbhub.io/company/sites/60/2020/10/final-2017-tcfd-report-11052018.pdf. санкций

>

17

18

19

20

21

в М УНИВЕРСИТЕТА

L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

тивой по отчетности (GRI)22, CDP (некоммерческой организацией, управляющей глобальной системой раскрытия информаии для инвесторов и иных лиц, применительно к их воздействию на окружающую среду)23, Международным советом по интегрированной отчетности24 (IIRC), со Схемой экологического менеджмента и аудита ЕС (EMAS)25 (включая Проект управления воздействием (IMP)26, принципы ICMA27 33 и рекомендации Nasdaq28).

Во всех системах ESG-отчетности раскрывается роль влияния ESG-факторов на систему управления, стратегию, управление рисками, достигнутые результаты и систему используемых показателей29, в частности:

— управление (роль органов управления в решениях на основе ESG-принципов, оценки рисков и возможностей);

— стратегия (описание учитываемых ESG-рисков, влияние рисков и возможностей на стратегию и финансовые планы, рассмотрение сценариев развития);

— управление рисками (выявление существенных рисков, процессов управления ESG-рисками);

— показатели и цели (описание показателей ESG-рисков и возможностей, прямых и косвенных выбросов, целевые значения показателей).

Таким образом, вопросы учета ESG-факторов, связанных с ними рисков и возможностей, а также повестки устойчивого развития и борьбы с негативными климатическими изменениями становятся мировой тенденцией, которая останется актуальной на средне- и долгосрочном горизонтах.

Для России ESG-повестка остается актуальной, о необходимости ее реализации свидетельствуют важнейших документы стратегического планирования Российской Федерации; нормативные правовые акты и рекомендации Банка России, а также иных органов государственной власти; активные дискуссии, ведущиеся на представительных дискуссионных площадках с участием профильных министерств и ведомств; усилия, которые предпринимают представители отечественного бизнеса и банковского сообщества по реализации ESG-принципов в своей профессиональной деятельности.

В условиях беспрецедентного санкционного давления ESG-стандартизация будет осуществляться с учетом национальных особенностей в целях развития ESG-суверенитета страны.

Очевидно, что «вектор развития, направленный на внедрение ESG-стандар-тов в финансовой сфере, как представляется, носит долгосрочный характер. Это

22 URL: https://www.globalreporting.org/ (дата обращения: 05.12.2022).

23 URL: https://www.cdp.net/en (дата обращения: 05.12.2022).

24 URL: https://www.integratedreporting.org/ (дата обращения: 05.12.2022).

25 URL: https://ec.europa.eu/environment/emas/pdf/leaflets/emasleaflet_en.pdf (дата обращения: 05.12.2022).

26 URL: https://impactmanagementproject.com/ (дата обращения: 05.12.2022).

27 URL: https://www.icmagroup.org/ (дата обращения: 05.12.2022).

28 URL: https://www.nasdaq.com/docs/2019/11/26/2019-ESG-Reporting-Guide.pdf (дата обращения: 05.12.2022).

29 Практические рекомендации банковского сообщества по внедрению ESG-банкинга в России. C. 11.

УНИВЕРСИТЕТА Тенденции правового регулирования имени o.e. кугафина(мгюа) ESG-банкинга в условиях санкций

уже не модный тренд, а необходимость меняться под новые правила игры. По нашему мнению, применительно к банковскому сектору наибольшую актуальность в будущем будут иметь вопросы, связанные с учетом именно экологической составляющей. Это означает, что российским кредитным организациям придется менять подходы к оценке рисков заемщиков, адаптировать критерии кредитной политики в пользу развития в первую очередь зеленого финансирования инвестиционных проектов»30.

Для целей ESG-трансформации банков разрабатывается специальное законодательство, издаются нормативные и рекомендательные документы Банка России, проекты стандартов ESG-идентификации клиентов, единого ESG-рейтинго-вания и др. Аспекты реализации принципов устойчивого развития в банковской сфере обсуждаются на заседаниях профильных комитетов ведущих банковских ассоциаций, Экспертного совета по устойчивому развитию и зеленому финансированию Государственной Думы Федерального Собрания РФ и на других дискуссионных площадках.

ESG-банкинг расширяет пространство учитываемых рисков (экологических, социальных, управленческих) и временной горизонт. Это требует дополнительных затрат, но также дает дополнительные преимущества, поскольку позволяет увидеть новые альтернативы, возможности, инструменты для адаптации к новым вызовам. Чтобы воспользоваться этими преимуществами, нужен комплексный подход к ESG-трансформации на основе цифровых технологий. Именно цифро-визация ESG-банкинга позволяет обеспечить комплексный подход и максимально оперативно реализовать современные решения для каждой подсистемы ESG-управления31.

Для целей минимизации правовой неопределенности, складывающейся в сфере ESG-банкинга, представляется целесообразным разработать изменения нормативно-правового регулирования по ряду направлений, в том числе: 1) разработать нормативный акт (или методические указания) Банка России об особенностях ESG-банкинга, в котором предусмотреть:

— терминологию ESG-банкинга и используемых в рамках ESG-стандартизации инструментов;

— терминологию таксономии и элементы ее отражения в структуре и функциях управления кредитной организацией, стратегическом управлении бизнес-процессами, в управлении рисками и в отчетности. Это особенно важно в свете

а

i

наличия разногласий по таксономии зеленых финансов в инструкциях Банка России, Минфина России, Минэкономразвития России, Минпропторга России, Минприроды России, рейтинговых агентств, а также в условиях недостаточной связи ESG-таксономии с Целями устойчивого развития и Национальными

целями32; д

m

ш т

Белоусов А. Л. Правовые и организационные аспекты внедрения ESG-стандартов в рос- < m

сийском банковском секторе // Russian Journal of Economics and Law. 2022. T. 16. № 3. URL: https://asros.ru/news/opinions/esg-banking-itogi-2021-goda/ (дата обращения: 05.12.2022).

я ч

Практические рекомендации банковского сообщества по внедрению ESG-банкинга в

России. C. 4. санкций

>

30

31

32

в М УНИВЕРСИТЕТА

4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

— особенности реализации ESG-стандартов в деятельности самой кредитной организации и учет данных стандартов при осуществлении взаимодействия с клиентами и контрагентами;

2) дополнить положения ст. 11.1-1 Федерального закона от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»33 положениями об отнесении к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации определенных ее уставом вопросов:

— контроля ESG-факторов с учетом принятой таксономии в отраслевом, региональном, операционном, продуктовом и портфельном разрезах стратегии развития кредитной организации (с учетом рисков среды, «аппетита» банка к принимаемым рискам, распределения капитала и качества системы управления рисками на операционном уровне, контроля соответствия и внутреннего аудита);

— утверждения планов и отчетов о реализации ESG-принципов в кредитной организации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) дополнить положения указания Банка России от 15.04.2015 № 3624-У «О требованиях к системе управления рисками и капиталом кредитной организации и банковской группы»34:

— понятием ESG-рисков как совокупности экологических, социальных или управленческих событий или условий, которые могут оказать значительное негативное воздействие на активы, финансовое положение и прибыль или репутацию кредитной организации35;

— классификацией ESG-рисков;

— указанием процессов идентификации, оценки, управления и контроля ESG-

рисками в рамках системы управления рисками и капиталом кредитной организации;

4) дополнить требования Положения Банка России от 16.12.2003 № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах»36 полномочиями органов внутреннего контроля кредитной организации по осуществлению комплаенс-контроля соблюдения положений действующего законодательства РФ, нормативных актов Банка России и внутренних документов кредитной организации в части ESG-банкинга;

5) дополнить требования Положения Банка России от 28.06.2017 № 590-П «О порядке формирования кредитными организациями резерва на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности»37 положениями, позволяющими учитывать ESG-факторы в рамках управления кредитным риском, а также о формировании резерва на возможные потери по ссудам, выдаваемым компаниям, учитывающим в своей деятельности ESG-стандарты. Управление кредитными рисками должно учитывать ESG-риски

33 СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492.

34 Вестник Банка России. 2015. № 15.

35 Практические рекомендации банковского сообщества по внедрению ESG-банкинга в России. ^ 7.

36 Вестник Банка России. 2004. № 7.

37 Вестник Банка России. 2017. № 65—66.

УНИВЕРСИТЕТА Тенденции правового регулирования имени o.e. кугафина(мгюа) ESG-банкинга в условиях санкций

на всех этапах кредитования, в профиле рисков секторов и географических районов, в процедурах классификации рисков, в оценке залогов. Для этого могут использоваться показатели вероятности дефолтов, анализа и оценки портфелей с точки зрения отраслевых (географических) концентраций, пределов воздействия, стратегий заимствования, сценарного анализа и (или) стресс-тестирования. Цены на кредиты должны отражать различные риски и издержки, обусловленные климатическим и экологическими рисками, через различные факторы затрат (стоимость капитала, зеленые (покрытые) облигации, финансирование или кредитный риск)38;

6) разработать единую методологию по присвоению некредитных рейтингов устойчивого развития в экологической, социальной и экономической сферах;

7) разработать правовые подходы, политики, процедуры и стандартные формы ESG-отчетности в кредитных организациях.

По справедливому мнению исследователей39, стремительный рост внимания к ESG-повестке в России свидетельствует о соответствии данного тренда в банковском секторе вектору развития остальных отраслей экономики. Имея примеры лучшей практики регулирования и внедрения некоторых элементов ESG в банковскую деятельность, российская экономика может получить преимущество «быстрого второго» (fast second), используя ESG-банкинг как одно из средств построения устойчивой, экологичной и диверсифицированной экономической модели.

СП

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Белоусов А. Л. Правовые и организационные аспекты внедрения ESG-стан-дартов в российском банковском секторе // Russian Journal of Economics and Law. — 2022. — T. 16. — № 3.

2. Ермакова Е. П. ESG-банкинг в России в Европейском Союзе: понятие и проблемы правового регулирования // Государство и право. — 2021. — № 7. — С. 161—174.

3. Информационно-аналитическое обозрение «Банки и инфраструктура финансового рынка в условиях современных вызовов : материалы XIX Международного банковского форума «Банки России — XXI век». — Ассоциация банков i России, 2022. — 80 с.

4. Практические рекомендации банковского сообщества по внедрению ESG-банкинга в России. — М. : Ассоциация банков России, 2021.

5. ESG-банкинг в России. Исследование компании «Делойт» в СНГ по заказу

Ассоциации банков России. — М., 2021. д

m

ш ч

ЛЬ

j

□ i ш о

Практические рекомендации банковского сообщества по внедрению ESG-банкинга в

России. С. 8. ЯП

яч

ESG-банкинг в России. Исследование компании «Делойт» в СНГ по заказу Ассоциации

банков России. С. 21. санкций

>

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.