будущих специалистов соответствует действующим на производстве профстандартам, студент прямо на рабочем месте приобретает профессиональные навыки, умения, компетенции - он подготовлен к работе на производстве и мотивирован на производственную деятельность, студент знакомится и усваивает нормы корпоративной культуры на практике. Дуальное обучение способствует успешной социальной адаптации выпускника.
Немало важную роль в формировании профессионального патриотизма играет поддержка семьи в профессиональном выборе [5; 6]. Каждому родителю небезразлично какую профессию выберут его дети. Одни активно принимают участие в выборе ребенка, а другие ограничиваются советом. Родители могут во многом помочь детям при выборе профессии. В одних случаях родители прямо советуют детям, какую конкретную специальность им следует выбрать, в других - указывают лишь определенную область, в которой их дети могут применить свои силы, в-третьих - рассказывают о своей непосредственной работе и работе друзей, знакомых, в-четвертых - предоставляют юноше или девушке право самим, самостоятельно, решать этот вопрос и лишь контролируют то, как это право используется. Особую роль в выборе профессии имеют «профессиональ-
Библиографический список
ные династии». Согласно современным данным, наибольшее количество профессиональных династий сформировалось в сфере энергетики, транспорта, научной деятельности. В рамках семейной культуры присутствует корреляция между ценностями и нормами, являющимися составным элементом культурных традиций семьи и формирующимися в рамках первичной социализации, с одной стороны, и последующим выбором профессиональной деятельности, с другой, содержание и характер которой не нашел комплексного освещения в научной литературе и требует специального изучения, что обуславливает актуальность исследований в данной сфере взаимодействия культуры и социума.
Таким образом, профессиональный патриотизм - это неравнодушное отношение к своему роду деятельности, желание профессионального расти, постоянно совершенствоваться и добиваться новых успехов, прославляя свою профессию, специальность. Формирование профессионального патриотизма - это непрерывный процесс, который начинается с проведения про-фориентационной работы среди школьников и продолжатся на протяжении всего учебного процесса в профессиональных образовательных организациях.
1. Мороз Н. Профессии будущего: прогнозы экспертов. Available at: http://newslab.ru
2. Болдина М.А., Деева Е.В. Понятие и сущность профориентационной работы в образовательном учреждении. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-suschnost-proforientatsionnoy-raboty-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii_
3. Официальный сайт мирового чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам «Ворлдскиллс» в 2019 году в г. Казани. Available at: https://worldskills2019.com/ru/event/competition
4. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Анализ факторов, приводящих к деструкции профессиональной социализации обучающихся. Мир науки, культуры, образования. 2018; 3 (70): 70 - 71.
5. Саенко Л.А., Кулаева З.Т. О формировании нравственных ценностей студенческой молодёжи. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2018; 1: 93 - 97.
6. Саенко Л.А. Аксиологическое содержание образования в условиях трансдисциплинарности. Мир науки, культуры, образования. 2017; 6 (67): 136 - 137.
References
1. Moroz N. Professii buduschego: prognozy 'ekspertov. Available at: http://newslab.ru
2. Boldina M.A., Deeva E.V. Ponyatie i suschnost'proforientacionnoj raboty v obrazovatel'nom uchrezhdenii. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/ponyatie-i-suschnost-proforientatsionnoy-raboty-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii_
3. Oficial'nyj sajt mirovogo chempionata po professional'nomu masterstvu po standartam «Vorldskills» v 2019 godu v g. Kazani. Available at: https://worldskills2019.com/ru/event/competition
4. Saenko L.A., Zritneva E.I. Analiz faktorov, privodyaschih k destrukcii professional'noj socializacii obuchayuschihsya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 3 (70): 70 - 71.
5. Saenko L.A., Kulaeva Z.T. O formirovanii nravstvennyh cennostej studencheskoj molodezhi. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2018; 1: 93 - 97.
6. Saenko L.A. Aksiologicheskoe soderzhanie obrazovaniya v usloviyah transdisciplinarnosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 6 (67): 136 - 137.
Статья поступила в редакцию 28.08.18
УДК 37.062.3 / 378.14.014.13
Teplukhin E.I., Head of Department, Siberian State University of Geosystems and Technologies (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Kryzhanovskaya O.O., senior teacher, Siberian State University of Geosystems and Technologies (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Mitrokhin E.A., postgraduate, Institute of Physical Culture and Sport, Altai State Pedagogical University (Barnaul); senior teacher, Siberian State University of Geosystems and Technologies (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Samsonova E.A., senior lecturer, Department of Physical Education and Sport, Siberian Institute of Management (branch of Ranepa) (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
TRENDS IN THE POPULARITY OF PHYSICAL CULTURE AS A CULTURAL SOCIAL PHENOMENON. The article substantiates an idea that the most important component of our lives is motor activity, which is formed and developed with the help of physical education. Physical education is usually attributed to a special kind of social culture, which has one of the key values in the life of society. Many people consider physical education only from its improving and strengthening aspects, some authors do not consider this approach absolutely correct. In their opinion, physical education determines not only physical qualities, but also a high cultural component, a deep society, work capacity and discipline of a person. This view will be of interest to specialists in the field of pedagogy, psychology, sociology and physical education. Physical education teachers and forms a fully developed personality. Going through volitional tests, a person develops such qualities that define him as a defender of his motherland, who is ready to sacrifice, first of all, his efforts, not only for his own needs, but also for the benefit of his country. The work is interdisciplinary in nature, and the study considers physical education as a socially significant phenomenon. The article analyzes views of researchers on the trend of popularity of physical education in 2017-2018. As a result of the research the authors' own assessment concerning the investigated question and generalization of the results of the carried out analysis is formed.
Key words: will, social and value environment, youth, attitude to sport, students, popularity of physical education.
Е.И. Теплухин, зав. каф. физической культуры, Сибирский государственный университет геосистем и технологий, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
О.О. Крыжановская, ст. преп., Сибирский государственный университет геосистем и технологий, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
Е.А. Митрохин, аспирант института физической культуры и спорта, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул; ст. преп., Сибирский государственный университет геосистем и технологий, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
Е.А. Самсонова, доц. каф. физического воспитания и спорта, Сибирский институт управления - филиала РАНХиГС, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ТЕНДЕНЦИИ ПОПУЛЯРНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК КУЛЬТУРНОГО СОЦИАЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ
В данной статье обосновывается идея о том, что важнейшая составляющая часть нашей жизни - это двигательная активность, которая формируется и развивается с помощью физической культуры. Физическую культуру принято относить к особому виду общественной культуры, имеющему одно из ключевых значений в жизни социума. Многие рассматривают физическую культуру только со стороны её оздоровительного и укрепляющего аспектов, авторы не считают данный подход совсем корректным. По их мнению, физическая культура определяет не только физические качества, но и высокую культурную составляющую, трудоспособность и дисциплину человека. Такой взгляд будет интересен специалистам в области педагогики, психологии, социологии и физической культуры. Физическая культура - воспитывает и формирует всесторонне развитую личность. Проходя волевые испытания, человек формирует в себе именно те качества, которые определяют его, как защитника своей Родины, готового жертвовать, в первую очередь, свои усилия, не только для своих собственных нужд, но и во благо своей страны. Работа имеет междисциплинарный характер, и данное исследование рассматривает физическую культуру, как общественное социальное значимое явление. В статье приведен анализ взглядов исследователей на тенденцию популярности физической культуры в определенный период времени (2017 - 2018 гг.). В результате исследования была сформирована собственная оценка относительно исследуемого вопроса и обобщение результатов проведенного анализа.
Ключевые слова: воля, социально-ценностная среда, молодёжь, отношение к спорту, студенты, популярность физической культуры.
Анализируя мнения специалистов в сфере статистических исследований, для того, чтобы получить наиболее точную информацию об общем положении дел в обществе, нужно использовать опросы среди людей в возрасте от 28 до 46 лет. Для оценки и прогноза будущего развития популярности физической культуры среди студентов и молодёжи необходимо провести ис-следованиясрединаселения. Всвязи с тем, что будущее зави -сит от нынешней молодёжи, авторами была снижена возрастная группа до 1С- 28 лет, таккакименннони будут сонтавсядн тчнов-ной костяк трудоспособного населения через 15 лет.
Для того что бы поняаьнитуавиюотвонитнстно физиченкиу культуры в социально-ценностной среде, был проведён опрос среди студентов Сибирского Государственного Университета Ге-осистемчТсхнолмгидонноа и заочносформы обуненав в вни-растной категории от 18 до 28 лет. Всего было опрошено 120 респондентов 1, 2 и 3 курсов. Опронпдоходиовдва этана, ваачктт и в конце учебного года и включил несколько целей, а именно:
1 Энз^мт аопиляаеосиуфтзитескоТ кноыфты, ктмниуи-ального явления;
2) Сыенленке дУъективныои соТъектионых факторов.тли-яющих на выбор в пользу занятий физической культурой и наоборот;
3) Анализ целей человека, которые он ожидает от занятий физической культуры.
Физическая культура студентов представляет собой неразрывную составную часть высшего гуманитарного образования. Содержание физической культуры студентов, стратегия приоритетных направлений в её развитии подвержены активному влпнниюсомоалью-эсонмдиаеских ункторов. Иссддарственная политика в области высшего образования определяет социальны й зндазна будущего специалиста и степень его физической готовности [1].
есудинчаотвс.дтибеннд но нчтульном утспа оКучения, является наиболее уязвимой частью молодёжи, т. к. сталкивается с рядом трудностей, связанных с увеличением учебной нагрузки, невнюодой двигательной активностью, относительной
свободой студенческой жизни, проблемами в социальном и дсжличнссттнм oбщeнии[д].фдутвeтитвтвуo,ид итсз ключевых вопросов в опросе был: «Занимаетесь ли вы физической культу-,ой а птодepыиуaeтecьли вычдарового обрмза жтзни?» В ходе апробации данных было установлено следующее (рис. 1):
1)Дйни маются физической культурой большая часть респондентов, но как видно из рисунка 1, количество занимающихся снижается.
Рис.1. Результатыопроса по вопросампопулярности занятий ФКиС
Рис.2.Мотивы к занятиям ФКиС
2) Сравнивая показатели заинтересовааности посещаемости занятий по физической культуре по половому признаку, за последние два года видно растет популярность к занятиям, в большой степени у юношей.
3) Что касается возрастного аспекта, то занятия спортом и физической культурой наиболее популярны среди респондентов в возрастной категории от 17 до 20 лет. Следует сразу отметить, что респонденты данной возрастной группы в большинстве своем студенты вузов 1 - 2 курса обучения, и они наименее подвер-женывлияниювредныхпривычек.
Анализируя мотивы к занятиям физической культурой и спортом, было установлено, что (рис. 2):
1) Большая часть респондентов считает поддержание красивой и стройной физической формы основной мотивацией для занятий физической культурой. Данный факт показывает, что большинство опрошенных не видят корреляции физической культуры с уровнем личного здоровья, и не видят смысла заниматься таковой до того момента, пока у них не возникнут проблемы с самочувствием.
Тем не менее, часть опрошенных всё же определяет укрепление и сохранение здоровья, как основной мотивирующий фактордлязанятийфизическойкультуройи спортом.
2) Около трети опрошенных выразило мнение о том, что физическая культура придает им уверенность в себе и своих собственных силах. Это, в свою очередь доказывает тот факт, что физическая культура оказывает значительное влияние на становление личности человека.
Помимо определения мотивов и уровня популярности ФКиС среди студентов, основным моментов решения проблемы являются субъективные факторы, препятствующие популяризации физической культуры и спорта. Студенты определяют свои действия в соответствии с системой ценностных ориентацией, которые вошли в его индивидуальный опыт, так как являются субъектом процесса взаимодействия педагога [3]. В ходе опроса было выявлено следующее:
1) Около 35% в 2018 и 42% в 2017 году респондентов, не занимающихся ФКиС, объясняют отказ от занятий физической культурой и спортом недостатком средств и времени. Им не хватает финансов на покупку спортивной формы, спортивного инвентаря и оплату абонементов в спортивные учреждения. В то же время некоторые не могут заниматься физической культурой, так как совмещают учебу с работой, и у них не остается свободного времени для занятий.
2) Один из главных моментов - это мотив получения "зачтено" по дисциплинам физической культуры, так 24% в 2018 и 28% в 2017 году, опрошенных высказали мнение о том, что спорт и физическая культура для них ассоциируются лишь с обязательной дисциплиной, преподаваемой в школе и вузе, в ходе которой необходимо получить аттестацию. Это свидетельствует о том, что современное общество имеет малую осведомленность относительно понятия «спорт», путаются в понятиях «физическая культура», «спорт» и «лечебная физическая культура», и, сле-
довательно, недооценивают его основные функции и моральные ценности.
3) Около трети респондентов связывает отказ от занятий физической культурой и спортом с наличием вредных привычек, и трудностей, последствия от которых вызывают то отдышку при беге, или удручающее состояние в следствие физической нагрузки. В силу возрастающих требований к профессиональной подготовке будущих специалистов, наличия вступительных испытаний (в том числе в ряде структурных подразделений - испытания на физические показатели) и приобщение общества к участию в сдаче нормативов ВФСК ГТО, изучение дисциплин по физической культуре и спорту выходят на первый план.
В связи с этим можно сказать, что физическая культура не развита в большинстве своем, как социальное явление и понимается, в первую очередь, как учебная дисциплина, но, несмотря на это, значительная часть молодёжи все-таки рассматривает физическую культуру, как фактор становления личности. Следовательно, формирование культуры учебной деятельности студентов как органическая часть целостного педагогического процесса предполагает реализацию не только образовательной, но и воспитательной, и развивающей функций обучения [4]. Занятия физической культурой для большинства людей обусловлены, в первую очередь, улучшением физической формы, для красоты, а не укрепления здоровья. У значительной части опрошенных есть желание заниматься физической культурой и спортом, но нет таковой возможности. Также следует выделить все субъективные и объективные факторы отказа от занятий физической культурой и спортом:
Субъективныефакторы;
1) Молодёжь не имеет чёткого представления о физической культуре, как о виде личностного саморазвития, и недооценивает её пользу для формирования личности
2) У некоторых присутствуют личные качества, препятствующие занятию физической культурой, а именно: лень, отсутствие силы воли, крайняя неусидчивость и отсутствие терпения. Именно поэтому многие начинают заниматься спортом, и через короткий промежуток времени прекращают свои начинания.
Объективныефакторы:
1) Программы развития и государственной поддержки относительно физической культуры и спорта имеют ограниченный характер. Следовательно, отчетливо виден недостаток финансирования таковых программ, а также отсутствие кампаний, в первую очередь, рекламных, направленных на популяризацию спорта.
2) Материальная контрастность общества - малообеспеченные слои населения либо не занимаются спортом вообще, либо вынуждены заниматься им частично и эпизодически. Многие из таких людей исходят из того что в сейчас быть спортсменом - удовольствие не из дешевых.
Нельзя заставить человека заниматься тем или иным видом деятельности, если он, конечно, не находится в рабстве. Нужно не заставлять людей заниматься чем-либо - нужно их
воодушевлять на то, чтобы они добровольно начали это делать. Это касается всего, что есть на свете, начиная от прививания в больницах и заканчивая военной службой, в том числе и физической культуры. Сложилось впечатление, что наше государство избрало немного неправильную политику относительно данного вопроса - курсы физической культуры в университетах и обязательные нормы ГТО не помогут нам сделать физическое воспитание, а в первую очередь самовоспитание популярным. Необходимо создать благоприятный образ физической культуре, чтобы молодёжь считала её достойным и привлекательным видом времяпровождения. Во многом этого можно добиться благодаря общественной деятельности и, в частности, общественным мероприятиям.
Достигнуть популяризации физической культуры среди молодёжи можно именно за счет проведения по-настоящему интересных и даже нестандартных мероприятий, а также прививания здорового образа жизни через лидеров мнений и кумиров молодёжи, будь то блоггеры, актеры, певцы и многие другие. Необходимо показать, что заниматься физической культурой может любой, а не только спортсмены. Наилучший мотивационный способ - использовать физическую культуру как предмет единения молодёжи с их кумирами.
Наиболее успешным проектом, справляющемся с данной задачей, является Всероссийский день бега «Кросс наций», который проводится с 2004 года и каждый год под своими знамёнами объединяет всё большее количество как любителей, так и профессиональных спортсменов. Данный успех обусловлен несколькими факторами:
1) Широкое освещение в СМИ, а также продуманная рекламная компания с участием звезд
2) Неординарность самого мероприятия
3) Отождествление участия в мероприятии с вызовом самому себе.
В итоге можно, сказать, что «Кросс наций» - идеальный пример того, что должно делать государство, для популяризации спорта, и делать это оно должно на безвозмездной и добровольной основе. Ведь главное, как мы отметили, это привитие в мышлении людей мысли о том, что спорт, это явление, не разделяющее, а наоборот, объединяющее людей в независимости от их социального класса, религии, пола и возраста.
Как было выявлено в ходе исследования, перед вопросом популяризации спорта и физической культуры в целом стоит ряд важных проблем. Одни из них касаются личностных качеств человека, вторые затрагивают вопросы образовательного характера, а третьи основываются непосредственно на политике государства.
Что касается, личностных качеств, то эта проблема решается сама по себе при решении двух остальных проблем, так или иначе связанных с политикой.
Отсюда можно сделать вывод о том, что для того, чтобы государству начать делать спорт популярным, ему, в первую очередь, нужно поменять политический курс относительно планов развития и государственной поддержки спорта и физической культуры. Например, вначале начинать с пересмотра программ финансовой поддержки спортивных учреждений, а также с соз-
Библиографический список
дания сети спортивных мероприятий, направленных на широкую аудиторию. Также следует ввести систему поощрений относительно спортивной деятельности. Это не касается званий Кандидата или Мастера Спорта. Это касается в первую очередь мелких достижений обычных людей. Будь то особые призы от спонсоров или государственные субсидии. Следует добавить соревновательную составляющую в жизнь простых людей. Этого можно, добиться созданием интерактивного мобильного приложения, содержащего рекорды по бегу или другим иным дисциплинам, что происходит уже в социальных группах интернет сети, созданы множество групп по обучению правильной техники и способов подготовки к различным соревнованиям по бегу, группы школ бега.
Обобщая, можно сказать, что физическая культура должна восприниматься как элемент повседневной жизни, такой же обыденный, как сон или прием пищи. Исходя из этого, мы должны добиться того, чтобы она была доступна и интересна не всем, но хотя бы большинству людей молодого поколения, ведь именно они - наше будущее.
Также анализируя данные 2017 и 2018 годов, можно отметить следующие тенденции в популярности физической культуры:
1) Происходит ценностный переход: физическую культуру начинают рассматривать, в первую очередь, не как средство поддержания красивой фигуры, а как инструмент укрепления здоровья.
2) Снижается отставание женщин, повседневно занимающихся физической культурой, относительно представителей противоположного пола
3) Недостаточное материальное обеспечение или отсутствие времени начинают играть менее важную роль.
Подводя итоги выше сказанного, можно отметить, что физическая культура и её популярность - один из наиболее важных факторов, влияющих не только на развитие личности, но и на развитие общества в целом. Студенты ждут, что образование в вузе даст не только необходимые знания, но и практические навыки [5]. Несмотря на то, что нашему государству необходимо провести пересмотр политики, касаемо популяризации физической культуры и спорта, каждому из нас тоже нужно пересмотреть свои взгляды относительно спорта и физического воспитания, так от нашего воспитания зависим не только мы, но и последующие поколения, ведь одним из наиболее мотивирующих факторов является отношение к спорту в семье. Государство и общество нуждаются в развитии спорта и повышении уровня спортивной культуры в студенческой среде. Цель, которая при этом пресле-дуется-воспитать психофизические способности человека и избежать негативных деформаций личности [6].
Несмотря на то, что результаты исследования показывают нам, что лишь немногим более чем половина людей в возрасте от 18 до 28 заинтересована в занятиях физической культурой, в наших силах исправить эту ситуацию за счет изменения образовательных методик на наиболее интересные и подходящие для лиц той или иной возрастной категории, а также политики в сфере физкультурно-спортивного массового развития молодёжи.
1. Ветков Н.Е. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Научная электронная библиотека "Киберленинка". Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskaya-kultura-i-sport-kak-sotsialnye-fenomeny-obschestva-fizicheskaya-kultura-i-sport-kak-sotsialnye-fenomeny-obschestva
2. Казначеев С.В., Лопатина О.В. Физическая культура в нефизкультурном вузе-подход к возможному решению её лучшего позиционирования. Интерэкспо Гео-Сибирь. 2015; Т. 6; № 2: 135 - 139.
3. Теплухин Е.И., Иванова Е.В., Захаров В.Г. Становление ценностных ориентаций в ходе реализации личностно-ориентированного обучения на занятиях физической культурой. Интерэкспо Гео-Сибирь. 2016; Т. 6; № 2: 191 - 195.
4. Крайник В.Л. Сущностные аспекты культуры учебной деятельности как педагогического феномена. Образование и наука. Известия УрО РАО. 2007; 2 (44): 27 - 35.
5. Самсонова Е.А., Минченко Л.В. Трансформация высшего образования в информационном обществе. Проблемы современной науки и образования. 2017; 21 (103): 46 - 49.
6. Митрохин Е.А., Крыжановская О.О., Кривых А.Н. Культура спорта студентов. Интерэкспо Гео-Сибирь. 2017; Т. 6; № 2: 127 - 131.
References
1. Vetkov N.E. Fizicheskaya kul'tura i sport kak social'nye fenomeny obschestva. Nauchnaya 'elektronnaya biblioteka "Kiberleninka". Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskaya-kultura-i-sport-kak-sotsialnye-fenomeny-obschestva-fizicheskaya-kultura-i-sport-kak-sotsialnye-fenomeny-obschestva
2. Kaznacheev S.V., Lopatina O.V. Fizicheskaya kul'tura v nefizkul'turnom vuze-podhod k vozmozhnomu resheniyu ee luchshego pozicionirovaniya. Inter'ekspo Geo-Sibir'. 2015; T. 6; № 2: 135 - 139.
3. Tepluhin E.I., Ivanova E.V., Zaharov V.G. Stanovlenie cennostnyh orientacij v hode realizacii lichnostno-orientirovannogo obucheniya na zanyatiyah fizicheskoj kul'turoj. Inter'ekspo Geo-Sibir'. 2016; T. 6; № 2: 191 - 195.
4. Krajnik V.L. Suschnostnye aspekty kul'tury uchebnoj deyatel'nosti kak pedagogicheskogo fenomena. Obrazovanie i nauka. Izvestiya UrO RAO. 2007; 2 (44): 27 - 35.
5. Samsonova E.A., Minchenko L.V. Transformaciya vysshego obrazovaniya v informacionnom obschestve. Problemy sovremennoj nauki i obrazovaniya. 2017; 21 (103): 46 - 49.
6. Mitrohin E.A., Kryzhanovskaya O.O., Krivyh A.N. Kul'tura sporta studentov. Interekspo Geo-Sibir'. 2017; T. 6; № 2: 127 - 131.
Статья поступила в редакцию 25.09.18
УДК 378.1
Vinogradova M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), sensor lecturer, Department of Mathematics and Informatics, State Agrarian
University of Northern Trans-Urals (Tyumen, Russia), E-mail: [email protected]
Malchukova N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), sensor lecturer, Department of Mathematics and Informatics, State Agrarian
University of Northern Trans-Urals (Tyumen, Russia), E-mail: [email protected]
AN ABILITY OF CRITICAL THINKING AS A CRITERION OF QUALITY FOR TEACHING FUTURE BACHELORS. The article reviews the technologies of teaching students at a university, based on methods and means of traditional education and upbringing, which correspond to the individual characteristics of each person. The methods of teaching have a lot of modern educational technologies, which include the system of education aimed at the formation of intellectual qualities of students. Such technologies include the technology of critical thinking development. The authors on the example of practical training show the implementation of the technology of development of critical thinking. Future bachelors need to instill critical thinking, so much so that the acquired skills helped in critical situations in professional activities.
Key words: critical thinking, game forms of learning, educational process, reflection, self-reflection, educational technology.
М.В. Виноградова, канд. пед. наук, доц. каф. математики и информатики, ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья,
г. Тюмень, E-mail: [email protected]
Н.Н. Мальчукова, канд. пед. наук, доц. каф. математики и информатики, ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья,
г. Тюмень, E-mail: [email protected]
СПОСОБНОСТЬ К КРИТИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ
КАК КРИТЕРИЙ КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ
В статье проводится обзор технологий преподавания в университете, основанных на методах и средствах традиционного образования и воспитания, которые соответствуют индивидуальным особенностям каждого человека. Рассматриваются методы обучения, современные образовательные технологии, которые включают в себя систему образования, направленную на формирование интеллектуальных качеств студентов. К таким технологиям можно отнести технологию развития критического мышления. Авторы на примере практического занятия показывают реализацию технологии развития критического мышления. Будущим бакалаврам необходимо прививать критически мыслить, да так, чтобы полученные навыки помогали в критических ситуациях в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: критическое мышление, игровые формы обучения, образовательный процесс, рефлексия, саморефлексия, образовательная технология.
На современном этапе развития от преподавателя вуза требуется не только знать свой предмет на высоком уровне, но и обладать навыками управления и развития личности студента. Сегодня в педагогической копилке у преподавателя высшей школы должны быть доступные инструментарии методов обучения. Будущий бакалавр, магистр стремится получить знания и стремится максимально использовать свои возможности на профессиональном поприще, т. е. нужно особенно уделять внимание целостной личности студента.
Традиционные методы обучения основаны на технологии объяснения, а современные методы основаны на понимании и взаимопонимании. Основное различие между традиционными и современными методами обучения - переход от объяснения к пониманию, от монолога преподавателя к диалогу между преподавателем и студентом как равноправной личности, которую необходимо поднять до уровня знания преподавателя и зажечь в нем желание познать больше, чем ему преподнесли в вузе. Главная задача преподавателя в современной теории обучения - не обучаться дисциплине, а общаться на основе взаимопонимания педагога и студента. Творчество, поиск исследований - вот основные понятия, которые должны лежать в основе каждой лекции, или практического занятия. На этапе обучения в университете интеллектуальные способности студентов требуют дальнейшего развития и совершенствования. Таким образом, студента нужно научить справляться с профессиональными задачами и жизненными проблемами. Технологии преподавания студентов в университете основаны на методах и средствах традиционного образования и воспитания, которые соответствуют индивидуальным особенностям каждого человека.
В образовательном пространстве большую роль играю великие педагоги 20 века, такие как Я.А. Каменским, И.Г. Песталоцци,
Д. Локком, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинским и др. Среди ученых 21 века внесших большой вклад российское образование, можно назвать В.П. Беспалько, М.В. Кларина, Б.Г. Матюнина, B.C. Кукушина, Г.К. Селевко и др. В основе современных педагогических технологий лежат теория психодинамики, психология, кибернетика. Они систематически и последовательно претворяют в жизнь заранее разработанный педагогический процесс [1]. В настоящее время все больше педагогов и психологов обращаются к идеям формирования критического мышления. Но для этого необходимо на научно-методической основе переосмыслить структуру и содержание дидактики обучения, педагогических технологий, содержания научно-методического сопровождения образовательного процесса и всех других аспектов подготовки студентов [2].
Разнообразные технические средства обучения помогают разнообразить процесс обучения в Вузе. Современные педагогические методы преподавания в вузе фокусируются на активизации всего образовательного процесса посредством игровой деятельности.
С точки зрения теории обучения, игровая деятельность, это форма образовательной деятельности, которая имитирует определенные практические ситуации и имеет двусторонний характер: с одной стороны, игрок выполняет реальные действия, с другой - ряд аспектов этой деятельности является условным, что позволяет отвлечь от реальной ситуации с её ответственностью и нормативными обстоятельствами. Игра трактуется как любая деятельность приносящая удовольствие. Игровые формы повышают эффективность обучения, но игра не является ведущим видом деятельности, она помогает развить мышление и креативность у обучающихся, тем самым помогая им найти неординарные решения сложных на первый взгляд, но очень простых задач.