Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СТИМУЛЫ РАЗВИТИЯ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ'

ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СТИМУЛЫ РАЗВИТИЯ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ЭНЕРГЕТИКА / ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ / ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ / АТОМНАЯ СТАНЦИЯ / КВОТЫ / ТАРИФЫ / ALTERNATIVE ENERGY / RENEWABLE ENERGY / ELECTRICITY / NUCLEAR POWER PLANT / QUOTAS / TARIFFS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тетёркина Алла, Лычагина Екатерина

В статье описана сложившаяся в Беларуси ситуация в области производства и потребления электроэнергии. Акцент сделан на обоснованность ее генерации за счет альтернативных источников. Представлены цели Правительства касательно поддержки в республике «чистой» энергетики и механизм их достижения. Изложены мировые тенденции и перспективы использования возобновляемой энергии. На основе критического анализа действующих в зарубежных государствах финансово-экономических рычагов стимулирования ее производства (главный из которых - «зеленый» тариф) предложена корректировка белорусской модели развития энергетической сферы. Предлагается развивать механизм включения домашних хозяйств, вырабатывающих электричество за счет возобновляемых источников, в систему энергоснабжения реального сектора экономики на условиях сбалансированности встречных потоков движения энергии, минуя сделки ее купли-продажи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tendencies, prospects and economic incentives for renewable energy development

The article describes the current situation of production and consumption of electricity in Belarus. Special emphasis was put on the reasonableness of its generation from the alternative sources. The Government's objectives were presented regarding the support of «clean» energy complex in the country and the mechanism for its achievement. The world trends and prospects of using the «clean» energy in the economic life of society were described. A critical analysis of the financial and economic levers stimulating its production in foreign countries, the main one being the «green» tariff, has been made. Based on the identified advantages and disadvantages, there was suggested an adjustment of the Belarusian model for the development of energy industry. It was recommended to develop a mechanism to include households that generate electricity from renewable sources in the power supply system of the real sector of the economy in terms of the balance of reciprocal energy flows, bypassing its sale and purchase transactions.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СТИМУЛЫ РАЗВИТИЯ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ»

Тенденции, перспективы и экономические ^

стимулы развития

возобновляемой энергетики

ИННОВАЦИИ и ИНВЕСТИЦИИ

УДК 338.45:620.92(476)

Алла Тетёркина,

заведующий сектором ценообразования и антимонопольного регулирования Института экономики НАН Беларуси, кандидат экономических наук, доцент;

teterkina@tut.by

Аннотация. В статье описана сложившаяся в Беларуси ситуация в области производства и потребления электроэнергии. Акцент сделан на обоснованность ее генерации за счет альтернативных источников. Представлены цели Правительства касательно поддержки в республике «чистой» энергетики и механизм их достижения. Изложены мировые тенденции и перспективы использования возобновляемой энергии. На основе критического анализа действующих в зарубежных государствах финансово-экономических рычагов стимулирования ее производства (главный из которых - «зеленый» тариф) предложена корректировка белорусской модели развития энергетической сферы. Предлагается развивать механизм включения домашних хозяйств, вырабатывающих электричество за счет возобновляемых источников, в систему энергоснабжения реального сектора экономики на условиях сбалансированности встречных потоков движения энергии, минуя сделки ее купли-продажи. Ключевые слова: альтернативная энергетика, возобновляемые источники энергии, электроэнергия, атомная станция, квоты, тарифы. Для цитирования: Тетёркина А,Лычагина Е. Тенденции, перспективы и экономические стимулы развития возобновляемой энергетики // Наука и инновации. 2019. №12. С. 41-47. Ь ttpsM0i.0rg/10.29235/1818-9857-2019-12-41-47

Екатерина Лычагина,

младший научный сотрудник сектора ценообразования и антимонопольного регулирования Института экономики НАН Беларуси, магистр

экономических наук; katiuha.ly4agina@yandex.ru

Непрерывный рост потребления электрической энергии в мире на фоне ограниченности традиционных источников ее выработки актуализирует вопрос развития альтернативной энергетики. Беларусь в этом плане не исключение. В течение 2000-2017 гг. в республике наблюдалась тенденция к отставанию объемов производства электроэнергии от потребления, что обусловило необходимость ее закупки за рубежом.

В 2018 г. ситуация кардинально изменилась, в результате масштабной модернизации энергосистемы страна смогла экспортировать свыше 1 млрд кВт-ч и свести импорт до 0,05 млрд кВт-ч (рис. 1).

Согласно материалам Национального статистического комитета и Министерства энергетики, в предыдущем году в Беларуси было сгенерировано 38,8 млрд кВт-ч электроэнергии, из которой 90% - объектами ГПО «Бел-энерго». Весомая ее доля получена тепловыми станциями, работающими на природном газе. В то же

Рис. 1. Производство и потребление электрической энергии в Республике Беларусь, 2001-2018 гг.

Источник: Разработка авторов на основе [1,2]

время республика не располагает достаточным для гарантированного самообеспечения объемом этого ресурса. Его поставки из-за границы с учетом волатильности мировых рынков усиливают зависимость национальной экономики от неблагоприятных факторов внешней конъюнктуры и ведут к дополнительным тратам валютных средств (только в 2018 г. стоимость импорта газа превысила 2,69 млрд долл.). В связи с этим на повестке дня остро стоит проблема поиска путей замещения данного вида полезного ископаемого местными и возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ) [3].

Значимость решения указанной проблемы усиливается в контексте реализации Отраслевой программы развития электроэнергетики на 2016-2020 гг., утвержденной постановлением Министерства энергетики Республики Беларусь №8 от 31.03.2016 г. (ред. №31 от 04.09.2019 г.), где содержится прогноз расхода электрической энергии по стране до 2020 г. Его значение должно приблизиться к 40,1 млрд кВт-ч (рис. 2).

Согласно этому же документу, для обеспечения потребности

республики в электроэнергии за счет собственных сил суммарная установленная мощность энергосистемы страны должна достичь 13017,6 МВт. На начало 2019 г. этот показатель составил 10068,68 МВт. Доведение его до прогнозного значения предусматривается по нескольким направлениям: во-первых, за счет модернизации действующих, замены отработанных и строительства новых генерирующих мощностей ГПО «Белэнерго»; во-вторых, посредством ввода в эксплуатацию атомной электростанции (БелАЭС); и, в-третьих, на основе наращивания объемов использования локальных источников. В случае неукоснительного выполнения намеченного структура производства электроэнергии будет выглядеть следующим образом: 66,7% - тепловые электростанции, 30,5% - атомная электростанция и 2,8% - ВИЭ. Правильность приведенных цифр не вызывает сомнений. Вместе с тем необходимо констатировать, что на более отдаленную перспективу для ощутимого снижения импортозависимости страны от внешних поставок газа значимость возобновляемой энер-

гетики должна многократно повыситься.

На начало года в составе ГПО «Белэнерго» действовала одна ветроэлектростанция в Ново-грудке мощностью 9 МВт, 25 гидроэлектростанций мощностью 88,26 МВт, на балансе коммунального унитарного производственного предприятия «Мин-скводоконал» числилась Вилей-ская ГЭС. Помимо них в Беларуси в частном порядке эксплуатировались 55 фотоэлектрических станций, из которых крупнейшие -солнечный парк уе1сош мощностью 18,48 МВт, расположенный в Брагинском районе на площади свыше 41 га, и солнечная электростанция (СЭС) в 55 МВт в Речиц-ком районе, занимающая около 115 га. Наряду с этим в республике планомерно расширяются масштабы задействования биогазовых комплексов. По данным Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, на 1 января 2019 г. их насчитывалось 25. Только в Щучинском районе Гродненской области в 2018 г. на животноводческих объектах были введены сразу три установки такого типа [5, 6].

Импульсом для становления альтернативной энергетики в стране послужила реализация двух программ: Национальной программы развития местных и возобновляемых источников энергии на 2011-2015 гг., утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь №586 от 10.05.2011 г. (с изм. и доп. от 23.12.2013 г. №1115), и Государственной программы «Энергосбережение» на 2016-2020 гг., которая утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь №248 от 28.03.2016 г. (с изм. и доп. от 03.05.2019 г. №276).

а 4и

Н

ЕО к

ч ЗИ ь

е;

36

40,1

38,4 37.6 W^J™ 38.9«^ ж''

Jj& ■ ill

2010 301] 2012 2013 2014 2013 2016 2017 20IE 2019 2020

ГсЦЫ

■ Потребление электрической энергии, м;)рл кВт*час - — "Прогноз потребления электрической энергии; млрл кВт-час

Рис. 2. Фактическое и прогнозное потребление электрической энергии в Республике Беларусь, 2010-2020 гг. Источник: Разработка авторов на основе [4]

Немаловажное значение в решении данного вопроса сыграло также принятие ряда нормативных правовых актов, например Закона Республики Беларусь «О возобновляемых источниках энергии» №204-З от 27.12.2010 г. (с изм. и доп. от 09.01.2018 г. №91-З), которым посредством формирования благоприятной ценовой политики, улучшения инвестиционного климата, установления налоговых льгот и прочих мер финансово-экономического характера предусмотрена государственная поддержка производства «чистой» энергии. Конкретизация перечисленных мер нашла отражение в отраслевом законодательстве, регулирующем соответствующие сферы общественных отношений.

Так, согласно Налоговому кодексу, лица, осуществляющие ввоз на территорию страны установок по использованию ВИЭ, а также комплектующих и запасных частей к ним, освобождаются от уплаты НДС. В нем же ведется речь и об освобождении от уплаты земельного налога участков, занятых объектами и установками по использованию ВИЭ, а также предоставленных на период строительства и реконструкции таких объектов.

В области ценообразования принято постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли «О тарифах на электрическую энергию, производимую из возобновляемых источников энергии» №73 от 03.09.2018 г. (с изм. и доп. от 26.08.2019 г. №70). Оно предусматривает применение повышенных тарифов на закупку со стороны ГПО «Белэнерго» «зеленой» электроэнергии, полученной индивидуальными предпринима-

телями и юридическими лицами, которые не входят в число государственных энергоснабжающих организаций страны. Уровень таких тарифов рассчитывается путем корректировки стоимости 1 кВт-ч для промышленных и приравненных к ним потребителей с присоединенной мощностью до 750 кВ-А на коэффициенты, дифференцированные в зависимости от вида задействованных природных ресурсов, мощности установок, фактического срока их службы на день ввода в эксплуатацию, а также с учетом того, к какой категории относится сам производитель энергии - к группе лиц, чья деятельность по ее выработке осуществляется в рамках квот, или для собственного потребления с возможностью реализации излишков. Например, коэффициент для установок мощностью до 300 кВт, использующих солнечное излучение, которые созданы в пределах выделенных в 2015 г. квот и введены в эксплуатацию с 21.08.2015 г. по 31.12.2018 г., первые 10 лет составляет 2,5.

Приведенные меры - лишь часть перечня тех способов, посредством которых государ-

ство участвует в поддержке регенеративной энергетики, но пока отдача от них остается низкой. Об этом свидетельствует множество фактов. Так, по итогам 2018 г. удельный вес «чистой» электроэнергии в суммарном объеме ее производства в Беларуси составил только 1%, в то время как результаты исследований центров Agora Energiewende (Германия) и Sandbag(Великобритания) свидетельствуют, что доля ВИЭ в генерации электрической энергии в Европейском союзе уже достигла 32,3%. В мировом рейтинге Всемирного Банка «Regulatory Indicators for Sustainable Energy, 2018» республика не набирает и половины баллов по 100-балльной шкале развития возобновляемой энергетики, демонстрируя один из наихудших показателей в рамках Евразийского экономического союза. К тому же за два последних года наша страна ухудшила свои позиции в этом рейтинге, получив 47 баллов против 49, присвоенных ей в 2016 г. Отрицательное влияние оказало двукратное снижение оценки состояния правовой базы и эффективности поддержки данного вида деятельности, а также

трехкратное ухудшение степени доступности подключения к сети и условий ценообразования [7-9].

Основной причиной такой ситуации послужило лимитирование ввода новых объектов генерации альтернативной энергии, а также ограничение модернизации и реконструкции уже действующих. Данная норма закреплена Указом Президента Республики Беларусь «Об использовании возобновляемых источников энергии» №209 от 18.05.2015 г., причем она имеет тенденцию к ужесточению. В соответствии с пунктом 3 названного Указа принято постановление Совета Министров «Об установлении и распределении квот на создание установок по использованию возобновляемых источников энергии» №662 от 6.08.2015 г. (с изм. и доп. от 31.10.2018 г. №782), на основе которого сформирована Республиканская межведомственная комиссия по установлению и распределению квот на создание установок по использованию возобновляемых источников энергии. Изначально комиссией было принято решение о том, что суммарная мощность новых установок, запускаемых в 20162018 гг., не может превышать 215 МВт, а тех, что планируется первично ввести в эксплуатацию в 2019-2021 гг.,- 132,7 МВт. Впоследствии она утвердила квоты на 2020-2022 гг. в размере 136,8 МВт и пересмотрела их значения на 2021 г., снизив с 82,5 МВт до 27,5 [10-12].

Согласно постановлению №662, выделение квот осуществляется на конкурсной основе, что вполне обоснованно с точки зрения повышения эффективности функционирования энергосистемы страны. Но некоторые субъекты обла-

дают бесспорным преимуществом. Например, вне конкурса проходят лица, которые планируют выработку «чистой» энергии в соответствии с решениями Совета Министров и Президента Республики Беларусь (либо с его согласия). Первоочередное право имеют и претенденты, ориентированные на размещение установок ВИЭ на территориях, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС. В случае отсутствия таковых в приоритете оказываются те, кто намерен передать возведенные установки ГПО «Бел-энерго» не позднее десятого года их эксплуатации.

Помимо квотирования объемов сдерживающим фактором получения электроэнергии за счет альтернативных источников выступает и то, что республика взяла курс на снижение повышающих коэффициентов для расчета тарифов на ее закупку. В частности, в постановлении МАРТ прописано, что для установок с использованием энергии солнца, созданных в пределах квот, выделенных в 2018 г. и введенных в эксплуатацию в период с 01.01.2019 г. по 31.12.2021 г., повышающий коэффициент первые 10 лет будет только 1,3, тогда как до этого он был почти в два раза выше. А с 01.11.2019 г. вступят в силу положения Указа Президента Республики Беларусь «О возобновляемых источниках энергии» №357 от 24.09.2019 г., которые предусматривают применение коэффициентов, стимулирующих использование ВИЭ, то есть понижающих, при приобретении электрической энергии, произведенной установками, которые будут создаваться в пределах квот, распределенных после 01.11.2019 г.

Ограничения данного рода можно оправдать стремлением Правительства сдержать рост стоимости электроэнергии для населения и реального сектора экономики, который в случае неконтролируемого перехода на возобновляемые источники ее генерации станет неизбежным из-за действующих бонусов в этой сфере. Эксперты Министерства энергетики Республики Беларусь заявляют, что такая энергия будет обходиться вчетверо дороже традиционной [6, 13].

С аналогичной проблемой уже столкнулся ряд стран. Например, в Чехии с 2005 по 2012 г. действовал Закон о возобновляемых источниках энергии с определенным набором экономических стимулов, что привело к увеличению количества фотоэлектрических станций в 4,5 раза. Их мощность достигла 2100 МВт, превысив показатели самой крупной чешской АЭС. Следствием стало удорожание электроэнергии более чем на 11%. В результате госорганами было принято решение о полной отмене с 2013 г. преференций для возведения новых установок ВИЭ, за исключением тех, что утилизируют твердые бытовые отходы [14].

Тем не менее, несмотря на имеющиеся противоречия, Беларусь не должна отказываться от альтернативной энергетики, так как ее развитие выступает важнейшим направлением диверсификации топливно-энергетического баланса страны. Здесь в большей степени уместно вести речь о модификации действующего в республике механизма поощрения выработки электроэнергии за счет ВИЭ. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. В Администрацию Президента

представлен проект Указа Президента Республики Беларусь «О возобновляемых источниках энергии», а в Правительство - проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь». Главными целями их принятия выступают стимулирование использования более эффективных технологий получения «чистой» энергии и сохранение привлекательности инвестиций в эту сферу, а также снижение платы за ее потребление. Они созвучны с Целями устойчивого развития человечества на период до 2030 г. и задачами, обозначенными Парижским соглашением по борьбе с изменением климата, которые гласят о необходимости обеспечения всеобщего доступа к надежным, дешевым, устойчивым и современным источникам энергии, а также о важности сокращения добычи углеводородов и уменьшения экологической нагрузки на окружающую среду [13].

При совершенствовании национальной политики в области поддержки возобновляемой энергетики для Беларуси надо понимать, что в перспективе для мирового сообщества ожидаемы две тенденции: снижение стоимости установок ВИЭ и удорожание ископаемого топлива по причине истощения его месторождений. Это приведет к замене ресурсной и технологической базы глобальной энергосистемы - ее переориентации с доминирующей углеродной на равноправную или даже преимущественно регенеративную. Полный переход, по крайней мере в обозримом времени, будет сдерживаться нестабильно-

стью погодных условий. Однако неисчерпаемые источники выработки энергии могут быть дополнены теми, которые возникли как побочный эффект техногенной эволюции общества. В качестве примера последних можно привести шумовое загрязнение. Во многих странах учеными активно ведутся исследования по созданию объектов, способных поглощать звуковые вибрации, фиксируемые в больших городах, аэропортах, на железных дорогах и т.д., и производить на их основе киловатт-часы, что позволит снизить негативное воздействие шума на здоровье человека и сдержать рост экологического долга [15].

Происходящий сейчас в области энергетики процесс трактуется как переходный. Однако, по оценке исследовательской компании Bloomberg New Energy Finance, к 2050 г. глобальные инвестиции в новые генерирующие мощности ВИЭ превысят 10 трлн долл., из которых более 7 трлн долл. будет направлено в солнечный и ветровой секторы. Одновременно Международное энергетическое агентство прогнозирует, что к этому времени наиболее важным конечным энергоносителем на планете станет электричество и 70% его будет производиться именно за счет эксплуатации регенеративных источников [16].

Таким образом, регионы, где отсутствует или сдерживается альтернативная энергетика, уже в ближайшее время могут утратить имеющиеся у них конкурентные преимущества и параллельно ухудшить свою экологическую обстановку.

На фоне инициативы Европейского союза во многих странах ожидаемо введение углерод-

ного налога на импорт, в результате чего окажутся в проигрыше экспортеры, широко задейству-ющие при производстве своих товаров традиционные источники энергии, то есть не являющиеся климатически нейтральными. Чтобы не попасть в число последних, нашей республике необходимо иметь свое компромиссное решение, одним из составляющих которого может быть создание по аналогии с Украиной механизма поддержки выработки «зеленой» энергии физическими лицами. Но для этого предварительно следует изучить его слабые стороны, чтобы не допустить их в белорусской модели [17].

Украина, вступив в Энергетическое сообщество, обязалась к 2020 г. нарастить производство электроэнергии за счет возобновляемых природных ресурсов до 11%, к 2035 г.- до 25%. Активизировалось данное направление с 2015 г. Был взят ориентир на взаимоувязку интересов производителей и потребителей, в результате чего объем вводимых в эксплуатацию мощностей для получения регенеративной энергии стал ежегодно расти. Только в 2018 г. он составил 742,5 МВт, превысив уровень 2017 г. в 2,8 раза [18, 19]. Главным рычагом стимулирования ВИЭ в стране пока остаются «зеленые» тарифы. Из-за значительной доли импортного оборудования, необходимого для возведения соответствующих установок, они привязаны к европейской валюте и применимы как к юридическим лицам, так и к домашним хозяйствам, реализующим излишки выработанной электроэнергии государству. Согласно постановлению НКРЭКУ №447 от 29.03.2019 г. «Об установлении «зеленых» тарифов на электриче-

скую энергию для частных домо-хозяйств» (с изм. от 27.06.2019 г. №1243), стоимость 1 кВт-ч, произведенного за счет солнечного излучения объектами мощностью не выше 30 кВт и введенными в действие с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2018 г., составляет 5,5021 грн (без НДС), а 1 кВт-ч, полученного на ветровых установках, эксплуатация которых начата в период с 01.07.2015 г. по 31.12.2018 г.,- 3,5371 грн [20].

Как и во всем мире, в Украине энергия солнца дороже энергии ветра. Данный факт послужил мощным импульсом развития рынка инсталляций небольших солнечных станций. Государственное агентство по энергоэффективности и энергосбережению отмечает, что на конец прошлого года около 7,5 тыс. украинских семей возвели СЭС общей мощностью 160 МВт и большая часть из них была установлена в 2018 г. [21].

Вместе с тем «зеленый» тариф в Украине - один из самых высоких в Европе. Рост расходов на приобретение электроэнергии по нему возмещается за счет непрерывного ее удорожания для конечных потребителей, что грозит последствиями, имевшими место в недавнем прошлом в Чехии. Осознавая это, власти страны приступили к реализации корректирующих мер. Верховная рада 25.04.2019 г. приняла проект закона №8449-д «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения конкурентных условий производства электрической энергии из альтернативных источников энергии», согласно которому с 2020 г. вводятся «зеленые» аукционы по распределению квот государственной поддержки объектов альтернативной энергетики.

«Зеленые» тарифы пока остаются в силе, но они будут планомерно снижаться, носить ограниченный характер использования и продолжат свое действие до 2030 г.

В Беларуси вопрос об участии физических лиц в генерации электроэнергии за счет ВИЭ поднимался неоднократно. Но приобретение у них ее излишков по действующим тарифам, с учетом ранее сказанного, представляется затратным. Поэтому включение домашних хозяйств в энергосистему республики следует выстраивать не в рамках договоров купли-продажи электроэнергии, а в рамках формирования сбалансированных потоков ее производства, накопления, распределения и потребления, как это предлагают сделать отечественные ученые.

Согласно ст. 5 Закона №204-З, в качестве субъектов отношений в сфере использования ВИЭ в нашей стране выделены: Республика Беларусь, административно -территориальные единицы Республики Беларусь, иностранные государства, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, иностранные и международные организации. Вместе с тем ст. 1 содержит четкую трактовку относительно того, кто считается производителем такой энергии. К данной категории субъектов отнесены юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство электрической энергии за счет возобновляемых источников в целях энергетического обеспечения своей хозяйственной деятельности и (или) ее последующей реализации. То есть белорусское законодательство не рассматривает граждан в их числе.

Одновременно в Беларуси физическим лицам не запрещается возводить и эксплуатировать на придомовой территории установки по использованию ВИЭ для собственных нужд. Существует подробный пошаговый алгоритм их подключения. В зависимости от конструктивного исполнения установки могут быть отнесены к сооружению или к инженерному оборудованию, но в обоих случаях предполагается письменное обращение в исполнительный комитет для получения разрешения на их возведение. В последующем организацией, имеющей аттестат на проектирование объектов соответствующего класса сложности, разрабатывается проектная документация и на этой основе производятся строительно-монтажные работы с привлечением предприятий, прошедших аккредитацию на их выполнение. Возведенные строения принимаются комиссией, назначенной исполнительным комитетом. Кроме акта приемки требуется заключение органов государственного энергетического надзора о возможности их ввода в эксплуатацию. Наличие заключения предоставляет право включить установку на параллельную работу с энергосистемой [22].

На практике масштабы вовлеченности граждан нашей страны в развитие альтернативной энергетики остаются незначительными. Основной причиной тому служит несовпадение из-за влияния природно-климатических факторов и специфики режима жизнедеятельности человека периодов потребления энергии и ее генерации за счет возобновляемых источников. Например, солнечные батареи эффективны днем при ясной погоде. Вечером

и утром их производительность существенно снижена, а ночью практически отсутствует. Вместе с тем для домашних хозяйств темное время суток характеризуется наибольшим расходом электричества. Возникает дилемма: устанавливать дополнительно аккумуляторные устройства с целью сохранения энергии, полученной в период ее максимальной выработки, благодаря чему гарантируется бесперебойная подача электричества, или ее недостаток при пиковом потреблении возмещать из централизованных источников. Оба варианта затратны, что делает их непривлекательными для населения.

Проблема асинхронности трендов производства и расхода электроэнергии на макроуровне решается путем внедрения технологий промышленных накопителей. Для физических лиц рацио нальной видится передача полученной и не использованной ими регенеративной энергии государственным энергоснабжающим предприятиям с последующим ее возвратом в период массового потребления за минусом потерь на транспортировку и некоторого процента, который может рассматриваться в качестве оплаты услуг по ее сохранности. Только в этом случае выгода будет очевидна для тех, кто решил на своих придомовых территориях возвести объекты ВИЭ.

Такой механизм представляет интерес и для системы энергосбыта республики в целом. Появляется возможность снизить нагрузку на основные генерирующие мощности страны в период активного потребления энергии реальным сектором экономики и заработать процент за ее сохранность. Кроме того, становится воз-

можным рост показателей импор-тозамещения ископаемого топлива и, как следствие, получение в перспективе более дешевой электроэнергии. Не менее важно и ожидаемое улучшение экологической обстановки, ведь сегодня на долю отечественной энергетики приходится свыше 80% всех выбросов парниковых газов - это порядка 57 млн т СО2-эквивалента в год, что создает существенные угрозы изменения климата, загрязнения атмосферы и почвы, а также нанесения ущерба здоровью нации.

Таким образом, можно констатировать, что Беларусь сделала правильный выбор, предусмотрев наращивание объемов выработки альтернативной энергии. Вопрос состоит в определении рационального подхода к реализации поставленной задачи, который позволил бы сбалансировать развитие энергетической сферы республики в контексте согласования экономических, социальных и экологических приоритетов развития общества.

■ Summary. The article describes the current situation of production and consumption of electricity in Belarus. Special emphasis was put on the reasonableness of its generation from the alternative sources. The Government's objectives were presented regarding the support of «clean» energy complex in the country and the mechanism for its achievement. The world trends and prospects of using the «clean» energy in the economic life of society were described. A critical analysis of the financial and economic levers stimulating its production in foreign countries, the main one being the «green» tariff, has been made. Based on the identified advantages and disadvantages, there was suggested an adjustment of the Belarusian model for the development of energy industry. It was recommended to develop a mechanism to include households that generate electricity from renewable sources in the power supply system of the real sector of the economy in terms of the balance of reciprocal energy flows, bypassing its sale and purchase transactions.

■ Keywords: alternative energy, renewable energy, electricity, nuclear power plant, quotas, tariffs.

■ https://doi.org/10.29235/1818-9857-2019-12-41-47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Национальный статистический комитет Республики Беларусь // http://www.belstat.gov.by/.

2. Министерство энергетики Республики Беларусь // http://minenergo.gov.by.

3. Импорт товаров в Республику Беларусь за январь - декабрь 2018 г. / Национальный статистический комитет Республики Беларусь // http:// www.belstat.gov.by/upload-belstat/upload-belstat-pdf/oficiaLstatistika/6znak-2017-2018_god/120I05.pdf.

4. Отраслевая программа развития электроэнергетики на 2016-2020 гг.: постановление Министерства энергетики Республики Беларусь от 31.03.2016 г., № 8 (ред. № 31 от 04.09.2019 г.) // Эксперт / Информационно-правовая система по законодательству Республики Беларусь.-Минск, 2019.

5. Кротова Н. Г. Развитие топливно-энергетического комплекса / Н. Г. Кротова,А. Г. Пенязь // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. 2019. № 3. С. 24-26.

6. Артеага В. Мегаватты на семи ветрах. Проект указа: как может измениться стратегия использования возобновляемых источников энергии после ввода в строй БелАЭС / В. Артеага // Газета ^^Рэспублiка». 2019. № 148 // https://www.sb.by/articles/megavatty-na-semi-vetrakh.html.

7. Regulatory Indicators for Sustainable Energy, 2018: Policy Matters / The World Bank // http://documents.worldbank.org/curated/ en/553071544206394642/pdf/132782-replacement-PUBLIC-RiseReport-HighRes.pdf.

8. Доля ВИЭ в общем объеме энергопотребления Беларуси по итогам 2018 года достигла 6% // /www.interfax.by/news/belarus/1255768.

9. Regulatory Indicators for Sustainable Energy, 2016: A Global Scorecard for Policy Makers / The World Bank // http://documents.worldbank.org/ curated/en/538181487106403375/pdf/112828-REVISED-PUBLIC-RISE-2016-Report.pdf.

10. Установлены квоты на создание установок по использованию возобновляемых источников энергии на 2019-2021 гг. // http://minenergo. gov.by/ustanovleny-kvoty-na-sozdanie-ustanovok-po-ispolzovaniju-vozobnov ljaemyh-istochnikov-jenergii-na-2019-2021-gody.

11. Квоты на создание установок по использованию возобновляемых источников энергии в 2016-2018 годах составят 215 МВт // https: // www.belta.by/economics/view/kvoty-na-sozdanie-ustanovok-po-ispolzovaniju-vozobnovljaemyh-istochnikov-energii-v-2016-2018-godah-163115 —2015 /. 12. К вопросу о квотах на создание установок по использованию возобновляемых источников энергии

на 2020-2022 гг. // http://minenergo.gov.by/k-voprosu-o-kvotah-na-sozdanie-ustanovok-po-ispolzovaniju-vozobnovljaemyh-istochnikov-jenergii-na-2020-2022-gody/.

Полный список литературы размещен на сайте Статья поступила в редакцию 02.08.2019 г. http://innosfera.by/2019/12/green_energy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.